Ведение 5
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ 7
УСЛУГ
1.1 Место услуг сетевых розничных торговых сетей в структуре
потребительского рынка 7
1.2 Стратегическая направленность интенсивного развития
предприятий сферы услуг 21
1.3 Конъюнктурообразующие факторы интенсивного развития
предприятий сферы услуг 28
Заключение 93
Список использованных источников 95
Актуальность темы исследований
Переход отечественной экономики в новое качественное состояние выдвигает перед предприятиями сферы услуг задачу пересмотра ряда прежних теоретических и практических ориентиров деятельности.
Активизация экономических процессов в России привела к обострению конкуренции, что заставляет участников рыночных отношений искать пути и способы повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности.
В современных условиях устойчивость, конкурентоспособность предприятий в долгосрочном периоде в большой степени зависит от умения адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям. Осуществление стратегического управления, формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности происходит сегодня в условиях неопределенности и нестабильности внешней и внутренней среды бизнеса. Использование традиционных подходов в таких условиях не всегда приводит к желаемому результату, либо полученный эффект ограничен, поэтому актуальной проблемой является поиск новых подходов к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильной среды.
Вопросам конкурентоспособности в современной науке уделено достаточно внимания. Однако подавляющее большинство исследований посвящено проблемам обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов ХХ в. о том, что конкурентоспособность российских предприятий сферы услуг сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с западными компаниями достаточно много. Не останавливаясь на недостатках государственного управлениями условиями, формирующими высокую конкурентоспособность сферы услуг, отметим слабость методической базы перестройки российских предприятий, ориентированной на их возрастающую конкурентоспособность.
Один из ярких трансформационных процессов в сфере российского потребительского рынка в последнее десятилетие - развитие сетевой торговли, что характеризуется проявлением мировых тенденций развития сферы услуг, которые заключаются в росте доли сетевых предприятий по сравнению с другими формами организации предприятий торговли. Это объективная закономерность, обусловленная конкурентными преимуществами, которые характерны для крупного предприятия сетевого формата по сравнению с автономными магазинами.
Развитие торговых сетей в Красноярском крае можно рассматривать с учетом имеющего место напряженного ожидания прихода в регион сетевых предприятий общенационального масштаба. Поэтому региональные розничные сети заинтересованы в создании конкурентных преимуществ, в
освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части рынка. Эти тенденции служат предпосылками роста интенсивности конкуренции. Таким образом, поле конкуренции для региональных сетевых розничных торговых предприятий значительно расширяется. Но, как показывает практика, многие из предприятий данного сегмента еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Основными причинами этого являются недостаточная проработка теоретического обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у торговых предприятий эффективных управленческих механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия
Разработка методических и организационно-экономических методов и подходов, позволяющих формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности услуг региональных сетевых торговых предприятий в сложившихся условиях и определила актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы
Авторами первоначальных исследований в области конкуренции можно назвать А. Смита, Д Риккардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В.Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Значительный вклад в развитие современной теории экономических отношений, отражающей проблемы развития отечественного предприятия в конкурентной среде, внесли такие ученые-экономисты, как О.В. Михайлов, Р.А. Фатхутдинов, У.Г. Зиннуров.
Объект исследования
В качестве объекта исследования выступают услуги сетевых розничных торговых предприятий, формирующих сегмент сетевой торговли в Красноярском крае.
Предмет исследования
Предмет исследования составляют теоретические, методические и практические подходы к формированию стратегии интенсивного развития услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Цель исследования
Цель исследования заключается в формировании стратегии интенсивного услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Выполненное в соответствии с поставленными задачами диссертационное исследование позволяет сформулировать ряд выводов.
1. Условия современной экономики и тенденции её развития определяют необходимость формирования стратегии интенсивного развития услуг предприятий потребительского рынка на основе исследования ключевых инструментов и факторов, выявления конкурентных преимуществ. Динамизм рыночного окружения превращает конкурентное преимущество в подвижную и сужающуюся цель, требующую системного управления доминантами стратегического менеджмента - потенциал, стратегия, конкурентоспособность.
2. Конкретизация понятия «конкурентоспособность» позволяет
рассматривать его как интегральную характеристику, отражающую качество разработки и эффективность реализации стратегии и определяющую положение предприятия по отношению к прямым конкурентам по основным составляющим его стратегического и конкурентного потенциала.
3. Обобщение методических и организационно-экономических подходов
к обеспечению конкурентоспособности позволило сделать вывод лишь о локальных успехах в области оценки влияния того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, изучение научной экономической литературы привело к заключению о том, что на данный момент отсутствует технология разработки стратегии обеспечения
конкурентоспособности предприятия, в связи с чем были разработаны автором инструменты, алгоритм построения и методика формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности.
4. Исследование научно-методического обеспечения технологии
построения стратегии свидетельствует о том, что в данный процесс вовлекается достаточно большой массив управленческой информации. Учитывая все требования, предъявляемые к информации управленческого характера, информационное и техническое обеспечение современных предприятий, автором в работе предложено использовать нейросетевые подходы к обработке информации, что позволяет получать необходимые результаты в условиях ограниченности информации.
5. В результате анализа и критического переосмысления литературы сделан вывод о том, что в современных научных исследованиях не находят достаточного отражения вопросы, связанные с разработкой вариантов стратегии, их оценкой и критериями выбора. Представленные в научных трудах разработки в основном являются узконаправленными и касаются ограниченного количества факторов оценки, число которых обычно не превышает комбинацию пяти. На основе этих заключений автором предложен метод формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия с использованием принципа попарного сравнения, что обеспечивает логическую прозрачность разработки стратегии. Использование
данного метода позволяет добиться синергетического эффекта от интеграции корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.
Таким образом, обеспечение конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий - это краеугольный камень потребительского рынка, который рассматривается как основа поступательного развития торговли в регионе. Значительная роль в решении этой задачи отводится разработке научно-методического обеспечения, отвечающего современным условиям рыночной экономики и направленного на качественное преобразование системы управления услугами сетевых розничных торговых предприятий потребительского рынка.
В заключении необходимо отметить, что предложенные в диссертационном исследовании механизм и технология построения стратегии обеспечения конкурентоспособности были апробированы на примере ведущих розничных торговых предприятий Красноярского края (торговые сети «Красный Яр», «Командор», «Батон» и «Аллея»), получили положительные отзывы.
1. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федер. закон от 22 марта 1991 г. в ред. от 30 дек. 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 дек.
2. Российская Федерация. Федер. служба гос. статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2016: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. - М, 2017. - 983 с.
3. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах в 2016 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017. - 145 с.
4. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Торговля Красноярского края в 2015 году: стат. ежегодник (№ 11-1)/ Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 99 с.
5. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в цифрах в 2015 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2016. - 459 с.
6. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярск в цифрах в 2016 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017. - 26 с.
7. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Красноярского края со среднероссийскими за период 2000-2016 годы: аналитическая записка / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017. - 32 с.
8. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ, под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.: ил.
9. Адаева, Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения
конкурентоспособности предприятия: автореферат на соискание ученой
степени кандидата экономических наук / Т. Ю. Адаева. - Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-т, 1999. - 19 с.
10. Азоев, Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы / Г. Л. Азоев. - М.: НОВОСТИ, 2000.-250 с.
11. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 206 с.
12. Акбулатов, Э. Стратегия развития торговли / Э. Акбулатов //Ведомости. - 2015. -№ 6 - С. 18-22.
13. Александров, Ю. Л. Основы экономики рынка потребительских товаров: учеб, пособие / Ю.Л. Александров; Краснояр. коммерческий ин-т. - Красноярск, 1995. - 154 с.
14. Александров, Ю. Л Региональная экономика плюс административный ресурс. Практика реализации концепции развития торговли города / Ю.Л. Александров // ЭКО. - 2014. - N 6. - С. 67.
15. Александров, Ю.Л. Торговая привлекательность-основа для инвестиций / Ю. Л.Александров, В. А. Рычков // Проблемы современной экономики. - 2015. - №4. - С. 158-166.
16. Александров, Ю. Л. Экономика товарного обращения: учебник / Ю.Л. Александров, Н.Н.Терещенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2000. - 240 с.
17. Алещенко, В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В. В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 107-111.
18. Аминов, Э.Ф. Методика построения конкурентных стратегий предприятий автомобильной промышленности на зарубежных рынках: дис. ... канд. экон. наук: 080005 / Аминов Э. Ф. - Набережные Челны, 2006. - 136 с.
19. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. / И. Ансофф. - СПб: Питер, 1999. - 656 с.
20. Афенасьева, Л.К. Выбор и обоснование обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия (на примере строительной фирмы): дис. ... канд. экон. наук: 08 00 05 / Афанасьева Л. К. - СПб., 1998. - 160 с.
21. Баландин, Е. Региональная торговля: специфика продвижения магазинов / Е.Баландин // Современная торговля. - 2015. - №10. - С. 87 - 90.
22. Барщевская, В. Ритейл теперь в цене / В. Барщевская // Российская торговля. - 2016. - № 7-8. - С. 18-21.
23. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - С.63-71.
24. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация,
анализ, прогноз: учеб, пособие. / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.: ил.
25. Белякова, Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития: монография / Г. Я. Белякова. - Красноярск, 2001.-230 с.
26. Бланк, И. А. Торговый менеджмент / И. А. Бланк. - Киев: Украинско- Финский ин-т менеджмента и бизнеса, 1997. - 408 с.
27. Боровских, Н. Конкурентные стратегии: методология
формирования и развития / Н. Боровских //Маркетинг. - 2016. - № 2. - С. 37-48.
28. Богомолова, И. П. Анализ формирования категории
конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. -2016.-№ 1.-С. 113-119.
29. Ваганов, А. Розничная сеть становится национальной / А. Ваганов // Витрина. - 2002. - №5. - С. 34-35.
30. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: пер. с нем. / А. Вайсман - М.: Интерэксперт: Экономика, 1995. - 344 с.
31. Вигдорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Е. Вигдорчик // Экономист. - 1998. - № 11. - С. 69-71.
32. Войцеховская, И.А. К вопросу об основных тенденциях развития
сетевой торговли в Красноярском крае / И.А. Войцеховская // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития:
материалы Региональной научно-практической конференции 27 апреля 2006 г. - Красноярск, 2006. - С. 15-23 (0,5 п.л.).
33. Войцеховская, И.А. Системный подход в управлении
конкурентоспособностью организации / И.А Войцеховская // Вестник филиала Российского государственного социального университета в городе
Красноярске: сборник научных статей и тезисов. - Красноярск, КФ МГСУ,
2006. - С. 283 - 294 (0,7 п.л.).
34. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа формирования его конкурентоспособности / А.Н. Чаплина, И.А.Войцеховская // Проблемы современной экономики. - 2006. - №1/2. - С. 17-23 (0,2 п.л.).
35. Войцеховская, И.А. Конкурентоспособность предприятия как интегральный показатель эффективности его деятельности / А.Н. Чаплина, И.А.Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 3. - С.34 -40 (авт. - 0,2 п.л.).
36. Войцеховская, И.А. Факторы и инструменты обновления предприятий
российского бизнеса: монография / А.Н.Чаплина, И.А.Войцеховская. -
СПб:НПК РОСТ, 2016. - 226 с. (авт. - 3 п.л.).
37. Войцеховская, И.А. Организационно-экономические инструменты реализации стратегии развития организаций рынка потребительских услуг: монография / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова, И.А. Войцеховская, А.В. Пушкарева: Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2015. -340 с. (авт.- 4 п.л.).
38. Войцеховский, О. Экономичный супермаркет - будущее российской розничной торговли / О. Войцеховский // Витрина. - 2015. - № 3. - С. 57-63.
39. Воронов, А. А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий / А. А. Воронов // Машиностроитель. - 2000. - № 12. - С. 27-29.
40. Воронов, А. А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А. А. Воронов. - Краснодар, 2014. - 114 с.
41. Воронов, А. А. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием / А. А. Воронов, В. Ф. Катичев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С. 99-109.
42. Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999.-№2.-С.27-43.
43. Горбань, А. Н. Контрастирование нейронных сетей / А. Н. Горбань, Е. М. Миркес // Нейроинформатика и ее приложения: тез. докл. III всероссийского семинара / Краснояр. гос. технический ун-т. - Красноярск, 1995. - С.78-79.
44. Горькова, Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горькова, Г. Шаповалов // Экономист. - 1999. - №
6. -С. 66-73.
45. Емельянов С. В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества / С. В. Емельянов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 1. - С. 107- 17.
46. Ерохина, Л.И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: учеб, пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова. - М.: КНОРУС, 2015. - 224 с
47. Ершова, С. А. Региональная экономика и региональное рынковедение, учеб, пособие / С. А.Ершова. - СПб.: СПбГИЭА, 1996. - 50 с.
48. Забелин, П. В. Основы стратегического управления: учебник / В. П. Забелин. - М.: Маркетинг, 1998. - 324 с.
49. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Юрист, 2002. - 416 с.
50. Захаров, А. Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Н. Захаров // Внешнеэкономический бюллетень. - 2015. - №3. - С.3-6.
51. Захаров, А. Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Н.Захаров // Внешнеэкономический бюллетень. -2015.- №4. - С. 11-21.
52. Захарченко, В. И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / В. И. Захарченко// Машиностроитель. - 1999. - № 11. - С 13-17.
53. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А. Т. Зуб. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 415 с.
54. Зулькарнаев, И. У. Метод расчета конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 17-27.
55. Зырянова, Л. Е. Реальные параметры потребительского рынка / Л. Е. Зырянова // Российская торговля.- 2016. - №7-8. - С. 14-16.
56. Иванов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие / А. Ю. Иванов. - М.: Гном и Д, 2001. - 284 с.
57. Иеннер, Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента / Т. Иеннер // Менеджмент и маркетинг. - 1999. -№2.-С.24-27.
58. Искусственный интеллект: справочник. В 3 кн. Кн. 2. Модели и методы / под ред. Д. А. Поспелова.- М.: Радио и связь, 1990.- 304 с.
59. Исследование розничных торговых сетей по продаже продуктов питания в России / Департамент консалтинга РБК // Управление магазином. -
2016. -№8.-С.34-35.
60. Кныш, М. И. Конкурентные стратегии: учеб, пособие / М. И. Кныш. -СПб., 2000.-284 с.
61. Когут, А. Е. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки / А. Е. Когут. - СПб, 1994. - 186 с.
62. Компанец, И. Н. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе организации предпринимательской деятельности: дис. ... канд. экон. наук / Компанец И. Н. - СПб., 2014. - 133 с.
63. Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. - Красноярск: ГУПП Сибирь, 2001. - 64 с.
64. Корж, Р. Торговля набирает обороты: цифры и факты / Р. Корж // Управление магазином. -2016. - №8. - С. 22-23.
65. Костин, И. М. Измерение конкурентоспособности предприятий / И. М.Костин, X. А.Фасхиев // Менеджмент организации XXI века: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф - Набережные челны, 2001. - С. 115-117.
66. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб, пособие / Э.М. Коротков. - М.: ДеКа, 2015. - 893 с.
67. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ / Ф. Котлер ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.: ил.
68. Кравченко, Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий / Н. Кравченко, А.Юсупова, Н. Балдина // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 1.-С. 77-84.
69. Криворотое, В. В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В. В. Криворотое // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4. - С. 102-104.
70. Кротков, А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А. М.Кротков, Ю. Я. Еленёва // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - С. 26-31.
71. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией: учебник для Вузов / М. И.Круглов. - М.: Русская Деловая литература, 1998. - 768 с.
72. Кутин, А. А. Модель взаимосвязи конкурентоспособности станкостроительной продукции и методов управления / А. А.Кутин, Н. Н. Ползунова // Вестник машиностроения. - 1999. - № 2. - С. 41-44.
73. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок (Стратегический и операционный маркетинг) / Ж.-Ж. Ламбен; пер. с. англ., под. ред. В.Б. Колчанова - СПб.: Питер, 2016. - 800 с.
74. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Маркова, С. А Кузнецова. - М: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2001. - 288 с.
75. Мельничук, Д. Б. Семь граней стратегического управления предприятием / Д. Б. Мельничук // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5.-С. 3-10.
76. Мильберг, Б. Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) / Б.Е. Мильберг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 34-42.
77. Мишурова, И.В. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика: учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, Н.А. Лысенкова. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. - 176 с.
78. Мотышина, М.С. Менеджмент в сфере услуг: теория и практика / М.С. Мотышина - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 204 с.
79. Ньюмен, Э. Розничная торговля: организация и управление / пер. с англ, под ред. Ю. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2016. - 416 с.: ил. - (Серия «Практика менеджмента»).
80. Павлова, Н. Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина (сервиса) / Н. Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 120-123.
81. Панов, А. И. Стратегический менеджмент / А. И. Панов, И. О. Коробейников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-285 с.
82. Попков, В.П. Методы и модели создания конкурентоспособной продукции / В.П. Попков, Маркитанов И.Б. - СПб.: Нестор, 2015. - 128 с.
83. Попков, В.П. Стратегическое управление предпринимательским потенциалом коммерческого предприятия / В.П. Попков, Камарджанов Д.Р. - СПб.: СПбГИЭУ, 2015. - 147 с.
84. Портер, М. Э. Конкуренция: учебное пособие: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.: ил.
85. Самодуров, Д. А. Стратегическое управление
конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: дис. ... канд. экон. наук: 05.13.10 / Самодуров ДА. - СПб., 2000. - 142 с.
86. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1989. - 1632 с.
87. Стратегический менеджмент: учеб, пособие / О. И. Антомошкина, Т. А. Вашко, С. А. Шабалин и др.; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск: НИИ систем управления, волновых процессов и технологий, 1999. - 164 с.
88. Терещенко, Н. Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск,
2015. -229 с.
89. Томсон, А. А. Стратегический менеджмент: учебник: пер. с англ. / А. А.Томсон, А. Дж. Стрикленд. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
90. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2015. - 544 с.
91. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик / пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.: ил.
92.Чаплина, А. Н. Возможности создания условий устойчивого развития рынка потребительских услуг г. Красноярска / А. Н. Чаплина // Сфера