Интенсивное стратегическое развитие услуг розничных торговых сетей
|
Ведение 5
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ 7
УСЛУГ
1.1 Место услуг сетевых розничных торговых сетей в структуре
потребительского рынка 7
1.2 Стратегическая направленность интенсивного развития
предприятий сферы услуг 21
1.3 Конъюнктурообразующие факторы интенсивного развития
предприятий сферы услуг 28
Заключение 93
Список использованных источников 95
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ 7
УСЛУГ
1.1 Место услуг сетевых розничных торговых сетей в структуре
потребительского рынка 7
1.2 Стратегическая направленность интенсивного развития
предприятий сферы услуг 21
1.3 Конъюнктурообразующие факторы интенсивного развития
предприятий сферы услуг 28
Заключение 93
Список использованных источников 95
Актуальность темы исследований
Переход отечественной экономики в новое качественное состояние выдвигает перед предприятиями сферы услуг задачу пересмотра ряда прежних теоретических и практических ориентиров деятельности.
Активизация экономических процессов в России привела к обострению конкуренции, что заставляет участников рыночных отношений искать пути и способы повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности.
В современных условиях устойчивость, конкурентоспособность предприятий в долгосрочном периоде в большой степени зависит от умения адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям. Осуществление стратегического управления, формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности происходит сегодня в условиях неопределенности и нестабильности внешней и внутренней среды бизнеса. Использование традиционных подходов в таких условиях не всегда приводит к желаемому результату, либо полученный эффект ограничен, поэтому актуальной проблемой является поиск новых подходов к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильной среды.
Вопросам конкурентоспособности в современной науке уделено достаточно внимания. Однако подавляющее большинство исследований посвящено проблемам обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов ХХ в. о том, что конкурентоспособность российских предприятий сферы услуг сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с западными компаниями достаточно много. Не останавливаясь на недостатках государственного управлениями условиями, формирующими высокую конкурентоспособность сферы услуг, отметим слабость методической базы перестройки российских предприятий, ориентированной на их возрастающую конкурентоспособность.
Один из ярких трансформационных процессов в сфере российского потребительского рынка в последнее десятилетие - развитие сетевой торговли, что характеризуется проявлением мировых тенденций развития сферы услуг, которые заключаются в росте доли сетевых предприятий по сравнению с другими формами организации предприятий торговли. Это объективная закономерность, обусловленная конкурентными преимуществами, которые характерны для крупного предприятия сетевого формата по сравнению с автономными магазинами.
Развитие торговых сетей в Красноярском крае можно рассматривать с учетом имеющего место напряженного ожидания прихода в регион сетевых предприятий общенационального масштаба. Поэтому региональные розничные сети заинтересованы в создании конкурентных преимуществ, в
освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части рынка. Эти тенденции служат предпосылками роста интенсивности конкуренции. Таким образом, поле конкуренции для региональных сетевых розничных торговых предприятий значительно расширяется. Но, как показывает практика, многие из предприятий данного сегмента еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Основными причинами этого являются недостаточная проработка теоретического обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у торговых предприятий эффективных управленческих механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия
Разработка методических и организационно-экономических методов и подходов, позволяющих формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности услуг региональных сетевых торговых предприятий в сложившихся условиях и определила актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы
Авторами первоначальных исследований в области конкуренции можно назвать А. Смита, Д Риккардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В.Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Значительный вклад в развитие современной теории экономических отношений, отражающей проблемы развития отечественного предприятия в конкурентной среде, внесли такие ученые-экономисты, как О.В. Михайлов, Р.А. Фатхутдинов, У.Г. Зиннуров.
Объект исследования
В качестве объекта исследования выступают услуги сетевых розничных торговых предприятий, формирующих сегмент сетевой торговли в Красноярском крае.
Предмет исследования
Предмет исследования составляют теоретические, методические и практические подходы к формированию стратегии интенсивного развития услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Цель исследования
Цель исследования заключается в формировании стратегии интенсивного услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Переход отечественной экономики в новое качественное состояние выдвигает перед предприятиями сферы услуг задачу пересмотра ряда прежних теоретических и практических ориентиров деятельности.
Активизация экономических процессов в России привела к обострению конкуренции, что заставляет участников рыночных отношений искать пути и способы повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности.
В современных условиях устойчивость, конкурентоспособность предприятий в долгосрочном периоде в большой степени зависит от умения адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям. Осуществление стратегического управления, формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности происходит сегодня в условиях неопределенности и нестабильности внешней и внутренней среды бизнеса. Использование традиционных подходов в таких условиях не всегда приводит к желаемому результату, либо полученный эффект ограничен, поэтому актуальной проблемой является поиск новых подходов к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильной среды.
Вопросам конкурентоспособности в современной науке уделено достаточно внимания. Однако подавляющее большинство исследований посвящено проблемам обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов ХХ в. о том, что конкурентоспособность российских предприятий сферы услуг сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с западными компаниями достаточно много. Не останавливаясь на недостатках государственного управлениями условиями, формирующими высокую конкурентоспособность сферы услуг, отметим слабость методической базы перестройки российских предприятий, ориентированной на их возрастающую конкурентоспособность.
Один из ярких трансформационных процессов в сфере российского потребительского рынка в последнее десятилетие - развитие сетевой торговли, что характеризуется проявлением мировых тенденций развития сферы услуг, которые заключаются в росте доли сетевых предприятий по сравнению с другими формами организации предприятий торговли. Это объективная закономерность, обусловленная конкурентными преимуществами, которые характерны для крупного предприятия сетевого формата по сравнению с автономными магазинами.
Развитие торговых сетей в Красноярском крае можно рассматривать с учетом имеющего место напряженного ожидания прихода в регион сетевых предприятий общенационального масштаба. Поэтому региональные розничные сети заинтересованы в создании конкурентных преимуществ, в
освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части рынка. Эти тенденции служат предпосылками роста интенсивности конкуренции. Таким образом, поле конкуренции для региональных сетевых розничных торговых предприятий значительно расширяется. Но, как показывает практика, многие из предприятий данного сегмента еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Основными причинами этого являются недостаточная проработка теоретического обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у торговых предприятий эффективных управленческих механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия
Разработка методических и организационно-экономических методов и подходов, позволяющих формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности услуг региональных сетевых торговых предприятий в сложившихся условиях и определила актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы
Авторами первоначальных исследований в области конкуренции можно назвать А. Смита, Д Риккардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В.Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Значительный вклад в развитие современной теории экономических отношений, отражающей проблемы развития отечественного предприятия в конкурентной среде, внесли такие ученые-экономисты, как О.В. Михайлов, Р.А. Фатхутдинов, У.Г. Зиннуров.
Объект исследования
В качестве объекта исследования выступают услуги сетевых розничных торговых предприятий, формирующих сегмент сетевой торговли в Красноярском крае.
Предмет исследования
Предмет исследования составляют теоретические, методические и практические подходы к формированию стратегии интенсивного развития услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Цель исследования
Цель исследования заключается в формировании стратегии интенсивного услуг сетевых розничных торговых предприятий.
Выполненное в соответствии с поставленными задачами диссертационное исследование позволяет сформулировать ряд выводов.
1. Условия современной экономики и тенденции её развития определяют необходимость формирования стратегии интенсивного развития услуг предприятий потребительского рынка на основе исследования ключевых инструментов и факторов, выявления конкурентных преимуществ. Динамизм рыночного окружения превращает конкурентное преимущество в подвижную и сужающуюся цель, требующую системного управления доминантами стратегического менеджмента - потенциал, стратегия, конкурентоспособность.
2. Конкретизация понятия «конкурентоспособность» позволяет
рассматривать его как интегральную характеристику, отражающую качество разработки и эффективность реализации стратегии и определяющую положение предприятия по отношению к прямым конкурентам по основным составляющим его стратегического и конкурентного потенциала.
3. Обобщение методических и организационно-экономических подходов
к обеспечению конкурентоспособности позволило сделать вывод лишь о локальных успехах в области оценки влияния того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, изучение научной экономической литературы привело к заключению о том, что на данный момент отсутствует технология разработки стратегии обеспечения
конкурентоспособности предприятия, в связи с чем были разработаны автором инструменты, алгоритм построения и методика формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности.
4. Исследование научно-методического обеспечения технологии
построения стратегии свидетельствует о том, что в данный процесс вовлекается достаточно большой массив управленческой информации. Учитывая все требования, предъявляемые к информации управленческого характера, информационное и техническое обеспечение современных предприятий, автором в работе предложено использовать нейросетевые подходы к обработке информации, что позволяет получать необходимые результаты в условиях ограниченности информации.
5. В результате анализа и критического переосмысления литературы сделан вывод о том, что в современных научных исследованиях не находят достаточного отражения вопросы, связанные с разработкой вариантов стратегии, их оценкой и критериями выбора. Представленные в научных трудах разработки в основном являются узконаправленными и касаются ограниченного количества факторов оценки, число которых обычно не превышает комбинацию пяти. На основе этих заключений автором предложен метод формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия с использованием принципа попарного сравнения, что обеспечивает логическую прозрачность разработки стратегии. Использование
данного метода позволяет добиться синергетического эффекта от интеграции корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.
Таким образом, обеспечение конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий - это краеугольный камень потребительского рынка, который рассматривается как основа поступательного развития торговли в регионе. Значительная роль в решении этой задачи отводится разработке научно-методического обеспечения, отвечающего современным условиям рыночной экономики и направленного на качественное преобразование системы управления услугами сетевых розничных торговых предприятий потребительского рынка.
В заключении необходимо отметить, что предложенные в диссертационном исследовании механизм и технология построения стратегии обеспечения конкурентоспособности были апробированы на примере ведущих розничных торговых предприятий Красноярского края (торговые сети «Красный Яр», «Командор», «Батон» и «Аллея»), получили положительные отзывы.
1. Условия современной экономики и тенденции её развития определяют необходимость формирования стратегии интенсивного развития услуг предприятий потребительского рынка на основе исследования ключевых инструментов и факторов, выявления конкурентных преимуществ. Динамизм рыночного окружения превращает конкурентное преимущество в подвижную и сужающуюся цель, требующую системного управления доминантами стратегического менеджмента - потенциал, стратегия, конкурентоспособность.
2. Конкретизация понятия «конкурентоспособность» позволяет
рассматривать его как интегральную характеристику, отражающую качество разработки и эффективность реализации стратегии и определяющую положение предприятия по отношению к прямым конкурентам по основным составляющим его стратегического и конкурентного потенциала.
3. Обобщение методических и организационно-экономических подходов
к обеспечению конкурентоспособности позволило сделать вывод лишь о локальных успехах в области оценки влияния того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, изучение научной экономической литературы привело к заключению о том, что на данный момент отсутствует технология разработки стратегии обеспечения
конкурентоспособности предприятия, в связи с чем были разработаны автором инструменты, алгоритм построения и методика формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности.
4. Исследование научно-методического обеспечения технологии
построения стратегии свидетельствует о том, что в данный процесс вовлекается достаточно большой массив управленческой информации. Учитывая все требования, предъявляемые к информации управленческого характера, информационное и техническое обеспечение современных предприятий, автором в работе предложено использовать нейросетевые подходы к обработке информации, что позволяет получать необходимые результаты в условиях ограниченности информации.
5. В результате анализа и критического переосмысления литературы сделан вывод о том, что в современных научных исследованиях не находят достаточного отражения вопросы, связанные с разработкой вариантов стратегии, их оценкой и критериями выбора. Представленные в научных трудах разработки в основном являются узконаправленными и касаются ограниченного количества факторов оценки, число которых обычно не превышает комбинацию пяти. На основе этих заключений автором предложен метод формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия с использованием принципа попарного сравнения, что обеспечивает логическую прозрачность разработки стратегии. Использование
данного метода позволяет добиться синергетического эффекта от интеграции корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.
Таким образом, обеспечение конкурентоспособности услуг розничных торговых предприятий - это краеугольный камень потребительского рынка, который рассматривается как основа поступательного развития торговли в регионе. Значительная роль в решении этой задачи отводится разработке научно-методического обеспечения, отвечающего современным условиям рыночной экономики и направленного на качественное преобразование системы управления услугами сетевых розничных торговых предприятий потребительского рынка.
В заключении необходимо отметить, что предложенные в диссертационном исследовании механизм и технология построения стратегии обеспечения конкурентоспособности были апробированы на примере ведущих розничных торговых предприятий Красноярского края (торговые сети «Красный Яр», «Командор», «Батон» и «Аллея»), получили положительные отзывы.
Подобные работы
- Влияние глобализационных процессов на развитие региональных розничных торговых сетей
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование модели цепи поставок сетевой компании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методы выбора стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе розничных продаж
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: АНАЛИЗ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА (на материалах ООО «СтройДом»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация ассортимента торговой сети
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие маркетинговой деятельности торгового предприятия
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



