Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы конкурентоспособности
предприятия 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 8
1.2 Методы конкурентоспособности 14
1.3 Формирование конкурентных преимуществ предприятия 19
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Элина» 25
2.1 Характеристика предприятия 25
2.2 Анализ актива баланса 27
2.3 Анализ пассива баланса 32
2.4 Показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия 35
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 38
2.6 Управленческий анализ 43
2.7 Заключительная оценка деятельности предприятия 47
2.8 Вопросы экологии 49
3 Проектная часть. Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Элина» 51
3.1 Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 51
3.2 Расчет затрат на проведение мероприятий по повышению
конкурентоспособности 57
3.3 Определение эффективности предлагаемых мероприятий 61
Заключение 67
Список использованных источников 67
Приложения
Повышение конкурентоспособности предприятий во многом зависит от возможности и качества управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка необходимо разрабатывать адекватные конкурентные стратегии, которые в свою очередь должны вызвать изменения во внутренней среде, способствующие повышению конкурентоспособности. Системное рассмотрение различных аспектов анализа, оценки и управления процессом роста конкурентоспособности предприятий актуально во всех отраслях экономики.
Теоретическое обоснование и практическое использование методики диагностики уровня конкурентоспособности предприятия, а также разработка системы управленческих решений в целях обеспечения роста конкурентоспособности предприятия является весьма актуальной проблемой современного менеджмента.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Определение конкурентоспособности предприятия необходимо не только и не столько для оценки количественного значения этого показателя, сколько в целях анализа конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, выявления преимуществ и недостатков его деятельности в ходе конкурентной борьбы, закрепления первых и устранения последних.
Цель работы — разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности организации за счет совершенствования маркетинговой деятельности.
Для достижения целей работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- исследовать пути повышения конкурентоспособности предприятия;
- оценить финансовое состояние, финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятия;
- провести анализ конкурентной среды и разработать стратегию повышения конкурентоспособности;
- предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования в данной работе выступает ООО «Элина».
Предметом исследования является хозяйственная деятельность предприятия и управление повышением конкурентоспособности предприятия.
Для изучения финансового состояния предприятия использовались такие методы, как группировка, сравнение, метод относительных и средних величин, табличный способ, структурный анализ.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем.
В первой части исследована проблема конкурентоспособности предприятия, дано ее понятие и оценка, выявлены факторы, влияющие на уровень конкуренции. Во второй части проведен подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В третьей части предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
В заключении изложены основные результаты исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию оценки и управления процессом повышения конкурентоспособности предприятий.
Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Деятельность предприятий требует постоянного совершенствования и обновления, выработки соответствующей стратегии и тактики управления.
Инструментами реализации данных мероприятий являются:
- оценка конкуренции,
- управление внутренними и внешними параметрами деятельности предприятия с целью максимизации критерия конкурентоспособности.
Для достижения целей, поставленных в работе, проведено исследование деятельности ООО «Элина».
По результатам анализа предприятие является рентабельным, так как результаты от реализации покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Рентабельность продаж возросла на 8,83 %. Причиной роста явилось снижение себестоимости продаж при увеличении объема выручки.
Финансовое состояние организации нельзя признать абсолютно устойчивым, так как при неблагоприятных изменениях внешней среды оно не сможет сохранить способность нормального функционирования, своевременно и полностью выполнять свои обязательства по расчетам с персоналом,
поставщиками, банками, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и при этом выполнять свои текущие планы и стратегические программы.
На основе проведенного маркетинговой анализа деятельности ООО «Элина», исследуемому предприятию рекомендовано использовать стратегию развития рынка. Данная стратегия предусматривает выход на совершенно новые сегменты рынка, а также количественное и качественное увеличение ассортимента работ и услуг.
Расчетный коэффициент конкурентоспособности лежит в диапазоне от 1 до 3, то есть, ООО «Элина» относится к категории «рыночных последователей». Они проводят политику следования за отраслевым лидером, не рискуют, но и не проявляют пассивности. Такие фирмы копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы.
Результатом проекта основных направлений стратегической политики организации с учетом факторов, постоянно меняющейся конкурентной среды должно стать повышение конкурентоспособности.
Для повышения конкурентоспособности ООО «Элина» увеличения размеров получения прибыли предлагаем разработку проекта по организации участка по ремонту электрооборудования.
Для реализации проекта необходим кредит в размере 1 572 000 рублей.
Расчет эффективности проекта, показал, что разница между дисконтированными потоками доходов от реализации проекта и дисконтированными потоками инвестиций составила 1072232 руб., а дисконтированный срок окупаемости проекта 1,48 лет.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 23.05.2016).
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 - ФЗ (ред. от 13.07.2015).
3. Виноградова уставного, М. В. Организация и планирование защиты деятельности организаций согласие сферы сервиса пред: Учебное
пособие приведен / М. В. Виноградова, З. И. Панина таким. — М.: Дашков и К, 2016 проценты. — 448 с.
4. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организации организаций
(организаций долгосрочные): учебник / Ю. Ф. Елизаров сумма. — М. :
Экзамен, 2016 развития. - 495 с.
5. Зайцев, Н. Л. Экономика имущества, организация и
управление пайщиков предприятием: учебное согласие пособие / Н. Л.
Зайцев эффективных. — М. : Инфра-М, 2016 процесс. - 453 с.
6. Еремин, В. Н. Маркетинг : основы и маркетинг информации : учебник / В. Н. Еремин. — М. : КНОРУС, 2014. - 656 с.
7. Маркова В. Д. Маркетинг повышения менеджмент: учебное любого пособие /В. Д. Маркова банкротству. — Москва: Омега кооператив —Л, 2015.
— 204 с.
8. Медведева рост, О. В. Комплексный экономический повышения анализ хозяйственной процесса деятельности предприятия отнесенную: Учебник /О. В. Медведева этой, Е. В. Шпилева, А. В. Немова согласие — Ростов н/д: Феникс имущества, 2015. - 325 с.
9. Панова проведении, А. К. Планирование и эффективная причин организация продаж успешная: Практическое пособие ротных / А. К. Панова.
— М. : Дашков может и К, 2016. — 192 с.
10. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / И. В. Сергеев. — Москва. : Финансы и статистика, 2015. - 573 с.
11. Лихачева, О. Н, Финансовое планирование на предприятии : Учебно¬практическое пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во проспект, 2015. - 264 с.
12. Любушин, Н. П. Экономика организации : учебник под ред Н. П. Любушина. — М. : КноРус. - 2013. - 220 с.
13. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М. : ЮНИТИ - Дана, 2013. - 750 с.
14. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием : учеб. пособие для вузов / В. Г. Кандалинцев. — М. : КНОРУС, 2015. - 224 с.
15. Когденко, В. Г. Экономический анализ : учеб. пособие для студентов вузов/ В. Г. Когденко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 390 с.
16. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии : практич. пособие / Ю. Н. Лапыгин. — М. : Омега-Л, 2015. - 92 с.
17. Морозова, Т. Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. — Москва. : ЮНИТИ, 2015. — 318 с.
18. Печенкин, А. В. Оценка конкурентоспособности товаров
и товаропроизводителей / А. А. Печенкин. — Москва. : МГЭИ, 2016. - 123с.
19. Прыкин, Б. В. Экономический анализ предприятия [Текст] : учебник /Б. В. Прыкин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА. — 2015. - 552с.
20. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2015.
21. Селезнева, Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами : Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб и доп. — М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 639 с.
22. Сысоева, С. В. Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. — СПб. : Питер, 2013. - 288 с.
23. Чернышев, Б. Н. Экономика организации (предприятия, фирмы) : учебник / Б. Н. Чернышев, В. Я. Горфинкель. — М. : Вузовский учебник, 2015. - 536 с.
24. Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент : учебник для вузов. / под ред. Е. И. Шохина, Е. В.Серегина, М. Н. Гермогентова. КноРус, — 2015. - 480 с.
25. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник / Л. А. Чалдаева. - Москва : Юрайт, 2015. - 347 с.
26. Чувакова, С. Г. Управление ассортиментом : Практическое пособие / С. Г. Чувакова. — М. : Дашков и К, 2012. - 260 с.
27. Шепеленко, Г. И. Экономика, предприятие и планирование производства на предприятии : учебное пособие / Г. И. Шепеленко. — Ростов- на-Дону: МарТ, 2013. - 600 с.
28. Экономика отрасли : учебное пособие / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков. — Москва : ИНФРА-М, 2015. - 307 с.
29. Экономика предприятия : учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева. — Москва: Дашков и К, 2012. - 414 с.
30. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. — Москва : Финансы и статистика, 2015. - 334 с.
31. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. — Москва : Проспект : Кнорус, 2013. - 304 с.
32. Экономика предприятия : учебник / В. М. Семенов и др. — Санкт- Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
33. Экономика предприятия : учебник / А. П. Аксенов и др. - Москва: КноРус, 2015. - 346 с.
34. Экономика фирмы : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель и др. — Москва: ИД Юрайт, 2015. - 678 с
35. Калужский, М. Товарная политика в маркетинге / М. Калужский//
Центр дистанционного образования «Элитариум». Режим доступа:
http://www.elitarium.ru.
36. Щербакова С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №9.2. - С. 63-65.
37. Суворов, А.И. Уровни конкурентоспособности предприятия. - Режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C014/102/3488303065.htm.