ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 6
1.1 Характеристика этапа начальной подготовки юных прыгунов
тройным прыжком 6
1.2 Структура тренировочных нагрузок прыгунов тройным прыжком .... 13
1.3 Содержание и построение малых и средних тренировочных циклов . 19
1.4 Оценка уровня физической подготовленности прыгунов тройным
прыжком на этапе начальной подготовки 29
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 33
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ
ПЛАНОВ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ЮНЫХ ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ ПРЫЖКОМ 35
3.1 Предварительные результаты исследования уровня физической
подготовки юных прыгунов тройным прыжком 35
3.2 Разработка комплексных планов тренировки для экспериментальной и
контрольной группы 37
3.3. Оценка эффективности использования прыжковой и беговой подготовки в учебно-тренировочном процессе юных прыгунов тройным прыжком 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ВЫВОДЫ 45
ЛИТЕРАТУРА 46
Актуальность. Непрерывно повышающийся уровень результатов в современном спорте заставляет тренеров и спортсменов находиться в постоянном поиске более совершенных методов и методических приемов, спортивной тренировки, вовлекая в творческий процесс специалистов из различных областей знаний. Врачи, физиологи, биохимики, инженеры, специалисты по кибернетике и статистике помогают сегодня тренерам и спортсменам в борьбе за первенство на мировой спортивной арене [1, 8, 12, 15].
Не для кого уже не секрет, что юношеский спорт является основным резервом для пополнения сборных команд различного уровня талантливыми спортсменами. И поэтому для того, чтобы подготовить спортсмена высокой квалификации необходимо методически грамотно организовать учебно - тренировочный процесс, планомерно повышая физические нагрузки на всем протяжении спортивной карьеры, начиная с групп начальной подготовки и заканчивая этапом высшего спортивного мастерства.
Важным звеном начального этапа организации учебно-тренировочного процесса является спортивный отбор, основанный на учете закономерностей биологического роста молодого организма, развития его физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных умений и навыков и т.д. От того как будет организован этот процесс в начальной стадии, во многом будет зависеть и конечный результат, который уже к 18 -19 годам позволит наиболее одаренным спортсменам выйти на уровень достижений международного класса [1, 2, 8, 12, 15, 21, 22].
Изменения, происходящие в современном спорте, меняют представление о тренерской деятельности. В настоящее время в спорте, как и в других областях человеческой деятельности, пришло время объединения специалистов в творческие коллективы. Тренер перестает быть одиночкой, он возглавляет тренировочный процесс, осуществляя координацию работы специалистов, помогающих спортсменам.
Практика показывает, что для эффективной работы с юными спортсменами тренерам необходимы глубокие знания методических основ подготовки спортсменов высших разрядов и твердые общие представления о специфических особенностях многолетней подготовки.
В настоящее время существует большое количество различных методик тренировки юных прыгунов тройным прыжком на начальном этапе. Этот этап является базой для высоких спортивных результатов в карьере спортсмена. В подготовке юных прыгунов тройным прыжком используются прыжковые, беговые, силовые, скоростно-силовые упражнения и спортивные и подвижные игры. Эти средства используются в разных соотношениях и последовательности на этапах спортивной подготовки, в мезоциклах и микроциклах.
Среди специалистов нет единого мнения, которое бы без колебаний позволило ответить на вопрос, каким образом строить учебно¬тренировочный процесс с начинающими прыгунами. Так В.А. Креер и В.Б. Попов [10] предлагают на начальном этапе предпочтение отдавать прыжковой подготовке, а Н.Г. Озолин и Д.П. Макарова [11] - беговой подготовке. И таких разночтений среди специалистов и ученых в определении методических особенностей подготовки юных прыгунов достаточно много.
Таким образом, учитывая отсутствие единого мнения среди ученых, специалистов и тренеров в выборе средств и методов подготовки юных прыгунов тройным прыжком, в данном исследовании была поставлена цель. Цель исследования.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методик тренировок прыгунов тройным прыжком с преобладанием в учебно-тренировочном процессе прыжковых и беговых упражнений на этапе начальной подготовки.
Объект исследования.
Учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки прыгунов тройным прыжком.
Предмет исследования.
Учебно-тренировочные нагрузки прыгунов тройным прыжком на этапе начальной подготовки с преобладанием в содержании занятий упражнений бегового и прыжкового характера.
Задачи исследования
1. На основе анализа научно-методической литературы изучить особенности методик тренировки прыгунов тройным прыжком на этапе начальной подготовки с преимущественной направленностью в учебно-тренировочном процессе беговых и прыжковых упражнений.
2. Разработать комплексные планы занятий для экспериментальной группы с преобладанием в учебно-тренировочном процессе прыжковых упражнений, для контрольной группы, беговых упражнений.
3. Экспериментальная проверка эффективности методик юных прыгунов тройным прыжком с преимущественной направленностью в тренировочном процессе прыжковых или беговых упражнений в условиях педагогического эксперимента.
Гипотеза.
Предполагалось, что использование в годичном цикле 50% прыжковых и 20 % беговых упражнений от общего объема нагрузки в тренировке юных прыгунов на этапе начальной подготовки позволит укрепить опорно¬связочный аппарат и повысить уровень специальной физической подготовленности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, списка литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы изложен на 47 страницах компьютерного набора текста, содержит 17 таблиц, 3 рисунка. Список литературы включает 28 источников.
Можно отметить, что за период проведения эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошел прирост показателей физической подготовленности. Но в экспериментальной группе значительно увеличились результаты в прыжковых видах.
На основе этого можно сделать вывод, что вариант спортивной тренировки в экспериментальной группе с прыжковой подготовкой выгоднее для совершенствования техники прыжка.
• Во-первых, в этом случае, скоростно-силовые возможности детей растут постепенно, длительное время, в относительном соответствии с развитием опорно-двигательного аппарата.
• Во-вторых, большое число упражнений малой и средней интенсивности наиболее успешно способствует росту спортивного результата в прыжках.
• В-третьих, можно предположить, что заметное увеличение роста спортивных результатов и увеличение интенсивности тренировок произойдет через 4-5 лет, когда опорно-связочный аппарат детей сформируется и будет готов к большим нагрузкам.
1. Валик Б. Тренерам юных легкоатлетов. М.: «Физкультура и спорт» 1974 (стр.12-33, стр.141-161).
2. Вайцула Й., Достал Э., Вомачка В. Азбука тренировки легкоатлета. Минск «Полымя» 1986 (стр.64-68).
3. Годик М.А. , Стрижак А.П. , Антонов С.В. «Модель ранжирования специальных тренировочных средств в прыжковых видах легкой атлетики». /Теория и практика физической культуры, 1996 №8, стр.28-30/.
4. Зелинченко В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Терра-спорт 2000. - 240с.
5. Креер В.А. «Женский тройной прыжок: методические аспекты». /Легкая атлетика, 1998 №7-8, стр.38-47/.
6. Креер В.А. «Секреты тренировки». /Теория и практика физической
культуры, 1998 №7, стр.8-9/.
7. Креер В.А. «Секреты тренировки». /Теория и практика физической
культуры, 1998 №8, стр10-12/.
8. Креер В.А. Тройной прыжок. М.: Физкультура и спорт 1980. - 151с.
9. Креер В.А. Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт 1971. - 96с.
10. Креер В.А. Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт 1986. - 175с.
11. Легкая атлетика. Под общей редакцией Д.П. Макарова и Н.Г. Озолина. М.: Физкультура и спорт 1965. - 657с.
12. Легкая атлетика для юношей. Под общей редакцией П.Л. Лимаря. М.: Физкультура и спорт 1969. - 223с.
13. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт 1974. - 151с
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт 1991. - 543с.
15. Начальная подготовка юного спортсмена. Под общей редакцией В.П. Филина и С.С. Грошенкова М.: Физкультура и спорт 1966. - 255с.
16. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общ. ред. М.Я. Набатниковой, М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280с.
17. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 160с.
18. Попов В.Б. «Советы молодому тренеру». /Легкая атлетика, 2000 №1, стр. 24-25/.
19. Попов В.Б. «Советы молодому тренеру». /Легкая атлетика, 2000 №2-3, стр.19/.
20. Попов В.Б. «Советы молодому тренеру». /Легкая атлетика, 2000 №7, стр.28/.
21. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для
юношества. Москва - Воронеж 1999. - 219с.
22. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет. М.:
«Физкультура и спорт» 1981. - 260с.
23. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.: «Физкультура и спорт» 1978 - 180с.
24. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-Спорт, 2000. - 128с.
25. Учебник тренера по легкой атлетике. Под общей редакцией Л.С. Хоменкова М.: Физкультура и спорт 1974. - 535с.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия 2000. - 480с.
27. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Ф. и С. 1987г.
28. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Под общей ред. Буйлина Ю.Ф., Курмашина Ю.Ф. М.: «Физкультура и спорт» 1981. - 230.