Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у старших дошкольников пространственного ориентирования на листе бумаги посредством дидактических игр (Ивановский Педагогический Колледж)

Работа №181833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы49
Год сдачи2025
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» (городской округ города Вичуга Ивановской области).
Выборка: 22 ребенка старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на листе бумаги посредством дидактических игр 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на листе бумаги 8
1.3. Обучающий потенциал дидактических игр в формировании пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на листе бумаги посредством дидактических игр 18
2.1. Выявление уровня сформированности пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Опыт использования дидактических игр в формировании пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста 26
2.3. Анализ эффективности использования дидактических игр в формировании пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение 43

Актуальность. У детей старшего дошкольного возраста формирование пространственных представлений – это серьезный и непростой процесс, так как существуют объективные возрастные особенности мышления и восприятия, оказывающие него существенное влияние. При этом, пространственные представления являются неотъемлемой частью аналитико-синтетической функции мышления человека, коротая необходима для изучения основ любой науки. Не стоит также забывать о том, скоро произойдет важное изменение в социальной ситуации ребенка старшего дошкольного возраста – они станет школьником. Обучение в школе трудно представить себе без сформированных пространственных представлений, в том числе и без сформированных умений ориентирования на листе бумаги
Анализ научных источников показывает, что особенности процесса становления представлений о пространстве анализируются такими научными исследователями, как Ж. Пиаже, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Т.А. Мусейибова.
Отличительными чертами становления умений ориентироваться на листе бумаги в прикладном плане занимались такие авторы как Е.В. Андреева, Ю.В. Атемаскина, А.К. Бондаренко, Р.Д. Говорова, Е.И. Голишникова. Также, следует отметить, исследования Д.Ж. Баймуратовой, Н.А. Балбекиной, Л.С. Набродовой, А.А. Столяра и др. Отмечено, что в формировании исследуемых явлений в дошкольном возрасте значительная роль отведена игре.
Однако, как показывает практика, формирование пространственного ориентирования в двухмерном пространстве (на листе бумаги) является достаточно трудным делом для детей старшего дошкольного возраста ввиду того, что в этом процессе задействованы аналитико-синтетические функции мышления, требуются определенные навыки зрительно-моторной координации, достаточно развитая эмоционально-волевая зрелость. Естественно, что важное значение в данном процессе отводится игре как деятельности, которая является ведущей в данном возрасте. Это приводит в нас к оформлению проблемы исследования: можно ли с помощью дидактических игр научить детей старшего дошкольного возраста пространственному ориентированию на листе бумаги? Постановка проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование у старших дошкольников пространственного ориентирования на листе бумаги посредством дидактических игр».
Объект исследования: формирование пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего школьного возраста.
Цель исследования: экспериментально проверить возможности использования дидактических игр с целью формирования пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет успешным, если:
- дидактические игры на формирование пространственного ориентирования на листе бумаги будут подбираться с постепенным усложнением;
- дидактические игры будут включаться в процесс формирования пространственного ориентирования на листе бумаги систематически.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования определены задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ особенностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на листе бумаги.
3. Определить возможности дидактических игр в формировании пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать комплекс дидактических игр для формирования пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить их эффективность.
6. Проанализировать эффективность использования дидактических игр в формировании пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ, обобщение, сравнение), 2) эмпирические (изучение литературы, наблюдение, эксперимент), анализ психолого-педагогической литературы, , 6) методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29», городского округа города Вичуга Ивановской области, старшая группа общеразвивающей направленности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс дидактических игр, разработанный для целей данного исследования, может быть реализован в учреждениях образования педагогами, психологами, воспитателями при работе с детьми данной возрастной категории.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (32 источник), приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате работы, проведенной в рамках данного исследования, удалось решить поставленные задачи.
В период дошкольного детства интенсивно развиваются когнитивные функции. Ребенок старшего дошкольного возраста, помимо наглядно-образного мышления, овладевает высшей его формой – наглядно-схематическим мышлением. Наглядно-схематическое мышление дает больше возможностей для познания мира, в том числе и для формирования пространственных представлений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие пространства. К концу дошкольного возраста дети уже освоили простые и некоторые сложные пространственные понятия, а также, что немаловажно, становятся способны осуществлять ориентировку в пространстве вне зависимости от собственной позиции. Старший дошкольный возраст является завершающим этапом дошкольной жизни ребенка. Он также связан с возрастным кризисом, новообразования которого становятся стартовой площадкой для вступления в школьную жизнь.
ФОП дошкольного образования в разделе «Математические представления» среди прочих направлений определяет важность ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку. Таким образом ФОП дошкольного образования определяет важность сформированности пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Пространственные представления являются той категорией понятий, которые относятся к абстрактным. В силу особенностей мышления, усвоить такие категории, даже детям старшего дошкольного возраста достаточно трудно, тем более без педагогической помощи. Формирование пространственного ориентирования в двухмерном пространстве происходит в пространственно-ориентированных практических видах деятельности, а также практически на всех занятиях и в свободной деятельности ребенка дошкольного возраста. Особое значение имеет мотивация ребенка к усвоению достаточно сложных для данной возрастной категории умений. Мотивация хорошо стимулируются во время использования различных игр.
Дидактическая игра – это специально созданная игра, целью которой является обучение, развитие, формирование, воспитание детей. Использование дидактических игр по формированию ориентировки на листе бумаги будет эффективным только в том случае, когда будут соблюден ряд педагогических условий: ребенком старшего дошкольного возраста должны быть усвоены умения по пространственному ориентированию предыдущих этапов; дидактические игры должны различаться по степени трудности; применение дидактических игр должно быть систематическим; перед началом дидактической игры необходимо провести вводное упражнение на актуализацию необходимых знаний для того чтобы игра не стала для ребенка ситуацией неуспеха.
Эмпирическое исследование было проведено в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29», городского округа города Вичуга Ивановской области, старшей группе общеразвивающей направленности, в исследовании приняло участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 12 мальчиков и 10 девочек (дети 6-7 лет). Группа была разделена на контрольную и экспериментальную, в каждой группе было по 11 детей: 6 мальчиков и 5 девочек.
Из полученных данных эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на бумаге требует внимания со стороны педагогов.
После проведения эмпирического исследования и разделения детей старшего дошкольного возраста на контрольную и экспериментальную группу в рамках эксперимента с детьми экспериментальной группы проводилась работа по формированию пространственного ориентирования на листе бумаги посредством использования дидактических игр.
После проведенной экспериментальной работы было проведено повторное исследование сформированности пространственного ориентирования на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста пространственного ориентирования на бумаге в процессе экспериментальной работы с помощью дидактических игр значительно улучшился у детей экспериментальной группы.
Таким образом, можно утверждать, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтвердилась.



1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 31.10.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) [электронный ресурс] URL: //https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 31.10.2024).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847) [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 31.10.2024).
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации 25.11. 2022 № 1028
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано Минюстом России 31.08.2020, регистрационный № 59599) [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021 (дата обращения: 31.10.2024).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122 (дата обращения: 31.10.2024).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001 (дата обращения: 31.10.2024).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022 (дата обращения: 31.10.2024).
9. Абрамова Н.П. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Формирование целостного мировоззрения современной личности: материалы науч. практ. конф., г. Барнаул, 20 апр. 2012 г. Барнаул, 2012. С. 140–143.
10. Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. №2 (14). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-pedagogicheskoy-podderzhki (дата обращения: 31.10.2024).
11. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Педагогика, М.,1986. – 223с.
12. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 33-35. [электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (дата обращения: 01.11.2024).
13. Гриняева Ю.В., Дейниченко Л.Б. Пути формирования наглядно-схематического мышления детей в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [электронный ресурс] URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13667 (дата обращения: 12.09.2024).
14. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72.
15. Долженкова, И. В. Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольника / И. В. Долженкова // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 523-525. [электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/312/70886/ (дата обращения: 01.11.2024)
16. Ким, И. В. Формирование пространственных представлений как залог успешного обучения в школе // Наука в современном мире. – Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции. – Москва : Издательство Перо, 2017 – С.78-82
17. Кондюкова, Н. А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования. – 2016 – №6. – С.43-58.
18. Костикова Д.А. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре // Известия ВГПУ. – 2019. – №7 (140). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-igre.
19. Крамченинова Е. Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста // Вестник науки. 2020. №1 (22). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 30.10.2024).
20. Кудинова М.И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 360-364.
21. Леонова Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5–7 лет // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №2. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detskogo-organizma-issledovanie-i-otsenka-sostoyaniya-teloslozheniya-u-detey-5-7-let (дата обращения: 30.10.2024).
22. Мельник А.О., Бухалина Н.М., Тетеркина С.П., Журавлева Е.А. Сущность понятия «дидактических игры» и роль дидактических игр в процессе обучения // Интерактивная наука. 2022. №6 (71). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-didakticheskih-igry-i-rol-didakticheskih-igr-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 01.11.2024).
23. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером : учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Н.Могилёва. — М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2007. — 240 с.
24. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6. – Санкт-Петербург, 1994 – 156 с.
25. Овчарова Е.С. Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников // Инновационная наука. 2022. №4-2. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 01.11.2024).
26. Попова И.А. Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО / И. А. Попова. // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 215-218. [электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/190/48027/ (дата обращения: 31.10.2024).
27. Развитие диалогической и монологической речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций. Старший дошкольный возраст: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций // Авт.-сост. О.Д. Смирнова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020 – 77 с.
28. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000 — 208 с.
29. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // СДО. 2014. №6. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-igry-doshkolnika (дата обращения: 01.11.2024).
30. Сотникова И.Д. Мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие // Ярославский педагогический вестник. 2009. №2. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-diagnostika-i-razvitie (дата обращения: 31.10.2024).
31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2001. 334 с.
32. Эльконин Д. Б. Детская психология: Классическая учебная книга. — «Академия».- 2011.- c.246–267.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ