Введение 3
1 Исторические аспекты татуировки в Японии7
1.1 Этапы развития японской татуировки: от древности до XIX века 7
Выводы по первой главе 24
2 Татуировки в японской культуре XIX века 25
2.1 Традиции и восприятие татуировок в конце эпохи Эдо 25
2.2 Изменение восприятия татуировок в период Мэйдзи 35
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список литературы 48
Актуальность. Тема исследования культуры и общественного восприятия татуировок в Японии XIX века является актуальной, так как позволяет глубже понять, как традиционные формы самовыражения эволюционировали под влиянием социальных, политических и культурных изменений. В XIX веке японское общество находилось в состоянии перехода. В тот период завершалась эпоха Эдо, а соответственно вместе с ней уходили и устоявшиеся социальные институты, в которых татуировка играла определенную роль. После ЭДО начиналась эпоха Мэйдзи (1868-1912), которую обычно связывают с активной модернизацией, влиянием Запада и пересмотром национальных традиций. Перечисленные перемены оказали значительное влияние на восприятие татуировки, которая из формы искусства и знака принадлежности к определенным социальным группам постепенно стала восприниматься как маргинальное явление.
Изучение этой темы важно не только с точки зрения истории японского искусства, но и в более широком контексте трансформации общественного сознания в период каких-либо культурных изменений. Восприятие татуировок в XIX веке показывает механизмы, с помощью которых власть и общество контролировали те или иные практики, формируя представления о допустимом и недопустимом. Исследование также позволяет проследить, как за счет внешнего влияния происходит переосмысление традиционной культуры. Так, если в период Эдо татуировки были частью визуальной культуры, связанной с религиозными и мифологическими мотивами, то в эпоху Мэйдзи они оказались под запретом, поскольку не соответствовали новому образу Японии как «цивилизованной» страны в глазах западных держав.
Таким образом, актуальное исследование позволит глубже понять японскую культуру XIX века и выявить механизмы социального регулирования, влияющие на восприятие телесных модификаций в различные исторические периоды. Подобный анализ также поможет проследить, каким образом японское общество балансировало между сохранением традиций и необходимостью адаптации к новым условиям.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать культуру и общественное восприятие татуировок в Японии XIX века.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
1. Изучить историческое становление татуировки в Японии;
2. Выявить особенности развития татуировки в Японии;
3. Проанализировать концепцию японской татуировки в XIX веке;
4. Представить характеристику восприятия татуировок в период Мэйдзи;
5. Рассмотреть новое поколение в Японии как социокультурный феномен;
6. Выявить и проанализировать проблему отчуждения от национального наследия и эволюция взглядов на татуировку.
Объект исследования – татуировки в Японии XIX века.
Предмет исследования – восприятие татуировок в Японии XIX века.
Методы исследования:
- историко-культурный анализ;
- сравнительно-аналитический метод.
Библиографический обзор:
В ходе исследования были изучены и проанализированы труды следующих авторов, посвященные культуре и общественному восприятию татуировок в Японии XIX века:
Малинина Е. Е. , Головешко Д. С. в статье «Эстетический феномен японской татуировки ирэдзуми и ее связь с искусством гравюры укиё-э (на примере графики Утагава Куниёси)» рассматривают взаимосвязь между традиционной японской татуировкой ирэдзуми и гравюрой укиё-э.
Мельников И. В. в книге «Татуировка в Японии: от истоков и до наших дней» описывает историю развития японской татуировки, ее культурное значение и эволюцию восприятия в обществе .
С. Томпсон в издании «Tattoos in Japanese Prints» описывает, как в начале XIX века цветные ксилографии укиё-э вдохновили татуировщиков и повлияли на развитие японской татуировки, а также раскрывает процесс эволюции татуировки от символа преданности до формы наказания и даже преступления.
М. Ямада в статье «Westernization and cultural resistance in tattooing practices in contemporary Japan» анализирует влияние западной культуры на практику татуировки в Японии и как современное японское общество до сих пор сопротивляется этим изменениям.
А. Хас в работе «The Artistic Evolution of Japanese Tattoo Culture» описывает эволюцию японской татуировки в контексте японского изобразительного искусства с исторической перспективы, а также подчеркивая ее влияние на современное искусство и татуировки во всем мире.
М. Пойсден в книге «A History of Japanese Body Suit Tattooing» рассматривает историю японской татуировки, а также традиции нанесения татуировок на все тело и культурное значение такой практики.
Д. Риши в работе «Japanese Tattoo» описывает японскую татуировку как форму искусства, анализирует ее эстетические и культурные аспекты.
Новизна данного исследования данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу татуировки в Японии XIX века как социокультурного феномена. В отличие от большинства существующих работ, сосредоточенных преимущественно на эстетике и художественной ценности японской татуировки, в данной работе основное внимание уделяется трансформации общественного восприятия татуировок в условиях масштабных исторических изменений. Исследование рассматривает, как отношение к татуировкам эволюционировало в различных социальных слоях японского общества, как государственная власть стремилась контролировать эту практику, а также каким образом формировались и закреплялись общественные стереотипы, во многом сохраняющиеся до настоящего времени. Такой междисциплинарный подход позволяет глубже понять процессы взаимодействия традиционной культуры, модернизации и общественного сознания в Японии эпохи перехода от Эдо к Мэйдзи.
Структура работы:
Исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Исходи из анализа культуры и общественного восприятия татуировок в Японии 19 века были получены следующие выводы:
1. Изначально татуировка в Японии имела сакральное значение. Их наносили сначала в качестве средства защиты от злых духов, а позже, как символ принадлежности к определенной группе. Со временем функции татуировок менялись.
2. Распространение татуировок было обусловлено сложными социальными, ритуальными и сакральными аспектами. В традиционном обществе нанесение татуировок имело функцию идентификации личности, указывало на принадлежность к определенной социальной группе и служило отражением статуса. Также археологические находки подтверждают существование татуировок еще в первобытные времена.
3. В период до эпохи Эдо акцент делался на ритуальный характер татуировки, которая служила оберегом, отражала анимистические верования и стремление защитить носителя от злых духов. С наступлением эпохи Эдо наблюдается формирование канонизированного символического языка. Здесь уже появились устойчивые мотивы (карп, тигр, дракон, феникс и растительные образы), несущее определенное содержание, которое определяло индивидуальные качества и социальный статус их обладателя.
4. В конце периода Эдо японская татуировка, известная как ирэдзуми, достигла своего расцвета, став неотъемлемой частью культурной и социальной жизни общества. В этот период сформировались традиции и особое восприятие татуировок среди различных слоев населения.
5. Ирэдзуми приобрела популярность среди определённых профессиональных групп. Пожарные (хикэсси), курьеры (хикяку) и строители (тоби) украшали свои тела сложными рисунками, символизирующими мужество и преданность профессии. Пожарные, сражавшиеся с огнем, считали татуировки с изображением водных драконов, осьминогов и рыб магической защитой от огня. Тоби, работающие на высоте, использовали татуировки как средство самовыражения и символ профессиональной гордости.
6. Восприятие ирэдзуми в обществе было неоднозначным. С одной стороны, татуировки рассматривались как форма искусства и самовыражения, особенно среди рабочих профессий. С другой стороны, ирэдзуми ассоциировалась с наказанием преступников. Практика ирэдзуми-кэй предполагала нанесение на тело преступника полос или определенных иероглифов, обозначающих совершенные преступления. Данная практика усиливала негативные ассоциации с татуировками и способствовала их связи с криминальными элементами.
7. Искусство гравюры укиё-э оказало значительное влияние на развитие и популяризацию ирэдзуми. Художник У. Куниёси в своих работах изобразил героев китайского романа «Речные заводи» с татуировками, покрывавшими значительную часть тела. В итоге работа художника способствовала распространению моды на татуировки среди японцев. Гравюры укиё-э, изображающие татуированных актеров театра Кабуки, также внесли вклад в романтизацию образа татуированного героя и популяризацию ирэдзуми у населения.
8. В конце эпохи Эдо татуировки стали важной частью японской культуры, отражая художественные традиции и социальную практику. Ирэдзуми служила средством самовыражения, символом профессиональной принадлежности и личных убеждений. Однако двойственное отношение общества, связанное с использованием татуировок в качестве наказания, заложило основу для последующих негативных ассоциаций ирэдзуми с криминальными элементами в период Мэйдзи.
9. В период Мэйдзи (1868–1912) Япония пережила значительные изменения внутренней политики, которые касались экономики и культуры. В 1872 году был введен официальный запрет на татуировки, который отражал стремление японского правительства избавиться от практик, ассоциируемых с «варварством». Данное решение было частью более широкой практики вестернизации страны, направленной на демонстрацию приверженности западным нормам и ценностям.
10. Запрет на татуировки был обусловлен западным восприятием этой практики как примитивной и дикарской. Влияние западной культуры привело к ассоциации татуировок с низшими слоями общества и преступностью. В результате, татуировки стали восприниматься как пережиток прошлого, не соответствующий новым социальным и культурным стандартам.
11. В ответ на запреты и социальное давление, мастера были вынуждены перейти в подполье, продолжая практиковать свое искусство в тайне. Эмиграция японских мастеров за границу также способствовала сохранению и распространению традиции.
12. Однако в самой Японии татуировки продолжали ассоциироваться с преступностью, особенно с якудза. Данная организация использовала татуировки как символ принадлежности и статуса, усиливая стигматизацию этой практики в обществе. Ношение татуировок стало признаком маргинальности.
1. Беленко, Д. А. Синто в японской татуировке / Д. А. Беленко // Applied science of today: problems and new approaches. – 2021. – С. 20-24.
2. Волкова, А. И. Татуировка, как часть многовековой истории человечества / А. И. Волкова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2021. – С. 312-324.
3. Кояма Нобору. Нихон-но ирэдзуми то эйкоку-оосицу – мэйдзики кара дай итидзи сэкай тайсэн мадэ (Японская татуировка и английская королевская семья – от Мэйдзи до Первой мировой войны). — Токио: Фудзивара сётэн, 2010. — 280 с.
4. Кузнецова А. А. Историко-культурный обзор генезиса традиционной японской татуировки ирэдзуми: дис. … канд. наук. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. — 180 с.
5. Кузнецова А. А. Эстетический феномен японской татуировки ирэдзуми и ее трансформация в современном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2017. — № 1. — С. 45–50.
6. Лиходед В. Татуировка – тайна, история, жизнь. URL: https://trippin.world/feature/a-history-of-tattooing-in-japan (дата обращения: 11.03.2025).
7. Малинина, Е. Е. Эстетический феномен японской татуировки ирэдзуми и ее связь с искусством гравюры укиё-э (на примере графики Утагава Куниёси) / Е. Е. Малинина, Д .С. Головешко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология: научный журнал. – 2018. – №10. — С. 99-108.
8. Мельников И. Татуировка в Японии: от истоков и до наших дней. — М.: Издательство, 2020. — 250 с.
9. Понкратова, И. Ю. Традиции татуирования у народов Северной Пацифики в этнографических описаниях XIX – начала XX вв./ И.Ю. Понкратова, Л. С. Лебедева // Россия в глобальном мире. – 2021. – №22 (45). – С. 82-90.
10. Раевский А. Е. Японские татуировки. — М.: Издательство, 2017. — 200 с.
11. Резанова, В. А. Трансформация восприятия феномена татуировки в истории культуры / В. А. Резанова // Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2020. – С. 61-64.
12. Сафронова, Т. В. Татуировки как вид искусства / Т. В. Сафронова, О. Р. Долгих // Избранные доклады 68-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых, Томск, 19–23 апреля 2022 года. – Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. – С. 408-416.
13. Тамабаяси Харуо. Бунсин хякуси (Сто видов татуировок). — Токио: Фумикава сёбо, 1936. — 150 с.
14. Шуляр, Э.Ю. Татуировка как социокультурное явление / Э.Ю. Шуляр // Universum: филология и искусствоведение. – 2022. – №8 (98). – С. 8-11.
15. Ямамото Ёсими. Ирэдзуми то нихондзин (Татуировка и японцы). — Токио: Хэйбонся, 2016. — 300 с.
16. Литература на английском языке
17. An Intro to The Mythological Creatures of Japanese Irezumi. URL: https://www.tattoodo.com/a/an-intro-to-the-mythological-creatures-of-japanese-irezumi-10835 (дата обращения: 11.03.2025).
18. Gordon A. A Modern History of Japan: From Tokugawa times to the Present. New York: Oxford University Press, 2003. 384p.
19. Gulik W. R. van. Irezumi: The Pattern of Dermatography in Japan. – Lieiden : Brill, 1982.
20. Guth C. Longfellow's Tattoos: Tourism, Collecting, and Japan. — Seattle: University of Washington Press, 2004. — 320 p
21. McCallum D. Historical and cultural dimensions of the tattoo in Japan // Marks of civilization: artistic transformations of the human body / ed. by A. Rubin. – Los Angeles: California University Press, 1988. – P. 109–134.
22. Yamada Mieko. Westernization and cultural resistance in tattooing practices in contemporary Japan // International journal of cultural studies. – 2009. – Vol. 12, № 4. – P. 319–338.
23. Irezumi: The Japanese Tattoo Unveiled. URL: https://www.nippon.com/en/views/b06701/ (дата обращения: 11.03.2025).
24. Friedman A. F. The World Atlas of Tattoo. New Haven: Yale University Press, 2015. 257 p. Gilbert S. Tattoo History: a Source book. Hong Kong, 2000. –216 p.
25. Lucas E. A History of Tattooing in Japan. URL: https://trippin.world/feature/a-history-of-tattooing-in-japan (дата обращения: 11.03.2025).
26. Rusiňáková, M. Perception of Tattoos in Contemporary Japanese Society // Lund university. – 2019. – P. 1-50.
27. Skutlin, J. Fashioning Tattooed Bodies: An Exploration of Japan’s Tattoo Stigma // Asia Pacific Perspectives. – 2019. –16 (1). – P. 4-33.
28. Shi Nayan. Речные заводи: В 2 т. / Пер. А. Рогачёва. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1959. Т. 1. 208с.; Т. 2. 258с. Shi Nai’an. Rechnye zavodi [Water Margin] / Trans. By A. Rogachjov. Moscow, 1959, vol. 1, 208 p.; vol. 2, 258 p. (in Russ.)
29. Литература на японском языке:
30. 悳俊彦。チャキチャキの江戸っ子 国芳. Исао Тосихико. Тяки-тяки-но эдокко Куниёси Истинное дитя эпохи Эдо: Куниёси // Куниёси. Борьба художников конца правления бакуфу. Токио: Синтё:ся, 1995. 118 с. (на яп. яз.)
31. タトゥーの歴史 (История татуировок). URL: https://ameblo.jp/koarashi-taisei/entry-12807951051.html (дата обращения: 11.03.2025).
32. 世界中に存在するイレズミ(タトゥー) (Иредзуми, существующие по всему миру). URL: https://tenki.jp/suppl/okuyuki/2015/10/31/7431.html (дата обращения: 11.03.2025).
33. 日本に刺青ブームを巻き起こしたのは (Утагава Куниеси вызвал тату-бум в Японии). URL: https://www.bgm.honbu.online/ukiyoe_and_tattoo/ (дата обращения: 11.03.2025).
34. 日本の入れ墨、その歴史 (История японских татуировок). URL: https://www.nippon.com/ja/views/b06701/ (дата обращения: 11.03.2025).
35. 日本の入れ墨の多彩な歴史 (Многообразная история японских татуировок). URL: https://kintaro-publishing.com/ja/blogs/news/japans-colorful-history-of-tattooing (дата обращения: 11.03.2025).