ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ 9
1.1 Образование общественных организаций в Корее 9
1.2 Классификация терминов обозначающих некоммерческие организации 12
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОЙ
КОРЕИ 19
2.1 Основные типы некоммерческих организаций в Южной Корее 19
2.2 Основные подразделения в некоммерческом секторе 20
ГЛАВА 3. НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ
КОРЕЯ 22
3.1 Благотворительные организации 22
3.2. Организации, оказывающие помощь Северной Корее 32
ГЛАВА 4. ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ НПО И СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ 38
4.1. Начальный этап развития южнокорейских НПО 38
4.2 Развитие южнокорейских НПО и защита прав человека в Северной
Корее 42
4.3. Деятельность южнокорейских НПО в период с 2004-2007 гг 45
4.4 Деятельность южнокорейских правозащитных НПО с 2007 г по настоящее время 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Источники 56
Литература 58
Корейское общество претерпело значительные изменения, начиная с конца 19 века. Перед ним встали новые задачи, которые требовали кардинальных решений. Большинство из них были вызваны «вторжением» западных держав, поэтому корейскому обществу пришлось принять политику открытых дверей. Хоть и с опозданием, но корейское правительство пыталось провести подобного рода политику, однако это не привело к должным результатам. В начале 20 в. корейское государство не смогло вжиться в новый Восточно-Азиатский международный порядок. Только после окончания японской аннексии (1910-1945) и создания Республики Корея в 1948 общество постепенно начало меняться в сторону либерально-демократической политической системы и современной социальной жизни. С тех пор возросло количество политических групп, общественных объединений и движений, которые в свою очередь тесно связаны с характерными особенностями политики и гражданского общества Южной Кореи.
Некоммерческий сектор зародился на Западе, но в последнее время некоммерческие организации активно развернули свои мероприятия и на Востоке. В частности, Южная Корея является тем самым государством, в котором подобные объединения набирают все большую популярность. Роль общественных и гражданских организаций в мире постепенно возрастает в связи с тем, что идет процесс становления гражданского общества, то есть к созданию свободного общества, где каждый имеет право выбора, право голоса. Одним из важных условий демократии является независимое народное мнение, которое правительство не просто выслушает, а примет во внимание при решении очередной проблемы. Общественные объединения помогают сформировать данное мнение. Кроме того многие гражданские организаций по защите прав и свобод, также выражают мнение части населения, которая принимает активное участие в их деятельности, перед политическими элитами и правительством. Таким образом, можно сказать, что общественные объединения являются своего рода связующим механизмом между государством и обществом. Многие некоммерческие объединения могут не только доносить общественную точку зрения до представителей власти, но к тому же принимать активное участие в разработке государственной политики, а также воздействовать на него с помощью митингов, всевозможных акций, публикаций, работой со СМИ и т.д. Поэтому для того, чтобы понять функционирование некоммерческого сектора и их влияние на развитие общества и государства в целом, важно изучать специфику общественных организаций разных стран.
Изучение некоммерческих организаций Южной Кореи помогает глубже понять общественное устройство данной страны. А также отследить развитие гражданского общества и становления демократии в некогда авторитарном государстве. Демократия на Востоке явление относительно новое, и в Южной Корее она также имеет свои особенности.
В Республике Корея область между государством и бизнесом до недавнего времени не считалась единым институциональным сектором. Традиции конфуцианской культуры и последовательные авторитарные режимы тормозили развитие автономного и независимого некоммерческого сектора в Южной Корее. Тем не менее, термин «некоммерческий сектор» стал популярным среди исследователей. Как и прежде данный сектор не рассматривается как единое целое в правовых, социальных, экономических и политических аспектах.
В Республике Корея существует множество неправительственных организаций. Большинство из них занимаются благотворительной деятельностью, нацеленной как на нужды населения внутри страны, так и за рубежом. Среди данных организаций особое внимание стоит обратить на неправительственные организации, которые оказывают широкую гуманитарную помощь и поддержку Северной Корее. Этот пласт организации примечателен тем, что с конца 80-х и по сей день подобные организации в какой-то мере определяют внешнеполитический курс Южной Кореи в отношении Севера. Кроме того, они влияют на отношение к Республике Корея со стороны мирового сообщества.
В данной работе рассмотрены НПО по защите прав человека в Северной Корее в сотрудничестве с правительством. Данные организации являются наиболее заметными среди прочих благотворительных организаций Южной Кореи. Подобные НПО не только помогают братскому народу, несмотря на напряженную обстановку на Корейком полуострове, а также пытаются повлиять на политику государства в отношении Севера. В настоящее время данный ряд НПО продолжает развиваться, оказывая всестороннюю поддержку беженцам и северокорейскому населению. Таким образом, на примере организаций, предоставляющих помощь Северной Корее, мы можем проследить, как неправительственные организации влияли на деятельность правительства, как менялся политический курс и какая роль была отведена НПО в политике государства.
Целью работы является выявить особенности некоммерческого сектора в Южной Корее. А также определить его роль в гражданском обществе и политике государства.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть историю возникновения некоммерческого сектора в Южной Корее.
2. Выделить особенности формирование некоммерческих организаций в Южной Корее и обозначить особенности данного процесса.
3. Обозначить особенности некоммерческого сектора в Южной Корее.
4. Охарактеризовать деятельность благотворительных организаций Южной Кореи.
5. Рассмотреть сотрудничество южнокорейских НПО и государства на примере организаций, помогающих Северной Корее.
Объектом исследования является некоммерческий сектор в Республике Корея.
Предметом исследования данной дипломной работы является один из типов некоммерческих организаций - неправительственные благотворительные организации в Республике Корея.
Основной метод рассматриваемой работы теоретический анализ и синтез научной литературы и публицистики по теме исследования, а также изучение нормативно - правовой базы. В работе также используются историко-генетический метод, ивент-анализ, когнитивное картирование.
Большая часть отечественных исследований в области корееведения приходится на конец 90-х начало 2000 - х гг. Одним из самых заметных специалистов в этой сфере является Асмолов К. В., который в своих работах «Об изменениях в структуре военных расходов в Южной Корее» (2009) и «Сцены из корейской политической жизни» (2009) описывает особенности политической жизни Южной Кореи, расходы государства в различных областях, а также политику Юга по отношению к Северу.
Еще один примечательный автор статей о Корее Ланьков А.Н. в своей статье «Корейские беженцы в Северо-Восточном Китае» (2004) подробно рассматривает проблему северокорейских беженцев. Ланьков отмечает, что «проблема северокорейских беженцев превратилась сейчас в один из факторов, который оказывает заметное влияние на отношения государств региона» . Кроме того, он говорит о том, что Южная Корея последнее время уделяет особое внимание беженцам. Что в свою очередь приводит к созданию благотворительных организаций, способствующих сотрудничеству корейских государств.
Российский дипломат и востоковед Толорая Г.Д. в своей статье «Корейский полуостров: Север и Юг сближаются, Вашингтон не рад» (2004) подробно описывает период потепление в отношений КНДР и Республики Корея, который начался с политики «солнечного тепла» Ким Дэ Джуна и продолжался при администрации Но Му Хёна. В статье автор говорит о том, как сближение повлияло на политику Южной и Северной Корей, а также отношение США к подобным изменениям на Корейском полуострове. Данная статья помогает лучше разобраться в современных отношениях двух корейских государств.
Среди корейских исследователей можно выделить Ким Ин Чхуна и Хван Чханг Суна. В своей статье «Значение некоммерческого сектора: Южная Корея» (2002) они подробно рассматривают предпосылки и процесс формирования некоммерческого сектора в Южной Корее, а также дают подробную классификацию некоммерческих объединений данной страны. Кроме того, статья повествует о южнокорейском гражданском обществе и его активности, что так же оказало влияние на становление третьего сектора. В своей статье для определения некоммерческих организаций Ким Ин Чхун и Хван Чханг Сун используют следующей термины НКО (^lo^LII), НПО (^^LII), организации
гражданского общества (А|^ LI), гражданские организации движения (А|^ ^^ LI), а так же общественные объединения по интересам (^^ ы^).
Доцент школы международных исследований Национального университета Чонбук Мун Гён Ён еще один корейский исследователь, который занимается изучением некоммерческих организаций и их влияния на государственную политику. В работе
«Влияние южнокорейских неправительственных организаций на политику государственной помощи» (2016) Мун Гён Ён исследует взаимодействие с государством неправительственных организаций Южной Кореи. В другой своей статье
«Южнокорейские организации гражданского общества, права человека и Северная Корея» (2014) автор подробно рассматривает ряд НПО, которые пропагандировали защиту прав человека в КНДР, а также деятельность данных неправительственных организаций в сотрудничестве с правительством Республики Корея в определенный период времени.
В ходе работы подробно рассматриваются такие официальные источники как Конституция Республики Корея и Гражданский Кодекс Республики Корея . На базе данных документов было изучено каким образом государство регулирует деятельность благотворительных некоммерческих учреждений в стране. К данной группе относится также Закон о некоммерческих организациях , описывающий компетенцию подобных объединений.
Следующая группа источников материалы делопроизводства. К ним относятся отчеты организаций об их деятельности и мероприятиях с даты основания и по настоящее время. В дипломной работе подробно анализируются отчеты благотворительных организаций Korea International Volunteer Organization , Heart to Heart Foundation , Habitat for Humanity Korea , GIVU Effect и т.д. на основании которых можно сделать вывод о вкладе организаций в жизнь граждан и государства. Особое внимание уделялось отчетам и статьям благотворительных объединений PSCORE , Korean Sharing Movement , Сэджови , Хорошие друзья , которые оказывают поддержку Северной Корее. На основании данных отчетов ярко прослеживается характер взаимодействия неправительственных организаций с гражданами КНДР в определенный период времени. А также отношение южнокорейского общества к гуманитарной помощи Северу. Так во времена политики «солнечного тепла», организованной Ким Дэ Джуном, сотрудничество строилось на принципе «братской любви». С приходом к власти администрации Ли Мён Бака отношения между Кореями становятся более натянутыми, что сказывается и на оказании помощи Северной Корее.
Статистические данные помогают оценить, как события в Республике Корея и отношения с северным соседом сказывались на количестве гуманитарной помощи гражданам КНДР. Основным источником статистики является веб-сайт Министерства объединения , а также непосредственно отчеты организаций.
Не менее важными источниками являются новостные порталы и веб-сайты, такие как Report World Korea , Angloinfo. Seoul , The Citizens’ Alliance for North Korean Human Rights , где публикуется информация о последних мероприятиях организаций. Эти материалы помогают отслеживать изменения в деятельности НПО, ознакомиться с новыми задачами или планами на ближайшее будущее. Анализ подобной информации важен для характеристики современного положения организаций в жизни страны и гражданского общества.
Хронологические рамки исследования: Хронологические рамки работы обусловлены тем, что в 80-х гг начинается становление благотворительных организаций и общественных объединений современного типа, которые начали оказывать влияние на гражданское общество и правительство Республики Корея. До этого общественные организации были ориентированы на сохранение и поддержание национальной безопасности и создавались преимущественно иностранцами. Так же существовали группировки и движения, занимающиеся пропагандой демократии и справедливости. Но только в 80-х гг, когда наступил конец авторитарного режима, деятельность организаций стала расширяться в сторону благотворительности и непосредственной помощи нуждающемуся населению. Большинство общественных объединений возникшие в 80 -х гг продолжают свою деятельность до сих пор. Более того, в данный период появились неправительственные организации, оказывающие помощь Северной Корее.
По структуре дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исторически сложилось так, что институциональные особенности некоммерческого сектора в Южной Корее стали результатом конфликтов между государством и антиправительственными движениями (студенты, рабочие). Помимо движений, существовало множество учреждений и ассоциаций, которые способствовали формированию и развитию некоммерческого сектора в стране. НПО и организации гражданского общества также сделали большой вклад и значительно изменили отношения между государством и некоммерческим сектором.
В Республике Корея существует шесть основных терминов, обозначающие некоммерческие объединения: НКО (^1о £|LI), НПО (^LL^II), Организации
гражданского общества (А|^ LI), Организации гражданского движения (А|^ ^^ LI), Открытые акционерные общества (О^ ы^), Некоммерческие
гражданские организации (Ы|о £|^LLI). Так как подобные организации стали появляться относительно недавно понятия эти весьма размыты, а в большинстве случаев являются синонимичными. Общими для всех терминов особенностями является то, что общественные организации Южной Кореи являются гражданским, добровольным объединением, которое в большинстве своем предоставляет населению перечень необходимых услуг (медицинские, образовательные, социальные и т.д.). Кроме того большинство организаций ведут активную пропагандистскую деятельность: отстаивает и защищает права населения, акцентирует внимания на всевозможных общественных проблемах. Различаются организации между собой буквально по нескольким признакам. Допустим, организации гражданского общества имеют право активно участвовать в формировании государственной политики, в некоторых случаях они выступают в роли контролера за деятельностью правительства в той или иной сфере. Иногда деятельность объединений имеет ярко выраженную направленность. Так организации гражданского движения в основном ведут пропагандистские мероприятия.
Формирование некоммерческого сектора в Южной Корее делят на три этапа: до начала 1960-х гг., с 1960-1987 гг период авторитарного правления и, наконец, с 1987- настоящее время.
Первый этап был сосредоточен на создании коллективной безопасности на территории государства. Организации в большинстве случаев создавались
иностранными представителями, либо с их помощью. Второй этап был связан с развитием среднего класса, которое вызвало быстрый рост гражданских объединений. Создавались подпольные студенческие объединения и политические оппозиционные группы, которые выступали за демократизацию государства, образовались первые благотворительные фонды. Третий этап начался со становления южнокорейского демократического государства и продолжается до сих пор. Данный этап характеризуется сложным и многообразным делением некоммерческих организаций, появляются все новые и новые проблемы, которые волнуют общественность, это приводит к появлению новых видов организаций. Таких как организации охраны труда, защиты природы, защиты прав и свобод женщин и т.д.
В период становления демократии население изменило отношение к правительству, в связи с этим гражданское общество стало основной движущей силой в трансформации системы управления. Гражданские группы подчеркивали, что рядовые граждане и есть истинный источник власти и центр общественного движения. Население осознало, что должно принять участие в управлении государством. Таким образом, общественные организации достигли легитимного функционирования в обществе за последние 40 лет. За относительно небольшой промежуток времени южнокорейские объединения достигли видимых результатов в формировании общества и государства в целом, что, безусловно, является особенностью корейских НКО. Общественные организации изменили характер и роль гражданского общества. Кроме того, некоммерческие объединения влияют на правительство и разработку политики. В свою очередь правительство очень внимательно относится к деятельности и требованиям общественных организаций. Это ярко демонстрирует пример взаимного обмена и сотрудничества южнокорейских НПО, которые оказывают гуманитарную поддержку Северной Корее, и правительством. НПО не просто делиться своим опытом и накопленными знаниями в данной сфере, а также формирует курс внешней политики Республики Корея в определенный период времени. Таким образом, во времена администраций Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна роль гуманитарных НПО была незаменима. Именно этот ряд организаций формировал отношение к северу не только в гражданском обществе, но и в политической элите. Накопленный с конца 80-х опыт гуманитарных НПО способствовал налаживанию отношений между Северной и Южной Кореей. Однако, политический курс резко меняется, с приходом администрации Ли Мён Бака, и на первый план выходят правозащитные НПО, которые критиковали не просто нарушение прав человека в КНДР, а режим правления в целом. Южнокорейские НПО со временем перестают пропагандировать гуманитарную помощь северокорейскому населению и придерживаются более жестких позиций в отношении КНДР. В связи с чем, курс государственной политики и отношение гражданского общества к Северной Корее становится настороженным и рациональным. Но некоторые гуманитарные НПО даже во времена администрации Ли Мён Бака убедили правительство оказывать небольшую продовольственную поддержку, несмотря на натянутые отношения с севером. Это доказывает, что НПО, а вместе с тем весь некоммерческий сектор, оказывает значительное влияние, как на общество Южной Кореи, так и на правительство.
1. Пиённимингантанчхечживонпоп (Закон о неправительственных организациях ) // Кука помнён чонбо сентхо (Информационный центр по корейскому законодательству) Электрон. Дан. URL http://www.law.go.kr/LSW/LsInfoP.do?lsiSeq=83639#
2. Конституция Республики Корея [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира Электрон. Дан. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=35
3. Charities, NGOs & Voluntary Work [Электронный ресурс] // Angloinfo. Seoul Электрон. Дан. URL: https://www.angloinfo.com
4. Civil Act [Электронный ресурс] // Ministry of Government Legislation Электрон. Дан. URL: http://www.moleg.go.kr/english/korLawEng?pstSeq=52674 2009.
5. Correlation between traumatic events and posttraumatic stress disorder among North Korean defectors in South Korea [Электронный ресурс] // Wiley Online Library Электрон. Дан. URL: http://onlinelibrary.wiley.com
6. Domestic Services [Электронный ресурс] // Great Peace Taiwha Электрон. Дан. URL: http://www.taiwhafound.org
7. Geneva Ingwon Simui Wiwonhoereul Danyeooda [Geneva UN Human Rights Committee visiting report] 2008 [Электронный ресурс] Good friends Электрон. Дан. URL: http://www.goodfriends.or.kr
8. Global partnership [Электронный ресурс] // Community Chest Of Korea Электрон. Дан. URL: http://eng.chest.or.kr/index.jsp
9. Habitat For Humanity [Электронный ресурс] // Habitat For Humanity South Korea Электрон. Дан. URL: http://www.habitat.org
10. Habitat For Humanity Korea [Электронный ресурс] // Habitat For Humanity Korea Электрон. Дан. URL: http://www.habitat.or.kr
11. Heart to Heart Foundation [Электронный ресурс] // Heart to Heart Foundation Электрон. Дан. URL: http://heart-heart.org
12. Inter-korean policy issues [Электронный ресурс] // Ministry of Unification Электрон. Дан. URL: http://eng.unikorea.go.kr
13. Korea Lifesaving Association [Электронный ресурс] // International Life Saving Federation Электрон. Дан. URL: http://www.ilsf.org
14. Korea International Volunteer Organization (KVO) [Электронный ресурс] // Devex Электрон. Дан. URL: https://www.devex.com
15. Korea International Volunteers [Электронный ресурс] // Meetup Электрон. Дан. URL: https://www.meetup.com/volunteers
...42