Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы и методы формирования социального опыта ребенка дошкольного возраста

Работа №181814

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы33
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие социального опыта в контексте дошкольной педагогики 6
1.2. Психолого-педагогические условия социализации дошкольников 8
1.3. Методы и факторы формирования социального опыта 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1.Организация и методология исследования 16
2.2. Диагностика и реализация педагогических условий 19
2.3.Анализ результатов и их интерпретация22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

В условиях стремительных изменений в социокультурной среде, трансформации общественных норм и социальных ролей формирование полноценной, социально активной личности становится важнейшей задачей современного образования. Особое внимание в этом процессе уделяется дошкольному возрасту — периоду, в течение которого закладываются основы взаимодействия с окружающим миром, осваиваются социальные нормы, формируются первичные представления о себе и других. Именно в дошкольном детстве происходит становление первых социальных умений, навыков сотрудничества, эмпатии, способности действовать в коллективе. Эти умения в совокупности образуют социальный опыт ребенка, который во многом определяет его последующую адаптацию к школьному обучению и жизни в обществе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения целенаправленного формирования социального опыта у дошкольников в условиях детского сада. Несмотря на наличие программных ориентиров и методических разработок, в педагогической практике часто наблюдается формальное отношение к задачам социализации. Как следствие, многие дети приходят в школу с недостаточным уровнем развития социальных навыков: затрудняются в общении, не умеют регулировать поведение, не осознают последствий собственных поступков. Эта проблема требует более глубокого теоретико-практического осмысления, а также разработки эффективных педагогических условий и методик формирования социального опыта в дошкольном возрасте.
Объектом исследования в данной работе выступает - процесс социального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия, факторы и методы, способствующие формированию социального опыта у детей 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации эффективных методов формирования социального опыта у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и структуру понятия «социальный опыт» в контексте дошкольной педагогики.
2. Описать психолого-педагогические условия и факторы, влияющие на социализацию детей дошкольного возраста.
3. Изучить методы и приемы, применяемые в практике формирования социального опыта.
4. Провести диагностику уровня социального опыта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование социального опыта у детей дошкольного возраста будет эффективным, если: методы формирования социального опыта будут адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Методологическую основу исследования составляют принципы гуманизации, субъектности, деятельностного подхода, а также идеи отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна).
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование воспитателей и родителей; диагностика уровня социального развития детей; моделирование педагогических ситуаций; сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса педагогических условий и методик, направленных на формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, а также в возможности использования результатов исследования в практике работы ДОО.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач современной системы дошкольного образования, поскольку именно в этот период закладываются основы личности, коммуникативных умений и социального поведения, от которых в дальнейшем зависит успешная адаптация ребёнка к школьному обучению и жизни в социуме. В процессе выполнения курсовой работы была предпринята попытка теоретического обоснования и практической реализации педагогических условий, способствующих активному развитию социального опыта у дошкольников.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы заявленной проблемы. Анализ научной литературы позволил уточнить понятие социального опыта как интегративного качества личности, включающего знания о нормах поведения, ценностные ориентиры, коммуникативные и поведенческие навыки, эмоционально-волевую сферу. Отмечено, что успешное усвоение социального опыта возможно только при наличии целенаправленного педагогического сопровождения и учета возрастных особенностей ребёнка.
Особое внимание в работе уделено психолого-педагогическим условиям социализации. Были раскрыты этапы освоения социальных норм в разных возрастных группах дошкольников, а также проанализированы роли семьи и педагога в этом процессе. Подчёркнуто значение игровой и коммуникативной деятельности, которая выступает ведущим средством усвоения социальных ролей и правил поведения.
Третьим направлением теоретического анализа стало изучение методов формирования социального опыта. Были описаны как прямые, так и опосредованные педагогические методы, включая сюжетно-ролевые игры, этические беседы, обсуждение сказочных и жизненных ситуаций, рефлексию. Представлена классификация приёмов социализации, подтверждённая данными отечественных и зарубежных исследований. Сделан вывод о необходимости вариативного и комплексного подхода к применению методов, адаптированных к индивидуальным особенностям ребёнка.
Во второй главе представлена практическая часть исследования. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, показавшая наличие определённых затруднений в сфере сотрудничества, эмпатии, соблюдения норм взаимодействия. На формирующем этапе был внедрён комплекс педагогических условий, включая разработанные задания, игровые методики, совместную деятельность и участие родителей. Реализация педагогических мероприятий проходила в естественной среде детского сада и сопровождалась системным педагогическим наблюдением.
Результаты, полученные на заключительном этапе, свидетельствуют о значительной положительной динамике: увеличилось количество детей с высоким уровнем социального развития, улучшились коммуникативные навыки, повысилась мотивация к участию в коллективной деятельности. Дети стали более уверенными, эмоционально отзывчивыми, внимательными к партнёрам, начали осознанно применять усвоенные нормы поведения.
Поставленные в работе цели и задачи были достигнуты. Практика подтвердила, что формирование социального опыта у дошкольников возможно при условии системной педагогической деятельности, основанной на индивидуально ориентированном подходе, активной включённости ребёнка в социально значимые формы взаимодействия, а также при наличии эмоционально благоприятной среды и поддержки со стороны семьи.



1. Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 711–715.
2. Баранова И.Е. О результатах диагностики готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №1(51). – С. 384–388.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2015. – 256 с.
4. Бурмистрова Е.В., Кульчейко О.В., Шефер Е.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Психолого-педагогические исследования в Сибири. – 2017. – №1. – С. 122–128.
5. Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М.: Вентана-Граф, 2014. – 32 с.
6. Карелина И.О. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками 5–7 лет по развитию социальных эмоций детей // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. – 2016. – №5(7). – С. 23–26.
7. Курбанова К.И., Сыроватская Т.А. Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста в контексте инновационных процессов // Материалы Международного студенческого форума 2017. – М., 2018. – С. 55–57.
8. Лесина Т.Н. Об одном из подходов к совершенствованию профессиональной подготовки будущих воспитателей к развитию социальных навыков у дошкольников // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения. – Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2017. – С. 146–152.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Academia, 2015. – 204 с.
10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
11. Приходько О.Г., Кондрашова А.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2014. – №3. – С. 83–93.
12. Самойлова Г.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольников // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XX Международной научно-практической конференции. – М.: Спутник+, 2014. – С. 133–136.
13. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению. – М.: Аркти, 2016. – 88 с.
14. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. – №8-1. – С. 154–169.
15. Смолонская А.Н. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского гос. университета. – 2011. – Т. 17. – №3. – С. 300–305.
16. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: Аркти, 2016. – 88 с.
17. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 416 с.
18. Федосова Н.А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2016. – 64 с.
19. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М.: МПСИ, 2014. – 432 с.
20. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет. – М.: Сфера, 2015. – 192 с.
21. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013. – 176 с.
22. Ширзадова М.Г. Социальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях Азербайджана // Педагогические науки. Теория и практика общественного развития. – 2015. – №20. – С. 283–285.
23. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2014. – 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ