Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие социального опыта в контексте дошкольной педагогики 6
1.2. Психолого-педагогические условия социализации дошкольников 8
1.3. Методы и факторы формирования социального опыта 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1.Организация и методология исследования 16
2.2. Диагностика и реализация педагогических условий 19
2.3.Анализ результатов и их интерпретация22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
В условиях стремительных изменений в социокультурной среде, трансформации общественных норм и социальных ролей формирование полноценной, социально активной личности становится важнейшей задачей современного образования. Особое внимание в этом процессе уделяется дошкольному возрасту — периоду, в течение которого закладываются основы взаимодействия с окружающим миром, осваиваются социальные нормы, формируются первичные представления о себе и других. Именно в дошкольном детстве происходит становление первых социальных умений, навыков сотрудничества, эмпатии, способности действовать в коллективе. Эти умения в совокупности образуют социальный опыт ребенка, который во многом определяет его последующую адаптацию к школьному обучению и жизни в обществе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения целенаправленного формирования социального опыта у дошкольников в условиях детского сада. Несмотря на наличие программных ориентиров и методических разработок, в педагогической практике часто наблюдается формальное отношение к задачам социализации. Как следствие, многие дети приходят в школу с недостаточным уровнем развития социальных навыков: затрудняются в общении, не умеют регулировать поведение, не осознают последствий собственных поступков. Эта проблема требует более глубокого теоретико-практического осмысления, а также разработки эффективных педагогических условий и методик формирования социального опыта в дошкольном возрасте.
Объектом исследования в данной работе выступает - процесс социального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия, факторы и методы, способствующие формированию социального опыта у детей 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации эффективных методов формирования социального опыта у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и структуру понятия «социальный опыт» в контексте дошкольной педагогики.
2. Описать психолого-педагогические условия и факторы, влияющие на социализацию детей дошкольного возраста.
3. Изучить методы и приемы, применяемые в практике формирования социального опыта.
4. Провести диагностику уровня социального опыта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование социального опыта у детей дошкольного возраста будет эффективным, если: методы формирования социального опыта будут адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Методологическую основу исследования составляют принципы гуманизации, субъектности, деятельностного подхода, а также идеи отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна).
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование воспитателей и родителей; диагностика уровня социального развития детей; моделирование педагогических ситуаций; сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса педагогических условий и методик, направленных на формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, а также в возможности использования результатов исследования в практике работы ДОО.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы, приложения.
Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач современной системы дошкольного образования, поскольку именно в этот период закладываются основы личности, коммуникативных умений и социального поведения, от которых в дальнейшем зависит успешная адаптация ребёнка к школьному обучению и жизни в социуме. В процессе выполнения курсовой работы была предпринята попытка теоретического обоснования и практической реализации педагогических условий, способствующих активному развитию социального опыта у дошкольников.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы заявленной проблемы. Анализ научной литературы позволил уточнить понятие социального опыта как интегративного качества личности, включающего знания о нормах поведения, ценностные ориентиры, коммуникативные и поведенческие навыки, эмоционально-волевую сферу. Отмечено, что успешное усвоение социального опыта возможно только при наличии целенаправленного педагогического сопровождения и учета возрастных особенностей ребёнка.
Особое внимание в работе уделено психолого-педагогическим условиям социализации. Были раскрыты этапы освоения социальных норм в разных возрастных группах дошкольников, а также проанализированы роли семьи и педагога в этом процессе. Подчёркнуто значение игровой и коммуникативной деятельности, которая выступает ведущим средством усвоения социальных ролей и правил поведения.
Третьим направлением теоретического анализа стало изучение методов формирования социального опыта. Были описаны как прямые, так и опосредованные педагогические методы, включая сюжетно-ролевые игры, этические беседы, обсуждение сказочных и жизненных ситуаций, рефлексию. Представлена классификация приёмов социализации, подтверждённая данными отечественных и зарубежных исследований. Сделан вывод о необходимости вариативного и комплексного подхода к применению методов, адаптированных к индивидуальным особенностям ребёнка.
Во второй главе представлена практическая часть исследования. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, показавшая наличие определённых затруднений в сфере сотрудничества, эмпатии, соблюдения норм взаимодействия. На формирующем этапе был внедрён комплекс педагогических условий, включая разработанные задания, игровые методики, совместную деятельность и участие родителей. Реализация педагогических мероприятий проходила в естественной среде детского сада и сопровождалась системным педагогическим наблюдением.
Результаты, полученные на заключительном этапе, свидетельствуют о значительной положительной динамике: увеличилось количество детей с высоким уровнем социального развития, улучшились коммуникативные навыки, повысилась мотивация к участию в коллективной деятельности. Дети стали более уверенными, эмоционально отзывчивыми, внимательными к партнёрам, начали осознанно применять усвоенные нормы поведения.
Поставленные в работе цели и задачи были достигнуты. Практика подтвердила, что формирование социального опыта у дошкольников возможно при условии системной педагогической деятельности, основанной на индивидуально ориентированном подходе, активной включённости ребёнка в социально значимые формы взаимодействия, а также при наличии эмоционально благоприятной среды и поддержки со стороны семьи.
1. Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 711–715.
2. Баранова И.Е. О результатах диагностики готовности воспитателей ДОУ к поддержке социального развития старших дошкольников // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №1(51). – С. 384–388.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2015. – 256 с.
4. Бурмистрова Е.В., Кульчейко О.В., Шефер Е.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Психолого-педагогические исследования в Сибири. – 2017. – №1. – С. 122–128.
5. Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М.: Вентана-Граф, 2014. – 32 с.
6. Карелина И.О. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками 5–7 лет по развитию социальных эмоций детей // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. – 2016. – №5(7). – С. 23–26.
7. Курбанова К.И., Сыроватская Т.А. Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста в контексте инновационных процессов // Материалы Международного студенческого форума 2017. – М., 2018. – С. 55–57.
8. Лесина Т.Н. Об одном из подходов к совершенствованию профессиональной подготовки будущих воспитателей к развитию социальных навыков у дошкольников // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения. – Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2017. – С. 146–152.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Academia, 2015. – 204 с.
10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
11. Приходько О.Г., Кондрашова А.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2014. – №3. – С. 83–93.
12. Самойлова Г.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольников // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XX Международной научно-практической конференции. – М.: Спутник+, 2014. – С. 133–136.
13. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению. – М.: Аркти, 2016. – 88 с.
14. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. – №8-1. – С. 154–169.
15. Смолонская А.Н. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского гос. университета. – 2011. – Т. 17. – №3. – С. 300–305.
16. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: Аркти, 2016. – 88 с.
17. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 416 с.
18. Федосова Н.А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2016. – 64 с.
19. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М.: МПСИ, 2014. – 432 с.
20. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет. – М.: Сфера, 2015. – 192 с.
21. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013. – 176 с.
22. Ширзадова М.Г. Социальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях Азербайджана // Педагогические науки. Теория и практика общественного развития. – 2015. – №20. – С. 283–285.
23. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2014. – 384 с.