Введение 5
1 Дискурс-анализ и образ как форма дискурса 9
1.1 Метод дискурс-анализа контекстовой реальности 9
1.2 Образ как форма существования дискурса в кинотексте 14
1.3 Специфика гендерных образов 17
2 Кино как репрезентация реальности: сущность и содержание 21
2.1 Понятие «репрезентация» 21
2.2 Репрезентация реальности в кино 24
3 Анализ образов мужчин в фильмах 30
3.1 Анализ фильма «Мстители война бесконечности» 30
3.2 Анализ фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение» 60
3.3 Анализ фильма «Ты водишь!» 70
Заключение 89
Список литературы 92
Приложение A Программа исследования 95
Приложение Б Характеристики анализируемых фильмов
Общество всегда развивалось, трансформировалось, и сейчас современный мир намного отличается от того, каким он был двадцать лет назад. Изменения произошли как в технологиях, экономике, так и в культуре, моде, институте семьи. Все это время положение женщины, ее поведенческие практики менялись, из-за ее постепенного вхождения в трудовую сферу и эмансипации. Эти изменения постоянно изучались, а исследований положения мужчины и его образа как таковых не было. И только в середине 1990-х годов в социологии появился интерес к изучению маскулинности и ее изменений. [23, С. 198]
Движение феминизма обеспечило постепенное уравнивание прав мужчины и женщины. Женщины все чаще стали занимать высокую должность, влиять на решение важных вопросов. Отстранение от «домашней» сферы и все большая вовлеченность в публичную сферу дали начало трансформации гендерных ролей, гендерной идентичности, гендерных образов. Когда образ, роли женщины стали приобретать маскулинные качества, это повлекло изменение ролей, самоидентификации, поведенческих практик мужчин, которые в разной степени стали включать традиционно феминные качества и практики. Например, данные исследования «ТелеФОМ» в 2014 году, отражают изменения в представлениях о должных ролях отца и матери, так 82% опрошенных положительно отнеслись к тому, что их знакомый друг возьмет отпуск по уходу за детьми, в то время как мать будет работать, что говорит об изменении существующих представлений, смешивании ролей отца и матери. [30]
О кризисе традиционной маскулинности пишут в своих работах Здравомыслова Е. и Темкина А., говоря о том, что «кризис маскулинности» - это болезнь общества. Которая проявляется в том, что мужчины в современном мире уже не могут в полной мере исполнять традиционные мужские роли. Наступление кризиса маскулинности подтверждается следующими аргументами: [14, С. 35]
- демографический аспект - население мужчин в большинстве стран меньше населения женщин. Это связано с низкой продолжительностью жизни, младенческой смертностью, войнами и мятежами.
- биологический аспект - мужчина как биологический организм, менее приспособлен к выживанию, склонен к медленному развитию в утробе, более подвержен сильному стрессу, медленнее восстанавливается иммунная система и прочее. [43]
- социальный аспект - мужчины больше вовлечены в публичную сферу, чем женщины, поэтому модернизация и развитие технологий несут для них большую угрозу, так как от них требуются оперативные способы адаптироваться к изменяющимся условиям и вовремя занять выгодное положение, для достижения успеха.[3, С. 20]
- гендерный аспект - гендерные стереотипы, требуют от мужчины таких качеств как сдержанность, храбрость, ответственность, не утомляемость, что не всегда соответствует характеру и психологическим особенностям мужчины. [23]
Изложенные аргументы говорят о том, что традиционная маскулинность становится идеалом, которого уже почти не существует в реальности. Это значит, что нужны новые подходы к пониманию маскулинности и рассмотрению новых образов мужчины, как результатов трансформации общества.
Проблемная ситуация: С одной стороны кинотекст репрезентирует существующую реальность, а с другой стороны в нем могут содержаться образы, ничего общего с реальностью не имеющие.
Проблема: Какие образы мужчины отражены в современном кинематографе.
Объект: кинотекст, содержащий образы мужчин.
Предмет: образы мужчин в фильмах.
Цель данной работы: рассмотреть образы мужчин в фильмах как репрезентацию феномена маскулинности.
Задачи:
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть понятие дискурса и его особенностей.
2. Определить сущность метода дискурс-анализа и рассмотреть основные подходы к его пониманию.
3. Проанализировать специфику гендерных образов и что они репрезентируют.
4. Определить понятие образа как способа репрезентации реальности в кино.
5. Проанализировать понятие «репрезентация» и показать специфику репрезентации реальности в кино.
Эмпирические задачи:
1. Выделить категории дискурс - анализа, отражающих сущность образа мужчины.
2. Задать типологию образов мужчин на основании выделенных категорий.
Гипотезы:
1. В современных фильмах появляются новые типы мужского образа, в которых отражаются феминные качества.
2. В фильмах мужские персонажи, имеющие традиционный маскулинный образ, показываются как герои, в то время как персонажи, обладающие феминными качествами не обладают высоким статусом и влиянием.
3. В фильмах отражается негативное отношение к мужским персонажам, имеющим феминные качества.
Теоретико-методологические основания работы. В процессе исследования были использованы следующие подходы: структуралистский, конструктивистский, феноменологический.
Структуралистский подход. Р. Барт предложил свое понимание структурно-семиотического анализа. Он говорит о том, что визуальный образ имеет денотативные (прямые, явно выделенные) значения, за которыми следуют коннотативные (скрытые, неявные) значения. И в представлении визуального образа существует Означаемое (те реалии, вещи и предметы, которые существуют) и Означающее (образ тех реалий и предметов, что существуют), и они могут быть как идентичными, так и не иметь между собой ничего общего или издали напоминать друг друга. Содержание образа включает в себя социальную реальность, которая изображается как выделенный фрагмент реальности, на котором сосредоточил фокус своего внимания фотограф. Содержание образа, таким образом, зависит от того что снимают, от того кто снимает, от того кто воспринимает и от того когда и где снимают. [25]
Конструктивизм как методология означает переход от социологии систем к социологии действия. П. Бурдье - представитель конструктивизма, размышлял над формированием значений в социокультурном контексте. Конструирование образов представляет собой процесс нахождение определенных фрагментов реальности и создания из них коллажа, общей картинки, которая бы включала в себя определенный смысл. И этот процесс проходит не самопроизвольно, а под влиянием многих факторов, таких, как собственное восприятие реальности, опыт, предрассудки и убеждения, стереотипы[25].
Феноменологический подход останавливается как на образе, так и субъекте восприятия. Имеется ввиду то, что восприятие визуального образа зависит не только от замыслов автора и самого образа, но и от того, кто смотрит на этот образ. Как красота является очень субъективной для каждого человека, так и понимание значений образа, его скрытого смысла тоже крайне субъективно и зависит от того, кто смотрит. Центральная идея феноменологии образа - идея взаимосвязи, интерференции смыслового и материального в визуальном образе. [32, С. 157]
Методы:
1. Теоретический: феноменологический конструктивизм.
2. Эмпирический : Дискурс-анализ образа.
Новизна бакалаврской работы заключается в том, что в ней рассмотрены образы мужчины задана их типология на основе анализа популярных современных фильмов «Ты водишь!», «Мстители: война бесконечности», «О чем говорят мужчины!». С помощью анализа современного кинематографа исследована и подтверждена актуальность данной проблемы и необходимость дальнейшего изучения новых образов мужчин.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, можно использовать для изучения изменений гендерных ролей в современных обществах.
В первой главе «Дискурс-анализ и образ как форма дискурса» данной работы мы постарались определить содержание понятия дискурса, выделили несколько подходов к его пониманию (формалистский, функционалистский и третий, объединяющий первые два подхода) и взяли ключевое понятие, которое, по нашему мнению, наиболее полно раскрывает сущность дискурса. Дискурс - сложный динамичный процесс взаимодействия автора и зрителя, который нагружен дискурсами и символами и проходит в межъязыковом и межкультурном пространстве. Это взаимодействие достигается с помощью средств киноязыка.
Также был рассмотрен метод дискурс-анализа, проанализированы основные подходы (Теория Эрнесто Лакло и Шанталя Муфф, Критический дискурс-анализ и Дискурсивная психология) и выделены такие критерии для анализа образа мужчины, как: внешность, характер, ценности, статус, отношения с противоположным полом, отношения внутри пола.
Было проанализировано понятие образа как формы существования дискурса в кинотексте и выявлены три группы дефиниций данного понятия (образ как класс, образ как симулякр, образ как объект чувственного восприятия). Была раскрыта специфика гендерных образов, которые представляют собой отражение социальных ожиданий и предписаний относительно мужественности и женственности.
Во второй главе данной работы было раскрыто содержание понятия репрезентации (это отражение реальности, которое дополняется конструкцией определенных образов и внесением дополнительных смыслов), функций образа (эпистемологическая, политико-идеологическая, нормативная, коммуникативно-символическая, социально-проективная) и назначении производства репрезентации (не только отразить существующую реальность и объяснить, но и создать модель, с помощью которой можно эту реальность понять).Рассмотрели кино, как способ репрезентации и выделили несколько ключевых моментов в сути кинотекста и его влиянии на зрителя (С помощью кинотекста можно как оправдывать ожидания, так и нарушать их. Кино обладает особенностью убеждать зрителя в подлинности той реальности, которую он видит на экране.).
В третьей главе в соответствии с задачами исследования был произведен анализ трех фильмов: американского «Ты водишь!» и «Мстители: Война бесконечности» и русского «О чем говорят мужчины: Продолжение». Всего выделено четыре основания для классификации: по степени активности, по статусу, по степени эмоциональности, по степени мужественности. И исходя из этой классификации были выделены следующие типы образов:
По степени активности:
Активный мужчина - Мужчина характеризуется такими качествами, как умение ставить перед собой цель, самостоятельное достижение целей, принятие важных решений, действие в ситуациях, не дожидаясь пока начнут действовать другие.
Ожидающий мужчина - Такой мужчина действует только когда этого требует ситуация, он активен, но в ожидании приказа руководства - хороший исполнитель. Пассивный мужчина- У такого мужчины есть цели, но он не хочет ничего делать для их достижения. Все, что он делает, делает не из желания что-то изменить, а потому что другие ждут от него этого.
По степени проявления эмоций:
Мужчина-купол - Такой мужчина не показывает своих чувств и эмоций, сохраняя внешнее спокойствие.
Мужчина - кокос - Такой мужчина скрывает свою ранимость и чувствительность под маской грубости, злости и агрессии, неуместным юмором и сарказмом.
Мужчина - зеркало - Такие мужчины чувствительны и словно зеркало отражают свои внутренние переживания. Они не боятся показаться другим хрупкими и слабыми.
По статусу:
Влиятельный мужчина- Занимает высокий статус в обществе, уже имеет какие-то достижения и связи, богат и состоятелен, его уважают, считаются с его мнением.
Непризнанный гений - Обладает потенциалом и думает что достоин того же, что и влиятельные мужчины, но не может получить этого из-за слабости характера.
Подчиненный мужчина - Может быть умным и талантливым, но без лидерских качеств, поэтому он следует четким указаниям сверху.
По степени мужественности:
Гегемонный маскулинный - Такой мужчина обладает набором традиционно маскулинных качеств.
Негативный маскулинный - Представители этого типа не обладают феминными качествами, но те маскулинные качества, которые у них есть не вызывают уважения или признания.
Андрогинный - Такой мужчина сочетает в себе как маскулинные так и феминные качества.
Феминный - Такой мужчина очень чувствителен, эмоционально хрупок, пассивен. Он может податься панике, нерешителен, мечтающий спрятаться от всех проблем.
Так же на основе анализа кинотекста был сделан вывод о том, что независимо от жанра (комедия, комедия-мелодрама, фантастика) в фильмах показывалось однозначное негативное отношение к наличию у героев феминных качеств. Так же герои, которые попали под описание последних позиций типов образов, имели много жизненных проблем, не обладали высоким статусом, в команде к их мнению почти никто не прислушивался. То есть мы можем говорить о том, что гипотеза об отражении в фильмах негативного отношения к мужским персонажам, имеющих феминные качества была подтверждена. Также были подтверждены и остальные гипотезы, фильмы отражают не один, а несколько различных типов образа мужчины, которые варьируются от степени проявления маскулинных и феминных качеств у персонажей. И чем больше маскулинных качеств имеет персонаж, тем выше его статус и влиятельней положение среди других персонажей в фильме, а чем больше персонажи обладают феминными качествами, тем дальше к периферии они отбрасываются. Также нужно отметить, что не только на экране, но и в действительности образ маскулинности претерпел изменения, которые выражаются в перенятии таких феминных качеств, как мягкость, нерешительность, пассивность, хрупкость, нежность. Появляются и такие модные тенденции как метросексуальность, дендизм, унисекс. И в профессиональной сфере мужчины стали осваивать профессии, которые считаются женскими (например профессии из сферы красоты: мастер маникюра, визажист, стилист и т. д).
1. Базен А. Что такое кино? [: сб. статей ]. - М.: Искусство, 1972. - 382 с.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет. - 2000. - 258 с.
3. Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: П. Бурдье, Б. Э. Гидденс, Ю. Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского Ун-та. - 1995. - С.16-31
4. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. — М.: Прогресс. - 1993. - 461 с.
5. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание М.: Прогресс, 1988.- 507с.
6. Гинзбург К. Репрезентация: Слово, Идея, Вещь. // Журнал "НЛО". - 1998.- № 33.-С. 56-67.
7. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос 1991. - 2005. - № 11. - С. 410 - 507.
8. Делез Ж. Кино / пер. с фр. Б. Скуратов. - М.: Ад маринге. - 2004. - С. 79 - 81.
9. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. - М.: Прогресс. - 1988. - С. 234 -257.
10. Добренко Е. А. Визуальные стратегии репрезентации войны в советском «Художественно-документальном» кино эпохи позднего сталинизма // ПРАЕНМА. - 2015. - №4. - С. 28 - 46.
11. Жабский М. И. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность // М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт-Бабушкин / М-во культуры Рос. Федерации. Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Белый берег. - 2000. - С. 69-74.
12. Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе // Вестник Челябинского гос. Ун-та. - 2018. - №16. - С. 70-74.
13. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. - 2003. - № 4.
- С. 145-169.
14. Здравомыслова Е. А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // Е. А. Здравомыслова, А. А. Тёмкина / О мужественности. Сб. статей. - М.: Издательство. - 2002. - 351 с.
15. Ильин Е. П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
16. Калистратова Е. И. Культура повседневности: Репрезентация повседневной жизни советской семьи в художественном кинофильме «Белые росы» [Электронный ресурс].
- Электрон. Дан. - URL: http://ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/2/5_2.pdf (Дата обращения 10.01.2019).
17. Королёва К. А. Американский сериал «Sexand the City» и его влияние на русскую массовую культуру 2000-х годов. [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - URL: http://www.iek.edu.ru/projects/pskkoro1.pdf (Дата обращения 13.02.2019).
18. Котовская, М.Г. Гендерные образы в современной рекламе / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина // Дизайн и технологии. - 2013. - № 36. - С. 103-109.
19. Кузьмин Н. Н. О категории сферы социальной репрезентации. [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/94706/42-Kuzmin.pdf?sequence=1 (Дата обращения 15.01.2019).
20. Леонтьев А. Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. - 1970. - № 2. - С. 34-45.
21. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - URL: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt(Дата обращения 01.03.2019).
22. Макаров М. Основы теории дискурса. М.: ИТДК Гнозис. - 2003. - 162 с.
23. Мещеркина Е. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Гендерные аспекты социальной трансформации. - 1996. - №15. - С. 196-206.
24. Назмутдинова С. С. Гармония как переводческая категория (на материале русского, английского, французского кинодискурса): дис. канд. филологических наук. - Тюмень. - 2008. - 184 с.
25. Пирогов С. В. Горизонты исследований визуального // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - №4. - С. 124¬130.
26. Пронкина Е. С. Репрезентация любви: трансформации публичного и интимного в медиапространстве// Издание «Художественная культура». - 2015. - № 3. - С. 16 - 23.
27. Радзиховский Л. А. Диалог как единица анализа сознания // Познание и общение.
- М.: Наука. - 1988. - С. 24 - 35.
28. Рахматуллин Р. Ю. Понятие образа // Р. Ю. Рахматуллин, Э. Р. Семёнова, Д. З. Хамзина // Грамота. - 2012. - № 12. - С. 167-170.
29. Романов П. В. Репрезентация как способ понимания реальности / П.В. Романов, Е. Р. Ярская -Смирнова // Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - С. 228-250.
30. Семья и дети [Электронный ресурс] // ФОМ. - 2014. - Электрон. Дан. URL.: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11315 (Дата обращения: 20.04.2019).
31. Слышкин Г. Г. Кинотекст: опыт лингвокультурологического анализа // Г. Г.
Слышкин, М. А. / Ефремова М.: Водолей Publishers. - 2004. - 153 с.
32. Сокол В. Б. Сознание против мышления: феноменологическое исследование / Изд-во Тюменского гос. ун-та. - 2013. - 439 с.
33. Соколов Е. Г. Искусство в системе культуры. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт- Петербурге. - 2003. - С. 65 - 84.
34. Тартаковская И.Н. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ.// Рубеж. - 2000. - №15. - С.168-187.
35. Филлипс Л. Дискурс анализ: теория и метод // Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен / Пер. с англ. / Под ред. А.А. Киселевой. Харьков: Изд-во Гуманитарного центра. - 2004. - 336 с.
36. Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Психология ощущений и восприятия. М.: АСТ; Астрель, 2009. - С. 14-24.
37. Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе / Ю. Г. Цивьян // Труды по знаковым системам. - Тарту : Тартуский гос. ун-т, 1984. - 243 с.
38. Шапинская Е.Н. Образы реальности в пространстве репрезентации: анализ литературных и экранных текстов // Культура культуры 2017 [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-realnosti-v-prostranstve- reprezentatsii-analiz-literaturnyh-i-ekrannyh-tekstov(Дата обращения 23.05.2019).
39. Щербенок А. «Я знаю, но все равно...»: постсоветское кино и советское прошлое // «Неприкосновенный запас». 2012. - №1. - 356 с.
40. Эко У. О членениях кинематографического кода [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - URL: http://www.kinovoid.com/2016/03/umberto-eko-kinematograficheskiy- kod.html(Дата обращения 01.05.2019).
41. Якобсон Р. О. К языковой проблематике сознания и бессознательного // Бессознательное: Природа, функции и методы исследования. - Тбилиси, 1978. - С. 156 -167.
42. Яковлева Н.И. Роль кино в формировании гендерных репрезентаций. Питтсбург. - 2000. - С. 484 - 487.
43. Garrigan T. Toward a New Sociology of Masculinity // T. Garrigan, B. Connell, J. Lee /Theory and Society. - 1985. - V.14. - N.5. - P.551-604.
44. Givon T. Mind, Code, and Context. — Hillsdale. - 1988. - 243p.
45. Kozloff S. Overhearing film dialogue. Berkeley & Los Angeles: University of California Press. - 2000. - 332 p.
46. Schiffrin D. Discourse Markers. — Cambridge. - 1987. - 357p.