Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа №181799

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основания процессов интернационализации высшего образования в современной России 12
1.1 Современные подходы к определению понятия «интернационализация высшего образования» и его содержанию 12
1.2 Основные направления и роль интернационализации высшего образования в
стратегиях развития национальных университетов Российской Федерации 20
2 Процессы интернационализации высшего образования в Томском университете 31
2.1 Факторы, влияющие на вхождение Томского университета в единое мировое образовательное пространство 31
2.2 Результаты, проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Томском государственном университете 38
Заключение 51
Список используемых источников и литературы 54
Приложение А Список вопросов для интервью и ответы респондентов на них

Актуальность темы исследования. В эпоху знаний и информации наиболее эффективным инструментом решения остро стоящих политических задач является образование, которое можно считать одним из инструментов налаживания дипломатических и международных отношений. «Мягкую силу» образования государства используют главным образом для того, чтобы транслировать на зарубежные страны и регионы свои достижения в сфере культуры, науки, инноваций, а также свои традиции, нормы и ценности общественного устройства.
Тем не менее, высшее образование имеет огромный спектр действия, который выгоден всем участникам образовательного процесса с точки зрения научно-технического развития, повышения уровня компетентности, качества образования, укрепления деловых связей, экономического развития и так далее.
Сегодня университеты стремятся занять и укрепить свои позиции в международных рейтингах, демонстрируя тем самым свой статус и репутацию на глобальном рынке образовательных услуг. Однако, недостаточно занять лидерские позиции, необходимо их постоянно поддерживать, совершенствуя механизмы системы внутри страны и гибко реагируя на изменения в мире и целевых потребителей образовательного ресурса.
Одним из главных направлений университетов сейчас становится интернационализация высшего образования, которая включает в себя конкуренцию за иностранных студентов, получение доходов от предоставления образовательных услуг, научно-технические достижения и сближение систем образования для усиления академической мобильности и гибкости образования на международном уровне.
В следствии постоянных трансформаций, происходящих в мире, и изменений в сфере высшего образования, понятие «интернационализация» до сих пор не имеет «законченного вида», что порождает множество искажений и недопониманий в этой области, которые приводят к неграмотному и некачественному регулированию политики интернационализации в высших учебных заведениях.
Тема интернационализации высшего образования очень обширна и имеет высокий интерес со стороны научного сообщество, что, в свою очередь, требует обобщения и структурирования всей информации для ее дальнейшего практического применения.
С другой стороны, актуальность темы обусловлена тем, что подходы к изучению и применению на практике понятия «интернационализация» неоднозначны. Для многих учебных заведений интернационализация до сих пор определяется лишь количеством иностранных студентом и англоязычными программами. Однако университет не должен ограничиваться лишь этими направлениями интернационализации.
В связи с этим возникает вопрос как университету выстроить правильную стратегию развития данной политики, которая будет охватывать все ступени и стороны образовательной деятельности вуза. Для того, чтобы правильно проработать тактику по внедрению международных компонентов в процессы вуза, появляется потребность в изучении как зарубежного, так и отечественного опыта политики проведения интернационализации университета. Примером эффективного внедрения международных составляющих деятельность вуза является опыт Томского государственного университета.
Степень изученности темы. Интерес к изучению процессов интернационализации высшего образования среди научного сообщество довольно высок. Основоположниками понятия и его изучением являются Х. де Вита1, Дж. Найт23, Ф. Альтбаха, У. Бека.
Дж. Найт дала наиболее признанное на сегодняшний день определение понятия интернационализации высшего образования - «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования». Автор предлагает свою классификацию интернационализации в сфере высшего образования: людей (международная мобильность и международные обмены преподавателей и студентов); программ (экспорт образовательной программы из одной страны в другую); провайдеров (институтов, обеспечивающих доступ к образованию); услуг и проектов (различные формы международного сотрудничества, ориентированные на совместные исследования, улучшение качества преподавания, взаимодействие по разработке учебных планов и пр.).
Дж. Найт и Х. де Вит предложили разграничить «интернационализацию дома» (Internationalization at Home) и «интернационализацию за рубежом» (Internationalization Abroad). Первую можно назвать «внутренней», а вторую «внешней».
У. Брандербурга, С.Л. Робертсон, П. Скотта, А.Н. Чумакова, О.А Береговая, В.И. Кудашев. В работах данных авторов с позиции глобалистики отражены пути развития мировой системы высшего образования - расширение доступности и массовости, связанные с расширением глобальной экономики знаний. Обращение к данным исследованиям способствует более широкому пониманию проблем интернационализации высшего образования в условиях глобализации.
Так, зарубежный исследователь П. Скотт также четко разграничивают понятия «глобализация» и «интернационализация». Он считает интернационализацию явлением более высокого порядка, чем глобализация, так как интернационализация образования связывается с таким порядком мироустройства, при котором доминирующая роль принадлежит национальным государствам с четкими политическими границами. Они осуществляют традиционную деятельность по интернационализации образования (перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа).
Общепедагогические труды П.М. Сарафановой11 дают теоретико-методологическую перспективу изучения особенностей механизмов управления высшим образованием, действующих в разных странах, необходимости его рассмотрения с учетом глобальных, национальных и локальных тенденций. Работы этой исследовательницы помогли изучить опыт проведения политики интернационализации в разных странах, и сравнить его с опытом российских университетов.
В отечественной литературе вопросы интернационализации рассматриваются также в довольно широком спектре явлений и процессов. А.Н. Григорьев и Г.В. Коршунов акцентируют внимание на проблеме выстраивания политики экспорта образовательных услуг на мировой образовательный рынок и обучения иностранных студентов в университетах России. Отечественный автор А.Н. Джуринский определяет интернационализацию высшего образования как «объективное следствие и составляющую процессов глобализации современного мирового развития как качественно нового проявления конкуренции в борьбе за культурное, экономическое, политическое влияние». Автор считает интернационализацию составной частью процесса глобализации и нового этапа конкуренции в сфере высшего образования на глобальном уровне. А.Н. Джуринский выделяет факторы интернационализации высшего образования: экономический, политический, культурный и педагогический. Они тесно между собой взаимосвязаны. Экономические факторы интернационализации связаны с прямыми и косвенными финансовыми выгодами; политические определяются геополитическими интересами стран и вопросами их национальной безопасности; культурные определяются важностью межкультурных отношений и диалога; педагогические оказывают влияние на функции и содержание образовательных программ.
В.М. Филиппов под интернационализацией понимает «все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций или отдельных личностей». Данное определение отражает такой аспект интернационализации, как участие вузов и отдельных лиц в данном процессе, демонстрируя более расширенное его понимание. По его мнению, для вузов интернационализация - не самоцель, а веление времени, необходимость отвечать на вызовы глобализации. Объективность интернационализации образования проявляется в виде «определенной политики и программ правительств, академических систем и учебных заведений (даже департаментов и институтов), ставящих своей целью противостояние глобализации или использование ее возможностей».
Изучение практических инструментов применения понятия интернационализации, формировании российскими вузами экспорта образования и создание совместных образовательных программ представлено в работах, А. А. Муравьевой, А. И. Горылева , О.В. Сагинова , М. Ю. Махотаева, О. А. Бакуменко , Л. З. Фатхуллина, Т. Н. Гурьянова Исследователи рассматривают основные проблемы и перспективы, связанные с интернационализацией высшего образования в России, а также основные тенденции, происходящих на международном поле образовательных услуг.
Несмотря на обилие точек зрения, не выработано общее понимание интернационализации высшего образования. Требуется интеграция разных подходов в понимании термина «интернационализация», так как имеются существенные различия в национальных практиках развития интернационализации.
Объект исследования - процесс интернационализации высшего образования в России, рассматриваемой как включение международного компонента в образовательную и научную деятельность университета.
Предмет исследования - опыт Томского государственного университета по вхождению в единое мировое образовательное пространство.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить, проанализировать и обобщить полученный опыт и дальнейшие перспективы Томского государственного университета по интеграции международного, межкультурного и глобального измерений в цели, функции и процессы высшего образования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать и обобщить современные подходы к определению понятия «интернационализация высшего образования», его содержанию, основным направлениям и роли в стратегиях развития национальных университетов;
2) определить факторы, способствовавшие ускорению вхождения Томского государственного университета в единое мировое образовательное пространство и экспорта высшего образования;
3) выявить и обобщить достигнутые результаты и перспективы дальнейшей интернационализации высшего образования в Томском университете.
Гипотеза. Я выдвигаю предположение, что политика интернационализации в сфере высшего образования, проводимая Томским государственным университетом, считается успешной.
Хронологические рамки работы обусловлены началом участия Томского государственного университета в Программе «5-100», то есть с 2013 по 2020 года. Программа помогла изменить взгляд на развитие университета, заставила реформировать все процессы, протекающие внутри вуза и создать новую инфраструктуру кампуса, которая поспособствует более активному привлечению талантливых абитуриентов. Проект позволил Томскому университету заявить о себе на мировом уровне, потому что в отличие от предыдущих программ, данная инициатива затронула все сферы жизни университетов и помогла в формировании собственной модели для продвижения на международном уровне.
В работе были использованы следующие методы исследования: для получения информации для дипломной работы был использован экспертный опрос сотрудников университета, который помог выявить основные проблемы и перспективы Томского университета проводимой политики интернационализации.
В ходе интервью были опрошены Евгений Викторович Луков (проректор по образовательной деятельности), Артем Юрьевич Рыкун (проректор по международным связям), Ольга Георгиевна Масленникова (директор Центра совместных образовательных программ), Дарья Александровна Тараканова(декан Факультета довузовской подготовки), Светлана Владимировна Фащанова (преподаватель филологического факультета кафедры русского языка), Сергей Николаевич Филимонов (декан Физического факультета), Вероника Сергеевна Воробьева (старший преподаватель Факультета исторических и политических наук кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории), Дмитрий Сергеевич Коньков (доцент Факультета исторических и политических наук кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории) и Евгения Александровна Пятовская (заместитель директора НОЦ «Онлайн-платформы в языковом образовании»).
Для обработки полученной информации были использованы следующие методы исследования: историко-генетический анализ, который использовался для изучения генезиса процесса интернационализации высшего образования и анализа факторов, повлиявших на его изменения. Благодаря этому методу удалось установить причины зарождения данного понятия, проследить его преобразования в течение времени (от синонима понятию «международное образование» к процессу интеграции международного аспекта в высшее образование), а также выявить основные причины, которые повлияли на изменение понятия интернационализация.
Также был использован сравнительный метод для выявления общих и отличных черт национальных и интернациональных университетов.
В ходе исследования были выделены следующие общие элементы вузов:
1) структура университета (ректор университета, ученый совет, учебный отдел, бухгалтерия, отдел кадров и так далее);
2) функции университета (образовательную, экономическая, научно¬
исследовательская, культурная и так далее);
3) инфраструктура университета (корпуса, библиотека, общежития, лаборатории, столовая и так далее); 
Особенные черты, которые отличают национальный университет от интернационального следующие (критерии взяты из международного рейтинга Times Higher Education, а числовые показатели основаны на результатах Московского государственного университета им. Ломоносова, который на 2021 год занимает 174 место данного рейтинга) :
1) доля иностранных студентов от общего числа студентов (32 %);
2) отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся (8,4 %);
3) цитируемость научных статей (12,9 %);
4) объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (97,7 %);
Помимо данных критериев также учитывается научная и академическая репутация университета, отношение защищенных диссертаций к численности преподавательского состава, финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета и отношение защищенных диссертаций (Ph.D) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
Основой источниковой базы являются законодательные и иные нормативные документы, которые касаются регулирования высшего образования в России и его интернационализации:
1. Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» 22 устанавливают права, обязанности и меры социального обеспечения обучающихся. Два этих документа определяют механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения, а также обеспечивают право на получение высшего образования на иностранном языке и дают гарантии иностранным гражданам обучаться в российских вузах на основе результатов вступительных экзаменов.
2. Приоритетный проект «Развития экспортного потенциала российской
системы образования», утвержденный Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Государственная программа «5-100», запущенная в 2012 году Министерством образования и науки России для поддержки крупнейших российских вузов, дают понять, что вхождение в мировое образовательное пространство, а также интеграция международных составляющих в структуры высшего образования является приоритетной задачей для Правительства Российской Федерации. Они определяют дальнейшую политику проведения интернационализации высшего образования в России, а также определяют основные цели и задачи, которые необходимо выполнить для повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт России.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что опыт проводимой Томским государственным университетом политики интернационализации может применяться другими учебными заведениями для более эффективного и ускоренного вхождения в мировое образовательное пространство. Кроме того, в ходе интервью были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники ТГУ в процессе интернационализации университета, а также были представлены решения данных проблем. Исходя из этого, практическая значимость исследования заключается не только в помощи другим университетам, но и представляет собой пользу для формирования будущей стратегии Томского университета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявить и проанализировать полученный опыт Томского государственного университета проводимой политики в сфере интернационализации высшего образования, а также обозначить основные перспективы его дальнейшего развития в данной области.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: охарактеризовать и обобщить современные подходы к определению понятия «интернационализация высшего образования», его содержанию, основным направлениям и роли в стратегиях развития национальных университетов; определить факторы, способствовавшие ускорению вхождения Томского государственного университета в единое мировое образовательное пространство и экспорта высшего образования; выявить и обобщить достигнутые результаты и перспективы дальнейшей интернационализации высшего образования в Томском университете.
Сейчас проведение интернационализации образования играет очень важную роль для университетов. Однако из-за постоянных изменений в мире, а также из-за разных подходов к изучению данной темы окончательно сформулированного понятия интернационализации нет, что, в свою очередь, приводит к недопониманию и дисгармонии в работе как всей системы образования в России, так и в работе каждого отдельного учебного заведения. Поэтому первостепенной задачей является систематизация терминов и понятий процесса интернационализации и тщательная разработка подходов применения ее на практике.
Другой вывод состоит в том, что интегрирование международных и межкультурных составляющих стоит проводить комплексно, не ограничиваясь образовательным процессом. Многие университеты до сих пор не понимают, в чем заключается главная цель интернационализации высшего образования, поэтому считают этот процесс синонимом международной деятельности, что считается ошибочным.
Практически ни один университет в России не имеет отдельной стратегии развития интернационализации. Значение и роль данного документа недооценивается руководством университета, поэтому отсутствует четкое видения развития в данной сфере. Ключевым фактором эффективной работы всех отделов университета является позиционирование руководства в отношении управления международной деятельностью и ее значимости, а также признание интернационализации в качестве одной из ключевых миссий университета. Обратная связь и коммуникация между отделами и структурными подразделениями должна быть налажена, а руководством университета должна быть разработана система поощрений и мотивации сотрудников к работе в данной области.
Примером университета, эффективно проводящего политику по интернационализации высшего образования, может считаться Томский государственный университет. Вуз плотно вошел в единое мировое образовательное пространство. Этому способствовало несколько факторов.
Первой и самой важной причиной вхождения стал выбор университета между ориентацией на авторитетные зарубежные университеты и трансформацией в вуз международного уровня или же стагнирование на уровне просто регионального университета.
Вхождение ускорили другие два фактора: первый - приход к должности нового ректора Эдуарда Владимировича Галажинского, который провел реформы среди кадрового состава. При нем появился Отдел по социальной адаптации иностранных студентов, а также ТГУ стал участником государственной программы «5-100», в которой на протяжении всего периода участия занимал лидирующие позиции.
Другим фактором стали благоприятные условия прошлого: богатая история университета, накопленная научная и исследовательская база, построенная на многолетних традициях, но до сих пор постоянно развивающаяся.
В Томском университете всегда присутствовали иностранные студенты. Несмотря на то, что в советское время вуз был закрыт для зарубежных граждан, здесь всегда обучались люди из союзных республик, которые, с одной стороны, очень близки к русской культуре и русскому языку, но с другой, имеют свой национальный менталитет и традиции. Опыт работы с иностранными студентами помог университету разработать эффективную кампанию по рекрутингу зарубежных абитуриентов.
Помимо качественного образования по доступной цене, для иностранных студентов очень важен регион и город, в котором они буду проходить обучение. Поэтому другим достоинством является Томск, который построен вокруг университета. Небольшой по своим размерам, безопасный для жизни и сравнительно недорогой Томск становится магнитом для зарубежных граждан.
Касательно будущих перспектив, Томский государственный университет нацелен на дальнейшее наращивание доли иностранных студентов и преподавателей, на интернационализацию университетской среды, в том числе, обучение английскому языку сотрудников вуза, погружению их в культуры и традиции студентов из разных стран, обучающихся в университете, что в дальнейшем приведет к более толерантной и доброжелательной атмосфере в учебном заведении.
Также, уже идет работа над облегчением перезачета оценок студентам, уехавшим по обмену на обучение в другу страну. Это имеет такое же важное значение, так как нагрузка, которая накладывается на студента по приезде на родину, отбивает всю мотивацию к дальнейшему обучению за рубежом.
Еще одной приоритетной задачей является улучшение инфраструктуры кампуса университета: ремонт корпусов и аудиторий, оснащение помещений современной технологической базой, создание комфортных условий для людей с ограниченными физическими потребностями и так далее. Помимо реконструкции университетской территории, планируется развивать городскую среду, делая ее более адаптивной под иностранных студентов. Эта задача в большей степени ложиться на региональную власть, однако ТГУ планирует активно учувствовать в подобных инициативах.
Одной из самый основных и далеко идущих целей является создание связки Сибирского федерального университета, Томского и Новосибирского государственных университетов для повышения престижа и значимости сибирского высшего образования на международной арене. План и стратегия данной задачи пока еще не определены, однако это можно однозначно считать большой перспективой для будущего развития Томского университета. «Пора открывать мир университету, а университет миру».
Подводя итоги, можно сказать, что все поставленные в данной работе цели были достигнуты, а гипотеза об эффективности интеграции межкультурных измерений в деятельность Томского государственного университета подтверждена.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (принят 16 дек. 1966 г) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., - 1966.
- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/(дата обращения:
19.05.2021).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М.,
- 2012. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 17.05.2021).
4. «Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» от 30 мая 2017 N 6 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., - 2017. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217871/(дата обращения: 18.05.2021).
5. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 №891 Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постан. Правительства РФ от 8 октября 2013 г. : // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Акульшина А.А., Завьялова Л.А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета / А.А. Акульшина, Л.А. Завьялова // Высшее образование в России. - 2018. - № 8-9. - С. 117-125.
7. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства / Ф.Г. Альтбах // AlmaMater. - 2004. - № 11. - С. 39-45.
8. Бедный А.Б. Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского / А.Б. Бедный // Университетское управление: практика и анализ. - Т. 6. - № 106. - С. 18-29.
9. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек // Прогресс-Традиция. - 2001. - С. 300-315.
10. Беляков С. А. Краснова Г.А. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт / С.А. Беляков, Г.А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - Т. 3. - №103. - С. 10-15.
11. Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации / О.А. Береговая, В.И. Кудашов // Перспективы науки и образования. - 2019. - Т. 39. - № 3. - С. 31-43.
12. Бранденбург У. Друг или враг? Миф о «хорошей» интернационализации и «плохой» глобализации // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, - 2013. - С. 53-66.
13. Выборы нового ректора Томского госуниверситета состоятся в среду // РИА новости. - URL: https://ria.ru/20131030/973538718.html(дата обращения: 03.05.2021).
14. Григорьев А.Н., Коршунов Г.В. Интернационализация образования как направление деятельности вуза // Высшее образование в России. - 2016. - Т. 202. - № 6. - С.135-141.
15. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века / А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, -2014. - С. 283-541.
16. Интернационализация и с чем её «едят» // Программа повышения конкурентоспособности ТГУ. - 2015. - URL: http://viu.tsu.ru/news/685/(дата обращения: 03.05.2021).
17. Комлеева В.В. Россия в контексте новых мировых тенденций интернационализации высшего образования / В.В. Комлеева // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - №6. - С. 15.
18. Кутузов А.И. Теоретико-методологические подходы к институциональной
интернационализации высшего образования / А.И. Кутузов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=18426(дата обращения: 14.04.2021).
19. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А. Интернационализация: проблемы региональных университетов / М.Ю. Махотаева, О.А. Бакуменко // Конкурентоспособность регионов. Стратегия устойчивого развития. - 2017. - С. 258-262.
20. Муравьева А. А., Горылев А. И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования / А.А. Муравьева, А.И. Горылев // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - № 3. - С. 310¬319.
21. Национальный исследовательский Томский государственный университет. - URL: http://www.tsu.ru/university/(дата обращения: 14.05.2021).
22. Николаев Б.В. Правовые основы обучения иностранных студентов в системе высшего образования в Российской Федерации / Б.В. Николаев // Закон и право. - 2019. - №5. - С. 39-47.
23. Проект 5-100 // Википедия. - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_5-100(дата обращения: 12.05.2021).
24. Прохоров А.В. Проблемы интернационализации современного образовательного пространства / А.В. Прохоров // Электронный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2015. - Т. 11. -№3. - С. 2-17.
25. Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования / О.В. Сагинова // Глобализация и образование. - С. 1-9.
26. Сарафанова П.М. Новый подход к управлению интернационализацией высшего образования / П.М. Сарафанова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 51. - С. 104-123.
27. Скотт П. Глобализация и университет / П. Скотт // Alma mater. - 2000. -№ 4. - С. 3-8.
28. Тремблей К. Интернационализация: формирование стратегий в
национальном контексте / К. Тремблей // Вестник международных организаций. - 2010. - Т. 29. - № 3. - С. 110-168.
29. Фатхуллина Л.З., Гурьянова Т.Н. Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы / Л.З. Фатхуллина, Т.Н. Гурьянова // Экономические проблемы и педагогические основы высшего технического образования. - Т. 1. - №378. - С. 482-485.
30. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы / В.М. Филиппов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 203-211.
31. Ханс де Вит Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования / Х. де Вит // Вопросы образования. - 2019. - № 2. - С. 8-34.
32. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. / А.Н. Чумаков // М.: КАНОН+. - 2006. - С. 516-521.
33. Центр сопровождения иностранных студентов. - URL:
http://studentcenter.tsu.ru/content/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81. (дата обращения: 15.05.2021).
34. Джонс Э., Ханс де Вит Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции / Э. Джонс, Х. де Вит // Императивы интернационализации. - 2013. - С. 23-56.
35. Internationalization or globalization of higher education // Journal of education and health promotion. 2018. Vol. 7, Issue 8.
36. Knight J. Concepts, rationales, and interpretive frameworks in the internationalization of higher education // The SAGE handbook of international higher education / H. Wit & J. D. Heyl (Eds). 2012. - P. 27-42.
37. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8, Issue 1. - P. 5-31.
38. Times Higher Education World University Rankings 2021. - URL:
https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world- ranking#!/page/6/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats. (дата обращения: 03.06.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ