ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «ALMA MATER», «ПРОЕКТ ALMA MATER», г. ТОМСК, «НОВОЕ ВРЕМЯ» г. СЕВЕРСК)
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты понятия «корпоративная пресса» 8
1.1 История возникновения корпоративных СМИ 8
1.2 Понятие и виды корпоративных СМИ 12
1.3 Содержание и эффективность корпоративных СМИ. Их цели и задачи 16
1.4 Структура номера корпоративного СМИ и работа редакции 24
Глава 2. Особенности корпоративных изданий Томской области (на примере газет «Alma Mater», «Проект Alma Mater», «Новое время») .. 35
2.1 Газеты «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» 38
2.2 Газета «Новое время» 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Глава 1.Теоретические аспекты понятия «корпоративная пресса» 8
1.1 История возникновения корпоративных СМИ 8
1.2 Понятие и виды корпоративных СМИ 12
1.3 Содержание и эффективность корпоративных СМИ. Их цели и задачи 16
1.4 Структура номера корпоративного СМИ и работа редакции 24
Глава 2. Особенности корпоративных изданий Томской области (на примере газет «Alma Mater», «Проект Alma Mater», «Новое время») .. 35
2.1 Газеты «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» 38
2.2 Газета «Новое время» 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
В настоящее время корпоративная пресса в нашем государстве входит в число наиболее развивающихся типов СМИ. Это связано с мировыми тенденциями: в течение последних десятилетий современный международный рынок корпоративных СМИ переживает бурный рост. Стоит отметить, что относительно недавно (1990-е гг.) корпоративные издания в России были редким явлением и воспринимались как «игрушки» владельцев крупных предприятий. Но, несмотря на это, корпоративная пресса в нашем государстве имеет достаточно давнюю историю. В советские годы масштабные предприятия уже имели свои газеты. В некоторых случаях, если предприятие было градообразующим, издание брало на себя функции городского СМИ. Сейчас идеология уходит на второй план, на первом же месте стоят интересы и предпочтения аудитории.
На сегодняшний день корпоративные СМИ (газеты, журналы, радио, интернет-порталы) - прерогатива не только крупных предприятий и холдингов, располагающихся на территории столицы нашего государства и крупных мегаполисов, но и средних и малых форм бизнеса любых регионов и городов России. Местная корпоративная печать находится практически на таком же уровне развития, что и столичная. Данный факт является катализатором интереса у исследователей деловых СМИ. Подобная тенденция связана, в первую очередь, с осознанием владельцами предприятий всей важности корпоративной прессы как эффективного инструмента в области менеджмента. При помощи корпоративных изданий (КИ) руководителям предприятий проще решать важнейшие задачи в управленческой области: информировать работников о решениях руководства, формировать корпоративную культуру, создавать положительный имидж предприятия, удерживать старых и привлекать новых клиентов и др.
Актуальность данной темы связана с тем, что корпоративная пресса является не просто действенным PR-инструментом, а становится все более популярным типом журналистики и набирает стремительные обороты в своем развитии, следовательно, требует глубокого изучения и осмысления. Сегодня это отмечают все: как исследователи СМИ и PR-структур, так и руководители и сотрудники российских корпоративных СМИ. Ведь успешное функционирование корпоративных изданий требует понимания особенностей и функций этого типа СМИ, профессионального подхода к делу, знания и использования передового опыта в работе редакций.
Корпоративное издание - явление двусторонее. Во-первых, это средство массовой информации, во-вторых, инструмент PR. Подобная двоякая
характеристика происходит из-за того, что взаимодействие компаний с аудиторией - это специфика деятельности по связям с общественностью. А в роли канала данного взаимодействия, как правило, чаще всего выступают различные СМИ. Поэтому и возникает потребность любой организации независимо от сферы деятельности создавать и активно использовать такой канал коммуникации, как корпоративное издание.
Корпоративные СМИ - это наиболее выгодный, необходимый и надежный инструмент самопозиционирования и построения имиджа компании. Владея «читаемым» источником информации, организация может влиять на формирование лояльного отношения целевой аудитории к организации. Кроме того, корпоративная пресса снижает капиталовложения в другие каналы коммуникации в силу своей универсальности.
Объектом исследования данной работы являются следующие корпоративные издания городов Томска и Северска: газета «Новое время» - АО «Сибирский Химический Комбинат» (СХК), газеты «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - издания Томского государственного университета.
Для исследования были взяты выпуски периода 2014-2016 гг.
Целесообразность выбора данных КИ для исследования заключается в том, что они выпускаются разными органами.
Например, «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - газеты ТГУ. Томск считается студенческим городом, следовательно университеты в какой-то степени можно назвать градообразующими предприятиями. Томский государственный университет стоит на первом месте в рейтинге вузов региона. Следовательно «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» по праву можно назвать главными средствами осуществления связи с внутренней и внешней аудиторией, а также поддержания статуса главного вуза.
Газета «Новое время» также является КИ градообразующего предприятия, а именно Сибирского химического комбината, который считается одним из самых современных и высокотехнологичных на территории Томской области. На издание возлагаются большие задачи: освещение новостей, связанных с СХК и атомной промышленностью в целом, налаживание связей внутри организации, информирование населения о функционировании комбината и его роли для всего региона.
Именно потому, что выпускающие органы принадлежат абсолютно разным сферам, отличается и специфика функционирования их корпоративных газет.
Предмет исследования - специфика функционирования корпоративных изданий.
Целью исследования является выявление особенностей корпоративной прессы на основе анализа трех изданий, распространяемых на территории городов Томска и Северска.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- ознакомиться с литературой по теме работы;
- рассмотреть корпоративную прессу как СМИ;
- раскрыть типологию корпоративной прессы;
- проанализировать содержание и структуру корпоративных СМИ;
-дать характеристику исследуемым изданиям, определив их типологию среди корпоративных СМИ;
- оценить эффективность исследуемых корпоративных изданий с точки зрения достижения поставленных перед ними целей и функций.
В качестве методов исследования были выбраны методы описания, сравнительного анализа и экспресс-оценки.
При подготовке бакалаврской работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области PR, журналистики, менеджмента.
В работах «Корпоративные СМИ: секреты эффективности» Чемякина Ю. В. и «Корпоративные издания в России» Дегтяренко Д. К. рассматриваются основные тенденции развития корпоративной прессы, проблемы, мешающие многим подобным СМИ стать эффективными инструментами менеджмента, и пути решения этих проблем. Свои выводы авторы основывают на анализе конкретной практики, передового российского и зарубежного опыта.
В книге «Паблик рилейшнз для менеджеров» Алешиной И. В. и в исследовании «Паблик рилейшнз» Джефкинса Ф. представлены современные концепции построения и ведения коммуникаций с общественностью. Рассмотрены цели, методы, формы и конкретные инструменты планирования и реализации отношений со средствами массовой информации, с широкой общественностью, с потребителями, с госструктурами и местной общественностью, финансовым и деловым сообществом.
В работах Гуревича С. М. «Газета: вчера, сегодня, завтра» и Корконосенко С.Г. «Основы журналистики» определяются перспективы развития газетной периодики в России.
В книге Музыканта В. Л «Реклама и PR-технологии в бизнесе» системно рассматриваются реклама и рекламные технологии как элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.
Новизна работы заключается не только в систематизации данных о некоторых изданиях корпоративной прессы Томской области, но и в попытке анализа их коммуникационной составляющей.
Данная работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. Во Введении раскрывается актуальность исследуемой темы, теоретическая и практическая значимость работы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки возникновения корпоративных СМИ, их общая классификация, а также особенности создания и функционирования. Вторая глава посвящена анализу конкретных корпоративных изданий Томской области («Alma Mater», «Проект Alma Mater» и «Новое время»). В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по изученной теме.
На сегодняшний день корпоративные СМИ (газеты, журналы, радио, интернет-порталы) - прерогатива не только крупных предприятий и холдингов, располагающихся на территории столицы нашего государства и крупных мегаполисов, но и средних и малых форм бизнеса любых регионов и городов России. Местная корпоративная печать находится практически на таком же уровне развития, что и столичная. Данный факт является катализатором интереса у исследователей деловых СМИ. Подобная тенденция связана, в первую очередь, с осознанием владельцами предприятий всей важности корпоративной прессы как эффективного инструмента в области менеджмента. При помощи корпоративных изданий (КИ) руководителям предприятий проще решать важнейшие задачи в управленческой области: информировать работников о решениях руководства, формировать корпоративную культуру, создавать положительный имидж предприятия, удерживать старых и привлекать новых клиентов и др.
Актуальность данной темы связана с тем, что корпоративная пресса является не просто действенным PR-инструментом, а становится все более популярным типом журналистики и набирает стремительные обороты в своем развитии, следовательно, требует глубокого изучения и осмысления. Сегодня это отмечают все: как исследователи СМИ и PR-структур, так и руководители и сотрудники российских корпоративных СМИ. Ведь успешное функционирование корпоративных изданий требует понимания особенностей и функций этого типа СМИ, профессионального подхода к делу, знания и использования передового опыта в работе редакций.
Корпоративное издание - явление двусторонее. Во-первых, это средство массовой информации, во-вторых, инструмент PR. Подобная двоякая
характеристика происходит из-за того, что взаимодействие компаний с аудиторией - это специфика деятельности по связям с общественностью. А в роли канала данного взаимодействия, как правило, чаще всего выступают различные СМИ. Поэтому и возникает потребность любой организации независимо от сферы деятельности создавать и активно использовать такой канал коммуникации, как корпоративное издание.
Корпоративные СМИ - это наиболее выгодный, необходимый и надежный инструмент самопозиционирования и построения имиджа компании. Владея «читаемым» источником информации, организация может влиять на формирование лояльного отношения целевой аудитории к организации. Кроме того, корпоративная пресса снижает капиталовложения в другие каналы коммуникации в силу своей универсальности.
Объектом исследования данной работы являются следующие корпоративные издания городов Томска и Северска: газета «Новое время» - АО «Сибирский Химический Комбинат» (СХК), газеты «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - издания Томского государственного университета.
Для исследования были взяты выпуски периода 2014-2016 гг.
Целесообразность выбора данных КИ для исследования заключается в том, что они выпускаются разными органами.
Например, «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - газеты ТГУ. Томск считается студенческим городом, следовательно университеты в какой-то степени можно назвать градообразующими предприятиями. Томский государственный университет стоит на первом месте в рейтинге вузов региона. Следовательно «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» по праву можно назвать главными средствами осуществления связи с внутренней и внешней аудиторией, а также поддержания статуса главного вуза.
Газета «Новое время» также является КИ градообразующего предприятия, а именно Сибирского химического комбината, который считается одним из самых современных и высокотехнологичных на территории Томской области. На издание возлагаются большие задачи: освещение новостей, связанных с СХК и атомной промышленностью в целом, налаживание связей внутри организации, информирование населения о функционировании комбината и его роли для всего региона.
Именно потому, что выпускающие органы принадлежат абсолютно разным сферам, отличается и специфика функционирования их корпоративных газет.
Предмет исследования - специфика функционирования корпоративных изданий.
Целью исследования является выявление особенностей корпоративной прессы на основе анализа трех изданий, распространяемых на территории городов Томска и Северска.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- ознакомиться с литературой по теме работы;
- рассмотреть корпоративную прессу как СМИ;
- раскрыть типологию корпоративной прессы;
- проанализировать содержание и структуру корпоративных СМИ;
-дать характеристику исследуемым изданиям, определив их типологию среди корпоративных СМИ;
- оценить эффективность исследуемых корпоративных изданий с точки зрения достижения поставленных перед ними целей и функций.
В качестве методов исследования были выбраны методы описания, сравнительного анализа и экспресс-оценки.
При подготовке бакалаврской работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области PR, журналистики, менеджмента.
В работах «Корпоративные СМИ: секреты эффективности» Чемякина Ю. В. и «Корпоративные издания в России» Дегтяренко Д. К. рассматриваются основные тенденции развития корпоративной прессы, проблемы, мешающие многим подобным СМИ стать эффективными инструментами менеджмента, и пути решения этих проблем. Свои выводы авторы основывают на анализе конкретной практики, передового российского и зарубежного опыта.
В книге «Паблик рилейшнз для менеджеров» Алешиной И. В. и в исследовании «Паблик рилейшнз» Джефкинса Ф. представлены современные концепции построения и ведения коммуникаций с общественностью. Рассмотрены цели, методы, формы и конкретные инструменты планирования и реализации отношений со средствами массовой информации, с широкой общественностью, с потребителями, с госструктурами и местной общественностью, финансовым и деловым сообществом.
В работах Гуревича С. М. «Газета: вчера, сегодня, завтра» и Корконосенко С.Г. «Основы журналистики» определяются перспективы развития газетной периодики в России.
В книге Музыканта В. Л «Реклама и PR-технологии в бизнесе» системно рассматриваются реклама и рекламные технологии как элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.
Новизна работы заключается не только в систематизации данных о некоторых изданиях корпоративной прессы Томской области, но и в попытке анализа их коммуникационной составляющей.
Данная работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. Во Введении раскрывается актуальность исследуемой темы, теоретическая и практическая значимость работы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки возникновения корпоративных СМИ, их общая классификация, а также особенности создания и функционирования. Вторая глава посвящена анализу конкретных корпоративных изданий Томской области («Alma Mater», «Проект Alma Mater» и «Новое время»). В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по изученной теме.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели корпоративную прессу как отдельный тип СМИ, проанализировали ее содержание и структуру, выяснили, какие определения даются понятию «корпоративная пресса» и какие функции она выполняет.
Исходя из рассмотренной теории и проведенного по ней анализа, можно сделать вывод о том, что корпоративная пресса на сегодняшний день является эффективным инструментом связей с общественностью. Любой современной компании, предприятию, организации, независимо от ее статуса и положения на рынке, необходимо наличие корпоративного издания. В связи с этим на руководство ложится следующая задача - обозначение цели КИ, в связи с которой определяется тип и направленность СМИ.
На основе рассмотренных в первой главе понятий корпоративной прессы, можно сформировать ее краткое определение, которое будет звучать так: СМИ, распространяющее информацию о задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах выпускающей организации, которое выходит на ее же средства, кроме того, не содержит сведения о других субъектах отрасли. К целевой аудитории, в первую очередь, относятся: сотрудники предприятия, клиенты, партнеры (иногда конкуренты).
Рынок корпоративных СМИ в России находится на стадии подъема и развития. Организации и предприятия, реализующие свою деятельность на территории Томской области, также имеют свои КИ. Отдельные издания послужили объектом исследования данной работы, а именно: «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - издания Томского государственного университета, ориентированные на разную аудиторию, и газета «Новое время» - КИ Сибирского химического комбината (выпуски 2014 - 2016 гг.).
Рассмотрев детально каждое КИ, мы смогли определить их типологическую принадлежность, целевую аудиторию, дать характеристику их содержательной и визуальной стороне, выявить особенности каждого издания. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что состав аудитории напрямую зависит от поставленных перед КИ целей и задач.
На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1) Корпоративные издания «Alma Mater», «Проект Alma Mater» и «Новое время» - достаточно эффективные и полностью справляются со своими основными функциями, в том числе с самой главной - формирование и поддержание положительного имиджа организаций;
2) Из доказательства о том, что анализируемые издания - корпоративные, следует формирование основного вектора деятельности изданий - информирование аудитории о важных событиях и явлениях организации;
3) Приведенный выше пункт подкреплен анализом системы жанров изданий.
Если сравнивать между собой исследуемые издания, можно сделать вывод, что они существенно отличаются в выборе освещаемых тем. Например, выбор тематики напрямую зависит от выпускающего органа. Если «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» выпускаются университетом, то в основном затрагиваются темы образования и студенческой жизни. Поскольку «Новое время» издается Сибирским химическим комбинатом, в нем публикуется информация, связанная с атомной и энергетической промышленностью. Объединяет данные газеты то, что посредством опубликования материалов, затрагивающих интересы конкретной аудитории, достигаются общие цели: информирование, развитие корпоративного патриотизма, осуществление двусторонней коммуникации. В плане подачи информации издания руководствуются одним принципом - оценка фактов и событий с положительной стороны.
Структурно все издания делятся по рубрикам и блокам, но каждой газете присущ свой устоявшийся во времени и принятый аудиторией набор. Благодаря этому осуществляется навигация по выпускам. Стоит отметить, что в «Alma Mater» и «Новом времени» она иногда нарушается. Это происходит из-за невнимательной работы дизайнеров и верстальщиков, а также редактора.
Качество текстов в изданиях «Alma Mater» и «Новое время» немного уступает «Проекту Alma Mater». Возможно, это происходит из-за того, что первые две газеты направлены на внутреннюю, более узкую аудиторию, а последняя - на более широкую (внешнюю). Кроме того, в выпуске данного издания задействован факультет журналистики ТГУ, что говорит о большем числе квалифицированных специалистов, а также о более оперативном внедрении новых технологий и креативных подходов в процессе создания материалов. Такая же ситуация наблюдается и с фотоиллюстрациями. Но относительно инфографики «Новое время» отличается от других газет, поскольку выполнение происходит на более профессиональном уровне и характеризуется высокой информативностью.
Стоит отметить, что в исследуемых изданиях практически полностью отсутствует критика деятельности организаций, проблемы замалчиваются, присутствует малый процент материалов о негативных сторонах в работе. Подобная тенденция рано или поздно может сыграть негативную роль и вызвать обратный ожидаемому эффект. Естественным является то, что корпоративные СМИ попадают под влияние цензуры со стороны руководителей. На мой взгляд, информация с оценкой работы предприятия и его критикой должна публиковаться в деловых изданиях такого типа. Но материалы подобного содержания смогут публиковаться только в том случае, если будут подкрепляться иными материалами, содержащими подтверждение того, что руководство ознакомлено с проблемными ситуациями и готово их решать.
В целом все издания производят положительное впечатление на аудиторию и считаются в полной мере эффективными и действенными в плане формирования и поддержки позитивного мнения о Томском государственном университете и о Сибирском химическом комбинате.
Эффективность и действенность КИ были доказаны в процессе анализа отдельных выпусков по следующим пунктам:
1) Издания в полной мере осуществляют двустороннюю коммуникацию;
2) Информирование целевой аудитории, подача материалов с определенной позиции (освещение с положительной точки зрения);
3) Достигнута основная цель издания - создание и поддержание позитивного имиджа организации, а также реализуется миссия выпускающего органа;
4) Выполняются основные функции КИ, а именно: информационная, коммуникационная; образовательная, эмоциональная, репутационная, мотивационная;
5) Во всех изданиях выдержана структура номеров, что облегчает навигацию для читателя;
6) Внешний вид всех изданий выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне, что влияет на узнаваемость облика газет в аудитории;
7) Тексты написаны профессионально, выдержана стилистика и грамотность. Редко можно найти материалы плохого качества и с допущением серьезных ошибок.
Значимость работы состоит в том, что итоговые результаты наглядно демонстрируют качество корпоративных изданий организаций, реализующих свою деятельность на территории Томской области. А приведенная оценка указывает на ряд недостатков в дизайне и контенте корпоративных СМИ, исправление которых сможет привести к улучшению коммуникации между организациями и общественностью.
Исходя из рассмотренной теории и проведенного по ней анализа, можно сделать вывод о том, что корпоративная пресса на сегодняшний день является эффективным инструментом связей с общественностью. Любой современной компании, предприятию, организации, независимо от ее статуса и положения на рынке, необходимо наличие корпоративного издания. В связи с этим на руководство ложится следующая задача - обозначение цели КИ, в связи с которой определяется тип и направленность СМИ.
На основе рассмотренных в первой главе понятий корпоративной прессы, можно сформировать ее краткое определение, которое будет звучать так: СМИ, распространяющее информацию о задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах выпускающей организации, которое выходит на ее же средства, кроме того, не содержит сведения о других субъектах отрасли. К целевой аудитории, в первую очередь, относятся: сотрудники предприятия, клиенты, партнеры (иногда конкуренты).
Рынок корпоративных СМИ в России находится на стадии подъема и развития. Организации и предприятия, реализующие свою деятельность на территории Томской области, также имеют свои КИ. Отдельные издания послужили объектом исследования данной работы, а именно: «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» - издания Томского государственного университета, ориентированные на разную аудиторию, и газета «Новое время» - КИ Сибирского химического комбината (выпуски 2014 - 2016 гг.).
Рассмотрев детально каждое КИ, мы смогли определить их типологическую принадлежность, целевую аудиторию, дать характеристику их содержательной и визуальной стороне, выявить особенности каждого издания. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что состав аудитории напрямую зависит от поставленных перед КИ целей и задач.
На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1) Корпоративные издания «Alma Mater», «Проект Alma Mater» и «Новое время» - достаточно эффективные и полностью справляются со своими основными функциями, в том числе с самой главной - формирование и поддержание положительного имиджа организаций;
2) Из доказательства о том, что анализируемые издания - корпоративные, следует формирование основного вектора деятельности изданий - информирование аудитории о важных событиях и явлениях организации;
3) Приведенный выше пункт подкреплен анализом системы жанров изданий.
Если сравнивать между собой исследуемые издания, можно сделать вывод, что они существенно отличаются в выборе освещаемых тем. Например, выбор тематики напрямую зависит от выпускающего органа. Если «Alma Mater» и «Проект Alma Mater» выпускаются университетом, то в основном затрагиваются темы образования и студенческой жизни. Поскольку «Новое время» издается Сибирским химическим комбинатом, в нем публикуется информация, связанная с атомной и энергетической промышленностью. Объединяет данные газеты то, что посредством опубликования материалов, затрагивающих интересы конкретной аудитории, достигаются общие цели: информирование, развитие корпоративного патриотизма, осуществление двусторонней коммуникации. В плане подачи информации издания руководствуются одним принципом - оценка фактов и событий с положительной стороны.
Структурно все издания делятся по рубрикам и блокам, но каждой газете присущ свой устоявшийся во времени и принятый аудиторией набор. Благодаря этому осуществляется навигация по выпускам. Стоит отметить, что в «Alma Mater» и «Новом времени» она иногда нарушается. Это происходит из-за невнимательной работы дизайнеров и верстальщиков, а также редактора.
Качество текстов в изданиях «Alma Mater» и «Новое время» немного уступает «Проекту Alma Mater». Возможно, это происходит из-за того, что первые две газеты направлены на внутреннюю, более узкую аудиторию, а последняя - на более широкую (внешнюю). Кроме того, в выпуске данного издания задействован факультет журналистики ТГУ, что говорит о большем числе квалифицированных специалистов, а также о более оперативном внедрении новых технологий и креативных подходов в процессе создания материалов. Такая же ситуация наблюдается и с фотоиллюстрациями. Но относительно инфографики «Новое время» отличается от других газет, поскольку выполнение происходит на более профессиональном уровне и характеризуется высокой информативностью.
Стоит отметить, что в исследуемых изданиях практически полностью отсутствует критика деятельности организаций, проблемы замалчиваются, присутствует малый процент материалов о негативных сторонах в работе. Подобная тенденция рано или поздно может сыграть негативную роль и вызвать обратный ожидаемому эффект. Естественным является то, что корпоративные СМИ попадают под влияние цензуры со стороны руководителей. На мой взгляд, информация с оценкой работы предприятия и его критикой должна публиковаться в деловых изданиях такого типа. Но материалы подобного содержания смогут публиковаться только в том случае, если будут подкрепляться иными материалами, содержащими подтверждение того, что руководство ознакомлено с проблемными ситуациями и готово их решать.
В целом все издания производят положительное впечатление на аудиторию и считаются в полной мере эффективными и действенными в плане формирования и поддержки позитивного мнения о Томском государственном университете и о Сибирском химическом комбинате.
Эффективность и действенность КИ были доказаны в процессе анализа отдельных выпусков по следующим пунктам:
1) Издания в полной мере осуществляют двустороннюю коммуникацию;
2) Информирование целевой аудитории, подача материалов с определенной позиции (освещение с положительной точки зрения);
3) Достигнута основная цель издания - создание и поддержание позитивного имиджа организации, а также реализуется миссия выпускающего органа;
4) Выполняются основные функции КИ, а именно: информационная, коммуникационная; образовательная, эмоциональная, репутационная, мотивационная;
5) Во всех изданиях выдержана структура номеров, что облегчает навигацию для читателя;
6) Внешний вид всех изданий выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне, что влияет на узнаваемость облика газет в аудитории;
7) Тексты написаны профессионально, выдержана стилистика и грамотность. Редко можно найти материалы плохого качества и с допущением серьезных ошибок.
Значимость работы состоит в том, что итоговые результаты наглядно демонстрируют качество корпоративных изданий организаций, реализующих свою деятельность на территории Томской области. А приведенная оценка указывает на ряд недостатков в дизайне и контенте корпоративных СМИ, исправление которых сможет привести к улучшению коммуникации между организациями и общественностью.



