СПЕЦИФИКА ДЕАРТИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
|
Введение 3
1 Понятие деартизации 11
1.1 Формирование понятия деартизации 11
1.1.1 Понятие деартизации в историческом контексте 11
1.1.2 Современный процесс деартизации 18
1.2 Формирование глобального рынка в сфере искусства и процесс
деартизации 22
1.2.1 Зарождение мировых городов 22
1.2.2 Феномен глобализации в контексте диалога культур 25
1.3 Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного
пространства 31
2 Медиатизация в сфере искусства и ее влияние на процесс деартизации 39
2.1. Специфика феномена медиатизации в сфере искусства 39
2.2 Медиатизация в глобальной и локальной культуре 47
2.3 Рассмотрение медиатизации с позиции метамодерна 48
2.4 Искусство и цифровые технологии 50
2.4.1 Развитие информационных технологий в искусстве 50
2.4.2 Цифровое искусство и культурное наследие 52
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
1 Понятие деартизации 11
1.1 Формирование понятия деартизации 11
1.1.1 Понятие деартизации в историческом контексте 11
1.1.2 Современный процесс деартизации 18
1.2 Формирование глобального рынка в сфере искусства и процесс
деартизации 22
1.2.1 Зарождение мировых городов 22
1.2.2 Феномен глобализации в контексте диалога культур 25
1.3 Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного
пространства 31
2 Медиатизация в сфере искусства и ее влияние на процесс деартизации 39
2.1. Специфика феномена медиатизации в сфере искусства 39
2.2 Медиатизация в глобальной и локальной культуре 47
2.3 Рассмотрение медиатизации с позиции метамодерна 48
2.4 Искусство и цифровые технологии 50
2.4.1 Развитие информационных технологий в искусстве 50
2.4.2 Цифровое искусство и культурное наследие 52
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы исследования
На сегодняшний день проблема деартизации актуальна как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Процесс деартизации широко распространен в современной глобальной культуре наряду с другими инновационными процессами, такими как цифровизация, товаризация, медиатизации, регионализация, сближение деловой и потребительской культуры и т.д. Если цифровизация и другие процессы достаточно изучены в современной литературе, то процесс деартизации практически не исследован.
Впервые термин «деартизация» (англ. unmaking of art) был употреблен на лекции «Мондриан ‘63-‘96», которая проходила в Любляне (Словения) в 1986 г. Лекция была прочитана В. Беньямином, точнее его «копией». Предположительно, что акт символического появления «копии» философа, погибшего в 1940 году, связан с именем художника Г. Джорджевича. Основанием данной лекции стала работа В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости», а ключевым понятием стало «копия». На примере работ П. Мондриана, а точнее копий его работ, была озвучена идея о том, что оригинал обладает уникальным статусом произведения искусства, который обеспечивает «аура» произведения и находится в узком смысловом поле. В свою очередь, копия произведения искусства содержит в себе идею оригинала и копии одновременно. Следовательно, она находится в более широком смысловом поле и с этой позиции само произведение искусства (оригинал) становится артефактом - происходит деартизация. То есть, деартизация - это процесс, который позволяет воспринимать произведение с «внешней» позиции по отношению к контексту искусства, то есть как артефакт. Такая позиция обозначается В. Беньямином как метапозиция, которая включает в себя множество различных контекстов, не исключает оппозиционных точек зрения, но при этом не делает доминирующей ни одну из них. Этот процесс, тесно связан с изменением культурной логики современного общества, но при этом остается не разработанным в полной мере.
Проблема восприятия произведения искусства затрагивает практически все сферы жизни: политическую, религиозную, экономическую и т.д. Ключевым моментом во всех ситуациях становится непосредственно сам процесс «оценивания» и интерпретации в рамках какого-либо одного контекста, порой исключающий возможность существования иных контекстов. Именно из-за подобных случаев некоторые произведения искусства оказываются недооцененными (или наоборот - переоцененными и, по факту не обладающими какой-либо художественной ценностью), объявляются пропагандистскими и т.п. Но благодаря деартизации появляется возможность формирования достаточно объективного и относительно нейтрального восприятия. На сегодняшний день существует значительное количество примеров перехода произведения искусства из одного контекста в другой и, как следствие, замена его статуса. Например, в США во время протестов 2020 года, связанных с проблемой ущемления прав афроамериканцев, значительная часть памятников, связанных с рабовладельческим периодом истории США, была уничтожена. То есть эти объекты интерпретировались вне контекста, как трансляторы определенных принципов и идеологии. Часть памятников удалось спасти, так как были перенесены в музеи и в этом случае оценивались с внешней позиции как артефакты, смысловое поле которых включает искусствоведческий, исторический, социальный и др. контексты. То есть произошла деартизация данных объектов, показавшая положительные стороны процесса, изучение которого может открыть новые пути решения некоторых проблем современности, связанных, например, с сохранением культурного наследия.
В целом проблема деартизации является актуальной и вместе с тем практически не разработана в современном гуманитарном дискурсе, поэтому предпринятое исследование актуально в аспекте понимания сущности деартизации.
Проблема исследования
Проблема исследования состоит в противоречии между широким распространением процесса деартизации в современной глобальной культуре и неразработанностью этой проблемы в современном гуманитарном дискурсе.
Степень теоретической разработки проблемы
Данное исследование опирается в первую очередь на сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения». Но проблема в полной мере не изучена и поэтому сложно выделить ключевые направления. Для решения этой задачи использовались существующие исследования в истории и современности, на которые можно ссылаться. Но также стоит отметить определенную разрозненность в осмыслении понятия «деартизация» и отсутствие четкого определения, хотя сама идея рассматриваемого процесса впервые появилась не в работах В. Беньямина XX в., а намного раньше. Для подробного изучения генезиса процесса деартизации используются более ранние источники по философии.
В этой связи, можно проследить, как и в каком ключе затрагивалась эта тема, если идти от лекции «Мондриан ’63 - ‘69» В. Беньямина, следуя отсылкам. Так, например, следующей важной для исследования работой будет «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», а именно раскрытие понятий «копия», «аура» произведения и его «ценность». В этой работе, легко обнаружить влияние Франкфуртской школы (Т. Адорно «Музей Валери-Пруста») на формирование идей В. Беньямина их взаимосвязь с предшественниками: Г. Риккертом и В. Виндельбантом. - представителями неокантианства. В данном моменте очевидно, что основы ключевой идеи понятия «ценность» Г. Риккерта можно найти в работе И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки».
Первоисточником же можно считать диалог Платона «Евтифрон», где раскрывается понятие «эйдос». Следует также отметить такой период как Средневековье и его специфическое отношение к философии, тем не менее, в работах средневековых авторов также можно найти развитие идей Платона об эйдосах и понимание их как неких ценностях, заложенных во всё сущее демиургом. Особенно подробно исследует этот момент Иоанн Дунс Скот.
Лучше всего проблема деартизации представлена в контексте изучения современного музейного пространства. Тема была затронута в текстах О. Дерюгиной «Иммерсивные и интерактивные среды», Е. Филипович. «Музей, который не является музеем», Б. О’Догерти. «Внутри белого куба», П. Баррагана «Новаторская история Альфреда Барра, MOMA и белого куба: интервью с Мэри Энн Станишевски», Б. Гройса. «Художник как куратор плохого искусства», К.П. Гершевича о новой музеологии. Также значительный вклад в осмысление процесса деартизации внес А. Ефиц в статье «Вальтер Беньямин в эпоху технической воспроизводимости».
Для того чтобы раскрыть сущность понятия деартизации, охватывающего более широкую область, чем пространство современного музея, необходима систематизация имеющихся исследований и анализ процессов современности, касающихся не только мира искусства, но других сфер жизни общества, так как в процессе глобализации их взаимовлияние усилилось, результатом чего стали новые явления в культуре, требующие новых методов и подходов изучения.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление специфических черт и характеристик деартизации эпохи глобализации.
Основными задачами исследования являются:
1. Исследование и систематизация основных концепций деартизации.
2. Анализ деартизации в контексте современного процесса глобализации.
3. Изучение ценностных оснований деартизации.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает процесс деартизации в эпоху глобализации.
Предметом исследования являются ценностные основания современного процесса деартизации.
Теоретико-методологические обоснования.
1. Версия неомарксизма Франкфуртской школы (критическая теория - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе);
2. Теория ценностей современного искусства В. Беньямина;
3. Культурные исследования (cultural studies);
4. Исследования глобализации.
Теоретическим обоснованием послужил сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения».
Также в исследовании применялись компаративный и сравнительно-исторический анализ.
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты проведенного исследования имеют значение для философии культуры в плане разработки методологии анализа процессов развития современной культуры, включая процесс деартизации. Также результаты предпринятого исследования значимы для теории культуры в аспекте концептуализации процесса деартизации, а также теоретического обоснования сохранения культурного наследия.
Практическая значимость проведенного исследования заключена в возможности разработки специальных курсов для студентов гуманитарных специальностей университетов, например: «Специфика деартизации», «Деартизация и метамузей», «Мир искусства в эпоху глобализации» и т.д. Также, в перспективе, возможна разработка новых методов экспонирования предметов искусства, применимых в современном музейном пространстве.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Разработано понятие метапозиции как методологического принципа, обеспечивающего переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, позволяющему раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации.
2. Выявлена сущность процесса деартизации, состоящая в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, т.е. произведение искусства в разных контекстах может выступать по- разному: как ценность, артефакт, объект потребления и т.д.;
3. Показано, что процесс деартизации взаимосвязан с такими глобализационными процессами, как цифровизация, медиатизация и др., которые влияют на искусство и формируют новый тип мышления пост¬культуры.
4. Доказано, что деартизация — это усиливающаяся тенденция, характерная для нового состояние культуры, которое выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрено как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Как методологический принцип, понятие метапозиции обеспечивает переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, что позволяет раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации. Таким образом, метапозиция по отношению к произведению искусства, сформированная в результате процесса деартизации, позволяет получить полное понимание ценности рассматриваемого произведения, так как включает в себя все другие позиции, и является внешней по отношению к ним. То есть метапозиция реконтекстуализирует все включенные в нее позиции, создавая новый нарратив.
2. Сущность процесса деартизации, состоит не просто в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, а еще и во включении в него всех возможных статусов для рассматриваемого объекта. Произведение искусства становится артефактом, обладающим исторической, эстетической, идеологической, экономической и т. д. ценностями. При этом, в результате процесса деартизации, формируется более полное и глубокое понимание общей ценности произведения.
3. Процесс деартизации является следствием других глобализационных процессов и тесно связан с ними. Например, очевидно, что цифровизация, медиатизация и т. д., непосредственно влияют на мир искусства. Возникают новые формы искусства, а так как искусство есть один из способов познания человеком окружающего мира, то можно сделать вывод о том, что в процессе деартизации формируется новый тип мышления и мировосприятия человека. Так, например, в результате процесса цифровизации искусства, произошло интенсивное развитие digital art, а произведения такого рода в значительной степени повлияли на восприятие искусства и принципы его экспонирования. А создание, например, живописных полотен искусственным интеллектом приводит к пересмотру многих моментов, связанных с определением искусства и восприятием его как культурного наследия человечества.
4. Деартизация как усиливающаяся тенденция, характерная для новой культурной логики, которая выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрена как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма. В этом смысле, подразумевается поиск истинной ценности произведения, но при этом не отрицаются, а включаются все уже существующие. Деартизация - процесс, касающийся всех проявлений искусства и связывающий их с другими сферами человеческой жизни. Такое осмысление искусства с внешней стороны ведет к изменению отношения к нему, а это может быть указанием на изменения и в других сферах жизни человечества и его мировосприятия в целом.
Апробация работы.
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях «Этюды Культуры» в г. Томске в 2017 году - доклад «Процесс товаризации в сфере изобразительного искусства», в 2018 году - доклад «Медиатизация в сфере искусства». В рамках международной конференции «Актуальные проблемы социальных наук» в г. Томске в 2018 году был представлен доклад на тему «Понятие процесса Деартизации Франкфуртской школы: современная
интерпретация», где были раскрыты базовые характеристики и особенности процесса деартизации, доклад вошел в тройку лучших по мнению комиссии. Так же основные моменты данной выпускной квалификационной работы освещены в докладе, принятом на международную научную конференцию «Ломоносов- 2020».
На сегодняшний день проблема деартизации актуальна как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Процесс деартизации широко распространен в современной глобальной культуре наряду с другими инновационными процессами, такими как цифровизация, товаризация, медиатизации, регионализация, сближение деловой и потребительской культуры и т.д. Если цифровизация и другие процессы достаточно изучены в современной литературе, то процесс деартизации практически не исследован.
Впервые термин «деартизация» (англ. unmaking of art) был употреблен на лекции «Мондриан ‘63-‘96», которая проходила в Любляне (Словения) в 1986 г. Лекция была прочитана В. Беньямином, точнее его «копией». Предположительно, что акт символического появления «копии» философа, погибшего в 1940 году, связан с именем художника Г. Джорджевича. Основанием данной лекции стала работа В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости», а ключевым понятием стало «копия». На примере работ П. Мондриана, а точнее копий его работ, была озвучена идея о том, что оригинал обладает уникальным статусом произведения искусства, который обеспечивает «аура» произведения и находится в узком смысловом поле. В свою очередь, копия произведения искусства содержит в себе идею оригинала и копии одновременно. Следовательно, она находится в более широком смысловом поле и с этой позиции само произведение искусства (оригинал) становится артефактом - происходит деартизация. То есть, деартизация - это процесс, который позволяет воспринимать произведение с «внешней» позиции по отношению к контексту искусства, то есть как артефакт. Такая позиция обозначается В. Беньямином как метапозиция, которая включает в себя множество различных контекстов, не исключает оппозиционных точек зрения, но при этом не делает доминирующей ни одну из них. Этот процесс, тесно связан с изменением культурной логики современного общества, но при этом остается не разработанным в полной мере.
Проблема восприятия произведения искусства затрагивает практически все сферы жизни: политическую, религиозную, экономическую и т.д. Ключевым моментом во всех ситуациях становится непосредственно сам процесс «оценивания» и интерпретации в рамках какого-либо одного контекста, порой исключающий возможность существования иных контекстов. Именно из-за подобных случаев некоторые произведения искусства оказываются недооцененными (или наоборот - переоцененными и, по факту не обладающими какой-либо художественной ценностью), объявляются пропагандистскими и т.п. Но благодаря деартизации появляется возможность формирования достаточно объективного и относительно нейтрального восприятия. На сегодняшний день существует значительное количество примеров перехода произведения искусства из одного контекста в другой и, как следствие, замена его статуса. Например, в США во время протестов 2020 года, связанных с проблемой ущемления прав афроамериканцев, значительная часть памятников, связанных с рабовладельческим периодом истории США, была уничтожена. То есть эти объекты интерпретировались вне контекста, как трансляторы определенных принципов и идеологии. Часть памятников удалось спасти, так как были перенесены в музеи и в этом случае оценивались с внешней позиции как артефакты, смысловое поле которых включает искусствоведческий, исторический, социальный и др. контексты. То есть произошла деартизация данных объектов, показавшая положительные стороны процесса, изучение которого может открыть новые пути решения некоторых проблем современности, связанных, например, с сохранением культурного наследия.
В целом проблема деартизации является актуальной и вместе с тем практически не разработана в современном гуманитарном дискурсе, поэтому предпринятое исследование актуально в аспекте понимания сущности деартизации.
Проблема исследования
Проблема исследования состоит в противоречии между широким распространением процесса деартизации в современной глобальной культуре и неразработанностью этой проблемы в современном гуманитарном дискурсе.
Степень теоретической разработки проблемы
Данное исследование опирается в первую очередь на сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения». Но проблема в полной мере не изучена и поэтому сложно выделить ключевые направления. Для решения этой задачи использовались существующие исследования в истории и современности, на которые можно ссылаться. Но также стоит отметить определенную разрозненность в осмыслении понятия «деартизация» и отсутствие четкого определения, хотя сама идея рассматриваемого процесса впервые появилась не в работах В. Беньямина XX в., а намного раньше. Для подробного изучения генезиса процесса деартизации используются более ранние источники по философии.
В этой связи, можно проследить, как и в каком ключе затрагивалась эта тема, если идти от лекции «Мондриан ’63 - ‘69» В. Беньямина, следуя отсылкам. Так, например, следующей важной для исследования работой будет «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», а именно раскрытие понятий «копия», «аура» произведения и его «ценность». В этой работе, легко обнаружить влияние Франкфуртской школы (Т. Адорно «Музей Валери-Пруста») на формирование идей В. Беньямина их взаимосвязь с предшественниками: Г. Риккертом и В. Виндельбантом. - представителями неокантианства. В данном моменте очевидно, что основы ключевой идеи понятия «ценность» Г. Риккерта можно найти в работе И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки».
Первоисточником же можно считать диалог Платона «Евтифрон», где раскрывается понятие «эйдос». Следует также отметить такой период как Средневековье и его специфическое отношение к философии, тем не менее, в работах средневековых авторов также можно найти развитие идей Платона об эйдосах и понимание их как неких ценностях, заложенных во всё сущее демиургом. Особенно подробно исследует этот момент Иоанн Дунс Скот.
Лучше всего проблема деартизации представлена в контексте изучения современного музейного пространства. Тема была затронута в текстах О. Дерюгиной «Иммерсивные и интерактивные среды», Е. Филипович. «Музей, который не является музеем», Б. О’Догерти. «Внутри белого куба», П. Баррагана «Новаторская история Альфреда Барра, MOMA и белого куба: интервью с Мэри Энн Станишевски», Б. Гройса. «Художник как куратор плохого искусства», К.П. Гершевича о новой музеологии. Также значительный вклад в осмысление процесса деартизации внес А. Ефиц в статье «Вальтер Беньямин в эпоху технической воспроизводимости».
Для того чтобы раскрыть сущность понятия деартизации, охватывающего более широкую область, чем пространство современного музея, необходима систематизация имеющихся исследований и анализ процессов современности, касающихся не только мира искусства, но других сфер жизни общества, так как в процессе глобализации их взаимовлияние усилилось, результатом чего стали новые явления в культуре, требующие новых методов и подходов изучения.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление специфических черт и характеристик деартизации эпохи глобализации.
Основными задачами исследования являются:
1. Исследование и систематизация основных концепций деартизации.
2. Анализ деартизации в контексте современного процесса глобализации.
3. Изучение ценностных оснований деартизации.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает процесс деартизации в эпоху глобализации.
Предметом исследования являются ценностные основания современного процесса деартизации.
Теоретико-методологические обоснования.
1. Версия неомарксизма Франкфуртской школы (критическая теория - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе);
2. Теория ценностей современного искусства В. Беньямина;
3. Культурные исследования (cultural studies);
4. Исследования глобализации.
Теоретическим обоснованием послужил сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения».
Также в исследовании применялись компаративный и сравнительно-исторический анализ.
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты проведенного исследования имеют значение для философии культуры в плане разработки методологии анализа процессов развития современной культуры, включая процесс деартизации. Также результаты предпринятого исследования значимы для теории культуры в аспекте концептуализации процесса деартизации, а также теоретического обоснования сохранения культурного наследия.
Практическая значимость проведенного исследования заключена в возможности разработки специальных курсов для студентов гуманитарных специальностей университетов, например: «Специфика деартизации», «Деартизация и метамузей», «Мир искусства в эпоху глобализации» и т.д. Также, в перспективе, возможна разработка новых методов экспонирования предметов искусства, применимых в современном музейном пространстве.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Разработано понятие метапозиции как методологического принципа, обеспечивающего переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, позволяющему раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации.
2. Выявлена сущность процесса деартизации, состоящая в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, т.е. произведение искусства в разных контекстах может выступать по- разному: как ценность, артефакт, объект потребления и т.д.;
3. Показано, что процесс деартизации взаимосвязан с такими глобализационными процессами, как цифровизация, медиатизация и др., которые влияют на искусство и формируют новый тип мышления пост¬культуры.
4. Доказано, что деартизация — это усиливающаяся тенденция, характерная для нового состояние культуры, которое выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрено как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Как методологический принцип, понятие метапозиции обеспечивает переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, что позволяет раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации. Таким образом, метапозиция по отношению к произведению искусства, сформированная в результате процесса деартизации, позволяет получить полное понимание ценности рассматриваемого произведения, так как включает в себя все другие позиции, и является внешней по отношению к ним. То есть метапозиция реконтекстуализирует все включенные в нее позиции, создавая новый нарратив.
2. Сущность процесса деартизации, состоит не просто в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, а еще и во включении в него всех возможных статусов для рассматриваемого объекта. Произведение искусства становится артефактом, обладающим исторической, эстетической, идеологической, экономической и т. д. ценностями. При этом, в результате процесса деартизации, формируется более полное и глубокое понимание общей ценности произведения.
3. Процесс деартизации является следствием других глобализационных процессов и тесно связан с ними. Например, очевидно, что цифровизация, медиатизация и т. д., непосредственно влияют на мир искусства. Возникают новые формы искусства, а так как искусство есть один из способов познания человеком окружающего мира, то можно сделать вывод о том, что в процессе деартизации формируется новый тип мышления и мировосприятия человека. Так, например, в результате процесса цифровизации искусства, произошло интенсивное развитие digital art, а произведения такого рода в значительной степени повлияли на восприятие искусства и принципы его экспонирования. А создание, например, живописных полотен искусственным интеллектом приводит к пересмотру многих моментов, связанных с определением искусства и восприятием его как культурного наследия человечества.
4. Деартизация как усиливающаяся тенденция, характерная для новой культурной логики, которая выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрена как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма. В этом смысле, подразумевается поиск истинной ценности произведения, но при этом не отрицаются, а включаются все уже существующие. Деартизация - процесс, касающийся всех проявлений искусства и связывающий их с другими сферами человеческой жизни. Такое осмысление искусства с внешней стороны ведет к изменению отношения к нему, а это может быть указанием на изменения и в других сферах жизни человечества и его мировосприятия в целом.
Апробация работы.
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях «Этюды Культуры» в г. Томске в 2017 году - доклад «Процесс товаризации в сфере изобразительного искусства», в 2018 году - доклад «Медиатизация в сфере искусства». В рамках международной конференции «Актуальные проблемы социальных наук» в г. Томске в 2018 году был представлен доклад на тему «Понятие процесса Деартизации Франкфуртской школы: современная
интерпретация», где были раскрыты базовые характеристики и особенности процесса деартизации, доклад вошел в тройку лучших по мнению комиссии. Так же основные моменты данной выпускной квалификационной работы освещены в докладе, принятом на международную научную конференцию «Ломоносов- 2020».
Подводя итоги исследования на тему специфики деартизации в эпоху глобализации, можно обозначить ряд особых черт и характеристик рассматриваемого процесса, которые были выявлены в ходе решения поставленных задач, что и было целью работы. Так, например, исследование деартизации по аналогии с десакрализацией выявило структуру процесса и объяснило основной принцип действия. То есть деартизация - это процесс, особенно ярко проявляющий себя в эпоху глобализации и затрагивающий практически все художественные практики и концепции искусства, но в это же время, это нейтральный подход к искусству, подразумевающий отношение к художественным произведениям как к артефактам (подобно тому как десакрализация нейтральна по отношению к религии и всему что с ней связано).
Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного пространства, ведет к необходимости формирования нового восприятия произведения искусства как артефакта. В этом случае артефакт - это объект, играющий конкретную роль в определенном нарративе. То есть одно и то же произведение искусства может одновременно играть как минимум три метароли. В случае десакрализации - метарелигиозный нарратив, деисторизация предполагает метаисторический нарратив, а в процессе деартизации - роль в истории метаискусства. И если «художественная позиция» определяет искусство, то есть в этом смысле под такой позицией понимается художественный нарратив, его может определять какое-либо определенное место: галерея, выставочное пространство, также его может определять текст (история или теория искусства) или просто определенные события. В свою очередь, для метаискусства характерна позиция вне контекста искусства, но при этом она не исключает его.
Обзор исследований, связанных с деартизацией и других глобализационных процессов, непосредственно влияющий на мир искусства и современное его восприятие, обнаружил новые тенденции, не поддающиеся трактовке с модернистских и постмодернистских позиций. Следствием этого, стало обращение к разработкам Р. Ван дер Аккера и Т. Вермюлена, связанных с метамодернизмом. Такая позиция, подразумеваемая в процессе деартизации, наиболее точно объясняет формирование новой позиции по отношению к произведению искусства - метапозиции. И, как развитие данной идеи, предполагается постепенный, от части эволюционный, переход от существующей парадигмы к метапарадигме. Таким образом, рассмотрение искусства, так сказать, с «внешней» позиции, и одновременно учитывающей его смыслы и ценность для человечества, меняет и отношение к нему. Подобного рода кардинальные изменения в сознании общества могут быть связаны с переменами и в других сферах жизни, подобно тому, как десакрализация стала первым шагом к появлению глобальных идей, связанных с секуляризацией, модернизмом и затем постмодернизмом. В этом смысле процесс деартизации может быть одним из факторов, ведущих к постепенной смене сегодняшней парадигмы.
Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости поиска новых методов изучения и осмысления феноменов и явлений современной культуры, особенно в сфере изобразительного искусства.
Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного пространства, ведет к необходимости формирования нового восприятия произведения искусства как артефакта. В этом случае артефакт - это объект, играющий конкретную роль в определенном нарративе. То есть одно и то же произведение искусства может одновременно играть как минимум три метароли. В случае десакрализации - метарелигиозный нарратив, деисторизация предполагает метаисторический нарратив, а в процессе деартизации - роль в истории метаискусства. И если «художественная позиция» определяет искусство, то есть в этом смысле под такой позицией понимается художественный нарратив, его может определять какое-либо определенное место: галерея, выставочное пространство, также его может определять текст (история или теория искусства) или просто определенные события. В свою очередь, для метаискусства характерна позиция вне контекста искусства, но при этом она не исключает его.
Обзор исследований, связанных с деартизацией и других глобализационных процессов, непосредственно влияющий на мир искусства и современное его восприятие, обнаружил новые тенденции, не поддающиеся трактовке с модернистских и постмодернистских позиций. Следствием этого, стало обращение к разработкам Р. Ван дер Аккера и Т. Вермюлена, связанных с метамодернизмом. Такая позиция, подразумеваемая в процессе деартизации, наиболее точно объясняет формирование новой позиции по отношению к произведению искусства - метапозиции. И, как развитие данной идеи, предполагается постепенный, от части эволюционный, переход от существующей парадигмы к метапарадигме. Таким образом, рассмотрение искусства, так сказать, с «внешней» позиции, и одновременно учитывающей его смыслы и ценность для человечества, меняет и отношение к нему. Подобного рода кардинальные изменения в сознании общества могут быть связаны с переменами и в других сферах жизни, подобно тому, как десакрализация стала первым шагом к появлению глобальных идей, связанных с секуляризацией, модернизмом и затем постмодернизмом. В этом смысле процесс деартизации может быть одним из факторов, ведущих к постепенной смене сегодняшней парадигмы.
Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости поиска новых методов изучения и осмысления феноменов и явлений современной культуры, особенно в сфере изобразительного искусства.



