Введение 3
1 Понятие деартизации 11
1.1 Формирование понятия деартизации 11
1.1.1 Понятие деартизации в историческом контексте 11
1.1.2 Современный процесс деартизации 18
1.2 Формирование глобального рынка в сфере искусства и процесс
деартизации 22
1.2.1 Зарождение мировых городов 22
1.2.2 Феномен глобализации в контексте диалога культур 25
1.3 Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного
пространства 31
2 Медиатизация в сфере искусства и ее влияние на процесс деартизации 39
2.1. Специфика феномена медиатизации в сфере искусства 39
2.2 Медиатизация в глобальной и локальной культуре 47
2.3 Рассмотрение медиатизации с позиции метамодерна 48
2.4 Искусство и цифровые технологии 50
2.4.1 Развитие информационных технологий в искусстве 50
2.4.2 Цифровое искусство и культурное наследие 52
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы исследования
На сегодняшний день проблема деартизации актуальна как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Процесс деартизации широко распространен в современной глобальной культуре наряду с другими инновационными процессами, такими как цифровизация, товаризация, медиатизации, регионализация, сближение деловой и потребительской культуры и т.д. Если цифровизация и другие процессы достаточно изучены в современной литературе, то процесс деартизации практически не исследован.
Впервые термин «деартизация» (англ. unmaking of art) был употреблен на лекции «Мондриан ‘63-‘96», которая проходила в Любляне (Словения) в 1986 г. Лекция была прочитана В. Беньямином, точнее его «копией». Предположительно, что акт символического появления «копии» философа, погибшего в 1940 году, связан с именем художника Г. Джорджевича. Основанием данной лекции стала работа В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости», а ключевым понятием стало «копия». На примере работ П. Мондриана, а точнее копий его работ, была озвучена идея о том, что оригинал обладает уникальным статусом произведения искусства, который обеспечивает «аура» произведения и находится в узком смысловом поле. В свою очередь, копия произведения искусства содержит в себе идею оригинала и копии одновременно. Следовательно, она находится в более широком смысловом поле и с этой позиции само произведение искусства (оригинал) становится артефактом - происходит деартизация. То есть, деартизация - это процесс, который позволяет воспринимать произведение с «внешней» позиции по отношению к контексту искусства, то есть как артефакт. Такая позиция обозначается В. Беньямином как метапозиция, которая включает в себя множество различных контекстов, не исключает оппозиционных точек зрения, но при этом не делает доминирующей ни одну из них. Этот процесс, тесно связан с изменением культурной логики современного общества, но при этом остается не разработанным в полной мере.
Проблема восприятия произведения искусства затрагивает практически все сферы жизни: политическую, религиозную, экономическую и т.д. Ключевым моментом во всех ситуациях становится непосредственно сам процесс «оценивания» и интерпретации в рамках какого-либо одного контекста, порой исключающий возможность существования иных контекстов. Именно из-за подобных случаев некоторые произведения искусства оказываются недооцененными (или наоборот - переоцененными и, по факту не обладающими какой-либо художественной ценностью), объявляются пропагандистскими и т.п. Но благодаря деартизации появляется возможность формирования достаточно объективного и относительно нейтрального восприятия. На сегодняшний день существует значительное количество примеров перехода произведения искусства из одного контекста в другой и, как следствие, замена его статуса. Например, в США во время протестов 2020 года, связанных с проблемой ущемления прав афроамериканцев, значительная часть памятников, связанных с рабовладельческим периодом истории США, была уничтожена. То есть эти объекты интерпретировались вне контекста, как трансляторы определенных принципов и идеологии. Часть памятников удалось спасти, так как были перенесены в музеи и в этом случае оценивались с внешней позиции как артефакты, смысловое поле которых включает искусствоведческий, исторический, социальный и др. контексты. То есть произошла деартизация данных объектов, показавшая положительные стороны процесса, изучение которого может открыть новые пути решения некоторых проблем современности, связанных, например, с сохранением культурного наследия.
В целом проблема деартизации является актуальной и вместе с тем практически не разработана в современном гуманитарном дискурсе, поэтому предпринятое исследование актуально в аспекте понимания сущности деартизации.
Проблема исследования
Проблема исследования состоит в противоречии между широким распространением процесса деартизации в современной глобальной культуре и неразработанностью этой проблемы в современном гуманитарном дискурсе.
Степень теоретической разработки проблемы
Данное исследование опирается в первую очередь на сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения». Но проблема в полной мере не изучена и поэтому сложно выделить ключевые направления. Для решения этой задачи использовались существующие исследования в истории и современности, на которые можно ссылаться. Но также стоит отметить определенную разрозненность в осмыслении понятия «деартизация» и отсутствие четкого определения, хотя сама идея рассматриваемого процесса впервые появилась не в работах В. Беньямина XX в., а намного раньше. Для подробного изучения генезиса процесса деартизации используются более ранние источники по философии.
В этой связи, можно проследить, как и в каком ключе затрагивалась эта тема, если идти от лекции «Мондриан ’63 - ‘69» В. Беньямина, следуя отсылкам. Так, например, следующей важной для исследования работой будет «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», а именно раскрытие понятий «копия», «аура» произведения и его «ценность». В этой работе, легко обнаружить влияние Франкфуртской школы (Т. Адорно «Музей Валери-Пруста») на формирование идей В. Беньямина их взаимосвязь с предшественниками: Г. Риккертом и В. Виндельбантом. - представителями неокантианства. В данном моменте очевидно, что основы ключевой идеи понятия «ценность» Г. Риккерта можно найти в работе И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки».
Первоисточником же можно считать диалог Платона «Евтифрон», где раскрывается понятие «эйдос». Следует также отметить такой период как Средневековье и его специфическое отношение к философии, тем не менее, в работах средневековых авторов также можно найти развитие идей Платона об эйдосах и понимание их как неких ценностях, заложенных во всё сущее демиургом. Особенно подробно исследует этот момент Иоанн Дунс Скот.
Лучше всего проблема деартизации представлена в контексте изучения современного музейного пространства. Тема была затронута в текстах О. Дерюгиной «Иммерсивные и интерактивные среды», Е. Филипович. «Музей, который не является музеем», Б. О’Догерти. «Внутри белого куба», П. Баррагана «Новаторская история Альфреда Барра, MOMA и белого куба: интервью с Мэри Энн Станишевски», Б. Гройса. «Художник как куратор плохого искусства», К.П. Гершевича о новой музеологии. Также значительный вклад в осмысление процесса деартизации внес А. Ефиц в статье «Вальтер Беньямин в эпоху технической воспроизводимости».
Для того чтобы раскрыть сущность понятия деартизации, охватывающего более широкую область, чем пространство современного музея, необходима систематизация имеющихся исследований и анализ процессов современности, касающихся не только мира искусства, но других сфер жизни общества, так как в процессе глобализации их взаимовлияние усилилось, результатом чего стали новые явления в культуре, требующие новых методов и подходов изучения.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление специфических черт и характеристик деартизации эпохи глобализации.
Основными задачами исследования являются:
1. Исследование и систематизация основных концепций деартизации.
2. Анализ деартизации в контексте современного процесса глобализации.
3. Изучение ценностных оснований деартизации.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает процесс деартизации в эпоху глобализации.
Предметом исследования являются ценностные основания современного процесса деартизации.
Теоретико-методологические обоснования.
1. Версия неомарксизма Франкфуртской школы (критическая теория - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе);
2. Теория ценностей современного искусства В. Беньямина;
3. Культурные исследования (cultural studies);
4. Исследования глобализации.
Теоретическим обоснованием послужил сборник эссе В. Беньямина «Новые сочинения».
Также в исследовании применялись компаративный и сравнительно-исторический анализ.
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты проведенного исследования имеют значение для философии культуры в плане разработки методологии анализа процессов развития современной культуры, включая процесс деартизации. Также результаты предпринятого исследования значимы для теории культуры в аспекте концептуализации процесса деартизации, а также теоретического обоснования сохранения культурного наследия.
Практическая значимость проведенного исследования заключена в возможности разработки специальных курсов для студентов гуманитарных специальностей университетов, например: «Специфика деартизации», «Деартизация и метамузей», «Мир искусства в эпоху глобализации» и т.д. Также, в перспективе, возможна разработка новых методов экспонирования предметов искусства, применимых в современном музейном пространстве.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Разработано понятие метапозиции как методологического принципа, обеспечивающего переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, позволяющему раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации.
2. Выявлена сущность процесса деартизации, состоящая в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, т.е. произведение искусства в разных контекстах может выступать по- разному: как ценность, артефакт, объект потребления и т.д.;
3. Показано, что процесс деартизации взаимосвязан с такими глобализационными процессами, как цифровизация, медиатизация и др., которые влияют на искусство и формируют новый тип мышления пост¬культуры.
4. Доказано, что деартизация — это усиливающаяся тенденция, характерная для нового состояние культуры, которое выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрено как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Как методологический принцип, понятие метапозиции обеспечивает переход от внешнего, эмпирического анализа процесса деартизации к более высокому, философскому уровню анализа проблемы, что позволяет раскрыть внутреннюю сущность процесса деартизации. Таким образом, метапозиция по отношению к произведению искусства, сформированная в результате процесса деартизации, позволяет получить полное понимание ценности рассматриваемого произведения, так как включает в себя все другие позиции, и является внешней по отношению к ним. То есть метапозиция реконтекстуализирует все включенные в нее позиции, создавая новый нарратив.
2. Сущность процесса деартизации, состоит не просто в замене статуса рассматриваемого объекта искусства в зависимости от контекста, а еще и во включении в него всех возможных статусов для рассматриваемого объекта. Произведение искусства становится артефактом, обладающим исторической, эстетической, идеологической, экономической и т. д. ценностями. При этом, в результате процесса деартизации, формируется более полное и глубокое понимание общей ценности произведения.
3. Процесс деартизации является следствием других глобализационных процессов и тесно связан с ними. Например, очевидно, что цифровизация, медиатизация и т. д., непосредственно влияют на мир искусства. Возникают новые формы искусства, а так как искусство есть один из способов познания человеком окружающего мира, то можно сделать вывод о том, что в процессе деартизации формируется новый тип мышления и мировосприятия человека. Так, например, в результате процесса цифровизации искусства, произошло интенсивное развитие digital art, а произведения такого рода в значительной степени повлияли на восприятие искусства и принципы его экспонирования. А создание, например, живописных полотен искусственным интеллектом приводит к пересмотру многих моментов, связанных с определением искусства и восприятием его как культурного наследия человечества.
4. Деартизация как усиливающаяся тенденция, характерная для новой культурной логики, которая выходит за границы парадигм культуры модернизма и постмодернизма и может быть рассмотрена как проявление новой парадигмы культуры метамодернизма. В этом смысле, подразумевается поиск истинной ценности произведения, но при этом не отрицаются, а включаются все уже существующие. Деартизация - процесс, касающийся всех проявлений искусства и связывающий их с другими сферами человеческой жизни. Такое осмысление искусства с внешней стороны ведет к изменению отношения к нему, а это может быть указанием на изменения и в других сферах жизни человечества и его мировосприятия в целом.
Апробация работы.
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях «Этюды Культуры» в г. Томске в 2017 году - доклад «Процесс товаризации в сфере изобразительного искусства», в 2018 году - доклад «Медиатизация в сфере искусства». В рамках международной конференции «Актуальные проблемы социальных наук» в г. Томске в 2018 году был представлен доклад на тему «Понятие процесса Деартизации Франкфуртской школы: современная
интерпретация», где были раскрыты базовые характеристики и особенности процесса деартизации, доклад вошел в тройку лучших по мнению комиссии. Так же основные моменты данной выпускной квалификационной работы освещены в докладе, принятом на международную научную конференцию «Ломоносов- 2020».
Подводя итоги исследования на тему специфики деартизации в эпоху глобализации, можно обозначить ряд особых черт и характеристик рассматриваемого процесса, которые были выявлены в ходе решения поставленных задач, что и было целью работы. Так, например, исследование деартизации по аналогии с десакрализацией выявило структуру процесса и объяснило основной принцип действия. То есть деартизация - это процесс, особенно ярко проявляющий себя в эпоху глобализации и затрагивающий практически все художественные практики и концепции искусства, но в это же время, это нейтральный подход к искусству, подразумевающий отношение к художественным произведениям как к артефактам (подобно тому как десакрализация нейтральна по отношению к религии и всему что с ней связано).
Рассмотрение деартизации в контексте современного музейного пространства, ведет к необходимости формирования нового восприятия произведения искусства как артефакта. В этом случае артефакт - это объект, играющий конкретную роль в определенном нарративе. То есть одно и то же произведение искусства может одновременно играть как минимум три метароли. В случае десакрализации - метарелигиозный нарратив, деисторизация предполагает метаисторический нарратив, а в процессе деартизации - роль в истории метаискусства. И если «художественная позиция» определяет искусство, то есть в этом смысле под такой позицией понимается художественный нарратив, его может определять какое-либо определенное место: галерея, выставочное пространство, также его может определять текст (история или теория искусства) или просто определенные события. В свою очередь, для метаискусства характерна позиция вне контекста искусства, но при этом она не исключает его.
Обзор исследований, связанных с деартизацией и других глобализационных процессов, непосредственно влияющий на мир искусства и современное его восприятие, обнаружил новые тенденции, не поддающиеся трактовке с модернистских и постмодернистских позиций. Следствием этого, стало обращение к разработкам Р. Ван дер Аккера и Т. Вермюлена, связанных с метамодернизмом. Такая позиция, подразумеваемая в процессе деартизации, наиболее точно объясняет формирование новой позиции по отношению к произведению искусства - метапозиции. И, как развитие данной идеи, предполагается постепенный, от части эволюционный, переход от существующей парадигмы к метапарадигме. Таким образом, рассмотрение искусства, так сказать, с «внешней» позиции, и одновременно учитывающей его смыслы и ценность для человечества, меняет и отношение к нему. Подобного рода кардинальные изменения в сознании общества могут быть связаны с переменами и в других сферах жизни, подобно тому, как десакрализация стала первым шагом к появлению глобальных идей, связанных с секуляризацией, модернизмом и затем постмодернизмом. В этом смысле процесс деартизации может быть одним из факторов, ведущих к постепенной смене сегодняшней парадигмы.
Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости поиска новых методов изучения и осмысления феноменов и явлений современной культуры, особенно в сфере изобразительного искусства.
1. «Commitment» in Adorno, Notes to Literature, volume 2, trans. Shierry Weber Nicholsen (New York: Columbia University Press, 1992).
2. Asp K. Fairness, informativeness and scrutiny: The role of news media in democracy // Nordicom Review. 2007. Vol. 28. P. 31-49.
3. Christie's. Электронный ресурс.
https ://www.christies.com/?sc_lang=en&lid=1(дата обращения: 15.01.2020)
4. Conrad Peter Gershevitch. Navigating Realities - New Museology in a Dynamic-Equilibrium World: an interdisciplinary and qualitative meta-synthesis of discourse about human and cultural rights, climate change, security, globalization, civil society and sustainable development, and reflections on the role of cultural institutions in an era of transformation and risk - The University of Queensland in 2012 School of English, Media Studies and Art History, 2012 - 369 p.
5. Earth's cultural heritage / S. Feary, S. Brown, D. Marshall [et al.] // Protected Area Governance and Management. [S.l.]: ANU Press, 2015. P. 81-116.
6. George Floyd protests [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/George_Floyd_protests(дата обращения: 14.06.2020)
7. Goldberg R. Space as Praxis // Studio International, №. 977 (September/ October 1975). P. 130-135.
8. Hjarvard S. (2008) The Mediatization of Religion: A Theory of the Media as Agents of Religious Change. In Northern Lights 2008. Yearbook of Film & Media Studies. Bristol: Intellect Press
9. Mediatization (media).
https://en.wikipedia.org/wiki/Mediatization_(media) (дата обращения: 15.06.2020)
10. Metropolitan Museum of Art. Код доступа:
https://en.wikipedia.org/wiki/Metropolitan_Museum_of_Art(дата обращения: 16.05.2020)
11. Sholem Gershom. Walter Benjamin: die Geschichte Freundschaft. Frankfurt am M.: Suhrkamp, 1975. S. 77.
12. Theodor W. Adorno, Asthetische Theorie [1970] in Gesammelte Schriften, vol. 7, ed. Gretel Adorno and Rolf Tiedemann (Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1986), p. 16; in English as Aesthetic Theory, trans. Robert Hullot-Kentor (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997), p. 5. Теодор В. Адорно Эстетическая теория / пер. с немецкого А.В. Дранова (М.: Республика, 2007).
13. А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. История античной эстетики, том IV. М.: "Искусство", 1975
14. Андрей Ефиц. Вальтер Беньямин в эпоху технической воспроизводимости. Журнал «Искусствознание». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artstudies.sias.ru/upload/isk_2016_1-2_30-51_Efic.pdf(дата обращения: 11.04.18)
15. Анохина, В. В Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций [Текст] / В. В. Анохина // Философия и социальные науки. - 2015. - № 3
16. Артюх А. «Искусство кино». / архив/ 2009/ №1, январь/
Стокгольм-2008. Фестиваль без фестивальности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2009/01/n1-article16. (дата
обращения: 28.05.17)
17. Борис Гройс. Художник как куратор плохого искусства
http://redmuseum.tilda.ws/artist_curator [Электронный ресурс] (дата
обращения 10.01.2018)
18. Брайан О’Догерти. Внутри белого куба. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 2015. - 144 с.: ил.
19. Бухло Б. Х. Д. Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве 1955 - 1975 годов. М.: V - A - C press, 2016 - 720 c. - 16+
20. В. Тупицын, М. Тупицына. Москва - Нью-Йорк. WAM №21/2006
21. Вальтер Беньямин. Новые сочинения - М.: ЦЭМ, V-A-C press, 2017 - 232 с. - 12+
22. Выставка «Худпром Конго: живопись для народа».
Электронный ресурс. Режим доступа: https://moscow.arttube.ru/event/vy- stavka-hudprom-kongo-zhivopis-dlya-naroda/(дата обращения: 31.03.2018)
23. Г.М Шаповалова. Концепция цифрового культурного наследия и его генезис: теоретико-правовой анализ. Журнал «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса». 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovogo-kuttumogo-naslediya- i-ego-genezis-teoretiko-pravovoy-analiz(дата обращения: 25.02.19)
24. Гилен, Паскаль. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство и постфордизм. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - (Garage pro)
25. Гуреева А.Н. (2017) Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388(дата обращения: 31.03.2018)
26. Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в
условиях цифровой среды //Вестник Московского университета. Серия: 10. 2016. № 6 Журналистика Режим доступа:
http: //vestnik.j ourn.msu.ru/books/2016/6/teoreticheskoe-ponimanie- mediatizatsii-v-usloviyakh-tsifrovoy-sredy/(дата обращения: 27.03.2018)
27. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. Издано для Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Издательство «Весь Мир» 2004 Код доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2004-russian.pdf[Электронный ресурс] (дата обращения: 11.04.2018)
28. Елена Филипович. Музей, который не является музеем. Часть 1 http://redmuseum.tilda.ws/filipovic_not_museum_1[Электронный ресурс] (дата обращения: 11.12.17)
29. Ерохин, С. В. Категории «эстетическое» и «художественное»: информационный подход // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «Филос. науки». 2009.№ 2. С. 73.
30. Златковский В.В. Метамодернистская психология в аддиктологии или взгляд на проблему зависимого поведения в условиях «Новой реальности» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 196-200.
31. Иванов В. Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — № 4(17). — СПб., 2008.
32. Истинная жизнь / А. Бадью; [пер. с фр. В. Липки]. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 176 с. - (Фигуры философии).
33. История. Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина. Код доступа:
https://pushkinmuseum.art/museum/history/index.php?lang=ru (дата
обращения: 16.05.2020)
34. Кухонные дебаты. (Электронный ресурс)
https://artguide.com/posts/1282(Дата обращения: 20.05.2020)
35. Леферт А. Производство пространства // Социологическое обозрение. Том 2. №3. 2002. С. 1-3.
36. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. - М., 2005. - С. 23
37. Матвеева О. Ю. "Глобальные города - города, меняющие социально-культурное пространство". Вестник науки Сибири
38. Международная конвенция об охране нематериального наследия. Париж, 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r. pdf (дата обращения 22.04.2019)
39. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после
постмодернизма / Р. Ван ден Аккер: [пер. с англ. В. М. Липки; вступит. ст. А. В. Павлова]. - М.: РИПОЛ классик, 2020. - 496 с. - (Фигуры
философии).
40. Мизиано Виктор. Пять лекций о кураторстве. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 232 с.
41. Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7621/(дата обращения: 10.04.2020)
42. Музей Джона Соуна в Лондоне. Код доступа: https: //wmuseum.ru/velikobritaniya/267-muzey-dzhona-souna-v-londone. html (дата обращения: 16.05.2020)
43. На аукционе Christie’s впервые продали картину, созданную
искусственным интеллектом. Код доступа:
https://meduza.io/shapito/2018/10/25/na-auktsione-christie-s-vpervye-prodali- kartinu-sozdannuyu-iskusstvennym-intelektom-za-432-tysyachi-dollarov[Электронный ресурс] (дата обращения: 11.05.2019)
44. Невозможное сообщество. Научно - исследовательское издание. Книга 3. Антология. Теория, критика, тексты художников. - М.: Московский музей современного искусства, 2011 - 2015. - 192 с., ил.
45. О.В. Конфедерат, Д.М. Гарифуллина. «Проблемы искусствоведческого описания и анализа цифрового образа». Вестник Челябинского государственного университета Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-iskusstvovedcheskogo-opisaniya-i- analiza-tsifrovogo-obraza[Электронный ресурс] (дата обращения: 11.05.2019)
46. Пако Барраган. Новаторская история Альфреда Барра, MOMA
и белого куба: интервью с Мэри Энн Станишевски [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://redmuseum.church/the-power-of-display (дата
обращения: 31.03.2018)
47. Платон. Сочинения. Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Т. 1-3 (ч. 1-2). М., 1968-1972 (переизд.: Собрание соч.: В 4 т. М., 1990-1995).
48. Политика постправды в современном мире. Сборник материалов по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием «Политика постправды и популизм в
современном мире» 22-23 сентября 2017 года / под ред. О.В. Поповой. — СПб.: Скифия-принт, 2017. — 282 с.
49. ПОПизм: Уорхоловские 60-е / Энди Уорхол, Пэт Хэкетт; [вступ. статья и пер. с англ. Л. Речной]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. - 350 с.: ил.
50. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 352с.
51. Судьба и характер: эссе / Вальтер Беньямин: пер. с нем. И. Алексеевой, Н. Бакши, А. Белобратова и др. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2019. - 448 с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).
52. Теодор Адорно. Музей Валери-Пруста // Художественный журнал, №88, 2012. URL: http://moscowartmagazine.eom/issue/9/article/112.
53. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Лондон, 16 ноября 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2540500/(дата обращения 22.04.2019)
54. Хаксли Д. Ключ к будущему - гуманизм // Диалоги: полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки / под ред. Б.М. Кедрова. М.: Политиздат, 1979. С. 16-17.
55. Черных А.И. Власть демократии — власть медиа? Препринт WP14/2007/04. — М.: ГУ ВШЭ, 2007.
56. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. 2-е изд. / Евгений Павлов; авториз. пер. с английского А. Скидана. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. 224 с.
57. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. - М: Ад Маргинем Пресс, 2016. - (Garage Pro). - 224 с.
58. Юдин П.Е. Наследие как социальная ценность: деятельность института наследия и задачи социокультурного развития современного российского общества // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.А. Резник. Пенза, 2014. С. 102-105.
59. Яичникова Е. Харальд Зееман, изобретатель кураторства
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://os.colta.ru/art/projects/12100/details/15775/(дата обращения: 28.05.19)