Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические аспекты работы с подростками, склонными к риску развития зависимого поведения

Работа №18179

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1036
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения зависимого поведения 7
1.1 Подходы к пониманию зависимого поведения в педагогике и
психологии 7
1.2 Характеристика зависимого поведения в подростковом возрасте 14
1.3. Факторы, способствующие становлению зависимого поведения у подростков 26
2 Экспериментальное изучение зависимого поведения в подростковом
возрасте 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ полученных результатов 38
2.3 Описание психолого-педагогических аспектов работы с подростками,
склонными к риску развития зависимого поведения 49
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 62
Приложение Б 67
Приложение В 71


Трудные социальные условия в современном обществе привели к резкому росту отклонений среди населения, наиболее пострадали дети и подростки, потому что они, во-первых, самый уязвимый слой общества и, во-вторых, в этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. Зависимость является наиболее распространенным проявлением отклонения у подростков. В связи с увеличением числа детей и подростков с зависимостями, необходимо изучить причины этого отклонения. Тема профилактики зависимого поведения детей и подростков в последнее время привлекала особое внимание различных категорий ученых. Зависимое поведение среди молодежи представляет собой серьезную социальную проблему, такое отклонение затрагивает каждую семью и может быть опасным не только для семьи, но и для всего общества, так как оно влечет за собой большое количество негативных последствий, в том числе и для совершения преступлений. Статистические данные показывают, что количество несовершеннолетних преступников в состоянии химически измененного состояния сознания увеличивается. В последние годы проблема зависимого поведения среди подростков является одной из самых острых проблем современного российского общества.
Проблема зависимого поведения рассматривается отечественными и зарубежными учеными и не теряет актуальности, а, наоборот, актуализируется из-за растущего числа детей и подростков с зависимым поведением.
Существует много факторов, которые влияют на формирование зависимого поведения у подростков, мы хотим рассмотреть каждый из них.
Выбор объекта, предмета и гипотезы исследования обусловлены актуализацией данного вопроса, его социальной значимостью и недостаточной разработанностью.
Цель - определение психолого-педагогических аспектов работы с подростками, склонными к риску развития зависимого поведения.
Объект исследования - зависимое поведение.
Предмет исследования - психолого-педагогические аспекты работы с подростками, склонными к риску развития зависимого поведения.
Гипотеза - составление и реализация программы, составленной с учетом психолого-педагогических аспектов, будет способствовать профилактике склонности к риску развития зависимого поведения подростков.
Задачи:
1. Провести анализ проблем зависимостей и аддикций в психологии и педагогике.
2. Проанализировать причины возникновения зависимого поведения и особенности зависимого поведения у подростков.
3. Подобрать методики и изучить риски возникновения зависимого поведения в подростковом возрасте.
4. Описать психолого-педагогические аспекты работы с подростками, склонными к риску развития зависимого поведения.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: методика «Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП), опросник «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича, исследование личности с помощью 16¬факторного опросника Кеттелла.
3. По форме организации: констатирующий эксперимент.
4. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей, работающих над проблемой развития рисков зависимого поведения: Г.Д. Горбунова [9], Ц.П. Короленко [15], В. В. Лозовой [20], К. В. Сельченок [27], и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школе № 7 г. Енисейска Красноярского края, в выборке 9 класс в количестве 25 человек и 10 класс в количестве 22.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - март 2018 г.) - обработка результатов исследования.
3 этап (май 2018 г.) - описание аспектов психолого-педагогического работы с подростками, склонными к развитию зависимого поведения, формулирование выводов, оформление ВКР.
Данная работа выполнена по заказу Муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ СШ «Средняя школа № 7» г. Енисейска.
Значимость выполненной работы подтверждена актом о внедрении результатов исследования в процесс МБОУ СШ «Средняя школа № 7» г. Енисейска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников. В работе содержится 4 таблицы и 5 рисунков.
Общий объем работы составляет 61 страницу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на анализе результатов, мы пришли к следующим выводам: Подростки-аддикты подвержены негативному, дисгармоничному взаимодействию с семьей. Они дезадаптированы и это вызывает трудности, чтобы приспособиться к внешнему миру, к обстоятельствам. У них нарушается взаимодействие с окружающей средой, что имеет отличительную особенность неспособностью реализовать в конкретных условиях их положительной социальной роли. Существует несоответствие между личностью молодежи и окружающей средой, в результате чего изменения в поведении.
Степень самопринятия недооценивается у подростков с зависимым поведением, в то время как уровень неприемлемости других переоценен. Это вызывает постоянное недовольство, неуверенность в себе. Этим подросткам трудно общаться, они, как правило, закрываются от других, прячась за зависимостью. Подростки особенно болезненно реагируют на критику, смех, упрек, мнение окружающих о них, пытаются уклониться от споров и любых занятий, в которых есть момент соревнования, они отказываются от достижения поставленной цели, так как в их семье их слишком критикуют, либо наоборот не обращают внимания.
В экспериментальной группе было установлено, что подростки менее способны контролировать свои реакции. Они склонны перекладывать ответственность за свое поведение на кого-то. Аддикт не в состоянии взять на себя ответственность за события в его жизни, которые вызывают события на внешних факторах (окружающей среде, судьбе или случае).
Для подростков с зависимым поведением характерен эскапизм. Они, по возможности, отходят от реальности, от проблем, которые не способны решить. Такая модель поведения разрушительна для человека, это приводит к растущей неспособности справиться с внутренними и внешними трудностями.
В нашей работе мы полагались на конкретный подход к рассмотрению личности- методику 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла.
Таким образом, подводя итог практической части, мы выделяем следующие результаты: наиболее распространенными факторами в группе являются факторы I - 90% - и Q-3 - 90%. Самый низкий процент был в MD фактор (что соответствует 10% испытуемых).
Остальные факторы были промежуточные: фактор G набрал 85% среди подростков, факторы C, B и М набрали 80%. Следующие факторы А и H набрали 75% среди испытуемых, фактор F-70%, фактор E - 65%. Фактор О набрал 55% среди респондентов. Следующие факторы L, Q-1, Q-2 набрали одинаковый процент-45%. И замыкающим фактором среди промежуточных оказался фактор Q-4, который набрал среди респондентов 30%.
Опираясь из вышеперечисленных факторов, выявленных с помощью 16- ти факторного личностного опросника Кеттелла мы сделали вывод о группе в целом и охарактеризовали коллектив


1. Авдеева, Т.Г. Ценностно-смысловые ориентации личности руководителя: дис. канд. псих. наук : 19.00.01 / Т. Г Авдеева, 2011. - 201 с.
2. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. - 240 с.
3. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов - Москва: Изд - во МГУ, 2004. - 104 с.
4. Белоусова, А. К., Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребление психоактивных веществ. Юридическая психология / А. К. Белоусова, О. Е. Евсеева, А. Ю. Николаев, - 2013. №4. С. 25 - 28.
5. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - Москва : Олма-пресс, 2004.
6. Булах И.С. Психологические основы личностного роста подростков: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / И.С. Булах, 2014 - 42 с.
7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - Москва : Владос, 2013. - 240 с.
8. Еулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Еулина. - Санкт-Петебург : Питер, 2008. - 400 с.
9. Диагностика склонности к виктимному поведению Андронникова О.О. (доцент каф. практической психологии НЕЙ)
http://psihologn.org/index.php/katalog-statej/233-metodika-
10. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. - Москва : Пропилеи, 2013. - 196 c.
11. Иванов, Д. Ю. Критическое поведение неидеализированных систем / Д. Ю. Иванов. - Москва: 2014. - 962 c.
12. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. - Москва : Арсенал образования, 2010. - 136 с.
13. Ковалёв, М. А., Дворянчиков Н. В., Бовина И. Б. Специфика молодёжного дискурса о наркоманах // Юридическая психология. - 2013. - №3. - С. 29 - 31.
14. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Москва : Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с.
15. Короленко, Ц. П. Аддиктология: настольная книга / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, 2012. - 536 с.
16. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, И. А. Петрулевич. - Москва : Феникс, 2012. - 128 с.
17. Кочиев, О. С. Желчнокаменная болезнь: причины возникновения, опасности, пути профилактики: Беседа врача / О. С. Кочиев. - Казань : Татарское книжное издательство, 2014. - 984 с.
18. Красовский, Ю. Д. Архитектоника организационного поведения / Ю. Д. Красовский. - Москва : Юнити-Дана, 2013. - 334 с.
19. Кульчинская, И. В. Булимия : еда или жизнь : как избавиться от пищевой зависимости / И. В. Кульчинская. - Москва: БИНОМ, 2013. - 255 с.
20. Лозовой, В. В. Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики / В. В. Лозовой, О. В. Кремлева, Т. В. Лозовая. - Москва: АльянсПринт, 2011. - 448 с.
21. Мазниченко, М. А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков / М. А. Мазниченко // Социальная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 60 - 69.
22. Мазниченко, М. А. Социальные зависимости подростков : сценарии возникновения / М. А. Мазнисенко // Социальная педагогика. - 2013. - № 2. -С. 83 - 94.
23. Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - Москва: Вуз. учебник : ИНФРА, 2012. - 320 с.
24. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — Санкт-Петербург : Речь, 2005 - 445 с.
25. Николаева, Е. И. Зависимое поведение: причины, последствия, профилактика / Е. И. Николаева // Социальная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 111 - 122.
26. Психодиагностика : учебник для вузов http://med-tutorial.ru/m- lib/b/book/1222081478/b-map
27. Психология зависимости : [хрестоматия / сост. К. В. Сельченок]. - Минск : Харвест, 2005. - 589 с.
28. Психология и лечение зависимого поведения : [сб. ст.] / под ред. С. Даулинга ; пер. с англ. Р. Р. Муртазина ; под ред. А. Ф. Ускова. - Москва : Класс, 2007. - 227 с.
29. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2015 - 400 с.
30. Р. Джесси Девиантное поведение / Джесси Р. - Москва : Книга по требованию, 2012. - 857 c.
31. Рахманов, А. Б. Концепция зависимости А. Е. Франка / А. Б. Рахманов // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. - 2013. - № 2. - С. 52-67.
32. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М. И. Рожков. - Москва : Книга по Требованию, 2014. - 240 с.
33. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевкая. - Москва : Феникс, 2016. - 160 с.
34. Руководство по аддиктологии / [Б. А. Аксельрод и др.] ; под ред. В. Д. Менделевича. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 766 с.
35. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - Москва : Генезис, 2012. - 288 с.
36. Трахтенброт, Б. А. Конечные автоматы. Поведение и синтез / Б. А. Трахтенброт, Я. М. Барздинь, 2015. - 540с.
37. Чезари, Л. Асимптотическое поведение и устойчивость решений обыкновенных дифференциальных уравнений / Л. Чезари, 2011. - 220 с.
38. Ушакова, Г. Г. Работа с девиантными подростками : программы и стратегии : учеб. - метод. / Г. Г. Ушакова ; М - во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина". - Бийск : АГАО, 2012. - 111 с.
39. Хуснутдинова, 3. А. Проблемы формирования зависимого поведения в подростковой среде / 3. А. Хуснутдинова // Социологические исследования. - 2013. - № 6. - С. 86 - 90.
40. Щеглов, Ф. Г. Игровая зависимость. Рецепты удачи для азартных игроков / Ф. Г. Щеглов. - Санкт-Петербург : Речь, 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ