Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретическое изучение особенностей формирования познавательных базовых учебных действий (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №181789

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НОРМОЙ 7
1.1. Понятие «познавательные базовые учебные действия» как научного феномена 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальной нормой 10
1.3. Формирование познавательных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной нормой 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИФИКИ 19
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 19
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью 19
2.2. Особенности формирования базовых познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 29
2.3. Обзор методов и методик педагогического изучения базовых познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
МЕТОДИКА «ЧТО ЛИШНЕЕ?» (Н. Л. Белопольская) 43
МЕТОДИКА «ОБОБЩЕНИЕ» ( Л. Ю. СУББОТИНА) 54
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ 55

Проблема исследования. В условиях современного общества формирование базовых учебных потребностей является неотъемлемой частью педагогического и дефектологического процесса формирования понимания мира у обучающихся с умственной отсталостью. Это слаженная работа педагога-дефектолога и обучающегося, которая включает в себя такие задания как:
1) Умение соотносить, классифицировать и понимать свойства различных предметов
2) Умение читать, писать и выполнять несложные математические вычисления
3) Способность наблюдать под контролем преподавателя за объектами и явлениями окружающей действительности. [6]
Актуальность темы Актуальность темы исследования, посвященного особенностям формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, обусловлена растущим интересом к вопросам инклюзивного образования и необходимости создания условий для полноценного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребенок, независимо от его физических или интеллектуальных особенностей, имел возможность получать качественное образование и развивать свои способности. В этом контексте познавательные базовые учебные действия играют ключевую роль, так как именно они служат основой для дальнейшего обучения и формирования жизненных навыков.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Анализ литературы показал, что проблемы формирования базовых учебных действий рассмотрены такими исследователями как С. С. Моложавый, М. Я. Басова, , А. С. Вирениус, А. П. Болтунов, К. Ельницкий, В. П. Кащенко, , П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, , Н. А. Рыбников, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, К. Н. Корнилов, П.О. Эфрусси и других. В ходе проведённых экспериментальных исследований основное внимание уделялось изучению когнитивных функций и, в некоторой степени, личностных характеристик учащихся с интеллектуальными нарушениями. Целью данных исследовательских работ являлось определение потенциала развития таких учащихся, а не простое выявление имеющихся у них недостатков. Изучались возможности для улучшения их интеллектуальных способностей и социальной адаптации. Особое внимание уделялось поиску эффективных методов обучения и развития, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Анализировались факторы, способствующие максимальному раскрытию их потенциала, а также разрабатывались стратегии преодоления трудностей в обучении и повседневной жизни.
Объект исследования – процесс формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
Предмет исследования –познавательные базовые учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью и отбор методов и методик их педагогической диагностики.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение понятия «познавательные базовые учебные действия»
2. Теоретическое изучение психолого-педагогических особенностей обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью.
3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью.
4. Отбор методов и методик педагогического изучения особенностей формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Методика исследования. При проведении педагогического изучения формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью применялись следующие методы: наблюдение, проетивный метод и эксперимент.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также включает в 3 приложения.
В первой главе курсовой работы был изучен феномен познавательных базовых учебных действий, выделена психолого-педагогическая характеристика и особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с интеллектуальной нормой.
Во второй главе курсовой работы была дана психолого-педагогическая характеристика и особенности формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, выделены методы и методики педагогического изучения познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Ограничение исследования. Контингент респондентов (или испытуемых), задействованных в экспериментальном исследовании, составляют обучающиеся, которым ПМПК рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (АООП, 1 вариант, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализирования научной литературы были получены: психолого-педагогические характеристики обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью, особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью и отбор методов и методик их педагогической диагностики.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение понятия «познавательные базовые учебные действия», рассмотрены в параграфе 1.1.
2. Теоретическое изучение психолого-педагогических особенностей обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью, были рассмотрены в параграфах 1.2. и 2.1.
3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной нормой и умственной отсталостью, были рассмотрены в параграфах 1.3. и 2.2.
4. Отбор методов и методик педагогического изучения особенностей формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, были рассмотрены в параграфе 2.3., а также были представлены методы и методики в приложении.



1. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Бепольская / Изд. 3-е, стереотип. — М. : 2009. – 31 с.
2. Бордовская, Н. Олигофренопедагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб. : Питер, 2014. – 289 с.
3. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. – 2015. – № 8. – 71-78 с.
4. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. Ростов-н/Д., 2025. 63 с.
5. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. М., 2025. 224 с.
6. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
7. Гуцко А. А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки. 2020. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.04.2025).
8. Урунтаева Галина Анатольевна, Гошева Екатерина Николаевна Психолого-педагогическая характеристика как стратегия познания воспитателем дошкольника // СДО. 2017. №8 (80). URL: (дата обращения: 20.04.2025).
8. Акимова М. К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий [Текст] / М. К. Акимова; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : 1982. 12 c. ‒
9. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Бепольская / Изд. 3-е, стереотип. — М. : 2009. – 31 с.
10. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
11. Попова, Л. Г. Технологическая карта урока как форма современной документации педагогической деятельности по реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Л. Г. Попова // Вариант 2: Сборник научно-методических и практических материалов; под ред. Л. Г. Поповой. – Екатеринбург. : Издательский Дом «Ажур», – 2016. – 166 с. 17].
12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] : (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599): URL : http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 17.04.2018)
13. Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей [Текст] / (Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15): URL : http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 17.04.2018) 62
14. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог. Школе [Текст] /под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной; науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1979. -176
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014 [Текст] / СПб.: Питер, 2014. 240 с.
16. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ [Текст] : в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ. : URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 24.03.2018)
17. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] : указ от 19 декабря 2014 г. N 1599. : URL : http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 17.04.2018)
18. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности: методические рекомендации [Текст] : / авт. Кузма Л. П., Клещева Л. А. – Краснодар, 2016. – 35 с. 63
19. Формирование БУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Электронный ресурс] / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. URL : /formirovanieuniversalnykh-uchebnykh (дата обращения: 16.03.2018).
20. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В.Н. Кругликов Е. В., Платонов, Ю. А. Шаранов. – СПб. : Знание, 2015. – 316 с.
21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст] / уч. пос. для студентов пед. ин-ов. – М.: Просвещение, 1991. -143 с
22. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей [Текст] / под ред. А. Р. Маллер – М. : Просвещение, 1990. -128 с.
21. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Знание, 2013. – 246 с.
22. Педагогическая психология: хрестоматия. Коллектив авторов. "Методы диагностики интеллектуального развития детей с овз" [Текст]: URL : https://www.libfox.ru/412942-kollektiv-avtorov-pedagogicheskayapsihologiya-hrestomatiya. (дата обращения 23.04.2018)
23. Морозова Н.Г. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях [Текст] : Сборник науч. трудов / Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии ; [Под ред. Н. Г. Морозовой]. - Москва: [б. и.], 1976. - 102 с.
24. Формирование познавательных умений у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Из опыта работы Косицыной С. В., учителя начальных классов; Биробиджан, 2017. – URL: http://school12bir.ru/sites/default/files/page/345/obobshchenie_opyta_raboty_s.v.k osicyna.pdf (дата обращения: 19.04.2018)
25. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г. А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2013. – 226 с.
26. Шамова, Т. А. Активизация учения школьников [Текст] / Т. А. Шамова. – М. : Педагогика, 2016. – 237 с.
27. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина. – М : Просвещение, 2014. – 293, 17 с.
28. Моржанаева И. Н. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТМНР // Вестник науки. 2023. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya-s-umerennoy-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu-i-tmnr (дата обращения: 04.05.2025).
29. Хабарова И. В., Сидоренко О. А. Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями // Образовательный вестник «Сознание». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnostnyh-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 04.05.2025).
30. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. – 2015. – № 2. – 30-33 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ