Формирование читательской грамотности у обучающихся 2-х классов на уроках литературного чтения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования читательской грамотности младших
школьников 6
1.1 Понятие читательская грамотность 6
1.2. Условия формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения 15
2. Экспериментальное исследование формирования читательской грамотности
у обучающихся второго класса на уроках литературного чтения 23
2.1. Методика выявления уровня сформированное™ читательской
грамотности у младших школьников 23
2.2. Организация работы по формированию читательской грамотности у
младших школьников 30
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е 57-73
1. Теоретические основы формирования читательской грамотности младших
школьников 6
1.1 Понятие читательская грамотность 6
1.2. Условия формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения 15
2. Экспериментальное исследование формирования читательской грамотности
у обучающихся второго класса на уроках литературного чтения 23
2.1. Методика выявления уровня сформированное™ читательской
грамотности у младших школьников 23
2.2. Организация работы по формированию читательской грамотности у
младших школьников 30
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е 57-73
По результатам международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2016 Россия на первом месте, исследование проводилось в московских школах, однако следует понимать, что уровень сформированное™ читательской грамотности у обучающихся сельских школ гораздо ниже. Так же требование ФГОС НОО говорит о том, что у обучающегося должна быть развита читательская грамотность. Согласно принятой Национальной программы поддержки и развития чтения 2007-2020 гг., а также согласно Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р Россия также, как и другие страны, переживает кризисные процессы в приобщении детей и юношества к письменной культуре.
Согласно федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых необходимо решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника [42,с.3].
А.В.Воронцов, В.П.Чудинова указывают, что изменился репертуар книг для детского чтения по сравнению с прошлым столетием. Современный ребенок школьного возраста больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но дети практически не читают поэзию и классику.
А.В.Воронцов, Н.Н.Светловская, Г.А.Цукерман определяют «читательскую грамотность» как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением я
В литературе читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности младшего школьника к жизни в трудах А.В.Воронцова, Н.Н.Светловской [34,с.12]. В работе будет рассмотрен вопрос формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения. Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности, изучены в работах М.А.Пинской, М.В.Тарабуевой и других. Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы описаны в труда Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой [48,с.8].
Цель: повысить уровень сформированное™ компонентов читательской грамотности средствами специально разработанных заданий.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: уровень читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Гипотеза исследования: формирование основ читательской грамотности будет результативным, если будет создан комплекс следующих условий:
- организация системы работы по формированию у младших школьников читательского интереса;
- использование комплекса учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности, повышения уровня самостоятельности обучающегося;
- знакомство родителей с условиями способствующими повышению уровня читательской грамотности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «читательская грамотность» и описать условия к ее формированию.
2. Разработать и апробировать учебные задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся второго класса.
3. Провести диагностику сформированное™ читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является «МБОУ Филимоновская СОШ». В эксперименте принимали участие обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованных источников, приложений.
Согласно федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых необходимо решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника [42,с.3].
А.В.Воронцов, В.П.Чудинова указывают, что изменился репертуар книг для детского чтения по сравнению с прошлым столетием. Современный ребенок школьного возраста больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но дети практически не читают поэзию и классику.
А.В.Воронцов, Н.Н.Светловская, Г.А.Цукерман определяют «читательскую грамотность» как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением я
В литературе читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности младшего школьника к жизни в трудах А.В.Воронцова, Н.Н.Светловской [34,с.12]. В работе будет рассмотрен вопрос формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения. Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности, изучены в работах М.А.Пинской, М.В.Тарабуевой и других. Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы описаны в труда Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой [48,с.8].
Цель: повысить уровень сформированное™ компонентов читательской грамотности средствами специально разработанных заданий.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: уровень читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Гипотеза исследования: формирование основ читательской грамотности будет результативным, если будет создан комплекс следующих условий:
- организация системы работы по формированию у младших школьников читательского интереса;
- использование комплекса учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности, повышения уровня самостоятельности обучающегося;
- знакомство родителей с условиями способствующими повышению уровня читательской грамотности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «читательская грамотность» и описать условия к ее формированию.
2. Разработать и апробировать учебные задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся второго класса.
3. Провести диагностику сформированное™ читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является «МБОУ Филимоновская СОШ». В эксперименте принимали участие обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованных источников, приложений.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, установлено, что развитие читательской грамотности является ступенью к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Функциональная грамотность - это умения определённого типа, которые сформированы на знаниях. А развиваться данные умения будут только тогда, когда обучающиеся вовлечены в деятельность; когда они могут самостоятельно ориентироваться в учебном процессе, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная среда является помощником в его деятельности (работа в группах), учиться общаться («чувство локтя»).
Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет педагог, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает.
В ходе исследования установлено, что одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской грамотности младшего школьника. Целью предмета «Литературное чтение», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся не только восприятия художественного произведения как особого вида искусств, но и умения работать с художественным текстом для освоения и использования информации.
В данной работе проведена экспериментальная работа по организации формирования читательской грамотности в ходе изучения предмета «Литературное чтение» на основе использования системы учебных заданий.Мы предположили, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность,самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников.
Гипотеза исследования определила ряд задач, которые мы решали в ходе своего исследования. Нами была проанализирована методическая, психолого¬педагогическая литература, посвященная проблемам формирования
читательской грамотности. Были изучены системообразующие понятия «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», «понимание текста». Анализируя ряд исследований, мы определили основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у обучающихся второго «Б» класс, выявлены факторы формирования читательской грамотности, которые позволили нам разработать и апробировать комплекс учебных заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся экспериментальной группы на формирующем этапе исследования. В основу системы тестовых заданий положена работа на существующие группы читательских умений, а в основу методики положена регулярная самостоятельная работа с художественным текстом и разработанными к нему заданиями, предшествующая общему или групповому обсуждению.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования выявил положительные изменения в сформированное™ читательской грамотности у младших школьников. Благодаря детальному анализу результатов стало ясно, что у обучающихся произошли существенные изменения в выполнении учебных заданий.
Из этого следует вывод об эффективности разработанного нами комплекса учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников - верна.
Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет педагог, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает.
В ходе исследования установлено, что одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской грамотности младшего школьника. Целью предмета «Литературное чтение», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся не только восприятия художественного произведения как особого вида искусств, но и умения работать с художественным текстом для освоения и использования информации.
В данной работе проведена экспериментальная работа по организации формирования читательской грамотности в ходе изучения предмета «Литературное чтение» на основе использования системы учебных заданий.Мы предположили, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность,самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников.
Гипотеза исследования определила ряд задач, которые мы решали в ходе своего исследования. Нами была проанализирована методическая, психолого¬педагогическая литература, посвященная проблемам формирования
читательской грамотности. Были изучены системообразующие понятия «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», «понимание текста». Анализируя ряд исследований, мы определили основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у обучающихся второго «Б» класс, выявлены факторы формирования читательской грамотности, которые позволили нам разработать и апробировать комплекс учебных заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся экспериментальной группы на формирующем этапе исследования. В основу системы тестовых заданий положена работа на существующие группы читательских умений, а в основу методики положена регулярная самостоятельная работа с художественным текстом и разработанными к нему заданиями, предшествующая общему или групповому обсуждению.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования выявил положительные изменения в сформированное™ читательской грамотности у младших школьников. Благодаря детальному анализу результатов стало ясно, что у обучающихся произошли существенные изменения в выполнении учебных заданий.
Из этого следует вывод об эффективности разработанного нами комплекса учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников - верна.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательной активности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И
КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



