ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования читательской грамотности младших
школьников 6
1.1 Понятие читательская грамотность 6
1.2. Условия формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения 15
2. Экспериментальное исследование формирования читательской грамотности
у обучающихся второго класса на уроках литературного чтения 23
2.1. Методика выявления уровня сформированное™ читательской
грамотности у младших школьников 23
2.2. Организация работы по формированию читательской грамотности у
младших школьников 30
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е 57-73
По результатам международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2016 Россия на первом месте, исследование проводилось в московских школах, однако следует понимать, что уровень сформированное™ читательской грамотности у обучающихся сельских школ гораздо ниже. Так же требование ФГОС НОО говорит о том, что у обучающегося должна быть развита читательская грамотность. Согласно принятой Национальной программы поддержки и развития чтения 2007-2020 гг., а также согласно Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р Россия также, как и другие страны, переживает кризисные процессы в приобщении детей и юношества к письменной культуре.
Согласно федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых необходимо решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника [42,с.3].
А.В.Воронцов, В.П.Чудинова указывают, что изменился репертуар книг для детского чтения по сравнению с прошлым столетием. Современный ребенок школьного возраста больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но дети практически не читают поэзию и классику.
А.В.Воронцов, Н.Н.Светловская, Г.А.Цукерман определяют «читательскую грамотность» как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением я
В литературе читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности младшего школьника к жизни в трудах А.В.Воронцова, Н.Н.Светловской [34,с.12]. В работе будет рассмотрен вопрос формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов на уроках литературного чтения. Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности, изучены в работах М.А.Пинской, М.В.Тарабуевой и других. Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы описаны в труда Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой [48,с.8].
Цель: повысить уровень сформированное™ компонентов читательской грамотности средствами специально разработанных заданий.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: уровень читательской грамотности у обучающихся вторых классов.
Гипотеза исследования: формирование основ читательской грамотности будет результативным, если будет создан комплекс следующих условий:
- организация системы работы по формированию у младших школьников читательского интереса;
- использование комплекса учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности, повышения уровня самостоятельности обучающегося;
- знакомство родителей с условиями способствующими повышению уровня читательской грамотности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «читательская грамотность» и описать условия к ее формированию.
2. Разработать и апробировать учебные задания, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся второго класса.
3. Провести диагностику сформированное™ читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является «МБОУ Филимоновская СОШ». В эксперименте принимали участие обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованных источников, приложений.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, установлено, что развитие читательской грамотности является ступенью к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Функциональная грамотность - это умения определённого типа, которые сформированы на знаниях. А развиваться данные умения будут только тогда, когда обучающиеся вовлечены в деятельность; когда они могут самостоятельно ориентироваться в учебном процессе, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная среда является помощником в его деятельности (работа в группах), учиться общаться («чувство локтя»).
Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет педагог, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает.
В ходе исследования установлено, что одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской грамотности младшего школьника. Целью предмета «Литературное чтение», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся не только восприятия художественного произведения как особого вида искусств, но и умения работать с художественным текстом для освоения и использования информации.
В данной работе проведена экспериментальная работа по организации формирования читательской грамотности в ходе изучения предмета «Литературное чтение» на основе использования системы учебных заданий.Мы предположили, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность,самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников.
Гипотеза исследования определила ряд задач, которые мы решали в ходе своего исследования. Нами была проанализирована методическая, психолого¬педагогическая литература, посвященная проблемам формирования
читательской грамотности. Были изучены системообразующие понятия «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», «понимание текста». Анализируя ряд исследований, мы определили основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у обучающихся второго «Б» класс, выявлены факторы формирования читательской грамотности, которые позволили нам разработать и апробировать комплекс учебных заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся экспериментальной группы на формирующем этапе исследования. В основу системы тестовых заданий положена работа на существующие группы читательских умений, а в основу методики положена регулярная самостоятельная работа с художественным текстом и разработанными к нему заданиями, предшествующая общему или групповому обсуждению.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов исследования выявил положительные изменения в сформированное™ читательской грамотности у младших школьников. Благодаря детальному анализу результатов стало ясно, что у обучающихся произошли существенные изменения в выполнении учебных заданий.
Из этого следует вывод об эффективности разработанного нами комплекса учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование основ читательской грамотности будет эффективным, если будет создан комплекс следующих условий: организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности; использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность маленького читателя;создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников - верна.
1. Алексеева, М.Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению: /М.Ю. Алексеева. - Москва : Владос, 2013. - 96 с.
2. Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема: / А.В. Воронцов // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С.8-15.
3. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография / М.П.Воюшина. - Санкт-Петербург: СПЕКТР, 2015. - 320 с.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский. - Москва : Педагогика, 2009. - 416 с.
5. Галактионова, Т.Г. Чтение младших школьников как социально¬педагогический феномен открытого образования: автореф. дне. Доктора пед. Наук / Т.Г.Галактионова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 139 с.
6. Голубева, Е.И.Поддержка семейного чтения / Е.И.Голубева. - Москва : БЕК, 2013. - 143 с.
7. Доскарина, Г.М. Исследование в действии: способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 19-21.
8. Ефимова, О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О.И. Ефимова. - Москва : Академия. - 209 с.
9. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании /Д.С.Ермаков // Начальная школа.-2015.-№ 4. -С.8-15.
10. Ефросинина, Л.А.Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания / Л.А. Ефросинина. - М : Владос, 2014. - 416 с.
11. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л.А.Ефросинина // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 11-18.
12. Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А.Жесткова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.17-20.
13. Ильин, Е.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе / Е.Л. Ильин // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 149-156.
14. Коханова, В.А. Технологии и методики обучения литературе / В.А. Коханова. - Москва : Наука, 2013. - 248 с.
15. Коконова, Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова // Молодой ученый. - 2015.- № 14. - С. 176-180.
16. Кубасова, О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 2 класса / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 208 с.
17. Кузнецова, М.И. Литературное чтение / М.И.Кузнецова. - Москва : Проспект, 2013. - 160 с.
18. Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников / В.Н.Лутошкина. - Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. - 66 с.
19. Маранцман, Е.К.Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста/ Е.К.Маранцман. - Сакнт- Петербург : Питер, 2013. - 185 с.
20. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. - Москва : Педагогика,1999. - 147 с.
21. Молдавская, Н.Д.Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. - Москва : Проспект, 2013. -224с.
22. Ниталимова, Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников / Л.В.Ниталимова. - Москва : Норма, 2013. - 131 с.
23. Новосельцева, Т.А. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе / Т.А.Новосельцева // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С.63-67.
24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова.-Москва : АРКТИ, 2012. - 160с.
25. Орлова, Э.А.Рекомендации по реализации национальной программы поддержки и развитиячтения / Э.А. Орлова.- Москва : БЕК, 2014. - 172с.
26. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская // Начальная школа. -2015. -№ 10. - С.13-17.
27. Программа «Чтение: работа с информацией» / под ред. Г.С.Ковалевой. - Москва : Проспект, 2013. - 219 с.
28. Панкова О.Б. Диагностика читательской грамотности : 2 класс /
О.Б.Панкова. - Москва : БЕК, 2013. - 65 с.
29. Пинская, М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы / М.А.Пинская // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 137-161.
30. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников / З.И.Романовская. - Москва : Академия, 2010. - 128 с.
31. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников / Т.В. Рыжкова. - Санкт-Петербург : СПЕКТР, 2013. -381 с.
32. Рябинина Л.А. Подходы к обучению смысловому чтению в начальной школе // Педагогика развития: инициатива, самостоятельность,ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции.Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 276 с.
33. Савенков, А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И.Савенков // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 54-61.
34. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.Светловская // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 11-18.
35. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению / Н.Н.Светловская. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
36. Сметанникова, Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая / Н.Н.Сметанникова. - Москва : Норма, 2014. - 302 с.
37. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов. - Москва : Академия, 2014. -512 с.
38. Соболева, О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения / О.В.Соболева. - Курск : Педагогика, 2012. -304 с.
39. Тарабуева, М.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения / М.В.Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. - 2015. - № 1.- С.29-35.
40. Учим успешному чтению / под ред. Т.Г.Галактионовой. - Москва : Проспект, 2011. - 188с.
41. Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. - 2013. - № 3. - С.41-42
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
43. Филиппова, Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников / Л.В.Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11. - С.100-103.
44. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2015. - № 4. - С.36-47.
45. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении/А.В.Хуторской. - Москва : Инфра-М, 2014. - 163 с.
46. Цукерман, Г.А., Ковалева, Г.С. Оценка читательской грамотности / Г.А.Цукерман. - Москва : БЕК, 2011. - 198 с.
47. Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся / К.Ю.Чумак // Начальная школа + до и после. - 2015. - № 8.- С. 82-85.
48. Чернышева, Л.В. Кризис детского чтения - общемировая проблема / Л.В.Чернышева // Школа: день за днём. - 2016. - № 7. - С.7-9.