Аннотация 2
Введение 3
1 Цифровое наследие: определение понятия и основные характеристики 11
1.1 Определение понятия 11
1.2 Социальные медиа как часть цифрового культурного наследия 23
2 Цифровое наследие НИ ТГУ 38
2.1 Ресурсы НИ ТГУ во «Вконтакте» 38
2.2 Формирование цифрового культурного наследия НИ ТГУ на основе материалов
социальной сети “Вконтакте” 55
Заключение 68
Список источников и литературы 69
Приложение 82
Актуальность исследования. С распространением персональных компьютеров на рубеже 1970-1980-х годов появилась возможность их использования в различных организациях и на персональном уровне для документирования деятельности, стали массово создаваться различные электронные документы - файлы с информацией, зафиксированной с помощью двоичного кода на электронных носителях. В начале 1990-х годов начинается быстрое развитие сети интернет, а уже в конце десятилетия появляются первые социальные сети. Сегодня они стали одними из основных платформ для создания и потребления самого разнообразного контента. Социальные сети являются не только поставщиками услуг, но и важными элементами сохранности человеческой повседневности, и в этой связи они не могут не привлекать внимание историков. Социальные сети могут быть незаменимы для изучения огромного количества сфер человеческой жизни: реклама, общение между людьми, проблемы города, реакция на те или иные поправки в законодательстве и так далее.
В России одной из самых популярных социальных сетей, является «Вконтакте», которая была запущена 10 октября 2006 года . Стоит отметить, что весь контент в этой социальной сети является пользовательским контентом. У пользователя есть возможность вести личную страницу, страницу организации, сообщество, оставлять комментарии под чужими записями, выкладывать истории и создавать клипы. Эта платформа регулярно обновляется, меняет свой графический дизайн, появляются новые возможности для пользователей, в том числе по созданию контента.
Посредством социальных сетей все большая часть жизни общества документируется и существует в цифровой реальности. Люди делятся в них своими работами, обмениваются мнениями, обсуждают кино и литературу и т.д. В социальных сетях публикуются и создаются произведения искусства и научные труды, все это позволяет рассматривать контент в социальных сетях как потенциальное историко-культурное наследие. При этом социальные сети являются малоизученным историческим источником.
Свои страницы в социальных сетях ведут и высшие учебные заведения, материалы которых бывают самыми разнообразными. Кроме официальных страниц самих вузов и их структурных подразделений, в социальных сетях имеются неофициальные страницы, создаваемые студентами, выпускниками, инициативными группами и т.д. Все эти материалы могут отражать различные аспекты деятельности вузов. Однако, чтобы данные материалы стали частью цифрового культурного наследия, например, Томского государственного университета, необходимо выработать понимание что именно и как сохранять.
Историография. Тема социальных сетей и их роли в истории и иных гуманитарных науках является объектом пристального внимания, как в России, так и за рубежом. Большое количество работ посвящено исследованиям различных аспектов социальных сетей, а также вопросам культурного наследия в цифровой среде. Данные работы можно поделить на несколько групп.
В отечественной историографии социальные медиа вызывают интерес не только как потенциальный исторический источник по событиям недавнего прошлого или современности, но и как место, где конструируются представления об истории. Обычно такие работы касаются памяти россиян о дискуссионных моментах отечественной истории, например, Гражданской войне или распаде Советского Союза 2. Как отмечают исследователи, память и представления о Гражданской войне и сторонах конфликта бывает подчинена текущей политической конъюнктуре и осмысляется в контексте современной геополитической обстановки в мире . Актуализация сетевой дискуссии о событиях Гражданской войны и революции обычно связано с юбилеями или установкой памятников, посвященных данным событиям. На дискуссию также оказывает влияние отсутствие официальной версии о событиях столетней давности. На региональном и городском уровнях обсуждение и память о таких трудных моментах российской истории имеет волнообразный характер: активные дискуссии сменяются забвением и безразличием к данным событиям . В целом память о военных конфликтах в русскоязычном сегменте интернета больше фокусируется на событиях XX века . В работе с большими массивами данных, характерными для социальных сетей, исследователи используют специальное программное обеспечение, без которого само исследование скорее всего было бы невозможным. Например, программы, позволяющие выявить облако слов и семантические связи между этими словами .
Следующая группа работ посвящена источниковедению цифрых источников в целом и социальных медиа в частности. У любого исторического источника существует проблема его сохранности, и любой источник потенциально может быть утрачен для человечества. Соответственно, для цифровых источников вопрос сохранности также является актуальным. В рамках работы с цифровыми источниками и с базами данных, исследователи ставили вопрос, что вообще означает сохранение для цифрового источника . В свою очередь, для разных типов цифровых данных существуют разные способы сохранения, поскольку цифровизация проникла во все сферы человеческой жизни. Также акцентируется внимание на том, что цифровые источники и в целом информация являются материальными вещами. Важным при работе с цифровыми источниками является понимание их «дуалистичности», то есть существование в виде двоичного кода и той части, с которой взаимодействует пользователь и которую он может видеть своими глазами.
В работе с цифровыми источниками немаловажным моментом является акцентирование внимания на специфике современных социальных сетей и их взаимодействиях с другими приложениями, разработчиками и пользователями. Крупные социальные сети, такие как «Вконтакте» и «Facebook» представляют собой цифровые платформы. В данном подходе платформа является системой, которая может быть запрограммирована и адаптирована к новшествам сторонними разработчиками и тем самым новшества, которые были не предусмотрены для платформы ее создателями, отдаются на «аутсорсинг» разработчикам иных приложений . Процесс превращения социальных сетей в платформы наблюдается с середины 2000-х годов.
Поднимая вопрос о специфике цифрового источника (в том числе социальных медиа), Ю.Ю. Юмашева, опираясь на широкий круг литературы, включила его в более широкую группу «электронных исторических источников», в состав которых вход и машино-ориентированные источники доцифровой эпохи . Как отмечает Ю. Ю.Юмашева, для электронного исторического источника (ЭИИ) характерны: потенциальная
незащищенность ЭИИ от внесения изменений на любом из этапов жизненного цикла; отсутствие жесткой связи между конкретным матереальным носителем, информацией (контентом) и мета данными, обусловленное стремительно развивающимися информационными технологиями, быстрой сменой аппаратно-программных платформ; работа исследователя с копией, репликой, дубликатом, а не с подлинником ЭИИ, к тому же подверженной потенциальным изменениям в силу указанных выше причин; потенциальное существование разных версий одного и того же ЭИИ одновременно и так далее. В целом, следует отметить, что цифровое источниковедение сегодня находится в стадии становления.
Наконец, большое значение имеет выработка определения понятия «цифрового наследия». Оно включает в себя разные категории, а сам термин несет в первую очередь нормативно-правовое обозначение, но имеет определенную специфику в различных отраслях науки и других сферах жизни. В литературе не предлагается принципиально нового определения цифрового культурного наследия, отличного от определения из Хартии о сохранении цифрового культурного наследия.
Таким образом, в отечественной науке до сих пор нет четкого определения цифрового культурного наследия . Однако данный термин представлен в нормативно-правовых документах .
В зарубежной историографии особый интерес представляют работы, рассматривающие социальные сети и социальные медиа как вид исторического источника. Данная тема описана в зарубежных работах значительно более подробно, чем в отечественной литературе.
Социальные сети(в том числе «Facebook»*) используются людьми, организациями, сообществами по разному. Они являются не только способом коммуникации между людьми и платформой для ведения своего блога. Потенциально социальные сети представляют собой важную часть личного цифрового архива. В работе, посвященной данному вопросу, авторы Беатрис Каннели и Марта Муссо анализируют отношение пользователей социальных медиа к сохранению своих цифровых воспоминаний и то, какие практики они используют для этого. Исследователи демонстрируют, что пользователи могут сохранять то, что считают важными для себя и это может стать неотъемлемой частью их личного цифрового архива. При этом способы сохранения не всегда бывают адекватными.
Однако угроза утраты значимых исторических источников возникает не только по вине пользователя. В социальных сетях создаются огромные массивы данных, которые являются уязвимыми и могут быть утрачены из-за технических неполадок и сбоев. Сара Дэй Томпсон акцентирует внимание на том, что даже архивирование социальных сетей несет в себе большое количество трудностей. Воспроизводимость будущих исследований на основе социальных сетей уже сейчас требует совместной работы специалистов технического и гуманитарного профиля с целью разработки программного обеспечения и подходов, с помощью которых можно обеспечить устойчивое сохранение цифровых источников. На персональном уровне пользователь может создавать копии своих цифровых материалов, регулярно обновлять свои файлы и хранить материалы на разных носителях 14.
Также архивирование социальных сетей отличается от архивирования иных электронных исторических источников. Содержимое страницы, как и сама страница, могут быть удалены в любой момент времени, что ставит перед архивистами и историками вопрос не только о том, что следует сохранять, но и как это лучше сделать. Инструменты веб-архивирования включают в себя как простые способы, вроде копирования видимого на экране текста, так и более сложные, такие как выгрузка данных через API (интерфейс программы, описывающий взаимодействие одной программы с другими программами) 15.
14 Сноска на ту брошюру
15 Allegrezza S. Social media archiving and preservation: a challenge for archivists // XII Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС. 15-18 июня 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/0c2/Social-media-archiving-and-preservation-a-challenge-for- archivists-_Professor-Stefano-llegrezza_.pdf (дата доступа: 16.06.2025).
Платформы современных социальных медиа обладают многоуровневой структурой, которой пользуются самые разные группы населения. И хотя архивирование социальных сетей представляет собой достаточно трудоемкий процесс, исследователь может работать не только с той частью, что представлена непосредственно интерфейсом. Ресурсы платформ позволяют сохранить и использовать в исследованиях и «скрытую» часть социальной сети, представленную в виде цифровых данных.
Вывод по анализу литературы, который вас подведет к цели. Например: Исследования показывают потенциальную ценность материалов социальных сетей, при этом большинство авторов сходятся в том, что сохранить их сложно, требуются специальные усилия специалистов из разных областей. Кроме того, не вполне ясно, что необходимо сохранять. Цифровое наследие университетов также пока не получило освещение в литературе.
Сохранение контента и потенциальных исторических источников важно не только для будущих исследований, но и является важным с точки зрения сохранения коллективной памяти. Тем не менее, сам вопрос сохранения коллективной памяти и сохранения связанных с данной проблемой цифровых источников выходит за рамки одной только технологии и существования платформы и социальных сетей.
В свою очередь, не стоит и забывать о том, что способ коммуникации сам оказывает влияние на поведение людей. Массовый обмен данных между пользователями и социальными группами оказывает влияние на язык и восприятие приватности людей в социальных сетях.
Объект исследования: Цифровое наследие университетов.
Предмет исследования: Формирование цифрового наследия Томского государственного университета на основе материалов социальной сети «ВКонтакте».
Цель: выявить и охарактеризовать культурное наследие ТГУ в социальной сети “Вконтакте”.
Задачи: 1) Дать определение цифрового наследия и охарактеризовать его особенности; 2) Описать проблемы сохранения материалов социальных сетей как части цифрового наследия 3) Выявить материалы социальной сети «ВКонтакте», связанные с ТГУ, и оценить их потенциал как исторических источников 4) Разработать предложения по формированию цифрового наследия ТГУ на основе материалов социальной сети «ВКонтакте»
Методы исследования: Историко-сравнительный метод, историко-генетический метод, источниковедческий анализ.
Гипотеза исследования: сообщества в ВК, отобранные по
определенным критериям, могут входить в цифровое историко-культурное наследие ТГУ.
Источниковую базу исследования составляют материалы социальной сети «Вконтакте». У Томского государственного университета имеются страницы и в других социальных сетях, но они не будут использованы в данной работе. Во-первых, социальная сеть «Вконтакте» является самой популярной и имеет гораздо более разнообразный функционал, чем в других социальных медиа. Во-вторых, страницы Томского государственного университета в других социальных медиа бывают заброшены или содержат только контент, который создают студенты (зачастую юмористический).
Социальная сеть «Вконтакте» была создана в 2006 г. Павлом Дуровым на волне популярности социальной сети «Facebook*”16. Контент социальной сети «Вконтакте» представлен самыми разными материалами, будь то видеозаписи, аудиозаписи, текстовые сообщения, подкасты, клипы или даже комбинированные записи, включающие в себя сразу несколько видов контента. Особенностью материалов «Вконтакте» является тот факт, что контент является пользовательским, то есть создается пользователями в рамках тех возможностей, которые дает социальная сеть. Говоря об источниках по изучению Томского государственного университета на просторах «ВК», следует отметить, что первые сообщества университетского
16 Экстремистская организация «Meta» и факультетских 17 уровней были созданы на рубеже 2007-2008 гг., то есть практически сразу после появления самой платформы. Количественный рост сообществ, связанных с ТГУ, случился в начале 2010-х 18 гг. Большинство сообществ, которые связаны с Томским государственным университетом являются открытыми, но ряд сообществ недоступны большинству пользователей.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
17 ОМО ФИПН ТГУ | VK [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/dir_tsu (дата обращения: 15.06.2025).
18 Таблицу*
1 Цифровое наследие: определение понятия и основные
характеристики
В результате проведенного исследования было выявлено, что Томский государственный университет активно использует социальную сеть. Это связано, как с выстраиванием образа университета в цифровой среде, так и с текущей деятельностью структурных подразделений университета, ведущих свои страницы для студентов, сотрудников, внешних пользователей. Эти материалы можно рассматривать в качестве потенциального цифрового культурного наследия, поскольку они в полной мере отражают различные аспекты работы ТГУ как образовательной и научной организации. Подобные изначально цифровые источники требую не только новых подходов к их сохранению, но и развития традиционных методов источниковедческой критики для полноценного включения их в научный оборот в будущем. Помимо официальных сообществ в социальной сети, есть большое количество неформальных сообществ, связанных с ТГУ, например, страницы студенческих объединений, академических групп, мемные паблики. Вопрос их включения в цифровое наследие ТГУ остается открытым.
В рамках выполненной работы было выявлено определение цифрового культурного наследия, охарактеризованы его особенности. Также были представлены проблемы сохранения материалов социальных сетей, определен потенциал сообществ ТГУ в социальной сети «Вконтакте» в качестве исторических источников, сделаны предложения по формированию цифрового наследия университета на основе материалов «ВК».