Введение 3
I Традиционный Китай 9
1.1 Подходы и концепции к изучению города 9
1.2 Становление традиционного китайского менталитета 16
1.3 Специфические черты традиционного китайского города 28
II Современный Китай 43
2.1 Глобальные процессы в современном Китае 43
2.2 Особенности современного китайского менталитета 49
2.3 Развитие современной китайской архитектуры 54
Заключение 61
Список литературы 66
Актуальность данной работы связана с тем, что на сегодняшний день Китайская Народная Республика (КНР) занимает важные позиции на мировой арене, так как всего за тридцать лет сумела достигнуть феноменальных успехов в различных областях промышленности и экономики. За последние годы в Китае активно осуществляется ряд экономических реформ, превративших его по совокупному ВВП во вторую мировую державу после США и выведению на лидирующие позиции по объемам внешней торговли, золотовалютным запасам, по объемам производства более 30 основных видов современной индустриальной и научно-технической продукции. Выход на международную арену Китайской Народной Республики, в высшей степени, успешно демонстрирующая пример динамично развивающегося государства, показал вовлечение страны в процесс глобализации, который стал важным фактором модернизации всех сторон жизнедеятельности китайского общества, включая как политиче скую систему, так и культурную жизнь. В традиционные, свойственные только китайской культуре музыкальные жанры, живописные и архитектурные формы постепенно начинают проникать тенденции западной культуры. Получает широкое распространение поп-музыка; современная китайская литература начинает сочетать в себе классиче ский стиль с современным западным стилем, происходит коммерциализация культуры — в кинематографе и на телевидении она особенно распространена.
Городское пространство китайских городов также претерпело немалые изменения — за последние семьде сят лет процессы урбанизации китайских городов достигли 59%, что выше на 48% по сравнению с серединой XX века. Сегодня современный китайский город разительно отличается от своего предшественника не только обликом — это и стеклянные небоскребы как неотъемлемая часть крупных городов, и многоэтажные дома в спальных районах, — но также и своим функциональным назначением. Городская среда конструирует как политическую и экономическую деятельно сть, так и культурную действительность. Один из советских историков Н.П.Анциферов писал: «Город — один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд». И действительно: пространство каждого города обладает физическим и символическим характером, и обусловлено оно не столько различием материальных вещей, сколько различием смысловых. структур. Город — это особое социокультурное пространство — интеллектуальное, языковое, коммуникативное — здесь каждодневно перекликаются сакральное и профанное пространство. Он является носителем определённых связей, ценностных значений, выступает центром притяжения общественной жизни и отражает культурную динамику конкретного общества. В связи с этим немаловажную роль здесь играет и особенности менталитета той или иной культуры, поскольку именно в нем находит отражение вся совокупность представлений, переживаний, жизненных установок, определяющих общее видение мира и выражающееся в организации окружающей его повседневной действительности. Культурное пространство города выступает системой, организуемой и воспринимаемой человеком, взаимно связанной во всех ее частях и элементах, которая представляет жизнь города как полноценный культурный проце сс. Именно это отличает современное городское пространство Шанхая от Нью-Йорка, Гуанчжоу от
Чикаго, а Пекин от Сеула.
На протяжении всего XX века китайское общество переживало немало потрясений, что отразилось на многих сферах жизни: искусство, экономика, политика. Изменения не обошли стороной и китайский город. Но самым важным стало появление новых установок в сознании китайцев. В связи с этим представляется интере сным выявить трансформацию истории градостроительства китайского города, рассматривая это как важнейшие последствия изменения традиционного китайского менталитета, а вследствие этого, и культурного пространства, и определить культурные доминанты современного Китая. Понимание специфики современного китайского менталитета позволит найти наилучшие пути взаимодействия в различных сферах: экономической, политической, и в том числе — культурной.
Анализ научной литературы, посвящённой китаеведению, выявил факт недостаточной проработки многих глубоких аспектов данной тематики. Существующие на сегодняшний день источники включают в себя анализ древнекитайской философской мысли, исторические исследования, обобщающие сведения о китайской культуре и искусстве, но очень мало источников, в которых проводились бы исследования, посвящённые современной картине мира жителей Китая. Научных данных в области изучения мировоззренческих доминант и их символического выражения в контексте семантики городской культуры современного Китая явно недостаточно, что и предопределяет научную значимость данной работы.
Объектом исследования выступает культура Китая; предметом исследования является китайский менталитет в условиях современной культуры Китая.
В данной работе ставится проблема трансформации традиционного китайского менталитета в современной культуре Китая в контексте нового восприятия городской среды и градостроительства.
Целью дипломной работы является выявление особенностей трансформации китайского менталитета в контексте развития нового культурного пространства китайского города на примере сравнительного анализа традиционного и современного градо строительства Китая.
Для достижения поставленной цели автор научного исследования использует следующие задачи:
- проследить развитие урбанистики в истории культурологии и определить научные подходы к изучению города;
- выявить ключевые особенности традиционного китайского менталитета и принципы становления градостроительства традиционного Китая;
- выделить глобальные процессы, оказавшие влияние на становление менталитета жителей современного Китая;
- проследить трансформацию традиционных установок китайского мировоззрения на примере специфики современного китайского города.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Для написания данного исследования была использована различная научная литература. В первой главе научного исследования автор использует материалы трудов различных исследователей по урбанистике, где рассматриваются различные подходы к изучению города, а также исследования традиционных основ культуры Китая и традиционных принципов градостроительства китайского города. Подходы к изучению города рассматривают в своих трудах такие авторы, как Н.П.Анциферов, Ю.М.Лотман, В.Л.Глазычев, А.В.Иконников, Д.С.Лихачев, М.С.Каган. Огромный вклад в изучение традиционной китайской культуры внесли такие авторы, как Л.С.Васильев, К.И.Голыгина, С.Л.Тихвинский, М.Е.Кравцова, а исследование традиционного китайского города проводилось в трудах Е.Б.Коробия, П.И.Приходько. Особым пунктом автор научного исследования хотел бы выделить работу М.Е.Кравцовой «История культуры Китая», поскольку данный источник способствует выделению хронологии и ключевых для китайской культуры эпох. Ещё одной важной работой для данной главы стала книга В.В.Малявина «Китайская цивилизация», благодаря которой были изучены особенности традиционного китайского менталитета.
Изучая во второй главе глобальные процессы, происходившие в истории Китая в XX веке, автор обращается к трудам J.K.Fairbank и Е.С.Баженовой. Во втором параграфе второй главы особенности современного китайского менталитета. Здесь использовались следующие литературные источники: Н.А.Спешнев «Китайцы. Особенности национальной психологии» и William A.Callahan «China Dreams: 20 Visions of the Future», а особенности современного китайского города, рассмотренные в рамках третьего параграфа второй главы, исследуют такие авторы как В. С.Пчелинцев и Zhu Jianfei.
Гипотеза. Автор работы предполагает, что в современном китайском обществе, несмотря на некоторые сохранившиеся традиционные установки и ритуалы повседневной жизни, произошли значительные изменения в 6
мировоззренческой составляющей. Данная тенденция нашла своё отражение во многих сферах жизни китайцев, а также проявилась в изменении принципов градостроительства современных китайских городов.
Научная новизна исследования заключается в историко- культурологическом анализе пространства китайского города и анализе взаимовлияния городского про странства и ментальных установок китайцев в современных условиях глобализации. Полученные результаты данной дипломной работы могут быть использованы в образовательной практике при изучении современной во сточной культуры, а также в исследованиях, направленных на изучение культурного развития с точки зрения трансформации традиционной и современной китайской культуры.
Методология исследования:
1) Общим теоретико-методологическим основанием исследования выступает междисциплинарный подход, благодаря которому автор дипломной работы изучает культуру Китая с позиций культуры, философии, истории.
2) Социокультурный подход в выпускной квалификационной работе позволяет выделить и комплексно изучить различные стороны социальной жизни и реакцию общества на изменения, происходившие в политике, экономике и культуре.
3) Историко-генетический подход — это один из главных методов исторического анализа, нацеленный на исследование генезиса (происхождения, этапов развития) определенных исторических явлений и изучение причинности изменений.
Положения, выносимые на защиту:
1) Окончательное формирование установок традиционного китайского менталитета завершилось благодаря влиянию этико-философских доктрин, таких как конфуцианство и даосизм, а также при помощи буддизма, пришедшему в Китай во II в. из Индии. Особенности мировосприятия отразились не только на художественной жизни Китая, но и на принципах градостроительства.
2) События конца XIX — нач. XX века значительно повлияли на становлении новых тенденций в мировосприятии китайцев. Это отразилось в тяготении к западным тенденциям в культуре, а также выразилось в ослаблении роли этико-философских учений в китайском мышлении.
3) Частичный отказ китайских архитекторов от приверженности традициям, их обращение к западным тенденциям в архитектуре и градостроительстве и начавшаяся урбанизация качественно повлияли на формирование облика современного китайского города.
Целью данной выпускной квалификационной работы бакалавра являлось выявление особенностей трансформации китайского менталитета в контексте развития нового культурного пространства китайского города на примере анализа традиционного и современного градостроительства Китая.
Первая задача - исследование различных подходов к изучению города и развития урбанистики в истории культурологии, рассмотренная в первом параграфе первой главы, привела автора к следующим выводам:
1) Различные подходы к изучению феномена города позволяют по-разному рассмотреть протекающие в них социальные, исторические и культурные процессы. Системный подход в изучении обозначает город как особый мир отношений, духовных и материальных ценностей, выделяя в качестве предмета исследования гор одскую среду как результат связи и взаимодействия всех элементов культуры. Социологический подход рассматривает городское пространство как динамиче скую систему человеческих связей и взаимодействий, которая оказывает существенное влияние на развитие общества и каждой отдельной личности.
2) Выделенный автором в отдельную категорию семиотический подход к изучению рассматривает город в качестве репрезентативной характеристики коллективного сознания. Пространство каждого города о бладает символическим характером, являясь транслятором и хранителем культурной информации. Город воспринимается как текст, или же как некая специфическая система знаков, важнейшими компонентами котор ой являются здания, комплексы зданий (кварталы, улицы) и способы организации пространства (площади, парки, планировка города в целом).
Решение следующей задачи — анализ ключевых особенностей традиционного китайского менталитета и принципов становления градо строительства традиционного Китая — было проведено во втором и третьем параграфе первой главы:
1) Одним из важных истоков традиционного восточного менталитета выступает синкретизм и образность китайского мышления. Утверждение иероглифической системы письменности привело к тому, что в передаче информации главенствовать стала линия и формируемый ей визуальный знак. Это нашло отражение во многих сферах жизни китайцев: в каллиграфии, поэзии, архитектуре, а также в специфичной планировке и застройке городского пространства — внешняя планировка города не только отвечала определенным требованиям повседневной жизни китайцев (например, как защита от врагов, магистральные дороги и ирригационные системы), но и отражала важные мировоззренческие доминанты китайского сознания. Такими являлись определенные мифологические представления, культ предков (впоследствии нашедший свое отражение в постулатах конфуцианства), фэн-шуй, астрология. Это повлияло на градостроительство в том смысле, что планировка городов стала производиться по определенным утверждённым чертежам, которые полностью соответствовали принципам фэн-шуй, а китайский четырёхугольник, ориентированный по сторонам света, стал основным принципом по стройки домов, кварталов и городов.
2) Немаловажную роль в формировании традиционного китайского менталитета сыграло наличие разнообразных этико-философских течений, которые, не смотря на свою некоторую противоречивость по отношению к друг другу, органично сплелись в единую структуру в китайском сознании. Эта так называемая религиозная толерантность (принципов даосизма, конфуцианства, а также религиозных установок буддизма) отразилась в концепции конфуцианского дома и даосского сада. Значительно друг от друга отличаясь, они все же хорошо уживались друг с другом в традиционном жилище и компенсировали недостатки друг друга, соблюдая иерархию и ритуалы (застройка) с одной стороны, и давая простор и отдых для индивидуума (сад) с другой стороны.
3) Неизменная приверженность китайцев к собственным традициям, нашедшее выражение в постулате конфуцианства: «Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю ее», отразилась и на принципах градостроительства. Традиционные принципы по стройки использовались
на протяжении многих веков, и планировка китайских городов оставалась неизменной вплоть до XIX века.
Третьей задачей стало выявление глобальных процессов, повлиявших на становление современного менталитета китайцев:
1) Правление династии Цин стало поворотным событием в истории Китая. Конец правления этой династии характеризуется деградацией в духовной культуре Китая, а также кризисом правящего режима, что стало причиной многочисленных восстаний и свержения монархического правления династии.
2) Кризис национальной политической и духовной мысли, а также активные взаимодействия со странами Европы, заставили многих государственных деятелей и деятелей культуры XIX в. обратиться к достижениям европейской цивилизации, включая её научно-естественные знания и философско-политическую мысль. Они оказали огромное влияние на лидеров реформаторских движений (Кан Ювэй, Хун Сюцюань). Распространение в Китае европейских и российских социальных учений пусть косвенно, но сказалось на событиях 1911 —1912 гг., Синьхайской революции, положившей конец маньчжурской династии и имперской форме правления Китая.
Решение четвёртой, самой важной задачи — была прослежена трансформация традиционных установок китайского мировоззрения в современной ситуации и обозначена специфика современного китайского города — это происходило в рамках второго и третьего параграфа второй главы научной работы. Были выявлены изменения, которые произошли в культурной идентичности в современной ситуации:
1) В сознании китайцев исчезло чувство ритуального превосходства в принципах градостроительства: если раньше планировка здания и города жестко подчинялась принципам фэн-шуй, то сейчас это не является решающим фактором. На сегодняшний день в планировке современных китайских городов важную роль, в первую очередь, играет практичность. Одно из таких проявлений — это разделение районов города на бизнес- 63 центры (деловой квартал), жилые кварталы и исторические. Стоит отметить, что изменения в ритуальной составляющей коснулись в основном только принципов градостроительства, поскольку в повседневной жизни китайцев ритуал все еще продолжает занимать важное место. В первую очередь это выражается в трепетном отношении к различным национальным праздникам: Китайский Новый год, День поминовения усопших (Цинмин), Праздник середины осени и др.
2) Необратимые изменения в жизни китайского общества начались в конце XIX века, а события XX века качественно изменили социальную жизнь. Современным жители Китая характерно тяготение к западным тенденциям. Это проявляется в активном использовании в кинематографе приемов западных режиссеров, распространение европейской кухни, западной литературы и музыки. Резкое вхождение Китая в процессы глобализации вызвали тяготение к западным тенденциям в градо строительстве и архитектуре. Принципы «китайского четырехугольника», применяемые в традиционном Китае, ушли на второй план. Правильная квадратная форма города также потеряла актуально сть в современном городском пространстве Китая. В китайском градостроительстве появились концепции социалистического, гибридного и глобального городов.
3) Появились новые тенденции в организации современных китайских домов, характеризующиеся многоквартирной застройкой в крупных городах. Традиционные виды китайских домов сохраняются в исторических кварталах, деревнях и на перефирии городов.
Представленные выше автором выводы позволяют говорить о том, что поставленные задачи исследования были выполнены в полном объеме, а цель достигнута. Для решения основных задач была изучена традиционная и современная китайская культура, а также традиционные и современные принципы китайского градостроительства. В результате проведённого исследования подтвердилась гипотеза о том, что исторические события, происходившие в XX веке, привели к своеобразному кризису национально-культурной идентичности в современном Китае. На сегодняшний день в Китае 64
происходит формирование новой культурной парадигмы, которая включает в себя собственно китайские традиции и новые западные тенденции, которые нашли свое отражение и в принципах градостроительства.
1) Архитектура и градостроительство на Дальнем Востоке. Сб. научных трудов Хабаровского политех. института. Изд-во Хабар. пол. ин-та, Хабаровск, 1985.
2) Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. [отв. ред; В.С. Мясников]. История Китая: древность, средневековье, новое время. - Российская акад.наук, Ин-т востоковедения. Москва, Вост.лит. 2010. - 599 с.
3) Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. 2-е изд. Т.1. М., 1979.
4) Ван Чжэнфу. Процессы развития китайской архитектуры. - Шанхай, 2000. - 344 с.
5) Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.
6) Васильев Л.С. Курс лекций по средневековому Востоку (Ближний, Средний, Дальний Восток и Юго- Восточная Азия). М., 1987.
7) Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 104 с.
8) Всеобщая история архитектуры / Под ред. Н. В. Баранова. в 12-ти Т. М., 1966-1977.
9) Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. М., 1966-1977.
10) Гатова Т.А., Темкина Е.Л., Сысоев В.П. История градостроительного искусства: в 2-х тт. — М., 2007.
11) Гидион З. Пространство, время, архитектура. Пер. с нем. М., 1973.
12) Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. М., 1983.
13) Глухарева О, Денике Б. Краткая история искусства Китая. — М. Д.: Искусство, 1948. — 210 с.
14) Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.) — М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. —364 с.
15) Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т.: т.6. (дополнительный): Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
...69