Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие власти и церкви в Польской Народной Республике в 1970-1980-х годах

Работа №181767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Католическая церковь в Польше после второй мировой войны 11
1.1. Положение церкви в первое послевоенное десятилетие 14
1.2. Положение церкви после Польского кризиса 1956 года 28
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в 1970-1980-х гг 36
2.1. Место католической церкви в польском обществе 40
2.2. Усиление католической церкви в 1970-х гг 41
2.3. Роль Иоанна Павла II в социально-политической жизни Польши 46
Глава 3. Католическая церковь и движение «Солидарность» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что католическая церковь всегда играла особую роль в жизни Польши и поляков. Она была и остаётся организацией, крепко связанной со всем польским народом. Британский историк Ричард Эванс писал, что католическая церковь была учреждением, которое «вносило вклад в сохранение польской идентичности на протяжении веков» . На протяжении всего существования польской государственности, от первых королей до разделов Речи Посполитой,
от установления социалистического режима до современной Республики Польша, церковь имела непосредственное отношение ко многим общественно-политическим событиям. А в период Польской народной республики, в период тоталитарного принуждения она стала для польского общества важнейшим учреждением, которое создавало альтернативу для коммунистической идеологии. Церковь выполняла много функций. Она была не только религиозным сообществом, но и местом, где каждый человек мог почувствовать себя в безопасности. Была опорой и давала ощущение свободы католикам также, как и всем другим, кто не испытывал симпатий к коммунистической системе. Католическая религия заменила собой политическую жизнь в стране, где отсутствовала свобода слова, свобода союзов и собраний, и общественно¬политическая жизнь были монополизированы коммунистической партией. В то же время она стала одной из немногих возможностей выражения несогласия с установившимся порядком, служа ширмой для
некоммунистических убеждений и критики господствующей системы. Однако это не означало, что церковь потеряла свою пастырскую суть. Из-за своего положения, она должна была поддерживать правильные пропорции между проповедью и политическими или социальными задачами.
Христианские ценности, воспитываемые в поляках, позволили им вести борьбу против чужой системы с полным отказом от насилия, вести её очень упрямо, жертвуя собой, своей работой, а зачастую и своей свободой. Они знали чего хотели, и они оказались сильнее. Эта борьба была сложной для всех, репрессиям со стороны государства подвергались не только простые граждане, но и представители клира. Таким образом, изучение проблемы влияния католической церкви на социальную и политическую жизнь ПНР, а также реакции власти на действия, спровоцированные этим влиянием, представляется необходимым в связи с тем, что это может выявить причины, особенности и специфику борьбы польского народа за свою свободу и независимость.
Цель данного исследования - выявить влияние католической церкви на социальную и политическую жизнь в Польской Народной Республике в 70¬80-е гг. XX в., а также проанализировать меры, которые принимала власть по отношению к церкви и её служащим.
Реализация данной цели требует выполнения следующих задач:
• определить в каком положении находилась католическая церковь в Польше после Второй мировой войны;
• выявить изменения в отношениях церкви и государства после Польского кризиса 1956 года;
• охарактеризовать взаимоотношения государства и католической церкви в ПНР в 1970-80х гг.;
• определить уровень религиозности в польском обществе и положение католической церкви в 197О-80х гг.;
• изучить и проанализировать отношения католической церкви и движения «Солидарность».
Объектом данного исследования является институт Римско- католической церкви и институт государственной власти в Польской Народной Республике.
Предметом исследования является влияние католической церкви на социальную и политическую жизнь в ПНР в 1970-80-х гг., а также её взаимодействие с государственной властью.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период существования Польской Республики под руководством просоветских сил в лице Польской рабочей партии, то есть с момента образования Польского комитета национального освобождения в Москве 21 июля 1944 года и до 29 декабря 1989 года , когда путём изменения конституции стране было возвращено историческое название Rzeczpospolita Polska (Республика Польша).
Методологическая основа исследования. Основу данного исследования составляют принцип историзма, предполагающий анализ любого явления в контексте предыдущих событий, и принцип объективности, благодаря которому проблема рассматривается в свете всего многообразия сопутствующих фактов. Кроме того, немаловажным представляется использование статистического метода и метода выборочного цитирования источников, с помощью чего улавливается общая тенденция изучаемого процесса, а также описательного метода, позволяющего показать картину в развитии и проникнуть в суть явлений. Кроме того, был проведен аналитический обзор литературы и источников по данной теме, что позволило составить наиболее полную и чёткую картину того, как католицизм влиял на жизнь общества в Польской народной республике, а также какова была реакция государственной власти, на это влияние.
Анализ источников и литературы. Большая часть источников по данной работе иностранного происхождения, в отечественной литературе изучаемая тема освещена слабо. Источниковой базой для написания данной работы послужили материалы разнообразного характера:
1. Законодательные акты Польской Народной Республики.
Так, определить правовое положения католической церкви после Второй мировой войны помог Манифест Польского комитета национального освобождения , среди источников подобного рода особенно стоит выделить Dziennik Ustaw (Журнал законов). Публикация этого журнала является исключительной обязанностью премьер-министра Республики Польша. Благодаря этим актам стало возможно установление того, каким было правовое положение католической церкви в конкретные периоды существования ПНР.
2. Статистико-справочные материалы.
Большой вклад в данную работу внесли такие источники, как Рапорт о военных потерях Варшавы , созданный под руководством советников президента Польши , а также работа Шимона Датнера о польских потерях во Второй мировой войне , они позволили наиболее точно определить материальное положение церкви в Польше после войны, материалы статистики использовались также для оценки количества людей подвергшихся репрессиям со стороны властей.
3. Электронные ресурсы.
Третья группа источников представлена в основном ресурсами СМИ и Интернет, так, статья Новостей Ватикана , рассказав о формате и содержании речей ксёнза Ежи Попелюшко пролила свет на причины его убийства сотрудниками спецслужб.
Историография.
В отечественной историографии проблема взаимоотношений церкви и власти в Народной Польше развита очень слабо и в основном данная тема рассматривается в контексте политической истории Польской Народной Республики, что можно проследить в монографии А. Носковой , но работа эта почти целиком посвящена политической истории Польши, а взаимоотношения власти и церкви как таковые рассматриваются поверхностно. Помимо работы Носковой, отечественная историография данной темы представлена трудом И. Яжборовской , где автор анализирует динамику отношений ПКЦ и польского государства как в период существования Польской Народной Республики, так и в годы системной трансформации конца ХХ века.
Кроме этого отечественная историография включает в себя несколько статей из которых стоит выделить статью А. Смирнова , в которой подробно рассмотрены взаимоотношения власти и церкви в промежутке с 1956 по 1968 год, обратить внимание стоит также на статьи советского и российского религиоведа Ф. Овсиенко , однако в своей работе он рассматривает католицизм и его взаимодействие с государственными структурами в Восточной Европе в целом, а не в отдельно взятой Польше.
Авторы, написанные выше придерживаются приблизительно одной точки зрения на взаимоотношения церкви и власти в Польской Народной Республике и в своих работах рассматривают законодательные основы государственно-церковных отношений.
Польская историография богата литературой, касающейся проблемы взаимоотношений католической церкви и государства и её можно поделить на три группы:
К первой группе можно отнести труды, в которых исследуется конкретно церковь и её действия. Ярким примером подобного рода исследований служит работа польского историка, занимающегося вопросами польской католической церкви в XX веке, Яна Жарына , где автор наиболее подробно рассматривает взаимоотношения Римско-католической церкви и коммунистической власти в разные периоды существования Польской Народной Республики. Написанная им работа имеет под собой твердое основание, при её создании использовались документы Секретариата Примаса Польши, а также будучи академическим сотрудником Института национальной памяти, он имеет доступ к важнейшим актам государственного происхождения. В работе автор объективен, но события описывает скорее с точки зрения церкви, нежели власти. Из англоязычных работ внимания заслуживает книга Б. Портера , в которой он исследует роль католической религии в польском обществе и польской истории.
Ко второй группе литературы можно отнести работы, в которых внимание по большей части уделено правовым и политическим аспектам отношений власти и церкви. Примером могут быть материалы конференции , посвящённой декаде правления Эдварда Герека и проводимой им религиозной политике. Кроме этого, составить картину политической ситуации в коммунистической Польше помог труд польского историка Ежи Айслера, занимающегося историей ПНР. Автор в своей работе исследует политические действия власти в период с конца Второй мировой войны и до «Круглого стола» в 1989 году.
К третьей, пожалуй самой обширной группе, можно отнести литературу, где акцент ставится не на одной из сторон отношений власть - церковь, а именно на самих взаимоотношениях государства и католической церкви. Работа Р. Грыза «Государство и церковь в Польше 1945-1965» , а также совместный труд Р. Грыза и А. Дудека это исследования, в которых очень подробно рассмотрены взаимоотношения государства и церкви, оппозиционная деятельность представителей церкви и ответные меры властей, речи генсеков ЦК ПОРП касательно религиозной политики и послания польского епископата - немецкому, социальные потрясения вызванные действиями властей, сопоставление грубой силы властей, действующих посредством издания неблагоприятных для церкви законов и ответные действия церкви, осуществляемые путём «мягкой» силы, всё это и многое другое подробно исследовано в этих работах.
В выбранной литературе между авторами отсутствует полемика и их мнение едино в оценке событий, все они так или иначе описывают события с позиции католической церкви. Полемика была бы возможна, при должном изучении проблемы взаимоотношений государства и католической церкви во времена Польской Народной Республики.
Степень разработанности проблемы. Данной проблеме посвящено множество трудов как зарубежных, так и отечественных исследователей. Несмотря на это, многие вопросы остаются не раскрытыми, в связи с чем возникает необходимость их более подробного рассмотрения.
В целом, предложенная литература позволяет наиболее полно раскрыть данную проблему и ответить на все вопросы, поставленные выше.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Католическая церковь в Польше с окончанием Второй мировой войны встретилась с рядом серьезных проблем. Она была единственным независимым институтом не подчинённым власти. Однако с самого начала коммунисты стремились убрать её со сцены и дать ей роль подчинённой и полностью контролируемой организации. Взаимоотношения в дальнейшем регулировались насаждением нормативных актов и иными репрессивными действиями. Резкое и несправедливое ограничение прав католической церкви, духовенства и верующих усилило напряженность во взаимоотношениях, что привело к увеличению конфликтов и непонимания. Церковные иерархи были признаны коммунистической идеологией самой большой угрозой для существующей системы. Это было связано с большим авторитетом, которым они пользовались среди граждан, и их стойким отношением к борьбе со всеми запретами и ограничениями.
Религиозная политика властей заключалась в том, чтобы вести всё далее идущие репрессии, которые главным образом состояли в лишении церкви источников средств к существованию, доступа к средствам массовой информации и цензуры проповедей и пастырских писем. Руководство ПОРП поставило перед собой задачу секуляризации нации и воспитания её в духе марксистско-ленинской философии таким образом, чтобы эффективно победить церковь и лишить её какого-либо влияние на польское общество.
В истории католической церкви в послевоенной реальности были также и моменты улучшения взаимоотношений, это наблюдалось прежде всего при увеличении неудовлетворённости граждан, что закономерно приводило к волнениям и кризису. Затем уже власть пошла на уступки чтобы духовенство, имеющее авторитет и огромное влияние, могло умиротворить общественные настроения. Представители церкви также пытались принять какие-то меры для нормализации отношений и достижения согласия в трудные времена сталинизма, когда ПНР руководил Болеслав Берут. Этой цели должна была служить объединённая Комиссия Епископата и Правительства, однако, соглашения достичь не удалось.
В этих реалиях церковь пыталась минимизировать потери и сделать коммунистический режим более терпимым. Выступая в качестве посредника, она ослабила конфронтацию между лидерами и польским обществом. Защищала права и свободы граждан, поддерживала их устремления к независимости в стране, лишённой настоящих демократических механизмов.
На протяжении многих лет оказалось, что, несмотря на все попытки и шаги, предпринятые коммунистами, духовенство, кроме короткого периода в 1953-1956-х годах, сохраняло значительную независимость.
Попытки уничтожить церковную иерархию и навязать коммунистическую доктрину оказались неэффективными. Это было связано с большой внутренней силой духовенства, которая оставалась неустанной для преследования властей и всеобщей убежденности в роли церкви как гаранта национальной идентичности.
Римско-католическая церковь играла огромную роль в социальной, политической и культурной жизни Польской Народной Республики в 1970- 1980-е годы. Она пользовалась теми привилегиями и свободами, которые невозможно было представить ни в одной из коммунистических стран. Более того, церковь в этот период стала представлять собой серьезную политическую силу, в какой-то мере оппозиционной правительству.
Занимая нейтральную позицию в борьбе власти и оппозиционных сил, некоторые представители католического духовенства тайно
покровительствовали последним. При этом, часто их проповеди носили антикоммунистический характер, так как в них содержался призыв к созданию суверенной, свободной Польши. По этой причине отношения между католической церковью и государством нельзя назвать простыми, несмотря на то, что в начале 1970-х годов они значительно улучшились.
Правительство сделало ряд уступок церкви, среди которых передача ей в собственность земель и зданий, выдача разрешений на строительство объектов культа, а также создание совместной комиссии правительства и епископата и, как следствие, предоставление ей возможности влиять на политику страны. С помощью них государство стремилось привлечь церковь на свою сторону, что в условиях нарастания социально-политического конфликта было вполне целесообразно.
Однако взаимодействие церкви и государства не было полным. Недоверие правительства церкви выражалось в усилении контроля над ее деятельностью. При этом, некоторые представители власти по-прежнему считали церковь сдерживающим фактором на пути к социалистическому строительству.
Необходимо отметить, что в годы коммунистической власти отмечался высокий уровень религиозности среди польского населения, значительная часть которого называла себя верующими. Большой популярностью пользовались паломничества к святым местам, а также проповеди церковников, оказывавшие огромное идеологическое воздействие на польский народ. Дополнительным фактором, укрепившим позиции католической церкви, стало избрание Кароля Войтылы папой римским. Необходимо отметить, что его фигура наряду с кардиналом Стефаном Вышиньским занимает центральное место в общественно-политических событиях 1980-х годов.
Поддержка церковью профсоюза «Солидарность» способствовало укреплению его авторитета в обществе. Эта поддержка выражалась как в посредничестве церкви в переговорах с правительством, так и в материальной помощи. При этом, большинство церковников ограничивалось лишь более или менее лояльным отношением к оппозиции. Во время массовых забастовок церковь призывала бастующих к умеренности, стараясь предотвратить кровопролитие. Вместе с тем, она неоднократно рекомендовала правительству выполнить некоторые социальные требования бастующих.
В условиях неминуемого кризиса власти правительство вынуждено было пойти на уступки, выражавшиеся в объявлении амнистии политзаключенным и признании «Солидарности». Огромную роль в изменении политической обстановки в пользу оппозиции стал визит Иоанна Павла II в Польшу, в ходе которого он выразил поддержку «Солидарности» и встретился с ее лидером Лехом Валенсой. В конце 1980-х гг. благодаря поддержке католической церкви оппозиция была легализована, а коммунистический режим ликвидирован.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что церковь в политической жизни Польской Народной Республики в 1970-1980-е гг. носила роль посредника между властью и оппозиционными силами. Однако она являлась скорее противником коммунистического строя и достаточно сильным соперником правительства. Учитывая высокую религиозность польского общества, не приходится сомневаться в том, что церковь дала мощный толчок протестному движению. Окончательным событием, подтверждающим это, была её ключевая роль в процессе упадка коммунистического строя в Народной Польше.


1. Документы внешней политики, 1939 год, т. 22, книга 2 — М.: Международные отношения, 1992 г. - С. 134-136.
2. „Solidarnosc” - Polski Kosciol katolicki w okresie PRL. [Electronic resource] // Teatr.NN.PL.URL: http://teatrnn.pl/leksykon/artykuly/solidarnosc-polski- kosciol-katolicki-w-okresie-prl/ (дата обращения: 01.03.2018).
3. 29 grudnia 1989 r. Formalny koniec PRL [Electronic resource] // Nowa Historia, 1999-2018. URL: http://nowahistoria.interia.pl/kartka-z- kalendarza/news-29-grudnia-1989-r-formalny-koniec-prl,nId,2329232 (дата обращения: 17.05.2018).
4. A. Kister: Cud w Lublinie. Od wydarzenia religijnego do wybuchu zamieszek [Electronic resource] // Nowanow Historia, 1999-2018. URL: http://nowahistoria. interia. pl/prl/news-cud-w-lublinie-od-wydarzenia- religijnego-do-wybuchu-zamiesze,nId,1580821 (дата обращения: 02.03.2018).
5. B. Porter Catholic church in Poland [Electronic resource] // https://chnm.gmu.edu/1989/exhibits/roman-catholic-church/introduction (дата обращения: 15.05.2018).
6. Dziennik Ustaw - 1950 nr.19 poz. 156 [Electronic resource] // Kancelaria Sejmu RP, 2009-2018.URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU19500190156 (дата обращения: 04.03.2018).
7. Dziennik Ustaw - 1950, nr 9, poz. 87 [Electronic resource] // Money.pl. URL: https://www.money.pl/podatki/akty_prawne/dzienniki_ustaw/ustawa;z;dnia;2 0;marca,dziennik,ustaw,1950,009,87.html (дата обращения: 04.03.2018).
8. Dziennik Ustaw r.1982 nr.42 poz. 275 [Electronic resource] // http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU19820420275 (дата обращения: 17.05.2018).
9. Dziennik Ustaw nr.10, poz. 31 [Electronic resource] // Money.pl. URL: https://www.money.pl/podatki/akty_prawne/dzienniki_ustaw/dekret;z;dnia;9;l utego,dziennik,ustaw,1953,010,32.html (дата обращения: 04.03.2018).
10. Dziennik Ustaw nr.33, poz. 232. [Electronic resource] // Money.pl. URL: https://www.money.pl/podatki/akty_prawne/konstytucja;polskiej;rzeczypospo litej ;ludowej ;uchwalona,dziennik,ustaw,1952,033,232.html (дата обращения: 04.03.2018).
11. J. Zaryn Panstwo-kosciol katolicki w Polsce 1956-1989 / J. Zaryn [Electonic resource] // URL: http://ngoteka.pl/bitstream/handle/item/294/Panstwo_Kosciol_katolicki_w_P olsce-JZ.pdf?sequence=5 (дата обращения: 15.05.2018).
12. Gomulka W. 1000 lat Polski. - Warszawa, 1966. - 78 s.
13. Hitler А. Mein Kampf. Munchen 1940. - 781 s.
14. А. Mezglewski. Prawo wyznaniowe, C. H. Beck, Warszawa 2006. - 330 s.
15. Jewish Resistance: Konrad Zegota Committee [Electronic resource] // URL: www.jewishvirtuallibrary.org. (дата обращения: 01.03.2018)... 37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ