Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №181763

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Русский драматический театр первой половины XIX века 7
§ 1 Общая характеристика 7
§ 2 Сценический классицизм 11
§ 3 Сентиментализм на русской сцене 16
§ 4 Романтизм в русском театральном искусстве 20
§ 5 Зарождение реализма в сценическом искусстве 31
Глава 2. Русский драматический театр второй половины XIX века 38
§ 1 Общая характеристика. Формы организации и существования театра 38
§ 2 Репертуар 44
§ 3 Актёрские школы 49
Заключение 59
Список литературы 62


XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Театр, как элемент культуры, отражает духовную жизнь общества. История русского театра составляет неотъемлемую часть истории культуры России, без изучения которой невозможно составить целостную картину развития страны, особенно в XIX веке. Драматическое искусство его первой половины занимало определённое место в жизни общества, но ещё не наблюдалось той особой роли, свойственной русскому театру позднее. Пик его развития в дореволюционный период пришёлся на вторую половину XIX века и был связан с деятельностью выдающихся драматургов того времени. Кроме того, всплеск интереса к театру был обусловлен его способностью чутко реагировать на изменения во всех сферах общественной жизни России во второй половине XIX - начале XX веков.
XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что одни лишь экономические и политические знания не могут служить ключом к пониманию динамики русской цивилизации.
Степень изученности проблемы. Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» (СПб., 1861), куда вошла вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года. Автор, очевидно, не проверял приводимых фактов, особенно касающихся начального периода становления театра, и допустил серьезные ошибки; последний раздел «Летописи» представляет собой личные воспоминания автора, отсюда субъективизм оценок, отсутствие сведений о многих первостепенных явлениях, упоминания о событиях маловажных. Также основываясь в значительной степени на личных впечатлениях, составляет А. И. Вольф «Хронику петербургских театров», охватывающую период с 1826 по 1881 год.
В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф.А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и его историки». В 1883 году вышла «Хроника русского театра», составленная отставным актером, позже помощником режиссера и библиотекарем Иваном Носовым. Большой интерес к изучению истории русского театра проявляют, начиная со второй половины XIX века, крупнейшие русские историки и филологи - П.П. Пекарский, И.Е. Забелин, Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский, И.А. Шляпкин, С.К. Богоявленский, В.Н. Перетц и другие.
Единственной попыткой в дореволюционном русском театроведении дать общую характеристику всего театрального процесса, включая искусство XIX и начала XX века, явилась «История русского театра» Б.В. Варнеке.
Советский период характеризуется неизмеримо большим количеством работ, посвящённых истории дореволюционного театра, в сравнении с предшествовавшим этапом. Первая попытка охватить всю историю русского театра, от его истоков до первых лет советского театра, была предпринята В.Н. Всеволодским-Гернгроссом в 1929 году в его двухтомной «Истории русского театра». В 1936 году им же было выпущено учебное пособие «Краткий курс истории русского театра». В 1939 году вышло новое, переработанное издание «История русского театра» Б.В. Варнеке.
В послевоенные годы XX века изучение истории русского театра значительно расширилось. Вышли в свет ценные сборники материалов и документов, посвященные творчеству и театральным взглядам выдающихся русских драматургов, актеров и режиссеров. В конце 1940-х гг. вышел содержательный очерк по истории драматического театра в России, написанный С.С. Даниловым. Наряду с главами, посвящёнными становлению таких жанров как комедия и водевиль, взаимодействию с театром в качестве драматургов Пушкина, Чехова, Горького, в работе также содержится глава о развитии провинциального театра. В середине 1970-х гг. была поднята проблема развития народного театра конца XIX - начала XX вв. Одним из ведущих исследователей, занимавшихся данным вопросом, являлся Г.А. Хайченко. Исследователем были рассмотрены зарождение и формирование русского любительского народного театра, выявлены особенности, репертуар, связь этого типа театра с обществом.
Процессы становления и развития русского театрального искусства исследуются в таких обобщающих трудах, как «Русское театральное искусство в начале XIX века» Т.М. Родиной, «Русский драматический театр первой половины XIX века» С.С. Данилова, «Русский драматический театр второй половины XIX века» С.С. Данилова и М. Г. Португаловой, «Малый театр второй половины XIX века» и «Малый театр в конце XIX и начале XX века» Н.Г. Зографа и в ряде других работ. В конце 1980-х годов в коллективном историко-проблемном труде, посвящённом художественной культуре второй половины XIX в., был помещён очерк О.М. Фельдмана о развитии театра в указанный период.
При написании работы были использованы следующие источники: «История русского драматического театра: в семи томах». Этот обобщающий труд посвящен истории русского театра с начала XIX века и до 1917 года. Авторы издания подробно описывают театральную жизнь того времени, театральный репертуар, сценическое искусство столичных и провинциальных театров. «Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти тт. Т.6», посвящен вековому развитию русской художественной культуры - живописи, архитектуры, музыки и театра. В главе «Театр» О.М. Фельдман подробно описывает театральные процессы, направления русской театральной школы, много страниц отведено биографиям известных актеров и драматургов того времени. Монография Родиной Т.М. «Русское театральное искусство в начале XIX века» посвящена характеристике русского театрального искусства первой четверти XIX в. - периода, отличающегося большим своеобразием и очень важного в общем развитии национального театра. Книга Хайченко Г.А. «Русский народный театр конца XIX - начала XX века» посвящена изучению значения русского любительского народного театра. В своей книге автор пытается определить, в силу каких социальных и эстетических причин зародился русский любительский народный театр, проследить его формирование и развитие, выявить специфические особенности этого типа народного театра.
Кроме перечисленных изданий в работе была использована дополнительная литература: «История русского театра», «Русский драматический театр», Яковкина Н.И. «История русской культуры: XIX век», Федорова В.Ф. «Русский театр XIX века» и другие издания.
При написании работы также использовались обобщающие труды по истории русской культуры XIX века: «Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти тт. Т. 1. Общественно-культурная среда» (1998), «Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти тт. Т. 2. Власть и культура» (2000), «Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти тт. Т.3. Культурный потенциал общества» (2001), «Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти тт. Т.6. Художественная культура» (2002), «Из истории русской культуры. Т.У (XIX век)» (2000), «История русского искусства: в 13 т.» (1953-1969), «История русского драматического театра: в 7 т.» (1977), Милюков П.Н. «Очерки по истории русской культуры: В 3 т.» (1993-1995).
Новизна исследования состоит в последовательно-историческом подходе, раскрывающем закономерности и противоречия развития русского драматического т еатра XIX века, динамику развития и смены художественных стилей, повлиявших на репертуар и актёрское мастерство.
Проблема исследования - роль и значение драматического театра девятнадцатого столетия в историко-культурном развитии России.
Цель: показать место, которое занимал драматический театр в русской культуре XIX века.
Задачи:
1. проследить историю развития русского театра в XIX веке;
2. выявить связь в развитии русского театра и общества в XIX веке;
3. показать особую роль театра в развитии русской культуры XIX века.
Объектом исследования является русская культура XIX века.
Предмет исследования - русский драматический театр XIX века.
Методология исследования. При написании работы используются описательный, сравнительный методы и культурно-исторический подход. Описательный метод представляет собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных по истории русского драматического театра XIX века. Сравнительный метод включает в себя сопоставление развития театрального дела в России в первой и второй половине XIX столетия, выделение в них общего и различного. Культурно-исторический подход позволил рассмотреть историю русского драматического театра в контексте развития культуры в России XIX века в целом.
Положения, выносимые на защиту:
1. развитие русского драматического театра демонстрирует социокультурные изменения России XIX века;
2. многообразие театральных стилей и актерских школ отражают смену художественно-культурных ориентиров в развитии России XIX века.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Русский драматический театр XIX века - целая эпоха в развитии сценического искусства, которая вобрала в себя традиции классицизма и сентиментализма, расцвет романтизма, становление и утверждение реализма.
XIX век по праву называют «золотым веком» русского искусства и интенсивного развития русской национальной культуры. Были созданы выдающиеся образцы в изобразительном, музыкальном искусстве. Естественно, что русский драматический театр не мог оставаться в стороне. Театральное искусство поднялось на такую высоту, что русский театр становится одним из передовых в мире. Он обретает национальную независимость. Влияние западной культуры заметно ослабевает. Ведущее значение русского театра в развитии мировой театральной культуры XIX века нашло своё выражение, прежде всего в том, что русский театр первый в XIX веке становится на позиции реалистического искусства.
Русские актеры и драматурги первыми используют реалистическое изображение действительности. В самом начале века начинает свою сценическую деятельность величайший реалистический актёр XIX века, заложивший основы школы реалистического актёрского искусства, предшественник Станиславского - Щепкин.
На театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали своё место отечественные произведения. Серьёзные драмы выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, а также произведения менее значимых литераторов (Хмельницкий; Потехин; Ленский; Тарновский) становились в единый ряд с западноевропейскими авторами. Легкие французские водевили охотно соседствовали с водевилями русских авторов, сочинявших свои творения во многом в стиле французских классических водевилей, но используя отечественные социальные и бытовые основы.
В XIX веке русский драматический театр переживает период стремительного идейно - художественного развития, во многом определивший дальнейший творческий подъем национальной театральной культуры. К театру обращаются передовые представители общественной мысли, литературы и искусства. В драматургии и театре находят яркое выражение различные художественные стили.
В XIX веке русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссёров, актёров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.
Нарастание освободительных тенденций в политической и духовной жизни влечет за собой усиление интереса театра к действительности, открывает взору художника ее новые стороны. Именно в этом столетии вся театральная деятельность направлена на решение именно тех проблем, которые стоят перед русским обществом. Драматурги, режиссеры, актеры сосредотачивают свое внимание на историко-социальных явлениях России.
В театре усиливается стремление к социально-конкретному изображению жизненных противоречий, к раскрытию и современному осмыслению острого конфликта между человеком и обществом. Человек предстает в искусстве как индивидуальность, с ее богатым внутренним миром, сильными эмоциональными и душевными переживаниями. Театр пытается найти ответы на вопросы, поставленные жизнью общества.
Русская теоретическая мысль о драматургии и театре существенным образом продвинула вперед разработку эстетической проблемы об отношении искусства к действительности. Одновременно с ростом освободительного движения в стране русская литературно-театральная теория прошла сложный путь от нормативной эстетики классицизма к принципам критического реализма. Этот метод получил обоснование как основной творческий метод русского искусства.
Русские драматурги все активнее обращаются к глубокому и правдивому раскрытию исторической действительности в ее социальных противоречиях. На смену однолинейному изображению действующих лиц приходит разностороннее изображение характеров, приобретающих из-за этого большую художественную выразительность. Драматургами предпринимаются попытки создать социально-психологические портреты различных слоев населения.
В XIX веке формируется русская школа актерского искусства на основе принципа критического реализма. Развитие русского драматического театра оказало большое влияние на развитие национальных театров народов России. Драматургами формируется обширный национальный репертуар. Русским актерам удается создавать на сцене живые многогранные характеры. Именно в русской актерской школе девятнадцатого столетия появляется «амплуа человека». В мировом театре оно называется «играть по -русски», то есть открывать зрителю все богатство человеческой души.
Играя роли в пьесах Островского, выступая в романтическом репертуаре и переходя на роли проблемно-психологические, русские актеры научились создавать на сцене живые человеческие характеры. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.
Театр становится массовым искусством, ориентированным на широкого зрителя, различного по своему социальному положению и образованию. Этому способствует появление большого числа провинциальных театров, развитие сети частных и народных театров. Приходя в зал театра, люди пытаются получить со сцены ответы на свои вопросы. Русская драматургия и русская актерская школа не только развлекали публику, но и образовывали ее, воспитывали, приобщали к лучшим образцам театрального искусства.
В XIX веке усиливается демократизация русского театра. Именно демократический зритель, заполнивший зрительные залы столичных и провинциальных театров, обеспечил успех лучшим произведениям драмы, вызывавшим у дворянского и крупночиновного зрителя негодование и злобу. Успех у массового зрителя сохранял в репертуаре комедии Грибоедова, Гоголя, Островского.
XIX век подготовил появление новой драмы. Пьесы А. П. Чехова явились логическим завершением поразительной художественной эволюции, которую в XIX веке пережила русская драматургия.
Творческие достижения русского драматического театра в XIX веке подводят к театральной реформе Станиславского. Развитие русского театра XIX века происходило в сложнейших условиях, но это было оправдано, поскольку развивало и приобщало русских людей к отечественной культуре.



1. Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты. Сотворчество. Содружество / А.Я. Альтшуллер.- Л.: Искусство, 1985.- 201 с.
2. Белинский В.Г. О драме и театре: в 2-х т. : Т. 2 / В.Г. Белинский. - М.: Искусство,1983. - 488 с.
3. Беньяш Р.М. Катерина Семенова / Р.М. Беньяш.-Л.: Искусство, 1987.- 229 с.
4. Беньяш Р.М. Пелагея Стрепетова / Р.М. Беньяш.-Л.: Искусство, 1967.- 255 с.
5. Беньяш Р.М. Павел Мочалов/ Р.М. Беньяш. - Л.: Искусство, 1976.- 303 с.
6. Витензон Р.А. Модест Писарев / Р.А. Витензон.- Л.: Искусство, 1977.- 208 с. - (Театральные имена)
7. Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Два века истории в иллюстрациях / авт.-сост. В.А. Киприн, Н.Е. Королькова.- М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2010.- 392 с.
8. Гоян Г. Гликерия Федотова: Жизнь и творчество великой русской артистки: Монография / Г. Гоян - М.-Л.: Искусство, 1940.- 400 с.
9. Гуревич Л. История русского театрального быта: Т.1 / Л. Гуревич.- М.-Л.: Искусство, 1939.- 300 с.
10. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века : Т. 1: Первая половина XIX века / С.С. Данилов.- Л.- М.: Искусство, 1957.- 352 с.
11. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века: Т. 2 : Вторая половина XIX века : учебник для вузов / С.С. Данилов, М.Г.Португалова.-Л.: Искусство, 1974.- 383 с.
12. Записки о театре.- Л.-М.: Искусство, 1960.- 432 с.
13. Зограф Н.Г. Александр Павлович Ленский / Н.Г. Зограф. - М.: Искусство, 1955.- 456 с.
14. Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX-нач. XXвека / Н.Г. Зограф.-М.: Наука, 1966. - 603 с.
15. Из истории русской культуры : в 5 т..; Т. 5.: XIX век. - Москва: Языки русской культуры, 2000. - 848 с.
..46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ