Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира (Московский Университет «Синергия»)

Работа №181755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Андреевская СОШ (Московская область, г. Солнечногорск, пгт. Андреевка).
Выборка: 22 ученика 3-го класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1.Сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Особенности формирования экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира. 14
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 25
2.1 Описание опыта работы МБУ «Гимназия № 39» по формированию экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира в 3 классе 25
2.2 Организация и проведение уроков окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников. 27
2.3. Рекомендации по организации и проведению уроков окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников 30
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Современное общество сталкивается с острой необходимостью решения экологических проблем, обусловленных глобальными изменениями в окружающей среде. Экологические кризисы, загрязнение природы, истощение природных ресурсов требуют не только технологических и правовых решений, но и глубоких изменений в сознании человека. Именно поэтому особую значимость приобретает формирование экологической культуры с раннего возраста. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для закладки основ ценностного отношения к природе, так как в этом возрасте активно формируются личностные установки, моральные ориентиры и поведенческие привычки. В процессе обучения предмету «Окружающий мир» дети получают первые систематизированные знания о природе, обществе и человеке, что создает благоприятные условия для развития экологического мышления и воспитания ответственного отношения к окружающей среде.
В условиях нарастающих экологических проблем формирование экологической культуры становится приоритетным направлением современного образования. Особую значимость эта задача приобретает в начальной школе, когда закладываются основы мировоззрения и отношения к природе. Актуальность темы подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который акцентирует внимание на формировании у обучающихся основ безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к природе и элементарных экологических знаний.
Кроме того, вопросы экологического просвещения регламентируются федеральными и региональными документами, включая Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Концепцию непрерывного экологического образования и Стратегию экологической безопасности РФ. Все эти документы подчеркивают необходимость формирования экологически ориентированного поведения с раннего возраста.
При разработке данной педагогической проблемы мы опирались на труды К.Д. Ушинского, Н.М. Верзилина, Б.Т. Лихачева, и др., в которых рассматриваются теоретические и методические основы формирования экологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В середине XX века многие экологи, в том числе Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт, связывают вопрос о выживании человечества с уровнем экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В работах А.А. Плешакова, Л.И. Божович, Д.Б Эльконина раскрывается специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста с окружающей средой с учетом возрастных особенностей.
Российские экопсихологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин особую роль отводят исследованиям возрастных особенностей развития субъектно- непрагматического отношения к природе в процессе формирования у младших школьников нравственного, эстетического, эмоционально- позитивного и осознанно-прагматического отношений к природным объектам.
Младший школьный возраст является возрастом формирования у школьников определяющих мотивов, нравственных ориентиров, а также понимания необходимости бережного отношения ко всему живому. Развитие у учащихся современного экологического мировоззрения, осознанной экологической культуры требует от педагога применения специально подобранных форм и методов.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: особенности формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и практически проверить формирование экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности формирования экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
3. Провести практическую работу по формированию экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
4. Разработать и апробировать комплекс уроков по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
5. Разработать рекомендации по формированию экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
База исследования: МБУ «Гимназия №39»
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных представлений о сущности формированию экологической культуры у младших школьников и особенностях формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации комплекса уроков по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование экологической культуры у младших школьников. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для повышения эффективности образовательного процесса и развития экологической культуры у младших школьников. Материалы исследования также могут найти применение в системе повышения квалификации педагогов и при подготовке студентов педагогических специальностей.
Методологическую основу исследования составляют труды педагогов прошлых веков, таких как: Я.А. Коменский, И.Д. Зверев, которые заложили основу педагогики как науки и первыми рассмотрели связь человека с природой. Так же были изучены труды современных педагогов, таких, как: Ермакова Е.Б., Нестерова А.А., Григорьева Е.В., которые рассматривали вопросы, связанные с решением задач экологического образования младших школьников.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся) и статистические методы.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив, теоретически обосновав и практически проверив процесс формирования экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира, мы пришли к следующим выводам:
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что экологическая культура формируется у младших школьников как совокупность знаний, ценностных установок и практических умений, направленных на бережное и ответственное отношение к природе. Основу формирования экологического сознания в начальной школе составляет предмет «Окружающий мир», который обладает широкими возможностями для реализации экологического компонента.
В результате анализа опыта работы учителя и диагностики учащихся нами выявлены методы, приёмы и педагогические условия, способствующие успешному формированию экологической культуры. К ним относятся использование наглядных и интерактивных средств обучения, организация исследовательской и проектной деятельности, а также включение учащихся в практико-ориентированные экологические задания. Проведённая диагностика показала, что у большинства учащихся сформирован средний уровень экологической культуры.
На основе проведённой практической работы был разработан и реализован цикл из четырёх уроков, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. Уроки охватывали темы, актуальные для возраста и образовательной программы, и были построены с использованием современных педагогических технологий. Анализ результатов показал положительную динамику и высокую эффективность разработанного комплекса.
Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи были успешно реализованы. Полученные данные подтверждают, что системная и методически обоснованная работа по экологическому воспитанию младших школьников в рамках уроков окружающего мира позволяет не только расширить знания обучающихся, но и сформировать ответственное поведение по отношению к окружающей среде, что особенно актуально в условиях современных экологических вызовов.



1. Айхель Н.В. Типологическая модель познавательных умений. Проблемы современного образования. 2021; № 6: 95-106.
2. Баранова, Е. В. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира / Е. В. Баранова // Начальная школа: Проблемы и перспективы. — 2021. — № 3. — С. 45–49.
3. Белоусова, Н. А. Экологическое воспитание в начальной школе: современные подходы / Н. А. Белоусова // Педагогика и образование. — 2022. — № 7. — С. 112–116.
4. Богданова, И. С. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры у младших школьников / И. С. Богданова // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (509). — С. 63–65.
5. Белозубова Е.Н. Особенности реализации компетентной модели обучения. Достижения науки и образования. 2021; № 8 (80): 34-37.
6. Васильева, Т. П. Экологическое образование в начальной школе: методические рекомендации / Т. П. Васильева. — М.: Просвещение, 2021. — 128 с.
7. Гаврилова, Л. Н. Формирование экологической культуры у младших школьников средствами внеурочной деятельности / Л. Н. Гаврилова // Вопросы современной науки и практики. — 2022. — № 4. — С. 78–82.
8. Гревцева Г.Я., Олимов Ш.Ш. Воспитательные модели, концепции и теории. УченыйXXI века. 2022; № 6 (87): 40-44.
9. Герасимова, О. В. Экологическое воспитание младших школьников: опыт и перспективы / О. В. Герасимова // Начальная школа. — 2023. — № 5. — С. 34–38.
10. Голубева, Е. А. Интеграция экологического образования в курс «Окружающий мир» / Е. А. Голубева // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 6. — С. 89–93.
11. Гордеева, Т. О. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев // Психологическая наука и образование. — 2021. — № 1. — С. 51–65.
12. Григорьева, М. В. Экологическая культура как компонент общего образования / М. В. Григорьева // Образование и наука. — 2022. — № 8. — С. 102–106.
13. Данилова, С. Н. Формирование экологической культуры у младших школьников: теоретические аспекты / С. Н. Данилова // Вестник педагогических наук. — 2023. — № 2. — С. 58–62.
14. Дмитриева, А. Ю. Экологическое воспитание в начальной школе: методические подходы / А. Ю. Дмитриева // Начальная школа плюс До и После. — 2021. — № 9. — С. 23–27.
15. Егорова, И. В. Внеклассная работа по формированию экологической культуры у младших школьников / И. В. Егорова // Молодой ученый. — 2022. — № 15. — С. 112–115.
16. Жукова, Л. А. Экологическое образование в начальной школе: инновационные методы / Л. А. Жукова // Педагогика и психология образования. — 2023. — № 3. — С. 67–71.
17. Зайцева, Н. П. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Н. П. Зайцева // Вопросы образования. — 2021. — № 5. — С. 89–93.
18. Иванова, Т. С. Экологическое воспитание в начальной школе: опыт и перспективы / Т. С. Иванова // Начальная школа. — 2022. — № 6. — С. 45–49.
19. Ибрагимова Э.Э., Кудрявцева Е.С. Здоровьесберегающая модель дистанционного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 73-1: 149-153.
20. Крицкая Д.И. Анализ модели частного образовательного учреждения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2021; № 3 (20): 45-49.
21. Козлова, Е. В. Формирование экологической культуры у младших школьников средствами проектной деятельности / Е. В. Козлова // Молодой ученый. — 2023. — № 12. — С. 98–102.
22. Кондрашова, Е. Н. Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе / Е. Н. Кондрашова, К. И. Ветлугина // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. по материалам III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Магнитогорск, 2018. — С. 50–55.
23. Кузнецова, М. А. Экологическое воспитание младших школьников: методические рекомендации / М. А. Кузнецова // Педагогика. — 2021. — № 4. — С. 78–82.
24. Лебедева, О. С. Экологическая культура и ее формирование у младших школьников / О. С. Лебедева // Вестник образования. — 2022. — № 7. — С. 56–60.
25. Макарова, И. В. Экологическое образование в начальной школе: современные подходы / И. В. Макарова // Начальная школа. — 2023. — № 8. — С. 34–38.
26. Михайлова, Т. Е. Формирование экологической культуры у младших школьников: опыт работы / Т. Е. Михайлова // Молодой ученый. — 2021. — № 14. — С. 112–115.
27. Николаева, Л. А. Экологическое воспитание в начальной школе: методические рекомендации / Л. А. Николаева // Педагогика и образование. — 2022. — № 9. — С. 89–93.
28. Орлова, Е. Н. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Е. Н. Орлова // Вопросы образования. — 2023. — № 10. — С. 67–71.
29. Осипов П.Н. Научное наставничество: модели, особенности, проблемы. Ярославский педагогический вестник. 2024; № 2 (137): 8-19.
30. Писаренко В.И. Педагогические модели: типология и особенности. Проблемы современного образования. 2024; № 1: 58-76.
31. Петрова, А. В. Экологическое воспитание в начальной школе: инновационные методы / А. В. Петрова // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 5. — С. 78–82.
32. Полулях, Ю. Е. Формирование основ экологической культуры младших школьников // Инновации. Наука. Образование: электрон. журн. — 2021. — № 47. — С. 2761–2767.
33. Романова, Н. И. Экологическое образование в начальной школе: современные подходы / Н. И. Романова // Начальная школа. — 2022. — № 11. — С. 45–49.
34. Сидорова, Л. П. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Л. П. Сидорова // Вопросы образования. — 2023. — № 12. — С. 89–93.
35. Смирнова, О. А. Экологическое воспитание в начальной школе: опыт и перспективы / О. А. Смирнова // Начальная школа. — 2021. — № 13. — С. 34–38.
36. Соколова, И. А. Экологическая культура: сущность и структура / И. А. Соколова // Педагогика. — 2022. — № 6. — С. 56–60.
37. Сорокина, Т. В. Экологическое образование в начальной школе: методические рекомендации / Т. В. Сорокина // Педагогика и образование. — 2023. — № 14. — С. 78–82.
38. Тарасова, Е. В. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Е. В. Тарасова // Вопросы образования. — 2021. — № 15. — С. 67–71.
39. Тимофеева, Н. С. Экологическое воспитание в начальной школе: инновационные методы / Н. С. Тимофеева // Педагогика и психология образования. — 2022. — № 7. — С. 89–93.
40. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021; № 1: 21-28.
41. Шабанова А.А. Влияние биологических и социальных факторов на физическое развитие личности. Достижения науки и образования. 2021; № 8 (80): 37-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ