Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира (Московский Университет «Синергия»)

Работа №181755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Андреевская СОШ (Московская область, г. Солнечногорск, пгт. Андреевка).
Выборка: 22 ученика 3-го класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1.Сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Особенности формирования экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира. 14
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 25
2.1 Описание опыта работы МБУ «Гимназия № 39» по формированию экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира в 3 классе 25
2.2 Организация и проведение уроков окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников. 27
2.3. Рекомендации по организации и проведению уроков окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников 30
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Современное общество сталкивается с острой необходимостью решения экологических проблем, обусловленных глобальными изменениями в окружающей среде. Экологические кризисы, загрязнение природы, истощение природных ресурсов требуют не только технологических и правовых решений, но и глубоких изменений в сознании человека. Именно поэтому особую значимость приобретает формирование экологической культуры с раннего возраста. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для закладки основ ценностного отношения к природе, так как в этом возрасте активно формируются личностные установки, моральные ориентиры и поведенческие привычки. В процессе обучения предмету «Окружающий мир» дети получают первые систематизированные знания о природе, обществе и человеке, что создает благоприятные условия для развития экологического мышления и воспитания ответственного отношения к окружающей среде.
В условиях нарастающих экологических проблем формирование экологической культуры становится приоритетным направлением современного образования. Особую значимость эта задача приобретает в начальной школе, когда закладываются основы мировоззрения и отношения к природе. Актуальность темы подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который акцентирует внимание на формировании у обучающихся основ безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к природе и элементарных экологических знаний.
Кроме того, вопросы экологического просвещения регламентируются федеральными и региональными документами, включая Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Концепцию непрерывного экологического образования и Стратегию экологической безопасности РФ. Все эти документы подчеркивают необходимость формирования экологически ориентированного поведения с раннего возраста.
При разработке данной педагогической проблемы мы опирались на труды К.Д. Ушинского, Н.М. Верзилина, Б.Т. Лихачева, и др., в которых рассматриваются теоретические и методические основы формирования экологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В середине XX века многие экологи, в том числе Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт, связывают вопрос о выживании человечества с уровнем экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В работах А.А. Плешакова, Л.И. Божович, Д.Б Эльконина раскрывается специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста с окружающей средой с учетом возрастных особенностей.
Российские экопсихологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин особую роль отводят исследованиям возрастных особенностей развития субъектно- непрагматического отношения к природе в процессе формирования у младших школьников нравственного, эстетического, эмоционально- позитивного и осознанно-прагматического отношений к природным объектам.
Младший школьный возраст является возрастом формирования у школьников определяющих мотивов, нравственных ориентиров, а также понимания необходимости бережного отношения ко всему живому. Развитие у учащихся современного экологического мировоззрения, осознанной экологической культуры требует от педагога применения специально подобранных форм и методов.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: особенности формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и практически проверить формирование экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности формирования экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
3. Провести практическую работу по формированию экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
4. Разработать и апробировать комплекс уроков по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
5. Разработать рекомендации по формированию экологической культуры у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
База исследования: МБУ «Гимназия №39»
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных представлений о сущности формированию экологической культуры у младших школьников и особенностях формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации комплекса уроков по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование экологической культуры у младших школьников. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для повышения эффективности образовательного процесса и развития экологической культуры у младших школьников. Материалы исследования также могут найти применение в системе повышения квалификации педагогов и при подготовке студентов педагогических специальностей.
Методологическую основу исследования составляют труды педагогов прошлых веков, таких как: Я.А. Коменский, И.Д. Зверев, которые заложили основу педагогики как науки и первыми рассмотрели связь человека с природой. Так же были изучены труды современных педагогов, таких, как: Ермакова Е.Б., Нестерова А.А., Григорьева Е.В., которые рассматривали вопросы, связанные с решением задач экологического образования младших школьников.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся) и статистические методы.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив, теоретически обосновав и практически проверив процесс формирования экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира, мы пришли к следующим выводам:
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что экологическая культура формируется у младших школьников как совокупность знаний, ценностных установок и практических умений, направленных на бережное и ответственное отношение к природе. Основу формирования экологического сознания в начальной школе составляет предмет «Окружающий мир», который обладает широкими возможностями для реализации экологического компонента.
В результате анализа опыта работы учителя и диагностики учащихся нами выявлены методы, приёмы и педагогические условия, способствующие успешному формированию экологической культуры. К ним относятся использование наглядных и интерактивных средств обучения, организация исследовательской и проектной деятельности, а также включение учащихся в практико-ориентированные экологические задания. Проведённая диагностика показала, что у большинства учащихся сформирован средний уровень экологической культуры.
На основе проведённой практической работы был разработан и реализован цикл из четырёх уроков, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. Уроки охватывали темы, актуальные для возраста и образовательной программы, и были построены с использованием современных педагогических технологий. Анализ результатов показал положительную динамику и высокую эффективность разработанного комплекса.
Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи были успешно реализованы. Полученные данные подтверждают, что системная и методически обоснованная работа по экологическому воспитанию младших школьников в рамках уроков окружающего мира позволяет не только расширить знания обучающихся, но и сформировать ответственное поведение по отношению к окружающей среде, что особенно актуально в условиях современных экологических вызовов.



1. Айхель Н.В. Типологическая модель познавательных умений. Проблемы современного образования. 2021; № 6: 95-106.
2. Баранова, Е. В. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира / Е. В. Баранова // Начальная школа: Проблемы и перспективы. — 2021. — № 3. — С. 45–49.
3. Белоусова, Н. А. Экологическое воспитание в начальной школе: современные подходы / Н. А. Белоусова // Педагогика и образование. — 2022. — № 7. — С. 112–116.
4. Богданова, И. С. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры у младших школьников / И. С. Богданова // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (509). — С. 63–65.
5. Белозубова Е.Н. Особенности реализации компетентной модели обучения. Достижения науки и образования. 2021; № 8 (80): 34-37.
6. Васильева, Т. П. Экологическое образование в начальной школе: методические рекомендации / Т. П. Васильева. — М.: Просвещение, 2021. — 128 с.
7. Гаврилова, Л. Н. Формирование экологической культуры у младших школьников средствами внеурочной деятельности / Л. Н. Гаврилова // Вопросы современной науки и практики. — 2022. — № 4. — С. 78–82.
8. Гревцева Г.Я., Олимов Ш.Ш. Воспитательные модели, концепции и теории. УченыйXXI века. 2022; № 6 (87): 40-44.
9. Герасимова, О. В. Экологическое воспитание младших школьников: опыт и перспективы / О. В. Герасимова // Начальная школа. — 2023. — № 5. — С. 34–38.
10. Голубева, Е. А. Интеграция экологического образования в курс «Окружающий мир» / Е. А. Голубева // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 6. — С. 89–93.
11. Гордеева, Т. О. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев // Психологическая наука и образование. — 2021. — № 1. — С. 51–65.
12. Григорьева, М. В. Экологическая культура как компонент общего образования / М. В. Григорьева // Образование и наука. — 2022. — № 8. — С. 102–106.
13. Данилова, С. Н. Формирование экологической культуры у младших школьников: теоретические аспекты / С. Н. Данилова // Вестник педагогических наук. — 2023. — № 2. — С. 58–62.
14. Дмитриева, А. Ю. Экологическое воспитание в начальной школе: методические подходы / А. Ю. Дмитриева // Начальная школа плюс До и После. — 2021. — № 9. — С. 23–27.
15. Егорова, И. В. Внеклассная работа по формированию экологической культуры у младших школьников / И. В. Егорова // Молодой ученый. — 2022. — № 15. — С. 112–115.
16. Жукова, Л. А. Экологическое образование в начальной школе: инновационные методы / Л. А. Жукова // Педагогика и психология образования. — 2023. — № 3. — С. 67–71.
17. Зайцева, Н. П. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Н. П. Зайцева // Вопросы образования. — 2021. — № 5. — С. 89–93.
18. Иванова, Т. С. Экологическое воспитание в начальной школе: опыт и перспективы / Т. С. Иванова // Начальная школа. — 2022. — № 6. — С. 45–49.
19. Ибрагимова Э.Э., Кудрявцева Е.С. Здоровьесберегающая модель дистанционного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 73-1: 149-153.
20. Крицкая Д.И. Анализ модели частного образовательного учреждения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2021; № 3 (20): 45-49.
21. Козлова, Е. В. Формирование экологической культуры у младших школьников средствами проектной деятельности / Е. В. Козлова // Молодой ученый. — 2023. — № 12. — С. 98–102.
22. Кондрашова, Е. Н. Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе / Е. Н. Кондрашова, К. И. Ветлугина // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. по материалам III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Магнитогорск, 2018. — С. 50–55.
23. Кузнецова, М. А. Экологическое воспитание младших школьников: методические рекомендации / М. А. Кузнецова // Педагогика. — 2021. — № 4. — С. 78–82.
24. Лебедева, О. С. Экологическая культура и ее формирование у младших школьников / О. С. Лебедева // Вестник образования. — 2022. — № 7. — С. 56–60.
25. Макарова, И. В. Экологическое образование в начальной школе: современные подходы / И. В. Макарова // Начальная школа. — 2023. — № 8. — С. 34–38.
26. Михайлова, Т. Е. Формирование экологической культуры у младших школьников: опыт работы / Т. Е. Михайлова // Молодой ученый. — 2021. — № 14. — С. 112–115.
27. Николаева, Л. А. Экологическое воспитание в начальной школе: методические рекомендации / Л. А. Николаева // Педагогика и образование. — 2022. — № 9. — С. 89–93.
28. Орлова, Е. Н. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Е. Н. Орлова // Вопросы образования. — 2023. — № 10. — С. 67–71.
29. Осипов П.Н. Научное наставничество: модели, особенности, проблемы. Ярославский педагогический вестник. 2024; № 2 (137): 8-19.
30. Писаренко В.И. Педагогические модели: типология и особенности. Проблемы современного образования. 2024; № 1: 58-76.
31. Петрова, А. В. Экологическое воспитание в начальной школе: инновационные методы / А. В. Петрова // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 5. — С. 78–82.
32. Полулях, Ю. Е. Формирование основ экологической культуры младших школьников // Инновации. Наука. Образование: электрон. журн. — 2021. — № 47. — С. 2761–2767.
33. Романова, Н. И. Экологическое образование в начальной школе: современные подходы / Н. И. Романова // Начальная школа. — 2022. — № 11. — С. 45–49.
34. Сидорова, Л. П. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Л. П. Сидорова // Вопросы образования. — 2023. — № 12. — С. 89–93.
35. Смирнова, О. А. Экологическое воспитание в начальной школе: опыт и перспективы / О. А. Смирнова // Начальная школа. — 2021. — № 13. — С. 34–38.
36. Соколова, И. А. Экологическая культура: сущность и структура / И. А. Соколова // Педагогика. — 2022. — № 6. — С. 56–60.
37. Сорокина, Т. В. Экологическое образование в начальной школе: методические рекомендации / Т. В. Сорокина // Педагогика и образование. — 2023. — № 14. — С. 78–82.
38. Тарасова, Е. В. Экологическая культура младших школьников: содержание и формы формирования / Е. В. Тарасова // Вопросы образования. — 2021. — № 15. — С. 67–71.
39. Тимофеева, Н. С. Экологическое воспитание в начальной школе: инновационные методы / Н. С. Тимофеева // Педагогика и психология образования. — 2022. — № 7. — С. 89–93.
40. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021; № 1: 21-28.
41. Шабанова А.А. Влияние биологических и социальных факторов на физическое развитие личности. Достижения науки и образования. 2021; № 8 (80): 37-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ