Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГОНКОНГА ПОСЛЕ 1997 ГОДА

Работа №181751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Формирование общественных структур в Гонконге 9
1.1. Предпосылки образования общественных движений 9
1.2. Причины и условия возникновения общественных движений 14
1.3. Основные этапы развития общественных движений в Гонконге 20
1.4. Революция зонтиков как апогей выражения общественного недовольства .... 23
Глава 2. Влияние общественных движений на политическую систему Гонконга 33
2.1. Формы протеста общественными движениями 33
2.2. Изменения в структуре 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46


Передача Гонконга в 1997 г. Великобританией правительству Китайской Народной Республики пополнила список важнейших исторических событий XX века. Гонконг в течение 150 лет находился в колониальной зависимости от Соединенного Королевства, что способствовало его экономическому подъему и росту стратегического значения. За этот период Гонконг смог превратиться в один из крупнейших торговых, финансовых и судоходных центров мира.
Возвращение Гонконга Китаю означало столкновение двух разных систем управления - капиталистической и социалистической. За время, проведенное в британском подданстве, население Гонконга прошло процесс «европеизации», вследствие чего самовосприятие гонконгцев изменилось. Это способствовало созданию гражданского общества, активно отстаивающего свои права и свободы. Профессор Стив Танг, специализирующийся на изучении политики и институтов управления в Китае, Гонконге и на Тайване, полагает, что именно английский метод правления способствовал образованию особой гонконгской идентичности, которая формировалась на основе китайской ментальности, но сейчас отстаивает образ жизни, основные ценности и взгляды на будущее жителей Лондона или Нью-Йорка.
В соответствии с китайско-британской объединённой декларацией (Joint Sino-Britain Declaration) после перехода Гонконга под китайское управление, с 1 июня 1997 г. в специальном административном регионе (САР) в качестве конституции должен действовать Основной закон (® Ф Й). В тексте документа прописаны способы избрания Главы администрации и формирования Законодательного совета Гонконга, а также фигурируют значимые понятия для политической системы САРГ - «правление в Гонконге осуществляется жителями Гонконга» «сохранение капиталистической системы и образа жизни Гонконга» и «высокая степень автономии Гонконга». Эти пункты закрепляют разделение полномочий между центральным и местным правительством и указывают на формальную независимость Гонконга.
Основной закон устанавливает важнейший для САР принцип «Одна страна, две системы», который лежит в основе политики китайского правительства, обеспечивающей единство страны. Принцип «одна страна, две системы» гарантирует автономию Гонконга в осуществлении внутренней политики. Однако в действительности говорить о наличие в Гонконге автономии невозможно, так как процедура выборов высших должностных лиц не соответствует демократическим принципам. В Основном законе конечной целью развития избирательной системы является осуществление выборов на основе всеобщего избирательного права, тем не менее, до сих пор для каждых выборов формируется избирательная комиссия, которая путем голосования принимает решение. Правительство КНР также продолжает ограничивать автономию Гонконга в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Несмотря на попытку объединить две территории в одно государство, Гонконг в значительной степени отличается от материка в политическом и культурном аспектах, что неизбежно привело к трудностям и столкновениям между разными общественными группами. В 2014 г. в Гонконге произошёл конфликт между КНР и САРГ, достигнувший пика в сентябре-декабре 2014 г. и получивший название Революция зонтиков .
Эта акция является одним из крупнейших актов неповиновения после вхождения Гонконга в состав КНР, что наводит на мысль о кризисе принципа «одна страна, две системы». Гонконгцы, видя, что права, которыми они обладают по закону, ограничивают, требуют ускорения темпов демократизации региона. Американский социолог, политолог и один из наиболее влиятельных ученых в области теории демократии С. Хантингтон определяет демократизацию как процесс развития стран в сторону демократии. В случае Гонконга под демократизацией понимается назначение Главы администрации и членов Законодательного совета на свои должности путем прямых выборов.
Часть населения специального района придерживается более радикальных взглядов и поддерживает создание независимого территориального образования после 2047 г.
Актуальность выбранной темы обусловлена социально-политическими процессами, протекающими в данный момент в регионе. В июне 2019 г. в Гонконге начались массовые демонстрации против введения закона об экстрадиции. Если новый закон вступит в силу, то обвиняемых в преступлениях смогут высылать из Гонконга в КНР для осуществления судопроизводства. Это может привести к тому, что жители Гонконга станут субъектами другой правовой система.
После того как Гонконг стал специальным административным регионом общественные движения усилились. Согласно исследованиям общественного мнения, молодежь и наиболее образованная часть общества решительно выступают за дальнейшую демократизацию. Эти две группы продолжают расти в численности, следовательно, будет расти доля населения, участвующих в общественных движениях.
Кроме внутриполитических причин, следует также отметить внешнеполитическое значение исследований Гонконга. Гонконг до сих пор остается одним из ведущих финансовых центров в мире. Принимая во внимание условия китайско-британской декларации по вопросу передачи Гонконга и 5-й статьей Основного закона, в 2047 г. город может лишиться своих особых прав и привилегий, что отразиться не только на внутренней политике страны и города, но и на международных связях.
Настоящая работа ставит своей целью выявить влияние общественных движений Гонконга на функционирование политической системы.
Объектом исследования является общественные движения Гонконга.
Предмет дипломной работы - влияние общественных движений на политическую жизнь Гонконга.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить Основной закон, законы и другие нормативные документы, регулирующие отношения между центральным правительством и Г онконгом;
2. выявить предпосылки и причины формирования общественных движений;
3. выделить основные этапы формирования общественных движений;
4. изучить основные формы выражения протеста населением Гонконга.
Помимо общенаучных методов, при написании работы были использованы методы политического анализа, такие как метод ситуационного анализа, ивент-анализ, позиционный и ресурсный методы. В исследование делается попытка выявить влияние общественных движений на политическую систему, поэтому, наряду с вышеперечисленными методами, также используется системный подход, в соответствии с которым общественные движения рассматриваются как единый элемент системы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1997 г. по настоящее время, так как 1997 г. Гонконг перешел под суверенитет КНР, и увеличилась активность и частота общественных выступлений. Однако при исследовании предпосылок формирования общественных движений также был проанализирован период с 1949 г. по 1997 г., в виду того, что после образования КНР развитие данных политических субъектов протекало в разных условиях.
В исследовании проанализирован широкий круг официальных документов и нормативно-правовых актов центрального правительства КНР и специального административного района Гонконг, пресс-релизы официальных представителей правительства, интервью непосредственных участников событий и организаторов общественных движений, а также теоретические разработки, содержащиеся в трудах иностранных учёных.
Все источники можно разделить на две группы: на китайском и английском языках.
Важнейшим источником на китайском языке стал Основной закон специального административного района Гонконг, в котором помимо основных положений, принятых до 1997 г., также прописаны дополнения к основному закону, внесенные в текст позднее. Анализ основных положений и поправок позволил установить связь между решениями правительства в отношении управления Гонконгом и реакцией общественности, что является важной основой данной работы.
Другим важным источником для данной работы стала Белая книга «Практика применения принципа «Одна страна - две системы» в специальном административном районе Гонконг» , выпущенная Информационным офисом Государственного совета в 2014 г. Данный документ уточняет позицию центрального правительства относительно реализации принципа «одна страна, две системы» в Гонконге: в какой степени на Гонконг распространяется автономия. Белая книга оказала влияние на оформляющийся протест в 2014 г., поэтому является важным документом для исследования.
Стоит особо отметить официальный сайт правительства Гонконга, посвященный методу избрания главы администрации , на котором публикуют все пресс-релизы официальных представителей, рассматриваемые и принимаемые законопроекты.
Среди англоязычных источников высокой информативной содержательностью отличаются статьи Чан Кин-мана «Оккупируя Сентрал» , одного из основателей движения «Оккупируй Сентрал с любовью и миром», и «Хронологическая последовательность Революции зонтиков в Гонконге» Конга Тсана , писателя и активиста. Они подробно описывающие события Революции зонтиков, позволившие детально восстановить события того периода времени и глубже ознакомиться с позицией протестующих.
Вместе с тем особое место в анализе причин активизации общественных движений занимают доклад международное объединение Оксфам (Oxfam) и отчет международной компании по сбору и обработке данных Wealth-X , чьи исследования помогли сформировать картину экономической и социальной обстановке в Гонконге.
В отечественной литературе исследованиям о Гонконге уделяется сравнительно мало внимания. В данной работе используется статья И. Зуенко «Про протестное движение в Гонконге», в которой хорошо проанализированы основные этапы становления законодательства САРГ и его влияния на современные протесты в городе.
Анализ литературы позволил выяснить, что большая часть исследований, относящихся к общественным, демократическим движениям в Гонконге, а также исследований, описывающих взаимоотношения правительств Гонконга и КНР на политическом уровне, принадлежат ученым Гонконга. Подавляющая часть работ представлена в виде статей или сборника статей - целостной монографии по теме общественных движений Гонконга написано не было.
Из крупных и известных гонконгских исследователей стоит отметить профессора Ма Нгока (ЖЖ), сотрудник Китайского университета Гонконга (ЖЖЖЖЖ^). В сферу его научного интереса входит изучение общественных движений, партийной политики и выборов в Гонконге, общественно-политических отношений, сравнительной политологии и демократизации. В своих работах Ма Нгок исследует вопрос влияние правительства Китая на политическую жизнь САР и реакцию общественности на тенденцию усиления контроля.
В книге Лау Сиу-кая «Гонконгцы или китайцы: проблема идентичности накануне перехода Гонконга под китайский суверенитет» подробно проанализированы предпосылки образования общественных движений в следствии изменении идентичности китайцев, проживавших в Гонконге под британским управлением.
Статьи Джозефа Ченга «Инцидент на площади Тяньаньмэнь и продемократическое движение в Гонконге» и «Мобилизация памяти и традиций: Революция зонтиков и пекинское движение в поддержку событий на площади Тяньаньмэнь» Йохана Ладерквиста и Тима Рухлига , в которых они обстоятельным образом исследуют вопрос о влияние восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. на становление общественных движений,
Структура данной работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава является теоретической частью, и в ней анализируются предпосылки, условия формирования и основные этапы развития общественных движений в Гонконге. В практической части, которая представлена второй главой, разбирается, какие конкретные изменения произошли в результате активности гонконгских общественных движений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая общественные движения как целостный элемент функционирования политической системы, целью данного исследования было выявить влияние общественных движений на политическую структуру в Гонконге.
Предпосылки для появления гонконгских общественных движений начали возникать после образования КНР в 1949 г., когда политические системы двух политических субъектов стали развиваться в диаметрально противоположных направлениях: Гонконг, будучи колонией Великобритании, продолжал функционировать в рамках западной капиталистической системы, в то время как в материковом Китае был установлен социалистический режим. В этот период времени население колонии становится более устойчивым, и постепенно между КНР и Гонконгом формировался культурный разрыв. До 1997 г. Гонконгом управляла английская администрация, которая с приближением момента передачи города Китаю проводила политику демократизации политической системы. В условиях действия свободных экономических отношений, осуществления гражданских прав и свобод, а также политических, экономических и социальных потрясений, происходивших в КНР по второй половине 20 в., у гонконгцев китайского происхождения формируется собственная идентичность. К моменту передачи Гонконга в 1997 г. гонконгцы уже не воспринимали себя частью Китая.
Определяющее значение для становления общественных движений имел инцидент на площади Тяньаньмэнь, произошедший в 1989 г. за несколько лет до передачи Гонконга. Эти события оказали существенное влияние на настроения гонконгцев, опасавшихся лишиться тех свобод, прав и образа жизни, который у них был при правлении британского правительства, после присоединения к Китаю. В 1989 г. в Гонконге прошёл первый митинг в поддержку жертв, и были организованы первые общественные демократические движения. До сих пор в городе ежегодно организовывается марш в память о жертвах тех событий.
1 июля 1997 г. бывшая английская колония перешла под суверенитет КНР и превратилась в специальный административный район Гонконг. Главным документом, регулирующим жизнь Гонконга и его взаимоотношения с Китаем, является Основной закон. В соответствии с ним, САРГ обладает высокой степенью автономии и самостоятельно проводит политику во всех сферах жизни, кроме внешней политики и обороны, ответственность за которую несет КНР.
Несмотря на реализацию принципа «одна страна, две системы», население Гонконга полагает, что правительство Китая усиливает контроль над городом и вмешивается в его внутреннюю политику. Такая позиция, в первую очередь, обусловлена уклонением китайского правительства от введения всеобщего избирательного права в Гонконге.
В китайско-британской декларации о передаче Гонконга правительству КНР и в Основном законе конечной целью для выборов высших должностных лиц - Главы администрации и членов Законодательного совета - является выборы на основе всеобщего избирательного права. Ни разу после вхождения Гонконга в состав КНР выборы в правительство Гонконга не были осуществлены посредством всеобщих выборов. Дискуссии по поводу метода избрания главы правительства и членов законодательных органов остаются ключевыми в вопросе выборов.
За этот период центральное правительство вносило поправки в Основной закон САРГ, откладывая момент демократизации политической структуры. Данная политика по отношению к Гонконгу воспринимается жителями как попытка вмешательства во внутренние дела САРГ и навязывания лояльных к Пекину кандидатов на главные правительственные посты. Это является основной причиной возникновения и динамичного развития общественных движений в Гонконге.
Помимо политических причин, можно выделить и другие факторы, способствующие повышению общественной активности населения Гонконга. К ним относятся социально-экономические и культурные условия, складывающиеся в САРГ.
После 1997 г. в Гонконге образовался большой разрыв между социальными классами: с одной стороны, город занимает лидирующие позиции в мире по количеству миллионеров, но в тоже время около 20% жителей САРГ живут за чертой бедности. Следует добавить, что за последнее десятилетие темпы роста экономики Гонконга снизились, и усилилась зависимость от экономики Китая. В настоящий момент КНР является первым экспортером и импортером товаров и услуг для района.
На культурные отношения, как было сказано выше, повлияло формирование собственной идентичности у гонконгцев. Она проявляется в кампаниях за сохранение исторической памяти, направленных на защиту памятников эпохи колониализма, и протестах против изменения образовательных программ в школах.
Вначале 2000-х начинает повышаться уровень политической вовлеченности жителей Гонконга. Почти ежегодно общественные движения устраивают протесты против принимаемых в Законодательном совете законопроектов.
Несмотря на высокую активностью общественных движений, использующих различные формы протеста, включая сидячие забастовки, голодовки, марши и митинги, онлайн-петиции, если рассматривать их эффективность в контексте изменений внутри политической системы, то можно сделать вывод о низкой результативности протестного движения в Гонконге. Даже после Революции зонтиков, крупнейшего выступления в истории Гонконга после 1997 г., во время которого прошли переговоры между лидерами общественных групп и правительством Гонконга, действующая избирательная система не была реформирована.
В некоторых случаях, под влиянием общественного мнения, Законодательный совет откладывал рассмотрение законов: так было с законом о моральном и национальном образовании в 2012 г. В Законодательном совете присутствует группа оппозиционных депутатов, которые поддерживают идеи общественных движений, однако малое количество мест в совете лишает их возможности воспользоваться правом вето при продвижении законов.
Общественно-политические движения в Гонконге сталкиваются с проблемами внутренних разногласий, институциональных ограничений и отсутствия институциональной власти или средства для осуществления политического влияния. В то же время, в основе общественного демократического движений лежат права, закрепленные в Основном законе, гарантированные конституцией гражданские свободы и широкая поддержка общественности.
Таким образом, после присоединения Гонконга Китай столкнулся с противодействием системных элементов другой системы, сложившийся за период британского правления, в лице общественных движений, активно отстаивающих права и свободы. Однако, не смотря на увеличивающийся масштаб протестов, системных изменений в политической структуре не происходит: максимум, что смогли добиться общественные движения, это отложение принятия законов, но не их отмену.
Так как Китай планирует стать великой мировой державой, то он не может позволить различным общественным группам подрывать внутреннее единство страны. Поэтому в последние годы наблюдается усиление контроля КНР в Гонконге и Синьцзян- Уйгурском автономном районе. Но если в Синьцзяне правительство Китая может позволить проводить жесткую политику, то в Гонконге при развитом демократическом общественном движении это осуществить сложнее. Китай непрямыми методами борется с протестным движением в Гонконге, совершая аресты лидеров общественных групп и ограничивая доступ оппозиционных депутатов в Законодательный совет.
Можно предположить, что лидеров общественных движений будут продолжать преследовать, поэтому форма протеста может измениться. Поскольку у Гонконга есть опыт онлайн-протестов, то возможно сопротивление переместится в интернет пространство.



1. «И го лян чжи» цзай сянган тэбье синчжэнцтю дэ шицзянь» байпишу / Чжунхуа
жэньминь гунхэго говуюань синьвэнь баньгунши» (Реализация политики «одна страна, две системы» в специальном административном районе Гонконг) [Электронный ресурс] // Информационное бюро Государственного совета КНР. 2014. URL: https://www.scio.gov.cn/tt/Document/1372801/1372801.htm (дата
обращения: 20.04.2019).
2. Дай Яотин (Бенни Тай). Гунминь канмин дэ цзуйда шашанли вути (Гражданское
неповиновение - самое мощное оружие) [Электронный ресурс] // Occupy Central with Love and Peace. 2012. URL:
http://oclp.hk/index.php?route=occupy/article_detail&article_id=23 (дата обращения: 22.03.2019).
3. Дзи бэн фа (Основной закон) [Электронный ресурс] // Официальный сайт
правительства Гонконг. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/index.html (дата обращения: 21.09. 2018).
4. Синьсюдин дэюй цзи гунминь цзяоюй кэчэн цзягоу (Новая редакция структуры учебного плана по вопросам морального образования и гражданского образования) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконга URL: https://www.edb.gov.hk/tc/curriculum-development/4-key-tasks/moral-civic/revised- MCE-framework2008.html (дата обращения: 15.04.2019).
5. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуанью ((Чжунхуа жэньминь
гунхэго сянган тэбэй синчжэнцюй цзибэньфа » диершиэртяо дисыкуань хэ диершисытяо дегкуаньди (сань) сян дэ цзеши (Интерпритация Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей статей 22 (4) и 24 (2) (3) Основного закона Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконг. 1999. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc18.pdf (дата
обращения: 21.09. 2019).
6. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуанью (Чжунхуа жэньминь гунхэго сянган тэбэй синчжэнцюй цзибэньфа )) фуцзянь идицитяо хэ фуцзянь эрдисаньтяо дэ цзеши (Интерпретация Постоянным комитетом Национального
народного конгресса статьи 7 приложения I и статьи III приложения II к Основному закону Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики) // Официальный сайт правительства Гонконг. 2004. URL: https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc19.pdf (дата
обращения: 21.09.2019)
7. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуанью (Чжунхуа жэньминь
гунхэго сянган тэбэй синчжэнцюй цзибэньфа)) диушисаньтяо дегкуань дэ цзеши (Интерпретация пункта 2 статьи 53 Основного закона Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконг. 2005. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc21.pdf (дата
обращения: 21.09. 2019).
8. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуанью (Чжунхуа жэньминь
гунхэго сянган тэбэй синчжэнцюй цзибэньфа )) дишисаньтяо диикуань хэ дишицзютяо дэ цзеши (Интерпретация пункта 1, статьи 13 и статьи 19 Основного закона Особого административного района Китайская Народная Республика Гонконг Постоянным комитетом Национального народного конгресса) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконг. 2011. URL: https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc23.pdf (дата
обращения: 21.09. 2019).
9. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуаньюй ( Чжунхуа
жэньминь гунхэго сянган тэбэй синчжэнцюй цзибэньфа)) ди ибай лин сы тяо дэ цзеши (Интерпретация Постоянной комиссии Всекитайского собрания народных представителей по статье 104 Основного закона Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс // Официальный сайт правительства Гонконга. 2016. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc26.pdf (дата
обращения: 15.03.2019).
10. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуй чану вэйюаньхуй гуаньюй сянгантэбьесинчжэнтю синчжэнчангуань пусюань вэньти хэ 2012 ньень лифахуй чаньшэнбаньфа дэ цзюэдин (Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей по вопросу о всеобщем избирательном праве для главы администрации специального административного района Гонконг и о
способе формирования Законодательного совета в 2012 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконга. 2007. URL: https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc22.pdf (дата
обращения: 18.04.2019).
11. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуаньюй Сянган тэбэй
синчжэнцюй 2007 нянь синчжэнчан гуаньхэ 2008 нянь лифахуэй чаньшэнбань фаю гуань вэньти дэ цзюэдин (Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей по вопросам, касающимся методов выбора главы исполнительной власти Особого административного района Гонконг в 2007 году и формирования Законодательного совета Особого административного района Гонконг в 2008 году) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконга. 2004. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc20.pdf (дата
обращения: 16.04.2019).
12. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй чану вэйюаньхуэй гуаньюй
Сянгантэбэйсинчжэнцюй синчжэнчангуань пусюань вэньти хэ 2016 нянь лифахуэй чаньшэн баньфа дэ цзюэдин (Решение Постоянной комиссии Всекитайского собрания народных представителей по вопросу о всеобщем избирательном праве для главы особого административного района Гонконг и способ формирования Законодательного совета в 2016 году) [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконга. 2014. URL:
https://www.basiclaw.gov.hk/gb/basiclawtext/images/basiclawtext_doc24.pdf (дата
обращения: 04.04.2019).
13. Чжэнфу хуэйи «Чжаньчжун» синдунцидун (Ответ правительства на акцию
«Оккупируй Сентрал») [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконг. 2014. URL:
https://sc.isd.gov.hk/gb/www.info.gov.hk/gia/general/201409/28/P201409280606.htm (дата обращения: 20.04.2019).
14. Чжэнфу хуэйин cхуаньмэй цзю «Цюаньминь тоупяожи тоупяоцзего»
(Правительство отвечает на запросы СМИ о «политических итогах референдума») [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Гонконга. 2014. URL: https://sc.isd.gov.hk/gb/www.info.gov.hk/gia/general/201406/29/P201406290920.htm (дата обращения: 19.04.2019).
15. Чжэнфу хуэйин cхуаньмэй цзю «Цюаньминь тоупяожи» дэчжасюнь
(Правительство отвечает на вопросы СМИ) [Электронный ресурс] // Официальный
сайт правительства Гонконга. 2014. URL:
https://sc.isd.gov.hk/gb/www.info.gov.hk/gia/general/201406/20/P201406200440.htm (дата обращения: 18.04.2019)... 46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ