Аннотация 2
Введение 3
1 Этапы становления и уровень развития цифровизации в КНР 12
1.1 Определение цифровизации, цифровой трансформации и предпосылки развития цифровой экономики в КНР 12
1.2 Уровень цифровизации в различных областях КНР 13
1.3 Регулирование процессов цифровизации в КНР 17
1.4 Формирование стратегии развития цифровой экономики 20
2 Тренды цифровизации в КНР 26
2.1 Умный город 26
2.2 Как КНР применяет технологию блокчейн 33
2.3 Мобильные сети нового поколения 41
3 Результаты политики цифровизации 48
3.1 Последствия проведения политики цифровизации 48
3.2 Факторы роста цифровизации и факторы, сдерживающие процесс
цифровизации в КНР 54
3.3 Вызовы, с которыми Китай встретится в ближайшем будущем в области
цифровизации 60
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
В начале XXI в. Китай превратился не только в одного из лидеров по темпам экономического роста, но и в страну, которая задаёт перспективы мирового научно-технологического развития - наряду с США, Европейским Союзом и Японией. Этот стремительный по историческим меркам взлёт Китая в последние годы сопровождается процессом цифровизации, то есть всевозрастающей долей высоких технологий в самых различных областях жизни, от медицины и науки до государственного управления и общественного транспорта. Эти явления, связанные с интенсивным развитием и внедрением инноваций, привлекают внимание исследователей во всем мире, и тем интереснее знать, каков собственно китайский взгляд на происходящие в стране бурные перемены.
Г осударственная политика цифровизации в Китае начала свой отсчет с 2012 г., когда в планы XII пятилетки был включен проект по облачным вычислениям как стратегически важным для промышленности. В начале 2013 г. с целью стимулирования внедрения новых технологий, таких как Интернет вещей, облачные вычисления и большие данные, Государственный комитет по развитию и реформам КНР опубликовал доклад, где были представлены мероприятия по укреплению и совершенствованию управления проектами национального электронного правительства. В это время активно разрабатывались новые законы для вышеперечисленных технологий. Уже в 2014-2О15гг. Правительство КНР активно тестировало концепцию «Умного города». Также в 2015 г. премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян на Всекитайском народном собрании впервые предложил стратегию «Сделано в Китае 2025» и стратегию «Интернет плюс». В 2016г. Китай начал активно исследовать технологию блокчейн и в 2017г. опробовал её в области предоставления государственных услуг. Более того, в отчете за 2019 г. было предложено «увеличить качество и количество технологий нового поколения и продолжать укреплять исследования, разработки и применение информационных технологий». В отчете Правительства КНР о работе за 2020 год указывалось на необходимость углубления вклада технологии «Интернет плюс» в развитие цифровой экономики. В 2021 году «четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики» и план долгосрочных целей на 2035 год в том числе обозначили цель по увеличению уровня цифровизации в экономике страны. Далее КНР активно внедряла новые цифровые технологии во многие сферы государства, ставя в приоритет качество, удобство, безопасность и доступность технологий для всех жителей страны. Уже в 2021г. КНР был на 15-м месте по индексу цифровизации среди всех стран мира, с каждым годом поднимаясь в рейтинге. Таким образом, всё вышесказанное свидетельствует о том, что Китай на национальном уровне придает большое значение развитию цифровизации во всех сферах государственной деятельности.
Данная работа актуальна тем, что процесс цифровизации в КНР происходит прямо сейчас. Он уже дает положительные результаты во многих отраслях, а Правительство Китая делает всё большие ставки на потенциал цифровизации. Очевидно, что этот тренд принесет государству бурный рост многих показателей в экономике и науке, значительно облегчит жизнь простых китайцев и позволит государству в реальном времени контролировать любые действия внутри страны, быстрее реагировать на проблемы, возникающие в Китае и вносить сиюминутные коррективы, а также мгновенно получать доступ к информации о всех гражданах и предприятиях.
В данной работе будут рассмотрены этапы становления цифровизации в КНР. Будет проанализирована концепция «Умного города» и попытка «переноса» экономики КНР в блокчейн, а также рассмотрены некоторые аспекты программы «Сделано в Китае 2025». Будут описаны тренды цифровизации, такие как: «Умный город», виртуализация услуг, развитие блокчейн, повсеместное использование сетей нового поколения и другие. В конце данной работы мы подведем итоги о том, что уже было сделано из запланированного, с какими вызовами встретились и встретятся в будущем Правительство и общество Китая.
Степень изученности. В России тема цифровизации КНР практически не изучается. Существуют несколько работ по данному вопросу. Например, в научной статье автора Л.В. Томайчук о рисках цифровизации и новых возможностях для общества Китая рассмотрена административная структура, регулирующая технологические сферы и нормативно-правовая база. Автор выделила политические, экономические, социальные факторы роста цифровизации и проблемы, сдерживающие процесс цифровизации в Китае . О.Н. Пряжникова в своем исследовании сравнивала уровень цифровизации в экономике Китая с уровнем цифровизации в развитых и развивающихся странах. Исследовательская работа Е.Ф. Авдокушина и Жуй Вана «Цифровизация села в Китае » освещает тему ликвидации цифрового разрыва между городом и селом в Китае. В работе Т.В. Яровой и Ф.А. Елисеева рассматриваются вопросы цифровизации экономики КНР, в том числе и в банковской отрасли.
Данная тема более широко освещена в научных работах на английском языке. В связи с тем, что английский язык является одним из языков международной коммуникации, исследования Международного валютного фонда об измерении цифровой экономики , доклад МВФ о рисках и возможностях китайской цифровой экономики , доклады McKinsey & Company о будущем цифровых инноваций в Китае и конкурентоспособности китайской экономики на мировом уровне , рейтинг центра мировой конкурентоспособности IMD World Digital Competitiveness , доклад саммита G20 по международному сотрудничеству в области цифровых технологий , отчеты различных международных конференций и т.д. написаны исключительно на английском языке.
Что касается англоязычных исследовательских работ по цифровизации, были проанализированы статьи Мэри Прат , Дона Тапскотта - канадского
исследователя, впервые употребившего термин «цифровая экономика». Были изучены исследования и работы по «Умному городу», развитию сетей 5G, Интернету вещей и блокчейн в КНР такими авторами как: Паоло Нейротти , Рудольф Джиффенджер , Марина Решетникова и Галина Васильева , Цзявэнь Фу , Габриэль Грин и других.
Так же, при написании выпускной квалификационной работы, автор данного исследования во многом опирался на информацию из источников на китайском языке, таких как: речи Си Цзиньпина на конференциях, коллективных заседаниях Политбюро ЦК КПК и т.д., отчет международной конференции по городским инновациям в Гуанчжоу 2016 г. , Белая книга по интернет-праву 2020 г. , Белая книга о прогрессе в исследованиях и разработке цифрового юаня 2021 г. , отчет Министерства промышленности и информатизации КНР об общем экономическом развитии Китая - 2021 г. , отчет о проделанной работе в области цифровизации административного управления провинции Хэнань - 2021 г. , двенадцатый пятилетний План социально-экономического развития КНР , Уведомление Национальной комиссии Г осударственного комитета по делам развития и реформам КНР о проведении среднесрочной оценки выполнения тринадцатого пятилетнего плана народно-экономического и социального развития , План развития информационно-коммуникационной отрасли четырнадцатого пятилетнего плана народно-экономического и социального развития , Закон о кибербезопасности Китайской Народной Республики, принятый на двадцать четвертом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей двенадцатого созыва 7 ноября 2016 г. , речь Ли Кэцян на Всекитайском народном собрании в 2015 г. и прочих.
Помимо источников, на китайском языке были также изучены исследовательская работа CAICT о доли КНР на рынке 5G к 2025 г. , анализ «Закона о безопасности данных Китайской Народной Республики» , отчет о развитии интернета в Китае - 2021 г. , план развития финансовых технологий Народного банка Китая до 2025 г. (2022 г.) и прочие.
Объектом исследования данной работы является цифровизация общественных и экономических процессов в КНР.
Предметом исследования - политика государства в области цифровизации.
Цель данного исследования: определение основных принципов и механизмов политики цифровизации в Китае с 2012 г. по 2021 г.
Задачи:
1. Изучить этапы становления цифровизации 2012-2021гг. в КНР.
2. Исследовать тренды цифровизации в КНР.
3. Проанализировать правовую базу и механизмы осуществления цифровизации в КНР.
4. Выявить проблемы и определить будущие вызовы в политике цифровизации КНР.
Хронологические рамки исследования: с 2012 г. по 2021 г. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно в 2012 г. в планы XII пятилетки был включен проект по облачным вычислениям и запуск пилотов в рамках проекта «Умный город». Установление верхней границы 2021 г. обусловлено тем, что в этом году правительство КНР предоставило первые отчеты о борьбе с пандемией, где были использованы технологии в сфере цифровизации. Также был опубликован отчет об успехах завершённой тринадцатой пятилетки и был положен старт новой - четырнадцатой, в которой была усилена роль цифровизации.
Исследование проводилось с использованием следующих методов:
- Историко-описательный метод - с его помощью было составлено хронологическое и логическое описание исторического становления цифровизации в КНР.
- Политико-описательный метод - был использован для того, чтобы выявить ключевые характеристики современной китайской политики в отношении регулирования цифровой трансформации.
- Анализ - был использован, например, для рассмотрения трендов (5G, «Умный город», блокчейн) Китая в контексте их влияния на общий уровень цифровизации в стране.
- Сравнение - использовался для оценки результативности государственной политики в сфере цифровизации в разные годы (на основе статистических данных, издаваемых как правительством КНР, так и независимыми исследователями).
Теоретическая значимость работы заключается в освещении и анализе текущих достижений китайской цифровизации и правовой базы, благодаря которым Китаю удалось достичь нынешних результатов. В связи с этим появляется возможность оценить непосредственный результат предпринятых преобразований, а также представить дальнейшее развитие КНР в этой области.
Практическая значимость работы заключается в изучении мер, принятых китайским правительством, непосредственно для осуществления нового курса во внутренней политике, а так же анализе действий правительства, которые могут быть использованы в дальнейшем для внедрения политики цифровизации в других государствах, например в России, и для прогнозирования действий КНР в рамках данной политики.
С начала 2010-х годов КНР прошла огромный путь по развитию цифровой среды, наращивая с каждым годом темпы её формирования. То, что сегодня Китай входит в пятнадцать самых цифровизированных стран мира, а в некоторых областях цифровизации является лидером - результат совместных усилий со стороны государства и крупнейших компаний страны. В начале пути повсеместной цифровизации стояло именно государство, которое пригласило зарубежных специалистов для воплощения в жизнь идей, связанных с программой «Умный город». Далее, правительство Китая предоставило китайским компаниям определенную свободу действий для экспериментов с новыми бизнес-моделями на начальных этапах развития цифровизации. Только после апробации и выявления негативных последствий, органы власти вводили элементы регулирования. Такое обширное «пространство» для экспериментов иногда порождает инновации и попутно стимулирует экономическую активность, о чем свидетельствует быстрый рост мобильных платежей. Центральный банк Китая разрешил сторонним поставщикам платежей работать без регулирования в течение нескольких лет после их появления, и только позже ужесточил требования к лицензированию. Тем не менее, правительство иногда существенно вмешивается в защиту потребителей. Это вмешательство - необходимость для защиты граждан, их личной информации и сбережений.
В качестве решения городских проблем, концепция «Умного города» открыла для городов новые пути развития. Опираясь на 5G, облачные вычисления, блокчейн, Интернет вещей и другие технологии, Китай добился выдающегося прогресса в строительстве «Умных городов» за короткое время. Однако, в будущем Китаю необходимо дальнейшее совершенствование законов, нормативных актов и правовой системы, изучение новых методов регулирования, формирование высокоавтономного и усовершенствованного
порядка управления, содействие эффективному правоприменению, а также правосудию для развития и повсеместного внедрения «Умных городов» в стране.
Стоит отметить и то, что столь быстрые темпы цифровизации были бы невозможны во многом без повсеместного покрытия сетями нового поколения 5G и технологии блокчейн.
Что касается 5G, высокоскоростные сети необходимы Китаю для развития концепции «Умного города», поддержки блокчейн и быстрого развития новейших технологий. Развитие сетей 5G будет способствовать технологическому прогрессу, повышению эффективности производства и будет полезно для устойчивого развития экономики и общества. Повсеместное внедрение сетей нового поколения поможет эффективно стимулировать быстрое развитие производственных цепочек. В процессе строительства инфраструктуры 5G необходимо будет приобрести большое количество сетевого оборудования, что будет мотивировать китайские предприятия по производству этого оборудования проводить исследования и разрабатывать более совершенные решения, а также самостоятельно осваивать технологии. Помимо этого, 5G будет способствовать развитию Интернета и других связанных с ним компаний для разработки большего количества приложений и сервисов. Их качество будет улучшаться, как и вся индустрия информационных услуг. Сети нового поколения создадут большое количество рабочих мест, где понадобятся высококвалифицированные специалисты. В то время как 5G будет стимулировать занятость в индустрии мобильных коммуникаций, оно также создаст ряд новых должностей и профессий в сфере электронных информационных услуг, связанных с облачными вычислениями и разработкой интеллектуальных алгоритмов, что в свою очередь, создаст больше возможностей для трудоустройства. Не стоит забывать и то, что 5G используется для космической программы Китая, управления дронами и беспилотным транспортом.
Более того, китайская компания Huawei подписала коммерческие контракты на предоставление технологий 5G с более чем 30 странами по всему миру, что показывает востребованность китайских технологий за рубежом. Сетевые технологии нового поколения также необходимы для развития блокчейн и цифровой экономики в Китае.
Блокчейн, как и 5G вводится повсеместно и уже интегрирован в национальную экономику. В то же время Китай использует блокчейн не только в банковском секторе, но и в энергетике, производстве, налоговых услугах, юриспруденции, образовании, медицине и в других ключевых государственных сервисах. Всё это необходимо для создания огромной государственной системы, которая получит доступ в реальном времени ко всем сферам жизни, при этом будет обладать надежной защитой от кибератак.
Нельзя не отметить и то, что жители китайских деревень уже сейчас имеют доступ к современным государственным сервисам на ровне с жителями мегаполисов. Государство добилось того, чтобы жители Китая на всех уровнях имели одинаковые возможности для использования государственных цифровых структур. Более того, эпидемия COVID-19 показала, что Китай готов практически полностью перевести государственные структуры и компании в цифру без критических потерь в производстве, качестве образования и оказания медицинской помощи даже в деревнях. В то же время цифровые технологии в автоматическом режиме с высокой точностью определяли потенциальных заболевших для того, чтобы снизить риски заболеваемости.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что интеграция искусственного интеллекта и больших данных с помощью сетей нового поколения и блокчейн в государственные службы способствует и, несомненно, будет способствовать общему экономическому развитию Китая. В то же время государству необходимо будет адаптировать правовую систему под стандарты цифровизации и развивать её отстающие элементы.
1. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м
съезде КПК // Агентство Синьхуа. - [Б. м.], 2017. - URL:
http://russian.news.cn/2017-11/03/c 136726299.htm (дата обращения:
11. 06.2022).
2. Application of blockchain technology // The government of the Hong
Kong special administrative region. - [S. l.], 2019. - URL:
https://www.info.gov.hk/gia/general/201905/29/P2019052900474.htm (access
date: 11.06.2022).
3. China and US pursuing markedly different digital transformations //
World Digital Competitiveness Ranking. - [S. l.], 2021. - URL:
https://www.imd.org/news/updates/China-US-pursuing-markedly-different-but- equally-competitive-digital-transformations-WCC/ (access date: 11.06.2022).
4. China Strategy 2015-2020 Strategic Framework for Cooperation with
China in Research, Science and Education // Ministry of Education and Science of Germany. - [S. l.], 2015. - URL: https://www.bmbf.de/upload fi lestore/
pub/China Strategy Longversion.pdf (access date: 11.06.2022).
5. China’s Digital Economy: Opportunities and Risks / Z. Longmei, C. Sally // International Monetary Fund. - [S. l.], 2019. - 24 p. - URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/01/17/Chinas-Digital- Economy-Opportunities-and-Risks-46459 (access date: 11.06.2022).
6. Digital China: Powering the economy to global competitiveness // McKinsey & company. - [S. l.], 2017. - URL: https: //www.mckinsey.com/featured- insights/china/digital-china-powering-the-economy-to- globalcompetitiveness#:~:text=Three%20factors%20suggest%20that%20there,eco system%20now%20growing%20beyond%20them (access date: 11.06.2022).
7. Full text of Xi's remarks at Session I of G20 summit in Buenos Aires //
Speeches / CINDA. - [S. l.], 2018. - URL: http://en.cidca.gov.cn/2018-
12/01/c 302564.htm (access date: 11.06.2022).
8. G20 Digital Economy Development and Cooperation Initiative (Final)
// Ministry of Foreign Affairs of Japan. - [S. l.], 2016. - URL:
https://www.mofa. go.jp/files/000185874.pdf (access date: 11.06.2022).
9. Identification of Standardisation Activities for 5G Technologies // EUChina. - [S. l.], 2018. - 71 p. - URL: https://www.euchina-iot5g.eu/wp- content/uploads/sites/27/2018/05/D3.3-Identification-of-Standardisation- Activities-for-5G-Technologies.pdf (access date: 11.06.2022).
10. Living in China’s technological miracle // Global Times. - [S. l.], 2021. - URL: https://www.globaltimes.cn/page/202107/1230033.shtml (access date: 11.06.2022).
11. Measuring the capacity and readiness of economies to adopt and
explore digital technologies for economic and social transformation // IMD World Digital Competitiveness Ranking. - [S. l.], 2021. - URL:
https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-digital- competitiveness/ (access date: 11.06.2022).
12. Measuring the Digital Economy // International monetary fund. - [S.
l.], 2018. - URL: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-
Papers/Issues/2018/04/03/022818-measuring-the-digital- economy#:~:text=Policy%20Papers,Measuring%20the%20Digital&text=Summary %3A,and%20a%20disruptor%20of%20businesses (access date: 11.06.2022).
13. Promoting Openness and Inclusiveness to Achieve Interconnected
Growth // Remarks by Chinese Leaders / Embassy of the People's Republic of China in Ireland. - [S. l.], 2017. - URL: http://www.xinhuanet.com//english/2017-
07/08/c 136426730.htm (access date: 11.06.2022).
14. State Council Organization Chart // The State Council of the People's
Republic of China. - [S. l.], 2014. - URL: http://english.www.gov.cn/state council/2014/09/03/content 281474985533579.ht m (access date: 11.06.2022).
15. The Future of Digital Innovation in China / L. Bu, V. Chung, N. Leung
[et al.] // McKinsey & company. - [S. l.], 2022. - 34 p. - URL:
https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/china/the%20f uture%20of%20digital%20innovation%20in%20china%20megatrends%20shaping %20one%20of%20the%20worlds%20fastest%20evolving%20digital%20ecosyste ms/future-of-digital-innovation-in-china.pdf (access date: 11.06.2022)... 113