Введение 1
Глава 1. Образ женщины в современных СМИ 3
1.1 Понятие «образ» и особенности его восприятия и воздействия на
аудиторию СМИ 3
1.2. Метод анализа текстов СМИ как инструмент выявления образов 6
1.3 Методы выборки материалов 9
Глава 2. Образ женщины в медиапроекте «Такие дела» 11
2.1 Анализ женских образов в медиапроекте «Такие дела» 12
2.2. Особенности женских образов в медиапроекте «Такие дела» 42
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 47
В формировании образов в целом и образа женщины в частности важную, и лидирующую роль играют средства массовой информации и медиа. Они отражают уже существующие в обществе явления, ценности, нормы, но также они имеют возможность создавать новые реалии восприятия, формировать иные ценности общества. Таким образом возникает проблема транслирования того или иного образа женщины средствами массовой информации, восприятия обществом этого образа и восприятие женщины в целом.
Массы привыкли оперировать теми образами, которые им знакомы, которые прижились в общественном сознании. Стереотипные представления отражают также предрассудки существующие в обществе, от которых в силу привычки сложно отказаться, и как следствие мешают обществу воспринимать новые образы. Так происходит с женскими образами, и в целом с восприятием женщин в обществе.
Вопрос создания женских образов имеет отдельное место в исследовании поля средств массовой информации. В данной работе мы будем изучать вопрос образа женщины в медиа, опираясь на анализ материалов издания «Такие дела», героинями которых являются именно женщины. Мы планируем выявить образы женщин, формируемые проектом «Такие дела» у своего читателя.
Объектом изучения в исследовании стали материалы медиапроекта «Такие дела». Предмет исследования — образы женщин в материалах медиапроекта «Такие дела».
Актуальность данного исследования — в современном обществе все чаще стоит вопрос о проблеме образа женщины и восприятии ее обществом. Стало популярно движение феминизма, все чаще в СМИ медийные личности освещают проблемы современных женщины, занимаются просвещением и борются за отказ от стереотипного восприятия роли женщины в обществе.
«Такие дела» в свою очередь являются масштабным благотворительным проектом, в котором освещают социальные проблемы через рассказывание историй героев, привлекают внимание читателя к этим проблемам и призывают к поддержке героев, которыми являются и женщины в том числе.
Цель данного исследований — выявить и рассмотреть образ женщины в российских медиа на примере медиапроекта «Такие дела» (2019-2021 гг.).
Задачи: сформулировать определение понятия образ и его функций, исследовать материалы, использующие или иллюстрирующие женские образы, провести анализ этих образов, выявить особенности образов женщин формируемых в «Таких делах».
Вопросам формирования и восприятия образов в целом и образа женщин в отечественных средствах массовой информации посвящены работы Захарова Д. В., Куприяновой О. В., Балалуевой И.А., Лозовского Ю. Г. и др. В их работах описывается совокупность воспроизведения женских образов в массовой и качественной рос-сийской прессе, выявляются наиболее распространенные образы, представленные в современных СМИ.
Эмпирическая база исследования — медиапроект «Такие дела» (30 материалов).
Методологическая база исследования — статистический анализ (выявление положительного и отрицательного образа женщины), анализ слов-маркеров для выявления авторской позиции и оценки, дискурс-анализ для интерпретации текста.
Дипломная работа состоит из введения, первой главы — теоретической, второй главы — аналитической, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги, исследование материалов, содержащих те или иные образы женщин позволило сделать следующие выводы. Опираясь на работы отечественных исследователей о формировании образа в целом и женского образа в частности в СМИ, на само понятие «образ» и его функции мы выявили четыре женских образа формируемые «Такими делами». Каждый из образов обладает особой спецификой. Посредством историй издание «Такие дела» освещает серьезные социальные проблемы, которые в частности касаются женщин. Транслирование именно позитивного образа женщины обеспечивает исключение стереотипного восприятия образа женщины, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, не давая читателю возможности воспринимать героиню негативно. Целью данного исследования было выявить и рассмотреть образ женщины в российских медиа на примере медиапроекта «Такие дела» (2019-2021 гг.). Цель была достигнута, были выполнены поставленные задачи. Мы сформулировали определение понятия образ, выявили функции, исследовали материалы, использующие и иллюстрирующие женские образы, провели анализ этих образов, посредством отобранных методов (статистический, анализ слов-маркеров, дискурс-анализ), выявили особенности образов женщин, формируемых в «Таких делах».
1. Атюнина В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности : дис. - Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2007. [Электронный ресурс] //URL: https://www.dissercat.com/content/obraz-uspeshnogo-cheloveka-v- semanticheskom-prostranstve-lichnosti
2. Баданян И. Ф., Евсюкова Т. В. Языковые средства реализации
образа деловой женщины в медиадискурсе (на материале русского и немецкого языков) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2016. - №. 4 (2016).
[Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28420285
3. Балалуева И. А. Образ женщины в современной российской прессе:
ключевые характеристики и масштабы трансформации //Вестник
Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2013. - №. 6. [Электронный ресурс] //URL:
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2013/6/obraz-zhenshchiny-v-sovremennoy- rossiyskoy-presse-klyuchevye-kharakteristiki-i-masshtaby-transformats/
4. Болотнова Н. С. Сопоставительный анализ регулятивного потенциала медиатекстов разных жанров в дискурсах информационно- медийных языковых личностей //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №. 11 (176). [Электронный ресурс] //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-regulyativnogo- potentsiala-mediatekstov-raznyh-zhanrov-v-diskursah-informatsionno- mediynyh-yazykovyh
5. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его
реконструкции в современной лингвистике //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №. 11 (160). [Электронный
ресурс] //URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-
problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike
6. Головина Е. В. Категория «Художественный женский образ» в лингвистике и литературоведении //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №. 11-1 (65). [Электронный ресурс] //URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=27021637
7. Груздева Е. А., Тармаева В. И. Методы анализа текстов СМИ как
инструмент коммуникационного менеджмента (на примере рекламы города Красноярска) //Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. - 2018. - С. 61. [Электронный ресурс] //URL:
https: //www.elibrary.ru/item.asp? id=35170581
8. Зализняк А. А. Механизмы экспрессивности в языке //Смыслы,
тексты и другие захватывающие сюжеты: Сб. ст. в честь. - 2012. - С. 650-664. [Электронный ресурс] //URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27622843&
9. Лобанова Т. Н. Конструирование образа китайской женщины в
дискурсе СМИ КНР //Современные проблемы взаимодействия языков и культур. - 2012. - С. 192-198. [Электронный ресурс] //URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20461323&
10. Лукьянова Г. В. Дискурс-анализ текстов СМИ //Политический
анализ. - 2009. - №. 9. - С. 154-165. [Электронный ресурс] //URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 19102277&
11. Малышева Е. Г., Гриднев Н. А. Реконструкция медиаобраза Омска
(на материале текстов регионального телевизионного массово-информационного дискурса и данных ресурса «Медиалогия») //Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - №. 4 (17). [Электронный ресурс] //URL:
https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=32273987
12. Малышевский А. Ф. Философско-терминологический словарь. -
2004. [Электронный ресурс] //URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20028889
13. Марьясова Е. А. ВОСПРИЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ //Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - №. 2-3. - С. 184-186. [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25430360
14. словарь Ушакова Т. [Электронный ресурс] //URL: http://ushakovdictionary. ru/word. php. - 2019.
15. Смирнова М. С. ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В СМИ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ //ББК 72 И108. - 2018. [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35275821... 30