Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ТГУ

Работа №181737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 7
1 Студенческие сообщества в университете: становление, задачи, типология 10
2 Теоретический обзор и интерпретация понятия Soft Skills 15
3 Формирование Soft Skills у студентов как задача студенческих сообществ ТГУ 25
3.1 Влияние взаимодействия студенческих сообществ и развития Soft Skills у
студентов ТГУ 41
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение А Программа исследования 52
Приложение Бланк интервью 56
Приложение В Транскрипты интервью 57
Приложение Г Документальный анализ 76


Актуальность: В современном российском обществе молодежь представляет собой важнейший стратегический ресурс государства, является будущей профессиональной элитой, от которой зависит развитие важнейших социальных сфер, таких как образование, государственное управление, экономика, политика и другие. На сегодняшний день темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Молодым людям необходимо постоянно развивать так называемые универсальные компетенции, мягкие навыки, чтобы успешно достигать поставленных целей, быть достойным конкурентом на рынке труда. Формировать и развивать компетенции возможно через активные методы обучения и
в практической деятельности.
Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Современная университет - это не только образовательный процесс, это и научно-исследовательская, проектная деятельность, творческая и др. Университеты сегодня предлагают многообразие форматов, в том числе и формализованные и неформализованные объединения студентов, реализующие различные направления деятельности, участие в которых способствует формированию и развитию у студентов широкого спектра компетенций. Университеты мирового класса обращают особое внимание на личностное развитие своих студентов и их «мягких» навыков, реализуя, прежде всего, эту задачу в рамках большого количества студенческих сообществ, вовлекая всех студентов в их деятельность.
Так, например, Оксфордский университет, как один из престижных университетов мира, предлагает своим студентам более 300 сообществ по интересам [24], Томский Государственный Университет насчитывает более 90 различных студенческих объединений. Становится очевидным, что студенческие сообщества занимают важное место в университетском пространстве.
Проблемная ситуация: «Мягкие» навыки (Soft Skills) являются важной компонентой для специалиста, а также для человека, который хочет быть успешным в современных реалиях. Важно формировать «мягкие» компетенции в рамках процесса образования. Однако традиционная образовательная программы университета предполагает формирование у своих студентов в основном «жестких» навыков (Hard Skills), преподаватели за редким исключением ставят перед собой цель формировать «универсальные» навыки. Предполагается, что студенческие сообщества могут формировать Soft Skills, однако важно определить, действительно ли они реализуют данную задачу.
Проблема: Является ли формирование «мягких» навыков осознанной задачей сообществ университета. Какие навыки способны формировать различные типы студенческих сообществ.
Решения требуют следующие исследовательские вопросы:
1. Является ли формирование «мягких» навыков (Soft Skills) декларируемой задачей студенческих сообществ?
2. Какие «мягкие» навыки формируются в рамках студенческих сообществ ТГУ?
3. Есть ли сетевая связь между студенческими сообществами в процессе формирования Soft Skills у студентов ТГУ?
Таким образом, объектом исследования являются студенческие сообщества ТГУ, предметом - Soft Skills, формирующиеся в рамках этих сообществ.
Цель исследования: Определить, какие «мягкие» навыки формируются в студенческих сообществах ТГУ, реализующих разные направления деятельности.
Задачи:
1) Провести интерпретацию понятий «студенческое сообщество» и «Soft Skills»;
2) Рассмотреть историю развития студенческих сообществ;
3) Определить задачи студенческих сообществ
4) Построить типологию студенческих сообществ ТГУ;
5) Выявить наличие сетевых связей между студенческими сообществами и построить сетевую карту студенческих сообществ ТГУ;
6) Определить перечень «мягких» навыков (Soft Skills), формирование которых является явной и латентной задачей разных типов студенческих сообществ
7) Выявить зависимость взаимодействия студенческих сообществ и развития Soft Skills у студентов ТГУ.
Гипотеза исследования: Тесная связь между студенческими сообществами стимулирует участников одного сообщества интересоваться деятельностью сообществ - «союзников», тем самым приобретая в рамках этой деятельности новые навыки, среди которых есть так называемые «мягкие» навыки (Soft Skills). Студенческие сообщества способны формировать как «общие» навыки, характерные для всех студенческих организаций, так и «специфические», характерные для определенных типов сообществ.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в ходе разработки современных образовательных программ (включающих в себя развитие «мягких» навыков (Soft Skills)), в рамках преподавания современной социологии образования, в управлении социальной и молодежной политики для организации управления студенческими сообществами ТГУ.
Теоретико-методологические основания написания работы: В качестве теоретико-методологических работ выступают труды современных аналитиков, рассматривающих современную систему образования, такие как: М.Барбер и К. Донелли, Д. Салми. В качестве базового методологического и теоретического основания данной работы заложен структурно-функциональный подход Толкотта Парсонса, который выражен в работах Чулановой О.Л., Дёмина В.В. и Сухановой Е.А..
В данной работе рассматривается формирование навыков в процессе деятельности студентов в рамках студенческих сообществ В качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. В социологии основы теории деятельности представлены в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето, Ф. Знанецкий.
В качестве эмпирических методов в работе использованы: метод сетевого анализа, полуформализованное интервью и традиционный анализ документов.
Научная новизна: Составлена авторская классификация студенческих сообществ ТГУ, построена авторская теория сетевой взаимосвязи студенческих сообществ ТГУ, определен перечень «мягких» навыков (Soft Skills), формируемых в рамках деятельности студенческих сообществ ТГУ, проведена их классификация.
Апробация: Результаты исследования представлены на XX Международной конференции молодых учёных «Актуальные проблемы социальных наук» 27 апреля 2018 года (Секция «Социология в современном мире»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено изучению формирования Soft Skills в рамках студенческих сообществ, а также определению перечня «мягких» навыков, формирующихся в студенческих сообществах ТГУ, реализующих разные направления деятельности. Основной проблемой исследования были вопросы: является ли формирование «мягких» навыков осознанной задачей сообществ университета. Какие навыки способны формировать различные типы студенческих сообществ. Целью данной работы было определение «мягких» навыков, формирующихся в студенческих сообществах ТГУ, реализующих разные направления деятельности. Гипотеза исследования звучала следующим образом: Тесная связь между студенческими сообществами стимулирует участников одного сообщества интересоваться деятельностью сообществ - «союзников», тем самым приобретая в рамках этой деятельности новые навыки, среди которых есть так называемые «мягкие» навыки (Soft Skills). Студенческие сообщества способны формировать как «общие» навыки, характерные для всех студенческих организаций, так и «специфические», характерные для определенных типов сообществ. В качестве теоретико-методологических оснований были взяты работы Т. Парсонса, как представителя структурно-функционального подхода, а также Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето, Ф. Знанецкий, как представителей теории деятельностного подхода. Также были проанализированы работы, посвященные предмету исследования, таких исследователей как: М. Барбер и К. Донелли, Д. Салми, О. Чуланова, В. Дёмин и Е. Суханова.
В процессе работы были найдены все возможные студенческие сообщества ТГУ и подвержены классификации. Далее была построена сетевая карта взаимодействия студенческих сообществ ТГУ. Также с помощью целенаправленной выборки было отобрано 9 студенческих сообществ ТГУ, представляющих разные сферы деятельности. Руководители этих сообществ были опрошены методом полуформализованного интервью, также данные руководители представили уставные документы о деятельности своих организаций, которые были проанализированы с помощью традиционного метода анализа документов.
На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы:
1. Студенческие сообщества ТГУ классифицируются по видам деятельности на: волонтерские, научные, клубы по интересам (культурно-массовые организации), профсоюзные, спортивные, студенческие отряды, профориентационные, международные (работа с иностранцами), факультетские сообщества.
2. Документальный анализ уставных документов показал, что формирование тех или иных типов «мягких» навыков (Soft Skills) является явной функцией (задачей) студенческих сообществ ТГУ. Данные навыки можно разделить на две группы: «общие» и «специфические» навыки. «Общие» навыки характерны для большей половины студенческих сообществ, участвующих в исследовании. Это организаторские способности, коммуникативные навыки, навыки развития личностных качеств, профессиональные навыки (по специфике деятельности). И «специфические» навыки, формирующиеся в некоторых студенческих сообществах: аналитические/исследовательские навыки, гибкость / адаптивность / мышление и навыки социальной активности.
3. В разных типах студенческих сообществ ТГУ формируются различные виды «мягких» навыков. Для профсоюзных организаций характерны навыки коммуникации, организаторские навыки, навыки развития личностных качеств и социальной активности. Для клубов по интересам характерно формирование коммуникативных навыков и навыков развития личностных качеств. Студенческие отряды формируют навыки коммуникации, навыки гибкости, адаптивности и мышления, организаторские способности, навыки развития личностных качеств и социальной активности. Сообщества по работе с иностранцами отвечают за формирование коммуникативных навыков, навыков гибкости, адаптивности и мышления, организаторских способностей, навыков развития личностных качеств и навыков социальной активности. В свое время волонтерские организации формируют коммуникативные навыки, навыки развития личностных качеств и навыки социальной активности. Спортивные сообщества формируют коммуникативные навыки, навыки гибкости, адаптивности и мышления, организаторские способности и навыки развития личностных качеств. Сообщества, занимающиеся профориентацией студентов, формируют коммуникативные навыки, аналитические, исследовательские навыки, навыки развития личностных качеств. Сообщества, принадлежащие факультетам, отвечают за формирование коммуникативных навыков, аналитических, исследовательских навыков, навыков гибкости, адаптивности и мышления, а также навыков развития личностных качеств. Научные сообщества формируют аналитические, исследовательские навыки, организаторские способности, навыки гибкости, адаптивности и мышления. Кроме того, было выявлено, что во всех типах студенческих сообществ ТГУ формируются также навыки профессиональной деятельности, при чем относящиеся как к «мягким» навыкам (Soft Skills), так и к «твердым» навыкам (Hard Skills).
4. Потенциал взаимодействия студенческих сообществ ТГУ можно использовать для развития новых «мягких» навыков у студентов.
Таким образом, гипотеза о том, тесная связь между студенческими сообществами стимулирует участников одного сообщества интересоваться деятельностью сообществ - «союзников», тем самым приобретая в рамках этой деятельности новые навыки, среди которых есть так называемые «мягкие» навыки (Soft Skills); Студенческие сообщества способны формировать как «общие» навыки, характерные для всех студенческих организаций, так и «специфические», характерные для определенных типов сообществ, получила подтверждение.



1. Альмяшева Л.В. Социализация молодежи посредством студенческих объединений // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск. - 2013. - С. 141-143.
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (дата обращения: 13.05.2018)
3. Барбер М. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли К // Вопросы образования. - 2013. - 33. - С. 152-229.
4. Белоцерковский А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 4.
5. Богданова Р.У. Студенческое самоуправление: инновационный подход // Вестник герценовского университета. - 2007. №1 (39). - С. 35-39.
6. Богдан Е.С., Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17-20.
7. Бордовский Г.А. Концептуальные Основы Воспитания Студентов В Герценовском Университете // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2003. - С. 7-16.
8. Гайдученко, Е. Марушев, А Эмоциональный интеллект. [Электронный ресурс]. -URL: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (дата обращения: 13.05.2018).
9. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - 3-изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
10. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/ 11719-soft-skills (дата обращения: 13.05.2018)
11. Дельбанко Э. Колледж: Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 256 с.
12. Дёмин В. М. Приоритеты НПО и СПО в повышении качества подготовки кадров для современной экономики / В. М. Дёмин // Образовательная политика. - 2009. - № 9. - С. 2-8.
13. Дёмин В. В. Сетевое взаимодействие классического исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы / В. В. Дёмин, Е. А. Суханова // Информатика и образование. - 2015. - № 6 (266) - С. 3-5.
14. Ивонина А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2017. - Том 9, №1 - 18 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 16.04.2018)
15. Кириллов А.В. Технологии развития персонала в современном социальном управлении // Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. №13. С. 31-38.
...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ