ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Особенности видеоподкаста 6
1.1 Специфика подкаста и его значимость в современном мире 6
1.2 Преимущества видеоподкастов 8
1.3. Типология подкастов, особенности мистических подкастов 10
Глава 2. Тема мистики в российской медиаиндустрии 17
2.1 Специфика мистических шоу и роль ведущих мистических проектов
на телевидении 17
2.2 Основные особенности российских мистических аудиоподкастов
«Какая-то мистика» и «Жуть» 20
Глава 3. Реализация проекта: этапы и инструменты 25
3.1 Формирование идеи 25
Заключение 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
В современном обществе наблюдается непрекращающийся рост популярности визуального контента. Поэтому видеоподкасты играют важную роль в современном информационном пространстве, благодаря своей доступности и способности привлекать внимание аудитории при помощи различных визуальных средств. Так как одна из самых востребованных у молодежи тем на сегодняшний день - тема мистики и городских легенд, это дает возможность создать медиапродукт, который найдет свою аудиторию и займет нишу на российском медиарынке. Мистические видеоподкасты способны погрузить зрителя в атмосферу своих историй. Подкаст «Город засыпает, просыпается» представляет собой пример мистического видеоподкаста, рассказывающего городские легенды, сочетая в себе историческую реальность и мистический элемент. На сегодняшний день в российском медиапространстве отсутствуют мистические видеоподкасты, посвященные городскому фольклору, однако именно данный формат позволяет не только передавать зрителям, но и усилить их эмоциональное восприятие, что делает материал интерактивным и многослойным для подачи предмета, основанного на мифах и городских преданиях. Именно это обуславливает актуальность данной работы.
Новизна заключается в том, что на сегодняшний день не существует в российском медиапространстве мистических видеоподкастов о городских легендах.
Объект - видеоподкасты, имеющие своей тематикой городские истории, связанные с мистицизмом.
Предметом исследования являются продакшн и постпродакшн видеоподкастов на тему мистицизма и городских историй.
Цель дипломной работы - создать серию видеоподкастов в рамках медиапроекта «Город засыпает, просыпается».
Цель конкретизируется в задачах:
- Изучить литературу по теме ВКР;
- Найти и проанализировать подкасты с похожей тематикой, выявить их особенности;
- Продумать предполагаемый контент для канала на YouTube;
- Приступить к практической реализации намеченного плана, используя полученные знания;
- Проанализировать результаты, скорректировать вектор дальнейшего развития проекта;
Методы, которые использовались в работе: анализ, синтез, обобщение, классификация; также сравнение, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа носит проектный характер.
Практическая значимость. Городские мифы и истории являются важнейшей частью любого региона. Поэтому создание видеоподкастов о них поможет не только сохранить эти истории, но и сделать доступными для следующих поколений. Подкаст может привлечь внимание как зрителей, интересующихся культурой и историей, так и исследователей, изучающих истории городов. Так, подкаст можно будет сделать инструментом для популяризации местных мифов и легенд. Это может способствовать развитию инвестиционной привлекательности города и области.
Эмпирическая база включает анализ подкастов:
«Жуть» - аудиоподкаст, который выпускает студия «Либо/Либо». Он посвящён мистическим историям. «Какая-то мистика» - аудиоподкаст в жанре интервью, где обсуждаются мифы, слухи и легенды.
Теоретической базой выпускной работы являются работы Вязковой А., Петровой Л. и Соловьёву Д., посвященные анализу городских легенд и мифов в массовой культуре, а также роли мистики и таинственности в контексте современных медиаформатов. Также учитывались исследования по применению карт, фотографий и анимаций в визуальных рассказах, что позволяет понять, как эти элементы могут добавить дополнительные смысловые уровни в восприятие мифологических и исторических событий.
Проектная база - пять выпусков видеоподкаста «Город засыпает, просыпается...», созданные в рамках выпускной квалификационной работы.
Апробация работы. Основные тезисы работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы журналистики».
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В данной дипломной работе была описан опыт реализации проекта «Город засыпает, просыпается», видеоподкаста, посвященного обсуждению городских легенд. В процессе работы были изучены теоретические труды следующих авторов - Смирновой. Е.А, Вязковой А. А, Петровой. Л.Е, Соловьёва. Д.В. и др. Анализ данной литературы помог подробнее разобраться в типологии подкастов, до конца сформулировать идею подкаста и перейти к его реализации. Также были проанализированы телешоу и телепередачи, имеющие своим предметом мистику, благодаря этому появилось четкое понимание, как работать с аудио и видео оформлением, на что обратить внимание при подготовке сценария, и как правильно монтировать выпуск.
Проектной базой работы стала серия из пяти выпусков, в каждом из которых рассказывались истории городов: Томска, Москвы, Сочи, Кемерово, финальным выпуском стала беседа с экспертом в области эзотерики и мистики.
В ходе проделанной работы автору удалось создать свой медиапродукт. С одной стороны, автор уделил большое внимание визуальным средствам для создания мистической атмосферы, что позволило усилить эмоциональное восприятие. С другой стороны, повествование о городских легендах отличается доступностью, но основано на глубоком анализе фактов. Проект «Город засыпает, просыпается...» раскрывает культурное наследие каждого города по-особенному и позволяет удержать интерес зрителя.
Охваты подтверждают интерес к данной теме среди аудитории. Выпуск про город Томск за первую неделю набрал 350 просмотров, сейчас уже 985 просмотров. Второй выпуск привлёк 14 новых подписчиков, а также вызвал активность в социальных сетях. После выпуска про Сочи добавилось еще 5 подписчиков. Выпуск про Кемерово также хорошо зашёл зрителям, комментарий было большое количество и в конечном итоге пришло еще 15 человек. Финал с экспертом побил все рекорды. Только в VK видео пятый выпуск набрал 1038 просмотров, что для автора проекта является большим достижением.
Данный проект - не просто тема для дипломной работы, а личный путеводитель по городам России для каждого зрителя, где мистические истории и отголоски из прошлого обретают новые смысл. «Город засыпает, просыпается...» - это услышать невидимую сторону, разобраться в вопросах, на которые не могут ответить с научной точки зрения. Это связь между настоящим и прошлым, разумным и неразумным. В этом всем и рождается настоящая «медиамагия», которая позволяет сохранить это в истории. Созданный автором медиапродукт говорит не только об успешном завершении поставленных целей и задач, но и составляет хорошую начальную базу для развития подкаста в современном медиапространстве
1. Смирнова, Е. (2021). *Видеоподкасты: новая эра медиа*. Москва: Издательство "Наука".
2. Ковалев, А. (2023). *Тенденции видеоподкастинга в России*. Журнал "МедиаТренды".
3. Петрова, Л. (2024). *Мистика и ее влияние на современное общество*. Журнал "Социология культуры".
4. Соловьев, Д. (2023). *Популярные телепередачи о мистике в России*. Журнал "Телевидение России".
5. Крамаренко, Н. (2022). *Феномен "Битвы экстрасенсов" в российском телевидении*. Журнал "Кинематограф".
6. Лебедев, С. (2023). *Роль ведущего в телепередачах*. Журнал "Телевизионная журналистика".
7. Григорьев, М. (2024). *Влияние ведущего на успех подкаста*. Журнал "Аудиомедиа".
8. Речевое поведение ведущего подкаста. Прибавкина И. А.
9. ЯВЛЕНИЕ ПОДКАСТИНГА В СОВРЕМЕННОМ
МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ. Вязкова А.А
10. Аналитика рынка подкастов в России:новый формат медиарынка и новые возможности В.О. Карасс
11. Экранный образ: место и роль ведущего в современном телевидении. В.В. Ширяевская
12. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДКАСТИНГА. Е. А. Барашкина Л. А. Горшкова В. В. Лабутина
13. Мистические передачи на телевидении Логутова М.А.
14. Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Роль интонации и дикции в восприятии аудиовизуальных сообщений // Журнал медиапсихологии, 2018.
15. Бакман Л., Форд Д. Мистические подкасты: роль ведущего в создании медиа-контента // Медиакоммуникации, 2019.
...19