ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности взаимодействия общественных организаций со СМИ....7
§1. Проблемы взаимодействия СМИ и НКО 7
§2. Освещение деятельности ПСО «Лиза Алерт» в СМИ 19
Глава 2. Оценка эффективности взаимодействия ПСО «Лиза Алерт» со СМИ 27
§ 1. Эффективность взаимодействия ПСО «Лиза Алерт» и СМИ с точки зрения экспертов 26
§ 2. Освещение деятельности отряда «Лизы Алерт» в радиоэфире на примерах собственных материалов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Каждый год в России пропадает 120 тысяч человек, из которых 45 тысяч — дети. Такие данные предоставляет Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям, созданный в России в декабре 2014 года.
Ресурсов правоохранительных органов и МЧС бывает недостаточно для проведения качественной поисково-спасательной операции. В такие моменты на помощь приходят общественные организации. Люди, осознающие свой гражданский долг, абсолютно безвозмездно приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Подобные объединения представляют собой феномен гражданской инициативы и сознательности.
Общественные организации занимаются не только поиском пропавших людей. Существуют разные направления работы: оказание паллиативной помощи; социальная помощь; социальная реабилитация граждан с алкогольной и наркотической зависимостью и так далее.
Согласно данным общероссийской базы НКО на сегодняшний день на территории России зарегистрированы 11628 организаций. В каталоге НКО социальной карты Российской Федерации 25 организаций значатся на территории Томской области. К тому же существуют незарегистрированные организации, осуществляющие некоммерческую волонтерскую деятельность. К таким организациям относится, например, поисково-спасательный отряд (ПСО) «Лиза Алерт». Таким образом, можно говорить о гораздо большем количестве некоммерческих организаций в России.
Волонтерский труд оказывает помощь государству в решении социальных задач, стоящих перед ним и обществом. «Развитие волонтерства способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций. Волонтерство положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы».
Некоммерческие организации относят к «третьему сектору общества» (первый сектор - государственный, второй - коммерческий). Практика многих европейских стран подтверждает, что в формировании гражданского общества и решении актуальных социальных проблем значительную роль играют негосударственные некоммерческие организации, то есть организации, не имеющие в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Люди, неравнодушные к чужой беде, не преследуя цели извлечения экономической выгоды, действуют в интересах общества. Некоммерческие организации представляют собой часть гражданского общества, которая берет на себя решение социальных вопросов.
Понятие «третьего сектора» определено относительно недавно и связано с появлением общественных объединений, осознающих свой гражданский долг.
В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях». Это событие можно считать первым шагом в области институционализации организаций некоммерческого сектора в России. Данный закон, заменил разрешительный порядок формирования общественных организаций на регистрационный, тем самым предоставив широкие возможности для развития некоммерческих организаций. Таким образом, зарождение «третьего сектора» общества в современном понимании началось с 1990-х гг.
Сейчас понятие «общественные организации» юридически закреплено в гражданском кодексе Российской Федерации. «Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей».
Актуальность темы исследования заключается в том, что общественные организации появились в России относительно недавно, и механизмы взаимодействия данных организаций со СМИ еще четко не определены. Необходимо проследить специфику взаимодействия некоммерческого сектора со средствами массовой информации, чтобы проанализировать необходимость существования данного сектора общества и необходимость освещения деятельности волонтерского сектора общества. «Третий сектор» и журналисты только начинают нарабатывать коммуникативные связи.
Объект исследования: медиадискурс, связанный с пропажей людей.
Особенность объекта исследования заключается в том, что тема пропажи людей, освещаемая в СМИ может быть представлена не только в новостном формате, но и в репортажах, отчетах, опросах и т.д.
Предмет исследования: профессиональные стандарты, правила и
регуляторы при освещении журналистом деятельности НКО и отряда «Лиза Алерт».
В данной работе я рассматриваю эффективность взаимодействия СМИ с общественными организациями на примере поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».
«Лиза Алерт» - это добровольческий поисково-спасательный отряд, существующий в России с 2010 года. Отряд не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, деятельность отряда носит некоммерческий характер. При этом юридически организация «Лиза Алерт» не зарегистрирована как НКО.
Для России это новое явление. Люди самого разного возраста, достатка и социального положения абсолютно бескорыстно, на добровольной основе тратят свое время на то, чтобы найти пропавших людей. Часто эти поиски длятся не одну ночь и не одни сутки. Тем не менее люди, осознавая свой гражданский долг, не могут оставить нуждающегося в помощи человека в беде.
Согласно данным с официального сайта организации, за время существования отряда при участии волонтеров были найдены живыми более 20 тысяч человек. Ежегодно в Томске и Томской области пропадают сотни людей, за 2017 на сайте Следственного комитета размещены фотографии 40 человек, которые пропали без вести. Большую часть пропавших людей удаётся найти. На сайте волонтерской группы «Лиза Алерт» практически ежедневно обновляются записи о пропаже людей.
Эта статистика подтверждает необходимость существования социально-ориентированных организаций, которые действуют в интересах общества.
Волонтерские организации, такие как «Лиза Алерт» создают горизонтальные связи в обществе, благодаря которым человек ощущает себя в безопасности. В связи с этим возникает необходимость освещения деятельности таких организаций в СМИ, так как люди должны знать, куда обращаться за помощью, как действовать в кризисных ситуациях.
Целью моего исследования является изучение эффективности взаимодействия СМИ и общественных организаций на примере работы отряда «Лиза Алерт».
Задачи исследования:
1) Определить роль СМИ в освещении кризисных ситуаций, связанных с пропажей людей, и в профилактике таких ситуаций.
2) Выявить специфические черты взаимодействия СМИ и общественных волонтёрских организаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Библиографический список включает более 30 источников.
В заключение важно отметить, что в ходе исследования было выяснено, что участники отряда не получают материального вознаграждения, большая часть волонтеров - рабочие люди, которые в силу осознания гражданского долга приходят на помощь пропавшим людям, их семьям, а также правоохранительным органам, у которых не всегда достаточно ресурсов для проведения поисково-спасательных мероприятий. Таким образом, общественные организации являются неотъемлемой частью гражданского общества, и не освещать их деятельность в СМИ невозможно. СМИ и общественные организации объединены одной задачей - действовать в интересах общества.
Взаимодействие СМИ с «третьим сектором» необходимо обеим сторонам. С одной стороны, расширение охвата аудитории для общественных организаций, своего рода пиар. С другой стороны, НКО предоставляют СМИ инфоповоды, которые близки аудитории и важны для освещения. Остается проблема предоставляемого контента со стороны НКО, иногда проводятся скучные, несенсационные мероприятия. Что касается взаимодействия СМИ и отряда «Лиза Алерт» в Томске, то здесь взаимодействие налажено. Однако существует проблема отношения СМИ к теме пропажи людей, СМИ воспринимают подобные новости, как сенсацию то, что можно подать более эмоционально. В таких случаях СМИ нередко нарушают элементарные правила этики и вступают в конфликт с общественными организациями.
Высокая эффективность взаимодействия СМИ с такими организациями, как Лиза Алерт, может быть обеспечена только при уважительном отношении с обеих сторон, и если для СМИ в приоритете будут жизни людей и их психологическое состояние, а не рейтинги и инфоповоды.
СМИ важно осознавать роль «третьего сектора» в обществе. СМИ должны понимать, что НКО обладают широким спектром функций в обществе и роли между ними разделены. НКО занимаются благотворительностью, поиском людей, защитой прав человека и т.д.
Также сотрудникам НКО необходимо налаживать дружественные отношения со средствами массовой информации. НКО должны привлекать в свои ряды журналистов или давать образовательные курсы своим сотрудникам по взаимодействию со СМИ. Как это делает отряд «Лиза Алерт», организовывая семинары для волонтеров и круглые столы с журналистами регионов.
СМИ заинтересованы в интересной истории или герое, поэтому рядовое мероприятие, организованное НКО не интересно СМИ. СМИ действительно заточены на рейтинговые материалы, на эксклюзив, поэтому НКО должны уметь подать информацию.
Еще одна проблема во взаимодействии. Что НКО - это не бизнес, а СМИ - это наоборот коммерческая структура. Поэтому любая публикация в СМИ является рекламой организации, следовательно, СМИ ожидают в ответ либо материального вознаграждения в качестве процента от гранта, либо упоминание на сайте организации, что может расширить аудиторию СМИ. Здесь уже происходит не столько информационное сотрудничество, а взаимопомощь в расширении охвата аудитории.
Сюжеты и материалы, посвященные деятельности НКО носят «вечный характер», то есть не теряют своей актуальности, если содержат практические рекомендации для аудитории по безопасности, защите собственных прав и предупреждению кризисных ситуаций.
Общественные организации работают в интересах общества. Когда правоохранительным ресурсам не хватает мощностей, третий сектор включается в работу.
Само общество принимает «третий сектор», в большинстве случаев одобряет работу отряда «Лизы Алерт» об этом свидетельствует доверие со стороны людей, которые иногда сами звонят в горячую линию, заявляют о пропаже, также возможность совмещения работы с поисково-спасательными операциями для волонтеров. Как показал опрос, в этом плане начальство идет навстречу волонтерам во время экстренных поисков.
Взаимодействие ПСО «Лиза Алерт» со СМИ достигло высокой степени эффективности, благодаря грамотной политике инфоргов отряда и четко сформированной структуры внутри отряда. Разделение обязанностей и ролей внутри организации на всех уровнях от регионального до всероссийского обеспечивает слаженную работу в основных направлениях: поиска пропавших людей и взаимодействия со СМИ. В плане популяризации общественной организации в СМИ отряд «Лиза Алерт» может послужить одним из примеров для начинающих или менее распространенных НКО, у которых возникают проблемы во взаимодействии со СМИ.
1. Александрова Т. Интервью Лейбина В. «Научиться не вешать, а узнавать
и понимать» / Журналистика и медиарынок № 12. — 2011. -.- URL:
http://www.jourmedia.ru/index.php?Itemid=34&catid=73&id=198&option=co m_content&view=article. (дата обращения 10.04.2018)
2. Баланин А.И. Роль добровольческой деятельности в формировании гражданского общества в демократической России / I международная студенческая научно-практическая конференция: Добровольчество в современном мире: нравственный идеал времени // Сборник научных статей. - 2016 г. С.110
3. Белокрыльцева А. Почему о нас не пишут, или как НКО наладить взаимодействие со СМИ // М., Студио-Диалог - 2012. - 91 с.
4. Белоусова М. 20 правил: взаимодействие НКО и СМИ [Электронный ресурс] / Блог «Эксперт BTL». - 7.07.2016 -.- URL: http://expert-btl.ru/20- pravil-vzaimodeystvie-nko-i-smi/ (дата обращения 16.04.2018)
5. Благотворительный фонд «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» СМИ и НКО: кто
кому нужен? [Электронный ресурс] -. - URL:
http://www.akbarssozidanie.ru/family/news_detail.php?ID=4723§ion=261 (дата обращения 23.09.2017)
6. Борисенок М. Митап «НКО и СМИ: проблемы диалога»: материалы
встречи - 27.12.2013 [Электронный ресурс] -. - URL: https://te-
st.ru/reports/meetup-media-report/ (дата обращения 10.10.2017)
7. Бурчакова М. А. Волонтерство как форма проявления социальной
ответственности государства, общества и бизнеса / Бурчакова М. А., Хажемпо В.В. [Электронный ресурс] -. - URL:
https://sovman.ru/article/5203/ (дата обращения: 23.09.2017).
8. Быкова А. СМИ vs. НКО: какая журналистика нужна профессиональному гражданскому сектору / Агентство социальной информации - 25.04.2018 [Электронный ресурс] -. - URL: https://www.asi.org.ru/news/2018/04/25/smi-i-nko-diskussiya/ (дата обращения 10.10.2017)
9. В Кургане состоялись бесплатные лекции для НКО [Электронный ресурс]
/ Информационное агентство «Повестка дня» - 17.06.2016 -. - URL: http://agendau.org/region/%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0% D0%BD%D 1%81%D0%BA%D0%B0%D 1 %8F%D0%BE%D0%B 1%D0%B B%D0%B0%D 1%81%D 1%82%D 1%8C?page=8 (дата обращения
08.04.2018)
10. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. / М., Престиж - 2006 г. - 104 с.
11. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов / М.: Изд-во АПК и НПРО. - 2013. - 479 c.
12. Дзялошинский И.М. НКО и СМИ. Мостик через пропасть. / М., Агентство социальной информации. - 2002. - 228 с.
13. Дзялошинский И. М. Пресса третьего сектора или социальная
журналистика? [Электронный ресурс] / Право знать: история, теория, практика" N 7-8 (91-92) июль-август 2004 г. -.- URL:
http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/pravo/2004_91_92(7-8)/dziylochinskii.htm (дата обращения: 03.05.2018).
14. ЕСПЧ принял жалобы российских НКО на закон об «иноагентах» 28.03.18
[Электронный ресурс] / «Радио Свобода» -. - URL:
https://www.svoboda.org/a/28396416.html (дата обращения 30.03.2018)
15. Интервью с Натальей Берестневой [Звукозапись] : радиосюжет / Радио России. - Томск, 2017. - 16 июля. - Выход в эфир в 16:00.
...33