Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Чайлдфри как социокультурный феномен рубежа XX и XXI веков

Работа №181682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Истоки феномена Чайлдфри 9
1.1 Чайлдфри в феминистической идеологии 10
1.2 Эволюция феномена Чайлдфри 19
Глава 2 Феномен Чайлдфри в XX и XXI веках 26
2.1 Причины возникновения феномена Чайлдфри 26
2.2 Чайлдфри-семья: функции и ценности 35
Глава 3 Феномен Чайлдфри в российском обществе 41
3.1 Формат существования феномена Чайлдфри в России:
Интернет-сообщества и форумы 42
3.2 Специфика феномена Чайлдфри в российском обществе 48
Заключение 53
Список использованной литературы 56

В последние 150 лет западные страны демонстрировали активное развитие в рамках научно-технических, социально-экономических, политических и культурных революций. В процессе трансформации общественных отношений происходит изменение структуры и основных характеристик всех социальных групп. Семья и общество находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что позволяет выделить факторы и определить условия преобразования одной идеологической системы в другую. Семья - это некий микрокосм, изучив который, можно сделать выводы о состоянии общества в целом и о прогнозируемых тенденциях развития.
Сегодня политики, экономисты, демографы развитых стран все чаще приводят результаты статистик и опросов населения, позволяющих сделать вывод о том, что социальный институт семьи переживает кризис. Войны, эпидемии, неурожаи и многие другие причины становились в основании проблемы исчезновения традиционного семейного института на протяжении целого тысячелетия. Антропологический фактор и, соответственно, индивидуальный выбор человека не играли значительной роли в процессе эволюции семьи, как социальной единицы общества.
Демократизация общества, признание равенства каждого человека вне зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, утверждение свобод и прав за каждым индивидом привели к социально-культурной революции в XX-XXI веках. Революция и последующие за ней изменения положили начало становлению новой личности. Сила, амбиции, характер, стремления и принципы определяют карьеру, окружение, достаток и будущее человека. Сословная или классовая принадлежность, родословная и достижения родителей не играют какой-либо роли в том, какое место займет конкретная личность в процессе социализации и самореализации. Перенос общественной доминанты с института семьи на желания и потребности личности активизирует деятельность социальных и культурных явлений, которые будут отражать феномен обновленного «Свободного Человека». Чайлдфри или «люди свободные от детей» - это яркий пример того, каким образом институт семьи трансформируется в условиях новой морали и открывшихся возможностей реализации, а также экологических и политических проблем, усиления депрессивности, фобий и недоверия.
Феномен Чайлдфри активно изучается на западе, где государственный призыв к продолжению рода может быть воспринят, как ущемление прав личности - права на свободу выбора. Не смотря на это, некоторые страны Европейского Союза и Япония пытаются привлечь внимание граждан к проблеме депопуляции и демографического кризиса, однако это не дает результатов. В рамках данной работы Автор обращается к выявлению причин провала государственных программ, которые реализуются в определенных культурных, политических и социально-экономических условиях.
Актуализация проблемы депопуляции и трансформации института семьи в обществе приводит к проведению социальных, культурных и экономических исследований на тему причин и последствий данных явлений и феноменов. Западные социологические исследования феномена Чайлдфри чаще представлены в виде анализа статистических данных. Движение феминизма часто ставят в основание идеологии «свободных от детей», что противоречит российским исследованиям в данной области. Чайлдфри для России достаточно новое явление, однако, за последние пятнадцать лет оно получило свое развитие и теперь, «свободные от детей» - это не только отдельно существующие в российском обществе идеологические «меньшинства», но и организованное движение, которое отстаивает свои права. Именно поэтому Чайлдфри в России - это феномен, требующий исследования и выявления своей специфики.
Таким образом, основной проблемой работы Автор называет определение роли Чайлдфри в мировом и российском социокультурном пространстве. Положение феномена Чайлдфри в обществе зависит от общего уровня жизни населения, а также степени трансформации института семьи в данных условиях за определенный срок.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Феномен Чайлдфри изучен в литературе и дополнительных источниках в рамках пяти, определенных Автором, блоков: литература, изучающая Чайлдфри, как социальный феномен западного мира; статьи российских исследователей, рассматривающих идеологию «свободных от детей» в контексте прогрессирующего кризиса института семьи; литература, описывающая Чайлдфри, как оппозицию к религиозному миропониманию; информация, которая содержится на сайтах движений или организаций, которые разделяют идеи добровольной бездетности.
В литературе, изучающей Чайлдфри, как социальный феномен, следует выделить следующих западных исследователей: Дж. Э. Виверс, Книл и Джоши, Шредер- Баттерфилл и Кригер, Парк, Л. Чанси. Все монографии и статьи включают в себя типологию движения и анализ проведенных анкетирований населения. Данные источники позволяют проследить развитие Чайлдфри из феминистического движения или как реакцию на трансформацию института семьи и моральных устоев в 1960-1980 годах. Виверс является родоначальницей Чайлдфри-анализа. Она использовала не только теоретические основания для обоснования своей концепции о типологии «свободных от детей», но и проводила массовые анкетирования, опросы, обращалась к статистике, представляемой социальными службами. И хотя рассуждения Виверс сосредотачивались в первую очередь на семейных парах, сознательно решивших не заводить детей, ее последователи расширили круг своих исследований.
В России Автор выделяет следующие имена: О. Исупова, Ю.А. Антонова, Н. Н. Нарицын, А. Коскелло, Л. Погорелая, Камзины и другие. Работы данного блока аккумулируют в себе рассуждения о феномене Чайлдфри как факторе подтверждающем идею кризиса традиционного института семьи. Также авторы говорят о формировании специфических черт идеологии в рамках российской действительности. Феномен Чайлдфри получил развитие на форумах, где участниками диалогов могут стать лишь сторонники бездетности. Исупова и Антонова анализируют контент таких сайтов и выявляют их общие тенденции.
Литература, описывающая Чайлдфри, как оппозицию к церковной догме, ограничена авторами, которые, так или иначе, причастны к христианскому, мусульманскому или другому вероисповеданию: Ю. Выходцева, А. Ерахтина, Д. Соколов- Митрич, М. Мустафина. Формирование и распространение в обществе идеологии Чайлдфри трактуется, как «диктатура бездетных», которая угрожает институту семьи, традициям и вере. В процессе реализации государственных программ по преодолению демографического кризиса, поддержки молодых семей с маленькими детьми происходит становление особой «охранительной» идеологии, направленной на традиционный институт семьи, как социальную группу, реализующую репродуктивную и социализирующую функции.
Сайты, посвященные движениям, которые поддерживают идеологию Чайлдфри, в основном представлены англоязычными странами. Все сайты включают в себя историю создания, рассказы основных активистов о том, как они «осознали себя», правила и ограничения. Блоги Чайлдфри позволяют им поддерживать друг друга и обмениваться необходимой информацией. В данный список следует включить экологические организации, которые призывают отказаться от рождения детей, для сохранения планеты, флоры и фауны. Кроме сайтов и блогов «свободных от детей» в интернет пространстве представлены форумы для Чайлдхэйт или «детоненавистников».
Объектом исследования является феномен Чайлдфри, субъектом же Автор называет Чайлдфри как фактор трансформации традиционного института семьи.
Цель работы: выявить роль Чайлдфри в формировании мирового современного социокультурного пространства и сформулировать специфику данного феномена в рамках российского общества. Таким образом, будет обозначено место Чайлдфри в процессе трансформации традиционного института семьи и форма его существования в границах конкретной страны.
Задачи:
1. Этимология понятия «Чайлдфри». Определение причин возникновения феномена Чайлдфри из социального явления бездетности.
2. Анализ исторического формирования движения: к истокам культурных, социальных и сексуальных революций.
3. Выделение объективных и субъективных факторов развития феномена Чайлдфри.
4. Формирование авторского определения Чайлдфри.
5. Формулирование функций и ценностей Чайлдфри-семьи.
6. Выявление истоков и специфики Чайлдфри в России. Прогнозирование возможности становления организованного движения на базе социокультурного феномена.
Гипотеза: Чайлдфри является социокультурным фактором трансформации
традиционного института семьи и представляет собой угрозу для семейных ценностей и воспроизведения населения.
Методология исследования
В исследовании используется дескриптивный метод для описания существующих концепций, типологий и причин возникновения Чайлдфри. Метод корпоративного анализа используется для сравнения и сопоставления теорий, которые рассматривают идеологию Чайлдфри. Автор обращается к аналитическому методу для анализа художественной литературы и автобиографий с целью вычленения необходимой информации о положении Чайлдфри в обществе. Также Автором будут проведены опросы и анкетирования различных слоев населения: это позволит получить материалы о состоянии Чайлдфри в России.
Территориальные границы исследования формируются вокруг двух стран: США и России. Соединенные Штаты Америки, как и некоторые страны Европейского Союза (Великобритания, Германия, Франция) стали центрами идеологии «свободных от детей». Индивидуализм, эгоизм и высокий уровень общества стимулируют изменение сознания индивида в данных странах. В рамках Российской Федерации происходило становление специфического феномена Чайлдфри со своими национальными особенностями. Хронологические рамки основной части исследования локализуются в приделах XVIII-XXI веков. Формирование идеологии Чайлдфри проходило в несколько этапов, каждый из которых соотнесен с определенной сферой общества. Так, промышленная революция заложила основания для последующих изменений в политической, социальной, экономической и культурной сферах, что и стало фазами организации феномена Чайлдфри на разных уровнях.
Новизна работы заключается в составлении автором субъективных и объективных факторов возникновения феномена Чайлдфри. Также в процессе исследования будет выдвинута концепция семьи «свободных от детей», которая определит будущее развитие института семьи в условиях современного общества: толерантности, развития генной инженерии, политической и экономической нестабильности, страха недополучить или получить информацию, мультикультурной и поликонфессиональной реальности. Сформулированные функции и ценности Чайлдфри-семьи позволят сделать вывод о тенденциях обновления общества. Автор указывает факторы зависимости феномена Чайлдфри от исторической и национальной базы. Так, российское общество будет рассматриваться, как центр сохранения и «консервации» традиционного института семьи со свойственным ему отторжением «иных» мировоззрений.
Положения на защиту:
1. Феномен Чайлдфри получил свое развитие из социального явления бездетности благодаря экономическим, социальным, политическим и культурным факторам.
2. Чайлдфри как движение появилось из феминистической идеологии
равноправия.
3. Возникновение феномена Чайлдфри связано с объективными и субъективными факторами.
4. Чайлдфри-семья реализует в обществе новую модель социального
партнерства со свойственными ей функциями и ценностями.
5. В зависимости от дислокации движения определяются специфические национальные черты, свойственные Чайлдфри внутри определенной страны. Положение рассматривается на примере Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется из ее основного содержания. Чайлдфри предлагается исследовать в рамках формата «феномена», который может проявляться в виде идеологии, движения или явления. Указанные факторы возникновения феномена «добровольной бездетности» стоит рассматривать с точки зрения общих условий - объективные причины, и с точки зрения конкретной личности и ее психофизических характеристик - субъективные причины. Чайлдфри-семья - есть отдельная модель института семьи в XXI веке, определяемая специфическими функциями и ценностями. Автором выдвигаются специфические черты Чайлдфри-комьюнити в российском обществе.
Структура работы обусловлена проблемой, целью и задачами, которые указаны во Введении. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава раскрывает понятие Чайлдфри и указывает его отличительные признаки на протяжении становления идеи «свободных от детей». Также указывается взаимосвязь становления феминистического движения и свободы выбора - заводить или не заводить детей. В данном случае Чайлдфри рассматривается, как идеология, входившая во многие отдельные организации и движения. Вторая глава посвящена развитию структуры Чайлдфри: от факторов возникновения феномена да образования Чайлдфри-семей, имеющих отличительные характеристики. Третья глава отражает социокультурные особенности феномена Чайлдфри в российском обществе, а также содержит анализ проведенных анкетирований населения и бесед с представителями движения в городе Томске. Выводятся общие тенденции в прогнозируемом развитии феномена Чайлдфри в условиях сохранения традиционных семейных ценностей и института семьи на государственном уровне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Появление феномена «свободных от детей» подразумевает, что общество перешло на новый этап развития. Проведение аналогий с возникновением данного феномена в Античности дало возможность выделить несколько сходных характеристик этой эпохи с современным информационным веком: высокий уровень жизни; рост благосостояния значительного количества граждан; появление социальной мобильности; политические свободы, права и обязанности; индивидуалистические черты сознания. Автор отмечает, что социальная бездетность самостоятельное явление, которое не может быть заменено другой возможной константой. Эволюционный анализ становления Чайлдфри, как социокультурного феномена показал, что его зарождение связано с образованной, свободной, творческой прослойкой населения. В данной среде формируется идеологическая база, основанная на независимости, отсутствии ответственности, эгоизме, гедонизме и эстетизме.
Чайлдфри как движение появляется из феминистической идеологии равноправия, где провозглашается свобода выбора каждого человека в том, как использовать свое тело и его физиологические возможности. Феминизм освобождает своими действиями женщин от гнета мужского населения. Они получают право на образование, оплачиваемый труд, свободную самореализацию. Расширив диапазон общественных действий, феминистки обратились к семейной жизни, где женщины так и оставались в подневольном состоянии: физическое и психологическое насилие. Общественное сознание начинает воспринимать женщину не только, как мать и хозяйку, но и как полноправного гражданина своего государства. Женщины занимают свое место в жизни социума, приступая к самоопределению и вне семьи. Мужские роли также меняют свое содержание: теперь мужчина не считается единственным «добытчиком» семье, он может заняться иной деятельностью, никак не связанной с получением достатка. Происходит становление новых гендерных ролей, никак не связанных с биологическим полом.
Автор выделил две группы факторов, которые играют решающую роль в становлении феномена Чайлдфри. Объективные или внешние причины: технологическая и промышленная революция; социальная трансформация или реконструкция; правовая, юридическая и политическая поддержка; улучшение уровня жизни; культурная толерантность; глобализационные процессы; медицинский прогресс; экологические катастрофы; перенаселение планеты; международный терроризм. К субъективным или внутренним (психо-личностным) факторам относятся: психологические травмы: детство и взрослая жизнь; особенности воспитания; медицинские показания; недостаток финансовых средств; карьерный рост; эгоизм и индивидуализм; гедонизм; инфантильность; мобильность; гомосексуальность. Все перечисленные факторы Автор считает взаимообусловленными, их сочетание приводит к становлению мировоззрения Чайлдфри в рамках сознания конкретного человека.
Абсолютно новой тенденцией в развитии института семьи Автор называет Чайлдфри-семью. «Свободная от детей» - семья реализует в обществе новую модель социального и культурного партнерства со свойственными ей функциями и ценностями. Ценностями такой семьи можно назвать: самоопределение и самореализацию обоих партнеров; гедонизм; эстетизм; физическое и психическое здоровье; свободу и независимость. В зависимости от фактора, который подтолкнул партнеров к отказу от деторождения, Автор выделяет следующие функции семьи: коммуникативную, психологическую, прогностическую, экологическую и демографическую.
Феномен Чайлдфри в России развивается по совсем иному пути, нежели в мировой практике. Приобретая черты национальной специфики, феномен занимает позицию контркультуры, а не движения. Основным фактором появления «свободных от детей» является проводимая государством и иными институтами политика, направленная на увеличение количества рождаемости. Для этого формируется некий план действий, подразумевающий восстановление и охрану традиционного института семьи, построенного на патриархальных ценностях. Контркультура Чайлдфри развивается в интернет-пространстве и не осознанно не выходит за его границы. Сообщества, группы и форумы отказываются участвовать в какой-либо политической или общественной деятельности, все чаще деятельным сторонникам приходится примыкать к феминистическому движению, которое разделяет основные идеи и принципы Чайлдфри.
Автор выделяет некоторые отличительные признаки Чайлдфри сообщества в России: отсутствие организованного движения и нежелание его создавать; большинство представителей Чайлдфри - мужчины и женщины, не состоящие в браке или ином партнерском союзе; Чайлдфри не имеют своей идеологии и всячески отвергают предлагаемые им варианты; пассивность и закрытость отдельных сообществ или же их агрессивность и излишняя эмоциональность; основной причиной нежелания заводить детей является большое количество удовольствий, которые может получить человек, занимаясь иной деятельностью, а не воспитанием детей; отвращение к детям и страх перед родами также формируют сознание Чайлдфри; многие называют плохие жилищные условия и отсутствие хорошего материального положения причинами своего «свободного» выбора.
Проведенный Автором опрос населения в своем городе показал, что общество в провинциальном городе России не знакомо с феноменом Чайлдфри. Люди чаще негативно относятся к представленным им идеям «свободных от детей». При этом принципы Чайлдфри частично поддерживаются и населением. Так, респонденты были против отмены контрацептивов, что говорит об их желании контролировать процесс деторождения, то есть в обществе существуют и иные ценности, позволяющие реализоваться в каких-либо сферах, кроме родительства. При этом аборты воспринимаются отрицательно половиной опрошенных граждан, причины этого уходят корнями в вероисповедание или физическое и психологическое здоровье.
Феномен Чайлдфри в России и мире следует в своем развитии разными путями. Это связано, прежде всего, с внешними факторами, которые подталкивают человека, в них рожденного, принимать определенные решения и избирать определенную модель поведения. Чайлдфри западного мира (США и европейские страны) прошли довольно долгий путь в своей развитии, их целью является не борьба с доминирующей идеологией и ее ценностями, а установление внутреннего баланса и гармонии. Поэтому появляется возможность говорить о Чайлдфри-семьях и становлении свободного человека, который занимается самоопределением и вечным поиском «своего места» в мире.
Российские Чайлдфри замкнуты в своих сообществах и не выходят на открытый диалог с социумом. При этом круг их обсуждений и интересов достаточно узок, в центре внимания находятся: принимаемые правительством законы и положения, которые критикуются лишь на уровне диалога со сторонниками Чайлдфри; дети, роды, родители и все, что с этим связано. Несмотря на динамичное развитие всех сфер жизни и их трансформацию, религиозные организации успешно возрождают в сознании людей традиционные семейные ценности, что приведет к полной маргинализации в России феномена Чайлдфри.
В дальнейшем Автор планирует детально исследовать институт семьи в информационной и постинформационной эпохе. Все выдвинутые Автором задачи были реализованы, цель полностью достигнута. Выдвинутая гипотеза частично опровергнута: Чайлдфри действительно является социокультурным фактором, который в значительной мере повлиял на трансформацию традиционного института, при этом сам феномен является следствием общественных изменений, связанных с революциями XX века, и процессов происходящих в XXI столетии (глобализация, информатизация и так далее). Автор опровергает часть гипотезы, которая рассматривает Чайлдфри, как угрозу демографического кризиса. «Свободные от детей» не имеют непосредственного отношения к депопуляции населения. Главным фактором в данном процессе Автор считает отодвигание сроков деторождения, уменьшение количества детей на одну семью и увеличение нерепродуктивного, в силу возраста или медицинских показаний, населения.



1. Аверина О. В. Оценка влияния православных ценностей на сохранение семьи / Аверина О. В., Белинская Д. В., Томилин В. Ф. // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 5. - С. 189-197
2. Адам и Ева: Альманах гендерной истории / под ред. Л. П. Репиной. - М. : ИВИ РАН, 2003. - 567 с.
3. Антонов А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 360 с.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Логос, 2002. - 390 с.
5. Бельский А. М. Трансформация репродуктивных установок молодежи в условиях формирования информационного общества // Научные стремления. - 2016. - №
1. - С. 31-41.
6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем ; под ред. Д. Викторовой. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.
7. Бим-Бад Б. М. Модернизация института семьи: макросоциологический и
антрополого-педагогический анализ / Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров. - М. : Новый
Хронограф, 2010. - 337 с.
8. Бичарова М. М. Движение «чайлдфри» как форма социально-политического протеста в демографических условиях современной России / М. М. Бичарова, О. В. Морозова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 8. - С. 147-153.
9. Бичарова М. М. Идеология чайлдфри как социальное последствие межнационального конфликта / М. М. Бичарова, О. В.Пиценко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 3. - С. 264-275.
10. Бичарова М. М. Феномен «чайлдфри» и проблема «другого» // TOUR-XXI: модернизация образования в туризме и академическая мобильность - международный опыт / Материалы международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2011. - С. 142-145.
11. Бичарова М. М. «Чайлдфри» и «чайлдхейт»: от свободы до ненависти // Успехи современной науки. - 2016. - № 12. - С. 7-10.
12. Богачёва Н. В. Дети как фактор стабильности семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2004. - № 5. - С. 52-54.
13. Бороздина Е. А. Как распорядиться «материнским капиталом» или граждане в семейной политике / Бороздина Е. А., Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. // Социологические исследования. - 2012. - № 7. - С. 108-118.
14. Венедиктова М. Жизнь в кайф - без чайлд [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly : газета. - Электрон. дан. - М., 2006. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0259/gazeta012.php (дата обращения: 16.03.2017).
15. Введение в гендерные исследования. Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков : ХЦГИ, 2001. - 991 с... 50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ