Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-китайские отношения в сфере трансграничной электронной торговли

Работа №181681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Основные понятия и аспекты цифровой экономики 9
1.1. Понятие и сущность цифровой экономики 9
1.2. Особенности национальных стратегий развития цифровой экономики 13
1.3. Понятие, виды, преимущества и недостатки электронной коммерции. Этапы
развития электронной торговли на международном уровне 22
Глава 2. Современное состояние цифровой экономики Китая и анализ сотрудничества двух стран в данной сфере 31
2.1. Успехи цифровизации экономики Китая 31
2.2. Проблемы и вызовы в развитии цифровой экономики Китая 44
2.3. Реализуемые проекты Китая и России в сфере цифровой экономики 52
Глава 3. Российский экспорт в Китай по каналам электронной торговли 59
3.1. Понятие и виды электронных площадок. Мировой опыт развития торговых
площадок 59
3.2. Анализ статистических данных российского экспорта в Китай в части
использования электронных площадок 81
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 94


Актуальность исследования. В 2015 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Программу развития до 2030 года, в которой были сформулированы цели устойчивого развития, в центре которых находятся три взаимосвязанных элемента: экономический рост, социальная интеграция и охрана окружающей среды. Благодаря научно-техническому прогрессу для достижения целей и решения задач устойчивого развития в XXI веке используются информационно¬коммуникационные технологии. Получают распространение понятия: информационное общество, электронное правительство, цифровые технологии, цифровая экономика и др.
Внедрение и развитие цифровых технологий приводит к трансформации рынков, что, безусловно, требует от предпринимателей переосмысления своих бизнес- моделей и определения новых перспектив развития бизнеса. Теоретический анализ цифровизации экономики позволяет выделить следующие аспекты данной проблемы: поиск новых возможностей для более эффективного взаимодействия уже функционирующих предприятий с клиентами, партнерами, поставщиками и другими заинтересованными субъектами на основе использования цифровых технологий; определение новых сфер деятельности субъектов бизнеса.
Одним из направлений цифровой экономики выступает электронная торговля. В настоящее время Россия активно сотрудничает с Китаем в данной области. В сфере цифровизации большое количество предприятий Китая и России выходит на электронный уровень, технологии и стандарты, поэтому в настоящий момент времени важно исследовать проблемы и перспективы дальнейшего развития трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем.
Стоит упомянуть, что Россия также делает упор на развитие цифровой экономики. Но в отличие от Китая технологий и ресурсов для более успешного осуществления данной задачи не хватает. Существуют определенные барьеры, которые в некоторой степени противодействуют развитию. К тому же в настоящее время человечество стало свидетелем холодной технологической войны между США и Китаем. Это противоборство не лучшим образом отражается на Российской Федерации, которая находится под санкциями. Поэтому важно понять, насколько России интересно сотрудничество с Китаем и насколько успешным оно является.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении результатов и перспектив развития российско-китайских отношений в сфере трансграничной электронной торговли.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1) изучить понятие и сущность цифровой экономики, историю становления и развития цифровой экономики на международном уровне;
2) изучить особенности национальных стратегий развития цифровой экономики;
3) исследовать понятие, виды, преимущества и недостатки электронной коммерции; историю возникновения и этапы развития электронной торговли на международном уровне;
4) изучить особенности и уровень цифровизации экономики Китая на современном этапе;
5) проанализировать проблемы и вызовы в развитии цифровой экономики Китая;
6) проанализировать проекты, реализуемые Китаем и Россией в сфере цифровой экономики;
7) исследовать понятие и виды электронных площадок; мировой опыт развития торговых площадок и дать их сравнительную характеристику;
8) провести статистический анализ данных российского экспорта в Китай в части использования электронных площадок;
Хронологические рамки: 2014 по настоящее время. Данный период времени выбран в связи с тем, что 2014 год является рубежным, знаменует собой с одной стороны ухудшение отношений с Западом, с другой активизацию российско- китайских отношений в рамках поворота на Восток. При этом для изучения истории становления глобальной цифровой экономики, китайской в частности, были изучены более ранние периоды.
Объект исследования: российско-китайские отношения.
Предмет исследования: российско-китайские отношения в сфере электронной торговли.
Методическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация, группировка и классификация, сравнение. Также использовались методы: анализа статистики, методы работы с источниками, политико¬описательный метод, методы: представления данных (табличный и графический).
В ходе исследования в рамках выпускной квалификационной работы были использованы следующие группы источников:
1. Национальные программы и стратегии развития Китая. В качестве примера можно привести «Белую книгу о развитии цифровой экономики Китая». В «Белой книге» формулируются наиболее важные этапы развития, и ключевые вопросы, стоящие перед китайским руководством и частными компаниями. В ней сформулированы основные направления развития цифровой экономики: цифровая индустриализация и промышленная цифровизация, а также концепция цифрового управления и цифровая монетизация данных. Эти четыре столпа модернизации формируют современную цифровую экономику в Китае.
2. Нормативно-правовые акты и федеральные программы Российской Федерации.
Показательным примером является Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данном указе содержится информация о том, что правительство ставит в приоритет достижение ряда национальных целей в различных областях, таких как демография, здравоохранение, образование, а также в сфере цифровой экономики. Целью является ускорение технологического развития страны, а именно внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий; обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и т.д. Федеральный проект «Цифровая культура» , опубликованный на сайте Министерства Культуры РФ, ставит целью обеспечить широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны.
3. Аналитические доклады международных организаций. Примером служит рабочий документ Международного валютного фонда о состоянии цифровой экономики в Китае. Данный документ помог определить положение китайской цифровой экономики в глобальном масштабе, проследить эволюцию и темпы ее развития.
4. Для анализа электронных торговых площадок были изучены официальные
5 ЦЦоЦо ШЛЯХЛ АС ГЗ^ЛЛТ! V^QTIAIA'V
сайты Amazon , Alibaba , Ebay , WHUDerries , ozon , Сберанк-АС1 , iandex . Данные источники позволили проследить специфику российских, китайских и западных электронных площадок, определить их сходства и различия, а также с какими проблемами им приходится сталкиваться.
5. Средства массовой информации. Были использованы материалы профессиональных новостных и информационных агентств, общественно-политических газет, таких как ТАСС , Коммерсантъ , Ведомости и другие.
Что касается литературы, то по теме выпускной квалификационной работы исследований крайне мало, монографий нет, но есть некоторое количество статей. Современное состояние цифровой экономики Китая и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией представлены в работах сотрудника Института международных отношений Пекинского университета Чжана Дунъяна, ведущего эксперта Центра международной информационной безопасности и научно - технологической политики МГИМО МИД России Алексея Бирюкова, доктора философских наук и академика РАН М.Л. Титаренко, а также в работах кандидатов экономических наук Нижегородского университета им. Лобачевского Ю.А. Гриневич и А.С. Шеншина. Анализ, проведенный данными деятелями, носит несистемный характер. Т.е можно сказать, что литература не раскрывает полностью тему работы, а лишь отдельные ее аспекты.
Имеется литература по вопросам смежным для моей выпускной квалификационной работы - литература про цифровизацию экономики Китая. Возможности и риски цифровой экономики Китая изучали экономист Департамента стран Азиатско- Тихоокеанского региона Международного валютного фонда Джан Лунмэй и постоянный представитель Международного валютного фонда в САР Гонконг Чен Салли , а также старший вице-президент компании Tencent Го Кайтяня и руководитель Первого исследовательского института электроники при Министерстве промышленности и информатизации КНР Инь Либо , из
русскоязычных авторов данным вопросом занимались ведущий сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Н.С. Ревенко , старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук Ц.В. Шульцева и другие.
Также была проработана литература общего теоретического характера. Исследования электронной коммерции, интернет-торговли представлены работами доцентов, кандидатов экономических наук ведущих ВУЗов страны А.А.Бычкова, Л.Ю.Заболотских, М.В.Соловей, М.М.Комарова и других. Аспирант московского национального исследовательского университета, факультета бизнеса и менеджмента Е.В. Миголь, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента и экономики энергетики новосибирского государственного технического университета А.В.Тупикина исследовали электронные площадки как технологию ведения торговли. Вопросы влияния электронных площадок на рыночную конъюнктуру освещены А.Третьяковым, доктором экономических наук, профессором кафедры экономики и управления Н.В.Хавановой и другими. Кешелава Амиран Варламович — член Сретенского клуба, эксперт рабочей группы по вопросам исследования цифровой экономики, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев исследовали вопросы влияния ЦЭ на рыночную экономику. Сущность явления, проблемы и риски формирования и развития цифровой экономики исследовали Волкова А. А., Плотников В. А., Рукинов М. В. из Военной академии материально¬технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из наиболее показательных и прогрессивных современных тенденций экономической глобализации и регионализации является развитие цифровой экономики. Электронная составляющая массово проникла практически во все крупные формы хозяйственной деятельности. Информационные технологии направлены на формирование новых каналов сбыта продукции, увеличения прибыли, развития клиентской базы и на решение других задач в области экономики и управления. Анализ различных подходов к определению «цифровой экономики» позволил понять, что цифровая экономика выступает в качестве нового типа хозяйствования. При этом ключевую роль в ее развитии имеют цифровые информационно-коммуникационные технологии и методы управления ими. Многие страны мира, осознавая неизбежность цифровой экономики, приняли курс на ее развитие. При этом различные страны имеют различные цели в развитии цифровой экономики. Лидерами выступают такие страны, как США, Китай, Великобритания, Германия, Сингапур, Япония и др.
Сравнительный анализ программ в области развития цифровой экономики показывает, что в настоящее время разные страны во многом сходятся в приоритетах развития указанной области, но также имеются и существенные различия. Все рассмотренные программы стремятся максимально интегрировать цифровые технологии в жизнь общества. Такая интеграция происходит во многих областях: в транспорте, здравоохранении, бизнесе, торговле и др. При этом приоритетные задачи развития цифровой экономики различаются. Так, если Великобритания стремится к мировому лидерству в киберпространстве, то Германия делает основной упор на переход к цифровому производству, а Китай добивается мирового лидерства в сфере высоких технологий. Для США очень важно лидерство в международной торговле, а для Японии - создание нового цифрового общества, ориентированного на человека.
Если рассматривать ситуацию в целом, то по уровню развития цифровой экономики Россия не занимает лидирующих позиций, но уверенно держится в группе стран, следующих за лидерами, год от года улучшая свои позиции. В то же время, конкуренция в рассматриваемой области остается очень жесткой, следовательно, нельзя останавливаться на достигнутом, необходима совместная работа государства и бизнеса по дальнейшему развитию цифровой экономики. В этой деятельности необходимо учитывать ряд выделенных проблем, рисков и угроз для того, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на их нейтрализации. Что же касается Китая, на сегодняшний день страна не занимает лидирующие позиции по показателям цифровизации, и, несмотря на среднюю нишу среди стран мира, Китай становится глобальным лидером в сфере электронной торговли и финансовых технологий. В последние годы в стране наблюдается рост цифровизации экономики. Элементы цифровой экономики все более присутствуют в повседневной жизни граждан. Китай - ведущий глобальный инвестор в ключевые цифровые технологии. Рынок венчурного капитала в Китае растет высокими темпами, сегмент цифровых технологий является особенно востребованным.
Для Китая, как и для многих других стран, характерно наличие проблем в развитии цифровой экономики. Внедрение ИКТ чревато потерей работы многими сотрудниками традиционных секторов экономики, особенно старшего возраста, квалификация которых не соответствует предъявляемым цифровой экономикой требованиям. Сохранение жесткого контроля за использованием интернета, из-за чего компании не могут получать нужную информацию из-за рубежа и несут финансовые потери, сдерживает приток иностранных инвестиций и развитие высокотехнологичных секторов китайской экономики. В дополнение ко всему издержки цифровой трансформации экономики ложатся на плечи низкоквалифицированных работников, в то время как основные выгоды - растущий уровень занятости и более быстрый рост заработной платы - достаются высококвалифицированным трудящимся, что потенциально углубляет неравенство. Направление развития цифровизации кардинальным образом положительно изменяет динамику российско-китайских отношений, оказывает значительное влияние на геоэкономическую и геополитическую ситуацию во всем мире. Потенциал двусторонних отношений России и Китая в области цифровой экономики огромен, и при грамотной стратегической политике правительства обеих стран, можно говорить о его неисчерпаемости. Государства намерены поддерживать и углублять доверительный диалог на высшем уровне, усиливать эффективность существующих механизмов двустороннего сотрудничества и по необходимости формировать новые, активно развивать сотрудничество между регионами, расширяя географию сферы такого взаимодействия. Страны активно сотрудничают в вопросах сохранения космического пространства, а также в области цифровых платежей и цифровой инфраструктуры. Потенциал развития имеется в сфере электронной торговли.
Если говорить о совместных проектах, реализуемых Китаем и Россией в сфере цифровой экономики, то можно сделать вывод, что их сравнительно немного. Но они являются значимыми и взаимодополняющими для обеих сторон. Проекты имеют важное значение для экономического развития обеих стран с целью достижения конкурентного преимущества над Соединенными Штатами. В условиях нынешнего глобального экономического кризиса, вызванного пандемией, сотрудничество в сфере цифровой экономики рассматривается как важный фактор стимулирования будущего роста.
Задействование электронных площадок для торговли в 21 веке выходит на уровень некоего стандарта. Локализация продаж в условиях глобализация становится фактором ограничивающим, которого легко избежать. Рассмотрев классификации электронных площадок, мы пришли к выводу, что практически вся торговля представлена в онлайн: это и крупные торги с госпредприятиями, и покупка потребительского товара на 100 рублей; это и аукционы, и агрегаторы, и биржи. Опыт развития площадок показывает, что а) их капитализация растет от года к году, что свидетельствует о возрастающей ценности (востребованности) в мире; б) создаются новые площадки, что говорит о том, что рынок ЭТП - рынок развивающийся; в) все площадки монетизируются за счет систем сбора платежей (в основном это комиссии с продаж).
Ценность электронной торговой площадки для российского экспортера заключается, на мой взгляд, в возможности продать свой товар пользователям площадки (отсюда: чем больше и чем профильнее целевая аудитория ЭТП для бизнеса-экспортера, тем последнему она более интересна). Поэтому в зависимости от типа экспортируемой продукции и типа ЭТП зависит и выбор площадки. Так, например, если экспортер поставляет свою продукцию в страны средней Азии и стремится увеличить свои продажи, большим смыслом будет обладать поиск посредника для торговли через Alibaba, чем открытие собственного магазина на Amazon. В то же время открыть магазин на Amazon и eBay и предлагать американскому покупателю, например, сибирскую целебную био-косметику будет очень перспективно. Использование электронных торговых площадок является потенциально важным инструментом в дальнейшем наращивании экспорта России. В случае государственной поддержки и устранения факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в России, отечественные производители и предприниматели смогут выйти на большее количество рынков сбыта.
Что касается статистических данных российского экспорта в части использования электронных площадок, можно в целом сказать, что число экспортных заказов российских онлайн-продавцов увеличивается стремительными темпами: число посылок, отправленных за границу в 2020г., составило 27,4 миллиона, увеличившись на 75% в сравнении с прошлым годом. Изменения, связанные с короновирусной пандемией, повлияли, прежде всего, на малый и средний бизнес. Это повлекло за собой резкий переход в онлайн, чтобы сохранить объем продаж и выручки. Большая доля объема экспортной выручки приходится на электронные торговые площадки с внешней логистикой, а это по большей части международные интернет-магазины. Большинство российских товаров экспортировалось в 2020 году в Европейский союз и страны дальнего зарубежья, в Беларусь и Казахстан. Экспорт в Китай пока не является определяющим и составляет 1% от общего объема, но является потенциально перспективным направлением.
В итоге, говоря о перспективах сотрудничества Китая и России в сфере трансграничной электронной торговли, можно сделать вывод о том, что в виду значительного подъема цифровой экономики, российско-китайская трансграничная электронная коммерция активно развивается, объем сделок постепенно увеличивается, это стало новой отправной точкой в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Но нельзя не упомянуть о некоторых проблемах, которые сдерживают данное взаимодействие. Это, прежде всего, правовые споры, проблемы в системе трансграничных платежей, трудности в таможенном оформлении, единичные бизнес-модели, низкая эффективность логистики. Если государства продолжат расширять всесторонние отношения стратегического партнерства, непрерывно работать над корректировкой политики электронной торговли и развитием различных бизнес-моделей, российско-китайская трансграничная электронная торговля в конечном итоге сможет преодолеть все сложности и выйдет на новый уровень своего развития.



1. China Strategy 2015-2020 Strategic Framework for Cooperation with China in
Research, Science and Education [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки ФРГ. URL:
https://www.bmbf.de/upload_filestore/pub/China_Strategy_Longversion.pdf (дата обращения 10.03.2021).
2. China’s Digital Economy: Opportunities and Risks // International Monetary Fund Working Paper. 2019 [Электронный ресурс] // Международный валютный фонд. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues (дата обращения 20.04.2021).
3. Measuring the Information Society Report 2017 [Электронный ресурс]//
International Telecommunication Union. URL: https://www.itu.int/en/ITU-
D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume 1.pdf (дата обращения 13.04.2021).
4. The Digital Economy and Society Index (DESI) [Электронный ресурс]// European Comission. URL: https:// ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (дата обращения 13.04.2021).
5. Xinwenban jiu beidou sanhao xitong tigong quanqiu fuwu yizhounian youguan qingkuang juxing fabu hui МЙ ^S^4H^M^Mft^^l#i^^W^^ Ж ^ f ^ W ^ [Information Office Holds Press Conference on the First Anniversary of the Provision of Global Services by Beidou No. 3 System]. [Электронный ресурс] // Ф^ЛК^ОФ^Л^О [Государственный совет КНР]. URL:http://www.gov. cn/xinwen/2019-12/27/content_5464601.htm (дата обращения 12.03.2021).
6. Zhongguo shuzi jingji fazhan baipishu ФД Жг ЖЖ ЖЖ l'l4j [White Paper on China's Digital Economy Development]. [Электронный ресурс] // China Academy of Information and Communications Technology. URL: http://www.caict.ac.cn/english/research/whitepapers/202104/P0202104295405257 37660.pdf (дата обращения 03.03.2021).
7. Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]// Портал внешнеэкономической информации. Электронные торговые площадки. URL:
http://www.ved.gov.ru/rus_export/electronic_market/electronic_market_review/ (дата обращения 05.03.2021).
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации 2018-2024» [Электронный ресурс]//Правительство России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения 20.02.2021).
9. Перечень импортных рынков для товара, экспортируемого из Российской
Федерации [Электронный ресурс]// International trade center. URL:
https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS (дата обращения
15.02.2021).
10. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде
КПК [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа: сайт Синьхуанэт. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения
01.03.2021).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016(дата обращения 10.03.2021).
12. Российские и китайские предприниматели развивают сотрудничество в сфере электронной коммерции при поддержке ЮНИДО [Электронный ресурс]// Организация Объединённых Наций по промышленному развитию(ЮНИДО).
URL:http://www.unido.ru/news/sotrudnichestvo_v_ehlektronnoi_kommercii/ (дата обращения 01.04.2021).
13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата
обращения 05.04.2021).
14. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»
[Электронный ресурс]// Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:
https://economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativn oe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/(дата обращения 20.03.2021).
15. Федеральный проект «Цифровая культура 2019» [Электронный ресурс]//
Министерство Культуры Российской Федерации. URL:
http://www.mkrf.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 12.04.2021)... 57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ