ТРАНСФОРМАЦИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
|
Введение 2
Глава 1. Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века 8
1.1. Изменение культурной парадигмы: от Первой Русской революции к
тоталитаризму 8
1.2. Великая Отечественная война как пример сохранения национальной
идентичности 14
1.3. Образ русского человека в период десталинизации 21
Глава 2. Отражение русской картины мира в Советском искусстве 27
2.1. Трансформация русской национальной идентичности в Советский период 27
2.2. Центральные образы Советского кинематографа как отражение специфики
русского национального мировоззрения 37
2.3. Архетипические образы русской национальной идентичности в литературе
Советского Союза 47
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Глава 1. Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века 8
1.1. Изменение культурной парадигмы: от Первой Русской революции к
тоталитаризму 8
1.2. Великая Отечественная война как пример сохранения национальной
идентичности 14
1.3. Образ русского человека в период десталинизации 21
Глава 2. Отражение русской картины мира в Советском искусстве 27
2.1. Трансформация русской национальной идентичности в Советский период 27
2.2. Центральные образы Советского кинематографа как отражение специфики
русского национального мировоззрения 37
2.3. Архетипические образы русской национальной идентичности в литературе
Советского Союза 47
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Актуальность научного исследования связана с осмыслением культурно-исторического феномена Советского Союза как новой формы русской культуры XX века. Советский Союз становится принципиально новым этапов в развитии русской цивилизации. На протяжении большей части XX века Советский Союз объединял народы общей целью, политикой и союзной культурой. Многие исследователи утверждают, что Советский Союз являлся самым мощным государством в период новейшей истории. Советский Союз и его культура обладали широким полем для исследования - это особенная политика и идеология, новый тип культуры и тип искусства. С каждым днем развития постсоветского периода все большее количество исследователей обращаются к тематике культурно-исторического устройства СССР. Исследователи предполагают, что сохранение Советского Союза способствовало его развитию на политической арене и в культурной практике.
XX век является периодом резких перемен в судьбе России. События этого периода в корне изменили культуру, образ жизни и устройство страны. XX век состоит из ряда политических, экономических, идеологических и культурных изменений: революция (1917), мировые войны (1914-1918, 1941-1945), коммунистический режим и идеология тоталитаризма (1922-1953), политика демократизации (1960е-1990е), формирование новых художественных стилей, гонения на религию. В данной работе автор исследует период СССР как наиболее яркий период культурной истории России и развития ее искусства. Автор научной работы исследует советское искусство как инструмент идеологизации жизни русского народа и визуализации основных событий истории, а также демонстрации отношения советского человека к ним. Искусство, исследуемое в данной работе, это - литература как способ реакции на изменения мира и кинематограф как способ визуального моделирования мира и отражения его действительности.
Для исследования искусства советского периода необходимо проследить трансформацию русской картины мира с наступлением советского периода. Автор данной научной работы предполагает, что мировоззрение советского человека формируется на основании традиционных ценностей и норм, но также добавляется и идеологические установки созданного Советского Союза. Именно поэтому для исследования Советского Союза как нового культурно-исторического периода русской цивилизации, необходимо проследить трансформацию картины мира русского человека, измененную идеологией Советского союза.
Трансформация мировоззрения русского человека возможна под воздействием новой советской идеологии, но и сохранения традиционных оснований. Центральные образы (символы) советского мировоззрения связывают новообразованное государство с его предшествующими эпохами, становятся «общим знаменателем» для объединения народов в советском государстве. Национальную специфику русского мировоззрения можно проследить через трансформацию основных образов русской картины мира. Автор научной работы выделяет основные образы (символы), становящиеся главными в жизни, быту, отношениях русского человека к Родине, к семье. Именно поэтому в данной научном исследовании автор научной работы выявляет архитепические образы (символы) как систему основных установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира.
Сохранение основных установок, ценностей и норм мира русского человека на протяжении всей истории формирует определенные особенности русского менталитета. Мировоззрение советского человека демонстрируется в искусстве данного периода, как возможном способе отражения особенностей русской национальной картины мира. Автора научной работы выделяет определенные «образы», которыми мысли русский человек на протяжении истории. В научном исследовании автор использует термин «центральные, структурообразующие или архетипические образы» (символы) как систему установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира и русском мировоззрении. Данные структурообразующие символы являются основными в определении русской национальной картины мира. Сохранение данных образов отражает характерные особенности стиля мышления и ментальности, ценности и нормы русского человека, встречающиеся на протяжении русской истории. В сознании каждого русского человека изначально были сформулированы те образы (символы), которые становились главными для его дальнейшей жизни, быта, отношения к своей семье, стране. Из данной характеристики автор выделяет термин «русскость», отражающий особенности национальной идентичности. Сохранение «русскости» является основанием актуальности данного исследования, так как советский и постсоветский периоды трансформируют основные образы русского миропонимания.
Объектом научного исследования является Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века - новая политика, идеология и культура. Предметом работы становятся произведения искусства советского периода (литература и кинематограф), репрезентирующие центральные образы русской национальной картины мира.
Проблема данного исследования заключается в определении основ трансформации традиционных образов русского мировоззрения под воздействием советской идеологии. Доминирующие в русской картине мира образы формируются на основании установок и смыслов, центральных, как и в государственной идеологии, так и в мировоззрении каждого человека лично. Отсюда можно сделать вывод, что основополагающие образы русского мировоззрения являются отражением единства государственной идеологии и традиционных оснований мироощущения.
Цель данной научной работы заключается в выявлении и интерпретации возможных трансформаций центральных образов русского мировоззрения, отраженных в искусстве Советского Союза.
Для достижения поставленной цели, автору необходимо решить основные задачи исследования:
1. Изучить феномен Советского Союза как такового и его культурно-идеологические особенности, влияющие на мировоззренческие установки русского человека.
2. Проанализировать центральные образы мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающие русского человека на протяжении всей истории.
3. Определить основы трансформации данных структурообразующих символов в Советский период через искусство данного периода (кинематограф и литературу).
Степень теоретической разработанности. Для данного исследования автор использует научную литературу. Самым обширным блоком работ являются труды, посвященные культурно-историческому процессу в России в XX веке - это анализ общего состояния страны, политики, положения в мире и культуры, исследованное в первой главе данной работы. С помощью научной литературы автор исследования может проследить трансформацию основных особенностей русского мироустройства. Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли такие авторы, как Бердяев Н. А., Кондаков И. В., Качановский В. В., Веко А. В., Чернобаев А. А. Наиболее важным трудом автор научного исследования выделяет работу Кондакова И. В. «Введение в историю русской культуры», так как данный источник способствует выявлению основных особенностей русской цивилизации и культуры на протяжение всей истории, а также способствует исследованию характеристик русского характера, формирующих национальную идентичность.
Особенности русской картины мира, исследуемые во второй главе данного научного исследования, также изучают многие философы и культурологи, такие как Гачев Г. Д., Сергеева А., Касьянова К., Георгиева Т. Работа Гачева Г. Д. «Национальные образы мира» способствует выделению основополагающих образов русской культуры, доказывающих духовное единство всех особенностей русской национальной идентичности («русскости»). Автор работы выделяет черты, свойственные каждой цивилизации и культуре, что помогает в исследовании исконно русских особенностей мироощущения.
Вопросы определения русской идентичности и картины мира, исследуемые автором во второй части работы, также изучаются многими философами и культурологами - это труды Кошман Л. В., Кортунов С. В., Барулин В. С., Рябце Ю. С. Наиболее важной работой является труд Сергеевой А. «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». Данный труд о ценностях, нормах и особенностях поведения русского человека, его национальной идентичности и самобытности. Используя данный научный труд, автор работы выделяет основные образы, демонстрирующие русский уклад жизни, стиль мышления, ценности и нормы жизни.
Следующий блок данного научного исследования посвящен искусству Советского Союза, изученному во второй главе работы. Исследуя данную область, автор обращается к таким авторам, как Деготь Е. Ю., Тимина С. И., Березовая Л. Г., Аронсон Э., Мальцева К., Суздалев П. Наиболее ценной для авторского исследования является труд Е. Ю. Деготь «Русское искусство XX века», обращенный к особенностям всех сфер советского искусства. Автор данной научной работы использует выбранные труды для изучения советского искусства как способа демонстрации картины мира и визуализации особенностей русского мировоззрения.
Методология научного исследования. В данной дипломной работе используется междисциплинарная методология - способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта способами различных дисциплин. Культурологический метод к изучению данной тематики является одним из элементов междисциплинарной методологии. Применение данного метода в представленной дипломной работе осуществляется для исследования Советского Союза как целостного феномена русской культуры. Изучение периода СССР в общекультурном контексте позволяет выделить основные особенности и характеристики данного периода, изучаемые в первой главе исследования.
Культурно-исторический метод. Для изучения особенностей русского мировоззрения сначала необходимо исследовать культурную обстановку в стране, то есть объект исследования, чтобы перейти к более детальному изучению предмета работы - советского искусства. Именно культурно-исторический подход позволяет взглянуть на ситуацию с культурой в государстве представленного периода не только со стороны искусства, но и других вспомогательных факторов, влияющих на предмет исследования. То есть, для исследования автором центральных образов советского искусства, требуется для начала изучить политическую, психологическую и историческую ситуацию исследуемого государства.
Социокультурный метод в данной квалификационной работе используется автором для исследования ситуации в стране, а также отношения граждан к данной политике, идеологии и культуре. Представленный метод способствует изучению основ мировоззрения русского человека и всего общества в целом под действием советской идеологии.
Гипотеза научной работы: репрезентация трансформации основополагающих образов (символов) русского мировоззрения в искусстве советского периода. Автор данного научного исследования доказывает, что советское искусство (на примере литературы и кинематографа) отображает те структурообразующие символы (образы), которыми мыслит русский человек. Центральные образы русского мировоззрения становится основанием для создания культовых фильмов Советского Союза, а также литературы данного периода.
Научная новизна. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательной практике при разработке и составлении методических пособий с целью ведения спецкурсов и основных образовательных программ гуманитарного профиля. Представленная теоретическая и практическая база, поможет студентам гуманитарных специальностей и профильных направлений, в написании рефератов, курсовых и других возможных работ. Также автор научного исследования не исключает, что работа поспособствует дальнейшему изучению тематики Советского Союза и особенностей его культуры и искусства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Советский Союз является новым культурно-историческим периодом развития русского государства, изменившим традиционные основания мировоззрения русского человека. Автор исследования приходит к выводу о том, что Советский Союз становится новой культурной формой и новым способом организации общества с помощью особенных способов организации власти - это тоталитаризм, государственная идеология и культурная политика.
2. Мировоззрение советского человека формируется на основании основной идеологии государства, контролируемой высшими органами, а также традиционных ценностей и норм русского характера, формируемых с течением развития всей русской истории. Идеология Советского Союза «разрушает» традиционные нормы и ценности русского человека - на смену принципу духовной соборности приходит принцип общественного коллективизма, то есть единение людей ради высокой духовной цели заменяется принципом патриотизма и самопожертвования ради Родины и своего вождя. Данные факты подтверждают позицию автора о том, что советская идеология способствует формированию нового мировоззрения советского человека, подверженного идеологизации, но сохраняющего традиционные основания картины мира.
3. Искусство становится способом репрезентации центральных образов
миропонимания советского человека. Кинематограф здесь исследуется как способ визуализации как идеологических установок, так и традиционных особенностей русской картины мира. Литература, в свою очередь, демонстрируется в данной работе, как реакционный вид искусства, то есть искусство, обладающее возможностью «отвечать» на вызовы идеологии и государственного режима, а также возможность сохранять традиционные основания русского миропонимания.
XX век является периодом резких перемен в судьбе России. События этого периода в корне изменили культуру, образ жизни и устройство страны. XX век состоит из ряда политических, экономических, идеологических и культурных изменений: революция (1917), мировые войны (1914-1918, 1941-1945), коммунистический режим и идеология тоталитаризма (1922-1953), политика демократизации (1960е-1990е), формирование новых художественных стилей, гонения на религию. В данной работе автор исследует период СССР как наиболее яркий период культурной истории России и развития ее искусства. Автор научной работы исследует советское искусство как инструмент идеологизации жизни русского народа и визуализации основных событий истории, а также демонстрации отношения советского человека к ним. Искусство, исследуемое в данной работе, это - литература как способ реакции на изменения мира и кинематограф как способ визуального моделирования мира и отражения его действительности.
Для исследования искусства советского периода необходимо проследить трансформацию русской картины мира с наступлением советского периода. Автор данной научной работы предполагает, что мировоззрение советского человека формируется на основании традиционных ценностей и норм, но также добавляется и идеологические установки созданного Советского Союза. Именно поэтому для исследования Советского Союза как нового культурно-исторического периода русской цивилизации, необходимо проследить трансформацию картины мира русского человека, измененную идеологией Советского союза.
Трансформация мировоззрения русского человека возможна под воздействием новой советской идеологии, но и сохранения традиционных оснований. Центральные образы (символы) советского мировоззрения связывают новообразованное государство с его предшествующими эпохами, становятся «общим знаменателем» для объединения народов в советском государстве. Национальную специфику русского мировоззрения можно проследить через трансформацию основных образов русской картины мира. Автор научной работы выделяет основные образы (символы), становящиеся главными в жизни, быту, отношениях русского человека к Родине, к семье. Именно поэтому в данной научном исследовании автор научной работы выявляет архитепические образы (символы) как систему основных установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира.
Сохранение основных установок, ценностей и норм мира русского человека на протяжении всей истории формирует определенные особенности русского менталитета. Мировоззрение советского человека демонстрируется в искусстве данного периода, как возможном способе отражения особенностей русской национальной картины мира. Автора научной работы выделяет определенные «образы», которыми мысли русский человек на протяжении истории. В научном исследовании автор использует термин «центральные, структурообразующие или архетипические образы» (символы) как систему установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира и русском мировоззрении. Данные структурообразующие символы являются основными в определении русской национальной картины мира. Сохранение данных образов отражает характерные особенности стиля мышления и ментальности, ценности и нормы русского человека, встречающиеся на протяжении русской истории. В сознании каждого русского человека изначально были сформулированы те образы (символы), которые становились главными для его дальнейшей жизни, быта, отношения к своей семье, стране. Из данной характеристики автор выделяет термин «русскость», отражающий особенности национальной идентичности. Сохранение «русскости» является основанием актуальности данного исследования, так как советский и постсоветский периоды трансформируют основные образы русского миропонимания.
Объектом научного исследования является Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века - новая политика, идеология и культура. Предметом работы становятся произведения искусства советского периода (литература и кинематограф), репрезентирующие центральные образы русской национальной картины мира.
Проблема данного исследования заключается в определении основ трансформации традиционных образов русского мировоззрения под воздействием советской идеологии. Доминирующие в русской картине мира образы формируются на основании установок и смыслов, центральных, как и в государственной идеологии, так и в мировоззрении каждого человека лично. Отсюда можно сделать вывод, что основополагающие образы русского мировоззрения являются отражением единства государственной идеологии и традиционных оснований мироощущения.
Цель данной научной работы заключается в выявлении и интерпретации возможных трансформаций центральных образов русского мировоззрения, отраженных в искусстве Советского Союза.
Для достижения поставленной цели, автору необходимо решить основные задачи исследования:
1. Изучить феномен Советского Союза как такового и его культурно-идеологические особенности, влияющие на мировоззренческие установки русского человека.
2. Проанализировать центральные образы мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающие русского человека на протяжении всей истории.
3. Определить основы трансформации данных структурообразующих символов в Советский период через искусство данного периода (кинематограф и литературу).
Степень теоретической разработанности. Для данного исследования автор использует научную литературу. Самым обширным блоком работ являются труды, посвященные культурно-историческому процессу в России в XX веке - это анализ общего состояния страны, политики, положения в мире и культуры, исследованное в первой главе данной работы. С помощью научной литературы автор исследования может проследить трансформацию основных особенностей русского мироустройства. Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли такие авторы, как Бердяев Н. А., Кондаков И. В., Качановский В. В., Веко А. В., Чернобаев А. А. Наиболее важным трудом автор научного исследования выделяет работу Кондакова И. В. «Введение в историю русской культуры», так как данный источник способствует выявлению основных особенностей русской цивилизации и культуры на протяжение всей истории, а также способствует исследованию характеристик русского характера, формирующих национальную идентичность.
Особенности русской картины мира, исследуемые во второй главе данного научного исследования, также изучают многие философы и культурологи, такие как Гачев Г. Д., Сергеева А., Касьянова К., Георгиева Т. Работа Гачева Г. Д. «Национальные образы мира» способствует выделению основополагающих образов русской культуры, доказывающих духовное единство всех особенностей русской национальной идентичности («русскости»). Автор работы выделяет черты, свойственные каждой цивилизации и культуре, что помогает в исследовании исконно русских особенностей мироощущения.
Вопросы определения русской идентичности и картины мира, исследуемые автором во второй части работы, также изучаются многими философами и культурологами - это труды Кошман Л. В., Кортунов С. В., Барулин В. С., Рябце Ю. С. Наиболее важной работой является труд Сергеевой А. «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». Данный труд о ценностях, нормах и особенностях поведения русского человека, его национальной идентичности и самобытности. Используя данный научный труд, автор работы выделяет основные образы, демонстрирующие русский уклад жизни, стиль мышления, ценности и нормы жизни.
Следующий блок данного научного исследования посвящен искусству Советского Союза, изученному во второй главе работы. Исследуя данную область, автор обращается к таким авторам, как Деготь Е. Ю., Тимина С. И., Березовая Л. Г., Аронсон Э., Мальцева К., Суздалев П. Наиболее ценной для авторского исследования является труд Е. Ю. Деготь «Русское искусство XX века», обращенный к особенностям всех сфер советского искусства. Автор данной научной работы использует выбранные труды для изучения советского искусства как способа демонстрации картины мира и визуализации особенностей русского мировоззрения.
Методология научного исследования. В данной дипломной работе используется междисциплинарная методология - способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта способами различных дисциплин. Культурологический метод к изучению данной тематики является одним из элементов междисциплинарной методологии. Применение данного метода в представленной дипломной работе осуществляется для исследования Советского Союза как целостного феномена русской культуры. Изучение периода СССР в общекультурном контексте позволяет выделить основные особенности и характеристики данного периода, изучаемые в первой главе исследования.
Культурно-исторический метод. Для изучения особенностей русского мировоззрения сначала необходимо исследовать культурную обстановку в стране, то есть объект исследования, чтобы перейти к более детальному изучению предмета работы - советского искусства. Именно культурно-исторический подход позволяет взглянуть на ситуацию с культурой в государстве представленного периода не только со стороны искусства, но и других вспомогательных факторов, влияющих на предмет исследования. То есть, для исследования автором центральных образов советского искусства, требуется для начала изучить политическую, психологическую и историческую ситуацию исследуемого государства.
Социокультурный метод в данной квалификационной работе используется автором для исследования ситуации в стране, а также отношения граждан к данной политике, идеологии и культуре. Представленный метод способствует изучению основ мировоззрения русского человека и всего общества в целом под действием советской идеологии.
Гипотеза научной работы: репрезентация трансформации основополагающих образов (символов) русского мировоззрения в искусстве советского периода. Автор данного научного исследования доказывает, что советское искусство (на примере литературы и кинематографа) отображает те структурообразующие символы (образы), которыми мыслит русский человек. Центральные образы русского мировоззрения становится основанием для создания культовых фильмов Советского Союза, а также литературы данного периода.
Научная новизна. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательной практике при разработке и составлении методических пособий с целью ведения спецкурсов и основных образовательных программ гуманитарного профиля. Представленная теоретическая и практическая база, поможет студентам гуманитарных специальностей и профильных направлений, в написании рефератов, курсовых и других возможных работ. Также автор научного исследования не исключает, что работа поспособствует дальнейшему изучению тематики Советского Союза и особенностей его культуры и искусства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Советский Союз является новым культурно-историческим периодом развития русского государства, изменившим традиционные основания мировоззрения русского человека. Автор исследования приходит к выводу о том, что Советский Союз становится новой культурной формой и новым способом организации общества с помощью особенных способов организации власти - это тоталитаризм, государственная идеология и культурная политика.
2. Мировоззрение советского человека формируется на основании основной идеологии государства, контролируемой высшими органами, а также традиционных ценностей и норм русского характера, формируемых с течением развития всей русской истории. Идеология Советского Союза «разрушает» традиционные нормы и ценности русского человека - на смену принципу духовной соборности приходит принцип общественного коллективизма, то есть единение людей ради высокой духовной цели заменяется принципом патриотизма и самопожертвования ради Родины и своего вождя. Данные факты подтверждают позицию автора о том, что советская идеология способствует формированию нового мировоззрения советского человека, подверженного идеологизации, но сохраняющего традиционные основания картины мира.
3. Искусство становится способом репрезентации центральных образов
миропонимания советского человека. Кинематограф здесь исследуется как способ визуализации как идеологических установок, так и традиционных особенностей русской картины мира. Литература, в свою очередь, демонстрируется в данной работе, как реакционный вид искусства, то есть искусство, обладающее возможностью «отвечать» на вызовы идеологии и государственного режима, а также возможность сохранять традиционные основания русского миропонимания.
Целью данной выпускной квалификационной работы бакалавра являлась интерпретация автором возможных трансформаций центральных образов русского мировоззрения, отраженных в советском искусстве.
В результате исследования, для достижения поставленной цели, автором были решены поставленные задачи.
Исследован Советский Союз с его культурно-историческими особенностями, влияющими на мировоззренческие установки русского человека. Данная задача, решенная в первой главе научного исследования, привела автора к следующим выводам:
1. Советский Союз является совершенно новым феноменом в развитии русской истории. С 1917 года развитие русского государства подлежало контролю коммунистической идеологии, направленной на мировое господство СССР. Единение людей ради общей цели становится основанием для советского государства.
2. Советская идеология формирует образ «нового русского человека» - не только сохраняющего традиционные ценности русской картины мира, но и получающие влияние от официальной идеологии, трактующий свои ценности. Трансформация основных особенностей русского мироустройства происходит именно под действием господствующей идеологии - социализма.
3. Отказ от официальной идеологии и поклонения великому вождю в период «Оттепели» дает русскому человеку шанс восстановить те традиционные ценности и установки, помогающие на протяжении всей русской истории, но, к сожалению, русский человек упускает шанс возвращения к нравственным и моральным ценностям и происходит постепенное «разложение» советского государства как такового.
Вторая задача научного исследования - это анализ центральных образов русского мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающих человека на протяжении всей русской истории, была решена в первом параграфе второй главы, и отсюда сделаны следующие выводы:
1. Автор выделяет пять центральных образов, являющихся главными в русской картине мира и сопровождающих государство на протяжении всей его истории - это образ Родины, Мира, Матери, Культурного героя и Антигероя. Автор делает вывод, что представленные образы (символы) связывают новое советское государство с его предшествующей историей, которая старалась искореняться из мировоззрения советского человека, но все-таки именно данные образы отображают сохранение «русскости».
2. «Русскость» - данный термин автор использует для объяснения особенностей русской национальной идентичности. Автор делает вывод, что данный культурологический термин характеризует основные ценности и устои жизни формирующиеся на протяжении всей русской истории, а советская идеология лишь изменяет данное понятие в образ «советского человека», чьи установки полностью повторяют уже созданные ранее ценности.
3. Мировоззрение русского человека формируется на основании господствующей идеологии советского государства, контролируемой высшими органами власти, а также традиционных ценностей и норм русского характера, сформированных на протяжении развития русской истории. Автор делает вывод, что советская идеология формирует образ человека, подверженного идеологизации, но при этом сохраняющего традиционное миропонимание. Советский человек лишь изменяет внешний облик основных мировоззренческих установок: на смену соборности приходит принцип коллективизма, образ великой имперской державы сменяется представлением о Советском Союзе как мировом лидере, принцип духовного единения людей на основе религии уходит на второй план, а в центр встает единение людей на основе самопожертвования ради своей Родины.
Решение третьей, самой сложно задачи, а именно исследование трансформации выделенных автором структурообразующих образов в период существования Советского Союза, отраженных в искусстве данного периода, а именно в кинематографе и литературе происходило в рамках второго и третьего параграфа данной выпускной работы. Анализ советского искусства, являющийся способом отражения основных установок русской картины мира, позволяет автору сделать следующие выводы:
1. Советский кинематограф является способом отражения господствующей идеологии посредством формирования таких кинолент, которые становятся визуализацией основных ценностей и норм советского человека. Представленные автором фильмы советского периода являются проявлением центральных образов русской национальной идентичности через главных героев кинолент. Каждый представленный образ ярко отображается в определенном фильме советского периода. Автор делает вывод, что представленные центральные образы демонстрируют влияние идеологии на человека, плюс являются способом формирования этой самой идеологии через выразительные средства киноязыка. Советские киноленты являются методом выражение русского мировоззрения через общенациональные образы, выделенные автором.
2. Литература советского периода становится методом отображения основных ценностных характеристик русского мировоззрения. Представленные автором литературные произведения являются демонстрацией сохраненных Советским Союзом основных ценностей, норм и устоев жизни, сформированных на протяжении всей русской истории. Автор научного исследования доказывает ни окончательные изменения русской картины мира, а трансформацию данных образов под действием официальной идеологии. Представленные автором образы отображаются благодаря личностному отношению советских авторов к идеологии. Можно сделать вывод, что советские писатели демонстрируют единство всех центральных образов, что способствует объединению советских людей посредством моральных ценностей и норм, созданных всей русской историей.
Представленные выше автором выводы позволяют говорить о том, что поставленные задачи исследования выполнены в полном объеме, а цель достигнута. Автором не только выделена собственная интерпретация центральных образов русской картины мира, но и прослежена возможная трансформация от традиционного представления до периода влияния советской идеологии. Данное авторское исследование дает возможность размышлять о том, что Советский Союз - это период не только изменения русского мировоззрения, но и период сохранения ценностных установок, созданных благодаря обширной русской истории.
В результате исследования, для достижения поставленной цели, автором были решены поставленные задачи.
Исследован Советский Союз с его культурно-историческими особенностями, влияющими на мировоззренческие установки русского человека. Данная задача, решенная в первой главе научного исследования, привела автора к следующим выводам:
1. Советский Союз является совершенно новым феноменом в развитии русской истории. С 1917 года развитие русского государства подлежало контролю коммунистической идеологии, направленной на мировое господство СССР. Единение людей ради общей цели становится основанием для советского государства.
2. Советская идеология формирует образ «нового русского человека» - не только сохраняющего традиционные ценности русской картины мира, но и получающие влияние от официальной идеологии, трактующий свои ценности. Трансформация основных особенностей русского мироустройства происходит именно под действием господствующей идеологии - социализма.
3. Отказ от официальной идеологии и поклонения великому вождю в период «Оттепели» дает русскому человеку шанс восстановить те традиционные ценности и установки, помогающие на протяжении всей русской истории, но, к сожалению, русский человек упускает шанс возвращения к нравственным и моральным ценностям и происходит постепенное «разложение» советского государства как такового.
Вторая задача научного исследования - это анализ центральных образов русского мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающих человека на протяжении всей русской истории, была решена в первом параграфе второй главы, и отсюда сделаны следующие выводы:
1. Автор выделяет пять центральных образов, являющихся главными в русской картине мира и сопровождающих государство на протяжении всей его истории - это образ Родины, Мира, Матери, Культурного героя и Антигероя. Автор делает вывод, что представленные образы (символы) связывают новое советское государство с его предшествующей историей, которая старалась искореняться из мировоззрения советского человека, но все-таки именно данные образы отображают сохранение «русскости».
2. «Русскость» - данный термин автор использует для объяснения особенностей русской национальной идентичности. Автор делает вывод, что данный культурологический термин характеризует основные ценности и устои жизни формирующиеся на протяжении всей русской истории, а советская идеология лишь изменяет данное понятие в образ «советского человека», чьи установки полностью повторяют уже созданные ранее ценности.
3. Мировоззрение русского человека формируется на основании господствующей идеологии советского государства, контролируемой высшими органами власти, а также традиционных ценностей и норм русского характера, сформированных на протяжении развития русской истории. Автор делает вывод, что советская идеология формирует образ человека, подверженного идеологизации, но при этом сохраняющего традиционное миропонимание. Советский человек лишь изменяет внешний облик основных мировоззренческих установок: на смену соборности приходит принцип коллективизма, образ великой имперской державы сменяется представлением о Советском Союзе как мировом лидере, принцип духовного единения людей на основе религии уходит на второй план, а в центр встает единение людей на основе самопожертвования ради своей Родины.
Решение третьей, самой сложно задачи, а именно исследование трансформации выделенных автором структурообразующих образов в период существования Советского Союза, отраженных в искусстве данного периода, а именно в кинематографе и литературе происходило в рамках второго и третьего параграфа данной выпускной работы. Анализ советского искусства, являющийся способом отражения основных установок русской картины мира, позволяет автору сделать следующие выводы:
1. Советский кинематограф является способом отражения господствующей идеологии посредством формирования таких кинолент, которые становятся визуализацией основных ценностей и норм советского человека. Представленные автором фильмы советского периода являются проявлением центральных образов русской национальной идентичности через главных героев кинолент. Каждый представленный образ ярко отображается в определенном фильме советского периода. Автор делает вывод, что представленные центральные образы демонстрируют влияние идеологии на человека, плюс являются способом формирования этой самой идеологии через выразительные средства киноязыка. Советские киноленты являются методом выражение русского мировоззрения через общенациональные образы, выделенные автором.
2. Литература советского периода становится методом отображения основных ценностных характеристик русского мировоззрения. Представленные автором литературные произведения являются демонстрацией сохраненных Советским Союзом основных ценностей, норм и устоев жизни, сформированных на протяжении всей русской истории. Автор научного исследования доказывает ни окончательные изменения русской картины мира, а трансформацию данных образов под действием официальной идеологии. Представленные автором образы отображаются благодаря личностному отношению советских авторов к идеологии. Можно сделать вывод, что советские писатели демонстрируют единство всех центральных образов, что способствует объединению советских людей посредством моральных ценностей и норм, созданных всей русской историей.
Представленные выше автором выводы позволяют говорить о том, что поставленные задачи исследования выполнены в полном объеме, а цель достигнута. Автором не только выделена собственная интерпретация центральных образов русской картины мира, но и прослежена возможная трансформация от традиционного представления до периода влияния советской идеологии. Данное авторское исследование дает возможность размышлять о том, что Советский Союз - это период не только изменения русского мировоззрения, но и период сохранения ценностных установок, созданных благодаря обширной русской истории.
Подобные работы
- ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ИСКУССТВО ЭВЕНКОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТАЖАНРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920 – НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ АГИОГРАФИЯ И «ЕВРОПЕЙСКАЯ» СКАЗКА-АЛЛЕГОРИЯ)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОБРАЗ «НОВОЙ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ» В ЖУРНАЛЕ «АЗАТ ХАТЫН» 1926-1941 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Советский социализм как идеологический компонент «Гарлемского ренессанса»
Soviet Socialism as an ideological component of the Harlem Renaissance
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - Становление оперного театра в Казахстане в 1930-40-е гг.: вопросы национальной, репертуарной и кадровой политики
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - ЖУРНАЛ «СИБИРСКИЕ ОГНИ» В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕГИОНАЛИЗМА (НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Т.К.АНТОШИНОЙ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



