Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Работа №181657

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века 8
1.1. Изменение культурной парадигмы: от Первой Русской революции к
тоталитаризму 8
1.2. Великая Отечественная война как пример сохранения национальной
идентичности 14
1.3. Образ русского человека в период десталинизации 21
Глава 2. Отражение русской картины мира в Советском искусстве 27
2.1. Трансформация русской национальной идентичности в Советский период 27
2.2. Центральные образы Советского кинематографа как отражение специфики
русского национального мировоззрения 37
2.3. Архетипические образы русской национальной идентичности в литературе
Советского Союза 47
Заключение 57
Список использованной литературы 60

Актуальность научного исследования связана с осмыслением культурно-исторического феномена Советского Союза как новой формы русской культуры XX века. Советский Союз становится принципиально новым этапов в развитии русской цивилизации. На протяжении большей части XX века Советский Союз объединял народы общей целью, политикой и союзной культурой. Многие исследователи утверждают, что Советский Союз являлся самым мощным государством в период новейшей истории. Советский Союз и его культура обладали широким полем для исследования - это особенная политика и идеология, новый тип культуры и тип искусства. С каждым днем развития постсоветского периода все большее количество исследователей обращаются к тематике культурно-исторического устройства СССР. Исследователи предполагают, что сохранение Советского Союза способствовало его развитию на политической арене и в культурной практике.
XX век является периодом резких перемен в судьбе России. События этого периода в корне изменили культуру, образ жизни и устройство страны. XX век состоит из ряда политических, экономических, идеологических и культурных изменений: революция (1917), мировые войны (1914-1918, 1941-1945), коммунистический режим и идеология тоталитаризма (1922-1953), политика демократизации (1960е-1990е), формирование новых художественных стилей, гонения на религию. В данной работе автор исследует период СССР как наиболее яркий период культурной истории России и развития ее искусства. Автор научной работы исследует советское искусство как инструмент идеологизации жизни русского народа и визуализации основных событий истории, а также демонстрации отношения советского человека к ним. Искусство, исследуемое в данной работе, это - литература как способ реакции на изменения мира и кинематограф как способ визуального моделирования мира и отражения его действительности.
Для исследования искусства советского периода необходимо проследить трансформацию русской картины мира с наступлением советского периода. Автор данной научной работы предполагает, что мировоззрение советского человека формируется на основании традиционных ценностей и норм, но также добавляется и идеологические установки созданного Советского Союза. Именно поэтому для исследования Советского Союза как нового культурно-исторического периода русской цивилизации, необходимо проследить трансформацию картины мира русского человека, измененную идеологией Советского союза.
Трансформация мировоззрения русского человека возможна под воздействием новой советской идеологии, но и сохранения традиционных оснований. Центральные образы (символы) советского мировоззрения связывают новообразованное государство с его предшествующими эпохами, становятся «общим знаменателем» для объединения народов в советском государстве. Национальную специфику русского мировоззрения можно проследить через трансформацию основных образов русской картины мира. Автор научной работы выделяет основные образы (символы), становящиеся главными в жизни, быту, отношениях русского человека к Родине, к семье. Именно поэтому в данной научном исследовании автор научной работы выявляет архитепические образы (символы) как систему основных установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира.
Сохранение основных установок, ценностей и норм мира русского человека на протяжении всей истории формирует определенные особенности русского менталитета. Мировоззрение советского человека демонстрируется в искусстве данного периода, как возможном способе отражения особенностей русской национальной картины мира. Автора научной работы выделяет определенные «образы», которыми мысли русский человек на протяжении истории. В научном исследовании автор использует термин «центральные, структурообразующие или архетипические образы» (символы) как систему установок и смыслов, доминирующих в русской картине мира и русском мировоззрении. Данные структурообразующие символы являются основными в определении русской национальной картины мира. Сохранение данных образов отражает характерные особенности стиля мышления и ментальности, ценности и нормы русского человека, встречающиеся на протяжении русской истории. В сознании каждого русского человека изначально были сформулированы те образы (символы), которые становились главными для его дальнейшей жизни, быта, отношения к своей семье, стране. Из данной характеристики автор выделяет термин «русскость», отражающий особенности национальной идентичности. Сохранение «русскости» является основанием актуальности данного исследования, так как советский и постсоветский периоды трансформируют основные образы русского миропонимания.
Объектом научного исследования является Советский Союз как новое культурно-историческое явление XX века - новая политика, идеология и культура. Предметом работы становятся произведения искусства советского периода (литература и кинематограф), репрезентирующие центральные образы русской национальной картины мира.
Проблема данного исследования заключается в определении основ трансформации традиционных образов русского мировоззрения под воздействием советской идеологии. Доминирующие в русской картине мира образы формируются на основании установок и смыслов, центральных, как и в государственной идеологии, так и в мировоззрении каждого человека лично. Отсюда можно сделать вывод, что основополагающие образы русского мировоззрения являются отражением единства государственной идеологии и традиционных оснований мироощущения.
Цель данной научной работы заключается в выявлении и интерпретации возможных трансформаций центральных образов русского мировоззрения, отраженных в искусстве Советского Союза.
Для достижения поставленной цели, автору необходимо решить основные задачи исследования:
1. Изучить феномен Советского Союза как такового и его культурно-идеологические особенности, влияющие на мировоззренческие установки русского человека.
2. Проанализировать центральные образы мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающие русского человека на протяжении всей истории.
3. Определить основы трансформации данных структурообразующих символов в Советский период через искусство данного периода (кинематограф и литературу).
Степень теоретической разработанности. Для данного исследования автор использует научную литературу. Самым обширным блоком работ являются труды, посвященные культурно-историческому процессу в России в XX веке - это анализ общего состояния страны, политики, положения в мире и культуры, исследованное в первой главе данной работы. С помощью научной литературы автор исследования может проследить трансформацию основных особенностей русского мироустройства. Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли такие авторы, как Бердяев Н. А., Кондаков И. В., Качановский В. В., Веко А. В., Чернобаев А. А. Наиболее важным трудом автор научного исследования выделяет работу Кондакова И. В. «Введение в историю русской культуры», так как данный источник способствует выявлению основных особенностей русской цивилизации и культуры на протяжение всей истории, а также способствует исследованию характеристик русского характера, формирующих национальную идентичность.
Особенности русской картины мира, исследуемые во второй главе данного научного исследования, также изучают многие философы и культурологи, такие как Гачев Г. Д., Сергеева А., Касьянова К., Георгиева Т. Работа Гачева Г. Д. «Национальные образы мира» способствует выделению основополагающих образов русской культуры, доказывающих духовное единство всех особенностей русской национальной идентичности («русскости»). Автор работы выделяет черты, свойственные каждой цивилизации и культуре, что помогает в исследовании исконно русских особенностей мироощущения.
Вопросы определения русской идентичности и картины мира, исследуемые автором во второй части работы, также изучаются многими философами и культурологами - это труды Кошман Л. В., Кортунов С. В., Барулин В. С., Рябце Ю. С. Наиболее важной работой является труд Сергеевой А. «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». Данный труд о ценностях, нормах и особенностях поведения русского человека, его национальной идентичности и самобытности. Используя данный научный труд, автор работы выделяет основные образы, демонстрирующие русский уклад жизни, стиль мышления, ценности и нормы жизни.
Следующий блок данного научного исследования посвящен искусству Советского Союза, изученному во второй главе работы. Исследуя данную область, автор обращается к таким авторам, как Деготь Е. Ю., Тимина С. И., Березовая Л. Г., Аронсон Э., Мальцева К., Суздалев П. Наиболее ценной для авторского исследования является труд Е. Ю. Деготь «Русское искусство XX века», обращенный к особенностям всех сфер советского искусства. Автор данной научной работы использует выбранные труды для изучения советского искусства как способа демонстрации картины мира и визуализации особенностей русского мировоззрения.
Методология научного исследования. В данной дипломной работе используется междисциплинарная методология - способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта способами различных дисциплин. Культурологический метод к изучению данной тематики является одним из элементов междисциплинарной методологии. Применение данного метода в представленной дипломной работе осуществляется для исследования Советского Союза как целостного феномена русской культуры. Изучение периода СССР в общекультурном контексте позволяет выделить основные особенности и характеристики данного периода, изучаемые в первой главе исследования.
Культурно-исторический метод. Для изучения особенностей русского мировоззрения сначала необходимо исследовать культурную обстановку в стране, то есть объект исследования, чтобы перейти к более детальному изучению предмета работы - советского искусства. Именно культурно-исторический подход позволяет взглянуть на ситуацию с культурой в государстве представленного периода не только со стороны искусства, но и других вспомогательных факторов, влияющих на предмет исследования. То есть, для исследования автором центральных образов советского искусства, требуется для начала изучить политическую, психологическую и историческую ситуацию исследуемого государства.
Социокультурный метод в данной квалификационной работе используется автором для исследования ситуации в стране, а также отношения граждан к данной политике, идеологии и культуре. Представленный метод способствует изучению основ мировоззрения русского человека и всего общества в целом под действием советской идеологии.
Гипотеза научной работы: репрезентация трансформации основополагающих образов (символов) русского мировоззрения в искусстве советского периода. Автор данного научного исследования доказывает, что советское искусство (на примере литературы и кинематографа) отображает те структурообразующие символы (образы), которыми мыслит русский человек. Центральные образы русского мировоззрения становится основанием для создания культовых фильмов Советского Союза, а также литературы данного периода.
Научная новизна. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательной практике при разработке и составлении методических пособий с целью ведения спецкурсов и основных образовательных программ гуманитарного профиля. Представленная теоретическая и практическая база, поможет студентам гуманитарных специальностей и профильных направлений, в написании рефератов, курсовых и других возможных работ. Также автор научного исследования не исключает, что работа поспособствует дальнейшему изучению тематики Советского Союза и особенностей его культуры и искусства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Советский Союз является новым культурно-историческим периодом развития русского государства, изменившим традиционные основания мировоззрения русского человека. Автор исследования приходит к выводу о том, что Советский Союз становится новой культурной формой и новым способом организации общества с помощью особенных способов организации власти - это тоталитаризм, государственная идеология и культурная политика.
2. Мировоззрение советского человека формируется на основании основной идеологии государства, контролируемой высшими органами, а также традиционных ценностей и норм русского характера, формируемых с течением развития всей русской истории. Идеология Советского Союза «разрушает» традиционные нормы и ценности русского человека - на смену принципу духовной соборности приходит принцип общественного коллективизма, то есть единение людей ради высокой духовной цели заменяется принципом патриотизма и самопожертвования ради Родины и своего вождя. Данные факты подтверждают позицию автора о том, что советская идеология способствует формированию нового мировоззрения советского человека, подверженного идеологизации, но сохраняющего традиционные основания картины мира.
3. Искусство становится способом репрезентации центральных образов
миропонимания советского человека. Кинематограф здесь исследуется как способ визуализации как идеологических установок, так и традиционных особенностей русской картины мира. Литература, в свою очередь, демонстрируется в данной работе, как реакционный вид искусства, то есть искусство, обладающее возможностью «отвечать» на вызовы идеологии и государственного режима, а также возможность сохранять традиционные основания русского миропонимания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы бакалавра являлась интерпретация автором возможных трансформаций центральных образов русского мировоззрения, отраженных в советском искусстве.
В результате исследования, для достижения поставленной цели, автором были решены поставленные задачи.
Исследован Советский Союз с его культурно-историческими особенностями, влияющими на мировоззренческие установки русского человека. Данная задача, решенная в первой главе научного исследования, привела автора к следующим выводам:
1. Советский Союз является совершенно новым феноменом в развитии русской истории. С 1917 года развитие русского государства подлежало контролю коммунистической идеологии, направленной на мировое господство СССР. Единение людей ради общей цели становится основанием для советского государства.
2. Советская идеология формирует образ «нового русского человека» - не только сохраняющего традиционные ценности русской картины мира, но и получающие влияние от официальной идеологии, трактующий свои ценности. Трансформация основных особенностей русского мироустройства происходит именно под действием господствующей идеологии - социализма.
3. Отказ от официальной идеологии и поклонения великому вождю в период «Оттепели» дает русскому человеку шанс восстановить те традиционные ценности и установки, помогающие на протяжении всей русской истории, но, к сожалению, русский человек упускает шанс возвращения к нравственным и моральным ценностям и происходит постепенное «разложение» советского государства как такового.
Вторая задача научного исследования - это анализ центральных образов русского мировоззрения и русской национальной идентичности, сопровождающих человека на протяжении всей русской истории, была решена в первом параграфе второй главы, и отсюда сделаны следующие выводы:
1. Автор выделяет пять центральных образов, являющихся главными в русской картине мира и сопровождающих государство на протяжении всей его истории - это образ Родины, Мира, Матери, Культурного героя и Антигероя. Автор делает вывод, что представленные образы (символы) связывают новое советское государство с его предшествующей историей, которая старалась искореняться из мировоззрения советского человека, но все-таки именно данные образы отображают сохранение «русскости».
2. «Русскость» - данный термин автор использует для объяснения особенностей русской национальной идентичности. Автор делает вывод, что данный культурологический термин характеризует основные ценности и устои жизни формирующиеся на протяжении всей русской истории, а советская идеология лишь изменяет данное понятие в образ «советского человека», чьи установки полностью повторяют уже созданные ранее ценности.
3. Мировоззрение русского человека формируется на основании господствующей идеологии советского государства, контролируемой высшими органами власти, а также традиционных ценностей и норм русского характера, сформированных на протяжении развития русской истории. Автор делает вывод, что советская идеология формирует образ человека, подверженного идеологизации, но при этом сохраняющего традиционное миропонимание. Советский человек лишь изменяет внешний облик основных мировоззренческих установок: на смену соборности приходит принцип коллективизма, образ великой имперской державы сменяется представлением о Советском Союзе как мировом лидере, принцип духовного единения людей на основе религии уходит на второй план, а в центр встает единение людей на основе самопожертвования ради своей Родины.
Решение третьей, самой сложно задачи, а именно исследование трансформации выделенных автором структурообразующих образов в период существования Советского Союза, отраженных в искусстве данного периода, а именно в кинематографе и литературе происходило в рамках второго и третьего параграфа данной выпускной работы. Анализ советского искусства, являющийся способом отражения основных установок русской картины мира, позволяет автору сделать следующие выводы:
1. Советский кинематограф является способом отражения господствующей идеологии посредством формирования таких кинолент, которые становятся визуализацией основных ценностей и норм советского человека. Представленные автором фильмы советского периода являются проявлением центральных образов русской национальной идентичности через главных героев кинолент. Каждый представленный образ ярко отображается в определенном фильме советского периода. Автор делает вывод, что представленные центральные образы демонстрируют влияние идеологии на человека, плюс являются способом формирования этой самой идеологии через выразительные средства киноязыка. Советские киноленты являются методом выражение русского мировоззрения через общенациональные образы, выделенные автором.
2. Литература советского периода становится методом отображения основных ценностных характеристик русского мировоззрения. Представленные автором литературные произведения являются демонстрацией сохраненных Советским Союзом основных ценностей, норм и устоев жизни, сформированных на протяжении всей русской истории. Автор научного исследования доказывает ни окончательные изменения русской картины мира, а трансформацию данных образов под действием официальной идеологии. Представленные автором образы отображаются благодаря личностному отношению советских авторов к идеологии. Можно сделать вывод, что советские писатели демонстрируют единство всех центральных образов, что способствует объединению советских людей посредством моральных ценностей и норм, созданных всей русской историей.
Представленные выше автором выводы позволяют говорить о том, что поставленные задачи исследования выполнены в полном объеме, а цель достигнута. Автором не только выделена собственная интерпретация центральных образов русской картины мира, но и прослежена возможная трансформация от традиционного представления до периода влияния советской идеологии. Данное авторское исследование дает возможность размышлять о том, что Советский Союз - это период не только изменения русского мировоззрения, но и период сохранения ценностных установок, созданных благодаря обширной русской истории.



1. Аймермахера К., Грабовской И. Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века: Форум немецких и российских исследователей: [материалы] // Под ред. Аймермахера К., Грабовского И., Бордюгова Г., М.: АИРО-XX, 2002 - 478 с.
2. Барулин В. С. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя // СПб, Алетейя, 2000, 431 с.
3. Белова Т. Культура и власть. [Текст] // Т. Белова. - М, 1991.
4. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире: К миропониманию нашей эпохи // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 348
5. Березовая, Л. Г. История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата: Учебное пособие // Березовая Л. Г., Берлякова Н. П., М: Издательство Юрайт, 2018 - 228 с.
6. Богомолов Ю. А., Борев В. Ю., Вартанов А. С. Массовые виды искусства и современная художественная культура // М. Искусство, 1986, 271 с.
7. Бондаренко В. М. XX век. Россия. Сталин // М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 246 с.
8. Бутенко И. А. Культура и культурная политика в России / И. А. Бутенко, Б. Ю. Сорочкин, А. В. Каменец и др.; Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов; Моск. обществ. науч. Фонд // М.: МОНФ, 2000 - 239 с.
9. Василь Быков. Повести // Днепропетровск, Проминь, 1987 - 33 с.
10. Веймарн Б. В., Зингер Л.С. История искусства народов СССР Т. 8: Искусство народов СССР в период Великой Отечественной Войны и до конца 1950-х годов // М.: Изобразительное искусство, 1977 - 482 с.
11. Веко А. В. История России с древнейших времен до наших дней // Минск: Харвест, 2011. - 896 с.
12. Галин С. А. Отечественная культура XX века: Учебное пособие для вузов // С. А. Галин; [Гл. ред. Н. Д. Эриашвили], 2003 - 479 с.
13. Гаман Л. А. Русская революция 1917 г. и модернизация: Н. А. Бердяев о некоторых аспектах революции в России / Л. А. Гаман // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 111-116.
14. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Космопсихологос // М.: Прогресс: Культура, 1995, 480 с.
15. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: [учеб. пособие] // М.: Юрайт, 1999 - 575 с.
16. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство // М.: Галарт, 1994. - 296 с.
17. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения // М.: Наука, 1970
18. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: [учебное пособие для студентов вузов] / И. Н. Гращенкова; ВНИИ искусствознания // Москва: Высшая школа, 1986 - 223 с.
19. Грызлов В. Ф. Национальные отношения в условиях развитого социализма: Основная советская литература (1970-1983 гг.) /Сост. В. Ф. Грызлов // М.: б. и., 1984 - 76 с.
20. Данилов А. А. История России. XX век: Справочные материалы // М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 - 336 с.
21. Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат /Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко; под общ. ред. Ф. Калошина; [Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и ист. изобразительных искусств] // М.: Искусство, 1962 - 441 с.
22. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: [учеб. пособие] - 2-е изд, перераб. и доп. // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 560 с.
23. Зейферт Е. И. Ловец смыслов, или Культурные слои: книга критики // Елена Зейферт, Москва: МСНК-пресс, 2010 - 271 с.
24. Зуев М. Н. История России: Учебник для ВУЗов // М.: Приор, 1998 - 678с.
25. Ильина Т. В. История искусств: Русское и советское искусство // М.: Высшая школа, 1989 - 399 с.
26. Ильина Т. В. История искусств: Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика // Т. В. Ильина // М.: Высшая школа, 1989 - 399 с.
27. Казин А. Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века // СПб, «Всерос. НИИ искусствознания», 1991, 209 с.
28. Кармин А. Культурология // СПб. [и др.]: Лань, 2009
29. Касьянова К. О русском национальном характере // К. Касьянова, Екатеринбург М.: Деловая книга: Академический проект, 2003 - 558 с.
30. Ким М. П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР // Ким М, М.: Госполитиздат, 1955 - 838 с.
31. Ким М. П. Культурная революция в СССР, 1917-1965 // М.: Наука, 1967 - 470 с.
32. Кожинов В. В. Россия. Век XX. (1901-1939) // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 446 с.
33. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры: [учебник для ВУЗов] // М.: Наука, 1994. - 378 с.
34. Кортунов С. В. Национальная идентичность. Постижение смысла // М., Аспект Пресс, 2009, 592 с.
35. Кошман Л. В. История русской культуры IX-XX вв. // М., Дрофа, 2002, 469 с.
36. Кузьменко Ю. Б. Советская литература вчера, сегодня, завтра // М.: Советский писатель, 1981 - 438 с.
37. Лапченко А. Ф. Советская литература. Традиции и новаторство Вып. 3: Межвузовский сборник // Ленинг. гос. ун-т; Под ред. А. Ф. Лапченко // Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986 - 142 с.
38. Лебедев Н. А. Внимание кинематограф!: о кино и киноведении : статьи, исследования, выступления // Николай Лебедев; [общ. ред. и вступ. статья В. Н. Ждана]; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии 260, Москва : Искусство , 1974 - 437 с.
39. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372
40. Лукин Ю. А. Искусство, утверждающее идеалы социализма и актуальные проблемы пропаганды художественной культуры: [методическая разработка] // Всесоюз. о- во «Знание», Секция по пропаганде худож. культуры и эстет. Воспитания / Москва: Знание, 1985 - 37 с.
41. Луначарский А. В. «Социалистический реализм» — Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года. Советский театр, 1933, № 2 —
3.
42. Мальцева К. Советское кино перед лицом общественности: сборник дискуссионных статей // под ред. К. Мальцева, Москва: Теа-кино-печать, 1928 - 173 с.
43. Машковский В.П. История отечественной культуры XX века Ч. 2: [курс лекций] // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001 - 342 с.
44. Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР, 1952—1985. [Текст] / Н. Митрохин. - М.: Новое литературное обозрение, 2003 Государственный антисемитизм в СССР: От начала до кульминации, 1938—1953 // Под общ. ред. А.Н. Яковлева. Сост. Г.В. Костырченко. М.: МФД; Материк, 2005 - 592 с.
45. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. — М.: Галарт, 2007 — 271 с.
46. Муриан В. Кино: методология исследования: [сборник статей] /ВНИИ киноискусства Госкино СССР; [редкол.: В. Муриан (отв. ред.) и др.] // Москва: Искусство, 1984 - 268 с.
47. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка // 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с
48. Павлов Г. Н. Русское и советское искусство: (Вопросы истории и проблемы развития): Сборник по учебно-методическим вопросам // Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1989 - 79 с.
49. Полевой В. М. Малая история искусств: искусство XX века, 1901-1945 // М.: Искусство, 1991 - 303 с.
50. Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России // Поспелов Г.Г, М.: Наука, 1999 - 126 с.
51. Пушкарев С. Россия 1801-1917. Власть и общество // М., Посев, 2001 - 980 с.
52. Ратьковский И. В. История Советской России: [учеб. пособие для ВУЗов] // Ратьковский И.С., Ходяков М.В., СПб.: Лань, 1999 - 381 с.
53. Рябцев Ю. С. История русской культуры, XX век: учебное пособие, М., Владос, 2004, Т1 - 384 с. // Т2 - 272 с.
54. Сальников Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты // М.: ЛКИ, 2010 - 471 с.
55. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX-начала XX века // Сарабьянов Д., М.: АСТ-ПРЕСС: Галарт, 2001 - 301 с.
56. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества // М.: РОССПЭН, 2006 - 287 с.
57. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность // Алла Сергеева, М.: Флинта [и др.], 2004 - 313 с.
58. Соколов А. К., Козьменко В.М. Россия в XX веке. Люди, идеи, власть: [сборник статей] // Ин-т рос. истории РАН, Рос. ун-т дружбы народов, Межвузов. науч. центр сопостав. истор-антрополог. исслед., М.: РОССПЭН, 2002 - 235 с.
59. Тельпуховский Б. С. Великая Отечественная война Советского Союза 1941¬1945: Краткий очерк / Б. С. Тельпуховский // М.: Госполитиздат, 1959 - 575 с.
60. Тимина С. И. Русская литература XX - начала XXI века: практикум: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования // С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова; под ред. С. И. Тиминой, М.: Академия , 2011 - 266 с.
61. Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы) // М.: Институт социологии РАН, 2004.
62. Трайнин И. П. Кино на культурном фронте // И. П. Трайнин, Ленинград: Теакинопечать, 1928 - 106 с.
63. Турчин В. С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем // М., Прогресс- Традиция, 2003, 644 с.
64. Хлоплянкина Т. М. Застава Ильича: [судьба фильма] / Т. Хлоплянкина; Союз кинематографистов СССР // Москва: Киноцентр, 1990 - 81 с.
65. Шолохов М. А. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Книги первая // М., Художественная литература, 1991 - с 387.
66. Шолохов М. Рассказы // Издательство Художественная литература. Классики и современники. Л., 1983 г.
67. Щетинов Ю. А. История России XX век: Учебное пособие для вузов // М.: Гранд: ФАИР, 1998 - 351 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ