Введение 3
Глава 1. Массовые мероприятия как форма библиотечной работы в детско- юношеских библиотеках 9
1.1. Основные направления массовых мероприятий в детско-юношеских
библиотеках 9
1.2. Формы массовых мероприятий и методика их проведения в детских и
юношеских библиотеках 23
1.3. Современные технологии организации массовых мероприятий в детско-
юношеских библиотеках 34
Глава 2.Организация и проведение массовых мероприятий в Томской областной детско-юношеской библиотеке 42
2.1. Значение и роль массовых мероприятий в детских и юношеских
библиотеках на примере Томской областной детско-юношеской библиотеки 42
2.2. Тематическая направленность массовых мероприятий в Томской
областной детско-юношеской библиотеки 50
Заключение 64
Список источников и литературы
Детские библиотеки должны своевременно реагировать на изменения в детском чтении и принимать меры по устранению этих проблем. Для этого они используют в своей работе различные, эффективные методы продвижения чтения. Одним из главных методов продвижения чтения, являются массовые мероприятия.
Они являются действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Во-первых, к дополнению к информированию (устному, визуальному, печатному, аудиовизуальному) в массовую работу также включены рекомендации для читателей. Во-вторых, формы и методы выполнения библиотечной деятельности значительно отличаются от школьных уроков (ведь большинство читателей детской библиотеки - школьники). Чередование различных форм в рамках одного события устраняет его монотонность. Помимо того, что они богаты информацией, они также понятны, интересны и запоминаемы. По крайней мере, сотрудники библиотеки стараются сделать ее такой, чтобы ребенок, который впервые посетил библиотеку и захотел вернутся сюда снова.
Ведь важно не только привлечь ребенка в библиотеку, а еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.
Обобщение опыта деятельности первых детских библиотек в России нашло отражение в трудах А.К. Покровской, А.Е. Королькова, Л.Б. Хавкиной.
Большой вклад в организацию детской библиотеки, руководство детским чтением внесла Н. К. Крупская.
Вопросы методической деятельности детской библиотеки интенсивно изучаются учеными-библиотековедами и библиотечными специалистами.
Можно отметить, например учебно-методическое пособие Н.П. Опариной, рассматривающее использование игровых форм в работе детских библиотеки, словарь составленный О.Л. Кабачек по проблематике современных форм и методов работы с детьми.
Проблемы практики и технологий применения современных форм продвижения чтения и книги в деятельности детских библиотек рассматриваются в библиотековедческой научной периодике. В качестве примера выделим статьи Л.И. Васильевой «О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке» , Т.М. Плохотиной «Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке», где излагается практика и техника применения современных форм продвижения чтения и книги.
Наиболее оперативную информацию о практике применения методов работы с детьми и подростками можно получить из статей таких журналов как «Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», где библиотекари делятся с опытом работы в детских библиотеках России.
Вопросам патриотического воспитания детей и молодежи в библиотеках России посвящены статьи таких авторов, как Н.В. Бубекина, Т. Буторина, Н.П. Ермоловой, Т.П. Новиковой. В этих работах характеризуется комплексная работа библиотеки и отдельные методики, направленные на организацию работы по патриотическому воспитанию в рамках библиотечно-информационного обслуживания.
Для изучения деятельности библиотек Томска и Томской области по патриотическому воспитанию детей и молодежи важную роль сыграл сборник по итогам межрегиональной научно-практической конференции «Формирование духовности и патриотизма в молодежной среде», которая прошла в Томской областной детско- юношеской библиотеке 16-18 апреля 2012 г.
Вопросам массовых мероприятий в детских библиотеках России посвящены статьи таких авторов, как Д. В. Бубликова, Г. Езикеева, Н. В. Збаровская, А. П. Кожевников, О. А. Соболевская, Л. Мигачева, Н. Мисина и д.р .
Цель выпускной квалификационной работы - изучение современных массовых мероприятий в детско-юношеских библиотеках, исходя из опыта Томской областной детско-юношеской библиотеки.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления массовых мероприятий в детско- юношеских библиотеках;
2. Изучить формы массовых мероприятий и методику их проведения в детских и юношеских библиотеках;
3. Выявить современные технологии организации массовых
мероприятий в детско-юношеских библиотеках;
4. Проанализировать организацию и проведение массовых мероприятий в Томской областной детско-юношеской библиотеке.
Объектом исследования является Томская областная детско-юношеская библиотека.
Предметом исследования являются современные массовые мероприятия детско-юношеских библиотек, в частности ТОДЮБ. Хронологические рамки исследования охватывают период- 2015-2020 гг. Так как в период произошли наиболее интенсивные изменения в библиотечной деятельности под влиянием информационных технологий.
Источниковой базой для написания данной работы послужили отчеты о деятельности ТОДЮБ с 2015 по 2020 год. Методические пособия и другие издания ТОДЮБ с 1991 по 2020 год стали источником при работе над вторым параграфом второй главы. Были использованы материалы с конференций, новостной ленты официального сайта Томской областной детско-юношеской библиотеки.
При написании данной работы использованы общенаучные и специальные методы познания: аналитический, библиографический, метод анализа и синтеза.
Аналитический метод применялся при рассмотрении и анализе информации с сайтов детских библиотек.
Библиографический метод был использован для определения степени изученности темы выпускной квалификационной работы и выявления круга наиболее значимых источников и литературы.
С помощью метода анализа и синтеза информация, изученная вышеперечисленными методами, была обобщена.
Новизна работы состоит в отсутствие комплексного исследования Томской областной детско-юношеской библиотеки в направлении массовых мероприятий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения деятельности ТОДЮБ по реализации массовых мероприятий для детей и молодежи.
Цель и задачи обуславливают структуру выпускной квалификационной работы.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы работы, объект, предмет, цель задачи и методы исследования, новизну и практическую значимость, определяет степень научной изученности.
Первая глава описывает направления массовых мероприятий в детско- юношеских библиотеках, рассматриваются формы массовых мероприятий, исследуется методика их проведения в детской библиотеке. Также в главе приводится статистический анализ современных технологий организации массовых мероприятий в детско-юношеских библиотеках, рассматриваются инновационные формы массовой работы.
Вторая глава рассматривает основную тематическую направленность Томской областной детско-юношеской библиотеки в области массовых мероприятий, отчетную деятельность ТОДЮБ по проведенным мероприятиям, конференция, выставкам и др. раскрывает сущность массовых мероприятий в детских библиотеках, их значение и роль. Дает анализ форм работы ТОДЮБ по организационным формам массовых мероприятий. Так же рассматривается библиографическая продукция библиотеки и смежных направлениях деятельности ТОДЮБ, где затрагивается вопрос о массовых мероприятиях, приводится краткая аннотация к каждому библиографическому изданию.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Детская библиотека предназначена не только для удовлетворения информационных потребностей молодого поколения, но и для развития читательской культуры, привлечения детей к чтению посредством массовых мероприятий.
На сегодняшний день существует ряд проблем по определению места детских библиотек в типологии. Детские библиотеки теряют свою самостоятельность, объединяясь с юношескими, универсальными, публичными, вследствие чего, становятся неспособными осуществлять свою методическую работу.
Возникает вероятность «вымирания» детских библиотек как самостоятельных учреждений. Библиотеки-филиалы и различные объединения детских библиотек не смогут предоставить специализированного обслуживания детям. Такие учреждения редко способны выделить отдельное пространство для разных возрастных групп читателей, обеспечить необходимое внимание каждому ребенку.
Библиотека - сложное образование, она выступает как социальный институт, нацеленный на осуществление целого ряда внешних функций: информационной, педагогической, мемориальной, рекреационной и других.
Обслуживание в детских библиотеках заметно отличается от обслуживания библиотек других типов, так как юные пользователи имеют ряд характерных особенностей, которые необходимо учитывать. Детям необходимо дифференцированное обслуживание, литература, способствующая их возрастным и психологическим потребностям. С детьми должны работать библиотекари-педагоги, способные увидеть запросы юного читателя, и оказать необходимую помощь при осуществлении этого запроса.
В работе детско-юношеских библиотек немаловажна системность, сотрудничество с образовательными учреждениями и другими организациями. Тематика обсуждаемых с детьми вопросов и проблем широка: жизнь и деятельность исторических личностей России, историческое прошлое и обозримое будущее государства, великие открытия, природные богатства России, красота родной природы, место каждого человека в мире и так далее. В этом библиотекам отлично помогают смежные направления деятельности библиотек - краеведение, экологическое воспитание, правовое воспитание.
Томская областная детско-юношеская библиотека ведет активную работу с детьми, проводит различные массовые мероприятия. Показатели библиотеки с 1997 года значительно выросли и сегодня приносят многочисленные награды. Библиотека способствует развитию информационной культуры пользователей, предоставляет доступ к качественной информации.
Проанализировав деятельность Томской областной библиотеки за 2015-2020, были определены следующие методы продвижения чтения:
1. Интерактивные методы;
2. Метод чтения вслух;
3. Визуальные методы;
4. Игровые методы.
Библиотека, применяя вышеперечисленные методы проводит различные мероприятия для детей. Интерактивные методы включают в себя такие формы массовой работы ТОДЮБ, как: конкурсы, обучающие семинары, конференции, дискуссионные клубы, различные массовые мероприятия в поддержку чтения, такие как «Неделя детской и юношеской литературы», «Флешмоб», «Буккроссинг», «Библиосумерки» и другие.
Также стоит подметить и фестиваль-конкурс литературного творчества «Устами детей говорит мир», конкурс «Читатель года». На эффективность метода чтения вслух в ТОДЮБ указывают успешно реализуемые каждый год проекты: «Читаем вместе, читаем вслух», «Олимпийские чтения»,
«Литературная летопись Томска», «По дорогам национальных сказок», где дети читают вместе вслух с самыми знаменитыми томами и гостями города. ТОДЮБ также поддерживает семейное чтение: ежегодно проводится региональный конкурс "Читаем всей семьей".
Сегодня методы продвижения визуального чтения очень популярны в любой детской библиотеке. ТОДЮБ не является исключением. Чтобы привлечь внимание к чтению, красочные видео и презентации всегда дополняют любое библиотечное мероприятие. Кроме того, в библиотеке регулярно проводятся выставки, концерты и театральные программы.
В музее находится «Музей малой национальной игрушки», который постоянно организует экскурсии и ознакомительные занятия в библиотеке.
Массовые мероприятия с использованием игр являются одним из наиболее популярных методов продвижения чтения. Элементы игры включены в программу любого мероприятия на ТОДЮБ. Используются все виды игры: дидактические, литературные, комплексные программы, ролевые, познавательно-развлекательные игры и игры-соревнования. ТОДЮБ также имеет игровую комнату, оснащенную необходимым оборудованием и техникой, где может любой ребенок читать сказки и смотреть мультфильмы.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать выводы: детские библиотеки ведут активную работу по вышесказанным направлениям деятельности; Томская областная детско-юношеская
библиотека осуществляет все функции, посредством выставочной работы, мероприятий, лекций и т.д.
Цели исследования достигнуты, поставленные задачи решены.
1. Виды и формы мероприятий в библиотеке [Электронный ресурс] / сост.
И. М. Работа // Сайт МБУК «Крыловская межпоселенческая библиотека». - Крыловская, 2014. -
Режим доступа: http://krilovbibl.ucoz.ru/publ/metodiko_bibliograficheskie_mate rialy/vidy_i_formy_meroprijatij_v _biblioteke/2-1-0-74 (дата обращения: 22.05.2020).
2. Интересные формы массовой работы в библиотеке [Электронный
ресурс] // Сайт Централизованной библиотечной системы ГО Богданович. - Богданович, 2010. - Режим доступа: http://biblio-
bgdn.org.ru/professionalam/formy-massovoj-raboty-v-biblioteke
(дата обращения: 10.05.2020).
3. Информационно-аналитический обзор «Обслуживание детей и молодёжи в муниципальных библиотеках томской области в 2015 году». Томск, 2015. - 49 с. (дата обращения 10.06.2020)
4. Информационно-аналитический обзор «Обслуживание детей и молодёжи в муниципальных библиотеках томской области в 2016 году». Томск, 2016. - 53 с. (дата обращения 10.06.2020)
5. Информационно-аналитический обзор «Обслуживание детей и молодёжи в муниципальных библиотеках томской области в 2017 году». Томск, 2017. - 53 с. (дата обращения 10.06.2020)
6. Информационно-аналитический обзор «Обслуживание детей и молодёжи в муниципальных библиотеках томской области в 2018 году». Томск, 2018. - 64 с. (дата обращения 10.06.2020)
7. Лазарева Т. А. Формы массовой работы с детьми и подростками
[Электронный ресурс] // Информационный бюллетеньБИБЛИОПРОФИ / Нижнетагильская Цент. гор. б-ка. - Нижний Тагил, 2012. - Вып. 9.
Библиотечное обслуживание детей. - Режим
доступа: http: //www.tagillib. ru/for_profi/biblioprofi/vypusk-devyatyy.php (дата
обращения: 20.05.2020).
8. Макаренко А. С. [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога- исследователя. - URL: http://si-sv.com/board/makarenko/16-1-0-85. (дата обращения: 29.05.2020).
9. Основные формы и методы библиотечной работы с читателями :
(метод. рекомендации) [Электронный ресурс] / сост. С. С. Данченко // Сайт Гомельской районной централизованной библиотечной
системы. - Гомель, 2011. - Режим
доступа: http://gomelrcbs.ucoz.ru/index/osnovnye_formy_i_metody_bibiliotechno j_raboty_s_chitateljami/0- 62 (дата обращения: 20.05. 2020).
10. Рыжкова Т. И. Библиотека - открытый мир: новые формы библиотечной работы, привлечение читателей [Электронный ресурс] / Т. И. Рыжкова; Биробиджанская обл. универс. науч. б-ка им. Шолом-Алейхема // Библиотечный вестник. - 2012. - Вып. 1 (39).- Режим доступа: http://bounb.eao.ru/publications/lib-bulletin/1-39-2012?start=7(дата обращения: 03.05.2020).
11. Седова С. Е. Массовая работа в библиотеке: традиции и инновации [Электронный ресурс] / С. Е. Седова // Calameo : сайт. - М., 2014. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/271960/massovaya-rabota-v-biblioteke(дата обращения: 10.10.2014).
12. Томская областная детско-юношеская библиотека : официальный сайт
[Электронный ресурс]. - URL: http://odub.tomsk.ru/Home.aspx (дата
обращения: 26.05.2020)
13. «Экологическое лукошко» [Электронный ресурс] : Сборник
методических материалов / Обл. дет.-юнош. б-ка. - Томск, 2012. - URL: http://elib.odub.tomsk.ru/metodichki/2012/ecologich_lucoshko.pdf (дата
обращения: 14.06.2020).
Литература
1. Бессонов Л. П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе / Л. П. Бессонов. Л. : Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, - 1960. - 199 с.
2. Библиотека - местный центр по пропаганде здорового образа жизни : метод. рекомендации / Нижегор. гос. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; [сост. И. А. Василевская]. - Нижний Новгород : [б. и.], 2005. - 27 с.
3. Бубекина Н. В. Детская библиотека - центр патриотического воспитания / Н. В. Бубекина // Народное образование: альманах Победы. - 2010. - № 4. - С. 131-134.
4. Бубликова Д. В. Технология организации библиотечных конкурсов / Д. В. Бубликова // Вузовская наука - библиотечной практике. - Кемерово, 2007. - С. 337-345.
5. Буторина Т. С. Патриотическое воспитание на площадках современной детской библиотеки / Т. С. Буторина. - М. : РГДБ, 2002. - С. 12-66.
6. Васильева Л. И. О продвижении детского чтения: создание пресс- центра в библиотеке // Вестн. Югор. гос. ун-та. - 2015. - № 1. - С. 30-34.
7. Волкова Н. С. Совместное заседание: Секция детских библиотек, Секция школьных библиотек, Секция по чтению / Н. С. Волкова, Т. В. Лавневич, В. В. Ялышева // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2011. - № 60. - С. 40-42.
8. Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, разнообразие форм: науч.-практ. пособие : [для сотрудников библиотек всех систем, студентов и аспирантов высших учебных заведений / сост. Т. Е. Наместникова]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011. - 159 с.
9. Вяткина В. В. Организация книжных выставок - это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. - 2003. - № 7. - С. 37-44.
10. Голдина И. И. Нетрадиционная выставка - это современно! : методика подготовки, экспонирования - новое в наглядной форме работы / И. И. Голдина // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 23-24.
11. Гурьева Г. Учим дружбой дорожить: нравственное воспитание: опыт работы / Г. Гурьева, А. Кривцова // Библиотека. - 2009. - № 5. - С. 40-42.
12. Езикеева Г. Посиделки у семейного очага. Перспективные формы
массовой работы / Г. Езикеева // Библиотека. - 2012. - № 9. - С. 50-51.
13. Езикеева Г. Посиделки у семейного очага. Перспективные формы
массовой работы / Г. Езикеева // Библиотека. - 2012. - № 9. - С. 50-51.;
14. Ермолова Н. П. Библиотеки в формировании гражданина и патриота /
H. П. Ермолова // Юношеские библиотеки России. - М. : РГЮБ, 2003. - №
I. - С. 9-16.
15. Збаровская Н. В. Обучающие игры в библиотеке: Технология игрового имитационного моделирования / Н. В. Збаровская. СПб. : Профессия, - 2002. - 94 с.
16. Кабачек О. Л. Современные формы работы с детьми и подростками в библиотеке : словарь / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение культуры «Российская гос. детская б-ка»; [сост. О. Л. Кабачек]. - М. : Российская гос. детская б-ка, 2013. - 56 с.
17. Каменкова Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л. Каменкова // Народное образование. - 1999. - № 5. - С.249.
18. Кожевников А. П. Медиалекторий - современная форма массовой работы с читателями / А. П. Кожевников // Школьная библиотека. - 2004. - № 1. - С. 46.
19. Крупская Н. К. О детской литературе и детском чтении / Н. К. Крупская. - М. : Дет. литература, 1979. - 186 с.
20. Кукольный театр при библиотеке : метод. рекомендации / Гос. б-ка БССР им. В. И. Ленина; [сост. О. А. Соболевская]. - Минск : ГБ БССР, 1988.
- 72 с.
21. Лерман Е. В. Увлекательное путешествие Синего чемоданчика: Новые методики продвижения чтения / Е.В. Лерман // Библиотечное дело. - 2012. - № 19. - С.17-18.
22. Лихачёв Д. С. Земля родная [Текст] /Д. С. Лихачёв. - М., 1983. - С. 14-18.
23. Ловкова Т. Б. Библиотека как центр досуга : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Ловкова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2009. - 104 с.
24. Малахова Н. Г. Площадка «Детская библиотека» // Школьная б-ка. - 2009. - № 8. - С. 29-35.
25. Матлина С. Г. Книжные выставки обычные и необычные /
С. Г. Матлина. М. : Чистые пруды, - 2008. - 27 с.
26. Мигачева Л. Клуб «Читай и познавай» / Л. Мигачева // Новая
библиотека. - 2012. - № 12. С. 45-48.
27. Мигачева Л. Клуб «Читай и познавай» / Л. Мигачева // Новая
библиотека. - 2012. - № 12. - С. 45-48.
28. Мисина Н. Массовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. - 2012. - № 12. - С. 35-43.
29. Методика подготовки и проведения массовых мероприятий в библиотеке / МБУК Централизованная библиотечная система МР Белорецкий район РБ ; ИМК Наш город ; составители Е. Н. Ситнова, С. З. Абутаева. - Белорецк, 2018. - 40 с.
30. Муравьева, Л. Н. «И блеск, и шум, и говор бала...» / Л. Н. Муравьева, Т. В. Рудишина // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 6. - С.156-159
31. Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек : [метод. пособие для работников библиотек] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по науке и инновациям, Гос. публ. науч.-техн. б-ка России; [сост. Е. М. Ястребова]. - М. : ГПНТБ России, - 2006. - 102 с.
32. Новикова Т. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы работы в условиях библиотеки / Т. И. Новикова // Роль библиотек в патриотическом воспитании детей и подростков материалы научи.-практ. конф. 19 февр. 2009 г. - Южно- Сахалинск, 2010. - С. 5-16.
33. Новые информационные технологии в работе школьных библиотек в помощь духовно-нравственному воспитанию учащихся : материалы из опыта работы образоват. 82 учреждений / Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского ; [сост. Е. М. Зуева, гл. ред. Б. Н Сизов.]. - М. : Гос. науч. пед. б-ка, 2005. - 118 с.
34. ОГУК «Орловская Научно-методический детская библиотека отдел им. М. М. Пришвина» Деятельность детской библиотеки по профилактике вредныхпривычек у детей и подростков методические рекомендации (в рамках комплексной программы популяризации здорового образа жизни в детской библиотеке «Будь здоров!») Орёл, - 2010.
35. Опарина Н. П. Литературные игры в детской библиотеке : учебно- метод. пособие. Вып. 67 / Н. П. Опарина. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 96 с.
36. Плохотина Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке / Т.М. Плохотина // Библиотечное дело. - 2012. - № 6. - С.20-22.
37. Разумнова В. П. Областная детско-юношеская библиотека г. Томска - центр экологического воспитания и просвещения детей и подростков / Библиотечная панорама Томской области: Сборник / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина. - Томск, 2004. - С. 26-30.
38. Роль библиотек в антиалкогольной пропаганде : метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, науч.-метод. отд. - М. : [б. и.], 1985. - 48 с.
39. Седова С. "Трудный" - не значит "безнадежный" : рекреационная (восстанавливающая) роль библиотеки : организация работы с детьми из "группы риска" / С. Седова // Библиотека. - 2009. - № 12. - С. 23-28.
40. Симонова Ю. А. Детская библиотека: пространство правовых знаний : массовая работа библиотеки / Ю. А. Симонова // Новая библиотека. 2007. - № 4. - С. 18-20.
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев : Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
42. Славина И. И. Литературный клуб старшеклассников / И. И. Славина. М. : Просвещение, - 1969. - 111с.
43. Смирнова Н. Книжные выставки и нормы времени / Н. Смирнова // Библиотека. -2004. - № 5. С. 49-50.
44. Степанова А. С. Интерактивные выставки: навстречу читателю / А. С. Степанова // Новая библиотека. - 2009. - № 23. - С. 26-31.
45. Формы массовой работы с детьми в библиотеках : словарь-справочник / [сост. Я. В. Горская]. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
46. «Формирование духовности и патриотизма в молодежной среде». Межрегиональная научно-практическая конференция 16-18 апреля 2012 г.: Сборник докладов и тезисов / Сост. Л.Д.Корешкова; Томская обл. дет.-юнош. б- ка. - Томск, 2012. - 148 с.
47. Читали! Читают. Будут читать? : сборник статей о детском чтении: по материалам исследований детских библиотек России / Рос.гос. дет. б-ка. - М. : РГДБ, 2003. - 68с.
48. Экологическое просвещение в условиях современной библиотеки : методико-библиогр. пособие / М-во культуры Нижегород. обл., Ком. охраны природы и упр.природопользованием Нижегород. обл. ; Нижегород. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В. И.Ленина; [сост. И. А. Василевская]. - Нижний Новгород : РИО НГОУНБ, 2004. - 99 с.