ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИИИ
ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА 8
1.1. Проблема феноменологии переживания кризиса 8
1.2. Понятие реабилитация 10
1.3. Кризисная ситуация 11
1.4. Стадии переживания горя, кризиса 12
1.5. Процесс переживания кризисной ситуации 14
1.6. Устойчивости человека в меняющемся мире 19
Глава II. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 23
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 47
Реабилитационная психология - очень молодая отрасль практической психологии в России, но она стремительно обретает популярность в силу общественного запроса и постепенно начинает оформляться в самостоятельный вид профессиональной деятельности [47, 49].
Болезнь в жизнь человека, как правило, приходит совершенно неожиданным образом. Травма ставит человека перед фактом заболевания, рушит привычную для него жизнь [38], дезадаптирует [57]. Все, что имеет ценность - ломается [8, 38], и чаще всего человек становится наблюдателем того, как разрушается его жизнь, его привычная реальность. Как человеку сохранять устойчивость в таких глобальных изменениях в привычной жизни? В данной работе мы рассматриваем случай изменения картины мира [8], приспособление личности к новым жизненным условиям и состояниям [57] и путь, который простроила личность к полному исчезновению всех симптомов в процессе реабилитации. В данной работе травма рассматривается как кризисная ситуация - потеря здоровья [38], ситуация вызова [61, 62], выдержать, которую необходимо мужество [38, 39]. Реабилитация рассматривается, как процесс переживания кризиса, выход из кризиса.
В настоящий момент времени в психологической науке тема кризисов разработана недостаточно: нет единого подхода в понимании кризиса, это обусловлено многообразием психологических школ [8], нет единого терминологического аппарата [51], нет четкого и единого понимания в появлении кризиса - почему одна и та же ситуация для одного будет тяжелой травмой, а для другого нет [38]. Так же присутствуют противоречия, например относительно базисных убеждений, где некоторые авторы и их исследования говорят о том, что они помогают сохранить устойчивость личности в кризисной ситуации и благоприятно пережить его [14], а другие говорят, что идентификация себя с чем-то извне является нежелательной, поскольку в кризисе может и часто происходит крушение базисных убеждений [8, 38].
Самоидентичность - возможность человеку самому решать, чему он тождественен, отвечать на вопрос «кто я?» в настоящий момент времени [36]. Нет одного ответа на все случаи жизни, потому что человек как субъект деятельности в процессе преобразования мира, меняется сам [20, 32, 36], отсюда необходимость в регулярном процессе самоидентификации [36].
Объект: само идентификация человека в переживании кризиса, вызванного тяжелой физической травмой.
Предмет: роль самоидентичности в реабилитации и восстановлении человека, пережившего автокатастрофу.
Цель: уточнить значение самоидентичности в переживании кризисной ситуации.
Задачи:
4. Теоретически уточнить гипотезу о роли самоидентичности в переживании кризиса вообще и восстановлении после травмы в частности.
5. Эмпирически уточнить гипотезу, проанализировав случай полного восстановления человека после тяжелой травмы (переживания кризисной ситуации).
6. Описать психологическую картину переживания кризисной ситуации и восстановления после травмы.
Гипотеза: потенциал травмы, как потенциал обновления (кризиса) становится очевиден при условии сформированной самоидентичности.
Методологическими основаниями выступает постнеклассическая психология, разработанная в трудах:
- В.И. Слободчикова, В.Е. Клочко, Э. В. Галажинского, О. М. Краснорядцевой и др., (Системно-антропологическая психология);
- Ф.Е. Василюка (психология переживания);
- А. Лэнгле (путь от отчаяния к надежде, при серьезных жизненных трудностях для личности);
- В. Франкла (теория о воле к смыслу даже в самых тяжелых, казалось бы, безвыходных ситуациях);
- Д. А. Леонтьева и др. (работы по жизнетворчеству (рассматривается в контексте физической травмы и процесса реабилитации);
- О.В. Лукьянова, В.Е. Клочко, И.О. Логиновой и других авторов (об устойчивости самоидентичности в меняющемся мире).
Методы:
- теоретический анализ концепций и положений, сформулированных к нашему времени;
- феноменологический анализ рефлексивного текста, полученного в процессе бесед и полуструктурированного интервью.
Эмпирическая база исследования: В данной работе рассмотрен интересный случай реабилитации: мужчина, после автокатастрофы находился в коматозном состоянии (5 дней) получил тяжелую черепно-мозговую травму, перелом позвоночника (1 и 12 позвонков), травма колена (мениск), перелом ключицы, амнезия. В процессе реабилитации столкнулся с дополнительными травмирующими ситуациями: распад бизнеса, внутрисемейные конфликты, налоговая задолженность, «расставание» с коллегами и друзьями. Спустя довольно короткое время реабилитации (1-1,5 года) пациент полностью восстановил свои когнитивные и физические способности и даже улучшил жизнь.
Новизна исследования заключается в уточнение феноменологии переживания кризиса, дополнении ее, на основе полученных данных при анализе случая реабилитации, опыта восстановления человека посредством феноменологического анализа. Новизна не является фундаментальной, но является важным дополнением к уже имеющимся представлениям относительно научных знаний о переживании кризиса или травмирующей ситуации, а также для тех, кто напрямую сталкивается с подобной проблемой в профессиональной деятельности.
Практическая значимость работы выходит за рамки реабилитационной психологии. В процессе работы добавляется понимание того, как личность, оказавшись в такой нелегкой ситуации, может так активно и плодотворно использовать свои личностные ресурсы, сохранять устойчивость в мире, двигаться по направлению к желаемому возможному будущему. Зная это, мы можем использовать полученную информацию в различных практиках с физически здоровыми людьми в том числе. Мы хотим внести ясность в понимание позитивного смысла болезни (вызванной в контексте данной работы механическим повреждением) на примере черепно-мозговой травмы и другими сопутствующими телесными повреждениями, полученными в следствии автомобильной аварии, дополнить уже имеющиеся представления процесса переживания кризисной ситуации, которые могут быть использованы как в научной, так и в практической деятельности.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, реферата (аннотации), трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы. В первой главе представлен обзор теоретического материала, посвящённого теоретическому анализу феноменологии переживания кризиса, стадий переживания кризиса и значения самоидентичности в процессе переживания кризиса. Вторая глава посвящена описанию хода исследования, первичному анализу и интерпретации полученных данных. В третьей главе представлены результаты исследования, выводы и их обсуждения.
Соматическая травма - тяжелое испытание для личности [38], в процессе теоретического и эмпирического исследования была уточнена гипотеза: потенциал травмы, потенциал кризиса (обновления) становится очевиден при условии сформированной самоидентичности.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
1. Теоретически уточнена гипотеза о роли самоидентичности в переживании кризиса вообще и восстановлении после травмы в частности.
2. Эмпирически уточнили гипотезу, проанализировав случай полного восстановления человека после тяжелой травмы (переживания кризисной ситуации).
3. Описана психологическая картина переживания кризисной ситуации и восстановления после травмы.
Обобщим значение самоидентичности в процессе переживания травмы. На основе рассмотренного случая травмирующая ситуация не стала тяжелой психологической травмой благодаря регулярному процессу самоидентификации человека, что в свою очередь помогло в принятии дефицитов и видении возможностей и регулярные действия по направлению к этим возможностям и воплощение их в реальность, а это в свою очередь сохранило устойчивость человека в меняющемся мире. Регулярный процесс самоидентификации выражается в транстемпоральности: сравнение себя настоящего с собой прошлым (до травмы, на начальных этапах реабилитации) и с собой возможным (если будет заниматься восстановлением физических и когнитивных способностей, если не будет, если будет, но не упорно), путешествуя при этом во внутреннем психологическом времени и оставаясь в настоящем, не зацикливаясь на прошлом или будущем (возможном в различных вариациях), а используя прошлый опыт, принимая прошлое (отдаленное и недавнее - приобретенное текущее состояние) и будущее (возможное), и выстраивая свое настоящее по направлению к возможному желаемому будущему. Значение самоидентичности в переживании кризисной ситуации заключается в гармоничном сосуществовании внутренних времен и как следствие в преобладании деятельности по воплощению возможностей в реальность.
В процессе феноменологического анализа были выделены некоторые предположения, в качестве гипотезы, дополняющие уже известную теоретическую картину переживания кризисной ситуации, которые требуют дальнейшего изучения и уточнения:
1. Экзистенциальные страхи и тревога относительно собственного физического и когнитивного состояния в сочетании с надеждой достижения потенциалов выступают в качестве мотивации достижений (или играют в этом значительную роль) в кризисной ситуации.
2. Информация от врачей и родственников о состоянии пациента и тяжести травм давалась дозированно. Постепенно додумывалась через собственные наблюдения. Можно предположить, что дозированное изложение информации давало возможность пациенту быстро дойти до стадии принятия на каждом этапе, задействуя при этом меньше внутренних ресурсов на адаптацию к новым условиям жизни - условия постепенно менялись (постепенно открывались и осознавались). Выражалось это, в частности, в принятии опасности, риска, принятии страха - принятие возможностей. Человек мужественно принял себя нового, себя настоящего.
3. Наивное восприятие ситуации в данном контексте выступает как психологическое освобождение от тяжести ситуации. Респондент не задумывался о смысле, не строил планов, а упрощал и так непростую ситуацию. Мы связываем это с самоидентичностью, которая выступала в качестве условия для аутентификации в актуальной жизненной ситуацией - я это то, что я делаю; смысл в том, на что трачу свою жизнь
1. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.
2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. - 1999. - № 7-8. - С. 15-31.
3. Бородина В. Н. Образ жизни в контексте теории психологических
систем // Вестник ЗабГУ. 2007. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-v-kontekste-teorii- psihologicheskih-sistem(дата обращения: 16.03.2019).
4. Бурина Е. А. Основные подходы к изучению утраты // Интерактивная наука. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZosnovnye-podhody- k-izucheniyu-utraty(дата обращения: 03.05.2019).
5. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 5. С. 139-152.
6. Василюк, Ф. Е. Переживание и молитва (Опыт общепсихологического исследования) [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 190 с.
7. Василюк, Ф.Е. Пережить горе / Ф.Е. Василюк. - Москва // О
человеческом в человеке : сборник / ред. И.Т. Фролов. - Москва : Политиздат, 1991. - С. 230-247. - Режим доступа :
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=158548(дата обращения: 03.05.2019).
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
9. Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Психология зрелости и старения, 2002, № 1 (17).
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4. 432 с.
11. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Речь, 2007.
12. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость личности в меняющемся мире / О.Б. Дарвиш //Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы. - Томск: Изд-во ТГУ. 2013. - С. 76-78.
13. Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты
эмпирического исследования // Вестник Костромского
государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». Кострома, 2015. № 2. Т.21.С.30-35.
14. Жедунова Л. Г. Динамика базисных убеждений личности в процессе
переживания личностного кризиса // Ярославский педагогический вестник. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-
bazisnyh-ubezhdeniy-lichnosti-v-protsesse-perezhivaniya-lichnostnogo- krizisa (дата обращения: 03.05.2019).
15. Живаева Ю.В. Социокультурная идентичность как фактор устойчивости жизненного мира человека. Автореферат дис.... кандидата психологических наук / Нац. исслед. Том.гос. ун-т. Томск, 2014. - С. 24.
16. Журавлева Юлия Александровна К вопросу о переживании кризисов
субъектами педагогического процесса // Вестник Курганского государственного университета. 2016. №2 (41). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-perezhivanii-krizisov- subektami-pedagogicheskogo-protsessa(дата обращения: 06.05.2019).
17.Злоказов К.В. Деструктивность и идентичность личности // Научный ежегодник института философии и права уральского отделения российской академии наук. - Т.14, №1. - 2014. - С. 61-73.
18. Иванова Е. М., Митина О. В., Зайцева А. С., Стефаненко Е. А., Ениколопов С. Н.. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р.Мартина. // Теоретическая и экспериментальная психология, 2013. Т. 6. № 2.
19. Кант И. Критика способности суждения. М. — Искусство, 1994, с. 209.
20. Клочко В.Е., Лукьянов О.В. Личностная идентичность и проблема
устойчивости человека в меняющемся мире: системно¬
антропологический ракурс // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №324. - С. 333-336.
21. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы
становления ментального пространства личности (введение в
трансспективный анализ). - Томск: Томский государственный
университет, 2005. - 174 с.
22. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
23. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М., 2007.
24. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 81-90.
25. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
26. Кьеркегор С. Страх и трепет / С.Кьеркегор. - М. : Республика, 1993. - 109 с.
27. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. - М.: София, 2001.
28. Магистерия [Электронный ресурс] : Национ. исслед. Высшая Школа
Экономики. - Электрон. дан. - М. : Магистерия. -
URL:https://magisteria.ru/existential-therapy/teoriya-fundamentalnyh-motivatsij(дата обращения: 15.05.2019).
29. Левитон Г., Дембо Т. Приспособление к несчастью: проблема социально-психологической реабилитации // Консультативная психология и психотерапия. 2003. № 1. С. 142-175.
30. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.С.Мазур, А.И.Сосланда. - М.: Смысл, 2001, с. 100-109.
31. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций: тексты. - М.:
Изд-во Московского университета, 1984. URL:
http://рзуЬег11пк.11од1з1оп.ги/1п1егпе1/Ьйз/11пйетап.й1тм(дата обращения: 03.05.2019).
32. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса / И.О. Логинова [и др.] // Известия Волгоградского Гос. Пед. Ун-та. - 2015. - 2 (97). - С. 48-53.
33. Лопухина Е. В., Михайлова Е.Л. Кто сказал «все сгорело дотла...» // «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы. - М.: Класс, 2003.
34. Лукьянов О. В. Феноменологическая психология : учебное пособие. - Томск : Издательский дом Томского государственного университета, 2018. - 80 с.
35. Лукьянов О.В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. М.; Смысл, 2009. - 231 с.
36. Лукьянов О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире : автореф. дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук / О. В. Лукьянов. - Томск, 2009. - 44 с. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=cat07184a&AN=tsu.373267&lang=ru(дата обращения: 03.05.2019).
37. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008.
38. Лэнгле А. Личностные расстройства и генез травмы. Экзистенциальный анализ личностных расстройств, возникающих вследствие травмы // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 10-45.
39. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью. Московский Психологический журнал. №1. 2001, с. 5 - 23.
40. Мазур Е. Случай работы с психической травмой // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 4. С. 68-86.
41. Мазур-Марецкая Е.С. Психическая травма и психотерапия //
Консультативная психология и психотерапия. 2003. № 1. С. 31-52.
42. Маликова Л.А. Психологическая реабилитация лиц с ампутациями
конечностей: теоретический обзор [Электронный ресурс] /Л.А.
Маликова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=327(дата обращения: 06.05.2019).
43. Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости //
Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZnormativnye-krizisy-razvitiya-v-period- vzroslosti(дата обращения: 18.05.2019).
44. Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис. канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 с.
45. Муравьева О.И., Литвина С.А., Богомаз С.А. Средовая идентичность: содержание понятия // Сибирский психол. журн. 2015. № 58. С. 136-148.
46. Мягких Н.И., Ларина Н.И. Теория и практика психологии кризисных
ситуаций [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40903.shtml (дата обращения:
07.05.2019)
47.Ослон В.Н., Селенина Е.В., Шехорина А.В. Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе как механизм институционализации реабилитационной деятельности в России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyedu.rU/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml(дата обращения: 08.06.2019)
48. Павлова Е. В. Изменение временной перспективы у пациентов в кризисных состояниях / Е. В. Павлова, П. П. Симонова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. — № 4 (95). — С. 225-231.
49. Панков Д.Д. Реабилитология как самостоятельная область деятельности,
формирующаяся на межотраслевой основе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 4. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57114.shtml (дата обращения:
08.06.2019).
50. Петрова Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник
НовГУ. 2013. №74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-
psihotravmy-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 22.04.2019).
51. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
52. Руслина А. О. Периодизация процесса переживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословия - Консультативная психология и психотерапия - 2012. № 3, с. 185-212. URL: http://psyjournals.ru/mpj/2012/n3/57257_full.shtml (дата обращения: 03.05.2019).
53. Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. — В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974, с. 95 - 112.
54. Сент-Экзюпери А. Смысл жизни / А. де Сент-Экзюпери. - М. : Эксмо, 2010. - 224 с.
55. Сердюк Т.И. Особенности устойчивости жизненного мира людей с посттравматическим стрессовым расстройством // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. - 2013. - №51. - С. 134-139.
56. Слободчикова А. В Становление профессиональной идентичности в условиях изобилия выбора / А. С. Жидкова, А. В. Слободчикова, Д. В. Тимохина // Комплексное изучение человека: научные исследования и разработки молодежи: сборник статей IV Молодежного сибирского психологического форума. - Томск. - 2018. - с. 108 - 111.
57. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
58. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-Центр, 2005.
59. Улановский А. М. Феноменология разговора: метод конверсационного
анализа // Вопросы психолингвистики. 2016. № 1 (27). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-razgovora-metod-konversatsionnogo-analiza (дата обращения: 07.05.2019).
60. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание. — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. 2, с. 562 — 570.
61. Франк В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. Пер. с нем. М.: Смысл, 2004, с. 140.
62. Франк В. Предмет знания. Душа человека.
Мн.: "Харвест" - М.: "АСТ", 2000, с. 631-990.
63. Фрейд 3 . По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Современные проблемы, 1925. — 110 с.
64.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997.
65. Шпиленя Л.С. Современные и перспективные технологии медико-психологической реабилитации военнослужащих / В.Ю. Тегза, И.Ф. Дьяконов, Б.В. Овчинников, Л.С. Шпиленя, О.В. Палехова // Medline.ru. - 2015/ - Т. 16, с. 659 - 668.
66. Jacobson G. F. Programs and techniques of crisis intervention. — In: American handbook of psychiatry. / Ed. by S. Arieti — N. Y., 1974, p. 810 - 825.
67. McBrearty P. The lived experience of victims of crime // International Emergency Nursing. 2011. №19 (1). P. 20-26.
68. Zestcott, Colin A., et al. «He Dies, He Scores: Evidence that Reminders of Death Motivate Improved Performance in Basketball» Journal of Sport and Exercise Psychology (2016): 1-40.