Проведен анализ данных за 2021–2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС 6
1.1 Нормативное регулирование обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС 6
1.2. Государственное регулирование обеспечения продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС 18
1.3. Зарубежный опыт обеспечения продовольственной безопасности 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС 29
2.1 Анализ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС 29
2.2. Анализ импорта и экспорта продовольственных товаров в ЕАЭС и РФ 36
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС 53
3.1. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС 53
3.2. Направления совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Продовольственная безопасность представляет собой важнейший элемент любого государства, а также является гарантией экономической безопасности страны. В связи с этим, каждое государство, в том числе и Россия, сегодня стремятся к увеличению продовольственной безопасности, а также достижения полной продовольственной независимости. В данном процессе особая роль отводится именно государственному регулированию и нормативно-правовому обеспечению.
Российская нормативно-правовая база в области обеспечения продовольственной безопасности является достаточно проработанной, но, как и любая динамическая и развивающаяся система, требует постоянного мониторинга и доработки в связи с нестабильными меняющимися экономическими условиями.
Сегодня происходит активное формирование и развитие нормативно-правовой базы единого аграрного рынка ЕАЭС, осуществляется разработка и утверждение единых регламентов соответствия продукции, норм санитарно-эпидемиологического контроля. Все это образует единую правовую основу, которая и обеспечивает продовольственную безопасность государства. Среди базовых документов, отражающих сущность продовольственной безопасности ЕАЭС, можно отметить Концепцию коллективной продовольственной безопасности.
В области реализации коллективной продовольственной безопасности усилия всех союзных стран должны быть направлены на то, чтобы обеспечить население государств продуктами питания собственного производства, в соответствии со всеми требованиями, а также обеспечить достойную конкурентоспособность всего аграрного производства.
Изучение опыта обеспечения и установления продовольственной безопасности зарубежных стран мира можно назвать значимым источником информации для дальнейшего определения направлений развития отечественной системы продовольственной безопасности России, а также идентификации новых потенциально эффективных инструментов.
Приведенные примеры позволяют говорить о том, что продовольственная безопасность - это гарант качества жизни населения страны, а также важнейший рычаг к достижению экономически стабильной ситуации. Продовольственная безопасность активно поддерживается со стороны государства различными инструментами.
Российская Федерация в рамках деятельности ЕАЭС в настоящее время в полном объеме использует инструменты государственного регулирования, которые имеют широкое распространение в международной практике обеспечения продовольственной безопасности. Вместе с этим, можно указать, что было бы результативным установление ставок таможенных пошлин в зависимости от чувствительных товаров, а также устранение возможности занижения таможенной стоимости товаров недобросовестных участников ВЭД.
Продовольственным товарам отводится значительное место в структуре импортной продукции, на что указывают проанализированные данные официальной статистики за три года. Аналитическая информация наглядно отражает применение определенных мер государственного регулирования, а также их влияние на объемы импорта того или иного товара.
Кроме этого, с целью обеспечения продовольственной безопасности Правительством РФ были приняты меры, направленные на защиту внутреннего продовольственного рынка и стабилизации цен на значимую сельхозпродукцию.
Нельзя не заметить, что санкции в отношении России оказывают ограничивающее воздействие на осуществление экспорта продовольствия и удобрений. Запрет на заход в российские гавани, закрытие зарубежных портов и многие другие ограничения, включая отключение российских финансовых институтов от системы SWIFT, способствуют колебанию цен и негативно влиянию на развитие экспорта.
В таких условиях важно способствовать расширению взаимодействия с наиболее перспективными странами и их объединениями, смягчению ограничений и устранению барьеров в торговле, а также комплексной поддержке экспортеров.
В связи с этим, целесообразно выделить направления по дальнейшему развитию государственных мер по обеспечению продовольственной безопасности России.
Важную роль в вопросе обеспечения продовольственной безопасности сегодня играет переориентация экспорта и замещение выпадающего импорта, для чего следует обеспечить расширение торговых связей с уже имеющимися торговыми партнерами, а также проводить регулярный поиск новых поставщиков, выстраивая новые логистические цепочки.
В современных реалиях продовольственная безопасность становится инструментом политического и экономического влияния, в связи с чем, крайне важно не просто решать и устранять существующие проблемы и недостатки, но и способствовать развитию мер государственного регулирования, в частности, таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
Так, дальнейшее развитие таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на обнуление или снижение ставок ввозных пошлин как на продовольственные товары, так и на оборудование, сельскохозяйственную технику и семена, то есть все то, что необходимо для обеспечения самостоятельного производства такой продукции на территории РФ.
В ходе исследования определены основные трудности и проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Россия при ведении политики импортозамещения и осуществления государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности:
1. Сокращение торговых потоков с традиционными партнерами, в частности, со странами ЕС и США.
2. Ограничение возможностей России в производстве, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции.
3. Блокировка традиционных транспортно-логистических коридоров, используемых для произведенной продукции.
4. Введение Россией торговых барьеров с целью защиты внутреннего рынка.
5. Сложности в осуществлении международных транзакций и страховых поставок.
6. Ограниченные возможности новых потенциальных партнеров в реализации в полной мере своего экспортного потенциала с Россией.
7. Сложности выстраивания новых логистических потоков с восточными странами.
Для обеспечения продовольственной безопасности и экономической устойчивости России в условиях современных геополитических и экономических вызовов определены следующие направления развития.
Во-первых, необходимо продолжить активное стимулирование внутреннего рынка. Развитие отечественного сельскохозяйственного производства и промышленности должно стать приоритетом государственной политики. Это включает поддержку фермеров и сельхозпредприятий, развитие инфраструктуры и логистики, а также меры по снижению себестоимости производства. Таким образом, можно не только удовлетворить внутренние потребности, но и повысить экспортный потенциал страны.
Во-вторых, усиление контроля за качеством и безопасностью импортируемой продукции является важным аспектом в условиях упрощения импортных процедур. Государственные органы должны применять строгие стандарты и проводить регулярные проверки, чтобы предотвратить попадание на рынок некачественных и фальсифицированных товаров. Это поможет защитить здоровье населения и поддержать высокий уровень продовольственной безопасности.
В-третьих, поддержка бизнеса через механизмы промышленной ипотеки, развитие индустриальных парков и программы импортозамещения должны быть продолжены и расширены. Эти меры помогут бизнесу адаптироваться к новым условиям, создать новые рабочие места и увеличить производственные мощности.
В-четвертых, переориентация внешнеэкономической деятельности на азиатские и другие развивающиеся рынки становится критически важной задачей. Расширение торговых связей с новыми партнерами позволит компенсировать потери от санкций и ограничения торговли с западными странами, а также укрепить позиции России на мировом рынке.
В-пятых, реализация государственной политики должна быть подкреплена эффективными таможенными и налоговыми мерами. Таможенно-тарифное регулирование должно быть направлено на защиту национальных производителей, улучшение структуры внешней торговли и минимизацию негативных последствий колебаний мировых цен.
Таким образом, комплексный подход, включающий стимулирование внутреннего рынка, усиление контроля качества, поддержку бизнеса и переориентацию внешнеэкономической деятельности, является необходимым для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого экономического развития России. Важно продолжать развивать международное сотрудничество, поддерживать экспортный потенциал и снижать зависимость от импорта, что позволит России успешно справляться с текущими вызовами и укреплять свою экономическую позицию в мире.
Основа национальной безопасности представлена экономической безопасностью, без которой не представляется возможным выполнение большинства государственных задач. Именно по уровню экономической безопасности возможно определить уровень экономического государственного развития, гарантию его независимости и положение в современном мире.
При этом возможности развития общества и экономики имеют прямую зависимость от обеспечения продовольственной безопасности. В ее обеспечении ключевую роль играют таможенные органы, задача которых заключается в оказании содействия проведению мер, направленных на обеспечение государственной безопасности, защите интересов потребителей ввозимых товаров, а также жизни и здоровья населения.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что исследование правил, механизма и норм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и зарубежного опыта, позволит найти пути для повышения эффективности системы государственного регулирования, обеспечив при этом рациональное сочетание его регулирующих, защитных и фискальных функций, что по итогу окажет положительное воздействие не только на повышение продовольственной безопасности, но и развитие экономической безопасности всего государства.
Целью данной выпускной квалификационной работы является государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС;
- охарактеризовать государственное регулирование обеспечения продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС ;
- провести анализ зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности;
- исследовать государственное регулирование внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС;
- проанализировать импорт и экспорт продовольственных товаров в ЕАЭС и РФ
- выявить основные проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС;
- определить направления совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС;
- проанализировать результаты внешнеэкономической деятельности ООО «Красный Комбинат «Технология».
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие внешнеторговую деятельность в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.
Предметом исследования – совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых, таких как Алаухова О. И., Лисовский С.Ф., Овчинников О.Г., Степанов П.Ю. и другие.
Правовая основа исследования включает Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие.
Эмпирическую основу составляют данные статистические данные Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и ФТС России о внешней торговле, справочно-правовая система «Консультант Плюс» и другие.
В процессе работы над темой выпускной квалификационной работы были использованы такие методы как анализ, сравнение и обобщение, изучение документации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.
Во второй главе проанализирована практика государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.
В третьей главе определены актуальные проблемы и направления совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.
В заключении представлены выводы по итогам проведённого исследования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ1, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.01.2019 N 3 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов рыбы и о внесении изменений в перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин»
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 89 «Об общих принципах и подходах к обеспечению продовольственной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза»
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза"
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.03.2022 N 45 "О временном неприменении антидемпинговой меры в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза (стран Европейского союза) и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (утратил силу)
8. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ(ред. от 19.12.2022)"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023)
9. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) О качестве и безопасности пищевых продуктов (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
10. Постановление СНД РСФСР от 03.12.1990 № 397-1 «О программе возрождения российской деревни» (утратило силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 28. Ст. 368.
11. Проект Федерального закона № 99013560-2 «О продовольственной безопасности Российской Федерации» / (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ П.Т. Бурдуковым, В.И. Илюхиным). Отклонен Государственной Думой ФС РФ 0 1.07.2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru
12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
13. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
14. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
15. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
Учебники, монографии, брошюры
16. Вартанова М.Л. Национальные приоритеты и перспективы развития Евразийской экономической интеграции // Экономика и право: Монография / гл. ред. Э.В. Фомин. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 3374.
17. Колесняк И. А., Колесняк А. А. Система продовольственного обеспечения региона: проблемы и перспективы её развития: монография. Красноярск: Издво КрасГАУ, 2014 с.67
Периодические издания
18. Аганбегян А. Г. Нужна ли России смена парадигмы социально-экономического развития? // Экономическая политика. 2019. № 6. С.66
19. Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Простенко А.Н. Россия может не снижать бюджетную помощь сельхозпроизводителям в условиях ВТО // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 2 (15). С.146.
20. Алаухова, О. И. Импортозамещение в условиях преодоления внешнего санкционного давления / О. И. Алаухова // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 3.
21. Алтухов А. И. Регион в системе обеспечения продовольственной безопасности страны: методологический аспект // Агропродовольственная политика России. 2018. № 2(50). С. 2-7.
22. Бакулина А.А., Боташева Л.Х., Чаленко Н.Н. Оценка уровня продовольственной независимости государства: анализ продовольственной безопасности и обеспеченности в странах ЕАЭС // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 51-55
23. Белова И.Н., Тихомирова В.А. Особенности обеспечения продовольственной безопасности КНР на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2019. № 2. С. 16-24.
24. Вартанова М.Л. Национальные приоритеты и перспективы развития Евразийской экономической интеграции // Экономика и право: Монография / гл. ред. Э.В. Фомин. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 33.
25. Галицкая Н.В. Продовольственная безопасность Китая // Вестник Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний. 2021. № 3 (42). С. 98-105
26. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Адаптация зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности к российским условиям // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, № 2. - С. 85
27. Кобец П.Н. Зарубежный опыт совершенствования обеспечения продовольственной безопасности, как одной из важнейших основ обеспечения национальной безопасности государства (на примере Японии) // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 2(34). С. 15-20.
28. Колесняк А. А., Полянская Н. М., Колесняк И. А. Продовольственная безопасность и продовольственное обеспечение: понятие и оценка // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 161-170.
29. Лисовский С.Ф. О продовольственной безопасности Российской Федерации // Аналитический вестник «Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации». 2016. № 34 (633). С. 9.
30. Литвинова Н.П., Goldman M. Продовольственная безопасность США: аграрная политика и законодательство // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК (материалы международной научно-практической конференции). 2016. С. 246-249.
31. Овчинников О.Г. Тенденции и особенности обеспечения продовольственной безопасности США // Обеспечение социально-экономической безопасности в начале XXI века: опыт США. М.: Весь Мир, 2017. С. 408
32. Ползиков Д.А. Текущее состояние продовольственной безопасности в странах ЕАЭС// ЭКО. 2020. № 6. С. 67-86
33. Прасолов В.И. Риски продовольственной безопасности России в условиях санкций // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.- практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2016. - № 1 (53). - С. 62
34. Степанов П.Ю. Продовольственная безопасность России в современных экономических условиях // Вопросы безопасности. 2018. №1. С. 51.
Электронные ресурсы
35. Антикризисная повестка Евразийского экономического сообщества в отношении агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности. Ч. 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ecfs.msu.ru/resources/analitycs/antikrizisnaya-povestka-evrazijskogo-ekonomicheskogo- soobshhestva-v-otnoshenii-agropromyishlennogo-kompleksa-i-obespecheniya-prodovolstvennoj-bezopasnosti.- chast-2 (дата обращения: 20.05.2024)
36. В 2022 году Россия снова может стать нетто-экспортером продовольствия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/38662-v-2022-godu-rossiya-snova-mozhet-stat-netto- eksporterom-prodovolstviya/(дата обращения: 20.05.2024)
37. Внешняя торговля России сельхозсырьем и продовольствием: сравнительный анализ экспорта и импорта[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ab-centre.ru/news/vneshnyaya-torgovlya-rossii-selhozsyrem-i-prodovolstviem-sravnitelnyy-analiz-eksporta-i-importa (дата обращения: 20.05.2024)
38. Департамент агропромышленной политики ЕАЭС. Анализ барьеров доступа сельскохозяйственных товаров на рынок Китая. [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://www. eurasiancommission. org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Documents/Барьеры%20в%20Китае.pdf (дата обращения: 20.05.2024)
39. Итоги внешней торговли со всеми странами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru (дата обращения: 20.05.2024)
40. Нулевые импортные пошлины на молодь лосося и форели продлены до конца 2024 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/nulevye-importnye-poshliny-na-molod- lososya-i-foreli-prodleny-do-kontsa-2024-goda/ (дата обращения: 20.05.2024)
41. Нулевые ставки пошлин и тарифные льготы в отношении отдельных видов товаров критического импорта будут продлены до конца марта 2023 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/nulevye-stavki-poshlin-i-tarifnye-lgoty-v-otnoshenii-otdelnykh-vidov-tovarov- kriticheskogo-importa-b/ (дата обращения: 20.05.2024)
42. Ограничение на экспорт в недружественные страны продлено на 2023 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: httDs7/объясняе^LD(l)/articles/news^granichenie na eksport v_nedruzhestvennye_strany_prodleno_na_2023_god/ (дата обращения: 20.05.2024)
43. Правительство утвердило комплекс мер для защиты внутреннего рынка продовольствия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/docs/45007/(дата обращения: 20.05.2024)
44. Приостановлено решение о введении антидемпинговой пошлины на ввоз гербицидов из ЕС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.alta.ru/laws_news/88287/
45. Продовольственный аспект национальной безопасности России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/prodovolstvennyy-aspekt-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii/(дата обращения: 20.05.2024)
46. Продовольственный аспект национальной безопасности России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/prodovolstvennyy-aspekt-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii/
47. Профицит торгового баланса России в 2023 году сократился на 58,5% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/945632(дата обращения: 20.05.2024)
48. Правительство разработало новые меры стабилизации продовольственного рынка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/37662-pravitelstvo-razrabotalo-novye-mery- stabilizatsii-prodovolstvennogo-rynka/(дата обращения: 20.05.2024)
49. Развитие продовольственного рынка России в условиях экономических санкций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gaugn.ru/media/news/razvitie-prodovolstvennogo-rynka-rossii-v-usloviyakh- ekonomicheskikh-sanktsiy/(дата обращения: 20.05.2024)
50. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. 1996 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ecfs.msu.ru/resources/test/mezhdunarodnyie-dokumentyi/rimskaya-deklaracziya-o- vsemirnoj-prodovolstvennoj-bezopasnosti-1996- g#:~:text=В%20«Римской%20gекларации%20о%20всемирной,правом%20на%20свобоgу%20от%20голоgа (дата обращения: 20.05.2024)
51. Россия ограничит экспорт и облегчит импорт части продовольствия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5251208(дата обращения: 20.05.2024)
52. Соглашение по сельскому хозяйству // Соглашения ВТО. URL: http://www.wto.ru/ru/content/ documents/docs/selhozru.doc. (дата обращения: 20.05.2024)
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. – 2004-2024. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
54. ФТС назвала главных торговых партнеров России в 2023 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osfts.ru/novosti/2024/5057-fts-nazvala-glavnykh-torgovykh-partnerov-rossii-v-2023-godu(дата обращения: 20.05.2024)
55. ФТС России [Электронный ресурс]: официальный сайт. – 2004-2024. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://customs.ru /(дата обращения: 20.05.2024)
56. ФТС: РФ в 2023 г. увеличила экспорт продовольствия и сельхозсырья на 4,3%. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2024/02/12/fts-rf-v-2023-g-uvelichila-eksport-prodovolstviia-i-selhozsyria-na-43.html(дата обращения: 20.05.2024)
57. Экспорт продовольствия и сельхозсырья из России в январе составил $3,25 млрд [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17271397(дата обращения: 20.05.2024)