Скоростно-силовая подготовка футболистов 15-17 лет на этапе спортивного совершенствования
|
Введение 3
1 Научно-методические основы скоростно-силовой подготовки футболистов
15-17 лет на этапе спортивного совершенствования 7
1.1 Возрастные особенности футболистов 15-17 лет 7
1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей у спортсменов 12
1.3 Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у
футболистов 15-17 лет 21
1.4 Построение тренировочного процесса футболистов на этапе
совершенствования мастерства в годичном цикле 27
2 Методы и организация исследования 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 39
3 Результаты исследования развития скоростно-силовых качеств
футболистов 15-17 лет 40
3.1 Особенности комплекса средств и методов развития скоростно-силовых качеств футболистов на этапе спортивного совершенствования 40
3.2 Оценка эффективности комплекса средств и методов развития
скоростно-силовых качеств футболистов на этапе спортивного совершенствования 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение А 62
1 Научно-методические основы скоростно-силовой подготовки футболистов
15-17 лет на этапе спортивного совершенствования 7
1.1 Возрастные особенности футболистов 15-17 лет 7
1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей у спортсменов 12
1.3 Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у
футболистов 15-17 лет 21
1.4 Построение тренировочного процесса футболистов на этапе
совершенствования мастерства в годичном цикле 27
2 Методы и организация исследования 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 39
3 Результаты исследования развития скоростно-силовых качеств
футболистов 15-17 лет 40
3.1 Особенности комплекса средств и методов развития скоростно-силовых качеств футболистов на этапе спортивного совершенствования 40
3.2 Оценка эффективности комплекса средств и методов развития
скоростно-силовых качеств футболистов на этапе спортивного совершенствования 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение А 62
Актуальность. Тенденции развития футбола предъявляют все большие требования к уровню физической подготовленности игроков [14]. Barnes C. [32] изучал сезонные изменения спроса на уровень физической подготовленности футболистов высшей лиги и сделал вывод, что «количество спринтов и дистанции спринтов увеличивались в течение семи сезонов между 2006 и 2013 годами». По исследованиям В.Н. Селуянова [29] и А.С. Зайченко [17], направленных на изучение двигательной активности футболистов 1980-х и 2010-х годов соответственно, можно констатировать, что современный футбол по объему перемещений схож с футболом 80-х годов, но при этом требования к интенсивности этих перемещений, а также уровню физической подготовленности в целом, значительно выше.
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание развитию двигательных возможностей спортсмена, учитывая их возрастные особенности, и грамотно планировать учебно-тренировочную работу, позволяющую проводить анализ и коррекцию технической и физической подготовленности как основного звена в достижении высокого уровня спортивных результатов.
В исследованиях Л. Качани, Л. Горского (1984) и Г.А. Лисенчука (2003) отмечается, «что уровень развития современного футбола предъявляет высокие требования к скоростно-силовым способностям». Их степень развития напрямую зависит от примененных средств и методов, которые требуют постоянного совершенствования в связи с возрастающими требованиями, что говорит о необходимости в постоянном поиске более совершенных средств и методов развития скоростно-силовых качеств.
Анализ литературных материалов и систематизация практических знаний по тренировке молодых футболистов в возрасте 15-17 лет показывает, что вопросы по организации их силовой и скоростной подготовки остаются без ответа. В современной методической и научной литературе существует более глубокое изучение способов улучшения скоростно-силовых характеристик у профессиональных футболистов. Тем не менее, достигнутые в этих исследованиях результаты и предложенные методы часто носят универсальный характер, не учитывая специфику молодого возраста, хотя именно в этот период организм наиболее подходит для формирования скоростно-силовых способностей.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов в области тренировки футболистов, таких как О.И. Блохин (1984), Д.Б. Аркадьев (1990), А.П. Кочетков (2000), показывают, что использование разнообразных упражнений в скоростно-силовой подготовке подростков в возрасте 15-17 лет снижает риск получения травм и способствует улучшению спортивных результатов в будущем, кроме того, проблему в этом направлении исследовали такие ученые, как Д.Д. Аверин, Г.А. Бутенко, В.Н. Буянов, Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, В.П. Губа, А.Я. Гомельский, В.М. Дьячков, В.Н. Платонов, В.Н. Селуянов.
Для развития скоростно-силовых навыков у молодых футболистов специалисты рекомендуют использовать разнообразные методы тренировки, включая как специфические, так и неспецифические упражнения. Однако длительное использование ограниченного набора методов тренировки приводит к адаптации физиологических систем организма, что уменьшает положительное воздействие тренировок и замедляет развитие скоростно¬силовых навыков у спортсменов.
Для повышения эффективности физической подготовки юных футболистов необходимо искать новые подходы к развитию их скоростно-силовых способностей. В настоящее время специалисты высказывают различные мнения относительно того, какие методы следует использовать в тренировках. Одни считают, что важно применять упражнения с мячом, другие же утверждают, что часть занятий должна быть без него [18]. Внедрение упражнений на силовых тренажерах считается перспективным направлением, однако в практике детско-юношеского футбола еще не наблюдается широкое использование различных методов [20].
Мы считаем, что ограничиваться только упражнениями с мячом нецелесообразно, поскольку многие юные игроки слишком сосредоточены на мяче во время скоростно-силовых тренировок, что мешает им полностью раскрыть свой физический потенциал. Однако необходимо учитывать, что современный футбол требует высокого уровня технического мастерства у игроков, поэтому исключительное использование упражнений без мяча может негативно сказываться на развитии технических навыков игрока.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости применения в системе подготовки юных футболистов комплекса разнообразных средств и методов развития скоростно-силовых качеств, используя в рациональном соотношении упражнения на тренажерах, с мячом и без мяча, согласно периодам подготовки в годичном цикле и отвечающего современным требованиям футбола.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс средств и методов для совершенствования скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности футболистов 15-17 лет и выявить значимость скоростно-силовых способностей в структуре их физической подготовки на основе анализа литературных источников.
2. Разработать комплекс средств и методов развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования - физическая подготовка футболистов 15-17 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Гипотеза: применение комплекса средств и методов, основанного на использовании разнообразных упражнений с применением сопряженного, игрового и соревновательных методов в соответствии с периодом подготовки внутри годичного макроцикла, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Список литературы включает 32 источника. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы компьютерного набора текста, включая 5 таблиц, 10 рисунков и приложение.
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание развитию двигательных возможностей спортсмена, учитывая их возрастные особенности, и грамотно планировать учебно-тренировочную работу, позволяющую проводить анализ и коррекцию технической и физической подготовленности как основного звена в достижении высокого уровня спортивных результатов.
В исследованиях Л. Качани, Л. Горского (1984) и Г.А. Лисенчука (2003) отмечается, «что уровень развития современного футбола предъявляет высокие требования к скоростно-силовым способностям». Их степень развития напрямую зависит от примененных средств и методов, которые требуют постоянного совершенствования в связи с возрастающими требованиями, что говорит о необходимости в постоянном поиске более совершенных средств и методов развития скоростно-силовых качеств.
Анализ литературных материалов и систематизация практических знаний по тренировке молодых футболистов в возрасте 15-17 лет показывает, что вопросы по организации их силовой и скоростной подготовки остаются без ответа. В современной методической и научной литературе существует более глубокое изучение способов улучшения скоростно-силовых характеристик у профессиональных футболистов. Тем не менее, достигнутые в этих исследованиях результаты и предложенные методы часто носят универсальный характер, не учитывая специфику молодого возраста, хотя именно в этот период организм наиболее подходит для формирования скоростно-силовых способностей.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов в области тренировки футболистов, таких как О.И. Блохин (1984), Д.Б. Аркадьев (1990), А.П. Кочетков (2000), показывают, что использование разнообразных упражнений в скоростно-силовой подготовке подростков в возрасте 15-17 лет снижает риск получения травм и способствует улучшению спортивных результатов в будущем, кроме того, проблему в этом направлении исследовали такие ученые, как Д.Д. Аверин, Г.А. Бутенко, В.Н. Буянов, Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, В.П. Губа, А.Я. Гомельский, В.М. Дьячков, В.Н. Платонов, В.Н. Селуянов.
Для развития скоростно-силовых навыков у молодых футболистов специалисты рекомендуют использовать разнообразные методы тренировки, включая как специфические, так и неспецифические упражнения. Однако длительное использование ограниченного набора методов тренировки приводит к адаптации физиологических систем организма, что уменьшает положительное воздействие тренировок и замедляет развитие скоростно¬силовых навыков у спортсменов.
Для повышения эффективности физической подготовки юных футболистов необходимо искать новые подходы к развитию их скоростно-силовых способностей. В настоящее время специалисты высказывают различные мнения относительно того, какие методы следует использовать в тренировках. Одни считают, что важно применять упражнения с мячом, другие же утверждают, что часть занятий должна быть без него [18]. Внедрение упражнений на силовых тренажерах считается перспективным направлением, однако в практике детско-юношеского футбола еще не наблюдается широкое использование различных методов [20].
Мы считаем, что ограничиваться только упражнениями с мячом нецелесообразно, поскольку многие юные игроки слишком сосредоточены на мяче во время скоростно-силовых тренировок, что мешает им полностью раскрыть свой физический потенциал. Однако необходимо учитывать, что современный футбол требует высокого уровня технического мастерства у игроков, поэтому исключительное использование упражнений без мяча может негативно сказываться на развитии технических навыков игрока.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости применения в системе подготовки юных футболистов комплекса разнообразных средств и методов развития скоростно-силовых качеств, используя в рациональном соотношении упражнения на тренажерах, с мячом и без мяча, согласно периодам подготовки в годичном цикле и отвечающего современным требованиям футбола.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс средств и методов для совершенствования скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности футболистов 15-17 лет и выявить значимость скоростно-силовых способностей в структуре их физической подготовки на основе анализа литературных источников.
2. Разработать комплекс средств и методов развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования - физическая подготовка футболистов 15-17 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Гипотеза: применение комплекса средств и методов, основанного на использовании разнообразных упражнений с применением сопряженного, игрового и соревновательных методов в соответствии с периодом подготовки внутри годичного макроцикла, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых качеств футболистов 15-17 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Список литературы включает 32 источника. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы компьютерного набора текста, включая 5 таблиц, 10 рисунков и приложение.
1. В результате анализа научно-методической литературы мы выявили:
• В период с 15 до 17 лет у спортсменов наблюдается значительный прирост антропометрических и физических данных, а уровень скоростно-силовой подготовленности во многом определяет общий уровень футболиста, также активно развиваются центральная нервная, дыхательная и
сердечно- сосудистая системы, что благоприятно влияет на развитие физических качеств.
• Скоростно- силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в максимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину - во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону - у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по
мячу, вбрасыванием мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением с оперника.
• Для развития скоростно-силовых качеств футболистов широко применяются прыжковые упражнения, старты, упражнения с отягощением и сопротивлением.
• Для развития скоростно- силовых качеств футболистов
применяются следующие методы: повторный, повторно- серийный,
интервальный, ударный, круговой, комплексный, игровой, соревновательный, сопряженный.
2. Особенности разработанного комплекса средств и методов состоят в следующем:
Средства и методы развития скоростно-силовых качеств подбирались исходя из периода подготовки футболиста внутри годового макроцикла.
Для повышения эффективности скоростно-силовой подготовки были обеспечены разнообразие и вариативность выполнения упражнений. Для обеспечения максимальной мощности выполнения упражнения старты осуществлялись с применением соревновательного метода.
Был применен сопряженный метод для развития не только скоростно¬силовых качеств, но и технико-тактической подготовленности. Широко применялись упражнения игрового характера, обеспечивающие разностороннее тренировочное воздействие на футболиста, что позволило более эффективно совершенствовать не только скоростно-силовые качества, но и технико-тактическую подготовленность.
3. Экспериментально подтверждена эффективность разработанного нами комплекса средств и методов для развития скоростно- силовой подготовленности футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. В 5 контрольных испытаниях из 5 после эксперимента результаты экспериментальной группы достоверно лучше, чем результаты контрольной группы.
• В период с 15 до 17 лет у спортсменов наблюдается значительный прирост антропометрических и физических данных, а уровень скоростно-силовой подготовленности во многом определяет общий уровень футболиста, также активно развиваются центральная нервная, дыхательная и
сердечно- сосудистая системы, что благоприятно влияет на развитие физических качеств.
• Скоростно- силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в максимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину - во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону - у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по
мячу, вбрасыванием мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением с оперника.
• Для развития скоростно-силовых качеств футболистов широко применяются прыжковые упражнения, старты, упражнения с отягощением и сопротивлением.
• Для развития скоростно- силовых качеств футболистов
применяются следующие методы: повторный, повторно- серийный,
интервальный, ударный, круговой, комплексный, игровой, соревновательный, сопряженный.
2. Особенности разработанного комплекса средств и методов состоят в следующем:
Средства и методы развития скоростно-силовых качеств подбирались исходя из периода подготовки футболиста внутри годового макроцикла.
Для повышения эффективности скоростно-силовой подготовки были обеспечены разнообразие и вариативность выполнения упражнений. Для обеспечения максимальной мощности выполнения упражнения старты осуществлялись с применением соревновательного метода.
Был применен сопряженный метод для развития не только скоростно¬силовых качеств, но и технико-тактической подготовленности. Широко применялись упражнения игрового характера, обеспечивающие разностороннее тренировочное воздействие на футболиста, что позволило более эффективно совершенствовать не только скоростно-силовые качества, но и технико-тактическую подготовленность.
3. Экспериментально подтверждена эффективность разработанного нами комплекса средств и методов для развития скоростно- силовой подготовленности футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. В 5 контрольных испытаниях из 5 после эксперимента результаты экспериментальной группы достоверно лучше, чем результаты контрольной группы.
Подобные работы
- МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СКОРОСТНОГО
ВЕДЕНИЯ МЯЧА ФУТБОЛИСТАМИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ФУТБОЛИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 16-17
ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Методика развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ 15-16 ЛЕТ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Развитие технических способностей вратарей на этапе спортивного совершенствования мастерства (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025





