ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕССА В СТРУКТУРЕ СМИ 7
1.1 Характеристика общественно-политической прессы как типа издания. Виды
и функции общественно-политических СМИ 7
1.2 Понятие «военный конфликт» и его использование в СМИ. Специфика подготовки
информационно-аналитических материалов на тему военных конфликтов 17
1.3 Общая характеристика источников информации о военных конфликтах и проблема
доступа к ним. Свобода слова журналиста в зоне военного конфликта 22
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ 32
2.1 Типологический анализ изданий «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» 32
2.2 Методы анализа и критерии анализа изданий «КоммерсантЪ» и «Комсомольская
правда» 37
2.3 Материалы газет «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» 40
2.3.1 Исследование вооруженного конфликта на Донбассе (2014- н.вр.) 40
2.3.2 Исследование вооруженного конфликта в Сирии 45
2.3.3 Исследование армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе (1992-н.вр.) ... 49
2.4 Сравнительный анализ освещения вооруженных конфликтов в газетах «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Каждое тысячелетие имеет свои особенности. Как отмечают зарубежные политики и исследователи Роберт Марканд, Джон Кертон, а также наши соотечественники Б.А. Акаева, Е.Ф. Авдокушин, М.Л. Энтин, М.В. Ларионов, В.А. Садовничев, Л. Фитуни и др., век XXI проходит под знаком глобализации. По мнению А.Н. Чумакова, это неизбежный этап, поскольку человечество, «... став целостным организмом в масштабах планеты», приходит к пониманию того, что оно столкнулось лицом к лицу с многочисленными угрозами глобального характера. Важнейшие задачи выживания в таких условиях требуют «объединения усилий и ресурсов всего мирового сообщества, слаженность действий и взаимопонимание» [52].
Актуальность научной проблемы. Процессы глобализации сложны и неоднозначны, поэтому в ходе становления глобального общества неизбежно возникают разногласия, противоречия и конфликты. Реалии современности таковы, что каждый день в огромном информационном потоке появляются сообщения о тех или иных военных действиях и вооруженных конфликтах.
Изучением вооруженных конфликтов специально занимается Стокгольмский институт проблем международного мира (СИПРИ). По данным исследований Иана Дэвиса, в 2018 г. вооруженные конфликты в активной фазе продолжались в 27 государствах Европы, Закавказья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, в странах Африки к югу от Сахары. Как и в предыдущие годы, большинство таких конфликтов были внутригосударственными. Лишь столкновение на границе между Индией и Пакистаном носил межгосударственный характер1.
Военные конфликты XXI века показали, что в современном мире столкновение всегда ведется на двух фронтах: непосредственно боевые действия и информационное поле. Конфликты в Грузии и на Украине доказали, что преобладание в информационном пространстве нередко становится одним из наиважнейших условий победы в столкновении. В связи с этим в настоящее время наблюдается постоянный рост присутствия журналистов в районах военных действий. Причем современный журналист, имеющий доступ к новым интернет-технологиям, является во всех отношениях независимой стороной.
Зачастую человек, получивший ту или иную информацию в большом масштабе, не способен самостоятельно определить значение этой информации, а также осознать ее суть. Тогда на помощь приходят средства массовой информации (СМИ). Выполняя свои функции, средства массовой информации и журналистика включаются в конкретное существование людей, в их деятельность, которая осуществляется параллельно с влиянием на людей информационного потока. В этом плане роль и значение журналистики как социального института являются общепризнанными.
Вопрос о социальной роли журналистики относится к числу ключевых. И.М. Дзялошинский, Е.П. Прохоров, М.Н. Ким ведут дискуссию о том, является ли журналистика средством информации, орудием политического и идеологического управления обществом или же способом установления коммуникативных связей. С.Г. Корконосенко призывает изначально изменить саму постановку вопроса и сместить акценты при изучении предмета: вместо «или - или» использовать формулировку «и - и» [44]. В данном случае это совершенно обоснованно, поскольку тем самым признается многогранность журналистики как общественного явления. Благодаря СМИ формируется общественное мнение, устойчивое отношение к определенному явлению. При этом средства массовой информации влияют не только на социальную позицию членов общества, но и на их психологическое состояние.
Отсюда возникает проблема исследования - роль СМИ в освещении военных конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы и основные источники.
В исследовании проблемы освещения военных конфликтов можно выделить несколько направлений, представленных трудами зарубежных и отечественных авторов.
Первая группа работ посвящена анализу фундаментальных проблем теории и практики массовых коммуникаций. Теоретическая основа данной работы строится на исследовании работ Барабаш Н.С., Бочарова А.Г., Дзялошинского И.М., Засурского Я.Н., Западова А.В., Ким М.Н., Корконосенко С.Г., Лазаревича Э.А., Лазутиной Г.В., Прохорова Е.П., Распоповой С. С., Цвик В.Л., Тертычного А.А., в которых отражены общие вопросы теории журналистики.
Теоретико-методологические основы изучения средств массовой информации как системы и журналистики как социального института изложены в работах Акопова А.И., Дзялошинского И.М., Ким М.Н., Корконосенко С.Г., Прохорова Е.П., Фроловой Т. И., исследование которых и позволило определить роль журналистики как неотъемлемого элемента политических коммуникаций.
Основные тенденции развития информационных процессов отражены в трудах Грабельникова А.А., Вартановой Е.Л., Засурского Я.Н., Фомичевой И.Д. и др. Изменения в журналистике, связанные с процессами технологического характера, такие как глобализация, конвергенция, мультимедиатизация, глубоко изучены Бирюковой В.В., Вартановой Е.Л, Михиным Г.А., Феткуллиной Г.А., др.
При рассмотрении вопросов жанрового преобразования современной журналистики в целом эмпирическую базу составили труды таких специалистов как В.А. Алексеев, Л.М. Ким, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Ю. Юровский, Л.П. Шестеркина и др. Непосредственно жанру военной журналистики посвящена работа И. Коновалова «Военная журналистика: особенности жанра».
Типологический анализ общественно-политической прессы строится на основе методики, предложенной А.И. Акоповым. Контент-анализ как прикладной метод исследования описан в работах американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера и его последовательницы Э.Морен. Среди отечественных разработок можно выделить работы А.Н. Алексеева, Л.И. Бородкина, В.И, Шалак, И.А. Пашинян.
Анализ научной литературы показал, что исследования, посвященные оценке роли СМИ в освещении военных конфликтов, практически отсутствуют, а в научном знании недостаточно изучены проблемы достоверного информирования населения о вооруженных противостояниях. Методы влияния журналиста на аудиторию представлены в работах М.Н. Ким, Г.В. Лазутина, Л.Н. Саламона, Н.А. Добролюбовой. Однако прослеживается недостаточность работ об особенностях работы корреспондентов в зоне конфликтов. Большинство публикаций на данную тему - это воспоминания, интервью, статьи журналистов, освещающих военные конфликты, написанные в помощь своим коллегам в подготовке к работе в «горячих точках». Единственной теоретической работой по данному вопросу является «Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий», где описаны правовые нормы работы журналистов, в частности сделан акцент на Международном гуманитарном праве, а также даны некоторые рекомендации журналистов о работе на войне.
Объект исследования: особенности освещения военных конфликтов в российской общественно-политической прессе.
Предмет исследования: материалы общественно-политических газет «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» за период 2019-2020 гг., освещающие военные конфликты современности.
Цель исследования: определить особенности освещения военных конфликтов в общественно-политической прессе, показать способы и формы раскрытия темы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать характеристику общественно-политической прессы как типа издания; определить виды и функции общественно-политических СМИ;
- раскрыть сущность понятия «военный конфликт» и его использование в СМИ;
- определить тематику материалов о вооруженных конфликтах в современных СМИ;
- выявить основные методы, приемы и формы освещения вооруженных конфликтов в газетах «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда».
Научная новизна выражается в попытке определения роли средств массовой информации как третьей стороны вооруженного конфликта.
Методологическая база исследования. При написании работы автором будет использоваться метод типологического анализа с целью определения особенностей общественно-политической прессы. Изучение публикаций периодических изданий потребовало использование метода контент-анализа. Также были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, сравнения, системного анализа.
Эмпирическая база исследования представлена материалами контент-анализа - выпуски изданий «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» за период 2019-2020 гг.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что данное исследование вносит определенный вклад в теоретическое изучение общественно-политической прессы в системе СМИ. Кроме того, предложенный анализ функционирования СМИ помогает понять специфику работы журналистов по поиску и передаче информации при освещении вооруженных конфликтов.
Практическая ценность заключается в том, что проведенный анализ работы СМИ в плане отражения событий военных конфликтов позволяет выявить и оценить особенности работы журналистов по сбору и передаче информации в период конфронтации. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов специализированных отделений высших учебных заведений, а также могут стать полезной информацией для журналистов-практиков, специалистам других структур, занимающихся освещением военных конфликтов и изучением проблем политической коммуникации.
Структура работы обусловлена предметом и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников. Первая глава является теоретической и освещает особенности общественно-политической прессы как типа издания, а также раскрывает понятие «военный конфликт» и принципы его использования в СМИ. Вторая глава носит практический характер. В ней проведен сравнительный анализ выпусков общественно-политических газет «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» за период 2019-2020 гг. с целью определения специфики подготовки материалов о военных конфликтах.
Реалии современности таковы, что каждый день в огромном информационном потоке появляются сообщения о тех или иных военных действиях. Военные конфликты XXI века показали, что столкновение всегда ведется на двух фронтах: непосредственно боевые действия и информационное поле.
СМИ охватывают большую аудиторию. Они способны предоставлять обществу достаточно информации, чтобы ориентироваться в современном мире. Сегодня журналистика строит свою работу в учетом запросов аудитории, для которой важно не только получить информацию, но и иметь возможность сравнить мнения разных сторон по отношению к тому или иному явлению. Качественная журналистика отвечает требованиям респондентов и содержит большой объем аналитических материалов на разные темы и в разных жанрах.
Общественно-политическая пресса занимает особое место в системе СМИ. Она выполняет все базовые функции средств массовой информации. Основные принципы ее работы - это компетентность, беспристрастность, а главные характеристики - общедоступность, полифункциональность. Всеми этими качествами определяется ее универсальность. В освещении военных конфликтов данный вид прессы играет особую роль.
В данной работе методом анализа изданий «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда» является контент-анализ. Критериями анализа определены стиль написания, аргументация, выраженность авторской позиции.
На основе проведенного во второй главе анализа сделаем вывод о том, что «Коммерсантъ» является одним из наиболее успешно развивающихся деловых изданий универсального типа. Его целевой аудиторией является группа людей, заинтересованных в получении информации о процессах, протекающих в разных сферах экономики, бизнеса, общественной жизни. Это универсальное деловое издание, поскольку при всем тематическом разнообразии, все проблемы обсуждаются с точки зрения бизнеса и финансов. Предметно¬тематическая направленность «Ъ» обусловлена общей функцией деловых СМИ, а именно, предоставление необходимой информации. При этом в соответствии с целевым (функциональным) признаком «Ъ» полезна читателям при принятии решений, направленных на получение материальной выгоды или повышение социального или профессионального статуса читателя.
В описании военных конфликтов «Ъ» отличается большей, чем «КП» аргументированностью. Это достигается за счет привлечения экспертов. Помимо этого журналисты предоставляет читателю возможность ознакомиться с мнениями противоположных сторон. Авторская позиция в данном случае в основном нейтральна.
Аудитория «Комсомольской правды» - это люди, которые интересуются событиями в стране и мире, но политика не является для них основной темой. «КП» сегодня - это таблоид. Это качественно-массовая модель общественно-политической прессы, которая рассказывает для всех обо всем. Именно этим определяется подход издания к теме военного конфликта. В основном это информирование аудитории о событиях в зоне конфликта, но со смещением акцентов на сенсационность и скандальность.
В целом «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда» как общественно-политические издания преподносят информацию о военных конфликтах в доступной форме и могут быть интересны и полезны широкому кругу читателей.
1. Военная доктрина Российской Федерации : утверждено Президентом РФ 25 декабря 2014 г. N Пр-2976. — URL: https://base.garant.ru/70830556/(дата обращения: 21.01.2021).
2. ГОСТ 7.60-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Введ. 2004-07¬01. — URL: http://standartgost.ru/rOCT %207.60-2003#texts (дата обращения: 25.01.2021).
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию :
федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ. — URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/(дата обращения: 25.02.2020).
4. О средствах массовой информации : федер. закон Рос. Федерации от 27 дек.
1991 г. № 2124-I. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата
обращения: 28.02.2020).
Монографическая и учебная литература
5. Автаева Н. О. Государственная информационная политика в области СМИ / Н. О. Автаева, Д. И. Зудин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 3 (19). — С. 13-19.
6. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А. И. Акопов. — Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1985. — 96 с.
7. Акопов А. И. Периодические издания / А. И. Акопов. — Ростов н/Д : Изд-во Ростовского университета, 1995. — С. 40.
8. Алексеев А. Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии / А. Н. Алексеев // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 1998. — № 3. — С. 14-30.
9. Бочаров А. Г. Типология журналов переходного периода / А. Г. Бочаров. — М., 1996.
10. Буренко В. И. Парламентаризм и политическое представительство /
В. И. Буренко, С. М. Предыбайлов // PolitBook. — № 2013. — № 13. — С. 43-52.
11. Ворошилов В. В. Журналистика : учебник для вузов / В. В. Ворошилов. — М. : КноРус, 2016. — С. 135.
12. Гафнер В. В. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара. — М. : Флинта : Наука, 2012. — 320 с. — URL:ййр://социальная-безопасность.гафнер.рф(дата обращения: 21.01.2021).
13. Герасимов А. В. Внутренние вооруженные конфликты в современном мире:
политико-правовой анализ / А. В. Герасимов. — СПб. : Ленинградский юридический журнал, 2007. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennie-vooruzhennye-konflikty-v-
sovremennom-mire-politiko-pravovoy-analiz(дата обращения: 23.01.2021).
14. Головин Ю. А. Журнальная периодика: типологические характеристики /
Ю. А. Головин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. —
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalnaya-periodika-tipologicheskie-harakteristiki(дата обращения: 23.01.2021).
15. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С. М. Гуревич. — М. : Аспект Пресс, 2004. — С. 115.
16. Дагаева З. В. Влияние журналистики на динамику вооруженных конфликтов /
З. В. Дагаева // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». — 2006. — № 1 (9). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zhurnalistiki-na-dinamiku-
vooruzhennyh-konfliktov(дата обращения: 23.01.2021).
17. Деловые издания — лидеры по длительности цитирования. Данныеисследования за май 2009. — URL: https://kantartns.ru/rus/press/news/_news_article.wbp?article- id=1DB65DC1-CD03-445F-AC67-0A746F24DFD5(дата обращения: 30.04.2020).
18. Законодательство о средствах массовой информации : учебно-практические материалы. — М. : Центр «Право и СМИ», 1999. — С. 10.
19. Западов А. В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие /
А. В. Западов, Е. П. Соколова // Вестник Московского университета. — 1975. — № 2. —
С. 49-59.
20. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма / Г. Зиммель. — М. : Academia, 1993. — 415 с.
21. Иванов В. К. Государственная политика в сфере средств массовой
информации / В. К. Иванов // Politbook. — 2015. — № 3. —
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-sredstv-massovoy-informatsii(дата обращения: 28.02.2021).
22. Иванов О. Б. Военный конфликт как форма политического процесса / О. Б. Иванов // Дискурс-Пи. — 2016. — № 1. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/voennyy-konflikt-kak-forma-politicheskogo-protsessa(дата обращения: 21.01.2021).
23. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов /
С. Г. Корконосенко. — 2-е изд. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 320 с.
24. Корнилов Е. А. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) / Е. А. Корнилов, А. И. Акопов // Методы исследования журналистики. — Ростов н/Д : Изд-во Ростовского университета, 1995. — С. 65-67.
25. Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания / Э. А. Лазаревич // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 1979. — № 1. — С. 11-20.
26. Маркедонов С. М. Тридцать лет нагорно-карабахского конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования / С. М. Маркедонов // Постсоветские исследования. — 2018. — Т. 1, №2. — URL:https://cyberl eninka .ru/arti cl e/n/tri dtsat-let-nagorno-karabahskogo-konflikta-osnovnye-etapy-i-perspektivy-uregulirovaniya(дата обращения: 21.04.2021).
27. Марков А. А. Теория и практика массовой информации : учебник / А. А. Марков, О. И. Молчанова, Н. В. Полякова; под общ. ред. А. А. Маркова. — М. : ИНФРА-М, 2014. — С. 125.
28. Мартыненко Е. В. Взаимодействие и конфликт внешних акторов войны
в Сирии / Е. В. Мартыненко // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — № 10. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-i-konflikt-vneshnih-aktorov-voyny-v-sirii
(дата обращения: 05.03.2021).
29. Мингинос В. П. Характеристика общественно-политической прессы как типа издания, повествующего об экономике / В. П. Мингинос // Современная филология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа : Лето, 2014. — 162 с.
30. Новая иллюстрированная энциклопедия. — М. : Большая Российскаяэнциклопедия, 2003. — Т. Кн. 9. Кл — Ку. — С. 73.
31. Овсепян Р. П. Периодическая печать России. Система, типология / Р. П. Овсепян. — М. : Акад. изд-во МЭГУ, 1995. — 160 с.
32. Парфенов Л. С твердым знаком на конце [Видеозапись] / Л. Парфенов. —
URL: https://www.1tv.ru/news/2009-11-30/155877-otmechaet_yubiley_izvestnoe_rossiyskoe_izdanie_gazete_kommersant_ispolnilos_20_let. (дата
обращения: 25.04.2020).
33. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства
и ограничения / И. А. Пашинян // Научная периодика: проблемы и решения. — 2012. — № 3 (9) — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya-
dostoinstva-i-ogranicheniya(дата обращения: 10.04.2021).
34. Першиц А. И. Война и мир в ранней истории человечества : в 2-х т. / А. И. Першиц, Ю. И. Семенов, В. А. Шнилерман ; Институт этнологии и антропологии РАН. — М., 1994. — Т. 1 — С. 56.
35. Плешанова О. «Российская газета» подала на банкротства. / О. Плешанова // Коммерсантъ. — М. — 2008. — 25 марта — URL: https://www.kommersant.ru/doc/870942(дата обращения: 30.04.2020).
36. Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке / под. ред. С. Кургиняна. — М. : ЭТЦ, 2011. — С. 198-199.
37. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для вызов / Е. П. Прохоров. — 8-е изд. — М. : Аспект Пресс, 2011. — С. 351.
38. Ростова Н. Рождение российских СМИ. Эпоха Горбачева. (1985-1991) / Н. Ростова. —URL: https://ed-glezin.livejournal.com/886574.html (дата обращения: 30.04.2020).
39. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
40. Словарь журналистских терминов. — URL: https://voluntary.ru/slovari/slovar- zhurnalistskih-terminov.html(дата обращения: 30.04.2020).
41. Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы перспективы / ред.-сост. М. Погорелый, И. Сафраечук. — М. : Гендальф, 2002. — С. 40-63.
42. Современная филология : материалы Ш Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа : Лето, 2014. — 162 с.
43. Соловьев В. Становление независимой военной печати в России: опыт «Независимого военного обозрения» / В. Соловьев // Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы перспективы: сборник статей / ред.-сост. М. Погорелый, И. Сафраечук. — М. : Гендальф, 2002. — С. 11.
44. Социальная журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2004. — С. 96.
45. Стешин Д. Коротко и жутко. Военкор Стешин / Д. Стешин. — СПб. : Питер, 2018. — С. 2.
46. Ступницкий В. П. Психология: учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М. : Изд-во торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — С.403-426.
47. Типология периодической печати / М. Е. Аникин, В. В. Баранов ;
под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 234 с.
48. Типология периодической печати / под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Изд-во МГУ, 1995. — 137 с.
49. Хачатрян А. Г. К 30-летию Нагорно-Карабахского конфликта: ключевые
события до и после распада СССР / А. Г. Хачатрян, Г. А. Алексанян // Постсоветские исследования. — 2018. — Т. 1, №2. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-30-letiyu-
nagorno-karabahskogo-konflikta-klyuchevye-sobytiya-do-i-posle-raspada-sssr(дата обращения: 25.04.2021).
50. Чернега В. Н. Конфликт на Украине: причины, перспективы урегулирования /
B. Н. Чернега // Актуальные проблемы Европы. — 2020. — №2. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-na-ukraine-prichiny-perspektivy-uregulirovaniya (дата
обращения: 15.04.2021).
51. Четвертков Н. В. Социально-правовые теории прессы / Н. В. Четвертков // Общественные науки. Политика и право. — 2012. — № 3 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-pravovye-teorii-pressy(дата обращения: 15.04.2021).
52. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира : монография /
А. Н. Чумаков. — 2-е изд. — URL:http://avidreaders.ru/read-book/globalizaciya-kontury-
celostnogo-mira-2-e.html(дата обращения: 25.04.2021).
53. Шарков Ф. И. Общая конфликтология : учебник для бакалавров /
Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский ; под общ. ред. Ф. И. Шаркова. — М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2015 — С. 9.
54. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. — М. : Пульс, 2002. — 120 с.
55. Шостак М. И. Журнальная периодика как система / М. И. Шостак // Журнальная периодика России. — М., 1996.
56. Язык средств массовой информации : сборник обзоров / ИНИОН РАН Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Языкознания ; от вред. Н. Н. Трошина. — М., 2007. — 173 с.
Иные источники
57. Гражданская война в Сирии и история политического урегулирования / РИА Новости. — URL:https://ria.ru/20180129/1513416087.html(дата обращения: 30.04.2021).
58. Гришин А. Киев подписал «формулу Штайнмайера». Что теперь будет с Донбассом? / А. Гришин // Комсомольская Правда. — М. — 2019. — 2 октября (№110). —
C. 2. — URL:http://flle.magzdb.org/ul/3819/2019/Комсомольская%20правда%20-%202019-
110%20(27036)%202%20октября^к(дата обращения: 15.04.2021).
59. Данилова А. Без визы Вигилянского материалы о Церкви не публиковать! / Данилова А. // Православие. Ru.— URL:https://pravoslavie.ru/39047.html(дата обращения: 30.04.2020).
60. ИД «Комсомольская правда» на главных форумах страны. — URL:
https://www.kp.ru/best/msk/komsomolka-na-glavnyh-forumah-strany/ (дата обращения: 15.04.2021).
61. Информационное агентство Ria.ru/ РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20100524/236957896.html(дата обращения: 15.04.2021).
62. Коммерсантъ. — URL:https://www.kommersant.ru/about/kommersant(дата обращения: 15.04.2021).
63. «Коммерсантъ» получил право официально публиковать сведения
о банкротствах // Коммерсантъ. — М. — 2008. — 30 июля. — URL:
https://www.kommersant.ru/doc/917599(дата обращения: 30.04.2020).
64. Ловушка для предпринимателей и журналистов // Гильдия издателей
периодической печати. — М. — 2003. — 27 мая. — URL:https://gipp.ru/print.php?id=747(дата обращения: 30.04.2020).
65. Отмечает юбилей известное российское издание — газете «Коммерсант»
исполнилось 20 лет / Первый канал. — URL: https://www.1tv.ru/news/2009-11-30/155877-otmechaet_yubiley_izvestnoe_rossiyskoe_izdanie_gazete_kommersant_ispolnilos_20_let (дата
обращения: 25.04.2020).
66. Сирийцев собрали за одним столом // Коммерсантъ. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4142466(дата обращения: 20.04.2021).
67. Смирнов Д. Нормандский марафон: Путин и Зеленский договорились о первых шагах / Д. Смирнов // Комсомольская Правда. — 2019. — 11 декабря (№140). — С. 2. — URL:http://file.magzdb.org/ul/3819/2019/Комсомольская%20правда%20-%202019-140%20(27066)%2011%20декабря.pdf(дата обращения: 15.04.2021).
68. Соловьев В. Война на сектора не делится / В. Соловьев // Коммерсантъ. — 2020. — 12 марта (№44). — С. 6. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4284575(дата обращения: 20.04.2021).
69. Степашин Д. Донбасс мечтает о российских паспортах: Специальный репортаж / Д. Степашин // Комсомольская Правда. — 2019. — 17 апреля (№42). — С. 8. — URL:http://file.magzdb.org/ul/3819/2019/Комсомольская%20правда%20-%202019-42%20(26968)%20-%2017%20апреля^Г(дата обращения: 19.04.2021).
70. Степашин Д. Донбасс получил паспорта, политые кровью и слезами: Специальный репортаж / Д. Степашин // Комсомольская Правда. — 2019. — 26 апреля
(№46). — С. 3. — URL:НЦр://Г11е.таа7дЬ.ога/и1/3819/2019/Комсомольская%20правда%20-
%202019-46%20-%20(26972)%20-%2026%20anpena.pdf(дата обращения: 19.04.2021).
71. Степашин Д. Что стало с Донбассом за 5 лет войны? Специальный репортаж /
Д. Степашин // Комсомольская Правда — 2019. — 16 апреля (№41). — С. 6-7. —
URL:http://fl1e.magzdЬ.oгg/u1/3819/2019/Комсомольскaя%20npaвдa%20-%202019-41%20(26967)%20-%2016%20anpeля.pdf(дата обращения: 19.04.2021).
72. Строкань С. Назвался Помпео — полезай в Киев. / С. Строкань //
Коммерсантъ. — 2020. — 31 января (№17). — С. 5. — URL:
https://www.kommersant.ru/doc/4236007(дата обращения: 20.04.2021).
73. Что произошло с Сирией за десять лет войны / РБК. — URL:
https://www.rbc.ru/politics/15/03/2021/604753db9a794749c12f6ebe (дата обращения:
20.04.2021).
74. Экспертная комиссия Роскомнадзора определила формулировку понятия
«издание, специализирующееся на распространении информации общественно¬политического характера» // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. — URL:
http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17398.htm(дата обращения: 25.01.2021).