ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ГЕРОЕВ В ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛАХ 7
1.1 Проблематика создания образа героя в медиа 7
1.2 Особенности создания образов героев в журналистике 11
1.3 Медиапроекты об СВО и КТО, особенности предметной сферы 15
ГЛАВА 2. СПЕЦПРОЕКТ «В ТЕНИ». ПРОДАКШН И ПОСТПРОДАКШН 31
2.1 История создания проекта, актуальность, концепция 31
2.2 Специфика производства сюжетов в проекте «В тени» 37
2.3 Особенности продвижения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
На фоне контртеррористической операции в приграничных областях России и специальной военной операции отечественные журналисты сталкиваются с уникальными вызовами и задачами, которые отличаются от их работы в мирное время. Медиапроекты о людях, работающих непосредственно в зоне проведения таких операций, помогают рассматривать информацию через призму личного опыта и образа героя, что, в свою очередь, может значительно обогатить понимание сложных социальных и политических факторов, действующих в рамках данной темы.
Однако специфика подобных материалов требует от журналиста высокого профессионализма: знания законов, этических норм, психологических аспектов. Работа с респондентами, трудящимися в условиях КТО и СВО, заставляет журналиста задумываться о допустимости тех или иных высказываний. Важно разбираться в законах о СМИ, изменениях в законодательстве и др. Кроме того, освещение страданий мирных жителей побуждает к размышлениям об этике отснятого материала. Необходимо учитывать, как слова и действия журналистов и респондентов могут повлиять на пострадавших, а также на восприятие конфликта общественностью. Важно соблюдать баланс между необходимостью информировать и уважением к личной жизни. Что касается психологических аспектов, то травматичные события могут вызывать у журналистов эмоциональное выгорание. Это требует от них умения справляться с собственными эмоциями и психоэмоциональным состоянием, чтобы не потерять способность к объективному анализу полученной информации.
В современных условиях информационного общества, характеризующихся быстрым распространением данных и доступностью информации, когнитивные искажения стали нередким явлением. Различные интернет-ресурсы формируют новые социальные нормы, например, благодаря тому, что на медиаплощадках появилась возможность делиться мыслями и чувствами, табуированные темы стали обсуждаться более открыто. Кроме того, социальные сети позволили влиять на поведение пользователей и их восприятие событий. Под давлением общественного мнения индивидуумы могут изменять свое восприятие реальности, подстраиваясь под доминирующие идеи. Поэтому в журналистских материалах ключевым фактором становится объективное рассмотрение вопроса с разных сторон. Освещение событий через призму взгляда людей, на которых обращают меньшее внимание, способствует более углубленному анализу информации по той или иной теме.
Таким образом, актуальность работы обусловливается не только наличием действующего конфликта, но и проблемой возможных когнитивных искажений журналистских материалов в эпоху информационного шума. В условиях переизбытка информации люди склонны устанавливать ассоциативные связи между различными событиями и явлениями, что может приводить к искажению восприятия реальности. Истории людей, помогающих мирному населению (врачи, учителя и др.) и предотвращающих гуманитарный кризис в зоне КТО и СВО, представляют собой важный источник информации, способствующий преодолению указанных искажений. Понимание специфики работы журналиста и существующих вызовов позволяет разработать более эффективные стратегии для создания достоверного образа респондента.
Цель работы - создание цикла сюжетов в рамках медиапроекта «В тени» о людях, работающих в условиях СВО и КТО, оказывающих помощь обществу в тяжелый период.
Задачи:
1. Проанализировать литературу о создании образа героя в медиа.
2. Изучить приёмы и инструменты, используемые для создания образов героев.
3. Проанализировать особенности журналистских материалов о людях, работающих в условиях СВО и КТО.
4. Применить полученные знания при создании цикла сюжетов медиапроекта «В тени».
5. Обобщить результаты работы над проектом.
Объект исследования - специфика медиаматериалов, создающих образ человека, работающего в условиях вооруженного конфликта.
Предмет исследования - продакшн и постпродакшн медиапроекта о людях, работающих в зоне КТО и СВО.
Новизна работы заключается в недостаточном количестве медиапроектов, связанных с освещением гуманитарных кризисов через раскрытие образа героя.
Теоретической основой для исследования послужили:
- труды по теории и практики журналистики Абдрахманова, К. С., Красавина, А. В. «Особенности создания журналистских материалов на социальную тематику», а также работы Амирова В.М, Коркиной А.А., Колиснеченко А.В., ВартановаА.С. и других;
- исследование, посвященное продакшну, Балашова А.И., Роговой Е.М., Тихоновой М.В., Ткаченко Е.А. «Управление проектами»;
- исследование, посвященное специфике создания образа героя, Зелениной Е.В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты.
Методология исследования: изучение и обобщение теоретической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, метод проектирования и метод интервью - для проектной части ВКР.
Эмпирической базой исследования послужили медиапроекты, предметной основой которых являются события СВО и КТО или профессии, помогающие в кризисных ситуациях, опубликованные за последние 3 года. Такие как Russia Today, канал «Осторожно: Собчак», канал «ПАНЧЕНКО» и другие.
Дипломная работа носит проектный характер.
Проектная база ВКР - материалы об учителях, врачах, строителях и др., работающих в условиях КТО и СВО. В дипломном сочинении представлено 5 материалов.
Практическая значимость работы. Проект «В тени» может способствовать осознанию ценности труда в условиях конфликтов, что является важным фактором в повышении уровня информированности о происходящих событиях. Медиапроект «В тени» играет также образовательную роль, поскольку он может стать учебным материалом для студентов гуманитарных и социальных наук. Изучение социальных, психологических и культурных последствий конфликтов является необходимым для более глубокого понимания комплексного воздействия таких ситуаций на индивидуальную и общественную жизнь. Также стоит отметить, что «В тени» может служить примером успешного применения новых медийных форматов и технологий для высвечивания сложных социальных тем. Это может побудить журналистов на создание аналогичных проектов, направленных на создание материалов о людях в кризисных ситуациях.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются особенности создания образа героя в медиа и журналистские материалы о людях на СВО и в условиях КТО.
Во второй главе описывается практический опыт создания и воплощения медиапроекта; выявляются особенности продвижения и специфики продакшна таких проектов.
В заключении подведены итоги проведенного исследования и обобщен опыт реализации медиапроекта.
Апробация работы: основные тезисы работы изложены в виде докладов на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: «Журналистика 21 века: взгляд молодых исследователей» (Санкт-
Петербургский государственный университет, 2024), «СМИ и журналистика: слово молодым» (Московский государственный университет, 2024) и «Актуальные проблемы журналистики» (Томский государственный университет, 2025). Также представлены основные результаты на фестивале Good StuFF «Experience Slam» (Томский государственный университет, 2025).
В дипломной работе рассматривались особенности создания образа героя, а также проведено исследование процесса создания видеоматериалов о героях, работающих на территории КТО и СВО. Кроме того, проанализированы работы журналистов, посвященные различным аспектам, связанным с кризисными моментами общества.
В первой главе рассмотрены ключевые методы создания образа героя в журналистских видеоматериалах: тщательный анализ биографических данных, использование наглядно-образных средств, развитие эмпатической коммуникации, наблюдение, правильный выбор локации и другие приемы, позволяющие создать многогранный и убедительный портрет респондента.
Анализ материалов эмпирической базы продемонстрировал разнообразие подходов к освещению конфликта и подтвердили эффективность выбранных жанров (портретные репортажи, интервью и материалы с элементами аналитики) для создания информативного контента, способного влиять на общественное мнение. Подчеркнута актуальность объективного и всестороннего освещения событий в условиях информационной перегрузки, а также необходимость высокого уровня профессионализма, соблюдения этических норм и наличия психологической устойчивости журналиста при работе с респондентами из зон конфликта.
В ходе написания ВКР был создан медиапроект «В тени», разработанный для объективного освещения влияния специальной военной операции на жизнь людей через истории врачей, учителей, строителей и других гражданских специалистов. Вторая глава посвящена его практической реализации. Важность данного проекта обусловлена потребностью в комплексном освещении деятельности людей на территории боевых действий, предоставлении проверенной информации и укреплении психического здоровья аудитории посредством знаний о мерах, принимающихся для предотвращения гуманитарного кризиса. Концепция проекта включает сочетание историй героев с аналитическими подводками, а также строгое соблюдение этических аспектов.
Опыт создания пяти выпусков позволил выявить специфику производственного процесса, включая методы поиска героев, выбор локаций, техническое обеспечение и сложности, связанные с особенностями коммуникации и монтажа. Продемонстрированы как успешные практики, так и трудности, связанные с проведением интервью в нестандартных условиях и с необходимостью адаптации к особенностям поведения респондентов. Изучение литературы о специфике создания образа героя и анализ эмпирической базы стало основой, позволившей раскрыть личности респондентов через их ценности, мотивации, жизненный опыт и профессиональную деятельность. Особое внимание уделено диалогичности как ключевому элементу успешной коммуникации с аудиторией, что способствует созданию глубокой связи со зрителями и более полному пониманию социальных проблем в зонах КТО и СВО.
Также рассмотрены особенности продвижения проекта на видеохостингах RUTUBE и YouTube, где подчеркнута важность использования описательных элементов, регулярного постинга и разработки стратегии развития канала.
Резюмируя всё вышесказанное, важно отметить, что данная работа подтвердила возможность создания этически выдержанного медиапроекта, освещающего деятельность людей, помогающих предотвратить гуманитарный кризис в годы спецоперации. Создание проекта «В тени» продемонстрировало комплексный подход, сочетающий теоретические знания о создании образа героя с практическим опытом производства и продвижения, который позволяет эффективно преодолевать вызовы в эпоху информационного шума и способствовать формированию объективного общественного мнения.
1. Коркина, А. А. Особенности конструирования образа героя публикации в политической журналистике (на примере публикации газеты «КоммерсантЪ») / А. А. Коркина. — Текст: электронный // Журналистика в цифровую эпоху: антропологический поворот. Сборник материалов Студенческих научных чтений (Екатеринбург, 14 апреля 2022). — Екатеринбург: Департамент «Факультет журналистики» УГИ УрФУ, 2022. — С. 91-98.
2. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика / А. В. Колесниченко. - Практическая журналистика. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 2008. - С. 86-96.
3. Зотова, Л. Э.; Краева М. Ю. Социально-психологическая диагностика
окружающей среды: учебное пособие для высших учебных заведений / Л.Э. Зотова, М.Ю. Краева. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 109 с.
4. Устюжанина, Л.И. Аналитические жанры журналистики. Методическое пособие / Л.И. Устюжанина. — Иркутск, 2018. — 5 с. URL:https://cbs-irkutsk.ru/wp-content/uploads/2023/07/analiticheskie-zhanrv-zhurnalistiki.pdf
5. Балашов, А.И.; Рогова, Е.М., Тихонова, М.В.; Ткаченко, Е. А.; под ред. Роговой, Е.М. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под ред. Е. М. Роговой. — М. : Издательство Юрай, 2013 — 383 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
6. Абдрахманова, К.С.; Красавина, А.В. Особенности создания журналистских материалов на социальную тематику (на примере авторского цикла социальных роликов «Подари мне новую жизнь!») / Абдрахманова К.С., Красавина А.В. // СМИ: Проблемы и перспективы
развития. Журнал: Язык. Культура. Медиакоммуникация Т. 3, №2. Статья
- 2023.
7. Высоцкий, А. Д. Журналистский проект - новый формат СМИ / А. Д. Высоцкий // Журналист. Социальные коммуникации. - 2023. - № 4 (52).
- С. 55-66. - URL:
https://elibrarv.ru/download/elibrarv 67206834 53181435.pdf
8. Амиров, В.М. Образ «маленького человека» и особенности его конструирования в батальных журналистских текстах / В. М. Амиров, Д. С. Кудленко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика.
- 2022. — № 5 (95). — С. 91-96. —URL:
https ://politlinguistika.ru/images/5-2022/5-2022-91 -96.pdf?vsclid=m6ht1evv2198174758
9. Амиров, В.М.; Щепеткина, Ю.М. Конструирование образа героя в синтетическом жанре портретного репортажа / В.М. Амиров, Ю.М. Щепеткина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24, № 3 (177).
- С. 39-46. URL:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62690/1/iurp-2018-177-05.pdf?vsclid=mbgp6x57uz654405565
10. Федорова, Ю. С. Техники и приемы раскрытия личностных качеств героя при создании интервью-портрета / Ю. С. Федорова // Медиасреда.
- 2017. - № 1. - С. 281-286. - (Студенческая конференция «Студент и
научно-технический прогресс»: материалы научной конференции студентов и молодых ученых). - URL:
https://librarv.csu.ru/rbooks2/view2?code=vch/mediasreda/2017/01/049
9. Оганесова, Ю.А. Герои современной теледокументалистики / Ю.А. Оганесова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2013. — №2. — С. 193-196. — URL:https://rucont.ru/efd/507669
10. Малькевич, А.А. Как формировать образ участника СВО в медиа? / А.А. Малькевич // МНМ-Эксперт: статья - 2024. URL:https://telegra.ph/Kak-formirovat-obraz-uchastnika-SVO-v-media-10-14
13. Ершов, Ю.М. Репрезентация специальной военной операции в СМИ Юга России / Ю.М. Ершов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2024. - Т 30, № 1. - С. 15-18.
14. Горбунов, Н.А. Серия портретных очерков «Люди, которые меняют
город» на платформе молодежного медиахолдинга «Есть talk!!» (творческая работа) / Н.А. Горбунов // ВКР - Тольят. Гос. Ун-т. - Тольятти- 2020. - С. 12-14
.URL:https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/12302/1/Горбунов%20Н.А.%20 ЖУРб-1600а^
15. Олешко, В.Ф.; Олешко, Е.В. Цифровые компетенции профессиональной
успешности современного журналиста / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология - 2024. - № 23 (6) - С. 32-43. URL:
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-6-32-43
16. Никитина, О.А. Герой в современной газетно-журнальной периодике в
контексте кризиса идентичности / О.А. Никитина // автореферат дис. ... кандидата филологических наук - С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт- Петербург, 2006. URL: https://new-
disser.ru/product info.php?products id=1124939&vsclid=m90dkkhdnx476571191
17. Гришина, В.А. Интервью как имиджеобразующий жанр на современной
визуальной платформе YouTube / В.А. Гришина // автореферат бакалавр. работы - Саратов. гос. ун-т. - Саратов, 2022. - С. 9-12. URL:
http://elibrarv.sgu.ru/VKR/2022/42-03-02 037.pdf
18. Поповская, С. О. Аналитическая журналистика в корпоративном издании / С. О. Поповская // Наука, образование и культура. - 2020. - №
4 (48). - С. 89-91. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42840618 84605080.pdf
19. Зеленина, Е. В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты / Е.В. Зеленина // Вопр. теории и практики журналистики. - 2014. - № 2. - С. 33-52. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/portret-
geroya-tsennostno-smyslovye-i-tvorcheskie-aspekty/viewer