Введение 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.В. ЛЫСИКОВА 10
1.1 .Начало творческого пути А. В. Лысикова, появление его музыкальных проектов 10
1.1.1. Биография группы «ДУБОВЫЙ ГАААИЪ» 10
1.1.2. Биография группы «МАЛЬЧИШНИК» 13
1.1.3. Биография группы «МИШИНЫ ДЕЛЬФИНЫ» 19
2.1. Появление проекта «DOLOHIN» 21
1.2.1. Альбом «Не в фокусе», 1997 21
1.2.2. Альбом «Глубина резкости», 1999 21
1.2.3. Альбом «Плавники», 2000 22
1.2.4. Альбом «Ткани», 2001 22
1.2.5. Альбом «Звезда», 2004 23
1.2.6. Альбом «Юность», 2007 23
1.2.7. Альбом «Существо», 2011 23
1.2.8. Альбом «Андрей», 2014 24
1.2.9. Альбом «Она», 2016 25
ГЛАВА 2. ЛИРИКА А.В. ЛЫСИКОВА В КОНТЕКСТЕ
ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
28
2.1. Влияние романтизма и неоромантизма на лирику А. В. Лысикова 47
2.2. Традиции декаданса и их отражение в лирике А. В. Лысикова
2.3. Традиции авангарда и неоавангарда, их отражение в лирике А. В. Лысикова 52
2.4. Влияние постмодернисткой традиции на лирику А. В. Лысикова 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
В музыкальной эстраде есть особая иерархия. Современные продюсеры привыкли ориентироваться на публику, чтобы выпускать на сцену выгодный с экономической точки зрения продукт. Очень редко знаменитости становятся популярными своим трудом. Умный и успешный продюсер поможет начинающим музыкантам с организацией концертов, распространением рекламы, даже не самым гениальным артистам. Но не все представители музыкальной сцены подчиняются такому порядку. Существует множество талантливых коллективов, которые стремятся скорее поэкспериментировать, чем ориентироваться на широкую аудиторию. Тем не менее, они не остаются в тени, у таких групп всегда найдутся ценители особого творчества.
Музыку и особую культуру подобных групп можно отнести к жанру - андеграунд.
Изначально андеграунд расценивался как подпольное и нелегальное движение, отвергаемое официальной идеологией искусство, даже иногда движение против политической власти. Под определение попали рок- музыканты. «Быть в андерграунде - принадлежать к людям подпольного, неофициального искусства; быть запрещенным, отвергаемым официальным искусством и политическим строем» [Скляревская, 1998].
К настоящему времени отношение к данному термину несколько изменилось. «Андеграундный» теперь скорее определяют в значении - «альтенативный», т.е. иной, противоположный. А противоположный он является устоявшейся традиционной эстраде, как правило - поп- исполнителям, фаворитам широкой публики, о которых широко распространяют на телевидении, радио и других часто используемых СМИ.
Интересно, что в последние десятилетия, культура стала иначе
смотреть на андеграунд. Потребители стали обращать внимание и на молодые уникальные группы. Может андеграундные исполнители и не довольствуются широким спектром удобств в турах по провинции, но зато посещают намного больше городов, чем их более привилегированные конкуренты, так что завоевывают уже все больше и больше поклонников своего творчества.
Но чтобы лучше понять термин «андеграунд» и его современную интерпретацию, нужно разобраться, что ему предшествовало. Что повлияло на развитие культуры 1990-х, 2000-х и до наших дней, какие параллели можно провести между литературными традициями прошлого и настоящего.
Как известно 1985 год повлек за собой перемены в политике, как результат - этот год принес в нашу страну свободу слова. Произошли масштабные перемены в идеологии и экономике. Началась «перестройка», главный лозунг того времени: «Жить не по лжи», слова Солженицына. Литература подхватывает атмосферу гласности, именно здесь произойдут самые кардинальные изменения. А общественность, поддержала волну свободы слова и с интересом обсуждала, ранее запрещенные, «закрытые» темы, возбуждала волнующие всех вопросы.
Мышление андеграунда принципиально отрицает какую-либо иерархию, изначально противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает саму возможность овладения реальность при помощи единого метода или языка описания. Эстетическая установка андеграунда решительно отказывается от следования какой-либо программе.
Важной, если не первостепенной фигурой в становлении русского андеграунда является Андрей Вячеславович Лысиков, более известный по псевдониму Дельфин (Dolphin). На данный момент он является популярным поэтом уже не одного поколения. Он не теряет актуальности, его уважают люди, которые выросли на его творчестве, но и для молодежи он также
представляет высокий интерес. Лысиков продолжительное время работал над своим образом, корректировал его, учитывая происходящие вокруг перемены. Каким он предстал впервые в андеграудной сфере 90-х годов, едва ли может быть похоже на то, кем он является теперь.
Но в каждый период своей жизни Лысиков по-своему хорош. При этом он никогда не стремился стать широко известным исполнителем. Он плавно лавировал между различными музыкальными жанрами, у него отлично получалось экспериментировать. Интерес к его персоне со стороны слушателей вызван несколькими факторами: его музыка во многом отличается от музыки широких масс; тексты отражают, в первую очередь, личные переживания; в песнях затронуты волнующие людей темы любви, веры, поднимается проблема человеческих отношений . В начале своего пути он поднимал тему наркотиков. Не оставляет равнодушным его искренняя манера исполнения. При этом все его альбомы имеют явное депрессивное настроение.
Узнать стиль поэтики Андрея Лысикова не сложно. Он выдумывает мощные образы, яркие, колкие, они обязательно тронут читателя или слушателя. А.В. Лысков преувеличивает, гиперболизирует, нередко работает в спектре негативных эмоций. Его слова - живые, к ним невозможно остаться равнодушным. В стихах нередко используются антитезы, контрасты.
Но при этом стихи разных лет очень отличаются друг от друга. В музыке ни один альбом не похож на предыдущий.
Уже более 20 лет А.В. Лысиков продолжает свой творческий путь. По мере взросления автора изменяется его мировоззрение. Чем старше А.В. Лысиков, тем серьезнее его тексты, манера исполнения. «Я считаю, что на творчество больше всего влияет время. Мы все изменяемся с течением времени, и было бы глупо делать в разные моменты своей жизни одни и те же вещи. То, что ты делаешь, должно соответствовать твоему возрасту и твоему настроению в данный момент, потому что завтра мы будем уже не такими как сейчас. И эти изменения интересно отслеживать» [LiveSound.by, 2010]. На прошлое автор не привык оборачиваться, на концертах А.В. Лысиков больше не имеет тесного контакта со сценой, он скорее обращен в себя, кажется, что он даже не замечает людей вокруг него. Старые песни уже практически не исполняются, разве что в новой аранжировке. А.В. Лысиков объясняет это тем, что первостепенным считает новый материал. «Когда выходит очередная наша пластинка, то мы всю свою старую концертную программу пересматриваем и все старые треки так или иначе адаптируем под звучание нового материала. Так было и с прошлой пластинкой, будет и с нынешней» [Олиярник, 2008].
Еще около 10 лет назад Дельфин спокойно говорил о своей личной жизни, сейчас же в редких беседах с журналистами он лишь кратко отвечает на вопросы. Своё творчество он комментирует неохотно, считает, что у каждого человека своё понимание его текстов. О своих литературных интересах тоже говорит мало. Известно, что к современной литературе А.В. Лысиков обращается редко, зато классику любит. «Я иногда делаю какие-то путешествия по интернету в поисках современной поэзии, но чаще всего то, что мне попадается, скажем так, странновато. Если мне хочется получить этакое стихотворное удовлетворение, я читаю классических авторов. Там все неплохо. Мне очень нравится существовать с одним автором определенный промежуток времени. Книга лежит около кровати, и когда просыпаешься или ложишься спать, прочитаешь 1-2 стихотворения, у тебя есть время подумать об этом, и так происходит на протяжении месяца-двух... и ты начинаешь понимать автора больше как человека. Тоже такой интересный процесс познания» [Олиярник, 2008].
Что же вдохновляет Андрея Лысикова на написание текстов? В более поздних интервью поэт говорит об усердной сосредоточенности. «В основном так называемое вдохновение приходит в то время, когда что-то делаешь и основательно погружаешься в процесс. Когда долго (а может,
недолго) об этом раздумываешь. Когда находишь ту самую нить, которая тебя проведет от начала до конца стихотворения, то держишься за нее, и все происходит» [LiveSound.by, 2010]. Ранее Дельфин говорил о снах. «Бывает, что очень глубоко погружаешься и доходишь как раз до каких-то моментов, связанных со сном. Понимаешь, что либо уже видел это во сне, либо сейчас там находишься» [Олиярник, 2008]. Тема, связанная со снами, часто проскальзывает в стихотворениях, поэту интересна идея погружения, даже на своих выступлениях, он абстрагирован от мира и находится будто во сне.
Творческий путь Андрея Лысикова своеобразен. Поэт постоянно находится в поиске тем. Как сказано выше, связано это с его собственным взрослением. Даже порой художественно-смысловая составляющая текста песен отличается от мелодии или ритма песен. Цель выступления артиста - ввести слушателя в состояние транса. Для такой цели отдельно продуманы и визуальные элементы. Подобно тому, как поэт работает над текстами в состоянии близком к гипнозу, посетители его концертов испытывают подобные ощущения.
Деятельность Андрея Лысикова всегда была оригинальной для его публики. Он находится в вечном поиске, постоянно эсперементирует. Нет четких границ между темами, которые его интересуют, но влияние различных литературных течений и направлений проследить возможно.
Объектом исследования являются: стихотворения Андрея
Вячеславовича Лысикова, прежде всего, сборник «Стихи», а также его интервью, личное воспоминание о «живом» выступления артиста.
Предметом исследования является: поэтический текст.
Актуальность заключается в том, что поэтический сборник Андрея Вячеславовича Лысикова еще не был никем исследован.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в подробном изучении лирики Андрея Вячеславовича Лысикова, связи его творчества с различными литературными направлениями и течениями.
Задачи:
1. Изучение творчества Андрея Лысикова в связи с традиционными творческими направлениями;
2. Выявление художественных особенностей поэта;
3. Исследование структуры его текстов
Решив поставленные перед дипломной работой задачи, можно будет разобраться какое место занимает фигура Андрея Вячеславовича Лысикова как поэта и артиста в современной литературе и в музыкальной сфере.
Методология работы:
- композиционный анализ;
- мотивный анализ;
- интертекстуальный анализ
Научная новизна вызвана отсутствием работ, исследующих поэзию Андрея Вячеславовича Лысикова.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы состоит в том, что она может использоваться для дальнейшего более подробного изучения творчества поэта.
Проделав исследование по поводу связи творчества поэта А. В. Лысикова, стоит отметить, что влияние, которое он получил от различных литературных течений и направлений отложило отпечаток на тематику, структуру и стиль его текстов. Мироощущение лирических героев поэта подпитывается духом времени. Поэта волнуют неразрешимые проблемы культуры наших дней, это катастрофичность, смысл бытия, насмешка над нормами и моралями, давление общества на место человека в жизни.
Были отмечены основные темы и мотивы, которые прослеживаются в поэтическом творчестве автора. Это, прежде всего, тема смерти, тема одиночества, непонимания героя обществом, попытки саморазрушения, надежда на покой, апокалипсическая тема, любовь в жизни героя, тема зависимостей, отчаяние, страх, боль грусть и тд.
Стоит отметить, что поэт, хоть и получил влияние от различных литературных течений, он все равно является большим оригиналом современности. Литературные направления оставили отпечаток на нем, но без этого не получилось бы формирования его мироощущения, мировоззрения. Они дали толчок для поднятия извечных тем, которые волнуют конкретно эпоху, в которой поэт находится.
Выходит, что многие черты литературных традиций отразились в текстах поэта из-за его личностного восприятия мира. Также поэт передает не только свои переживания в текстах, но и проблемы окружающих и возможно близких ему людей.
Сомнений по поводу того, что А. В. Лысиков талантливый и оригинальный творческий деятель нет. До недавнего времени возникал вопрос о том, можно ли считать тексты песен как поэтическое искусство. Вопрос отпал, когда поэт выпустил свой первый сборник стихотворений «Стихи» в 2014 году. В интерью для «Афиши» А. В. Лысиков прокомментировал свою работу: «Все определения подходят. Я хотел максимально обратить внимание на то, что материал несколько отличается от того, что мы записывали ранее, и что у нее более литературные корни. Это не поп-музыка в чистом виде, а скорее некое прикладное искусство относительно литературы и музыки, совмещенное вместе. То есть это не музыкальная пластинка как таковая и не литературные композиции, которые в принципе нельзя отделить от музыки. Это странный симбиоз».
Поэтический сборник и выходящий вслед за ним альбом, наконец, утверждают Дельфина не просто поэтом, а одним из наиболее выдающихся поэтов поколения. И это подтверждается многочисленными литературными премиями, которые получил А. В. Лысиков: "Степной волк" ("Поэзия на музыку"), "Триумф" ("Поэтический гений"), "Человек года" по версии "Московского комсомольца", "Золотая Горгулья" ("Легенда"), "Интермедиа" ("Вклад в будущее") и др. Дельфин о своей книге: «Я надеюсь, что тот, кто внимательно, или, может быть, в нужный момент откроет мою книгу на нужной странице и прочитает какие-то строчки, которые совпадут с его забытыми, а может и сейчас переживаемыми эмоциями, — то он получит какой-то ответ для себя или нужное решение. А возможно, просто убедится в своей правоте. Это было бы здорово! Так происходит со всеми нами: мы пытаемся находить ответы на темы, которые нас волнуют, и поэтому читаем или смотрим кино — учимся опыту других людей. А потом ищем свои собственные решения. И за это я тоже люблю книги...»
Что касается структуры текста произведений Лысикова, то здесь стоит отметить, что определенной схемы у поэта нет. С содержательной точки зрения, почти все стихотворения имеют быстроразвивающиеся события. У А. В. Лысикова мы не найдем плавно перетекающие друг за другом действия. Поэт резок, внезапен и прямолинеен. В своем интервью А. В. Лысиков высказался, что сама жизнь так и проходит в его мире, он еще не успевает запечатлеть события, как они исчезают.
На данный момент фигура А. В. Лысикова как поэта имеет авторитет. Несколько поколений интересуются его творчеством. Многие наблюдали за развитием музыки и формированием поэтического стиля этого деятеля. Я считаю, что исследований по поводу творческого пути в ближайшее время будет появляться гораздо больше, ведь А. В. Лысиков интересен как поэт, потому что он отражает основной дух нашей эпохи. Возможно в будущем его сборник будет отличным материалом для исследования культуры сегодняшнего времени.
1. Анциферов А. Без сюрпризов [Электронный ресурс] // сайт DOLPHIN
FAN CLUB. URL:
http://dolphinfanclub.net/site/index.php?option=com content&task=view&id =46&Itemid=28 (дата обращения: 16.06.2017).
2. Авангард. Жанры и стили. Еалерея современного искусства
[Электронный ресурс] // сайт «Артхаус». URL:
http://www.art26.ru/gallery/genres/301.php (дата обращения: 03.12.2016).
3. Архипов Р. Крупная рыба // «Российская газета» (Федеральный выпуск)
№3436 (опубликовано 24.03.2004). URL: http://www.rg.ru//delfin.html
(дата обращения: 03.12.2016).
4. Банников H.B. Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993. 435 с.
5. Беренштейн Е.П. Авангард как жертва Даниила(у) Хармса(у) // Литературный текст. Проблемы и методы исследования. IV. Тверь, 1999. 56-70 С.
6. Лысиков А.В. Стихи. М.: Лайфбук, 2014. 156 с.
7. Биография Дельфина [Электронный ресурс] // сайт Знаменитости Rin.ru URL: http://persona.rin.ru/view/f/0/18500/lvsikov-andrei (дата обращения: 06.12.2016).
8. Бирюков С.Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998. 342 с.
9. Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. М.: Литературно-издательское агентство Р. Элинина, 2001. 152-156 С.
10. Бычков В.В. Авангард. // Новая Философская Энциклопедия: В 4 т. - Т. 1. М.: Мысль, 2000.
11. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. 231-245 С.
12. Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. - Т. 1. М.: Еилея, 1993.
13. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX - XX вв. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 187-198 С.
14. Дельфин - романтик-хулиган [Электронный ресурс] // сайт DOLPHIN FAN CLUB URL:
http://dolphinfanclub.net/site/index.php?option=com content&task=view&id =104&Itemid=28 (дата обращения: 06.12.2016).
15. Дельфин отказался от «Надежды» и «Любви» [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства «Атмосфера» URL:
http://asfera.info/news/one-22948.html (дата обращения: 24.12.2016).
16. Дельфин: «Если меня ругают, значит я все делаю правильно»
[Электронный ресурс] // сайт Illusion Dolphin URL:
http://www.illusdolphin.narod.ru/dolphin interviy.htm
17. Дубовый Еаайъ. Биография [Электронный ресурс] // сайт Last.fm URL: http://www.lastfm.ru/music/Дубовый+Еаайъ (дата обращения: 06.12.2016).
18. Заболоцкий Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде...: Стихотворения и поэмы.
Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания
современников. Анализ творчества: Сб. / Сост., жизнеописание и примеч. Н. Н. Заболоцкого. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.
19. Заболоцкий Н.А. Поэзия обэриутов // Поэты группы ОБЭРИУ. - М.,
2000.
20. Зверева В. Интервью с Дельфином «Клюква и Дельфин. Андрей Лысиков готов сниматься в рекламе» [Электронный ресурс] // сайт
МедиаКорСеть URL: http://www.mkset.ru/news/music/4560/(aaTa
обращения: 07.11.2016).
21. Зырянов О.В. Эволюция поэтических систем Лермонтова и Тютчева: (Точки соприкосновения, самостоятельность развития) // Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1992.
22. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия эволюция
научного мифа URL:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Ilin Mod/index.php (дата
обращения: 22.03.2017).
23. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: Изд-во «Интрада»,
2001.
24. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phil
25. Интервью с Дельфином «У края пограничных состояний» [Электронный ресурс] URL: Rockmusic.ru (дата обращения: 22.03.2017).
26. Капрусова М.Н. К вопросу о вариантах функционирования модернистской традиции в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия. Текст и контекст 4. - Тверь, 2000.
27. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе / Учеб. комплекс для студ.-филологов. - М.: Изд-во: Флинта, 2004.
28. Кобринский А.А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда XX века. В 2 т. - М.: Изд. Моек. культурологии. лицея, 1999.
29. Ковтунова И.П. Федор Тютчев [Электронный ресурс] // Ковтунова И. И. Очерки по языку русских поэтов. М.: Азбуковник, 2003. 61-75 С. URL: Rockmusic.ruhttp: //www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/kovtunova.htm l (дата обращения: 17.04.2017).
30. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии. // Русская рок-поэзия: текст и контекст-2. - Тверь, 1999.
31. Козловский П. Культура постмодерна. - М., 1997.
32. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1998.
33. Крученых А. Апокалипсис в русской литературе. М., 1923.
34. Крученых А. Сдвигология русского стиха. - М., 1922.
35. Крылова Н.В. Медный век: Очерк теории и литературной практики русского авангарда. - Петрозаводск, 2002.
36. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
37. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М.: 2000.
38. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Литература «оттепели» (1953-1958 гг.). Кн. 1. - М., 2001.
39. Лексина-Цыдендамбаева А.В. Неоромантический импрессионизм как основа художественного мира Виктора Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2. - Тверь, 1999.
40. Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. и комм. И. С. Чистовой; Вступ. ст. И. Л. Андроникова. - М.: Правда, 1988.
41. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.
42. Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.: Наука, 1975.
43. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.
44. Милютина Е.Е. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия текст и контекст. 2. - Тверь, 1999.
45. Минаева Ю. Дельфин: «Я выбираю безумную любовь!» [Электронный ресурс] // сайт Люди URL:
http://www.peoples.ru/art/music/rep/dolphin/interview.html (дата
обращения: 04.01.2017).
46. Михайлова В.А. Форма актуализации авангардной парадигмы в творчестве Юрия Шевчука // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 3. - Тверь, 2000.
47. Неизданный Федор Сологуб: Стихи. Документы. Мемуары. Сборник. - М., 1997.
48. Никоноров А. В. Он сказал нам про... [Электронный ресурс] // Газета Дубненского ГО КПРФ «Коммунист Дубны» URL: http://www.kprf- dubna.su/new page kDnoybr2008.htm (дата обращения: 01.06.2017).
49. Оболонков С. Дельфин рассказывает (дата обращения: 14.06.2017).о
своей новой пластинке «Юность», инопланетянах и видеоклипах [Электронный ресурс] // сайт Lenta.ru URL:
http://lenta.ru/articles/2007/11/28/dolphin/ (дата обращения: 01.06.2017).
50. Олиярник Е. Статья о визите Дельфина в Томск 30 апреля 2008 г.
[Электронный ресурс] // сайт DOLPHIN FAN CLUB URL:
http://dolphinfanclub.net/site/index.php?option=com content&task=view&id =113&Itemid=28 (дата обращения: 03.06.2017).
51. Поэты группы «ОБЭРИУ». - СПб., 1994.
52. Рахамимов Ф. Дельфин [Электронный ресурс] // сайт StarStory.ru (последнее обновление 30.11.2005) URL: http://www.starstory.ru/istorii -
polnoe opisanie/Story/Lubov - eto vse- Eto glavnoe- chto doljno proishodit v jizni kajdogo cheloveka/ (дата обращения:
01.06.2017) .
53. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. - М., 1997.
54. Русская литература XIX - начала XX веков. «Серебряный век» в русской
литературе. Основные черты и значение «Серебряного века» для культуры России. Модернизм. Декаденство. Символизм. Акмеизм. Футуризм. [Электронный ресурс] URL: http://www.abc-
people.com/typework/literature/rus/silver.htm (дата обращения:
03.06.2017) .
55. Ска2ка Тихое интервью с Дельфином [Электронный ресурс] // сайт
LiveSound.by URL: http://livesound.info/news/383 (дата обращения:
03.06.2017) .
56. Статья «Дельфин обретает голос» [Электронный ресурс] // «Новая газета» № 20 URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2004/20/21 .html (дата обращения: 01.06.2017).
57. Статья «Дельфин: изысканное лакомство для гурманов» [Электронный ресурс] // Сайт города Иваново ИвГород URL: http://www.ivgorod.ru/magazines/necd/n/54/article/28 (дата обращения:
01.06.2017) .
58. Статья «Отращу усы, как у Николаева» [Электронный ресурс] / «Газета Карельская Губерния» № 41 URL:
http://www.rep.ru/04Oct2006/culture/01.html (дата обращения: 01.06.2017).
59. Ступников Д. Интервью с Дельфином «Мои законы меняются с течением времени» [Электронный ресурс] // Музыка KM.RU: Интервью URL:http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=8C5C2D8820B44045B1A7587 30F1E7F41 (дата обращения: 01.06.2017).
60. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998.
61. Труш Е., Щербакова А. Говорящий Дельфин!!! [Электронный ресурс] // Алтапресс.ру URL: http://altapress.ru/story/10245/ (дата обращения: 17.05.20 1 7).