Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ): ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Работа №181604

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы финансового обеспечения системы здравоохранения 6
1.1 Финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений: его содержание и структура 6
1.2 Модели, механизмы и источники финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений 9
1.З Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения медицинских учреждений 17
2 Анализ и оценка финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений (на примере Томской области) 25
2.1 Анализ источников финансового обеспечения медицинских учреждений 25
2.2 Оценка эффективности финансового обеспечения медицинских учреждений 30
3 Совершенствование финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений (на примере Томской области) 43
3.1 Механизм управления финансовым обеспечением медицинских учреждений в
условиях повышения их самостоятельности 43
3.2 Организационно-финансовая модель функционирования региональной системы
здравоохранения 48
Заключение 62
Литература 64
Приложение А

Актуальность темы. Главным вызовом новейшего времени для российской системы здравоохранения выступает необходимость решения масштабных задач: снижения уровня смертности и повышения зарплаты медицинских работников, при сокращении размеров государственного финансирования.
Прекращение экономического роста и перспектива медленного экономического развития ставят перед здравоохранением императив поиска более эффективных способов организации медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала. В ответ на этот вызов в последние годы реализован комплекс мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи и повышению ее эффективности, проведена модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Наиболее значительные институциональные преобразования в сфере здравоохранения в последние годы связаны с модернизацией системы ОМС, проведенной в 2011-2015 гг. Ее главными результатами стали стабилизация финансовых потоков в систему ОМС и выравнивание имевших место различий в размерах государственного финансирования медицинской помощи гражданам в разных регионах. Если в 2010 г. размеры доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя различались в 4,2 раза, то в 2014 г. этот размах был уменьшен до 1,9 раза, а если рассматривать финансовое обеспечение базовой программы ОМС, то территориальных различий здесь больше нет.
Доля государственного финансирования здравоохранения, аккумулируемая в системе ОМС, неуклонно увеличивалась в последние годы и в 2015 г. превысила долю бюджетного финансирования здравоохранения. С 2015 г. финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС, стало «одноканальным»: оно осуществляется только из одного источника - средств ОМС, а не двух - средств ОМС и бюджетных субсидий, как это было ранее. Переход к одноканальному финансированию сопровождался ухудшением финансовой ситуации во многих медицинских организациях, но причина этого не реформа, а снижающееся финансирование отрасли и рост цен на медикаменты, медицинское оборудование, расходные материалы, обусловленный ослаблением рубля. Лишь для федеральных учреждений здравоохранения изменения в источниках государственного финансирования действительно сыграли негативную роль, но связано это было с недостатками в организационной работе по переходу к одноканальной системе.
В последние годы предпринимаются попытки реализации нововведений в системе финансирования здравоохранения, которые должны содействовать повышению ее эффективности: внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи - за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистическим группам, обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услугах, дополнительное медицинское страхование «ОМС+» и др. Но эти нововведения не имеют пока ощутимых позитивных эффектов.
В условиях экономического кризиса к числу приоритетных направлений политики в области организации оказания медицинской помощи следует отнести:
- обеспечение максимально возможной стабильности финансирования медицинских организаций;
- развитие практик планирования объемов оказания медицинской помощи медицинскими организациями, участвующими в ОМС, с учетом ее качества и эффективности работы этих организаций.
Проблемы, накопившиеся в настоящее время в системе здравоохранения, вызывают серьезную обеспокоенность как в Правительстве, так и среди населения. По субъективным данным, население страны оценивает состояние своего здоровья ниже среднего, что подтверждается результатами анкет, регулярно проводимых региональными Министерствами здравоохранения среди пациентов.
Ограниченность в финансировании медицинских учреждений и в деятельности медицинских работников, штрафные санкции, накладываемые Фондами Обязательного Медицинского страхования на медицинские учреждения и соответствующее всему этому качество медицинской помощи, говорят о несовершенстве системы здравоохранения РФ в целом.
Цель данной работы - определение путей совершенствования финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений на примере Томской области.
В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие исследовательские задачи:
- охарактеризовать содержание и структуру финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений;
- рассмотреть модели, механизмы и источники финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений;
- провести анализ нормативно-правового регулирования финансового
обеспечения медицинских учреждений;
- провести анализ источников финансового обеспечения медицинских учреждений Томской области;
- дать оценку эффективности финансового обеспечения медицинских учреждений Томской области;
- охарактеризовать предложения, направленные на совершенствование механизма управления финансовым обеспечением медицинских учреждений в условиях повышения их самостоятельности;
- разработать организационно-финансовую модель функционирования региональной системы здравоохранения.
Объект исследования - деятельность медицинских учреждений.
Предмет исследования -система финансирования деятельности медицинских учреждений на современном этапе.
Хронологические рамки исследования: 2010 -2017 годы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, посвященные вопросам развития системы финансирования деятельности медицинских учреждений, процессов ее формирования в поле стратегических решений, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, справочно-информационные и энциклопедические материалы, ресурсы сети Интернет.
Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, математические и статистические методы, методы сравнений и аналогий, сбор и систематизация информации.
Структурно работа состоит из трех глав, включающих семь параграфов, 56 источников и 1 приложения. Графически материал работы представлен 2 рисунками и 8 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформы в системе, начавшиеся в 90-е годы XX века, были вызваны необходимостью реорганизации здравоохранения в связи с возникшей нестабильностью в экономике нашей страны. Постепенно финансирование сферы здравоохранения перемещалось из федерального бюджета в бюджеты региональные и муниципальные.
Но в условиях перестроечной неразберихи этим бюджетным уровням сложно было финансировать сферу здравоохранения.
В связи с этим возникает необходимость создания фондов обязательного медицинского страхования. Положение о создании Федерального Фонда обязательного медицинского страхования было принято в 1993 году.
Устав организации вышел в 1998 году. Основными задачами при его создании были:
- обеспечение качественной и гарантированной медицинской помощи;
- обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи;
- обеспечение ключевого накопления средств для финансирования основных социальных программ.
Но, как показывает практика, эта схема финансирования системы здравоохранения далеко не совершенна.
В последние три года здравоохранение столкнулось с беспрецедентным для него вызовом: повысить эффективность без увеличения государственного финансирования. Для этого нужны существенные преобразования в организации оказания медицинской помощи и механизмах ее финансирования. Ответ на этот вызов оказался амбивалентным.
В последние годы предпринимаются попытки реализации нововведений в системе финансирования здравоохранения, которые должны содействовать повышению ее эффективности: внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи - за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистическим группам, обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услугах, дополнительное медицинское страхование «ОМС+» и др.
Эти нововведения не имеют пока ощутимых позитивных эффектов и отвлекают органы власти и общественное мнение от других, более насущных мер.
В политике в области финансирования здравоохранения в сложившейся ситуации целесообразно воздерживаться и от непродуктивных дискуссий о необходимости смены модели финансирования, и от реализации нововведений, мало влияющих на реальные практики распределения ресурсов.
Приоритетами должны стать обеспечение максимально возможной стабильности финансирования медицинских организаций и прозрачности правил распределения ресурсов.
Приоритетными направлениями изменений в системе финансирования здравоохранения в после кризисный период должны выступать:
- развитие системы стандартов оказания медицинской помощи при заболеваниях и обеспечение балансировки размеров финансирования с затратами, необходимыми для выполнения этих стандартов;
- развитие страховых принципов финансирования здравоохранения;
- введение новых механизмов легального софинансирования оказания медицинской помощи государством и небедными группами населения (например, соплатежей для части пациентов за виды медицинской помощи, основанные на принципиально новых медицинских технологиях, не входящих в существующие гарантии);
- развитие системы лекарственного обеспечения пациентов при амбулаторном лечении при софинансировании государства и населения;
- активное содействие развитию конкуренции в оказании медицинской помощи.
В настоящее время эти условия не выполняются, и надежды на их выполнение в предстоящей перспективе являются слишком оптимистичными.
Без выполнения перечисленных условий или возможности их обеспечения в обозримой перспективе переход к рисковой модели ОМС будет нецелесообразным.
В этом случае неизбежным и вполне оправданным станет упрощение существующей системы ОМС, ее конвергенция с бюджетной системой финансирования здравоохранения при сохранении формальной атрибутики ОМС. Оправданность участия СМО в ОМС в этом случае полностью девальвируется и их вывод из системы ОМС становится делом времени


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в редакции от 1.03.2011г.) (принят Государственной Думой 16 июля 1998 года) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс,1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
6. Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения Томской области на 2013-2022 годы»// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
7. Распоряжение администрации Томской области от 01.01.2013 г. №142-ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Томской области // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон, дан. - М.: Консультант Плюс, 1992. - URL: компьютер, сеть Науч, б-ки
Том. гос. ун-та (дата обращения 10.03.2017)
8. Департамент здравоохранения Томской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Электрон, дан. - URL: https://zdrav.tomsk.ru/(дата обращения: 25.03.2017)
9. Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области № 165-03 от 29.12.2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Электрон, дан. - URL: http://docs.cntd.ru/document/(дата обращения: 25.03.2017)
10. Азаров А.В. Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда ЛПУ // Экономика здравоохранения. - 2012. - №3. - С. 29.
11. Александров Г.А. Антикризисное управление системой здравоохранения: теория, практика, инфраструктура. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Бек», 2015. - 544 с.
12. Александрова О.Ю. Проблемы реализации права гражданина на выбор медицинской организации и врача для получения первичной медико-санитарной помощи // Здравоохранение. - 2013. - № 5. - С. 80-88.
13. Алмазов А. А. ЕГИСЗ: новые возможности для главного врача // Здравоохранение. - 2013. - № 9. - С. 54-58.
14. Альтман Н.Н. Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью // Здравоохранение. - 2012. - №2. - С. 34-41.
15. Анопко В.П. Стратегия развития лечебного учреждения на основе использования сбалансированной системы показателей // Экономика здравоохранения. - 2012. -№ 1-2. - С. 11-34.
16. Акишкин В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект. - Волгоград: Волгогр. науч, изд- во, 2014. - 276 с.
17. Антипенко Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления). Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова М3 РФ. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва: Спутник+, 2015. - 167 с.
18. Белоконева Ф.Н. Учет источников финансирования медицинских услуг в лечебных учреждениях // Здравоохранение. - 2015- № 12. - С. 153-157.
19. Вялков А.И. Логистические исследования в управлении здравоохранением, принципы построения и реализации дорожных карт // Менеджер здравоохранения. - 2015. - №2.-С. 13-19.
20. Гата А.С. Основные направления реализации государственной политики в области здравоохранения// Здравоохранение. - 2015. - № 10. - С. 16-34.
21. Грязнова Т.Ю. Сравнительная характеристика способов оплаты медицинской помощи и оценка их влияния на основные показатели деятельности ЛПУ: дис. канд. мед. наук / Т.Ю. Грязнова. - М., 2015. - 186 с.
22. Гусева С.Л. Доходы и расходы организации здравоохранения в РФ. - Самара, 2012.-32 с.
23. Гусева С.Л. Модели финансирования здравоохранения. - М.: ГОУ ВПО МГМСУ, 2012.-43 с.
24. Кадыров Ф.Н.Платные медицинские услуги: экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг. - М.: Грантъ, 2015. - 496 с.
25. Калмыков А. А. Концепция выживания как основная форма существования большинства лечебно-профилактических учреждений России // Здравоохранение Российской Федерации. - 2015. -№ 6. - С. 46-48.
26. Князюк Н.Ф. Перспективы развития теории управления изменениями в сфере здравоохранения // Здравоохранение. - 2015. - № 5. - С. 84-92.
27. Кулакова Е.В. Финансовые ресурсы медицинских организаций: внереализационные доходы // Здравоохранение. - 2015. - № 5. - С. 58-65.
28. Лебедев А.А.Новые подходы в моделировании взаимоотношений различных субъектов здравоохранения в условиях рыночной экономики переходного периода (или в применении маркетинговой стратегии в реформировании здравоохранения) // Экономика здравоохранения. - 2016. - № 5. - С. 5-14.
29. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение:учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 542 с.
30. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. - М.: Экзамен, 2015. - 244 с.
31. Омельяновский В.В., Максимова Л.В., Татаринов А.П. Зарубежный опыт: модели финансирования и организации систем здравоохранения // Научно¬исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 3,- С. 60.
32. Пастухова Е.А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования: дис. канд. экон, наук / Е.А. Пастухова. Пермь, 2015. -212 с.
33. Павленко Ю.Г. Социальная политика в условиях модернизации / Ю.Г. Павленко // Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. - № 6. - С. 160-161.
34. Парыгина Н.М. Проблемы бюджетного учета медицинских услуг в клинических диагностических центрах // Актуальные проблемы социально- экономического развития России. - 2015. - № 4. - С. 15-20.
35. Панурин В.Н. Проблемы экономического и правового регулирования отношений участников системы обязательного медицинского страхования // Тихоокеан. мед. жури. - 2017. - № 2. - С. 95-100.
36. Петрова Н.Г.Основы маркетинга медицинских услуг. - М.: МЕДпрессинформ, 2015. - 112 с.
37. Пирогов М.В. Новые подходы к расчету подушевых нормативов финансирования общих врачебных практик // Справ, врача общей практики. - 2015. - № 1. - С. 51-61.
38. Пикулькин А.В. Экономика муниципального сектора. - М.: Юнити-Дана, 2013.
- 464 с.
39. Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика. - М.: Социум, 2014. - 126 с.
40. Российское здравоохранение в ракурсе мировых тенденций: Коллективная монография / Под редакцией проф., д.э.н. А.Ю. Шевякова и проф., д.м.н. Н.П. Катковой. - М.: ИСЭПН РАН, 2017.- 156 с.
41. Сергеев Ю.Д. Медицинское право в современной России: становление, успехи, проблемы, перспективы //Экономика здравоохранения. - 2017. - № 11. - С. 44.
42. Серебренников А.В. Развитие системы органов государственного управления здравоохранением в Российской Федерации (история, современность, перспективы) /А. В. Серебренников // Право и жизнь. - 2015. - № 10. - С. 94.
43. Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Российское предпринимательство. - 2012. - № 13 (211). - С. 112-118.
44. Тарасов Ю.И. Перспективы развития обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения.- 2016. -№ 3. - С. 18-21.
45. Тлепцершиев Р.А., Трушкин А.Г., Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением / Р.А. Тлепцершиев, А.Г. Трушкин, Л.Ю. Трушкина. Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 186 с.
46. Фаррахов А.З., Омельяновский В.В., Сисигина Н.Н. Проблемы формирования модели финансового обеспечения национальной системы здравоохранения // Финансовый журнал. - 2016. - № 1 (23) - С. 14-25.
47. Ханиев Р.Р. Стратегия управления социально-экономическим развитием региона / Р.Р. Ханиев // Экономика управления. - 2017. - № 3/6 (44). - С. 14-21.
48. Сапралиева Д.О. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона. - Москва: Менеджер здравоохранения, 2015. - 215 с.
49. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. - 3-е изд., испр. и доп. - Барнаул: Аз Бука, 2015. - 269 с.
50. Танковский В.Э. Экономические интересы лечебно-профилактических учреждений и пациента // Экономика здравоохранения. - 2015. - № 12. - С.31-33.
51. Таранов А.М.Планирование медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью // Вестник ОМС - 2015. - № 6. - С. 3-7.
52. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. - 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 699 с.
53. Цыцорина И.А. Основные направления совершенствования системы охраны здоровья населения в субъекте Российской Федерации / И. А. Цыцорина // Бюллетень СО РАМН. - 2015. - Т. 30. - №5. - С. 87-92.
54. Шавылина Ю.А. Срочные закупки медицинских изделий, расходных материалов и комплектующих: что делать, когда лимит на прямые договоры исчерпан? // Здравоохранение. - 2015. - № 6. - С. 60-65.
55. Шамшурина Н.Г. Тарифная политика в здравоохранении. Нормативные документы с комментариями. - М.: МЦФЭР, 2015. - 336 с.
56. Штукерт А.Б. Экономика и Финансовые проблемы муниципального здравоохранения в условиях рынка // Экономика здравоохранения. - 2015. - № 2. - С. 135¬140.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ