Введение 3
1 Создание рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов. Мировая практика.
1.1 Рынок торговли квотами на эмиссии парниковых газов как система 7
управления природопользованием и охраной природы.
1.2 Формирование международной системы управления климатическими изменениями
2 Создание рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов в Китае 20
2.1 Исторический контекст 20
2.2 Дизайн рынка 40
2.3 Проблемы, с которыми сталкивается КНР в процессе планирования и 47
создания рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов
Заключение 50
Список использованных источников и литературы
За последние несколько десятков лет вопрос климатических изменений, особенно с точки зрения влияния человеческого фактора, стал одним из самых обсуждаемых в научных кругах всего мира. Феномен глобального потепления, как показатель климатических перемен, стал настолько широко использоваться и как научное понятие, и как инструмент пропаганды, что практически обособился от других проблем охраны окружающей среды и превратился в самодостаточную проблему.
КНР на данный момент уже подвержена влиянию со стороны изменения климата. Глобальное потепление может привести к еще более частым экстремальным погодным и климатическим явлениям, отступлению ледников, повышению уровня моря, нерациональному и неравноценному распределению воды и нестабильному сельскохозяйственному производству, что в свою очередь повлияет на социально-экономическое развитие и вызовет проблемы в области здоровья. Согласно национальному докладу Китая об оценке изменения климата, за последние 60 лет в Китае значительно участились стихийные природные и климатические явления, происходящие либо в рамках одного региона, либо в нескольких частях страны или даже по всей стране одновременно .
Таким образом, сложившаяся ситуация вынуждает КНР стать активным участником международной политики как по защите окружающей среды в целом, так и по снижению выбросов парниковых газов, которые являются причиной повышения средней температуры в атмосфере, в частности. Более того, без его участия эффективность такого рода политики будет значительно снижена, так как именно это государство стоит на первом месте по объему эмиссий парниковых газов и ответственна за 29.3% глобальных выбросов углерода .
Создание рынка в сфере природопользования является одним из трех основных направлений работы мирового сообщества по борьбе с загрязнением атмосферы. Он формируется путем распределения или же продажи квот на загрязнение, введения системы платежей для компенсации принесенного ущерба и других сходных механизмов. Эксперты пришли к выводу, что данный механизм обладает большим количеством преимуществ по сравнению с другими направлениями, особенно если речь идет о долгосрочной перспективе34.
На данный момент предпринимаются серьезные усилия по созданию национальной программы торговли квотами на выбросы в Китайской народной республике. Согласно «Плану работ по созданию национальной системы торговли выбросами (энергетический сектор)», Китай в настоящее время находится на первом этапе внедрения национальной системы торговли эмиссионными квотами: строительство инфраструктуры .
Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что полная реализация китайской национальной программы торговли эмиссионными квотами может значительно усилить контроль за выбросами углекислого газа, которые влекут за собой загрязнение атмосферы и климатические изменения. Полномасштабный запуск системы приведет к тому, что в два раза больший объем мировых выбросов, в сравнении с текущей ситуацией, будет находиться под контролем рыночных систем. Однако, на сегодняшний момент данная тема недостаточно глубоко изучена. Недостаток информации может тормозить развитие мировой системы контроля выбросов парниковых газов, что в свою очередь не позволяет достаточно быстро решать прогрессирующие экологические проблемы. Потенциал китайской же национальной системы торговли квотами на выбросы огромен и может послужить в качестве примера в первую очередь для развивающихся стран, доля которых в общем объеме эмиссий парниковых газов, как известно, особенно велика, в связи с их структурой производства.
Целью данного исследования является выявление основных характеристик рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов в Китае, которые сложились в процессе его формирования в контексте развития страны и мировой практики.
Объектом исследования является рынок торговли квотами на эмиссии парниковых газов как инструмент сокращения выбросов.
Предметом - процесс создания рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов КНР.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть рынок торговли квотами на эмиссии парниковых газов как инструмент сокращения выбросов.
2. Изучить мировой опыт по внедрению данной системы.
3. Выяснить предпосылки, которые привели к решению КНР создать рынок торговли квотами.
4. Проанализировать основные проблемы, с которыми сталкивается Китай в процессе планирования и внедрения системы.
5. Рассмотреть проект рынка, предложенный Китаем.
Решение поставленных задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования, включающих анализ литературы по проблеме исследования через обобщение, сравнение и систематизацию эмпирических и теоретических данных. Хронологическими рамками исследования служит временной отрезок с начала шестого пятилетнего плана (1981-1985), в рамках которого были впервые затронуты проблемы экологии и их решения, по сегодняшний день.
В ходе написания работы были проанализированы статистические данные, предоставленные сайтами Всемирного Банка, международного форума ICAP (International Carbon Action Partnership), Национального бюро статистики Китая (National Bureau of Statistics of China) и др. Огромное количество информации, упорядоченное по годам и отраслям, предоставляет такой электронный ресурс, как Статистический ежегодник Китая (China statistical year book). Также были использованы официальные документы, содержащие текст государственных программ, доклады научных групп по изменениям климата. Были изучены научные работы российских и зарубежных исследователей.
Так, одной из основных работ, посвященной принципам и этапам развития КНР на современном этапе, является труд Я.М. Бергера «Экономическая стратегия Китая» (2009). Основной причиной ухудшения экологической обстановки он выделяет стремительное экономическое развитие без учета экологических факторов. Среди исследователей, работающих над этой проблемой, также можно выделить А. А. Балашову, аспиранта кафедры «Мировая экономика» Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Ее статья «Особенности использования угля в Китае и возможные пути снижения негативного воздействия на окружающую среду» является, на мой взгляд, одной их самых информативных работ по теме моего исследования. Основной проблемой развития Китая Балашева называет чрезмерную зависимость национальной экономики Китая от угля, что сопровождается небывалым уровнем загрязнения окружающей среды. Также можно отметить Р. И. Томберга, аспиранта ИМЭМО РАН, который в своей работе «Основные черты энергетической стратегии КНР» предоставил не только обзор современной политики Китая в области энергетики, но и рассмотрел предпосылки и причины сложившейся ситуации в исторической перспективе.
Тему создания рынка торговли эмиссионными квотами в КНР изучают такие зарубежные исследователи, как Джефф Шварц член Международной ассоциации торговли выбросами (IETA). Наиболее информативной его работой является статья «Национальная система торговли эмиссионными квотами в Китае» («China’s National Emissions Trading System»), где он заостряет внимание не только на непосредственно дизайне рынка, но и международной практике внедрения подобных систем, а также историческом контексте их развития.
Необходимо отметить работы Уильяма А. Пизера и Силян Чжан «Новый национальный углеродный рынок Китая» («China’s New National Carbon Market»), а также Хунсюнь Лю и Чжи Ли «Программа «Cap-and-Trade» в Китае: основные сведения о структуре» («Carbon Cap- and-Trade in China: A Comprehensive Framework»), в которых особое внимание уделяется непосредственно дизайну рынка. Чжэн Сипэн в свою очередь в работе «Перспективы развития национального рынка торговли эмиссионными квотами КНР» («National Perspective of Chinese ETS») предоставляет аналитику по вопросу перспектив национального рынка Китая. Российских исследований на тему создания рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов в Китае найти не удалось.
Данная работа состоит из двух глав. Первая глава содержит два раздела. В ней рассматривается рынок торговли квотами на эмиссии парниковых газов как система управления природопользованием и охраной природы. Глава содержит краткий обзор основных направлений работы по борьбе с загрязнением атмосферы, преимуществ рыночных систем, историю развития концепта, а также мировой опыт по внедрению подобных программ, перспективы и пути формирования международной системы управления климатическими изменениями. Вторая глава состоит из трех разделов. В них рассматривается исторический контекст разработки и последующего внедрения системы в КНР, описание дизайна китайского рынка торговли квотами на эмиссии углекислого газа. Также в рамках второй главы были рассмотрены основные проблемы, с которыми страна сталкивается в процессе планирования и создания рассматриваемой системы.
Сегодня механизм торговли эмиссионными квотами является основным в рамках политики, направленной на сокращение выбросов как углекислого газа, так и парниковых газов в общем, в связи с большим количеством преимуществ в сравнении с другими механизмами. Создание национальной системы торговли квотами на эмиссии парниковых газов в Китае представляет собой важный шаг не только для страны, но и для всего мира. На данный момент Китай ответственен за большую часть выбросов углекислого газа в атмосферу, по качеству воздушной среды страна занимает 179 место из 180. Погодные и климатические катаклизмы ведут к масштабным экономическим потерям. Все это, в сочетании с нарастающим международным давлением, стало предпосылками для внедрения системы контроля за выбросами.
(1) В условиях ухудшающейся экологической ситуации и нарастающего давления со стороны международного сообщества, внедрение системы контроля выбросов стало острой необходимостью для Китая. В связи с этим, система внедряется в спешке, что иллюстрируется тем фактом, что план внедрения не соблюдается.
(2) Национальный рынок торговли эмиссионными квотами КНР станет важным элементом международной системы контроля за загрязнением атмосферы, что связано с его масштабами и лидирующими позициями Китая с точки зрения выбросов в атмосферу парниковых газов. Таким образом, через решение общих экологических проблем национальная система торговли эмиссионными квотами становится одним из инструментов интеграции Китая в международное сообщество. То есть рынок играет роль внешнеполитического инструмента и инструмента для интеграции на правах «ответственной державы».
(3) Китайский рынок торговли квотами на эмиссии углекислого газа, согласно плану, станет крупнейшей системой такого рода. Это является важнейшей его характеристикой и отличительной чертой. После полного введения в эксплуатацию, система будет охватывать восемь крупнейших промышленных секторов страны. После этого ее размер более чем в полтора раза превысит систему торговли выбросами Европейского союза, которая является крупнейшей в мире на данный момент. Однако, именно здесь кроются основные проблемы Китая, связанные с проектированием и внедрением системы.
(4) Одной из отличительных черт проекта китайской системы торговли квотами на эмиссии парниковых газов является формирующаяся сложность и разнородность, что ведет к созданию обширной и многоуровневой системы контроля и регулирования, а также жесткой системы отчетности, которая станет гарантом эффективности работы системы.
(5) Проект рынка затрагивает лишь сокращение выбросов углекислого газа, выбросы которого составляют 83,2% от общих выбросов парниковых газов в Китае. Это в первую очередь связано с обширным использованием угля, при этом часто недостаточно обработанного. Именно это является основной проблемой энергетического сектора Китая, которую планируется решить через внедрение рынка торговли квотами на эмиссии углекислого газа.
Важно отметить, что запланировано постепенное расширение системы. Первоначально система будет распространена на энергетический сектор страны. После полного введения в эксплуатацию она будет охватывать восемь крупнейших промышленных секторов страны.
Основные проблемы, с которыми сталкивается Китай в процессе планирования и внедрения системы в первую очередь связаны с ее масштабом и массивностью. Введение рынка в эксплуатацию повлечет за собой изменения во всех секторах экономики, что, в свою очередь, приведет к огромным социальным и экономическим издержкам. Ситуация усугубляется глубоко укоренившимся бюрократическим скептицизмом по отношению к рыночным механизмам и отсутствием базовых данных об изменениях экологической ситуации и полной статистики загрязнения, нехваткой и искаженностью данных. Наличие множества проблем и разногласий, связанных со структурой и основными механизмами, во многом характеризует как работу над созданием рынка, так и проекта системы.
1. Гоцзя индуй цихоу бяньхуа гуйхуа (2014-2020) (Национальный план по изменению
климата (2014-2020)) [Электронный ресурс] : Национальная Комиссия по развитию и реформам Китая [Пекин], 2014. - 52 с. - URL:
http://www.ndrc.gov.cn/gzdt/201411/W020141104591413713551.pdf(дата обращения: 19.05.19)
2. Гуаньюй цзохао 2018 няньду тань пайфан баогао юй хэчжа цзи пайфан цзяньцэ цзихуа
чжидин гунцзо дэ тунчжи (Уведомление о подготовке ежегодного доклада о выбросах углерода в 2018 году и плана проверки и мониторинга выбросов) [Электронный ресурс] // Министерство экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики / Офис Министерства экологии и окружающей среды, 2019. - URL:
http://www.mee. gov.cn/xxgk2018/xxgk/xxgk06/201901/t20190124 690807 wap.shtml (дата
обращения: 19.05.19)
3. Киотский протокол к рамочной конвенции организации объединенных наций об изменении климата : Организация Объединенных Наций, 1998. - 26 с.
4. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой : United Nations : Treaty Series, 1989. - с. 53-64
5. Си Цзиньпин цзай цихоу бяньхуа Бали дахуэй кайму ши шан дэ цзянхуа (Выступление Си
Цзиньпина на церемонии открытия Парижской конференции по изменению климата) [Электронный ресурс] // Новостная сеть «Синь хуа», 2015. - URL:
http://www.xinhuanet.com/2015-12/01/c_1117309642.html(дата обращения: 16.05.19)
6. Цюаньго тань пайфан цюань цзяои шичан цзяньшэ фанань (Фадяньханъе) (План работ по созданию национальной системы торговли выбросами (энергетический сектор)) : Пекин: Национальная Комиссией по развитию и реформам Китая, 2018. - 7 с.
7. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань ди шисан гэ у нянь гуйхуа ганъяо (13-ый Пятилетний План относительно Национального Экономического и Социального развития Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс] : Национальная Комиссия по развитию и реформам Китая [Пекин], 2016. - 153 с. - URL: http://ghs.ndrc.gov.cn/ghwb/gjwngh/201605/P020160516532440059919.pdf(дата обращения: 19.05.19)
8. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань ди шиэр гэ у нянь гуйхуа ганъяо (12-ый Пятилетний План относительно Национального Экономического и Социального развития Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс] : Национальная Комиссия по развитию и реформам Китая [Пекин], 2011. - 133 с. - URL: http://www.ndrc.gov.cn/fzgggz/fzgh/ghwb/gjjh/201109/P020110919592208575015.pdf(дата обращения: 19.05.19)
9. China Intended Nationally Determined Contribution : National Development and Reform Commission of China: Department of Climate Change, 2015. - 17 p.
10. China statistical yearbook [Electronic resource] : National Bureau of Statistics of China :
Education, Science and Technology, 2012. - URL:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2012/indexeh.htm(access date: 16.04.19)
11. China statistical yearbook [Electronic resource] : National Bureau of Statistics of China : Science and Technology, 2014. - URL:http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm(access date: 16.04.19)
12. China statistical yearbook [Electronic resource] : National Bureau of Statistics of China :
Education, Science and Technology, 2015. - URL:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm (access date: 16.04.19)
13. China statistical yearbook [Electronic resource] : National Bureau of Statistics of China : Science and Technology, 2018. - URL:http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm(access data: 05.04.19)
14. China's National Climate Change Program : the Auspices of National Development and Reform Commission People’s Republic of China, 2007. - 63 p.
15. China’s Scientific & Technological Actions on Climate Change : Ministry of Science and Technology, 2007. - 12 p.
16. China to expand pilot reform in ecological damage compensation [Electronic resource] : The State
Council the People’s Republic of China, 2017. - URL:
http://english.gov.cn/policies/latest releases/2017/12/17/content 281475980133814.htm(access data: 16.05.19)
17. Chinese Government collects 2018 GHG data to prepare for national ETS [Electronic resource] : ICAP, 2019. - URL:https://icapcarbonaction.com/en/news-archive/607-chinese-government-collects-2018-ghg-data-to-prepare-for-national-ets(access data: 16.05.19)
18. Dan J. Dudek: Vice President [Electronic resource] : Environmental Defense Fund, URL: https://www.edf.org/people/dan-j-dudek(access date: 19.03.19)
19. Emissions Trading Worldwide: Status Report 2016 [Electronic resource] : International Carbon
Action Partnership (ICAP), 2016. - URL:
https://icapcarbonaction.com/images/StatusReport2016/ICAP Status Report 2016 Online.pdf(access date: 18.04.19)
20. Environmental Performance Index [Electronic resource] : Yale University and Columbia University, 2018. - URL:http://epi.yale.edu/country-rankings(access data: 15.06.18)
21. Fossil CO2 emissions of all world countries, 2018 report [Electronic resource] : European Commission, 2019. - URL:https://edgar.jrc.ec.europa.eu/overview.php?v=booklet2018(access date: 05.04.2019)
22. GDP (current US$) [Electronic resource] : The World Bank Group, 2019. - URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=CN&view=chart(access data: 05.04.19)
23. CO2 time series 1990-2015 per region/country [Electronic resource] : European Commission, URL:http://edgar.jrc.ec.europa.eu/overview.php?v=CO2ts1990-2015&sort=des8(access data: 16.05.19)
24. Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP
[Electronic resource] : IMFI nternational monetary fund, 2019. - URL:
https://data.worldbank.org/indicator/ny.gdp.mktp.pp.cd(access data: 05.04.19)
25. Interagency Report on International Competitiveness and Emission Leakage [Electronic resource] : US EPA, OAR: Reports and Assessments, 2009. - URL: interagency-report- international-competitivenessand-emission-leakage-december-2009.html (access data: 17.05.19)
26. Market Readiness Proposal: Establishing a National Emissions Trading Scheme in China
[Electronic resource] : National Development and Reform Commission: Partnership for Market
Readiness, 2013. - 245 p. - URL:
http://www.thepmr.org/system/files/documents/China_MRP_final_19-02-2013rev_0.pdf (access date: 02.03.19)
27. National Assessment Report on Climate Change : ECNARCC (Editorial Committee of National Assessment Report on Climate Change). - Beijing: Science Press, 2007. - 165 p.
28. Obama and President Xi of China Vow to Sign Paris Climate Accord Promptly [Electronic
resource] // The New York Times, 2016. - URL:
https://www.nytimes.com/2016/04/01/world/asia/obama-and-president-xi-of-china-vow-to-sign-paris-climate-accord-promptly.html(access data: 20.03.19)
29. Participants [Electronic resource] : World Bank : Partnership for Market Readiness, 2019. - URL: https://www.thepmr.org/ content/participants (access date: 18.04.19)
30. Report on the State of the Ecology and Environment in China 2017 : Ministry of Ecology and Environment, the People’s Republic of China. - Beijing, 2018. - 59 c.
31. Seventh Round of Swiss-EU negotiations on linking of emissions trading systems [Electronic
resource] : Federal Office of the Environment, 2015. - URL: http://www.bafu.admin.eh/klima/13877/14510/14882/15415/ index.html?lang=en (access data: 26.04.19)
32. Synthesis report on the aggregate effect of the intended nationally determined contributions
[Electronic resource] : United Nations, 30 October 2015. - 43 p. - URL:
http://unfccc.int/resource/ docs/2015/cop21/eng/07.pdf (access date: 20.04.19)
33. The European Union Emissions Trading System (EU ETS) [Electronic resource] : European Commission, March 2016. - URL:http://ec.europa.eu/clima/policies/ets/index en.htm. (access date: 15.05.19)
34. The second National Assessment Report on Climate Change : ECNARCC (Editorial Committee of the second National Assessment Report on Climate Change). - Beijing: Science Press, 2011. - 165 p.
35. The Third National Assessment Report on Climate Change : ECNARCC (Editorial Committee of the Third National Assessment Report on Climate Change). - Beijing: Science Press, 2016. - 124 p.
Литература
36. Балашова А.А. Особенности использования угля в Китае и возможные пути снижения негативного воздействия на окружающую среду // Зарубежный опыт, 2010. - 5 (62). - 92¬96 с.
37. Баранов Е.В. Экологические проблемы России и КНР: пути и перспективы сотрудничества / Я.М. Баранов. - ДВФУ, 2013. - 4 c.
38. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая / Я.М. Бергер. - М. : ИД «ФОРУМ», 2009. - 560 c.
39. Бу жан дицю фашао. 171 Го цяньшу Бали цихоу сеи (Не позволяйте земле лихорадить. 171 страна подписала Парижское соглашение о климате) [Электронный ресурс] // Liberty Times Net, 2016. - URL: http://news.ltn.com.tw/news/world/paper/982157(дата обращения: 16.05.19)
40. Буквич Р. Рыночные механизмы сокращения выбросов парниковых газов, активности и перспективы России // Вестник НГИЭИ. - 2015. - 23-38 с.
41. Дин Чжунли. Индуй цихоу бяньхуа гоцзи таньпань дэ гуаньцзянь кэсюэ вэньти: сянму
цюнь цзяньцзе (Основные научные вопросы в рамках международных договоров по изменению климата: введение в проблему) [Электронный ресурс] // Академия наук Китая, [Пекин], 2009. - №24. - 8-17 с. - URL:
https://wenku.baidu.com/view/2766f2f3bcd126fff6050bbf.html(дата обращения: 19.05.19)
42. Добрынин С. Нахимичили в трубу [Электронный ресурс] // Радио Свобода, 2015. - URL: https://www.svoboda.org/a/27208583.html(дата обращения: 20.14.18)
43. Колесникова Т.В. Влияние бюджетного регулирования Китайской Народной Республики на повышение качества воздушной среды в стране // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -
2016. - № 1. - 34-53 с.
44. Регулирование выбросов парниковых газов как фактор повышения конкурентоспособности России / Аверченков [и др.]. - М.: НОПППУ, 2013. - 90 с.
45. С дымком: Китай решил делать деньги из воздуха [Электронный ресурс] // LENTA.RU,
2017. - URL:https://lenta.ru/articles/2017/12/22/china/(дата обращения: 20.03.19)
46. Чэнь Лицзынь. Проблемы экологии в Китае / Чэнь Лицзынь, Плюснина Т.Д // Проблемы социокультурной и политической модернизации: человек, коммуникация, среда. - СПб., 2013. - 173 c.
47. Baumol William J. The Use of Standards and Prices for Protection of the Environment / J. Baumol William, Wallace E. Oates. // Swedish Journal of Economics. - 1971. - № 1. - pp. 42-54.
48. China aims to drastically cut greenhouse gas emissions through trading scheme [Electronic
resource] // The Guardian, 2017. - URL:
https://www.theguardian.com/environment/2017/dec/19/china-aims-to-drastically-cut- greenhouse-gas-emissions-through-trading-scheme (access data: 25.05.19)
49. Dales, John H. Pollution, property and prices: An essay in policy-making and economics / John H. Dales. - Canada, Toronto: University of Toronto Press, 1968. - 111 p.
50. Das K. Climate Clubs: Carrots, Sticks and More August 2015. // Economic & Political Weekly.
- 2015. - 50 (34). - URL:http://www.epw.in/journal/2015/34/commentary/climate-clubs.html (access data: 05.05.19)
51. Economics of pollution trading for SO2 and NOx. / Burtraw D [et al]. - Annu. Rev. Environ. Resour. - 2005. - 60 p.
52. Facing climate risks and promoting green development: Administrator's message on World Meteorological Day [Electronic resource] : China Meteorological Administration, 2016. - URL: http://www.cma.gov.cn/en2014/news/News/201603/t20160323 307359.html
53. Fialka J. China Will Start the World's Largest Carbon Trading Market [Electronic resource] // Scientific American, 2016. - URL:https://www.scientificamerican.com/article/china-will-start-the-world-s-largest-carbon-trading-market/(access date: 15.14.18)
54. Fischer C. Environmental and Technology Policies for Climate Mitigation / Carolyn Fischer, Richard G. Newell // Journal of Environmental Economics and Management. - 2008. - Vol. 55.
- №2. - pp. 142-162
55. Fischer C. Renewable Portfolio Standards: When Do They Lower Energy Prices? // The Energy Journal. - 2010. - Vol. 31. - №1. - pp. 101-119
56. Fischer C. The Role of Trade and Competitiveness Measures in US Climate Policy / Carolyn Fisher, Alan K. Fox. - American Economic Review. - 2011. - 11 p.
57. Gao Yun. China's response to climate change issues after Paris Climate Change Conference // Beijing : Department of Technology and Climate Change, China Meteorological Administration, 2016. - 235-240 с.
58. Hawkins S. Linking Emissions Trading Schemes: Considerations and Recommendations for a
Joint EU-Korean Carbon Market [Electronic resource] / Sonja Hawkins, Ingrid Jegou, International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD). - 2014. - 52 p. - URL: http://www.ictsd.org/sites/default/files/research/linking-emissions-trading-schemes- considerations-and-recommendations-for-a-joint-eu-korean-carbon-market.pdf (access data:
26.04.19)
59. Hepburn C. Carbon Trading: A Review of the Kyoto Mechanisms // Annual Review of
Environment and Resources. - 2007. - Vol. 32. - pp. 375-393. DOI:
10.1146/annurev.energy.32.053006.141203
60. Hsu A. Data Transparency: New Dynamic at COP-21 in Paris [Electronic resource] / Angel Hsu,
Andrew Moffat and Kaiyang Xu // China FAQs, 2015. - URL:
https://datadrivenlab.org/china/data-transparency-new-dynamic-at-cop-21-in-paris/(access data: 16.05.19)
61. Jan-Tjeerd B. Permit Trading and Credit Trading: A Comparison of Cap-Based and Rate-Based Emissions Trading Under Perfect and Imperfect Competition [Electronic resource] / Boom, Jan- Tjeerd, Bouwe R. Dijkstra // Environmental and Resource Economics, 2009. - Volume 44. - pp 107-136. - URL:https://doi.org/10.1007/s10640-009-9266-8. (access data: 22.05.19)
62. Kossoy A. State and Trends of the Carbon Market 2012 / Kossoy A., Guigon P. - Washington DC : World Bank, 2012. - 138 p.
63. Lohmann L. Neoliberalism and the Calculable World: the Rise of Carbon Trading // London and New York: Zed Books. - 2010. - pp. 77-93.
64. Margolis J. Rolling out a Successful Carbon Trading System [Electronic resource] / Josh Margolis, Daniel Dudek, Anders Hove. - Paulson Institute: Pauson Dialogue Papers, 2015. - 40 p. - URL: http://www.paulsoninstitute.org/wp-content/uploads/2015/09/5-Emissions-Trading-EN- final1.pdf. (access date: 02.03.19)
65. Munnings C. Assessing the Design of Three Pilot Programs for Carbon Trading in China [Electronic resource] / Resources for the Future discussion paper, 2014. - 56 p. - URL: http://www.rff.org/ files/sharepoint/WorkImages/Download/RFF-DP-14-36.pdf (access data: 16.05.19)
66. Newell R. Managing permit markets to stabilised price / Newell R., Pizer W., Zhang J. // Environ. Resour. Econ. - 2005. - pp 57-133.
67. Pigou A. The Economics of Welfare / Arthur Pigou. - London: Macmillan, 1920. - 976 p.
68. Pizer W. A. China’s New National Carbon Market / William. A. Pizer, Xiliang Zhangm - American Economic Association, 2017. - 19 p.
69. Ronald C. The Problem of Social Cost // The Journal of Law and Economics. - 1960. - Vol. 3. - pp. 1-44
70. Swartz J. China’s National Emissions Trading System: Implications for Carbon Markets and Trade / Jeff Swartz. - ICTSD Global Platform on Climate Change, Trade and Sustainable Energy. - 2016. - Issue Paper №6. - 44 p.
71. The Costs and Consequences of Clean Air Act Regulation of CO2 from Power / Plants.Burtraw [et al] // American Economic Review. - 2014. - Vol. 104. - №5. - 18 p.
72. Why an Unlikely Hero Like China Could End Up Leading the World in the Fight Against Climate Change [Electronic resource] // Time, 2017. - URL:http://time.com/4800747/china-climate-change-paris-agreement-trump/(access data: 30.05.19)
73. Xing’an Ge. State and Trends of Shenzhen Carbon Market [Electronic resource] / Xing’an Ge. -
China Emissions Exchange presentation, 9 October 2014. - 54 p. - URL:
https://www.iea.org/media/workshops/2014/23XING_ ANGEStateandTrendsofShenzhenCarbonMarket.pdf (access date: 05.03.19)
74. Xipeng Zh. National Perspective of Chinese ETS [Electronic resource] / Zheng Xipeng. - Sino
Carbon Innovation and Investment Co. Ltd. - URL:
https://ieta.wildapricot.org/resources/China/Presentations/National%20Perspective%20of%020Chinese%20ETS%2020160302.pdf(access date: 05.03.19)
75. Yao F.-M. Uncertainties in assessing the effect of climate change on agriculture using model simulation and uncertainty processing methods / F.-M. Yao, P.-C. Qin, J.-H. Zhang // Chin. Sci. Bull. - 2011. - Vol 56 (8). - pp. 729-737
76. Yinsu Chen. Inducing Clean Technology in the Electricity Sector: Tradable Permits or Carbon Tax Policies / Yinsu Chen, Chung-Li Tseng // The Energy Journal. - 2011. - Vol. 32. - № 3. - pp. 149-174