СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Футбол как вид спорта 6
1.2 Физиологические особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.3 Особенности развития физических качеств и методика
тренировочного процесса детей младшего школьного возраста 12
1.4 Организация тренировочного процесса в условиях загородного
спортивно-оздоровительного лагеря 20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 27
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ 36
3.1 Результаты тестов общей и специальной физической
подготовленности 36
3.2 Результаты тестов для оценки функционального состояния
организма 38
3.3 Обсуждение результатов 43
3.4 Преимущества условий загородного спортивно-оздоровительного
лагеря для организации сборов юных футболистов 49
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
Детские спортивно-оздоровительные лагеря представляет собой уникальную среду для укрепления здоровья детей, совершенствования физического развития и формирования у них навыков здорового образа жизни [17]. Детские спортивно-оздоровительные лагеря широко используются для организации тренировочных сборов детей и подростков в различных видах спорта [6, 11, 16].
Организация тренировочного процесса в городских условиях в летнее время имеет ряд недостатков. Главным минусом тренировочного процесса в городских условиях является то, что тренер не может проконтролировать восстановительные мероприятия своих подопечных. Соблюдают ли они режим сна и питания, как проводят свое свободное время. Помимо педагогического воздействия в условиях лагеря, на процесс формирования и развития детей оказывают значительное воздействие рекреационные условия местности данного региона. Однако вопросы организации физкультурно-оздоровительного процесса в детском спортивно-оздоровительном лагере, учитывающие местные социально-экономические и природно-климатические условия с учетом специфики вида спорта, специально не изучались.
Объект исследования - тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования - тренировочный процесс футболистов младшего школьного возраста в условиях детского спортивно-оздоровительного лагеря.
Цель работы: оценить эффективность организации тренировочного процесса футболистов младшего школьного возраста в загородном спортивно-оздоровительном лагере.
Задачи исследования:
1. Оценить эффективность развития общей физической подготовленности в условиях загородного спортивно-оздоровительного лагеря.
2. Оценить эффективность развития специальной технической подготовленности в условиях загородного спортивно-оздоровительного лагеря.
3. Оценить эффективность развития функционального состояния спортсменов в условиях загородного спортивно-оздоровительного лагеря.
4. Выявить преимущества организации сборов и отдыха футболистов младшего школьного возраста в условиях загородного спортивно - оздоровительного лагеря.
1. За период проведения сборов не произошло статистически значимого увеличения показателей общей физической подготовленности. Не выявлен прирост показателей в тестах «Бег 30 м», «Челночный бег», «Бег 300м» после тренировочных сборов в спортивно-оздоровительном лагере.
2. В результате проведенных сборов было достигнуто улучшение показателей технической подготовленности. Выявлено увеличение показателя в тесте «Жонглирование» на 22,4%, уменьшение времени скоростного ведения мяча на 6,6%, увеличение показателя в тесте «Точность удара» на 5,9%.
3. После сборов наблюдалось увеличение работоспособности сердца, так как в пробе Руфье выявлено уменьшение показателя на 4,1%. Выявлено преобладающее влияние симпатической нервной системы, о чем свидетельствует увеличение показателя индекса Кердо на 119%. Показано увеличение времени задержки дыхания после выдоха на 7,7%. Отмечено улучшение координационной функции, так как выявлено увеличение времени удержания позы Ромберга на 22,6%; увеличение лабильности нервной системы, после сборов отмечено увеличение количества ударов в каждом квадрате по результатам теппинг-теста; выявлено повышение концентрации внимания, в тесте на оценку устойчивости внимания при выполнении его после сборов не было зафиксировано ошибок; уменьшение реакции на движущийся объект, так как отмечено уменьшение времени реакции на 33,8%.
4. В условиях лагеря обеспечено строгое соблюдение режима тренировок, отдыха, питания и восстановления после нагрузок. Рекреационные условия лагеря позволяют разнообразить тренировочный процесс. Соблюдение режима труда и отдыха, питания, а также воздействие природных факторов в условиях загородного детского спортивно-оздоровительного лагеря благоприятно сказывается на укреплении здоровья детей младшего школьного возраста.
1. Бутакова Л.Г. Планирование и методика подготовки юных баскетболистов на базе летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания [Электронный ресурс] // Конкурс методических материалов. URL: http://urlid.ru/ahmq/(дата обращения: 05.05.2016).
2. Воробьева Н.П. Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры М., Просвещение. 1980. 271 с.
3. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М., Практика. 1999. 459 с.
4. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М., Тетра¬Спорт, Олимпия Пресс. 2006. 272 с.
5. Дементьева И.И. Психолого-педагогические особенности физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал: Международный студенческий научный вестник. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22942.pdf(дата обращения 15.05.2016).
6. Детский футбольный клуб PATRICK FC [Электронный ресурс] //
Детский футбольный лагерь. URL:
http: //www.patrick. by/news/patrick_summer_camp .html (дата обращения: 04.05.2016).
7. Здоровье детей [Электронный ресурс] // Электронный портал.
URL: http://www.zhirafik.ru/novosti/zdorove-detei/kak-solntse-vliyaet-na-
giperaktivnykh-detei (дата обращения: 14.05.2016).
8. Казакова П.Н. Футбол. Учебник для спортивных факультетов институтов физической культуры. М., Физкультура и спорт. 1980. 256 с.
9. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. Спортивная медицина практикум. Томск. 2009. 84 с.
10. Карасева М.А., Павлов И.В. Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе физического воспитания [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 6 (25). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN614.pdf. (дата обращения 12.04.2017).
11. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет). М., Олимпия. 2008. 208 с.
12. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М., Советский спорт. 2003. 464 с.
13. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. М., Физкультура и спорт. 1976. Т.1. 303 с.
14. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2005. Т 32, №1. С. 26-36.
15. Мустакимова А.А. Общеразвивающая программа по футболу спортивно-оздоровительной направленности. Междуреченск. МБОУДОД «Детско-юношеская футбольная школа по футболу имени А.И.Зинина» 2015. 34 с.
16. Особенности функционального состояния внешнего дыхания детей младшего школьного возраста при адаптации к различным нагрузкам / М.М. Зайнеев, Н.И. Зиятдинова, Т.Л. Зефиров // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 1. С. 89-92.
17. Полишкис М.С., Выжигина В.А. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. М., Физкультура, образование и наука. 1999. 254 с.
18. Пшибыльский В., Ястжембский З. Физическая подготовленность квалифицированных футболистов различных игровых амплуа // Теория и практика физической культуры. 2003. №3. С.15-18.
19. Радуга-класс [Электронный ресурс] // Сайт учителя начальных классов. URL: http://raduga-class.ucoz.ru/(дата обращения: 16.06.2016).
20. Ситдикова А.А. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста // Филология и культура. 2005. № 4. С. 1-6.
21. Спортивная медицина [Электронный ресурс] // Методика проведения и принципы оценки функциональных проб. URL: http://sportmedi.ru(дата обращения: 01.07.2016).
22. Спортмед. [Электронный ресурс] // Центр телекоммуникационных
технологий и дистанционного обучения. URL:
http://tsput.ru/res/fizvosp/sportmedicine/g_2.htm(дата обращения: 05.07.2016).
23. Теоретическая подготовка дзюдоистов на базе спортивно-оздоровительного лагеря / А.А. Шахов, П.А. Балбеков, Е.Б. Исаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. Т. 89, № 7. С. 142-145.
24. Томилова Е.А. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции и их роль в донозологической диагностике нарушений артериального давления // Здоровье и образование в XXI веке. 2008. Т.10, № 3. С. 386-387.
25. Физическое воспитание детей [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://urlid.ru/b1su. (дата обращения 04.05.2016).
26. Футбольная Академия - программа на базе оздоровительного комплекса ДОЛ «Горки» - для детей от 8 до 15 лет [Электронный ресурс] // URL: http://www.best-camp.ru/moscow/children(дата обращения: 04.05.2016).
21. Центр лечения позвоночника и суставов [Электронный ресурс] // Медицинская компания «Лечение и диагностика заболеваний позвоночника и суставов». URL: http://www.pozwonocnik.ru(дата обращения: 18.06.2016).
28. Шайхелисамова М.В. Возрастно-половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей 7-15 лет: автореф. дис. ... док. биол. наук. Казань, 2007. 39 с.
29. Я-здоровье [Электронный ресурс] // Информационный портал. URL: Нйр://здоровье.сош.иа/Ьоше (дата обращения: 03.07.2016).