Введение 3
1 Образность в спортивной фотографии 6
1.2 Образность 10
1.3 Анализ работ спортивных фотографов 14
1.4 Основные фотографические задачи при съемке 36
1.5 Основные фотографические приемы, используемые при создании
образности 38
2 Авторский фотопроект «Спорт без спорта» 40
2.1 Идея авторского фотопроекта 40
2.2 Этапы работы над фотопроектом 46
2.3 Итоговая подборка фотографий, вошедших в проект 47
2.4 "Спорт без спорта": разбор фотографий 48
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложение А Авторский фотопроект «Спорт без спорта» 67
На протяжение многих лет до настоящего времени фотографии спортивных мероприятий, соревнований играет особую роль в средствах массовой информации. Для спортивных фотографий даже выделяют отдельный блок на сайте издания или в газете. Также существуют и массовые специализированные издания, газеты: «Спорт-экспресс», «Советский спорт», «Футбол», «Весь хоккей»; журналы: «Легкая атлетика», «Лыжный спорт», «Планета баскетбол», «Физкультура и спорт», «Теннис плюс» и ряд других, которые трудно представить без фотоматериалов, отражающих спортивные мероприятия. Таким изданиям всегда требуется качественный визуальный контент, в котором показаны атмосфера соревнований, эмоции спортсменов, динамика движения. Одним из ключевых аспектов успешной спортивной фотографии является образность. Образность в спортивной фотографии позволяет зрителям почувствовать себя частью происходящего, увидеть не только «картинку», но и авторское видение происходящего. Образная спортивная фотография продолжает функционировать в медиапространстве уже в отрыве от событий, в рамках которых она была сделана.
Стоит также отметить, что в крупных российских и международных соревнованиях визуальной привлекательности кадра активно способствует высокая квалификация спортсменов (выверенные красивые движения, напряженная драматургия действия и др.), красочное оформление пространства соревнований, продуманная система освещения. Однако нередко, чем уровень соревнования ниже, тем ниже сама организация пространства для состязаний, система освещения и уровень подготовки спортсменов. Здесь для создания качественного фоторяда особенно требуется яркое образное видение автора, продуманное визуальное воплощение события. Другими словами, ценность образного ряда для фотосъемки соревнований низших лиг профессионального спорта и спорта любительского уровня, не менее высока, чем при съемке состязаний российского и международного уровня.
Отсюда актуальность данного исследования. Популяризация спорта в России, а также на уровне региона или города, требует его качественной презентации в СМИ и социальных сетях. Образные фотографии, во многом этому способствуют. Поэтому, на наш взгляд, требуется анализ фотографий ведущих спортивных фоторепортеров России и мира, изучение и классификация приемов, позволяющих сделать такие образные спортивные фотографии.
Отсюда объектом нашего исследования будет спортивная фотография.
Предмет исследования - образность и приемы её создания в спортивной фотографии соревнований различного уровня.
Цель работы - создание авторского фотопроекта «Спорт без спорта».
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить основные особенности спортивной фотожурналистике;
2. Рассмотреть образность в спортивной фотографии;
3. Проанализировать работы ведущих спортивных фотографов России и мира;
4. На основе анализа спортивных фотографий выявить приемы, с помощью которых создается образность в спортивной фотографии;
5. Создать авторский фотопроект на тему спорта, используя приемы создания образности в спортивной фотографии;
6. Проанализировать приемы создания образности в собственном фотопроекте и обобщить итоги этого анализа.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы и статей, изучение фотографий и фотопроектов, интервьюирование фотографов и специалистов в области спортивной фотографии. Также были применены методы съемки фотографий в реальных условиях спортивных мероприятий и соревнований.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Создание авторского фотопроекта «Спорт без спорта», состоящего из фотографий студенческих соревнований и мероприятий.
2. Демонстрация спорта с точки зрения образности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении формулируется цель и задачи, определяются объект, предмет, методы исследования.
Первая глава посвящена изучению спортивной фотографии истории ее развития. Так же в фокусе внимания образность фотоизображения, приёмы её создания, художественно-выразительные средства спортивной фотографии. Рассмотрения работ выдающихся спортивных фотожурналистов России и мира: Александр Земляниченко; Александр Родченко; Александр Федоров; Владимир Вяткин; Григорий Дукор; Иван Секретарев; Лев Бородулин; Макс Пенсон; Нил Лейфер; Питер Политанов; Роберт Максимов; Сергей Ильницкий; Сергей Киврин и Андрей Голованов; Энди Хайт; Эндрю Бернштейн; Юрий Кадобнов.
Вторая глава посвящена этапам создания авторского фотопроекта «Спорт без спорта». В заключении подводятся итоги исследования и сформулированы краткие выводы.
Наша работа была направлена на то, чтобы выявить методы создания образности в спортивной фотографии и применить их при создании нашего собственного фотопроекта «Спорт без спорта». Мы ставили перед собой следующие основные задачи:
1. Изучить основные особенности спортивной фотожурналистике;
2. Рассмотреть образность в спортивной фотографии;
3. Проанализировать работы ведущих спортивных фотографов России и мира;
4. На основе анализа спортивных фотографий выявить приемы, с помощью
которых создается образность в спортивной фотографии;
5. Создать авторский фотопроект на тему спорта, используя приемы создания образности в спортивной фотографии;
6. Проанализировать приемы создания образности в собственном фотопроекте и обобщить итоги этого анализа.
В ходе нашего исследования все поставленные задачи были выполнены.
Мы создали авторский фотопроект «Спорт без спорта»на основе фотографий соревнований любительской и студенческой лиги. Это позволило нам продемонстрировать, что даже на любительском уровне можно выигрышно показать спортсменов и соревнования через образность в фотографиях.
При создании образных фотографий в нашем авторском фотопроекте мы, в основном, использовали два подхода:
1. Заимствование стиля, фокуса внимания и приемов из другого
вида репортажной фотографии - стрит-фотографии. Это была своего рода фотография-границ, где пересекались события на спортивной площадке и действия зрителей (болельщики, спортсмены, персонал спортивной площадки).
2. В стандартных игровых ситуации на соревнованиях мы старались найти сходство с различными видами хореографии, медитацией, фантастическим кино. В этом случае задача фотограф сводилась к тому, чтобы найти требуемые детали, точки съемки, освещение и зафиксировать такие фазы движения спортсменов, которые позволили бы зрителю считать сходство отображаемого вида спорта и, например, балета.
Благодаря такому подходу мы смогли показать спорт с новой, необычной стороны, обратить внимание на детали и эмоции, которые обычно остаются незамеченными зрителем, и создать уникальные визуальные интерпретации.
Съемка, в первую очередь, должна отвечать не на вопрос: "Что перед нами?", а постараться ответить на вопрос - "на что это похоже? " "С чем это можно сравнить? "
Спортивная фотография. Интервью с Робертом Максимовым»
[Электронный ресурс] - URL: https://photocasa.ru/photo-journal/uroki-
fotografii/int_for_casa/10741 -sportivnaya-fotografiya-intervyu-s-robertom- maksimovym.html (дата обращения: 5.06.2024).
2. G. Newman Lowrance - Digital Sports Photography, Second Edition (2008)
3. Hodges The Basic Principles Of Film Lighting // Metod.ie. 5.04.23. URL: https://melod.ie/blog/2020/08/17/the-basic-principles-of-film-lighting/ (дата обращения: 11.06.2024).
4. Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. С. 215-225.
5. Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. С. 215-225.
6. Бакулин О. А., «В мастерского фотожурналиста» общ. ред., 2011.,
с 36-52» [Электронный ресурс] - URL:
http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/fae/faedeec6cdddef277007ffee177388f0.pd f (дата обращения: 10.06.2024)
7. Войтик Е.А., «Спортивный медиатекст: закономерности
становления и парадигма развития» [Электронный ресурс] - URL: https://www.dissercat.com/content/sportivnyi-mediatekst-zakonomernosti- stanovleniya-i-paradigma-razvitiya (дата обращения: 5.06.2024).
8. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 316.
9. Вяткин В. Ю., [Электронный ресурс] - URL: https://vladimir- vyatkin.photographer.ru/girls-fish-and-birds (дата обращения: 5.06.2024).
10. Гаранина Е., «Спортивный фотограф Сергей Киврин: «однажды
пришлось дать американцу в ухо» [Электронный ресурс] - URL:
https://matchtv.ru/olimpijskije_igry/matchtvnews_NI812336_Sportivnyj_fotograf_ Sergej_Kivrin_Odnazhdy_prishlos_dat_amerikancu_v_uho (дата обращения: 5.06.2024).
11. Данилова М.Н., «Спорт как медиакоммуникационный феномен»
[Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-kak-
mediakommunikatsionnyy-fenomen (дата обращения: 5.06.2024).
12. Дыко Л. П., «Основы композиции в фотографии».,2-е издание. 1989
13. Иннокентий Нестеренко. Спортивная съемка // fotosky.ru. URL: https://fotosky.ru/fotozhurnal/workshop/tehnika s emki/sportivnaya semka/ (дата обращения: 20.05.2024).
14. Каган М. Эстетика и художественная фотография - М.: «Советское фото», 1968, №2 - 35 с.
15. Колесников А., «Как правильно снимать бокс - правила от
Питера Политанова» [Электронный ресурс] - URL:
https://akboxing.ru/2015/05/24/85561.html (дата обращения: 5.06.2024).
..31