Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГКП на ПХВ школы-лицея № 23 имени З.Космодемьянской (Республика Казахстан, г. Шымкент.
Выборка: 25 учащихся 8-х классов (возраст 14–15 лет).
Есть приложения.
Текст имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение……………………………………………………………………7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ … 12
1.1 Проблема формирования исторического самосознания школьников в научной и методической литературе ……………………12
1.2 Возможности музейных уроков в формировании исторического самосознания школьников 22
1.3 Педагогические условия проведения музейных уроков в процессе формирования исторического самосознания школьников …28
2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЙНЫХ УРОКОВ ……34
2.1 Исследование практики формирования исторического самосознания школьников через проведение музейных уроков …………………… 34
2.2 Апробация педагогических условий формирования исторического самосознания школьников через проведение музейных уроков ……… 45
2.3 Анализ результатов апробации педагогических условий формирования исторического самосознания школьников через проведение музейных уроков … 50
Заключение……………………………………………………………… 62
Список использованных источников ……… 64
Приложения………………………………………… 68
Актуальность темы исследования: в Законе РК «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно - исторические, художественно- эстетические, духовные ценности [1]. Особую значимость данная тема приобретает в условиях стремительного развития цифровых технологий, когда подрастающее поколение все больше времени проводит в виртуальном пространстве, часто сталкиваясь с поверхностным или искаженным восприятием истории. На фоне увеличиваю -щегося обьема недостоверной информации, в том числе и в социальных сетях, формирования устойчивого и осмысленного исторического самосознания становится стратегической задачей системы образования. Музей, являясь уникальной формой культурно-образовательной среды, обладает колоссальным потенциалом для восприятия у школьников чувства сопричастности к своей истории, народа, Родины. В условиях глобализации, роста миграции, усиления транснациональных культурных влияний, особенно важно укрепление национальной идентичности и исторической памяти, как основы патриотизма и гражданской зрелости. Проведение музейных уроков позволяет учащимся соприкоснуться с подлинными источниками истории, формируя личностное и эмоционально окрашенное восприятие исторических событий [2, C 45-48]. Дополнительно следует отметить, что современное образовательное пространство требует интеграции традиционных и инновационных подходов. В этом контексте музейные уроки становятся эффективным средством реализации межпредметных связей, развития критического мышления, исследовательских и коммуникативных навыков школьников. Использование виртуальных и цифровых музеев открывает новые горизонты для региональных школ и учащихся с ограниченным доступом к культурным учреждениям. Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации обусловлена не только общественным и государственным запросом на формирование у подрастающего поколения исторического самосознаня, но и необходимостью переосмысления подходов к образованию в условиях современных вызовов и технологической трансформации общества. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее Казахстана и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры [3]. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет Республики Казахстан в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому школа и общество обращаются к музею, который является хранилищем человеческого гения, воплощающий в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему. Музей с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом является важнейшим из учреждений, формирующих культурно-исторические ценности. Целью магистерской диссертации является определение возможностей музейных уроков в формировании исторического сознания школьников, а также выявить и доказать опытным путем необходимые педагогические условия для формирования исторического самосознания через проведение музейных уроков. Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
1) Проанализировать теоретические подходы к формированию исторического самосознания школьников 2) Определить возможности музейных уроков в процессе формирования исторического самосознания школьников 3) Исследовать педагогические условия формирования исторического самосознания школьников через проведение музейных уроков 4) Провести подробный анализ практики музейных уроков с целью создания педагогических условий эффективных музейных уроков. Объект исследования: процесс формирования исторического самосознания школьников. Предмет исследования: Возможности музейных уроков в формировании исторического самосознания школьников и педагогические условия их проведения. Методы диссертации: теоретический анализ, системный подход к образованию и культуре в целом, ретроспективный анализ, обзор теоретических подходов, экспериментальное исследование, комплексный обзор педагогических условий, сравнительный метод.
Научная новизна: Научная новизна темы магистерской диссертации состоит в комплексном рассмотрении возможностей музеев для проведения музейных уроков и педагогических условий для эффективности их проведения, а также экспериментальной, практической апробации этих условий.
Однозначно музей обладает огромным образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования. Особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 8-11 классов [4, C 16].
Музейные предметы, выступая в качестве источника информации об исторических деятелях и исторических событий, способны воздействовать эмоционально, вызывая чувство сопричастности. Потому что роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. В XXI веке образовательная функция музея приобретают особую значимость и ценность, подтверждая востребованность обществом ценностного и информационного потенциала музея [5, C 26]. Кроме того музей выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудио-визуальных средств [6, C 19]. Музей становится культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса, продолжая оставаться местом хранения реликвий и раритетов. В последние годы, культурно-образовательная деятельность музеев приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества в целом [7, C 35]. В музеях экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев. Благодаря экскурсиям создаются благоприятные условия, для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.
Экскурсия – это коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными целями, также для удовлетворения эстетических потребностей при использований свободного времени. Характерным признаком экскурсий является коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер [8, C 38].
Музейная экскурсия имеет определенную специфику, она проводится в специально организованном музейном пространстве. Музейные экскурсий достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов [9, C 41].
Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсий является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии [10, C 54 ]. При проведении детских музейных экскурсии используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности учащихся (рисунок, лепка, моделирование) [11, C 28].
Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия. Часто бывает, что в музее, по каким-либо причинам не может быть оформлена экспозиция. Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что ученики проявляют больше интереса к мероприятиям, проводимым в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. Таким образом, у детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными [12, C 37].
Культурно-просветительская деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей – это прежде всего, место изучения и сохранения культурно-исторических традиции и ценностей. Также, важно, чтобы проведение музейных уроков было эффективным способом реализации образовательных задач по формированию исторического самосознания. Несмотря на богатейшие возможности по развитию этого направления в Казахстане на данный момент педагогические условия реализации формирования исторического самосознания комплексно не рассматривались и не изучались. Вышесказанное подтверждает научную новизну работы. Гипотезы проведение уроков с использованием возможностей музеев, как местных так и виртуальных позволяет повысить мотивацию к изучении истории Казахстана и мировой истории. Педагогические условия играют важную роль в эффективности реализации задач по формированию исторического сознания школьников. Нестандартные и интерактивные формы, примененные при проведении музейных уроков более эффективны чем стандартное проведение экскурсии. Использование источниковой базы музеев позволяет школьникам на практике реализовать познавательные возможности личности. Положения, выносимые на защиту: 1) Проведение уроков с использованием возможностей музеев, как местных, так и виртуальных позволяет повысить мотивацию в изучении истории Казахстана и мировой истории. Данное положение было полностью доказано практикой при проведении цикла уроков в 8 классах по теме: «Политические репрессии в Казахстане в 1920 -1930 – е годы». 2) Педагогические условия играют важную роль в эффективности реализации задач по формированию исторического сознания школьников. Исследование музейного урока в практике показало целесообразность подготовки учащихся к восприятию темы музейного урока предварительно в период подготовки к музейному уроку и с помощью опережающих заданий. 3) Нестандартные и интерактивные формы, примененные при проведении музейных уроков более эффективны чем стандартное проведение экскурсии. Практически доказано, что для восприятия учащимися новой информации, наиболее эффективными являются применение различных методов и смена видов деятельности во время проведения урока. 4) Использование источниковой базы музеев позволяет школьникам на практике реализовать познавательные возможности личности. Практика доказала, что ребенок учащийся лучше всего запоминает информацию полученную самостоятельно из исторических источников и научивший этим знаниям своих одноклассников в процессе взаимодействия на уроке. 5) Активный, самостоятельно познающий историю учащийся является главной целью проведения музейных уроков для формирования исторического сознания в Казахстане в целом. Практика показала, что заинтересованность учащихся в теме и в целом в изучении истории Казахстана значительно выросла как в процессе интервью, так и в процессе анкетирования. Обоснованность и достоверность результатов исследования по повышению эффективности обучения с использованием музейных уроков обусловлена рациональным выбором различных теоретических и эмпирических методов, соответствующих поставленным задачам. Логичность исследования подтверждает обоснованность и достоверность его результатов. Обработка данных, полученных опытно-экспериментальным путем с использованием методов статистики обеспечивает точность и объективность результатов. Гипотезы исследования подтверждаются результатами, что дополнительно подтверждает достоверность и обоснованность полученных выводов. В процессе исследования автор работы опубликовала научные статьи, которые раскрывают содержание и актуальность данной магистерской работы [13].
Cтатья З.К Бейсебаевой «Музейный предмет – центральное звено музейной деятельности» раскрывает общую картину музейной деятельности в Казахстане, а также значение этой деятельности в контексте развития профессиональных и общекультурных компетенций [13, C 464-467].
Во второй статье «Возможности музейных уроков в формировании исторического самосознания школьников» автор исследует роль музейных уроков в развитии исторического самосознания учащихся. Музейная педагогика представлена как мощный инструмент, объединяющий когнитивные, эмоциональные и культурные аспекты обучения. Рассматриваются разные формы и методы музейных занятий, их цели и дидактические принципы [14, С 246-250]
Структура: Магистерская диссертация состоит из введения, основной части и заключения. В основной части две главы. Первая глава – теоретические подходы к формированию исторического самосознания школьников. Вторая глава - Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий формирования исторического самосознания школьников через проведения музейных уроков. Также в магистерскую диссертацию входит список использованной литературы и приложения. Таким образом, в условиях стремительной глобализации и роста информационного шума, особенно актуальной становится задача формирования у подрастающего поколения устойчивого исторического самосознания, основанного на глубоких знаниях, личностной вовлеченности и уважения к национальной культуре. Музей являясь уникальным образовательным пространством, становится одним из эффективнейших инструментов в решении этой задачи, обеспечивая эмоционально насыщенное и деятельностное восприятие исторического материала. Проведение музейных уроков дает возможность интегрировать образовательный процесс с культурным наследием, усиливая патриотическое, гражданское и нравственное воспитание школьников. Данная магистерская диссертация направлена на изучение потенциала музейных уроков в формировании исторического самосознания школьников, определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность такого подхода, а также на экспериментальную проверку полученных выводов в реальной образовательной среде. Представленная работа опирается на актуальные потребности современного образования и общественного запроса, обосновано научно, социально и методически, и носит прикладной характер, что подчеркивает ее значимость для педагогической практики
Проведенное исследование подтвердило актуальность и высокую значимость музейных уроков в процессе формирования исторического самосознания школьников. В условиях современной информационной среды, насыщенной потоками разрозненных и зачастую искажённых сведений, музейные уроки становятся действенным инструментом интеграции учащихся в культурно-историческое пространство, способствуя развитию их гражданской позиции, уважения к национальной истории и мировому культурному наследию.
В ходе опытно-экспериментальной работы по проведению цикла музейных уроков в 8-х классах на тему «Политические репрессии в Казахстане в 1920-1930-е годы» было доказано, что использование возможностей как реальных, так и виртуальных музеев значительно повышает мотивацию учащихся к изучению истории Казахстана и мировой истории. Эмоциональная вовлеченность, непосредственное соприкосновение с подлинными историческими источниками, визуализация событий — всё это усилило интерес школьников к предмету и способствовало более глубокому осмыслению изучаемого материала.
Подтверждено важнейшее положение о том, что педагогические условия играют ключевую роль в повышении эффективности музейных уроков. Практика показала необходимость предварительной подготовки учащихся к восприятию музейной темы через использование опережающих заданий, мотивационных бесед и обсуждений. Такая подготовка способствовала осознанному восприятию материала, повышению уровня активности и самостоятельности учащихся на уроках.
Третьим важным положением, доказанным практикой, стало то, что нестандартные и интерактивные формы проведения музейных уроков значительно превосходят по эффективности традиционные экскурсионные подходы. Использование игровых технологий, постановка исследовательских задач, вовлечение учащихся в театрализованные представления, музейные квесты и проектные формы работы обеспечили высокую динамику занятий, постоянную смену видов деятельности и устойчивую заинтересованность учащихся в теме урока.
Отдельного внимания заслуживает факт, что использование источниковой базы музеев позволяет учащимся реализовать свои познавательные возможности на практике. Получение информации непосредственно из исторических источников и последующая передача этих знаний своим сверстникам на уроках усилили процессы самопознания, исследовательского мышления, ответственности за результаты своей деятельности.
На практике было доказано, что активный, самостоятельно познающий историю учащийся является основной целью музейных уроков, направленных на формирование исторического самосознания в Казахстане. В результате анкетирования и интервьюирования учащихся зафиксировано существенное повышение их интереса к изучению истории родного края и страны в целом. Выросла мотивация к самостоятельному изучению исторических событий, осознанию значимости своего культурного наследия.
Таким образом, все положения, выносимые на защиту в рамках настоящей магистерской работы, получили полное теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к определению педагогических условий эффективного проведения музейных уроков и практической апробации полученных выводов в реальной образовательной среде.
Разработанные рекомендации могут быть использованы как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности школ, а также в системе дополнительного образования. Они способствуют интеграции культурно-исторического компонента в образовательную практику и формированию полноценной, патриотически ориентированной, духовно зрелой личности — носителя исторического самосознания.
Перспективы дальнейших исследований:
- Разработка методик проведения виртуальных музейных уроков с учетом новых цифровых возможностей;
- Создание программ подготовки педагогов по музейной педагогике;
- Расширение тематического спектра музейных уроков за счет включения регионального и этнокультурного материала.
В итоге можно сделать вывод, что музейные уроки — это не только эффективная форма освоения знаний по истории, но и мощное средство развития гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности, что делает их особенно важными в современных условиях развития казахстанского общества.
Интеграция традиционного и музейного форматов обучения способствует формированию устойчивой исторической памяти и гражданской позиции у учащихся. Музейные уроки особенно эффективны для эмоционального и осмысленного восприятия сложных тем, таких как политические репрессии, и должны использоваться как важный элемент в образовательной практике.
Использование разнообразных, осмысленных и эмоционально насыщенных методов обучения (интерактивных, визуальных, текстовых, музейных) способствует более глубокому осознанию исторических процессов, формированию ценностных ориентиров, развитию навыков критического мышления и эмпатии. Особенно высокую эффективность показал музейный урок как форма живого, деятельностного погружения в историю, который усиливает личностное восприятие материала и способствует формированию исторической памяти у школьников.
Апробированная модель может быть рекомендована для тиражирования в рамках образовательных программ, направленных на развитие гражданственности, исторической эмпатии и патриотизма.
2 Абдуллина А.А. Роль музеев в воспитании патриотизма у школьников // Вестник образования. – 2020. – №5. – С. 45-48;
3 Стратегия Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства // Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года;
4 Мальцева С.И. Музейная педагогика: теория и практика. – М.: Просвещение, – 2018;
5 Колесникова И.А. Роль музеев в образовании в XXI веке // Вопросы образования. – 2021. – № 2;
6 Новикова, Н.Н. Музей в цифровую эпоху: вызовы и возможности. – СПб.: Изд-во РХГА, 2019;
7 Мельникова О.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев: современное состояние и перспективы // Культура и образование. – 2020.– №4;
8 Пирожкова Н.Н. Основы экскурсионной деятельности. – М.: Академия, 2015;
9 Бугрова Н.А. Методика проведения музейных экскурсий. – СПб.: Союз, 2018;
10 Кудрявцев В.И. Психология восприятия в музее. – М.: Наука, 2017;
11 Филиппова С.А. Игровые технологии на музейных занятиях. – СПб.: Речь, 2019;
12 Злобина Т.В. Активные формы работы в музее со школьниками. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2017;
13 Бейсебаева З.К. Музейный предмет – центральное звено музейной деятельности//Международная студенческая научно-практическая конференция «Научные исследования и практические достижения// Костанайский инжнерно-экономический университет им.М.Дулатова. – 2024. – С.464-467
14 Бейсебаева З.К. Возможности музейных уроков в формировании исторического самосознания школьников // Труды Международной научно–практической конференции «Әуезов оқулары–23: феномен Абая и новые горизонты познания», посвященной 180-летию Абая. — Шымкент: Южно-Казахстанский исследовательский университет им. М.Әуезова, 2025. — Т. 2. — С. 246–250.
15 Касымов С.К. Формирование исторического самосознания школьников в условиях модернизации общественного сознания. – Нур-Султан: Фолиант, 2020;
16 Каирбекова Р.Р., Тимченко С.В., Джандосова З.А. Всемирная история: учебник для 10 класса общеобразовательных школ. Ч. 2. — Алматы: Мектеп, 2019. — 184 с.
17 Золотарева Л.Р. Музееведение: учеб. пособие. – Алматы, 2017. – 390 с.
18 Ермекбай Ж.А. Хан Жангир: верноподданный России и реформатор степи // Научный журнал. – 2017. – № 425. – С. 124-130;
19 Терещенко А. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая Орда // Букеевской Орде 200 лет. Издание из 6 книг. Кн. 4. – Алматы: Өлке, 2001. – С.171-172;
20 Ассман Я. Культурная память: Наложение прошлого на настоящее. – М., 2009;
21 Тоффлер Э. Будущее шок: Как изменения общества влияют на человека – М., 1995;
22 Хмелевская Ю.Ю., Савельева И.А. Социальная память и историческое самосознание. – М., 2011;
23 Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключ. – 2021. – С. 41. – URL: https://www.spsl.nsc.ru/history/ kluch/kluch41.htm (дата обращения: 27.04 2025)
24 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.;
25 Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. – СПб., 1999;
26 История и самосознание // Курьер ЮНЕСКО. – 1990;
27 Иванова Р.И. Философия как вид духовного производства и потребления. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 118 c.;
28 Карлов Н.В. Географическая обусловленность исторического самосознания народов России // География и история. – 2001. – № 3. – С. 22-30;
29 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М.: Мысль, 1977. – С. 297;
30 Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб., 2019. – С. 222;
31 The Educational Value of Field Trips. –URL: http://educationnext.org/theeducationalvalueoffieldtrips/ (дата обращения: 22.06.2024)
32 Таушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С.100. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 27.04. 2025);
33 Гафар Т.В. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. – М., 2012;
34 Кашарская Н.И. Музей как средство социализации учащихся // Педагогика искусства. – 2011. – № 2;
35 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Росс. ин-т культурологи. – М., 2001;
36 Казанцева В.А. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании // Педагогическое образование в России. – 2016. – №6;
37 Перков В. Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики: опыт, практика и методика проведения // Музейная педагогика. – 2015. – № 4;
38 Gamification for Education of the Digitally Native Generation by Means of Virtual Reality, Augmented Reality, Machine Learning, and Brain-Computing Interfaces in Museums // Journal of Educational Technology. – 2021. –Vol. 34, – No. 3. – P. 45-58;
39 Interpersonalizing Intimate Museum Experiences // Museum Studies Journal. – 2020. – Vol. 45, – No. 2. – P. 123–135;
40 Designing for Interpersonal Museum Experiences // Journal of Museum Education. – 2021. – Vol. 40, – No. 1. – P. 50-62;
41 An analysis of visitors' behavior in the Louvre Museum: A study using Bluetooth data // Journal of Museum Management and Curatorship. – 2019. – Vol. 34, – No. 4. – P. 375-388;
42 Сапанова Г.А. Школе необходима культура, а музеям - образование // Вестник Өрлеу. – 2014. – № 3. – С. 87-91;
43 Егизбаева М.К., Жуматаев Р.С. Музейная педагогика: новые подходы и практики // Музейное образование. – 2019. –№ 3. – С. 45-52;
44 Кусаинов Д.Ж., Отепова Г.Е. Современное состояние и проблемы взаимодействия музеев и организаций образования в Казахстане // Вестник образования Казахстана. – 2020. – № 4. – С. 55-63;
45 Архыматаева А., Кайыпбаева А. Организация уроков истории в музее с целью повышения качества образования // Вестник педагогических исследований. – 2021. – № 7. – С. 92-98;
46 Божченко O.A. Факторы формирования исторической памяти // Вопросы культурологии. – 2012. – № 9. – С. 57-61;
47 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. – М.: Мысль, 1967. –Т. 5. – С. 132-140;
48 Герасимов Г.И. Теория происхождения человека и общества // Вопросы философии. – 1999. – № 5. – С. 84-90;
49 Семенова Ю.И. Историческое сознание и его роль в формировании мировоззрения // История и культура. – 2002. – № 3. – С. 112-118;
50 Гаврилов О.Ф. Историческое сознание как комплекс духовной деятельности // Философия истории. – 2005. – № 4. – С. 45-52;
51 Скворцов А.И. Историческое сознание в контексте функционально-социологического подхода // Социология и общество. – 2006. – № 2. – С. 78-85;
52 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Философия и культура. – 1904. – Т. 2. – С. 115-123;
53 Гудд Д. Теория музееведения и музейное обучение // Музейное дело: теории и практики. – 1990. – Т. 1. – С. 45-52;
54 Лосев А.Ф. Философия истории и историческое сознание // Вопросы философии. – 1998. – № 6. – С. 85-92;
55 Шумилина-Павлова М.О. Влияние информации из Интернета на формирование исторического сознания молодежи // Современные проблемы истории. – 2020. – № 12. – С. 88-95;
56 Музей как средство обучения: методические подходы и практики // Музейная педагогика. – 2015. – № 6. – С. 103-110;
57 Школьный музей как средство развития коммуникативных и исследовательских навыков учащихся // Музейная педагогика в образовательном процессе. – 2017. – № 4. – С. 67-74;
58 Активные методы обучения в музейной педагогике: проектный метод и игровые технологии // Музей и образование. – 2018. – № 5. – С. 92-98;
59 Маханов Н.И., Байсарина К.К. Музей как инструмент развития познавательной компетентности учащихся // Современные подходы в образовательной практике Казахстана. – 2021. – № 7. – С. 102-109;
60 Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций / Сост. М.Ю. Юхневич. – М., 2001.
61 Ускембаев К.С., Сактаганова З.Г., Зуева Л.И. История Казахстана: учебник для 9 класса общеобразовательных школ. Часть 1 (с начала XX в. до 1945 г.). — Алматы: Мектеп, 2019. — 240 с.