Разработка учебно-методических материалов в поддержку обучения интерактивной визуализации данных с применением дашбордов (Российский Государственный Педагогический Университет)
Проведено анкетирование.
База исследования: Российский Государственный Педагогический Университет.
Выборка: 60 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В ОБУЧЕНИИ 7
1.1. Основные понятия об использовании визуализации данных в обучении 7
1.2 Характеристика цифровых инструментов для визуализации данных 13
1.3 Среда Yandex Datalens, как современный инструмент для обучения визуализации данных 18
1.4 Исследование осведомленности и значимости интерактивных дашбордов в обучении 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОДДЕРЖКУ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДАШБОРДОВ 26
2.1 Характеристика учебно-методических материалов 26
2.2 Разработанные учебные материалы 28
2.3 Апробация результатов выполнения лабораторных работ 34
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение 1. Лабораторная работа 1. «Введение в Дашборды и Yandex Datalens. Первичная обработка данных.» 45
Приложение 2. Лабораторная работа 2. «Визуализация данных: построение графиков и диаграмм для дашбордов в Yandex DataLens.» 52
Приложение 3. Лабораторная работа 3. «Визуализация данных: построение линейной диаграммы с несколькими переменными для дашбордов в Yandex DataLens.» 60
Приложение 4. Лабораторная работа 4. «Визуализация данных: построение индикаторов и диаграмм зависимостей переменных для дашбордов в Yandex DataLens.» 65
Приложение 5. Лабораторная работа 5. «Сборка дашборда в Yandex DataLens.» 69
Цифровизация активно трансформирует систему образования. Внедрение цифровых технологий открывает новые возможности для реализации образовательного процесса и, в связи с чем возрастают требования к компетенциям выпускников педагогических направлений. В ФГОС основного общего образования отмечается, что «портрет выпускника школы» включает в себя такие качества, как: «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» [17]. Сегодня существует значительное количество массовых открытых онлайн-курсов и дополнительных программ, некоторые из которых могут проходить даже без взаимодействия с преподавателем (например, Яндекс Практикум, Skillbox, Skyeng и многие другие). При самообразовании важно учитывать достигаемые результаты и оценивать их самостоятельно, для чего может быть использован анализ образовательных данных, собранных в цифровой образовательной среде [10].
Учебная (или образовательная) аналитика (learning analytics) включает в себя «измерение, сбор, анализ и представление данных об учащихся и окружающем их контексте» [3]. Благодаря использованию средств и методов учебной аналитики появляется возможность анализа большого объема данных об учащихся. Во время проведения анализа определяют закономерности и особенности, которые могут представлять важные сведения о ходе учебного процесса и могут быть использованы как учащимися, так и педагогом, для усовершенствования образовательного взаимодействия.
Одним из важных этапов анализа образовательных данных является интерпретация и визуализация результатов анализа, итоги которого могут быть использованы для принятия обоснованных педагогических решений. С помощью использования визуализации данных можно наглядно увидеть закономерности, которые могут выявить учащихся, которые рискуют не закончить вовремя обучение или наоборот выявить высокомотивированных, оценить востребованность учебно-методических материалов, предсказать результаты курса и многое другое.
Значение интерактивной визуализации данных заключается в том, что она помогает структурировать информацию, делая ее более понятной и доступной для восприятия. Традиционные методы обучения, зачастую основанные на текстовой информации, могут быть недостаточно эффективны для восприятия и усвоения сложных концепций.
В связи с вышеизложенным, целью является разработка учебно-методических материалов для поддержки обучения интерактивной визуализации данных с применением дашбордов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы и инструменты для интерактивной визуализации данных, включая дашборды.
2. Разработать структуру и содержание учебно-методических материалов для обучения интерактивной визуализации данных с использованием дашбордов.
3. Апробировать набор разработанных учебно-методических материалов.
4. Проанализировать результаты апробации, скорректировать задания, сделать выводы об успешности их использования в учебном процессе.
Объектом исследования является процесс интерактивной визуализации данных с использованием дашбордов.
Предметом исследования являются учебно-методические материалы, предназначенные для обучения интерактивной визуализации образовательных данных с применением дашбордов.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что разработанные учебно-методические материалы могут быть использованы учителями и учащимися для улучшения качества анализа образовательных данных, отслеживания прогресса, выявления трудностей и адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности.
База исследования: РГПУ им. А. И. Герцена, 8 студентов 4 курса, направления подготовки 44.03.01 Педагогического образования, направленность (профиль) «Информатика и информационные технологии в образовании». Исследование проводилось в весенний период.
В ходе исследования были проведены следующие этапы:
1. Аналитический этап: изучение теоретических основ визуализации образовательных данных и анализ существующих инструментов и подходов.
2. Разработка учебно-методических материалов: создание структуры и содержания материалов, разработка практических заданий.
3. Внедрение и апробация: внедрение разработанных материалов в учебный процесс и оценка их эффективности на основе анализа результатов обучения.
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
Дашборды могут быть внедрены в учебный процесс, как способ визуализации данных об участниках образовательного процесса для преобразования разнородных данных в наглядные материалы. Преимущество, направленное на возможность включения интерактивности взаимодействия с элементами дашборда, позволяет отметить на одном графике зависимость различных показателей друг от друга.
Такая форма визуализации данных дает представление не только о возможностях визуализации за счет построения различных графиков, но и требует понимания процесса анализа образовательных данных и в дальнейшем важность интерпретации созданных дашбордов. Изучение дашбордов может способствовать развитию аналитических умений в области учебной аналитики и анализа образовательных данных.
Были изучены теоретические основы визуализации образовательных данных и проведен анализ существующих инструментов и подходов. Проведено вводное анкетирование о понимании и знаниях о визуализации данных с помощью дашбордов. Разработаны учебно-методические материалы, а также внедрены и апробированы.
В перспективе исследования планируется дополнить лабораторными работами, направленными на добавление карт местности (геоаналитика), статистики (например, построение тепловой карты и линейная регрессия), а также дополнить про возможности вычисления и объединения нескольких баз данных.
1. Акиндинов В. В. Дашборд современный инструмент визуализации данных / В. В. Акиндинов, А. С. Лосева, В. Б. Попова [и др.] // Наука и Образование. – 2024. – Т. 7, No 2. – EDN QMIEXW.
2. Анализ и визуализация данных в Yandex DataLens. Подробное руководство: от новичка до эксперта / А.Ю. Гинько. – М.: ДМК Пресс, 2023. – 356 с.
3. Белоножко П. П. Анализ образовательных данных: направления и перспективы применения / П. П. Белоножко, А. П. Карпенко, Д. А. Храмов // Вестник евразийской науки. – 2017. – No4 (41). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obrazovatelnyh-dannyh-napravleniya-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 12.02.2025).
4. Бенко Е. В. Дашборд как эффективный инструмент анализа данных в системе образования / Е. В. Бенко, Б. П. Томин // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2023. – No1 (17). – С. 75-81. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dashbord-kak-effektivnyy-instrument-analiza-dannyh-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 13.02.2025).
5. Визуализация данных в 1С:Платформа [Электронный ресурс]. – URL: https://infostart.ru/1c/articles/1608469/?ysclid=masgqi7rj3183978089 (дата обращения: 20.05.2025).
6. Вольфсон, М. Б. Анализ данных : учебное пособие / М. Б. Вольфсон. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2015. — 81 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180254 (дата обращения: 20.05.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Интеллектуальный анализ образовательных данных и аналитика обучения [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/316628053_Educational_data_mining_and_learning_analytics (дата обращения: 20.05.2025).
8. Информационно-аналитическая система «Индикаторы образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://issekdash.hse.ru/viewer/public?dashboardGuid=f1b4484eecee40699e1036e6033125cb (дата обращения: 20.05.2025).
9. Кадуков А. С. Обучение студентов-социологов анализу и визуализации данных посредством онлайн-сервиса Yandex Datalens: методические аспекты / А. С. Кадуков // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов. Том Выпуск 26. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 91-97. – EDN NVODHJ.
10. Ковалева Е.А. Интерактивная визуализация данных: анализ применения дашбордов в образовательной среде / Е.А. Ковалева, И.А. Шелудяков // Новые образовательные стратегии в открытом цифровом пространстве : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 10 марта – 26 марта 2025 года. – СПб. : Астерион, 2025. - С. 219-226
11. Маштаков Н. С. Визуализация данных / Н. С. Маштаков, С. Часов // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2023. – No 1. – С. 31-39. – EDN YEUDJN.
12. Плюсы и минусы Power BI: яркая и скучная сторона визуализации. – URL: https://biconsult.ru/products/plyusy-i-minusy-power-bi-yarkaya-i-skuchnaya-storona-vizualizacii?ysclid=m784wducc3600310797 (дата обращения: 13.02.2025).
13. Приложения для работы с большими данными: обзор, проблемы и будущее [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/384071859_Big_data_applications_overview_challenges_and_future (дата обращения: 20.05.2025).
14. Рындина, С. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: системы Business Intelligence (ML-платформа Loginom) : учеб.-метод. пособие / С. В. Рындина. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2022. – 68 с. (дата обращения: 20.05.2025).
15. Сравнение Google Analytics и Microsoft Power BI. – URL: https://comparisons.financesonline.com/google-analytics-vs-microsoft-power-bi (дата обращения: 13.02.2025).
16. Токтарова В. И. Анализ образовательных данных взаимосвязи успешности обучения и поведения студентов в цифровой образовательной среде вуза / В. И. Токтарова, О. Г. Попова // Информатика и образование. – 2022. – Т. 37, No 4. – С. 54-63. – DOI 10.32517/0234-0453-2022-37-4-54-63. – EDN ESVZJD.
17. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 13.02.2025).
18. Черкасова Л. В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – No1 (58). – С. 132-141. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vizualizatsii-uchebnogo-materiala-kak-sposob-formirovaniya-u-shkolnikov-informatsionnoy-kompetentnosti (дата обращения: 13.02.2025).
19. 14 практических советов по использованию Tableau [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/companies/manychat/articles/539574/ (дата обращения: 20.05.2025).
20. Как пользоваться Tableau: гайд для начинающих [Электронный ресурс]. – URL: https://changellenge-education.com/blog/kak-polzovatsya-tableau#link4 (дата обращения: 20.05.2025).
21. Ядова Е. Н. Образовательная аналитика: как обучающемуся пользоваться данными / Е. Н. Ядова, Т. А. Отбеткина, А. А. Волков // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, No 9-1. – С. 20-30. – DOI 10.34670/AR.2023.61.44.003. – EDN PBGUGJ.
22. Яндекс DataLens: маркетплейс дашбордов [Электронный ресурс]. – URL: https://datalens.yandex.cloud/marketplace/f2eemc2dui59rn72h0ck (дата обращения: 20.05.2025).
23. Видеосервисы Яндекс Облака [Электронный ресурс]. – URL: https://yandex.cloud/ru/blog/posts/2024/08/yandex-cloud-video?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 20.05.2025).