ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ SMM-КОПИРАЙТЕРАб
1.1. История и развитие SMM-копирайтингаб
1.2. Особенности SMM-копирайтингаз
1.3. SMM-копирайтинг в журналистике 12
1.4. Сходства и различия текстов SMM-копирайтинга и журналистских15
1.5. Проблема соотношения SMM-копирайтинга и журналистики17
1.1.1. Особенности текстов SMM-копирайтинга в социальных сетях19
1.1.2. Методы и приемы SMM-копирайтинга для повышения эффективности проектагз
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ SMM-КОПИРАЙТИНГА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИА-ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРАХ СОБСТВЕННЫХ РАБОТ26
2.1. Тексты SMM-копирайтинга для продвижения студенческих медиа, «SIAA», «Молодежная платформа развития»2б
2.2. Тексты SMM-копирайтинга для продвижения частной стоматологической клиники «Эликсир»48
2.3. Тексты SMM-копирайтинга для продвижения телекомпании «Томское
время» 60
2.4. Отношение с клиентами в различных типов: работа с бизнесом, работа
со студенческими медиа и СМИ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ А Рубрикатор для медиа Soft Info About Art 96
ПРИЛОЖЕНИЯ Б Главная страница редакционной политики МПР 97
ПРИЛОЖЕНИЕ В Контент-план для группы МПР 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рубрикатор доя группы «Твой ход» 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Количество просмотров телемарафона 100
ПРИЛОЖЕНИЕ И Примеры анонсов для подключения к прямому эфиру.. 101
У каждой второй компании или СМИ есть аккаунт в социальных сетях. Но чтобы привлечь аудиторию и продвинуть бренд, нужен сотрудник, который бы понимал специфику работы в социальных сетях. Одним из таких специалистов является SMM-копирайтер - это человек, который занимается созданием текстов для интернет-пространства - коммерческих и информационных сайтов и социальных сетей.
Но существует проблема - направление SMM-копирайтинг не воспринимается работодателями как отдельная специальность, а входит в типы деятельности, которые осуществляют специалисты по маркетингу, рекламе и журналистике. Но при этом рынок перенасыщен услугами специалистов очень разного качества, чаще всего низкого. В этих условиях очень важно понимать, какими критериями качества и эффективности должен обладать SMM-копирайтинг, чтобы результат деятельности был положительным. Эта работа должна быть описана не только как отдельное направление, но и как соединение компетенций в сфере рекламы, маркетинга и журналистики.
Из этого следует, что целью работы является выявление критериев эффективного SMM-копирайтинга на основе рефлексии собственного опыта работы в проектах различной направленности.
Задачи работы:
1. Выделить особенности SMM-копирайтинга как
профессиональной деятельности;
2. Выявить сходства и различия между SMM-копирайтингом и журналистикой;
3. Проанализировать работы SMM-копирайтера в проектах различной направленности;
4. Выявить специфику и критерии эффективного SMM- копирайтинга в работе в проектах различной направленности.
Объектом работы является деятельность SMM-копирайтера.
Предмет исследования - критерии эффективности SMM-копирайтера в проектах различной направленности.
Материалами исследования является собственный опыт автора в качестве SMM-копирайтера, накопленный участием в таких проектах как:
1. Soft Info About Art - просветительское медиа, которое направлено на популяризацию современного искусства. В нем рассказывается про современные направления развития живописи, литературы, музыки, кино и театра в формате подкастов, статей, образовательных событий, новостей.
2. «Молодежная платформа развития» (МПР) - это сообщество молодых, талантливых и креативных студентов города Томска, которые занимаются созданием и реализацией социальных проектов. Участники команды предлагают свой опыт в проектной и грантовой деятельности, медиа, организации и проведении мероприятий.
3. «Эликсир» - это частная стоматологическая клиника в Томске, которая не имеет в своей структуре рекламный или маркетинговый отдел, поэтому все социальные сети вели изначально сами сотрудники.
4. «Томское время» - это региональная телекомпания Томской области. Целью телекомпании является - своевременный выпуск новостей на собственном канале, а также на Общественном телевидении России (ОТР). Помимо этого, целью телекомпании является продвижение собственных телевизионных проектов, а также поиск спонсоров для них.
Основой данной работы являются: Браславец, Л. А. «Группы в социальных сетях как среда распространения массовой информации» и «Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации», Акопян Л. С. «Влияние социальных сетей на этику СМИ», Акулич М.В. «Копирайтинг со вкусом маркетинга», Назайкин А. Н. «Понятие «копирайтинга» вчера и сегодня», Музыкант В.Л., Скнарев Д. С. «Эффективный копирайтинг в системе бренд-коммуникаций (онлайн и офлайн среда)», Верещагина. В.В. «К вопросу о дефиниции понятия «Копирайтинг», Платонова А. В., Тимохин А. М. «SMM-копирайтинг как новый инструмент коммуникации», Устинов, В. В. (2017). «SMM-копирайтинг в журналистской деятельности», Красильникова О.Н. «Веб-копирайтинг как искусство создания контента для коммерческих сайтов», интервью с ведущими специалистами и др.
Таким образом, SMM-копирайтинг - это деятельность, которая направлена на продвижение бренда, побуждение аудитории к совершению какого-либо действия: подписаться, купить товар, оформить услугу, заключить договор о партнерстве и т.д., с помощью текстов различного характера. Это отдельная специальность, которая требует необходимые навыки и знания для успешной работы, такие как:
1. Собирать информацию от первоисточников;
2. Перерабатывать и анализировать информацию;
3. Понимать аудиторию и подбирать для нее формат общения;
4. Находить креативные идеи;
5. Знать журналистские жанры;
6. Брать интервью;
7. Снимать и монтировать и др.
Но стоит отметить, что SMM-копирайтинг будет более эффективнее, если специалист знаком с журналистикой, поскольку ему будет проще работать и понимать, что от него хочет заказчик. В таком контексте SMM- копирайтинг и журналистика переплетаются между собой.
Несмотря на то, что навыки журналиста необходимы в SMM- копирайтинге, между ними есть различия, о которых не стоит забывать: журналист направляет читателя к самой истории, а SMM-копирайтер к объекту, от лица которого была опубликована история.
Журналист может позволить себе большой объем, длительный процесс написания, SMM-копирайтер должен писать кратко, лаконично, понятно и быстро. У журналиста есть возможность писать 2-3 статьи в месяц, SMM- копирайтер же разрабатывает темы на каждый месяц, при этом у публикаций должна быть определенная периодичность: минимум 2-3 поста в неделю. Не стоит забывать, что журналист в работе объективен, а SMM-копирайтер использует субъективную оценку, чтобы привлечь аудиторию.
Сейчас SMM-копирайтер требуется во многие сферы, поскольку социальные сети приобретают все большую значимость в жизни человека, поэтому важно научиться правильно там работать. SMM-копирайтеру своими текстами необходимо показать уровень работы бизнеса, студенческого медиа или СМИ. Их тексты должны выделяться, быть цепляющими и заслужить доверие аудитории, при условии публикации уникального и достоверного контента.
Таким образом, SMM-копирайтинг объединяет в себе журналистские, рекламные и маркетинговые форматы работы, но при этом является самостоятельной специальностью, поскольку направлено на решение других целей и использует методы и приёмы, которые характерны для данного направления.
В дальнейшем я планирую развиваться в этом направлении. Так, в рамках студенческого медиа «Молодежная платформа развития» мы разработали «SMM-школу» для студентов вузов и СПО, в которую входит изучение SMM-копирайтинга. Я также планирую продолжать освещать деятельность проектов, привлекая новых спонсоров и партнеров.
Так, на последнем мероприятии нам удалось получить поддержку от VK. Помимо этого, я продолжу обучать школьников и студентов SMM- копирайтингу, поэтому подала заявку на медиа интенсив «Эпоха развития» 2.0. на Всероссийский студенческий конкурс «Твой ход», а также была приглашена экспертом на летнюю медиа смену в центр «Солнечный», где буду делиться со школьниками свои опытом и обучать их по данному направлению.
Помимо этого, я была приглашена на стажировку в диджитал-агенство «Палиндром» и на работу в IT-компанию Rubius.
Также важно отметить, что я решила изменить политику ведения социальных сетей телекомпании «Томское время». Уклон теперь будет не на сюжете, а на самой компании в целом.
Таким образом, мы можем заметить, что SMM-копирайтинг - это не простые и короткие подводки, а сложный механизм, для которого необходимы определенные навыки и знания, чтобы он начал работать.
Эта работа кажется легкой лишь со стороны, но когда в нее начинаешь погружаться, то замечать детали и нюансы, к которым нужны необходимые компетенции. Также SMM-копирайтинг - это постоянное развитие, поскольку в социальных сетях ежемесячно появляются новые обновления, требования, которые специалист должен изучить и правильно применять.
Помимо этого, все компании и организации создают свои группы в социальных сетях, что создаёт огромный поток информации. Задача SMM- копирайтера выделиться среди толпы и завлечь аудиторию, которая будет активной и заинтересованной.
1. Акопян Л. С. Влияние социальных сетей на этику СМИ // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. № 5. С. 175-179.
2. Акулич М.В. Копирайтинг со вкусом маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом — № 3, 2010, с. 46-52.
3. Белоусов, М. Г. Мастер-класс «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью»: тексты лекций / М. Г. Белоусов. - м.: МГТУ га, 2014. - 44с.
4. Браславец Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: дис. канд. филол. наук: 10.01.10./Л. А. Браславец. - Воронеж, 2010. - 200 с.
5. Верещагина. В.В. К вопросу о дефиниции понятия «Копирайтинг». / Вестник Хакасского государственного университета им. н.ф. Катанова., 2016. - 259 с.
6. Земская, Ю.Н. Спичрайтинг и копирайтинг: филология на службе у интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ю.Н. Земская, Е.А.
7. Красильникова О.Н. Веб-копирайтинг как искусство создания контента для коммерческих сайтов// Интернет-маркетинг. 2005. № 6. С. 10-17.
8. Кузнецова // Филология и человек. - 2014. - № 4. - С. 137-143.
9. Музыкант В.Л., Скнарев Д. С. Эффективный копирайтинг в системе бренд-коммуникаций (онлайн и офлайн среда) // Монография, Музыкант., 2019.
10. Назайкин А. Н. Понятие «копирайтинга» вчера и сегодня// Вестник Московского университета. -№3, 2020, с. 140-155.
11. Устинов, В. В. (2017). SMM-копирайтинг в журналистской деятельности. Медиасреда, (12), 276-281.
12. Маратова Н. Интернет-СМИ как отдельный вид в системе средств массовой информации: лексическое и этимологическое обозначение понятия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 2.
13. Вячеслав Варванин: «Никакой блоговой журналистики нет!» [Электронный ресурс]. - URL: https://roem.ru/19-12-2012/135688/vyacheslav- varvanin-nikakoy-blogovoy-jurnalistiki-net (дата обращения 17.04.2023).
14. Газета «Московский комсомолец. - URL:
https://www.mk.ru/social/2022/10/26/dekan-zhurfaka-mgu-elena-vartanova- zayavila-o-neobkhodimosti-obucheniya-blogerov.html (дата обращения:
13.04.2023).
15. Захаров, А. Что такое копирайтинг? - URL: http://shkolazhizni.ru/article/12112/ (дата обращения: 12.04.2023).
...27