АННОТАЦИЯ 3
Часть I. Эволюция художественно-технического оформления журнала «Мурзилка» 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы оформления и исторический опыт развития детских журналов 9
Раздел 1.1 Особенности детской аудитории 9
Раздел 1.2 Принципы художественно-технического оформления детской периодики . 13
Раздел 1.3. История создания и развития журнала «Мурзилка» 20
Глава 2. Оформление журнала «Мурзилка» (с 1924 г. до 1984 г.) 28
Раздел 2.1. Журнал «Мурзилка» довоенного периода 28
Раздел 2.2. Журнал «Мурзилка»: от военных трудностей к «золотому веку» 38
Глава 3. Оформление журнала «Мурзилка» (с 1985 г. до 2024 г.) 62
Раздел 3.1. Журнал «Мурзилка» в перестроечную эпоху 62
Раздел 3.2. Журнал «Мурзилка» в постсоветскую эпоху 66
Раздел 3.3. Отношение современной аудитории к журналу «Мурзилка» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Художественно-техническое оформление детских журналов оказывает сильное влияние на восприятие содержания читателем, создает визуальные ожидания аудитории и способствует формированию образа издания. А. П. Родимцев приводит термин, введенный А. П. Киселевым, и которым пользуется большинство исследователей, изучающих художественно-техническое оформление: «система размещения публикаций и заголовков... способы выделение важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного и дополнительного текста» . Художественно-техническое оформление может включать в себя различные компоненты, у которых нет четкого состава, а оформление детских периодических изданий является еще более комплексным явлением, которое связано с возрастными и психологическими особенностями аудитории.
Несмотря на значимость облика издания, вопросы художественно-технического оформления детской периодики до сих пор не получили должного внимания в научном дискурсе. Особенно остро проблема встает в отношении изданий-долгожителей, которые вынуждены балансировать между необходимостью обновления и сохранением собственной визуальной идентичности. С одной стороны, чрезмерный консерватизм может сделать издание устаревшим и невидимым для новой аудитории, с другой стороны, резкие обновления способны разрушить узнаваемый стиль и оттолкнуть лояльных читателей. Художественно-техническое оформление является инструментом конкурентной борьбы на современном рынке, где издатели стремятся выделиться и предложить уникальный визуальный продукт. Так оформление детской периодики становится важным предметом обсуждения в условиях современного рынка.
Журнал «Мурзилка», существующий с 1924 г., является выдающимся примером издания-долгожителя. На протяжении столетия он неоднократно претерпевал изменения в оформлении, отражавшие культурные, технологические и социальные перемены в обществе. Детские издания, такие как «Мурзилка», сталкиваются с вызовом: как оставаться актуальными для новых поколений читателей, не утрачивая своей уникальности, исторической преемственности и доверия аудитории. Работа помогает понять, как формировать визуальную идентичность, устойчивую к изменениям времени, но при этом воспринимаемую современным ребенком. Это важно не только для сохранения конкретного журнала, но и для практики всего детского книгоиздания. Выбор именно «Мурзилки» для анализа был также обусловлен его возрастной категорией - младший школьный возраст.
В изданиях данной возрастной группы визуальный контент и оформление играют крайне важную роль, но они не скованы слишком жесткими требованиями, как визуальный контент для детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблема работы заключается в сохранении визуальной идентичности журнала «Мурзилка» при эволюции его художественно-технического оформления.
Актуальность работы обусловлена неизученностью эволюции оформления журнала «Мурзилка»; необходимостью учитывать исторический опыт при работе над оформлением периодических изданий для детей; сложностью сохранения визуальной идентичности периодики; важностью художественно-технического оформления в процессе восприятия издания и его стратегической ролью на рынке.
Теме детской периодики посвящено немало исследований. Они отражают особенности периодических детских изданий, специфику их подготовки, историю развития и другие аспекты. Одними из самых важных трудов являются работы С. Г. Антоновой , С. М. Болховитиновой , Н. З. Рябининой , посвященные особенностям подготовки детских изданий и рассматривающие те аспекты, которые необходимо учитывать при создании таких изданий. Далее проблема редакторской подготовки журналов для детей изучалась В. И. Куликович и В. В. Орловой , А. Д. Васильковой , Д. П. Зылевич и др. Оформление периодики рассматривалось большим количеством исследователей. Авторы,
работы которых уже стали классическими в этой теме, это: Ю. Я. Герчук , Г. А. Кнабе , Я. Чихольда . Их результаты были применены в контексте детских журналов ни одним исследователем: Е. Ю. Макаренко , Е. В. Ситниковой , Л. Р. Юткиной и др. Данные работы чаще всего фокусируются на отдельных элементах оформления детских изданий и редко рассматривают их как часть более широкой художественно-технической концепции. С исторической стороны детская периодика также рассматривалась. Е. В. Вологина провела масштабную работу по изучению истории развития детских изданий с XVIII по XX вв. Некоторые исследователи углублялись в детали и рассматривали отдельные временные промежутки: В. В. Корнилова , Е. Ю. Макаренко и др.
Как и детская периодика, журнал «Мурзилка» изучался с разных сторон. Чаще всего исследователи использовали его в качестве источника информации о советском времени: О.В. Рыжкова , Д. М. Калмыкова , Н. И. Маругина . Также ученые уделяли внимание истории трансформации «Мурзилки». Они сосредотачивались на отдельных аспектах или временных промежутках, дополняя работы друг друга. П. Г. Шаповалак исследовала трансформацию содержания «Мурзилки» с 1990-2000 гг. и пришла к выводу, что журнал претерпел большие изменения за 10 лет, но продолжает сохранять планку качества. Все элементы художественно-технического оформления журнала рассмотрела О. В. Кузнецова, но взяла выпуски только за 1960-1965 гг. В настоящее время нет работ, в которых бы изучалось художественно-техническое оформление журнала «Мурзилка» комплексно и на всем периоде его существования.
Проведенный анализ различных источников показывает, что все они затрагивают отдельные вопросы, касающиеся детских периодических изданий и «Мурзилки» в частности, или рассматривают оформление комплексно, но без анализа его эволюции.
Новизна работы связана с тем, что впервые: был проведен анализ визуального контента журнала «Мурзилка» на всем периоде его существования; определено отношение современной аудитории к журналу «Мурзилка»; реконструирована хроника изменений визуального контента журнала «Мурзилка».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в формирование целостного представления о журнале «Мурзилка» и месте художественно-технического оформления в нем, способствует углублению знаний об оформлении детских журналов, помогает развить теоретические подходы к изучению долгосрочных процессов в области детского печатного издания.
Практическая значимость работы определяется тем, что в ее рамках реконструировано содержание номеров журнала «Мурзилка». Опыт его формирования может быть адаптирован современными журналами с учетом новых технологий и потребностей аудитории.
Объектом исследования является журнал «Мурзилка», а предметом - его художественно-техническое оформление.
Цель работы заключается в раскрытии опыта оформления журнала «Мурзилка».
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд задач.
1. Определить особенности детской аудитории и ее восприятия визуального контента.
2. Выявить роль визуальной идентичности периодики в сохранении узнаваемости.
3. Определить принципы художественно-технического оформления детской периодики и сформировать критерии анализа.
4. Исследовать историю журнала и выделить основные этапы его развития.
5. Проанализировать оформление журнала и проследить историю изменений его визуального контента.
6. Определить отношение современной аудитории к журналу.
Материал исследования включает в себя журналы «Мурзилка» в объеме около 1000 выпусков.
В основе работы лежит историко-культурная методология. В обработке обширного визуального материала применены следующие методы: классификация для формирования критериев и периодов анализа, редакторский анализ художественно-технического оформления для выявления особенностей журнала, индукция для определения черт выпусков каждого периода путем исследования отдельных примеров, сравнительный анализ для выявления сходств и различий номеров разных периодов и социологическое исследование для определения отношения современной читательской аудитории к журналу (опрос).
Методологической базой исследования послужили работы авторов, посвященные истории детской журналистики и контексту, в котором она существовала в разные периоды: М. И. Алексеева, О. Е. Коханая, И. Кузнецова, Р П. Овсепяна, К. А. Рябухина, С. В. Коган, А Э. Ларионова, М. В. Дворкова, С. М. Дружкина, А. А. Мордвинова; художественно¬техническому оформлению: А. П. Киселев, А. М. Лобин, С. Л. Васильев, С. В. Мороз, М. А. Бутенко, Н. И. Шишкина, С. В. Хваленя, М. Е. Крошнева; печатным детским журналам: С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жаркова, Т. Б. Норимбетов,
М. В. Немнясова, А. В. Марачева, А. М. Молодцова, А. Д. Василькова, Д. А. Жукова, Н. М. Запекина, М. В. Миронова; особенностям детского восприятия и феномену детства: А. А. Никольская, Л. С. Выготский, К. И. Чуковский, Л. М. Гурович, М. Е. Аникина, О. Ю. Трыкова. В рамках исследования также использовались нормативные акты по оформлению изданий для детей.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Во введении обоснованы изучение проблемы исследования, ее актуальность, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, методологическая база, научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы. В первой главе «Теоретические основы оформления и исторический опыт развития детских журналов» изучены психологические особенности восприятия детьми информации, исследована роль визуальной идентичности в детских журналах, определены принципы художественно-технического оформления периодики, изучена история журнала «Мурзилка» и определены периоды его развития, сформированы критерии анализа. Во второй главе «Оформление журнала „Мурзилка” (с 1924 г. до 1984 г.)» проведен анализ оформления журнала до 1984 г. и зафиксированы произошедшие в нем изменения. В третьей главе «Оформление журнала „Мурзилка” (с 1985 г. до 2024 г.)» проведен анализ оформления журнала до 2024 г., зафиксированы произошедшие в нем изменения, определено отношение современной аудитории разного поколения к журналу и прослежена история изменений оформления журнала. В заключении дается вывод по каждой главе и приводятся перспективы исследования. Работа снабжена приложением с анкетой социологического опроса.
Выпускная квалификационная работа была направлена на анализ опыта художественно-технического оформления детского журнала «Мурзилка» в контексте его векового существования.
В результате работы была сформулирована система критериев анализа, применимая к исследованию художественно-технического оформления детских журналов. Критерии учитывают специфику восприятия ребенка и ключевые компоненты художественно-технического оформления: обложка, иллюстративный ряд, текст, аппарат ориентирования, особенности верстки. Также была исследована роль визуальной идентичности в сохранении узнаваемости издания на рынке детской периодики. При подготовке к аналитической части работы также была изучена история «Мурзилка» и кратко охарактеризовано состояние детской периодики на протяжении всего существования журнала, на основе чего выделены периоды для дальнейшего анализа.
В процессе анализа художественно-технического оформления «Мурзилки» за разные периоды, от 1920-х гг. до современности, было выявлено, что журнал на протяжении всей своей истории последовательно адаптировался к новым культурным, технологическим и политическим условиям. Облик «Мурзилки» претерпевал значительные изменения: от лаконичности и идеологизированного социалистического реализма
до свободных форм XXI века. Однако в этих изменениях прослеживается важная закономерность: оформление журнала всегда следовало принципу постепенной эволюции, где обновление осуществлялось гибко и осмысленно, без отказа от ядра визуальной идентичности. Этим ядром являлись: персонаж Мурзилка, функциональное оформление, креолизованный текст, формирование образа вокруг журнала, общение с аудиторией, визуальная маркировка рубрик, концептуальное оформление материала.
В результате исследования также было выявлено маятниковое развитие художественно-технического оформления журнала, при котором его компоненты зачастую развивались циклично, возвращаясь уже к пройденным формам: периоды упрощения сменялись усложнением, реализм - декоративностью, экспериментальность - стабильностью и наоборот. Это говорит о том, что редакция «Мурзилки» не следовала жесткой логике «чем новее, тем лучше», а развивалась циклично, возвращаясь к работающим решениям, но каждый раз интерпретируя их в новом контексте. Такой подход обеспечил гибкую эволюцию при сохранении узнаваемости журнала.
Особое внимание в исследовании было уделено образу персонажа Мурзилки как графическому символу. Его стабилизация в качестве элемента фирменного стиля на обложках и внутри номеров стала ключом к формированию и сохранению визуальной идентичности издания.
В результате работы было проведено социологическое исследование, продемонстрировавшее отношение аудитории разного поколения к журналу «Мурзилка». Опрос показал, что старшее поколение высоко ценит традиции «Мурзилки», тогда как младшее демонстрирует низкий уровень вовлеченности из-за недостаточной доступности издания, ориентации журнала на печатный формат и отказ от использования возможностей современных технологий и медиа. Так исследование подтвердило существование двойственного запроса: взрослые читатели ассоциируют журнал с традиционным стилем и ожидают его сохранения, а молодое поколение требует визуальной адаптации под цифровую среду. Таким образом, вектор развития оформления должен учитывать оба направления: уважение к традициям и гибкое, своевременное обновление.
Результаты исследования позволяют утверждать, что сохранение визуальной идентичности детского периодического издания в условиях длительного функционирования и изменяющегося социокультурного контекста возможно, но только при осторожной и продуманной эволюции художественно-технического оформления. Такая эволюция должна быть стратегически направлена на баланс: с одной стороны - поддержание узнаваемых элементов, обеспечивающих преемственность и лояльность аудитории, с другой - адаптация к требованиям времени, медиасреды и ожиданиям новых поколений читателей. Журнал «Мурзилка» постепенно эволюционировал, а динамика изменений была во многом не линейной, а цикличной, что обеспечивало баланс между традицией и современностью. Только при соблюдении этого баланса художественно-техническое оформление может обеспечивать как преемственность, так и актуальность детского периодического издания.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в расширении анализа оформления детской прессы, развитии подходов к изучению ее долгосрочных процессов, оценке возможности применения результатов работы в подготовке современных детских периодических изданий.
1. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2020-12-01. - Москва : Стандартинформ, 2020. - 42 с.
2. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. (ред. от 26.12.2024) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка : сайт. - URL: (дата обращения: 15.04.2024).
3. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия. - Москва : Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, 2002 - 32 с.
4. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. - Москва : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2021. - С. 120.
5. Статистика печати 2022 // Российская государственная библиотека : сайт. -
URL: https://www.rsl.ru/photo/i_ORS/7-RKP/3statistics/2022/zhurn/god/22.pdf (дата
обращения: 28.02.2024).
6. Статистика печати 2023 // Российская государственная библиотека : сайт. - URL: https://www.rsl.ru/photo/i_ORS/7-RKP/3statistics/2023/zhurn/god/22_2023_god.pdf (дата обращения: 28.02.2024).
Источники
7. Журнал - Мурзилка // НЭБ.Дети : сайт. - URL:
https://nebdeti.ru/magazines/magazine?scope=cd39c5df-ed7c-409d-b46c- 54bf03a1c380&page=49
8. Мурзилка // magzDB : сайт. - URL: http://www.magzdb.org/_j/19.
Научные документы
9. Бабюк М. И. Кризис материально-технической базы советской печати периода НЭПа // Вестник Московского университета. -2014. - №4. - С. 74-86.
10. Варданян А. А. Стратегический брендинг: теория и практика формирования бренда // Вестник экспертного совета. - 2022. - №. 2 (29). - С. 106-113.
11. Васильев С. Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: структура, задачи, инструменты // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 3 (78). - С. 145-159.
12. Васильев С. Л. Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - №. 2. - С. 832-835.
13. Василькова А. Д. Особенности подготовки журналов для детей // Вестник Московского государственного университета печати. - 2015. - № 2. - С. 173-177.
14. Видура И. В., Никуличева С. М. Особенности верстки периодического печатного издания // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. - Краснодар : КубГУ, 2018. - С. 20-22.
15. Вологина Е. В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели : автореф. - Краснодар, 2021. - 25 с.
...66