Работа сделана материале выступлений спикеров портала Tedtalks.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 7
1.1. Понятия просодии и интонации 7
1.2. Просодические компоненты в речи оратора 11
1.3. Функции просодии в публичной речи 18
Выводы по Главе I 23
ГЛАВА II. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ: ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ 26
2.1. Основные подходы к понятию публичной речи в риторике и лингвистике 26
2.2. Композиция публичного выступления 33
2.3. Средства усиления убедительности 40
Выводы по Главе II 48
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПРОСОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ TEDTALKS 51
3.1. Цели и задачи эксперимента. 51
3.2. Анализ публичных выступлений 55
Выводы по Главе III 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) 86
Любой язык оперирует широким инструментарием разноуровневых семиотических элементов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие коммуникантов. Одними из таких средств являются фонетические средства языка, интеграция которых с другими (лексическими и грамматическими) формирует общий семантический эффект высказывания, приобретающий особую важность в публичной речи. Так, для правильного воздействия на аудиторию и получения нужного отклика от реципиентов, оратору необходимо верно воздействовать и взаимодействовать со слушателями, в том числе, и за счет грамотного просодического оформления своей речи. Иными словами, просодия играет одну из главных ролей в формировании смысла речевого акта. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения просодии как одного из важнейших средств реализации убедительности в публичной речи. Кроме этого, неослабевающий интерес ученых к публичным выступлениям, разнообразие подходов и методов их изучения, а также высокая эффективность публичной речи, как средства эффективно донести информацию до аудитории также подтверждают актуальность выбранной темы.
Целью исследования является описание просодических средств реализации убедительности в англоязычной публичной речи на материале выступлений спикеров портала Tedtalks.
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятия «просодия» и «интонация» и охарактеризовать основные просодические компоненты в речи оратора;
2. обозначить функции просодии в публичной речи;
3. описать основные подходы к понятию публичной речи в риторике и лингвистике.
4. проанализировать композицию публичного выступления;
5. выявить специфику средств убедительности в ходе аргументации.
6. проанализировать выступления англоязычных ораторов Tedtalks и определить просодические средства, используемые ораторами в создании убедительности в речи.
Объектом исследования являются средства убедительности в англоязычных выступлениях ораторов Tedtalks.
Предметом исследования выступают просодические средства реализации убедительности в англоязычной публичной речи.
Материалом исследования послужили речи спикеров портала Tedtalks в количестве 6 единиц, общим объемом звучания 87 минут.
Теоретической базой исследования выступили труды ученых:
- в области изучения просодии (Д.Н. Антонова, Л.Н. Беленикина, Г.М. Вишневская, С.М. Волконский, С.М. Гайдучик, К.М. Денисов, Л.Р. Зиндер, С.Ф. Леонтьева, Т.М. Николаева, Н.Д. Светозарова, Е.Л. Фрейдина, Л.К. Цеплитис, A. Bell, D. Crystal, J.C. Wells и др);
- в области изучения публичной речи (А.П. Алексеев, Т.В. Анисимова, А.М. Антипова, М.Я. Блох, С.М. Волконский, С.М. Гайдучик, О.С. Иссерс, М.Ю. Сейранян, Е.Л. Фрейдина, Н.В. Черемисина, A. Bell, S.E. Toulmin и др.).
Основными методами изучения просодических средств в реализации убедительности в речи выступают электроакустический и аудитивный (перцептивно-слуховой) методы, проводимые автором настоящего исследования. Кроме этого, в работе использовались описательный, сопоставительный и контекстуально-интерпретационный методы и элементы контент-анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены и систематизированы данные о просодических средствах реализации убедительности в англоязычной публичной речи.
Практическая ценность исследования обусловлена возможностью применения полученных результатов в практике преподавания современного английского языка в курсе практической фонетики и специального курса по основам публичной речи, при создании учебных материалов, акцентирующих внимание на интонационных аспектах коммуникации.
Научная новизна обусловлена:
– выбором материала для исследования, который ранее не привлекался для анализа просодических средств реализации убедительности в ходе аргументации в англоязычной публичной речи;
– описанием акустических характеристик речи представителей английской и американской культур;
– комплексным подходом к анализу реализации убедительности в ходе аргументации в публичный выступлениях англоязычных спикеров.
Структура исследования включает в себя:
Введение, в котором описывается актуальность, цель, задачи, объект, предмет, материал, теоретическая база и методы исследования, а также выявляется теоретическую и практическую ценность исследования;
В Главе 1 «Просодические характеристики публичной речи» рассматриваются подходы ученых к определению понятий «просодия» и «интонация», описываются просодические средства публичной речи, рассматриваются просодические функции в выступлении.
В Главе 2 «Публичная речь: особенности и функции» характеризуются основные подходы к понятию публичной речи в риторике и лингвистике, анализируется композиция публичного выступления, а также рассматриваются различные тактики воздействия в ходе аргументации.
В Главе 3 «Анализ просодических средств убедительности в публичных выступлениях Tedtalks» сформулированы цели и задачи эксперимента, охарактеризован экспериментальный материал исследования и проведен анализ публичных выступлений.
В Заключение подводятся итоги проделанной работы.
Список источников и литературы содержит 79 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов, которые были изучены, привлекались для цитирования, либо упоминались в ходе написания работы.
Цель исследования состояла в описании просодических средств реализации убедительности в англоязычной публичной речи на материале выступлений спикеров портала Tedtalks.
На основании анализа теоретических положений и практических данных можно утверждать, что поставленная цель была достигнута в полном объёме за счёт последовательного решения всех задач, сформулированных в ходе работы. В частности, в результате решения первой задачи по рассмотрению понятий «просодия» и «интонация» было выявлено, что в контексте данной работы целесообразно рассматривать их в широком смысле с учетом того, что интонация является частью просодии. При этом просодия представляет собой комплекс разнообразных фонетических характеристик речи супрасегментного уровня, а интонация – совокупность просодических (суперсегментных) средств языка. При исследовании основных просодических компонентов в речи оратора было выявлено, что к основным из них относятся интонация, темп, ритм, мелодика, тональный контур, тембр, речевое дыхание, а также словесное и логическое ударение.
В результате решения второй задачи по обозначению функций просодии в публичной речи было выявлено, что она призвана организовывать и членить речевой поток, выражать отношения интонационно-смысловых единств, оформлять коммуникативные типы высказываний и выражать отношения между их элементами, репрезентировать эмоциональные значения и оттенки, различать смыслы, выделять важные моменты в высказывании, придавать фразе экспрессивность, а также оказывать эмоционально-психологическое воздействие на чувства и сознание реципиента.
В результате решения третьей задачи по описанию основных подходов к понятию публичной речи в риторике и лингвистике было выявлено, что впервые понятие «красноречие» появилось в риторике (цель красноречия рассматривалась как убеждение слушателей), а с течением лет «перешло» в лингвистику и сменилось термином «публичная речь» (ее целью является активное взаимодействие с аудиторией, а не ее убеждение).
В результате решения четвертой задачи по анализу композиции публичного выступления было выявлено, что его основными компонентами являются вступление (знакомство с темой, привлечение внимания слушателей), основная часть (изложение идей говорящего) и заключение (формулировка выводов, подведение итогов).
В рамках пятой задачи по выявлению средств убедительности в речах ораторов, было выявлено, что аргументативный потенциал любого публичного выступления важно рассматривать как совокупность логоса (содержание речи), пафоса (убеждение через эмоции) и этоса (убеждение через авторитет). Аргументация в рамках избранной выступающим коммуникативной стратегии может быть самой разнообразной, в зависимости от широкого набора используемых им тактик.
Заключительный этап исследования предполагал проведение практического анализа шести англоязычных выступлений Tedtalks (трёх американских и трёх британских ораторов), выявления особенностей мелодического оформления и сопоставления полученных результатов. В результате анализа были выявлены наиболее частотные просодические характеристики, применяемые для создания убедительности. Как в американской, так и в британской выборке преобладали ядерные тоны высокого падения и нисходяще-восходящие тоны, реализующие функции категоричности, вовлечённости и завершённости высказывания. Ключевыми шкалами выступлений стали нисходящая ступенчатая, скользящая и скандентная шкалы, которые способствовали эмоциональной и логико-смысловой выразительности речи. У американских дикторов наблюдались также волнообразные шкалы.
Американские спикеры чаще использовали длинные незаполненные паузы перед ключевыми тезисами, что способствовало созданию эффекта напряжённого ожидания. Их речь отличалась высокой вариативностью громкости, резкими скачками частоты основного тона (в пределах 60–420 Гц), а также нерегулярным темпом, чередующимся в зависимости от композиционно-смысловых сегментов речи. Британские ораторы также прибегали к паузации. Темп их речи был ускоренным, но плавным, с более управляемыми колебаниями ЧОТ (от 65 до 340 Гц), что обеспечивало логическую завершённость и стилистическую сдержанность высказывания.
Кроме того, в обоих вариантах английского языка широко применялись просодические средства, усиливающие выразительность: логическое ударение, протяжная манера произнесения (drawl), интонационные пики на ключевых лексемах. На уровне лексики спикеры активно использовали метафоры, эпитеты и эмоционально окрашенную лексику, что в комплексе с просодическими элементами усиливало эффект убеждения.
Таким образом, просодическая организация публичной речи, независимо от языкового варианта, выполняет не только фоносемантическую, но и стратегически риторическую функцию: она способствует привлечению внимания аудитории, усилению логической структуры, экспрессивности высказывания и достижению перлокутивного эффекта.
1. Алексеев А.П. Теория аргументации: классические идеалы и технологические перспективы / А.П. Алексеев. – М.: Когито-Центр, 2010. – 74 с.
2. Алонцева Н.В. О некоторых лингвистических особенностях официальной публичной речи / Н.В. Алонцева, Ю.А. Ермошин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 2. – С. 12-22.
3. Андреева К.А. Функционально-семантические типы текста / К.А. Андреева. – Тюмень, 1989. – 217 с.
4. Анисимова Т.В. Современная деловая риторика: учеб.-метод. пособие / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. - 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Вороне: МОДЭК, 2004. – 430 с.
5. Антипова А.М. Ритмическая организация английской речи: экспериментально-теоретическое исследование ритмообразующей функции просодии: дис. … д. филол. н. / А.М. Антипова. – М., 1979. – 447 с.
6. Антонова Д.Н. Фонетика и интонация: корректировочный курс для зарубежных преподавателей / Д.Н. Антонова. – М.: Русский язык, 1988. – 176 с.
7. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 278 с.
8. Ахметшина И.А. Развитие просодических компонентов речи младших школьников / И.А. Ахметшина, Т.В. Тимохина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2023. – № 2. – С. 8-13.
9. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза: теоретические основания и практика: уч. Пособие / А.Н. Баранов. - 6-е изд. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2018. – 592 с.
10. Беленикина Л.Н. Полифункциональность речевой просодии / Л.Н. Беленикина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 10(90). – С. 155-160.
11. Блох М.Я. Публичная речь и ее просодический строй: монография / М.Я. Блох, Е.Л. Фрейдина. - 2-е издание, стер. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2017. – 234 с.
12. Булатов В.В. Эффективная публичная речь руководителя / В.В. Булатов // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК: материалы региональной студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со Дня рождения А.А. Ежевского. – Иркутск: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2015. – С. 236-239.
13. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник для подготовки бакалавров нефилологического профиля / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2014. – 423 с.
14. Веренинова Ж.Б. Формирование фонетических компетенций на первом курсе языкового вуза: методические приемы и рекомендации / Ж.Б. Варенинова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – Вып. 607. – С. 64-75.
15. Викторова Е.Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) / Е.Ю. Викторова // Жанры речи. – 2019. – № 4(24). – С. 254-266.
16. Вишневская Г.М. Интерференция и акцент (на материале интонационных ошибок при изучении неродного языка): дис. … д. филол. н. / Г.М. Вишневская. – СПб., 1993. – 373 с.
17. Волконский С.М. Выразительное слово: опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене / С.М. Волконский. - 3-е изд., репр. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 215 с.
18. Воробьева Т.А. Дыхание и речь: работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения: формирование правильного дыхания у детей в процессе игровой деятельности, игры и упражнения для тренировки правильного выдоха, игрушки и пособия для дыхательных упражнений / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. – СПб.: Литера, 2020. – 109 с.
19. Гайдучик С.М. Просодическая система современного немецкого языка / С.М. Гайдучик. – Минск, 1972. – 107 с.
20. Гайдучик С.М. Типология речевых высказываний / С.М. Гайдучик // Экспериментальная фонетика. – 1972. – Вып. 1. – С. 46-67.
21. Голоднов А.В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе: автореф. дис. … д. филол. н. / А.В. Голоднов. – СПб., 2011. – 42 с.
22. Григорьева В.С. О некоторых речевых тактиках аргументативного дискурса / В.С. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 2(58). – С. 191-193.
23. Гудкова К.В. Аргументация публицистического текста: фреймовый подход / К.В. Гудкова // Англистика XXI века. – СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010. – С. 240-242.
24. Давлеткулова Г.Ш. Интонационные средства языка / Г.Ш. Давлеткулова, Л. Дюсметова // Культурные универсалии в традиционной картине мира тюрко-монгольских народов: материалы Международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей образовательных структур всех уровней, магистрантов и студентов / отв. ред. У.Н. Текенова. – Республика Алтай, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2022. – С. 178-186.
25. Дейк ван Т.А. Когнитивные и речевые стратегии выражения этнических предубеждений / Т.А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. – Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.
26. Денисов К.М. Компоненты просодической терминосистемы английского языка / К.М. Денисов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 1(10). – С. 14-25.
27. Дериховская В.И. Значение композиционного построения речи в процессе вербальной коммуникации / В.И. Дериховская // Экономика развития. – 2010. – № 2-54. – С. 92-94.
28. Долгорукова А.И. Системность фразовой просодии и особенность просодической нормы / А.И. Долгорукова // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 35-39.
29. Дьяченко Е.В. Риторика: учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения / Е.В. Дьяченко, Н.Е. Каменская, О.В. Кузьмина; под ред. доц. О.В. Кузьминой. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005. – 81 с.
30. Жернова А.В. Стратегия аргументации в публичных выступлениях TED-Talks / А.В. Жернова, Л.В. Романовская // Стратегии и тактики в различных регистрах общения (на материале современных индоевропейских языков): сборник научных статей по итогам II международной научной конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2022. – С. 117-121.
31. Зиндер Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи: учебное пособие / Л.Р. Зиндер; сост., вступ. ст. Л.В. Бондаренко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Academia; СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, Филологический фак., 2007. – 574 с.
32. Зиндер Л.Р. Предисловие / Л.Р. Зиндер // Интонация / И.Г. Торсуева, Е.А. Брызгунова, С.М. Гайдучик и др.; отв. ред. А.И. Чередниченко. – Киев: Вища школа, 1978. – С. 7-8.
33. Ивлев А.Е. Умения и навыки публичной речи: содержание понятия, роль и значение для сотрудников УИС / А.Е. Ивлев, О.В. Ощепкова // Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. – С. 77-82.
34. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - 6-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2011. – 299 с.
35. Кантер Л.А. К проблеме систематизации интонемного фонда языка / Л.А. Кантер // Вопросы языкознания. – 1993. – № 2. – С. 29-41.
36. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция / Н.Н. Кохтев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 174 с.
37. Кошевая И.Г. О соотношении форм и значений внутренней и внешней речи / И.Г. Кошевая // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2013. – № 4. – С. 18-24.
38. Лапынина Н.Н. Русский язык и культура речи : курс лекций / Н.Н. Лапынина. – Воронеж: Воронежский ГАСУ, 2012. – 159 с.
39. Левчаева Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов / Н.В. Левчаева // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 9-12.
40. Левчаева Н.В. Этапы формирования публичного выступления и его композиционные части / Н.В. Левчаева // Мир науки и образования. – 2016. – № 3(7). – С. 19.
41. Левченко М.Н. Подходы к выделению функций фразовой просодии в современном языкознании / М.Н. Левченко, И.С. Барков // Лингвистическое наследие Л.В. Щербы в свете современной науки о языке: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции в рамках V Международного фестиваля науки. – М.: Московский государственный областной университет, 2020. – С. 114-118.
42. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка: учеб. для вечерних и заочных отделений педвузов / С.Ф. Леонтьева. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988. – 270 с.
43. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика» / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова. – СПб.: КАРО, 2007. – 173 с.
44. Мельниченко Т.В. Коммуникативные стратегии и тактики публичных выступлений (на материале TED-talks) / Т.В. Мельниченко, Я.А. Викторова // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: материалы V Международного научного конгресса / отв. ред. Е.В. Полховская. – Симферополь: ООО «Издательство Типография “Ариал”», 2020. – С. 211-215.
45. Мунарова О.Д. Стилистические особенности публичной речи на образовательной онлайн-платформе TED TALKS / О.Д. Мунарова, И.А. Балакина // Актуальные проблемы лингвистики и методики: материалы XIV международной студенческой научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 90-98.
46. Нечаева Н.В. Популярная публичная лекция жанра TALK: особенности языка и стиля / Н.В. Нечаева // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2016. – № 180. – С. 17-22.
47. Никифорова Э.Ш. Основные характеристики аргументативно-суггестивных текстов (на примере текстов судебной риторики) / Э.Ш. Никифорова // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 4(32). – С. 61-66.
48. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков / Т.М. Николаева. - 2-е изд. – М.: URSS; ЛЕНАНД, 2023. – 277 с.
49. Новик Е.А. Научно-теоретические основы формирования просодических компонентов речи у детей как актуальная педагогическая проблема / Е.А. Новик // Альманах Казанского федерального университета: Материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Издательство Казанского университета, 2018. – С. 142-147.
50. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация: учеб. пособ. / И.В. Одинцова. - 2-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 366 с.
51. Петрова А.А. Просодия и коммуникация в онтогенезе: монография / А.А. Петрова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 353 с.
52. Покотыло М.В. Основы риторики и мастерства публичного выступления / М.В. Покотыло. – Ростов-н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2016. – 196 с.
53. Потапова Р.К. Функционально-речевая специфика просодии и семантики / Р.К. Потапова // Речевые технологии. – 2014. – № 1-2. – С. 3-21.
54. Прохорова А.Е. Особенность аргументации в стратегии убеждения (на материале русскоязычных высказываний бывшего посла Литвы на Украине Пятраса Вайтекунаса) / А.Е. Прохорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 5-2(83). – С. 389-392.
55. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов / Ю.В. Рождественский. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2015. – 536 с.
56. Светозарова Н.Д. Некоторые проблемы терминологических соответствий в области просодики и интонации / Н.Д. Светозарова // Языкознание в теории и эксперименте: сборник научных трудов по материалам конференции «Актуальные проблемы общего и восточного языкознания». – М.: «Пробел-2000», 2002. – С. 500-508.
57. Сейранян М.Ю. Роль просодии в реализации риторической ориентированности академической публичной речи: фонетическое исследование на материале британских публичных выступлений: автореф. дис. … канд. филол. н. / М.Ю. Сейранян. – М., 2003. – 16 с.
58. Силаев П.В. Средства усиления убедительности в учебном аргументативном дискурсе студентов: автореферат дис. … канд. филол. н. / П.В. Силаев. – Смоленск, 2010. – 24 с.
59. Смирнова О.Н. О некоторых особенностях популярной публичной речи жанра talk / О.Н. Смирнова // Сборник научных трудов по итогам выполнения научно-исследовательской работы в Институте иностранных языков МПГУ за 2020-2021 учебный год. – М.: ООО «ПРИНТИКА», 2021. – С. 160-163.
60. Толстых А.А. Особенности устной публичной (ораторской) речи. Этапы подготовки и проведения выступления / А.А. Толстых, Н.И. Буяновская // Актуальные проблемы речевой культуры будущего специалиста: материалы ІІI Международной студенческой научно-практической конференции. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2023. – С. 44-46.
61. Томашевский Б.В. Стих и язык: филологические очерки / Б.В. Томашевский. – М.; Л.: Гослитиздат, 1959. – 471 с.
62. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И.Г. Торсуева // Вопросы языкознания. – 1984. – № 1. – С. 116-126.
63. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Н.С. Трубецкой; пер. с нем. А.А. Холодовича; под ред. С.Д. Кацнельсона. - 4-е изд. – М.: URSS; ЛЕНАНД, 2012. – 335 с.
64. Удалов Н.В. Мелодика как один из компонентов просодии / Н.В. Удалов, А.С. Шагидевич // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 2-2(32). – С. 197-200.
65. Уланова К.Л. Рамочная структура ораторской речи / К.Л. Уланова // Научный поиск в современной парадигме знания о языке: материалы международного научного семинара / отв. ред. Ю.М. Шемчук. – М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2014. – С. 106-109.
66. Фрейдина Е.Л. Основы публичной речи. Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов / Е.Л. Фрейдина. – Дубна: Феникс+, 2007. – 134 с.
67. Фрейдина Е.Л. Просодия публичной речи: монография / Е.Л. Фрейдина и др. – М.: Прометей, 2013. – 223 с.
68. Фрейдина Е.Л. Риторическая функция просодии: на материале британской академической публичной речи: автореф. дис. … д. филол. н. / Е.Л. Фрейдина. – М., 2005. – 33 с.
69. Фрейдина Е.Л. Риторическая функция просодии: на материале британской академической публичной речи: дис. … д. филол н. / Е.Л. Фрейдина. – М., 2005. – 407 с.
70. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации / Л.К. Цеплитис. – Рига: Зинатне, 1974. – 272 с.
71. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1989. – 241 с.
72. Черникова Л.Ф. Композиция публичного выступления: речемыслительные этапы работы над речью / Л.Ф. Черникова, Н.В. Землякова // Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: сборник статей по материалам III международной научно-методической конференции. – Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 132-136.
73. Чикилева Л.С. Когнитивно-прагматические и композиционно-стилистические особенности публичной речи: автореф. дис. … д. филол. н. / Л.С. Чикилева. – М., 2005. – 42 с.
74. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 707 с.
75. Ashby M. Introducing Phonetic Science / M. Ashby, J. Maidment. – Cambridge: CUP, 2005. – 232 p.
76. Bell A. Visible Speech, the Science of Universal Alphabetic or Self-Interpreting Physiological Letters for the Writing of All Languages in one Alphabet / A. Bell. – London, 1867. – 126 p.
77. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English / D. Crystal. – Cambridge, N.-Y.: Cambridge University Press, 1976. – 381 p.
78. Toulmin S.E. The Uses of Argument. Updated Edition / S.E. Toulmin. – Cambridge: Cambridge University Press, 2003. – 241 p.
79. Wells J.C. English Intonation: An Introduction / J.C. Wells. – Cambridge: Cambridge University Press, 2006. – 276 р.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ
1. Hemerling, J. 5 Ways to Lead in an Era of Constant Change [Электронный ресурс] / Jim Hemerling // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/jim_hemerling_5_ways_to_lead_in_an_era_of_constant_change/transcript (дата обращения: 03.05.2025).
2. Burkus, D. The Simple Way to Inspire Your Team [Электронный ресурс] / David Burkus // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/david_burkus_a_simple_way_to_inspire_your_team/transcript?subtitle=en (дата обращения: 03.05.2025).
3. Acho, E. Why You Should Stop Setting Goals (Yes, Really) [Электронный ресурс] / Emmanuel Acho // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/emmanuel_acho_why_you_should_stop_setting_goals_yes_really (дата обращения: 03.05.2025).
4. Little, B. Who Are You, Really? The Puzzle of Personality [Электронный ресурс] / Brian Little // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/brian_little_who_are_you_really_the_puzzle_of_personality (дата обращения: 03.05.2025).
5. De Botton, A. A Kinder, Gentler Philosophy of Success [Электронный ресурс] / Alain de Botton // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/alain_de_botton_a_kinder_gentler_philosophy_of_success/transcript?referrer=playlist-what_is_success&autoplay=true&subtitle=en (дата обращения: 03.05.2025).
6. Lammy, D. Climate Justice Can’t Happen Without Racial Justice [Электронный ресурс] / David Lammy // TED Talks. – URL: https://www.ted.com/talks/david_lammy_climate_justice_can_t_happen_without_racial_justice?subtitle=en&geo=fr (дата обращения: 03.05.2025).