ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению 6
1.1 Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе» 6
1.2. Формы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей в теории и практике дошкольного образования 12
1.3. Особенности взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе 21
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ЧУДО
«УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.1. Анализ уровня взаимодействия ЧУДО «УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению 47
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
семьей на этапе подготовки детей 6-7-и лет к школе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЯ Е 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 -40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к школе, то есть у них недостаточно сформированы компоненты готовности: социальный, психологический,эмоционально-волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному образованию.
Задачу подготовки детей к школе определяет Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования. Одной из основных задач дошкольного дополнительного образования является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для формирования готовности ребенка важна роль семьи. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности, отношения к школе.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Тема нашего исследования направлена на решение проблемы:
изучения педагогических условий эффективного взаимодействия частного учреждения дополнительного образования «УМКА» и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Предмет исследования: содержание и формы психолого¬педагогического взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать современные формы взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме подготовки детей к школе.
2. Разработать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» и семьи для подготовки детей к школе.
3. Апробировать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» с семьей.
Гипотеза исследования: взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе будет результативным при следующих условиях:
- психолого-педагогического просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- совместные образовательные мероприятия родителей с детьми, организованные педагогами, направленные на формирование положительного отношения к школе;
- привлечение узких специалистов в ЧУДО «УМКА» при подготовке детей к школе позволит комплексно оценить и подготовить дошкольников с учётом индивидуальных особенностей.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы - изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; эмпирические методы - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование, метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования:
- разработанные методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» семьей могут использоваться в работе любого дошкольного образовательного учреждения и учреждениях дополнительного образования.
- возможность привлечения специалистов широкого профиля
- комплексная работа узких специалистов.
База исследования.Сбор эмпирических данных проходил на базе частного учреждения дополнительного образования ЧУДО «УМКА» (г. Красноярск, ул. Весны, 21), филиал Взлетка. В исследовании приняли участие 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2017 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка использованных источников (49 источников), приложений. Работа выполнена на 87 страницах.
Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефонадоверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы — встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостиных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.
Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.
Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий- практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей.
По результатам исследования особенностей родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопека и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень готовности детей к школе.
В качестве формирующего эксперимента были проведены занятия в рамках «Школы родителей будущих первоклассников», направленных на профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе и снижению выявленных негативных родительских установок. Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета и во включении в педагогический Совет родительницы в качестве полноправного члена педагогического Совета.
По окончании занятий выявлено, что родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению.
Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью. Занятия с родителями по коррекции негативных родительских установок и подготовки родителей к адаптационному периоду в начале школьного обучения необходимы
1. Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б.
Чеховская. // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 19.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2011.-263 с.
3. Антонова, Т., Волкова, Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 6. - С. 66.
4. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 9. - С. 52.
5. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического
развития: хрестоматия. /В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- 2-е изд.-СПб. Литер,2008.- 384с.-(Хрестоматия).
6. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2014. - 224 с.
7. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. - Ярославль: Академия, 2016. - 320 с.
8. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания - родителям. / Г.Белоногова, Л. Хитрова. // Дошкольное воспитание. - 2013. -N 1. - С. 82.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, . - 2004. 80 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 96 с.
11 .Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский. - М.:Педагогика-Пресс, 2012. - 534 с.
12. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Владос , 2016. - 218 с.
13. Григорьева, Н., Козлова, Л. Как мы работаем с родителями. / Н.Григорьева, Л.Козлова. // Дошкольное воспитание. - 2012. -N 9. - С. 23.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И.Гуткина. - М.: Академический проект, 2014. - 168 с.
15. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2015. - N 1. - С.41.
16. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Данилина - М.: Айрис-пресс, 2013. - 104с.
17. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2014. -N 1. С. 60.
18. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество». / Т.Н.Доронова. // Дошкольное воспитание, 2015. - N 3. - С. 87.
19. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2016. - С. 25 -26.
20. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В.Дубровина. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
21. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. / М.Н.Ильина. - СПб.: Дельта, 2014. - 224 с.
22. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2014 - 112 с.
23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. /А.В.Козлова. - М.: ТЦ, Сфера, 2015. - 112 с.
24. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2016. - 434 с.
25. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно¬методических материалов. - М.: Издательство АСТЬ, 2015.
26. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. / Е.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., Знание, 2016. - 80 с.
27. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. /Р. Кэмпбелл. - М.: Знание, 2015. - 190 с.
28. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. / В.Т.Кудрявцев. - М.: Профиздат, 2013. - 345 с.
29. Лапочкин, С.В. Влияние эмоционально-волевых и коммуникативных характеристик участников педагогического взаимодействия на эффективность учебной деятельности учащихся. / С.В. Лапочкин. - Казань, 2012. - 19 с.
30. Леонтьев, А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
31. Любина, Г. Как воспитать своего ребенка удачником. / Е.Любина. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 50.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество. Учебник для студ. Вузов. / В.С.Мухина. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
33. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2011.-527 с.
34. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. / Н.И.Непомнящая. — М.: Педагогика, 2015. - 168с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. / Л.Ф.Обухова- М.: Педагогическое общество России, 2013. - 448 с.
36. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В.Овчарова. - М.: Сфера, 2011.-238 с.
37. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. / В. Оклендер. - М.: Класс, 2011. - 336 с.
38. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка:
взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 48 с.
39. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. - М.: Педагогика, 2015. - 160 с.
40. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: Феникс, 2014, - 544 с.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В2 кн. / Е.И. Рогов. - М.: Еуманит. Центр ВЛАДОС, 2012:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.: ил.
42. Семейное воспитание: Словарь. / Под ред. М.И.Кондакова. - М.: Педагогика, 2012.
43. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одна из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О. Скоролупова. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 4.
44. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Академия ,2011.
45. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 2016. — 160 с.
46. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2014. - 115с.
47. Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной
готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2010. - С. 89.
48. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлЕПУ, 2013.- 134 с.
49. Урунтаева, Е.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А.Урунтаева. - М.: Academ А. - 2015. - 236с.