Взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьёй в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению 6
1.1 Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе» 6
1.2. Формы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей в теории и практике дошкольного образования 12
1.3. Особенности взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе 21
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ЧУДО
«УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.1. Анализ уровня взаимодействия ЧУДО «УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению 47
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
семьей на этапе подготовки детей 6-7-и лет к школе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЯ Е 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению 6
1.1 Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе» 6
1.2. Формы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей в теории и практике дошкольного образования 12
1.3. Особенности взаимодействия ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе 21
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ЧУДО
«УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.1. Анализ уровня взаимодействия ЧУДО «УМКА» и семьи при подготовке дошкольников к школе 32
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению 47
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия ЧУДО «УМКА» с
семьей на этапе подготовки детей 6-7-и лет к школе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЯ Е 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 -40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к школе, то есть у них недостаточно сформированы компоненты готовности: социальный, психологический,эмоционально-волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному образованию.
Задачу подготовки детей к школе определяет Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования. Одной из основных задач дошкольного дополнительного образования является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для формирования готовности ребенка важна роль семьи. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности, отношения к школе.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Тема нашего исследования направлена на решение проблемы:
изучения педагогических условий эффективного взаимодействия частного учреждения дополнительного образования «УМКА» и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Предмет исследования: содержание и формы психолого¬педагогического взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать современные формы взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме подготовки детей к школе.
2. Разработать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» и семьи для подготовки детей к школе.
3. Апробировать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» с семьей.
Гипотеза исследования: взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе будет результативным при следующих условиях:
- психолого-педагогического просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- совместные образовательные мероприятия родителей с детьми, организованные педагогами, направленные на формирование положительного отношения к школе;
- привлечение узких специалистов в ЧУДО «УМКА» при подготовке детей к школе позволит комплексно оценить и подготовить дошкольников с учётом индивидуальных особенностей.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы - изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; эмпирические методы - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование, метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования:
- разработанные методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» семьей могут использоваться в работе любого дошкольного образовательного учреждения и учреждениях дополнительного образования.
- возможность привлечения специалистов широкого профиля
- комплексная работа узких специалистов.
База исследования.Сбор эмпирических данных проходил на базе частного учреждения дополнительного образования ЧУДО «УМКА» (г. Красноярск, ул. Весны, 21), филиал Взлетка. В исследовании приняли участие 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2017 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка использованных источников (49 источников), приложений. Работа выполнена на 87 страницах.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 -40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к школе, то есть у них недостаточно сформированы компоненты готовности: социальный, психологический,эмоционально-волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному образованию.
Задачу подготовки детей к школе определяет Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования. Одной из основных задач дошкольного дополнительного образования является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для формирования готовности ребенка важна роль семьи. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности, отношения к школе.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Тема нашего исследования направлена на решение проблемы:
изучения педагогических условий эффективного взаимодействия частного учреждения дополнительного образования «УМКА» и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Предмет исследования: содержание и формы психолого¬педагогического взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать современные формы взаимодействия педагогов ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме подготовки детей к школе.
2. Разработать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» и семьи для подготовки детей к школе.
3. Апробировать методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» с семьей.
Гипотеза исследования: взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьей в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе будет результативным при следующих условиях:
- психолого-педагогического просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- совместные образовательные мероприятия родителей с детьми, организованные педагогами, направленные на формирование положительного отношения к школе;
- привлечение узких специалистов в ЧУДО «УМКА» при подготовке детей к школе позволит комплексно оценить и подготовить дошкольников с учётом индивидуальных особенностей.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы - изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; эмпирические методы - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование, метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования:
- разработанные методические рекомендации по взаимодействию ЧУДО «УМКА» семьей могут использоваться в работе любого дошкольного образовательного учреждения и учреждениях дополнительного образования.
- возможность привлечения специалистов широкого профиля
- комплексная работа узких специалистов.
База исследования.Сбор эмпирических данных проходил на базе частного учреждения дополнительного образования ЧУДО «УМКА» (г. Красноярск, ул. Весны, 21), филиал Взлетка. В исследовании приняли участие 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2017 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка использованных источников (49 источников), приложений. Работа выполнена на 87 страницах.
Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефонадоверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы — встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостиных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.
Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.
Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий- практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей.
По результатам исследования особенностей родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопека и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень готовности детей к школе.
В качестве формирующего эксперимента были проведены занятия в рамках «Школы родителей будущих первоклассников», направленных на профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе и снижению выявленных негативных родительских установок. Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета и во включении в педагогический Совет родительницы в качестве полноправного члена педагогического Совета.
По окончании занятий выявлено, что родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению.
Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью. Занятия с родителями по коррекции негативных родительских установок и подготовки родителей к адаптационному периоду в начале школьного обучения необходимы
Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.
Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий- практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей.
По результатам исследования особенностей родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопека и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень готовности детей к школе.
В качестве формирующего эксперимента были проведены занятия в рамках «Школы родителей будущих первоклассников», направленных на профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе и снижению выявленных негативных родительских установок. Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Родителей не только обучали и просвещали, но и подключили к управленческой деятельности, что выразилось в создании Попечительского совета и во включении в педагогический Совет родительницы в качестве полноправного члена педагогического Совета.
По окончании занятий выявлено, что родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению.
Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью. Занятия с родителями по коррекции негативных родительских установок и подготовки родителей к адаптационному периоду в начале школьного обучения необходимы



