ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 10
1.1. Эволюция вызовов энергетической безопасности 10
1.2. Основные теоретические подходы к анализу энергетической безопасности 14
1.2.1. Реалистический подход 15
1.2.2. Институциональные теории 16
1.2.3. Подход, рассматривающий энергетическую безопасность с перспективы новой
энергетической экономики 18
1.3. Сущность, состав и характеристика основных элементов энергетической
безопасности 18
1.4. Роль и место энергетической безопасности в системе национальной безопасности ... 20
1.5. Как в КНР понимают энергетическую безопасность 22
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ . 26
2.1. Основные энергетические показатели развития страны 26
2.1.1. Уголь 27
2.1.2. Нефтяная промышленность 29
2.1.3. Природный газ 31
2.2. Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности КНР 34
2.2.1. Законы и агентства по охране окружающей среды 35
2.2.2. Политика защиты окружающей среды путем регулирования и экономических
стимулов 36
2.2.3. Проблемы реализации политики и правоприменения 37
2.3. Оценка уровня энергетической безопасности КНР 38
УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ 39
3.1. Потенциальные угрозы энергетической безопасности КНР 41
3.1.1. Внутренние угрозы 41
3.1.2. Внешние угрозы 43
3.2. Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности
государства 44
3.2.1. Строительство нефтяных резервов 45
3.2.2. Регулирование процесса импорта энергоносителей 47
3.2.3. Проведение энергосберегательных кампаний и обновление энергетической
инфраструктуры 49
3.2.4. Расширение экономический связей со странами экспортерами, инвестирование в
энергетические отрасли других стран 51
3.3 Меры, которые помогут Китаю укрепить свою энергетическую безопасность 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 10
1.1. Эволюция вызовов энергетической безопасности 10
1.2. Основные теоретические подходы к анализу энергетической безопасности 14
1.2.1. Реалистический подход 15
1.2.2. Институциональные теории 16
1.2.3. Подход, рассматривающий энергетическую безопасность с перспективы новой
энергетической экономики 18
1.3. Сущность, состав и характеристика основных элементов энергетической
безопасности 18
1.4. Роль и место энергетической безопасности в системе национальной безопасности ... 20
1.5. Как в КНР понимают энергетическую безопасность 22
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ . 26
2.1. Основные энергетические показатели развития страны 26
2.1.1. Уголь 27
2.1.2. Нефтяная промышленность 29
2.1.3. Природный газ 31
2.2. Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности КНР 34
2.2.1. Законы и агентства по охране окружающей среды 35
2.2.2. Политика защиты окружающей среды путем регулирования и экономических
стимулов 36
2.2.3. Проблемы реализации политики и правоприменения 37
2.3. Оценка уровня энергетической безопасности КНР 38
УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ 39
3.1. Потенциальные угрозы энергетической безопасности КНР 41
3.1.1. Внутренние угрозы 41
3.1.2. Внешние угрозы 43
3.2. Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности
государства 44
3.2.1. Строительство нефтяных резервов 45
3.2.2. Регулирование процесса импорта энергоносителей 47
3.2.3. Проведение энергосберегательных кампаний и обновление энергетической
инфраструктуры 49
3.2.4. Расширение экономический связей со странами экспортерами, инвестирование в
энергетические отрасли других стран 51
3.3 Меры, которые помогут Китаю укрепить свою энергетическую безопасность 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
В течение последних 50 лет в структуре мировой энергетики происходят существенные изменения. Развивающиеся страны выходят в авангард мировой экономики, демонстрируя высокие темпы экономического развития. Тем самым доля их энергопотребления возрастает, что порождает определенные следствия, влияющие на мировую экономику в целом.
Китай является одной из самых больших и быстро растущих экономик мира благодаря политике реформ и открытости, которые начались с 1978 г. Так, в период 1978 - 2015 гг. среднегодовой темп роста ВВП составил 8,65%? Такой стремительный подъем в свою очередь обеспечивается промышленным производством, которое требует соответствующих энергетических мощностей. В результате Китай стал самым большим потребителем энергии, обогнав США в 2010 г. Между 1978 и 2010 гг. потребление энергии страны выросло почти в 7 раз. Для сравнения, в 1978 г. энергопотребление Великобритании составляло 53% от Китая и только 7% в 2010 г.
К 2020 году китайское правительство планирует увеличить ВВП страны в четыре раза, ускорить урбанизацию и продолжить индустриализацию в масштабе всей страны. Достижение этих целей напрямую связано с нахождением равновесия между высокими темпами роста, направленного на решение социальных задач, и поддержания ресурсного потенциала, необходимого для развития экономики. Ситуация осложняется тем, что энергопотребление Китая опережает рост экономический, а собственные ресурсы ограничены. Свои коррективы вносит и усугубившаяся экологическая ситуация, которая приобретает все большее значение при принятии управленческих решений в энергетической отрасли. Все эти факторы делают анализ энергетической отрасли Китая актуальным и заслуживающим внимания, так как энергообеспеченность страны напрямую влияет на ее развитие.
Китайское правительство принимает множество мер для решения энергетических проблем, чтобы обеспечить страну бесперебойными поставками энергоносителей. Среди них увеличение объемов строительства ГЭС, развитие возобновляемых источников энергии и атомной энергии. Однако, чем больше энергоносителей страна потребляет, и тем более импортирует их, тем острее встает проблема энергетической безопасности.
Термин «энергетическая безопасность» имеет достаточно непродолжительную историю. Он стал популярным после введения нефтяного эмбарго в 1973 г. со стороны стран - членов ОПЕК и трактовался как энергетическая самодостаточность страны. Однако позднее стали различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Анализ энергетической безопасности в академической литературе признает, что ее значение варьируется от страны к стране и от контекста. Одним из наиболее часто цитируемых определений является «наличие достаточных запасов по доступным ценам», предложенное Даниэлем Ергином (2006)4. Ему предшествует определение энергетической безопасности Европейской комиссии (2000 г.) как «бесперебойная физическая доступность на рынке энергетических продуктов по цене, доступной для всех потребителей».
В последние годы вопрос энергетической безопасности Китая стал острой темой для обсуждений не только внутри страны, но и за ее пределами. Одна из причин - тесная связь между энергетической безопасностью и международными экономическими отношениями. Китайские энергетические компании ускоряют закупку нефтегазовых активов за рубежом; Китай и Япония конкурируют за российские нефтепроводы; прокладывание нефтепровода между Китаем и Казахстаном, накопление Китаем стратегических запасов нефти и т.д. Все эти инициативы являются общими инструментами для обеспечения энергетической безопасности.
Вторым фактором, увеличивающим остроту проблемы энергобезопасности Китая, является недостаток углеводородного сырья и наличие комплекса проблем, связанных с его импортом и последующей транспортировкой. Специалисты отмечают, что способность Китая обеспечить себя энергоносителями медленно, но неуклонно снижается. В 1990 г. страна обеспечивала себя ими на 104%, в 1998 - на 98%, в 2000 - на 97%. Это больше, чем в США (73%), Индии (84%) или Бразилии (78%), и намного больше, чем в соседних экономически развитых странах - таких как Япония (20%) или Республика Корея (17%). Для сравнения можно отметить, что Россия обеспечена энергоресурсами на 157% .
В то же время по нефти степень обеспеченности Китая составляет менее 50%. Это вынуждает КНР наращивать импорт энергетических ресурсов, в первую очередь нефти . В результате возникает растущая зависимость Китая от мировых цен на нефть, что напрямую влияет на состояние экономики страны и делает КНР уязвимой к колебаниям цен на нефть.
Научный дискурс по поводу энергетической безопасности появился в ответ на изначально разделенные политические программы, такие как топливное обеспечение армии и транспорта; бесперебойные поставки электричества; и обеспечение рыночной и инвестиционной эффективности. В результате образовались три отдельные дисциплины по энергетической безопасности: «суверенности», которая берет начало в политических науках; «прочности» (естественные науки и проектирование); и гибкости (экономика и комплексный системный анализ). В настоящее время вызовы энергетической безопасности усложняются в своей сущности, и уже не могут быть рассмотрены в рамках какой-либо одной точки зрения.
Для решения этих проблем исследования в области энергетической безопасности не только полны дисциплинарными знаниями, лежащими в основе всех трех подходов, но и объединяют теории, методы и знания из этих различных подходов в рамках единой междисциплинарной деятельности. Ключевыми задачами междисциплинарных исследований в области энергетической безопасности являются установление достоверных границ области, формулирование исследовательских вопросов и разработка методологического инструментария, приемлемого для всех трех точек зрения.
Влияние на энергетическую политику современных исследований в этой области весьма ограничено. Эта ограниченность объясняется историческими корнями дисциплины. Потребность в энергетической защите появилась преимущественно в результате политических проблем. Однако текущая децентрализация мировой экономики и быстрый темп преобразований энергетических систем означает то, что раздельные подходы к изучению энергетической безопасности утрачивают свою пользу. Поэтому некоторые ученые предполагают, что накопленные знания, обращенные к этой проблеме, должны быть собраны в область исследований, которая позволяет сформулировать, проанализировать и комплексно осмыслить проблемы энергетической безопасности, которые изначально кажутся несвязанными между собой. Данная работа - попытка произвести комплексный анализ формирования и развития системы энергетической безопасности КНР, рассматривая ее со всех трех точек зрения - политической, естественной и экономической.
Кроме традиционных угроз, которые охватывает энергетическая политика, энергетическая безопасность затрагивает и проблему экологической обстановки. Должное оформление экологической безопасности на законодательном уровне получило развитие только в последние два десятилетия. Большая часть законодательства Китая в области энергетики была принята в конце прошлого века во время его перехода от плановой экономики к рыночной, за исключением Закона о содействии возобновляемой энергии. В течение этого периода приоритетной задачей было решение проблемы нехватки энергии, вызванной быстрым экономическим развитием, поскольку именно энергоснабжение тормозило развитие. Энергетическая безопасность ошибочно приравнивалась к безопасности энергоснабжения. В результате законодатели полагали, что энергетическое законодательство должно быть исключительно сосредоточено на производстве энергии для обеспечения достаточного, надежного и непрерывного снабжения энергией посредством экономических нормативных актов. Другими словами, энергетическое законодательство высшей целью ставило экономическое развитие. В результате в конце XX века проявились серьезные экологические проблемы, которые подтолкнули правительство к пересмотру приоритетов и дополнением законодательства статьями, призванными защищать окружающую среду. К примеру, Закон об электричестве 1996 г. требовал, чтобы «Строительство, производство, поставка и использование электроэнергии защищали окружающую среду в соответствии с законом, внедряли новые технологии, сводили к минимуму выброс ядовитых отходов, а также предотвращали загрязнение окружающей среды и другие опасные явления. Государство поощряет и поддерживает выработку электроэнергии за счет использования возобновляемых и чистых энергетических ресурсов». Этот пример показывает, как государство, поставившее экономический рост в качестве главной цели национально политики, осознает и предпринимает меры по регулированию экологических проблем, возникших в результате прошлой политики. Некоторые исследователи также относят экологические последствия энергетической политики к проблемам энергобезопасности. В данной работе экологический аспект энергетической безопасности подробно рассмотрен во второй главе.
При всем комплексе проблем, которые охватывает энергетическая безопасность, сама по себе эта дисциплина остается малоизученной. Только с 1990-х гг. китайская научная общественность серьезно обеспокоилась об энергетическом развитии Китая, так как в этот период КНР стала нетто-импортером нефти.
Теоретическая база исследования подробно описана такими западными экспертами как Олег Черп, Яап К. Янсен, Давид фон Хиппель и др.
В анализе процесса и роли правительства в обеспечении безопасности транспортировки энергоносителей помог труд Мэнь Хунхуа, в котором энергетическая безопасность рассматривается как многоуровневая стратегическая система, включающая внешнюю стратегию, национальную безопасность, стратегические экономические интересы и дипломатические средства.
Среди российских ученых, интересующихся данной проблемой, стоит отметить А. В. Островского, который подготовил исследование «Рынок энергетических ресурсов Китая: интересы и возможности России». В ней проведен анализ рынка энергоресурсов Китая и рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере. Историческая справка по развитию системы энергетической безопасности подробна описана в исследовании под редакцией Г. И. Чуфрина . Его выводы помогли в написании главы, посвященной анализу и оценки уровня энергетической безопасности Китая.
Из литературы по внутриполитическим энергетическим вопросам стоит выделить исследование китайского специалиста по вопросам энергетической экономики Линь Боцяна. В «Размышлениях об энергетической политике Китая» эксперт проводит комплексный анализ энергетической отрасли КНР с подробным рассмотрением процесса принятия политических решений в этой сфере, ценообразования и использования возобновляемых энергоресурсов. Тезисы этого исследования помогли сформировать представление о внутриполитической обстановке в КНР и рассмотреть энергетические проблемы государства не со стороны стандартного мышления «энергетическая безопасность равняется безопасности внешних поставок энергоносителей, в особенности нефти», а подойти к изучению этого вопроса с перспективы того, что понимание энергетической безопасности страны должно основываться на ее всеобъемлющей энергетической ситуации.
Объектом исследования является энергетическая отрасль Китая.
Предмет исследования - методы недопущения и предотвращения энергетических угроз КНР.
Целью квалификационной работы является оценка уровня энергетической безопасности КНР, выделение энергетических угроз Китая и методов китайского правительства по реагированию на них.
Для достижения этих целей автор работы ставит перед собой следующие задачи:
• анализ энергетических отношений в международном контексте и определения места Китая в их контексте;
• раскрытие законодательных основ обеспечения защиты энергетического сектора государства;
• разбор методов энергетической дипломатии КНР, направленной на упрочение энергетической безопасности, в том числе дипломатия на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Центральной и Юго-Восточной Азии;
• выявление проблем и рассмотрение перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.
В качестве хронологических рамок выбран период с 1978 г. по настоящее время (2019 г.). Начало периода обусловлено стартом политики реформ и открытости, когда значимость энергетической безопасности выросла ввиду увеличения объемов производства. Вследствие этого вырос спрос на энергоносители, а вместе с ним и комплекс проблем, связанных с безопасностью поставок энергоресурсов.
Работа состоит из текстовой и иллюстративных частей. Содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе описаны теоретические основы энергетической безопасности, обозначена ее значимость в политической и экономической системе страны.
Вторая глава начинается с описания динамики изменения основных энергетических показателей страны, и их связь с безопасностью. Затем делаются выводы и дается оценка энергетической безопасности КНР.
В третьей главе описаны вызовы, которые стоят перед правительством Китая и методы, которые оно использует для их устранения. В конце главы представлены возможные способы реагирования правительства на эти угрозы в ближайшие годы, а также рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере.
Китай является одной из самых больших и быстро растущих экономик мира благодаря политике реформ и открытости, которые начались с 1978 г. Так, в период 1978 - 2015 гг. среднегодовой темп роста ВВП составил 8,65%? Такой стремительный подъем в свою очередь обеспечивается промышленным производством, которое требует соответствующих энергетических мощностей. В результате Китай стал самым большим потребителем энергии, обогнав США в 2010 г. Между 1978 и 2010 гг. потребление энергии страны выросло почти в 7 раз. Для сравнения, в 1978 г. энергопотребление Великобритании составляло 53% от Китая и только 7% в 2010 г.
К 2020 году китайское правительство планирует увеличить ВВП страны в четыре раза, ускорить урбанизацию и продолжить индустриализацию в масштабе всей страны. Достижение этих целей напрямую связано с нахождением равновесия между высокими темпами роста, направленного на решение социальных задач, и поддержания ресурсного потенциала, необходимого для развития экономики. Ситуация осложняется тем, что энергопотребление Китая опережает рост экономический, а собственные ресурсы ограничены. Свои коррективы вносит и усугубившаяся экологическая ситуация, которая приобретает все большее значение при принятии управленческих решений в энергетической отрасли. Все эти факторы делают анализ энергетической отрасли Китая актуальным и заслуживающим внимания, так как энергообеспеченность страны напрямую влияет на ее развитие.
Китайское правительство принимает множество мер для решения энергетических проблем, чтобы обеспечить страну бесперебойными поставками энергоносителей. Среди них увеличение объемов строительства ГЭС, развитие возобновляемых источников энергии и атомной энергии. Однако, чем больше энергоносителей страна потребляет, и тем более импортирует их, тем острее встает проблема энергетической безопасности.
Термин «энергетическая безопасность» имеет достаточно непродолжительную историю. Он стал популярным после введения нефтяного эмбарго в 1973 г. со стороны стран - членов ОПЕК и трактовался как энергетическая самодостаточность страны. Однако позднее стали различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Анализ энергетической безопасности в академической литературе признает, что ее значение варьируется от страны к стране и от контекста. Одним из наиболее часто цитируемых определений является «наличие достаточных запасов по доступным ценам», предложенное Даниэлем Ергином (2006)4. Ему предшествует определение энергетической безопасности Европейской комиссии (2000 г.) как «бесперебойная физическая доступность на рынке энергетических продуктов по цене, доступной для всех потребителей».
В последние годы вопрос энергетической безопасности Китая стал острой темой для обсуждений не только внутри страны, но и за ее пределами. Одна из причин - тесная связь между энергетической безопасностью и международными экономическими отношениями. Китайские энергетические компании ускоряют закупку нефтегазовых активов за рубежом; Китай и Япония конкурируют за российские нефтепроводы; прокладывание нефтепровода между Китаем и Казахстаном, накопление Китаем стратегических запасов нефти и т.д. Все эти инициативы являются общими инструментами для обеспечения энергетической безопасности.
Вторым фактором, увеличивающим остроту проблемы энергобезопасности Китая, является недостаток углеводородного сырья и наличие комплекса проблем, связанных с его импортом и последующей транспортировкой. Специалисты отмечают, что способность Китая обеспечить себя энергоносителями медленно, но неуклонно снижается. В 1990 г. страна обеспечивала себя ими на 104%, в 1998 - на 98%, в 2000 - на 97%. Это больше, чем в США (73%), Индии (84%) или Бразилии (78%), и намного больше, чем в соседних экономически развитых странах - таких как Япония (20%) или Республика Корея (17%). Для сравнения можно отметить, что Россия обеспечена энергоресурсами на 157% .
В то же время по нефти степень обеспеченности Китая составляет менее 50%. Это вынуждает КНР наращивать импорт энергетических ресурсов, в первую очередь нефти . В результате возникает растущая зависимость Китая от мировых цен на нефть, что напрямую влияет на состояние экономики страны и делает КНР уязвимой к колебаниям цен на нефть.
Научный дискурс по поводу энергетической безопасности появился в ответ на изначально разделенные политические программы, такие как топливное обеспечение армии и транспорта; бесперебойные поставки электричества; и обеспечение рыночной и инвестиционной эффективности. В результате образовались три отдельные дисциплины по энергетической безопасности: «суверенности», которая берет начало в политических науках; «прочности» (естественные науки и проектирование); и гибкости (экономика и комплексный системный анализ). В настоящее время вызовы энергетической безопасности усложняются в своей сущности, и уже не могут быть рассмотрены в рамках какой-либо одной точки зрения.
Для решения этих проблем исследования в области энергетической безопасности не только полны дисциплинарными знаниями, лежащими в основе всех трех подходов, но и объединяют теории, методы и знания из этих различных подходов в рамках единой междисциплинарной деятельности. Ключевыми задачами междисциплинарных исследований в области энергетической безопасности являются установление достоверных границ области, формулирование исследовательских вопросов и разработка методологического инструментария, приемлемого для всех трех точек зрения.
Влияние на энергетическую политику современных исследований в этой области весьма ограничено. Эта ограниченность объясняется историческими корнями дисциплины. Потребность в энергетической защите появилась преимущественно в результате политических проблем. Однако текущая децентрализация мировой экономики и быстрый темп преобразований энергетических систем означает то, что раздельные подходы к изучению энергетической безопасности утрачивают свою пользу. Поэтому некоторые ученые предполагают, что накопленные знания, обращенные к этой проблеме, должны быть собраны в область исследований, которая позволяет сформулировать, проанализировать и комплексно осмыслить проблемы энергетической безопасности, которые изначально кажутся несвязанными между собой. Данная работа - попытка произвести комплексный анализ формирования и развития системы энергетической безопасности КНР, рассматривая ее со всех трех точек зрения - политической, естественной и экономической.
Кроме традиционных угроз, которые охватывает энергетическая политика, энергетическая безопасность затрагивает и проблему экологической обстановки. Должное оформление экологической безопасности на законодательном уровне получило развитие только в последние два десятилетия. Большая часть законодательства Китая в области энергетики была принята в конце прошлого века во время его перехода от плановой экономики к рыночной, за исключением Закона о содействии возобновляемой энергии. В течение этого периода приоритетной задачей было решение проблемы нехватки энергии, вызванной быстрым экономическим развитием, поскольку именно энергоснабжение тормозило развитие. Энергетическая безопасность ошибочно приравнивалась к безопасности энергоснабжения. В результате законодатели полагали, что энергетическое законодательство должно быть исключительно сосредоточено на производстве энергии для обеспечения достаточного, надежного и непрерывного снабжения энергией посредством экономических нормативных актов. Другими словами, энергетическое законодательство высшей целью ставило экономическое развитие. В результате в конце XX века проявились серьезные экологические проблемы, которые подтолкнули правительство к пересмотру приоритетов и дополнением законодательства статьями, призванными защищать окружающую среду. К примеру, Закон об электричестве 1996 г. требовал, чтобы «Строительство, производство, поставка и использование электроэнергии защищали окружающую среду в соответствии с законом, внедряли новые технологии, сводили к минимуму выброс ядовитых отходов, а также предотвращали загрязнение окружающей среды и другие опасные явления. Государство поощряет и поддерживает выработку электроэнергии за счет использования возобновляемых и чистых энергетических ресурсов». Этот пример показывает, как государство, поставившее экономический рост в качестве главной цели национально политики, осознает и предпринимает меры по регулированию экологических проблем, возникших в результате прошлой политики. Некоторые исследователи также относят экологические последствия энергетической политики к проблемам энергобезопасности. В данной работе экологический аспект энергетической безопасности подробно рассмотрен во второй главе.
При всем комплексе проблем, которые охватывает энергетическая безопасность, сама по себе эта дисциплина остается малоизученной. Только с 1990-х гг. китайская научная общественность серьезно обеспокоилась об энергетическом развитии Китая, так как в этот период КНР стала нетто-импортером нефти.
Теоретическая база исследования подробно описана такими западными экспертами как Олег Черп, Яап К. Янсен, Давид фон Хиппель и др.
В анализе процесса и роли правительства в обеспечении безопасности транспортировки энергоносителей помог труд Мэнь Хунхуа, в котором энергетическая безопасность рассматривается как многоуровневая стратегическая система, включающая внешнюю стратегию, национальную безопасность, стратегические экономические интересы и дипломатические средства.
Среди российских ученых, интересующихся данной проблемой, стоит отметить А. В. Островского, который подготовил исследование «Рынок энергетических ресурсов Китая: интересы и возможности России». В ней проведен анализ рынка энергоресурсов Китая и рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере. Историческая справка по развитию системы энергетической безопасности подробна описана в исследовании под редакцией Г. И. Чуфрина . Его выводы помогли в написании главы, посвященной анализу и оценки уровня энергетической безопасности Китая.
Из литературы по внутриполитическим энергетическим вопросам стоит выделить исследование китайского специалиста по вопросам энергетической экономики Линь Боцяна. В «Размышлениях об энергетической политике Китая» эксперт проводит комплексный анализ энергетической отрасли КНР с подробным рассмотрением процесса принятия политических решений в этой сфере, ценообразования и использования возобновляемых энергоресурсов. Тезисы этого исследования помогли сформировать представление о внутриполитической обстановке в КНР и рассмотреть энергетические проблемы государства не со стороны стандартного мышления «энергетическая безопасность равняется безопасности внешних поставок энергоносителей, в особенности нефти», а подойти к изучению этого вопроса с перспективы того, что понимание энергетической безопасности страны должно основываться на ее всеобъемлющей энергетической ситуации.
Объектом исследования является энергетическая отрасль Китая.
Предмет исследования - методы недопущения и предотвращения энергетических угроз КНР.
Целью квалификационной работы является оценка уровня энергетической безопасности КНР, выделение энергетических угроз Китая и методов китайского правительства по реагированию на них.
Для достижения этих целей автор работы ставит перед собой следующие задачи:
• анализ энергетических отношений в международном контексте и определения места Китая в их контексте;
• раскрытие законодательных основ обеспечения защиты энергетического сектора государства;
• разбор методов энергетической дипломатии КНР, направленной на упрочение энергетической безопасности, в том числе дипломатия на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Центральной и Юго-Восточной Азии;
• выявление проблем и рассмотрение перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.
В качестве хронологических рамок выбран период с 1978 г. по настоящее время (2019 г.). Начало периода обусловлено стартом политики реформ и открытости, когда значимость энергетической безопасности выросла ввиду увеличения объемов производства. Вследствие этого вырос спрос на энергоносители, а вместе с ним и комплекс проблем, связанных с безопасностью поставок энергоресурсов.
Работа состоит из текстовой и иллюстративных частей. Содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе описаны теоретические основы энергетической безопасности, обозначена ее значимость в политической и экономической системе страны.
Вторая глава начинается с описания динамики изменения основных энергетических показателей страны, и их связь с безопасностью. Затем делаются выводы и дается оценка энергетической безопасности КНР.
В третьей главе описаны вызовы, которые стоят перед правительством Китая и методы, которые оно использует для их устранения. В конце главы представлены возможные способы реагирования правительства на эти угрозы в ближайшие годы, а также рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере.
Китай богат природными ресурсами. Однако ввиду их удаленности от концентрации населения и промышленных центров вынужден перевозить их от мест добычи на тысячи километров. Еще одним препятствием к развитию собственной добычи ископаемых является их трудная извлекаемость (сланцевая нефть и уголь порой находятся на глубине 5-6 км.). Поэтому для обеспечения растущего спроса на энергоносители китайцы вынуждены их импортировать. Чтобы ослабить влияние стран-экспортеров Китай закупает нефть и уголь у как можно большего числа стран и строит нефтяные хранилища.
В то время как внешняя зависимость по-прежнему вызывает беспокойство, некоторые китайские аналитики теперь более осмотрительно относятся к проблеме, призывая к более позитивному подходу к международным рынкам и институтам. Поскольку слабые стороны внутренней энергетической системы Китая стали более очевидными, все большее число аналитиков утверждают, что главная проблема их энергетической безопасности заключается не в растущем импорте, а во внутреннем беспорядке. С их точки зрения Китай должен меньше беспокоиться о внешней зависимости и больше о реформировании своего внутреннего энергетического сектора, делая его более надежным, более эффективным и менее загрязняющим.
Напрашивается вывод, что в ближайшем будущем ввиду труднодоступности и удаленности своих природных ресурсов Китай не сможет полностью обеспечивать себя энергоносителями. Поэтому следует предположить, что политика диверсификации импорта будет продолжаться. Скорее всего, страна будет все больше инвестировать в строительство трубопроводов, по которым нефть и газ будут поступать в страну из стран менее подверженных американскому влиянию - из Ирана, России. Дело в том, что в настоящее время Китай сильно зависит от импорта нефти и газа, главным образом из Персидского залива и Африки, которые перевозятся в основном танкерами по морским линиями связи и через морские проливы, контролируемые ВМС США. Сокращение импорта энергии, вызванное военно-морской блокадой, приведет к быстрому краху экономики Китая и парализует его вооруженные силы.
Россия и Иран являются единственными двумя крупными экспортерами энергии за пределами лагеря Соединенных Штатов, у которых есть достаточно значительные запасы нефти и газа, чтобы удовлетворять китайский спрос на устойчивой основе. Стратегия безопасности в Пекине разработана на простой и прямой сделке: экономическая безопасность для России и Ирана (на основе гарантированного китайского спроса) в обмен на энергетическую безопасность Китая (на основе надежного и надежного снабжения через наземные трубопроводы из России и Ирана). При большой пропускной способности этих путей китайцы сведут к минимуму свою морскую уязвимость.
Обычно выделяют восемь мер энергетической безопасности стран-импортеров энергоресурсов. Первый метод - оккупация (или значительное влияние на правительство) стран-экспортеров угле-водородных продуктов. Второй - обеспечение безопасности морских перевозок энергоносителей. Третий - строительство нефтяных резервов. Четвертый - содействие энергосбережению. Пятый - обновление и реформа энергетической отрасли. Шестой - прокладывание международных нефте- и газопроводов. Седьмой - инвестирование в зарубежные нефтегазовые месторождения. Восьмой - расширение экономического сотрудничества со странами-экспортерами энергоносителей.
Эти меры выражаются в двух проявлениях: в устранении прекращения поставок и предотвращении резкого повышения цен на углеводороды. Эффективность методов варьируется. Первые три (оккупация, охрана морских путей и строительство резервов) эффективно работают на предотвращение срывов поставок, но не имеют явного контроля над экономической составляющей. Наоборот, они могут даже привести к увеличению затрат на закупку ресурсов. Четвертые и пятые методы (содействие энергосбережению и реформа энергетической отрасли) не имеют явного эффекта на гарантию безопасности поставок. Их цель больше состоит в том, чтобы смягчить экономическое и социальное давления от роста цен на экономику и общество страны. Прокладка международных трубопроводов, инвестирование в зарубежные месторождения и метод расширения экономического сотрудничества со странами-экспортерами не являются методами защиты от угроз экономической безопасности. Они выступают в качестве мероприятий по укреплению энергетической инфраструктуры и повышению прибыли.
На данный момент отношение правительства КНР энергетической безопасности сводится к уменьшению экономических издержек; энергетические компании активно участвуют в мероприятиях, которые могут увеличить их прибыль. Те три меры, которые действительно снижают риски срыва поставок, пока не получили развития в КНР. Это говорит о том, что до сегодняшнего дня правительство уделяет больше внимания уменьшению экономических рисков, нежели традиционных угроз. Предотвращение нарушения энергоснабжения еще не стало главным пунктом в энергетической повестке
В то время как внешняя зависимость по-прежнему вызывает беспокойство, некоторые китайские аналитики теперь более осмотрительно относятся к проблеме, призывая к более позитивному подходу к международным рынкам и институтам. Поскольку слабые стороны внутренней энергетической системы Китая стали более очевидными, все большее число аналитиков утверждают, что главная проблема их энергетической безопасности заключается не в растущем импорте, а во внутреннем беспорядке. С их точки зрения Китай должен меньше беспокоиться о внешней зависимости и больше о реформировании своего внутреннего энергетического сектора, делая его более надежным, более эффективным и менее загрязняющим.
Напрашивается вывод, что в ближайшем будущем ввиду труднодоступности и удаленности своих природных ресурсов Китай не сможет полностью обеспечивать себя энергоносителями. Поэтому следует предположить, что политика диверсификации импорта будет продолжаться. Скорее всего, страна будет все больше инвестировать в строительство трубопроводов, по которым нефть и газ будут поступать в страну из стран менее подверженных американскому влиянию - из Ирана, России. Дело в том, что в настоящее время Китай сильно зависит от импорта нефти и газа, главным образом из Персидского залива и Африки, которые перевозятся в основном танкерами по морским линиями связи и через морские проливы, контролируемые ВМС США. Сокращение импорта энергии, вызванное военно-морской блокадой, приведет к быстрому краху экономики Китая и парализует его вооруженные силы.
Россия и Иран являются единственными двумя крупными экспортерами энергии за пределами лагеря Соединенных Штатов, у которых есть достаточно значительные запасы нефти и газа, чтобы удовлетворять китайский спрос на устойчивой основе. Стратегия безопасности в Пекине разработана на простой и прямой сделке: экономическая безопасность для России и Ирана (на основе гарантированного китайского спроса) в обмен на энергетическую безопасность Китая (на основе надежного и надежного снабжения через наземные трубопроводы из России и Ирана). При большой пропускной способности этих путей китайцы сведут к минимуму свою морскую уязвимость.
Обычно выделяют восемь мер энергетической безопасности стран-импортеров энергоресурсов. Первый метод - оккупация (или значительное влияние на правительство) стран-экспортеров угле-водородных продуктов. Второй - обеспечение безопасности морских перевозок энергоносителей. Третий - строительство нефтяных резервов. Четвертый - содействие энергосбережению. Пятый - обновление и реформа энергетической отрасли. Шестой - прокладывание международных нефте- и газопроводов. Седьмой - инвестирование в зарубежные нефтегазовые месторождения. Восьмой - расширение экономического сотрудничества со странами-экспортерами энергоносителей.
Эти меры выражаются в двух проявлениях: в устранении прекращения поставок и предотвращении резкого повышения цен на углеводороды. Эффективность методов варьируется. Первые три (оккупация, охрана морских путей и строительство резервов) эффективно работают на предотвращение срывов поставок, но не имеют явного контроля над экономической составляющей. Наоборот, они могут даже привести к увеличению затрат на закупку ресурсов. Четвертые и пятые методы (содействие энергосбережению и реформа энергетической отрасли) не имеют явного эффекта на гарантию безопасности поставок. Их цель больше состоит в том, чтобы смягчить экономическое и социальное давления от роста цен на экономику и общество страны. Прокладка международных трубопроводов, инвестирование в зарубежные месторождения и метод расширения экономического сотрудничества со странами-экспортерами не являются методами защиты от угроз экономической безопасности. Они выступают в качестве мероприятий по укреплению энергетической инфраструктуры и повышению прибыли.
На данный момент отношение правительства КНР энергетической безопасности сводится к уменьшению экономических издержек; энергетические компании активно участвуют в мероприятиях, которые могут увеличить их прибыль. Те три меры, которые действительно снижают риски срыва поставок, пока не получили развития в КНР. Это говорит о том, что до сегодняшнего дня правительство уделяет больше внимания уменьшению экономических рисков, нежели традиционных угроз. Предотвращение нарушения энергоснабжения еще не стало главным пунктом в энергетической повестке



