ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 10
1.1. Эволюция вызовов энергетической безопасности 10
1.2. Основные теоретические подходы к анализу энергетической безопасности 14
1.2.1. Реалистический подход 15
1.2.2. Институциональные теории 16
1.2.3. Подход, рассматривающий энергетическую безопасность с перспективы новой
энергетической экономики 18
1.3. Сущность, состав и характеристика основных элементов энергетической
безопасности 18
1.4. Роль и место энергетической безопасности в системе национальной безопасности ... 20
1.5. Как в КНР понимают энергетическую безопасность 22
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ . 26
2.1. Основные энергетические показатели развития страны 26
2.1.1. Уголь 27
2.1.2. Нефтяная промышленность 29
2.1.3. Природный газ 31
2.2. Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности КНР 34
2.2.1. Законы и агентства по охране окружающей среды 35
2.2.2. Политика защиты окружающей среды путем регулирования и экономических
стимулов 36
2.2.3. Проблемы реализации политики и правоприменения 37
2.3. Оценка уровня энергетической безопасности КНР 38
УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ 39
3.1. Потенциальные угрозы энергетической безопасности КНР 41
3.1.1. Внутренние угрозы 41
3.1.2. Внешние угрозы 43
3.2. Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности
государства 44
3.2.1. Строительство нефтяных резервов 45
3.2.2. Регулирование процесса импорта энергоносителей 47
3.2.3. Проведение энергосберегательных кампаний и обновление энергетической
инфраструктуры 49
3.2.4. Расширение экономический связей со странами экспортерами, инвестирование в
энергетические отрасли других стран 51
3.3 Меры, которые помогут Китаю укрепить свою энергетическую безопасность 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
В течение последних 50 лет в структуре мировой энергетики происходят существенные изменения. Развивающиеся страны выходят в авангард мировой экономики, демонстрируя высокие темпы экономического развития. Тем самым доля их энергопотребления возрастает, что порождает определенные следствия, влияющие на мировую экономику в целом.
Китай является одной из самых больших и быстро растущих экономик мира благодаря политике реформ и открытости, которые начались с 1978 г. Так, в период 1978 - 2015 гг. среднегодовой темп роста ВВП составил 8,65%? Такой стремительный подъем в свою очередь обеспечивается промышленным производством, которое требует соответствующих энергетических мощностей. В результате Китай стал самым большим потребителем энергии, обогнав США в 2010 г. Между 1978 и 2010 гг. потребление энергии страны выросло почти в 7 раз. Для сравнения, в 1978 г. энергопотребление Великобритании составляло 53% от Китая и только 7% в 2010 г.
К 2020 году китайское правительство планирует увеличить ВВП страны в четыре раза, ускорить урбанизацию и продолжить индустриализацию в масштабе всей страны. Достижение этих целей напрямую связано с нахождением равновесия между высокими темпами роста, направленного на решение социальных задач, и поддержания ресурсного потенциала, необходимого для развития экономики. Ситуация осложняется тем, что энергопотребление Китая опережает рост экономический, а собственные ресурсы ограничены. Свои коррективы вносит и усугубившаяся экологическая ситуация, которая приобретает все большее значение при принятии управленческих решений в энергетической отрасли. Все эти факторы делают анализ энергетической отрасли Китая актуальным и заслуживающим внимания, так как энергообеспеченность страны напрямую влияет на ее развитие.
Китайское правительство принимает множество мер для решения энергетических проблем, чтобы обеспечить страну бесперебойными поставками энергоносителей. Среди них увеличение объемов строительства ГЭС, развитие возобновляемых источников энергии и атомной энергии. Однако, чем больше энергоносителей страна потребляет, и тем более импортирует их, тем острее встает проблема энергетической безопасности.
Термин «энергетическая безопасность» имеет достаточно непродолжительную историю. Он стал популярным после введения нефтяного эмбарго в 1973 г. со стороны стран - членов ОПЕК и трактовался как энергетическая самодостаточность страны. Однако позднее стали различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Анализ энергетической безопасности в академической литературе признает, что ее значение варьируется от страны к стране и от контекста. Одним из наиболее часто цитируемых определений является «наличие достаточных запасов по доступным ценам», предложенное Даниэлем Ергином (2006)4. Ему предшествует определение энергетической безопасности Европейской комиссии (2000 г.) как «бесперебойная физическая доступность на рынке энергетических продуктов по цене, доступной для всех потребителей».
В последние годы вопрос энергетической безопасности Китая стал острой темой для обсуждений не только внутри страны, но и за ее пределами. Одна из причин - тесная связь между энергетической безопасностью и международными экономическими отношениями. Китайские энергетические компании ускоряют закупку нефтегазовых активов за рубежом; Китай и Япония конкурируют за российские нефтепроводы; прокладывание нефтепровода между Китаем и Казахстаном, накопление Китаем стратегических запасов нефти и т.д. Все эти инициативы являются общими инструментами для обеспечения энергетической безопасности.
Вторым фактором, увеличивающим остроту проблемы энергобезопасности Китая, является недостаток углеводородного сырья и наличие комплекса проблем, связанных с его импортом и последующей транспортировкой. Специалисты отмечают, что способность Китая обеспечить себя энергоносителями медленно, но неуклонно снижается. В 1990 г. страна обеспечивала себя ими на 104%, в 1998 - на 98%, в 2000 - на 97%. Это больше, чем в США (73%), Индии (84%) или Бразилии (78%), и намного больше, чем в соседних экономически развитых странах - таких как Япония (20%) или Республика Корея (17%). Для сравнения можно отметить, что Россия обеспечена энергоресурсами на 157% .
В то же время по нефти степень обеспеченности Китая составляет менее 50%. Это вынуждает КНР наращивать импорт энергетических ресурсов, в первую очередь нефти . В результате возникает растущая зависимость Китая от мировых цен на нефть, что напрямую влияет на состояние экономики страны и делает КНР уязвимой к колебаниям цен на нефть.
Научный дискурс по поводу энергетической безопасности появился в ответ на изначально разделенные политические программы, такие как топливное обеспечение армии и транспорта; бесперебойные поставки электричества; и обеспечение рыночной и инвестиционной эффективности. В результате образовались три отдельные дисциплины по энергетической безопасности: «суверенности», которая берет начало в политических науках; «прочности» (естественные науки и проектирование); и гибкости (экономика и комплексный системный анализ). В настоящее время вызовы энергетической безопасности усложняются в своей сущности, и уже не могут быть рассмотрены в рамках какой-либо одной точки зрения.
Для решения этих проблем исследования в области энергетической безопасности не только полны дисциплинарными знаниями, лежащими в основе всех трех подходов, но и объединяют теории, методы и знания из этих различных подходов в рамках единой междисциплинарной деятельности. Ключевыми задачами междисциплинарных исследований в области энергетической безопасности являются установление достоверных границ области, формулирование исследовательских вопросов и разработка методологического инструментария, приемлемого для всех трех точек зрения.
Влияние на энергетическую политику современных исследований в этой области весьма ограничено. Эта ограниченность объясняется историческими корнями дисциплины. Потребность в энергетической защите появилась преимущественно в результате политических проблем. Однако текущая децентрализация мировой экономики и быстрый темп преобразований энергетических систем означает то, что раздельные подходы к изучению энергетической безопасности утрачивают свою пользу. Поэтому некоторые ученые предполагают, что накопленные знания, обращенные к этой проблеме, должны быть собраны в область исследований, которая позволяет сформулировать, проанализировать и комплексно осмыслить проблемы энергетической безопасности, которые изначально кажутся несвязанными между собой. Данная работа - попытка произвести комплексный анализ формирования и развития системы энергетической безопасности КНР, рассматривая ее со всех трех точек зрения - политической, естественной и экономической.
Кроме традиционных угроз, которые охватывает энергетическая политика, энергетическая безопасность затрагивает и проблему экологической обстановки. Должное оформление экологической безопасности на законодательном уровне получило развитие только в последние два десятилетия. Большая часть законодательства Китая в области энергетики была принята в конце прошлого века во время его перехода от плановой экономики к рыночной, за исключением Закона о содействии возобновляемой энергии. В течение этого периода приоритетной задачей было решение проблемы нехватки энергии, вызванной быстрым экономическим развитием, поскольку именно энергоснабжение тормозило развитие. Энергетическая безопасность ошибочно приравнивалась к безопасности энергоснабжения. В результате законодатели полагали, что энергетическое законодательство должно быть исключительно сосредоточено на производстве энергии для обеспечения достаточного, надежного и непрерывного снабжения энергией посредством экономических нормативных актов. Другими словами, энергетическое законодательство высшей целью ставило экономическое развитие. В результате в конце XX века проявились серьезные экологические проблемы, которые подтолкнули правительство к пересмотру приоритетов и дополнением законодательства статьями, призванными защищать окружающую среду. К примеру, Закон об электричестве 1996 г. требовал, чтобы «Строительство, производство, поставка и использование электроэнергии защищали окружающую среду в соответствии с законом, внедряли новые технологии, сводили к минимуму выброс ядовитых отходов, а также предотвращали загрязнение окружающей среды и другие опасные явления. Государство поощряет и поддерживает выработку электроэнергии за счет использования возобновляемых и чистых энергетических ресурсов». Этот пример показывает, как государство, поставившее экономический рост в качестве главной цели национально политики, осознает и предпринимает меры по регулированию экологических проблем, возникших в результате прошлой политики. Некоторые исследователи также относят экологические последствия энергетической политики к проблемам энергобезопасности. В данной работе экологический аспект энергетической безопасности подробно рассмотрен во второй главе.
При всем комплексе проблем, которые охватывает энергетическая безопасность, сама по себе эта дисциплина остается малоизученной. Только с 1990-х гг. китайская научная общественность серьезно обеспокоилась об энергетическом развитии Китая, так как в этот период КНР стала нетто-импортером нефти.
Теоретическая база исследования подробно описана такими западными экспертами как Олег Черп, Яап К. Янсен, Давид фон Хиппель и др.
В анализе процесса и роли правительства в обеспечении безопасности транспортировки энергоносителей помог труд Мэнь Хунхуа, в котором энергетическая безопасность рассматривается как многоуровневая стратегическая система, включающая внешнюю стратегию, национальную безопасность, стратегические экономические интересы и дипломатические средства.
Среди российских ученых, интересующихся данной проблемой, стоит отметить А. В. Островского, который подготовил исследование «Рынок энергетических ресурсов Китая: интересы и возможности России». В ней проведен анализ рынка энергоресурсов Китая и рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере. Историческая справка по развитию системы энергетической безопасности подробна описана в исследовании под редакцией Г. И. Чуфрина . Его выводы помогли в написании главы, посвященной анализу и оценки уровня энергетической безопасности Китая.
Из литературы по внутриполитическим энергетическим вопросам стоит выделить исследование китайского специалиста по вопросам энергетической экономики Линь Боцяна. В «Размышлениях об энергетической политике Китая» эксперт проводит комплексный анализ энергетической отрасли КНР с подробным рассмотрением процесса принятия политических решений в этой сфере, ценообразования и использования возобновляемых энергоресурсов. Тезисы этого исследования помогли сформировать представление о внутриполитической обстановке в КНР и рассмотреть энергетические проблемы государства не со стороны стандартного мышления «энергетическая безопасность равняется безопасности внешних поставок энергоносителей, в особенности нефти», а подойти к изучению этого вопроса с перспективы того, что понимание энергетической безопасности страны должно основываться на ее всеобъемлющей энергетической ситуации.
Объектом исследования является энергетическая отрасль Китая.
Предмет исследования - методы недопущения и предотвращения энергетических угроз КНР.
Целью квалификационной работы является оценка уровня энергетической безопасности КНР, выделение энергетических угроз Китая и методов китайского правительства по реагированию на них.
Для достижения этих целей автор работы ставит перед собой следующие задачи:
• анализ энергетических отношений в международном контексте и определения места Китая в их контексте;
• раскрытие законодательных основ обеспечения защиты энергетического сектора государства;
• разбор методов энергетической дипломатии КНР, направленной на упрочение энергетической безопасности, в том числе дипломатия на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Центральной и Юго-Восточной Азии;
• выявление проблем и рассмотрение перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.
В качестве хронологических рамок выбран период с 1978 г. по настоящее время (2019 г.). Начало периода обусловлено стартом политики реформ и открытости, когда значимость энергетической безопасности выросла ввиду увеличения объемов производства. Вследствие этого вырос спрос на энергоносители, а вместе с ним и комплекс проблем, связанных с безопасностью поставок энергоресурсов.
Работа состоит из текстовой и иллюстративных частей. Содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе описаны теоретические основы энергетической безопасности, обозначена ее значимость в политической и экономической системе страны.
Вторая глава начинается с описания динамики изменения основных энергетических показателей страны, и их связь с безопасностью. Затем делаются выводы и дается оценка энергетической безопасности КНР.
В третьей главе описаны вызовы, которые стоят перед правительством Китая и методы, которые оно использует для их устранения. В конце главы представлены возможные способы реагирования правительства на эти угрозы в ближайшие годы, а также рассмотрены перспективы российско-китайского сотрудничества в этой сфере.
Китай богат природными ресурсами. Однако ввиду их удаленности от концентрации населения и промышленных центров вынужден перевозить их от мест добычи на тысячи километров. Еще одним препятствием к развитию собственной добычи ископаемых является их трудная извлекаемость (сланцевая нефть и уголь порой находятся на глубине 5-6 км.). Поэтому для обеспечения растущего спроса на энергоносители китайцы вынуждены их импортировать. Чтобы ослабить влияние стран-экспортеров Китай закупает нефть и уголь у как можно большего числа стран и строит нефтяные хранилища.
В то время как внешняя зависимость по-прежнему вызывает беспокойство, некоторые китайские аналитики теперь более осмотрительно относятся к проблеме, призывая к более позитивному подходу к международным рынкам и институтам. Поскольку слабые стороны внутренней энергетической системы Китая стали более очевидными, все большее число аналитиков утверждают, что главная проблема их энергетической безопасности заключается не в растущем импорте, а во внутреннем беспорядке. С их точки зрения Китай должен меньше беспокоиться о внешней зависимости и больше о реформировании своего внутреннего энергетического сектора, делая его более надежным, более эффективным и менее загрязняющим.
Напрашивается вывод, что в ближайшем будущем ввиду труднодоступности и удаленности своих природных ресурсов Китай не сможет полностью обеспечивать себя энергоносителями. Поэтому следует предположить, что политика диверсификации импорта будет продолжаться. Скорее всего, страна будет все больше инвестировать в строительство трубопроводов, по которым нефть и газ будут поступать в страну из стран менее подверженных американскому влиянию - из Ирана, России. Дело в том, что в настоящее время Китай сильно зависит от импорта нефти и газа, главным образом из Персидского залива и Африки, которые перевозятся в основном танкерами по морским линиями связи и через морские проливы, контролируемые ВМС США. Сокращение импорта энергии, вызванное военно-морской блокадой, приведет к быстрому краху экономики Китая и парализует его вооруженные силы.
Россия и Иран являются единственными двумя крупными экспортерами энергии за пределами лагеря Соединенных Штатов, у которых есть достаточно значительные запасы нефти и газа, чтобы удовлетворять китайский спрос на устойчивой основе. Стратегия безопасности в Пекине разработана на простой и прямой сделке: экономическая безопасность для России и Ирана (на основе гарантированного китайского спроса) в обмен на энергетическую безопасность Китая (на основе надежного и надежного снабжения через наземные трубопроводы из России и Ирана). При большой пропускной способности этих путей китайцы сведут к минимуму свою морскую уязвимость.
Обычно выделяют восемь мер энергетической безопасности стран-импортеров энергоресурсов. Первый метод - оккупация (или значительное влияние на правительство) стран-экспортеров угле-водородных продуктов. Второй - обеспечение безопасности морских перевозок энергоносителей. Третий - строительство нефтяных резервов. Четвертый - содействие энергосбережению. Пятый - обновление и реформа энергетической отрасли. Шестой - прокладывание международных нефте- и газопроводов. Седьмой - инвестирование в зарубежные нефтегазовые месторождения. Восьмой - расширение экономического сотрудничества со странами-экспортерами энергоносителей.
Эти меры выражаются в двух проявлениях: в устранении прекращения поставок и предотвращении резкого повышения цен на углеводороды. Эффективность методов варьируется. Первые три (оккупация, охрана морских путей и строительство резервов) эффективно работают на предотвращение срывов поставок, но не имеют явного контроля над экономической составляющей. Наоборот, они могут даже привести к увеличению затрат на закупку ресурсов. Четвертые и пятые методы (содействие энергосбережению и реформа энергетической отрасли) не имеют явного эффекта на гарантию безопасности поставок. Их цель больше состоит в том, чтобы смягчить экономическое и социальное давления от роста цен на экономику и общество страны. Прокладка международных трубопроводов, инвестирование в зарубежные месторождения и метод расширения экономического сотрудничества со странами-экспортерами не являются методами защиты от угроз экономической безопасности. Они выступают в качестве мероприятий по укреплению энергетической инфраструктуры и повышению прибыли.
На данный момент отношение правительства КНР энергетической безопасности сводится к уменьшению экономических издержек; энергетические компании активно участвуют в мероприятиях, которые могут увеличить их прибыль. Те три меры, которые действительно снижают риски срыва поставок, пока не получили развития в КНР. Это говорит о том, что до сегодняшнего дня правительство уделяет больше внимания уменьшению экономических рисков, нежели традиционных угроз. Предотвращение нарушения энергоснабжения еще не стало главным пунктом в энергетической повестке
1. Anca Costescu Badea. Energy Security Indicators [Электронный ресурс] // European Commission Joint Research Centre, 2010 г. URL: http://www.drustvo- termicara.com/resources/files/7fa5460.pdf(дата обращения: 03.05.19).
2. BP Statistical Review 2015. China’s energy market in 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp- statistical-review-of-world-energy-2015-china-insights.pdf(дата обращения: 07.03.2016)
3. BP Statistical Review of World Energy June 2015. Лондон, 2015. С. 32.
4. BP Statistical Review of World Energy June 2015. Лондон, 2015. С. 33.
5. CNBC. China oil demand to grow 4.3 percent in 2016: CNPC research. [Электронный ресурс] URL: http://www.cnbc.com/2016/01/26/china-oil-demand-to-grow-43-percent-in- 2016-cnpc-research.html(дата обращения: 30.04.2016)
6. China: full report. [Электронный ресурс] // Energy Information Administration, Office of Integrated Analysis and Forecasting, U.S. Department of Energy. URL: http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/China/Full.html
7. Energy consumption in China [Электронный ресурс]. URL:
https://www.worlddata.info/asia/china/energy-consumption.php
8. Energy Information Administration. China Overview. [Электронный ресурс] URL:
https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=CHN (дата обращения:
10.04.2016)
9. Energy Information Administration. IEA Energy Atlas. [Электронный ресурс] URL: http://energyatlas.iea.org/?subject=-1118783123(дата обращения: 24.04.2016)
10. IEA: World Energy Outlook 2010. Paris: OECD; 2010.
11. Lawrence Berkeley National Laboratory, Key China Energy Statistics 2014. Беркли, 2014.
12. Key world energy statistics [Электронный ресурс] // International Energy Agency. URL:
https://webstore.iea.org/download/direct/2291?fileName=Key_World_2018.pdf (дата
обращения: 03.05.19)
13. National Bureau of Statistics of China. National Data. [Электронный ресурс]: National data - annual - national accounts - Cross Domestic Product. URL: http://data.stats.gov.cn/english/(дата обращения: 29.05.2016)
14. National Bureau of Statistics of China. Total Consumption of Energy and Its Composition. [Электронный ресурс] URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2007/html/G0702E.HTM(дата обращения: 01.05.2016)
15. Statista. Statistics and facts about the Chinese power sector. [Электронный ресурс] URL: http://www.statista.com/topics/2038/chinas-power-sector/(дата обращения: 01.12.2015)
16. World Nuclear Association. Nuclear Power in China. [Электронный ресурс] URL: http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-a-f/china- nuclear-power.aspx
17. The National Bureau of Asian Research. The Outlook for a Chinese Pivot to Gas.
[Электронный ресурс] URL: http://nbr.org/research/activity.aspx?id=470 (дата
обращения: 30.04.2016)
18. ООН, 61-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, 2006 г. URL: https://www.un.org/ga/61/second/daniel_yergin_energysecurity.pdf(дата обращения: 02.05.19)
На китайском
19. China Statistical Yearbook 2015. [Электронный ресурс] URL:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm(дата обращения: 19.02.2016)
20. Вэй Иминден: ”Чжунго нэнъюань баогао" (2006 г.) (Доклад об энергетике в Китае), издание 2006 г., с. 251
21. Исследовательская группа государственной комиссии по планированию: «Гоцзя шию чубэй вэньти яньцзю» (Исследование национальных нефтяных резервов);
22. Редакционный комитет: «Чжунго нэнъюань фачжань баогао» (Отчет об
энергетическом развитии Китая)
23. Редакционный отдел энергетического ежегодного справочника: Белая книга по китайской энергетике за 1997 г., с. 82;
24. Чжунго нэнъюань няньцзянь бяньцзи вэйюаньхуэй: "Чжунго нэнъюань няньцзянь" (Китайский энергетический ежегодный справочник, 2004 г.), с. 31
ЛИТЕРАТУРА
На английском
25. Aleh Cherp, Energy and Security. Кэмбридж: Cambridge University Press, 2012. С. 325-383.
26. Aleh Cherp, Jessica Jewell. The three perspectives on energy security: intellectual history, disciplinary roots and the potential for integration. Лундский университет, 2011 г. С. 7.
27. Anca Costescu Badea. Energy Security Indicators [Электронный ресурс] // European Commission Joint Research Centre, 2010 г. URL: http://www.drustvo- termicara.com/resources/files/7fa5460.pdf(дата обращения: 03.05.19).
28. Andrew-Speed, P. The Energy Charter Treaty and International Petroleum Politics [Электронный ресурс] // CEPMLP, Университет Данди, 2014. URL: http://www.dundee.ac.uk/cepmlp/journal/html/article3-6.htm(дата обращения: 12.04.19)
29. Ang, B.W.; Choong, W.L.; Ng, T.S. Energy security: Definitions, dimensions and indexes. Renew. Sustain. Energy Rev. 2015 год, 42 издание. С. 1077-1093.
30. Bo Kong, An Anatomy of China’s Energy Insecurity and Its Strategies, с. 23.
31. Business Insider. China's Growing Demand For Oil Pales In Comparison To These Countries. [Электронный ресурс] URL: http://www.businessinsider.com/why-asia-is-the- epicenter-of-oil-demand-growth-2011-5(дата обращения: 21.03.2016)
32. C.-J. Yang и др. China’s fuel gas sector: History, current status, and future prospects // Utilities Policy. 2014. №28. C. 14.
33. China Imports from Africa. Trading Economics [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/china/imports-from-africa
34. Choonho Park, Jerome Alan Cohen. The Politics of the Oil Weapon. Foreign Policy, №. 20, осень 1975 г., С. 28-40.
35. Clean Technica. Non-Fossil Fuel Sources Provide 25% of China’s Electricity. [Электронный ресурс] URL: http://cleantechnica.com/2015/03/11/non-fossil-fuel-sources- provide-25-chinas-electricity/
36. Daniel Yergin, “Ensuring Energy Security” , Foreign Affairs, Изд. 85, номер 2, Март- Апрель 2006, с. 70-71.
37. Goldthau A, Witte JM.: Global energy governance: the new rules of the game / Goldthau A, Witte JM. - Brookings Inst Pr, 2010. - 4 с.
38. David von Hippel, Tatsujiro Suzuki, James H. Williams и др. Energy security and sustainability in Northeast Asia [Электронный ресурс] // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S03014215090051387via%3Dihub(дата обращения: 02.05.19).
39. De Wilde, J. New Forms of Security: views from Central, Eastern and Western Europe. Ганновер, 1995. С.
40. Energy Regulation and Legislation in China / Синь Цю, Хунлинь Ли. - Environmental Law Institute, 2012. - С. 6
41. Erica S. Downs, China’s Energy Security , Ph. D. dissertation, Princeton University, 2004 г., с. 1.
42. Erica S. Downs, The Chinese Energy Security Debate. The China Quarterly №177, 2004 г., с. 25- 29.
43. “China’s Oil: Taken Hostage”, The Economist, номер 360, 14 июля, 2001 г, с. 38; “Sounder Oil Reserve System” , China Daily, Гонконгское издание, 29 июня, 2001 г. (дата обращения: 29.03.2016)
44. Erica S. Downs, China’s Energy Security, с. 37.
45. Gulf Breeze. China Facts and Figures Handbook, сборник № 21. FL: Academic International Press, 1997 г., С. 272-276.
46. Howard Rogers. Natural gas in China: a regional analysis. Оксфорд, 2015. С. 7.
47. Iraq pipeline watch [Электронный ресурс] // Institute for the Analysis of Global Security. URL: http://www.iags.org/iraqpipelinewatch.htm(дата обращения: 02.05.19).
48. Jaap C. Jansen, Long-term energy services security: What is it and how can it be measured and valued? [Электронный ресурс] // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301421509001293(дата обращения: 02.05.19).
49. Jaon Dean, “China's Planners Slow Timetable for Oil Reserves" , Wall Street Journal (Восточное издание), 7 марта 2006 г.
50. Journal of International Affairs. Нью-Йорк, весна 1999 г.
51. Kenneth Lieberthal. Governing China: From Revolution to Reform, Нью-Йорк: W. W. Norton & Company, 1995 г. С. 76-77.
52. Kilian L: Not all oil price shocks are alike: disentangling demand and supply shocks in the crude oil market. Am Econ Rev 2009, 99.
53. Kim Woodward. The International Energy Relations of China. Стэнфорд: Stanford University Press, 1980 г., С. 33.
54. Klare MT. Rising Powers, Shrinking Planet: the New Geopolitics of Energy. Нью-Йорк, Metropolitan Books, 2008 г.
55. Klare MT: Rising Powers, Shrinking Planet: the New Geopolitics of Energy. illustrated ed.. New York: Metropolitan Books; 2008
56. Lambeth B. S. NATO’s Air war for Kosovo: a strategic and operational assessment. RAND Research (MR-1365-AF), 2001 г.
57. Market Watch. If China slows, where will oil demand come from? [Электронный ресурс] URL: http://www.marketwatch.com/story/if-china-slows-where-will-oil-demand-come- from-2016-01-25(дата обращения: 02.04.2016)
58. Narula, K.; Reddy, B.S. Three blind men and an elephant: The case of energy indices to measure energy security and energy sustainability. Журнал Energy. 2015 г., издание №80, с. 148-158.
59. Philip Andrew - Speed et al., The Strategic Implications of China’s Energy Needs, с. 13.
60. Philip Andrew’s Speed, Energy Policy and Regulation in the People’s Republic of China, Kluwer Law International, The H ague, 2004, с. 177-178
61. Royal Geographical Society. Статья Energy in China. [Электронный ресурс] URL: http://www.rgs.org/OurWork/Schools/School+Members+Area/Ask+the+experts/Energy+in +China.htm (дата обращения: 23.05.2016)
62. S. Steimo. The new institutionalism. Лондон, журнал Routlege, выпуск 2001 г
63. Stern: Oil Market Power and United States National Security. Нью-Йорк, 2006. С. 103.
64. Tang K, Xiong W: Index investment and financialization of commodities. Vox 2010.
65. The New York Times. New Study Finds Persistent Peril from Urban Coal Soot in China and Indoor Smoke in India. [Электронный ресурс] URL: http://dotearth.blogs.nytimes.com/2016/02/13/new-study-finds-persistent-peril-from-urban- coal-soot-in-china-and-indoor-smoke-in-india/?_r=2(дата обращения: 20.01.2016).
66. The Stanley Foundation. Policy Analysis Brief: China’s Energy Security and Its Grand Strategy. 2006 г.
67. The Wall Street Journal. Статья China Tops U.S. in Energy Use. [Электронный ресурс] URL: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052748703720504575376712353150310(дата обращения: 29.05.2016)
68. United Nations Development Programm, UNDP, New York, 2000, inferred from Philip Andrew Speed et al., The Strategic Implications of Chinaas Energy Needs, Oxford University Press Inc., Нью-Йорк, 2002, с. 13.
69. Victor DG, Yueh L. The new energy order. Foreign Affairs, 89-издание, с. 61-73. 2010 г.
70. Walter Leal Filho, Vlasios Voudouris. Global Energy Policy and Security. Лондон, 2013.
С. 16.
71. World Coal Association. China's Policies for Addressing Climate Change & Efforts to Develop CCUS Technology: [Электронный ресурс]. URL: https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=CHN(дата обращения: 09.04.2016)
72. Xiao Feng. Views on Some Hot-Spot Issues in International Situation. Contemporary International Relations №12, декабрь 1999 г., С. 1-5.
73. Yergin D: Ensuring energy security. Foreign Affairs 2006, 85:69-82.
74. Yergin D: The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. New York: Simon & Schuster; 1991. URL: csb.edu/ws/index.php?pid=33079#axzz1KTFpFIXZ
75. Б. Бузан, Б. Уивер, Джей О-де-Вильд. Security : a new framework for analysis. Лондон, с. 7.
76. Ван Л. Sea lanes and Chinese national energy security. Journal of Coastal Research №73, с. 572-576.
77. К. Вальц. Theory of International Politics. Нью-Йорк, Random House, 1979, с. 155-157, 195.
78. Мировой энергетический совет. Energy Sustainability Index 2013; World Energy Council: Лондон, 2013 г.
На русском
79. Г. И. Чуфрин, В. В. Михеев, П. Б. Каменнов и др. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. М., 2007. с. 97-129
80. Газета.Ру. Китай спасает нефть. [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/05/27/6735569.shtml(дата обращения: 08.03.2016)
81. Труба зовет на восток. Время Новостей [Электронный ресурс]. 2006, 16 августа. URL: http://archives.maillist.ru/75106/427619.htmlПерфильев Никита. Перспективы и проблемы российско-китайского нефтегазового сотрудничества. // Индекс Безопасности, 2008. - № 1 (84). - С. 38.
На китайском
82. Ван Лимао, Лан Ихуан. Чжунго цзыюань аньцюань яньцзю дэ цзиньчжань цзи вэньти [Прогресс и проблемы изучения безопасности ресурсов в Китае]. Дили Кэсюэ Цзиньчжань [Географический прогресс] 21(4), Пекин: июль 2002 г., с. 333-340.
83. Линь Боцян, Чжунго нэнюань чжэнцэ сыкао [Размышления об энергетической политике Китая]. - Пекин, 2009
84. Лу Цзиньчэн, Хуанчжэн: "Чжунго нэнъюань фачжань мяньлинь дэ тяочжань цзи индуй цоши таньтао" (Проблемы, стоящие перед энергетическим развитием Китая), 2007 г., 5 издание, с. 2.
85. Мэнь Хунхуа, Цюебао нэнюань аньцюань дэ чжаньлюе ии [Стратегическое значение решения энергетической безопасности КНР] // Тайпинян сюебао [Вестник Тихого Океана]. 2005, №1. С.12-20.
86. Макай: "Вого данцяньдэ нэнъюань синши юй "Шииу" нэнъюаньфачжань" (Текущая энергетическая ситуация в Китае и энергетическое развитие в одиннадцатая пятилетку)
87. Сунь Шуньли, Яндянь. Жибэнь нэнъюань аньцюань чжэнцэ цзи дуй вого дэ циши [Политика энергетической безопасности Японии и ее выводы из этого для Китая]. Чжунго Куанъе [Журнал China Mining] 15(2). Пекин: февраль 2006 г. С. 13-15.
88. Тянь Чуньжун: «Цзинь 5 няньлай вого шию цзиньчукоу синши цяньси» (Поверхностный анализ импорта и экспорта нефти в Китае за последние пять лет), 1994 г., 3-е издание, с. 3.
89. У Лэй. Чжунго дэ шию аньцюань юй чжундун уда чаньюго дэ шию чжэнцэ [Безопасность нефти в Китае и нефтяная политика пяти стран-производителей нефти на Среднем Востоке]. Сия фэйчжоу [Западная Азия и Африка]. Пекин: март/апрель 2002 г., с. 58-63; Ян Гуан. Цун нэнъюань ляньси кань чжунго юй чжундун гоцзя дэ хули хэцзо [Взаимная выгода от сотрудничества между Китаем и странами Ближнего Востока в энергетической сфере]. Сия фэйчжоу [Западная Азия и Африка]. Пекин: сентябрь/октябрь 2004 г., с. 52-58.
90. «Хайян цзинцзи фачжан ганъяо шиши. Вого цюаньмянь тишэн хайян шили» (Осуществление программы морского экономического развития. Китай увеличивает свою морскую мощь), http://www.sinoct.com/news/view _content.asp? id = 8546.
91. Хуанцзинь. Чжунго нэнъюйан аньцюань вэньти яньцзю. Университетское издательство Ухань, 2008 г. С. 121.
92. Чжунго нэнъюань фагуй [Энергетическая ситуация и политика Китая] [Электронный ресурс]. Правительственный сайт КНР. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2007- 12/26/content_844159.htm(дата доступа: 02.04.19)
93. Ши Дунмин, Чжан Цзиньфэн. Чжунъя шию диюань цзинцзи юй чжунго диюань чжаньлуэ [Нефтяная геоэкономика Центральной Азии и геополитическая стратегия Китая]. Сюэшу Цзяолю [Академический обмен] №12. Хэйлунцзян, декабрь 2004 г., с. 64-68.
94. Яо Госинь: "Шихуа цзыюань чжаньлюэ чутань" (Предварительное исследование стратегии нефтехимических ресурсов), 1994 г., Первое издание 15 с;
95. «Чжунго чжаньлюэ шию чубэй чжичжэн» (Дискуссия о стратегических запасах нефти Китая), журнал «Чжунго тоуцзы» (Китайские инвестиции), 2004 г., 10 издание, с. 61
96. «Чжуншию фасянь 10 и дунь чулян даютянь» (Китайские нефтяные компании нашли млрд тонн нефтяных запасов): http://www.sohu.com/a/234159172_100165280