Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа №181541

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 История органов политического сыска Российской империи второй половины XIX века 22
1.1 Российская тайная полиция в конце XIX - начале XX века 22
1.2 Характеристика местных органов политического сыска 31
1.3 Развитие органов политического сыска в Томской губернии накануне
революции 1905-1907 гг 38
Глава 2 Органы политической полиции в контексте революции 1905-1907 гг 46
2.1 Центральные органы политического сыска в 1905-1907 гг 46
2.2 Органы политического сыска Томской губернии в 1905-1907 гг 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71


Актуальность темы. Одним из факторов успешного существования государства является наличие развитой системы правоохранительных органов. Помимо задачи по защите общества, в их компетенцию входит охранение существующего государственного порядка. Возникая на определенном этапе развития государственности, структуры политического сыска продолжают действовать до настоящего времени, претерпевая различные изменения в своих функциях и структуре.
В силу своей деятельности охранительные органы накладывают отпечаток на текущее развитие общества и могут влиять на его дальнейшее развитие. Это, в свою очередь, вызывает многочисленные дискуссии о рамках их полномочий, допустимой степени вмешательства в жизнь рядовых граждан, и т.д. Одним из примеров предмета такого противостояния может послужить деятельность главного органа сыска (в том числе и политического) Российской Империи - Департамента полиции. В современном российском обществе нет единой оценки этой государственной структуры, что приводит к возникновению различных спекуляций, дополнительно искажающих действительное положение вещей. Наиболее дискуссионными темами является деятельность органов политического сыска - подразделений Департамента полиции - в период революции 1905-1907 гг. Предметом подобных дискуссий служат такие вопросы как - почему политическая полиция оказалась не в состоянии предотвратить массовые выступления, как именно проистекала ее работа в данной кризисной ситуации, извлекла ли она уроки из этой ситуации.
В настоящей работе предпринята попытка внести ясность в некоторые из этих исследовательских сюжетов путем оценивания влияния политического террора народовольцев и эсеров, а также последовавших за ним событий первой русской революции на российское общество. Эти события явно указали на внешние и внутренние его проблемы, в частности, на состояние системы политического сыска. Справедливо считая тогдашнюю систему неэффективной из-за прогрессирующего числа успешных терактов, властями было инициировано несколько волн реформ политического сыска. В их рамках проводились попытки улучшения качества сыскной деятельности, путем уточнения как теоретической, так и практической ее частей. При этом процесс оптимизации имел ряд специфических черт в зависимости от региона, в особенности в тех краях, которые были удалены от столицы. В силу расстояния, перемены добирались сюда со значительным опозданием, а также совершенно иным мог быть контингент, с которым приходилось работать на местах сотрудникам политических служб.
Одним из таких удаленных регионов была Сибирь, где обстоятельное изучение органов политического сыска до сих пор не получило должного внимания. Актуально изучение Томской губернии, бывшей с одной стороны одним из основных мест пребывания политических ссыльных (в период с 1861 по 1898 год в Сибирь в целом было сослано 543,8 тыс. человек, в губернии же на 1898 год находилось 38 тыс. ссыльных ), а с другой - являвшейся первой за Уралом областью с развитыми институтами высшего образования. Все это делало специфическим тот контингент, с которым должны были взаимодействовать органы политического сыска губернии. Также в целом значение региона подчеркивалось и самими ссыльными. Известный народоволец С. Л. Чудновский писал о сложности ведения хозяйства в сибирской ссылке: «Сибирь для ссыльного ненавистная мачеха и никакими силами его в ней не удержишь» . Как следствие - высоким был и процент побегов ссыльных. В связи со всем вышеперечисленным, местные органы политического сыска должны были подстраиваться под описанные выше реалии региона в целом и губернии в частности.
Таким образом, работа призвана оценить некоторые моменты из организационно-практической деятельности Томской губернской политической полиции в условиях проводимых изменений центральных органов политического сыска империи под давлением со стороны революционного движения. Главный вопрос, поставленный автором - затронуло ли реформирование системы политического сыска его подразделения в губернии, и если да - то каким образом оно было внедрено в особых местных условиях.
Объект исследования - органы политической полиции Российской империи с 1880 по 1907 гг.
Предмет исследования - организационно-практическая деятельность отделений Томской политической полиции (жандармского управления и охранного отделения) в рассматриваемый период.
Целью данного исследования является характеристика деятельности органов политического сыска Томской губернии и обозначение в ней возможных изменений в контексте оптимизации системы политической полиции Российской империи в конце XIX - начале XX века. Под политическим сыском в работе понимается ряд мер, осуществляемых государством через его органы, для мониторинга скрытого политического мнения граждан, с целью воздействия на него в случае необходимости.
Задачи работы:
1. Раскрыть основные этапы в истории развития органов политического сыска Российской империи во второй половине XIX - начала XX века.
2. Охарактеризовать органы местного (губернского) политического сыска страны в дореволюционный период.
3. Выявить тенденции развития губернского жандармского управления и охранного отделения Томской губернии накануне революции 1905-1907 гг.
4. Представить характеристику преобразований в розыскной политике центральных политических сыскных органов в контексте борьбы с революционными элементами в 1905-1907 гг.
5. Обозначить изменения в процессе развития органов политической полиции Томской губернии под влиянием революционных выступлений 1905-1907 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1880 (законодательное создание Департамента полиции, главного органа политического розыска в империи) по 1907 г. (окончание первой русской революции и вместе с тем выработка оптимальной стратегии борьбы с революционным движением).
Территориальные рамки представлены Томской губернией, а также Санкт- Петербургом и Москвой (в рамках проводившихся там реформ центральной системы политического сыска, отразившихся на региональных отделениях страны). При этом для создания комплексного обзора политических сыскных органов империи в работе приведен ряд примеров их деятельности из региональных центров, как в западной части страны, так и в восточной.
Методологическая база исследования представлена общенаучными и специально-историческими методами, а также рядом исследовательских подходов. К общенаучным относятся дедукция, индукция, анализ и синтез. В работе использован принцип историзма - рассмотрение явления в историческом развитии (профессионально ориентированные органы политической полиции Российской империи: их создание, этапы реформирования и упразднение). Также был применен принцип объективности - изучение этапов деятельности политической полиции проводилось с использованием источников, относящихся как к непосредственным ее современникам - участникам и апологетам, так и к ее противникам.
Из специально-исторических методов применялось полностью изолирующее абстрагирование (для рассмотрения работы, структуры и функций Томского губернского жандармского управления и одноименного охранного отделения исключительно с технической точки зрения, без исторического контекста и сопряженных факторов - то, как должна была вестись работа отделения исходя из основных правовых документов, 7
определяющих ее деятельность - «Положении о Корпусе Жандармов», «Положении об устройстве секретной полиции в империи», «Положении о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 г.»). Также в рамках абстрагирования использовалось разворачивание фрагмента (более широкое обозрение явления по сравнению с предыдущим методом) - то, каким образом органы политической полиции в губернии влияли на общественную жизнь города и граждан.
Другим методом, применяемым в работе, является аналогия, осуществляемая для сравнения аспектов работы Томского охранного отделения и одноименного жандармского управления. В данном случае она носит объяснительный характер - обозначение и обоснование некоторых дублирующих аспектов практической деятельности обеих структур, порождавших антагонизм между ними.
Помимо этого, в работе применялись структурно-функциональный анализ (для изучения внутреннего строения Департамента полиции и взаимодействия всех его систем между собой). Использовалась типологизация - обозначение подтипов структуры органов политической полиции - жандармские управления, охранные отделения и т.д. В данном случае метод использовался в рамках таксономического дихотомического деления (для описания служебного противостояния подразделений на местах Департамента полиции из-за неразведенных полномочий).
Наконец, был задействован структурно-диахронный анализ для рассмотрения реформирования системы политического сыска как единого процесса со своими стадиями на фоне аналогичного процесса развития революционного движения в стране и сопоставления этих этапов относительно друг друга.
В качестве одного из исследовательских подходов использовалась модернизационная парадигма, согласно которой в основе развития исторического процесса заложены механизмы прогресса и совершенствования общественных систем, по стандартам, сформированным за пределами модернизирующегося общества. В данном случае революционные потрясения (убийство Александра II, революция 1905 года и т.д.) выступают в качестве причины и стимула для развития органов политической полиции, которые вступили на путь, аналогичный охранительным органам Западной Европы в период после «весны народов» после 1848г.
Источниковая база исследования
1. Законодательные и нормативно-правовые акты, которыми правительство создавало, изменяло или упраздняло полицейские структуры. К таковым относятся «Положение об устройстве секретной полиции в империи» 1882 г., «Положение о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 г.» , «Положение о Корпусе жандармов» от 1867 г., указ «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог» , также от 1867 г.
«Положение об устройстве секретной полиции в империи» окончательно закрепляло функции Департамента полиции - будущего центрального полицейского органа в империи. По своей сути оно являлось основным документом, определяющим устройство дореволюционной политической полиции. Именно данное положение создавало систему: Департамент полиции - жандармские управления на местах, которая в будущем станет основной для осуществления политического сыска по стране в целом.
«Положение о начальниках розыскных отделений» позволяет оценить размах деятельности С. В. Зубатова, занимавшегося реформированием полиции в предреволюционный период. Он впервые предложил создавать дополнительные структуры - розыскные пункты (в будущем послужившими основой для массового внедрения охранных отделений, бытовавших на тот момент только в крупнейших имперских городах) в местах наибольшей революционной активности. Впоследствии именно к опыту зубатовских преобразований обратилось правительство в период революции.
В свою очередь, «Положение о Корпусе Жандармов» заложило основы будущих губернских жандармских управлений - основных инструментов осуществления политического дознания на местах. Были прописаны не только полномочия жандармских офицеров, но и требования к их набору, прописан порядок службы, простроена управленческая вертикаль от шефа жандармов до чинов жандармских дивизионов.
Указ «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог» учреждал одноименные управления, которые должны были осуществлять надзор (изначально неполитический) на железных дорогах империи. Ставшие основным способом коммуникаций на необъятных просторах страны, железные дороги также стали объектом атак со стороны вначале народовольцев (одно из покушений на Александра II), а затем и эсеров. В связи с этим в 1867 г. для предупреждения подобных случаев были учреждены жандармские полицейские управления железных дорог, которые должны были препятствовать совершению террористических актов на всем протяжении подвластных железнодорожных линий.
2. Делопроизводственные документы - многочисленные циркуляры, инструкции руководящим лицам и сотрудникам полиции, докладные записки и другие документы, относящиеся к различным государственным инстанциям Российской Империи, на основании которых можно проследить изменения, происходившие в сыскных органах империи. Здесь стоит упомянуть «Инструкции филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений» 1902 г. Данный же документ является показательным примером тех перемен, которые произошли в политическом сыске в период его реформирования С. В. Зубатовым, директором Особого отдела Департамента Полиции. Кроме того, в этом документе был прописан порядок действий филеров в различных ситуациях. Филер - это агент наружного наблюдения, ведущий негласный сбор сведений о тех или иных лицах, заподозренных в революционной деятельности. В целом же «Инструкция» была основным руководством к действию для сотрудников Департамента полиции накануне революции 1905-1907 гг.
«Инструкция инспектору секретной полиции» 1883 г. была специально создана, чтобы легализовать одноименную должность для Г. П. Судейкина. Данный пост был попыткой дальнейшего реформирования системы, развернувшегося после убийства Александра II. По первоначальной идее, вводимый пост должен был централизовать всю систему политического розыска, сосредоточив в руках инспектора все нити управления.
Источником, позволяющим компетентно оценивать кадровый состав структур политической полиции, являются, в частности, правила приема в Отдельный Корпус жандармов, откуда сотрудники уже распределялись между местными губернскими жандармскими управлениями . Получить же сведения об их численности, социальном составе, карьерном продвижении позволяют списки общего состава чинов Отдельного корпуса жандармов .
Еще одним видом источников по работе жандармских управлений являются инструкции и руководства, созданные для проведения компетентных и комплексных расследований . В них описывался порядок дознаний, исследование улик, правильное ведение формуляров по расследованию и т.д.
Достаточно широко представлена источниковая база непосредственно по службам политического сыска Томской губернии, на местном административно-управленческом уровне. К этой группе источников можно отнести сами приказы по Томскому губернскому жандармскому управлению , позволяющие оценить различные аспекты полевой работы сотрудников службы (внутренний распорядок службы, кадровые и субординационные вопросы, и т.д.). Сюда же относится делопроизводственная переписка, как внутри управления , так и с другими аналогичными структурами . Отдельно необходимо учитывать переписку о студенческих волнениях и неблагонадежных лицах в их среде, для более глубокого изучения той среды, в которой отделению приходилось действовать . Масштабы же работы управления можно, в частности, оценить по составлявшимся спискам лиц, находящихся под негласным надзором .
Суть работы управления раскрывается в ряде дознаний, проводившихся по отношению к неблагонадежным элементам . Сведения о привлечении лица к дознанию включали в себя как личную информацию обвиняемого (ФИО, дата и место рождения, народность и происхождение), так и его текущее положение (нынешнее семейное положение, занятие, приписка) непосредственно повод для привлечения к дознанию (время, основания, привлекался ли раньше, место ареста, что обнаружено при обыске и т.д.). Особый интерес представляет переписка о секретных сотрудниках, главном инструменте осуществления политического сыска в стране в исследуемый период . Кроме того, особняком стоят документы по дознаниям лиц, обвиненных в оскорблении личности царя - основного типа преступлений, с которым приходилось иметь дело сотрудникам жандармского управления . Наконец, стоит упомянуть телеграммы жандармского управления Департаменту полиции как особый вид источника, в котором обычно излагались запросы и просьбы к центру, необходимые для поддержки губернской политической полиции . Кроме того, в них содержалась сводка основных событий, произошедших на подконтрольной управлению территории.
3. Источники личного характера - мемуары и частная переписка лиц того времени. С помощью этих материалов можно установить отношение современников и участников разворачивающихся событий к различным сторонам деятельности тайной полиции. Сюда 21 22 23 24
относятся мемуары 1. А. Гапона , А. И. Спиридовича , А. А. Лопухина , П. П. Заварзина , А. Герасимова , а также письма С. В. Зубатова .
Воспоминания Г. Гапона интересны тем, что их автор находился в центре событий, и на его глазах разворачивалось Кровавое Воскресение, переросшее затем в революцию. Им же было написано покаянное письмо министру внутренних дел П. Н. Дурново после того, как революция пошла на спад, в попытке очистить свое имя перед лицом властей.
А. И. Спиридович начал свою работу в Московском отделении полиции, еще в бытность ее шефом С. В. Зубатова, и на его глазах разворачивалась «зубатовщина», со всеми ее достоинствами и недостатками, он был свидетелем реформирования полиции в 1905-1907 гг., возглавлял различные ее инстанции. Весь этот путь он отразил в своих записках. Кроме того, интересна его карьера как жандарма, прошедшего все ступени карьерной лестницы и участвовавшего в ряде практических акций Департамента полиции.
А. А. Лопухин был директором Департамента полиции накануне революции, однако вскоре после ее начала он получил отставку. Тем не менее, мемуары столь высокопоставленной фигуры позволяют изнутри увидеть как сам Департамент, так и императорский двор, куда был вхож бывший директор. Кроме того, в 1907 г. А.А. Лопухин предложил официальный проект реформирования полиции, принятый к рассмотрению.
П. П. Заварзин, как и А. И Спиридович, прошел всю карьерную лестницу от адъютанта до начальника Варшавского охранного отделения, и как следствие, имел возможность оценить изнутри ее различные стороны.
Личность А.В. Герасимова важна тем, что он в 1906 году курировал деятельность Е. Ф. Азефа, одного из величайших провокаторов начала XX века, а впоследствии был одним из немногих, кто защищал его (после вскрытия провокаторства). О своей работе с ним и об оценке деятельности Азефа, Герасимов написал в своих мемуарах.
Наконец, С. В. Зубатов в своих письмах излагал свои взгляды на будущее полиции, а также обосновывал необходимость наличия контроля полиции за рабочим движением, то есть обратился к основным идеям своей деятельности на посту директора Особого отдела Департамента полиции. Кроме того, в них он раскрыл суть «зубатовщины» , как особого комплекса мер по переводу рабочего движения в мирное русло .
Кроме того, интерес представляют воспоминания Л.А. Тихомирова , известного народовольца, а потом убежденного монархиста. Он наблюдал работу дореформенной полиции как ее противник, видел все ее слабые стороны, которые впоследствии подверглись модернизации.
4. Политические и публицистические произведения - различного рода революционные программы, памфлеты, речи и воззвания. Данный тип источников позволяет понять, какова была политическая обстановка, в условиях которой работала полиция. В этом ряду первой стоит работа П. Г. Заичневского «Молодая Россия» , в которой впервые была обоснована идея террора как средства достижения цели в России. С этой работы и началось становление народовольческой, а затем и эсеровской идеологии.
Другие документы политического характера, приведенные здесь, относятся уже к периоду революции 1905 г. Здесь в первую очередь необходимо отметить работы В. И. Ленина, в работах которого содержится альтернативный взгляд на разворачивающиеся события в стране. Подобная точка зрения обладает немалой ценностью, поскольку позволяет оценить преобразования политического сыска с другой стороны - революционной - против которой он и был направлен. Так, в статье «Московские зубатовцы в Петербурге» В.И. Лениным впервые был поднят вопрос контролируемых правительством организаций рабочего движения. В.И. Ленин безусловно признавал их опасность, но в то же время призывал использовать подобные организации, внедряя в них своих агитаторов и последовательно ведя разъяснительную работу об истинных целях правительства - не допустить получения революционерами полноценной электоральной и кадровой базы среди рабочего класса. Более того, концепция данных организаций вызвала у Ленина настолько сильное неприятие, что впоследствии он использовал сам термин «зубатовщины» как обличительный к самым разным аспектам политической жизни страны, например, к созданию Государственной Думы, что и было обосновано в статье «Еще о думском министерстве» .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Органы политического сыска Российской империи полноценно были сформированы в 1860-х годах, на фоне все возрастающего недовольства внутренней и внешней политикой Александра II. В 1867 году был начат процесс создания губернских жандармских управлений, ставших до начала XX века основными структурами, занимавшимися политическими делами. Почти одновременно с ними были созданы охранные отделения (но исключительно в самых крупных городах империи, в связи с чем они не могли оказывать большого влияния на политический сыск в империи).
Как таковая, относительно централизованная система политической полиции в империи была сформирована только в 1882 г., когда закончилось законодательное оформление Департамента полиции - центрального органа в стране. Этому предшествовала волна народовольческого террора, жертвами которой стали многие высшие сановники империи и сам император.
В свою очередь, Департамент полиции достаточно успешно осуществлял свои функции как центральный орган политического сыска в стране вплоть до конца XIX века. В целом, благодаря этим мерам, а также тому, что все старые террористические кадры были уничтожены в период правления Александра III. Единственным изменением в его структуре за этот период стало выделение Особого отдела, наиболее прогрессивного подразделения в плане использования новых методик.
Тем не менее, в конце XIX века предпринимались попытки реформировать систему политической полиции в империи. Первая из них принадлежала Г. П. Судейкину, который первым предложил сделать провокацию и секретных сотрудников основным методом борьбы с революционными элементами и основным источником информации о них. Однако лично Судейкин воплотить задуманное не успел - он был убит в 1883 г., почти сразу после вхождения в должность инспектора секретной полиции. Из-за спада террора народовольцев его планы перестали считаться актуальными и были отложены в долгий ящик. Однако последующее развитие внутриполитической обстановки в стране дало идеям Судейкина вторую жизнь.
Так, его опыт очень активно использовал С. В. Зубатов, руководя Московским охранным отделением, а впоследствии - и Особым отделом Департамента полиции. Им были внедрены новые методики ведения наблюдения и дознания, создано новое подразделение быстрого реагирования - летучий отряд филеров. Опробованные сначала на Московском отделении, эти меры сразу же дали положительный эффект. Самая же главная преемственность с Судейкиным в его деятельности обнаружилась в попытках перетянуть
максимальное количество революционно настроенной молодежи на сторону правительства. Специально для этого Зубатов изучал лично марксистские труды и призывал к этому своих сотрудников. Им первым была осознана опасность революционной агитации в среде рабочих, и предпринята попытка воплотить в жизнь проект легальных рабочих организаций. Их суть сводилась, с одной стороны, к улучшению условий жизни и труда рабочего класса, с другой - к их идеологической обработке и обеспечения лояльности по отношению к правительству. Определенный прогресс на этом поприще у Зубатова был, однако из-за потенциальной угрозы заигрывания с интересами и ожиданиями рабочих он в итоге был отправлен в отставку.
Как итог, рабочие организации оказались предоставлены сами себе. Часть из них самораспустилась, а другая оказалась под влиянием Г. А. Гапона, который сам называл себя продолжателем дела С. В. Зубатова (той его части, которая касалась улучшения быта рабочих; что же касается идеологической составляющей, то здесь Гапон выступал резко против). Именно Гапон в попытках обратить на положение рабочих внимание властей вывел на улицы сторонников 9 января 1905 года, положив начало одноименной революции. Споры о том, являлся ли Гапон эсеровским агентом, или все произошедшее имело стихийный характер, не утихают до сих пор.
Тем не менее, все методические наработки С. В. Зубатова впоследствии активно использовались. Кроме того, в тот же период директором Департамента полиции А. А. Лопухиным была дана вторая жизнь охранным отделениям, до той поры действовавшим исключительно в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). После реформ отделения были открыты по всей стране, в том числе и в Томске.
Однако в организационном плане накануне революции 1905-1907 гг. политическая полиция в стране испытывала ряд проблем. Одной из них являлся численное преобладание штата в пользу жандармских управлений по железным дорогам, ставших наиболее массовыми в плане числа сотрудников структурами. С одной стороны, это было оправдано, так как железнодорожная сеть в тот период развивалась стремительными темпами, но с другой - из-за этого серьезно «проседал» кадровый состав губернских управлений.
Если рассматривать сами жандармские управления, то можно утверждать, что они не обладали оптимальным набором характеристик, необходимых для сдерживания революционного напора в стране. Сюда в первую очередь необходимо отнести нерешенные организационные вопросы, в частности - проблему соподчинения министерству внутренних дел и военному министерству. Другой проблемой являлась крайне низкая численность жандармов относительно плотности населения по стране, его численности и общей площади всей территории. Еще одним слабым местом деятельности жандармских управлений 67
являлось огромное количество функций, исполнявшихся ими помимо профильной задачи. При всем при этом, в полномочия управлений входило только дознание по политическим делам, что крайне сильно ограничивало возможный спектр их действий по отношению к революционным тенденциям в обществе.
Охранные отделения, получившие второе признание в 1900-х годах, действовали весьма эффективно. Именно в них первыми опробовались новые методики ведения расследований (в качестве примера можно привести деятельность Зубатова на посту начальника Московского отделения). Однако достаточно позднее время их возрождения (1902-1903 гг.), небольшой кадровый состав и конфликты с жандармскими управлениями были серьезными препятствиями в осуществлении их деятельности. Касаемо соперничества охранцев и жандармов, стоит отметить, что из-за нечетко разделенных функций (производство розыска в одном случае и разработка его результатов - в другом) постоянно сталкивали структуры между собой. Кроме того, увольнение их идейных создателей и вдохновителей - А. А. Лопухина и С. В. Зубатова - также негативно отразилось на состоянии отделений. Оставшись без поддержки из центра, часть их вошла в состав жандармских управлений, оставшись с нерешенными проблемами.
Эти выводы подтверждаются данными, полученными в ходе изучения органов политического сыска Томской губернии. Они также были представлены обоими видами структур - жандармским управлением и охранным отделением. До 1903 года в губернии действовали только жандармы, при этом они имели все вышеперечисленные проблемы (малый кадровый состав, обилие функций, необходимых для выполнения, вопросы с соподчиненностью и т.д.). Помимо этого сюда можно отнести в принципе слабую подготовку сотрудников управления (пусть и постепенно повышающуюся), неверное акцентирование на политических делах (тщательно расследовались достаточно мелкие дела, что касается крупных - сходок, демонстраций и т.д. - то они большей частью оставались без внимания). Еще одним фактором, затрудняющим работу, был крайне широкий идеологический состав ссыльных, из-за чего было трудно выработать единую линию поведения по отношению к ним. Отдельно стоит отметить отсутствие должного внимания со стороны местных и центральных властей к этой проблеме, что послужило поводом к быстрому распространению революционных течений в студенческой среде города.
В свою очередь, Томское охранное отделение было открыто тогда же, когда и другие по стране - в 1903 году. Небольшое количество сотрудников не являлось для него серьезной проблемой. Однако вопрос о разграничении полномочий, характерный для отделений в других регионах, был актуален и здесь. Не в пользу охранцев играл и факт большего стажа работы местных жандармов. Тем не менее, деятельность отделения была на порядок успешнее, чем у жандармского управления.
Таким образом, при относительно удовлетворительном состоянии центральных органов сыска аналогичные местные отделения были не в состоянии противостоять надвигающейся революционной буре. Не смотря на постепенное распространение новых методик и расширения сети организаций по стране, политическая полиция оставила режим фактически без защиты, чем и воспользовались революционные элементы в 1905 году.
Начавшиеся в 1905 году выступления застали врасплох что власти, что полицейский аппарат, вынудив их на ходу адаптироваться под быстро изменявшиеся реалии страны. Не сразу, путем проб и ошибок, но Департаменту полиции удалось ликвидировать основные угрозы режиму, уничтожив или обезвредив их. Обратной стороной этого была дискредитация политической полиции в империи, с которой Департамент так ничего и не сумел поделать.
Что касается мер, внедренных Департаментом, то это были как полевые преобразования (новые методики по ведению розыска) так и организационные (новые структуры - районные охранные отделения). Помимо этого, Департамент пытался использовать наработки революционеров против них самих. Была произведена попытка вновь получить контроль над рабочим движением, но она потерпела неудачу. Другой крайне эффективной мерой было обращение террора против революционеров - использование военно-полевых судов, и именно это было решающим аргументом в борьбе с революционной стихией.
Тем не менее, правительство понимало, что корень проблем лежит в неспособности политической полиции предупредить события революции 1905-1907 гг., в связи с чем по ее окончанию началась серия коренных реформ и преобразований в нем. Однако это в первую очередь касалось центральных городов империи, в провинции дела развивались совершенно по другому сценарию.
Томск буквально с первых дней революции оказался погружен в нее. Студенчество и наличие большого числа политических ссыльных сыграли роль катализатора, сделав забастовки и стачки обычным явлением в городе. Политическая полиция губернии оказалась полностью не готова к этому, в результате чего до октября 1905 г. антиправительственные силы вели наступление в городе. Точка перелома наступила во время Томского погрома, обозначившего поворот населения к радикальным правым идеям. Тем не менее, не смотря на резкий спад революционных настроений после погрома, политическая полиция губернии не сразу смогла оправиться от полученного урона. В связи с этим первоначальную борьбу с революцией возглавила административная власть.
Только с 1906 года, под влиянием преобразований центра и шока от кровавых событий в Томске, губернские подразделения Департамента полиции возвратились на сцену. Благодаря необходимому минимуму реформ (увеличение финансирования и новой методике расследования), а также при поддержке губернатора, протестный потенциал в городе удалось ликвидировать. Однако все застарелые проблемы губернского жандармского управления (остававшейся по-прежнему основной структурой в отслеживании политического порядка в губернии) по-прежнему оставались не решенными, что продолжало и в дальнейшем сказываться на эффективности ведения розыска. Таковым было последствие избранной политики Департамента полиции - в первую очередь укреплять центр империи, а не ее периферию. В связи с этим революционеры продолжали иметь канал для воздействия на обстановку в городе - ссылку, а студенчество по-прежнему оставалось восприимчиво к антиправительственной пропаганде, у местной политической полиции не было сил и ресурсов, чтобы пресечь это. Таким образом, возможный модернизационный потенциал, возникший под влиянием событий революции 1905 года, для реформирования политической полиции в империи в полной мере использован не был.
Таким образом, можно утверждать, что все поставленные задачи были решены. Следующая модернизация органов политического сыска Российской империи была предпринята В.Ф. Джунковским - крайне неоднозначной личностью в отечественной историографии. В связи с этим, дальнейшей перспективой исследования может являться изучение преобразований в системе политической полиции страны на примере обозревавшихся в данной работе структур Томской губернии накануне Первой Мировой войны, чтобы установить, были ли извлечены уроки царским правительством из революционной ситуации 1905-1907 гг.



Положение о начальниках розыскных отделений» // Агентурная работа политической полиции Российской империи: сборник документов, 1880-1917 / [Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI), Акад. федер. службы безопасности России]; составитель Е. И. Щербакова; [под ред. Г. А. Бордюгова]. - М.: АИРО-XXI, 2006. - С. 43-45.
2. «Положение об устройстве секретной полиции в империи» // Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 377.
3. Отдельный корпус жандармов. Правила для приема офицеров в Отдельный корпус жандармов. - Казань: К. Козьмин, 1899. - 16 с.
4. Положение о корпусе жандармов [Электронный ресурс] // Российский правовой
портал: библиотека Пашкова (дата обращения 07.05.2018). URL:
http://constitutions.ru/?p=7632
5. Указ «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог» // Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 115.
Делопроизводственная документация
6. «Инструкции филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений» // Линдер И., Чуркин С. Спецслужбы России за 1000 лет. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - С. 376.
7. «Инструкция инспектору секретной полиции» // Агентурная работа политической полиции Российской империи: сборник документов, 1880-1917 / [Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI), Акад. федер. службы безопасности России]; составитель Е. И. Щербакова; [под ред. Г. А. Бордюгова]. - М.: АИРО-XXI, 2006. - С. 14-16.
8. «Инструкция начальникам охранных отделений по организации наружного наблюдения» // Агентурная работа политической полиции Российской империи: сборник документов, 1880-1917 / [Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI), Акад. федер. службы безопасности России]; составитель Е. И. Щербакова; [под ред. Г. А. Бордюгова]. - М.: АИРО-XXI, 2006. - С. 115-120.
9. «Инструкция по организации и ведению внутреннего агентурного наблюдения» // Агентурная работа политической полиции Российской империи: сборник документов, 1880-1917 / [Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI), Акад. федер. службы безопасности России]; составитель Е. И. Щербакова; [под ред. Г. А. Бордюгова]. - М.: АИРО-XXI, 2006. - С. 95¬106.
10. «Инструкция по организации наружного (филерского) наблюдения» // Агентурная работа политической полиции Российской империи: сборник документов, 1880-1917 / [Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-XXI), Акад. федер. службы безопасности России]; составитель Е. И. Щербакова; [под ред. Г. А. Бордюгова]. - М., АИРО-XXI, 2006. - С. 120¬140.
11. Дознание о демонстрации в городе Томске 18 апреля 1903 года, сведения о лицах, принимавших в ней участие // Государственный архив Томской области. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 7-13. (1903-1904).
12. Дознание о забастовке на станции Боготол 29 июля 1905 года // Государственный архив Томской области. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 144. - Л. 1-12. (1905).
13. Дознание о лицах, обвиняемых в оскорблении личности царя // Государственный архив Томской области. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 27-34. (1899).
14. Дознание о лицах, участвовавших в сходке на квартире врача Соловьева Н. С. 8 февраля - 26 июля 1906 г. // Государственный архив Томской области. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 163. - Л. 33, 36, 43, 51. (1906).
15. Дознание о разбрасывании неизвестными лицами прокламаций по городу Томску. 23 марта - 4 мая 1905 г. // Государственный архив Томской области. - Ф. 411. - Оп. 1. - Д. 148. - Л. 9-10. (1905).
...95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ