ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОДРУЖЕСТВА НАЦИЙ, УСТАВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 История формирования Содружества Наций 5
1.2. Устав Содружества Наций 13
1.3. Экономические отношения внутри Содружества Наций 19
1.4 Перспективы и риски Содружества наций после Brexit 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА НАЦИЙ ВО ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 27
2.1 Официальная стратегия министерства по делам Содружества 27
2.2 Общественно-политические дебаты в Великобритании в отношении Содружества наций 35
2.2.1. Позиция консервативной партии 35
2.2.2. Позиция лейбористской партии 37
2.2.3. Позиция либерально-демократической партии 39
2.2.4 Позиция Партии Независимости Соединенного Королевства 40
2.2.5. Дебаты в палате Лордов об отношениях Великобритании и Содружества наций 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Рисунок 1. Структура административных органов Содружества наций 50
Таблица 1. Крупнейшие торговые партнеры Великобритании 51
Таблица 2. Крупнейшие торговые партнеры Австралии 52
Таблица 3. Крупнейшие торговые партнеры Индии 53
Таблица 4. Крупнейшие торговые партнеры Канады 54
В условиях современного мира, всеобъемлющей глобализации и взаимозависимости, очень важны исследования международных организаций, как новых акторов международной системы. Для нашего исследования мы решили выбрать Содружество наций, как одну из крупнейших и долго действующих организаций. Содружество Наций — добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Кроме того, члена Содружества являются Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. На сегодняшний день членами Содружества наций являются 52 страны.
Актуальность нашего исследования заключается в следующем. Содружество Наций - не первый пример распада системы и образования на ее обломках Международной организации. Другим примером может послужить создание СНГ на постсоветском пространстве. Современный курс Великобритании на деинтеграцию с Европейским союзом не может не отразиться на всей внешней политике страны. В частности, после событий Brexit, направление внешней политики Великобритании по отношению к Содружеству наций должно приобрести качественно новые характеристики. Brexit - это общее сокращение от British exit, что дословно переводится как «британский выход». Термином Brexit стали именовать кампанию по выходу Великобритании из состава Евросоюза. Данную инициативу поддержали 17 миллионов британцев. Все они пожелали покинуть ЕС. Этих результатов хватило для принятия судьбоносного решения. Вместе с тем жители Лондона и Шотландии голосовали против выхода из EC, но их голосов было слишком мало.
Объектом исследования в данной работе будет внешняя политика Великобритании. Предметом является Содружество наций как элемент внешней политики Великобритании.
Цель ВКР - рассмотреть современное положение Содружества наций во внешней политике Великобритании, оценить выгоды и перспективы Великобритании в рамках Содружества
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
• кратко рассмотреть историю функционирования Содружества;
• отразить основные положения Устава Содружества наций и деятельность организации, инструменты и механизмы работы;
• оценить экономические показатели в рамках Содружества наций;
• рассмотреть перспективы Содружества наций после Brexit;
• рассмотреть современное положение Содружества наций во внешней политике Великобритании с точки зрения правительства;
• рассмотреть позиции политических партий Великобритании в отношении Содружества
Хронологические рамки. Основной временной промежуток для нашего исследования - современный этап развития внешней политики Великобритании, с 2010 года по сегодняшний день.
Теория и методология. В данном исследовании мы обращались к официальным документам секретариата Содружества, манифестам британского правительства, официальным интернет-ресурсам Содружества наций и правительства Великобритании, как к главным источникам официальных документов, касающихся деятельности организации. При рассмотрении экономических показателей использовались данные сайта www.tradingeconomics.com . Также использовалась вторичная документация. В первую очередь это работы таких авторов, как Крылов Н.С., Остапенко Г.С., Хахалкина Е.В., Сухоруков А.В. Все эти авторы в своих работах рассматривают историю формирования Содружества Наций, как основного направления внешней политики Великобритании.
В итоге проделанной работе нами планируется достичь понимания того, какие основные приоритеты существуют в современной внешней политике Великобритании, какое место занимает Содружество наций, каковы выгоды Лондона от членства в Содружестве, какие дальнейшие перспективы организации в условиях Brexit.
Структура работы. В первой главе мы рассмотрим историю формирования Содружества наций как современной международной организации, оценим устав, деятельность и механизмы работы Содружества, рассмотрим экономические показатели торговых отношений крупных стран Содружества наций, а также оценим перспективы развития организации после Brexit. Во второй главе нам предстоит рассмотреть официальную позицию Форин-офиса в отношении Содружества наций, какова его роль в современной внешней политике правительства Соединенного Королевства, а также обратимся к общественно-политическим дебатам в отношении ассоциации. За основу будут взяты официальные манифесты политических партий и заявления их представителей.
Подводя итоги проделанной работы, в первую очередь мы хотим подчеркнуть, что сегодня Содружество наций - весьма успешно функционирующая международная организация с богатой историей и глубоким потенциалом. Содружество успешно выполняет поставленные Уставом цели и задачи. Во внешней политике Великобритании Содружество наций занимает одно из ведущих мест, во многом из-за тесных исторических связей с бывшими колониями. Однако это не единственная причина взаимодействия в рамках организации. Содружество наций для Великобритании в первую очередь играет роль «мягкой силы», а также оно стало потенциально новым партнером, способным заменить Европейский Союз.
Нам удалось выполнить поставленные задачи и сделать определенные выводы. Содружество Наций прошло долгий путь формирования и развития. Сначала оно существовало как неформальная добровольная ассоциация государств - бывших колоний, доминионов и экс-метрополии. Затем, с учреждением Секретариата Содружества наций как административного органа, ассоциация превратилась в полноценную международную организацию, которая на сегодняшний день является самой крупной организацией в мире после ООН. До 1970х годов устройство Содружества было англоцентричным, Лондон контролировал все финансовые потоки, экономические и политические аспекты взаимодействия в рамках Содружества. Однако, в 70-е главным приоритетом внешней политики Великобритании становится европейская интеграция, и дела Содружества отходят на второй план. В добавок к этому, новые государства-члены Содружества были весьма недовольны тем, что Содружество наций является для Лондона инструментом реализации собственных национальных интересов в регионах, без учета мнения стран-членов. Таким образом, в постбиполярную эпоху Содружество окончательно становится мультилатеральным. Сингапурская декларация 1971 года определяет Содружество как «добровольную ассоциацию независимых суверенных государств, ответственных каждое за свою собственную политику, консультирующихся и сотрудничающих в общих интересах своих народов и в укреплении международного взаимопонимания и всеобщего мира».
Основными принципами Содружества являются:
• обязательность мира и международного порядка для безопасности и благосостояния человека;
• обеспечение свободы и равноправия каждого, без расовых различий, а также свободы выражения мнений по политическим и другим вопросам;
• право каждого гражданина на участие в политическом и демократическом развитии своего общества и борьбу с колониализмом и расизмом;
• предотвращение войны и ее причин;
• борьба против несправедливости, содействие взаимоуважению и терпимости;
• достижение прогресса через сотрудничество народов.
Экономические выгоды от членства в Содружестве наций не велики. Торговые отношения между странами-членами, безусловно, присутствуют, однако они не являются ключевыми друг для друга. Для Великобритании, Канады и Индии (одни из самых крупных и развитых стран в Содружестве) самым крупным торговым партнером являются США, для Австралии главный торговый партнер - Китай и страны Океании. Безусловно, внутри Содружества есть тесные экономические и финансовые связи, но они далеко не такие крепкие, как может показаться на первый взгляд.
На современном этапе Содружество наций для правительства является одним из ключевых направлений во внешней политике. Содружество наций является для Великобритании ценным политическим инструментом продвижения демократических ценностей, верховенства права и прав человека, «мягкой силой». За последние годы правительство много инвестировало в различные проекты в рамках Содружества, как, например, разработка и принятие Устава, наблюдение за проведением выборов, консультации по развитию и стабилизации. Одним из механизмов по углублению сотрудничества в рамках Содружества наций стало проведение Игр Содружества в Глазго в 2014 году, а также встречи глав правительств стран-членов каждые два года. Однако, даже после Brexit, Содружество не сможет заменить собой Европейский Союз в качестве основного партнера, экономического и политического.
В программах политических партий Великобритании Содружеству наций отводится незначительная роль, в основном оно рассматривается как инструмент «мягкой силы». В экономическом плане партии считают, что Содружество не сможет заменить собой Европейский Союз, однако дебаты относительно создания Зоны свободной торговли продолжаются. Встреча глав правительств стран Содружества в апреле 2018 года подведет итоги проделанной работе и поставит новые цели развития. Особенно это будет актуально, так как «разводный» процесс Великобритании и Содружества наций уже запущен, осталось выработать новую программу действий.
1. Indian Independence Act, 1947 [Электронный ресурс] // Официальный сайт
правительства Великобритании. URL:
http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1947/30/pdfs/ukpga 19470030 en.pdf(дата обращения: 01.04.2017)
2. The London Declaration, 1949 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Содружества
наций. URL:
http://www.thecommonwealth.org/files/214257/FileName/TheLondonDeclaration1949.pdf (дата обращения: 01.04.2017)
3. Winston S. Churchill, Speeches 1947 and 1948. Europe Unite, London, 1950. P. 418.
4. Singapore Declaration of Commonwealth Principles 1971 [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Содружества наций. URL:
http://thecommonwealth.org/sites/default/files/history- items/documents/Singapore%20Declaration.pdf (дата обращения: 02.04.2017)
5. Biennial Report of the Commonwealth Secretary-General, 2015. [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Содружества наций. URL:
http://thecommonwealth.org/sites/default/files/BR220013-2015.pdf (дата обращения:
15.04.2017)
6. Prime Minister David Cameron held a press conference at the Commonwealth Heads of
Government Meeting, 25.11.2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Великобритании.URL:
https://www.gov.uk/government/speeches/commonwealth-heads-of-government-meeting- press-conference-28-november-2015 (дата обращения:03.04.2017)
7. Brexit and Commonwealth Trade, November 2016. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Содружества наций.URL: http://thecommonwealth.org/sites/default/files/news- items/documents/BrexitPolicyBrief18112016.PDF (дата обращения: 05.04.2017)
8. Single Department Plan: 2015 to 2020 [Электронный ресурс]// Официальный сайт
правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/publications/fco- single-departmental-plan-2015-to-2020/single-departmental-plan-2015-to-2020 (дата
обращения: 07.05.2017)
9. Britain and Commonwealth: historic friends, future partners. 18.12.2012 [Электронный
ресурс]// Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/britain-and-the-commonwealth-historic-friends- future-partners (дата обращения: 05.05.2017)
10. Government Response to the House of Commons Foreign Affairs Committee Report HC114 of Session 2012-13: THE ROLE AND FUTURE OF THE COMMONWEALTH [Электронный ресурс]: // Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/68683/Cm 8 521.pdf (дата оращения: 05.05.2017)
11. 2010 to 2015 government policy: the Commonwealth. 08.05.15 [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-policy-the- commonwealth/2010-to-2015-government-policy-the-commonwealth (дата обращения: 05.05.2017)
12. The Commonwealth remains extremely relevant.15.03.17 [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-commonwealth-remains-extremely-relevant (дата обращения: 06.05.2017)
13. The EU and the Commonwealth: the UK’s place in both. 25.05.16 [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-eu-and-the-commonwealth-the-uks-place-in- both--2 (дата обращения: 07.05.2017)
14. The Conservative Party Manifesto 2015. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
консервативной партии Великобритании. URL: https://s3-eu-west-
1. amazonaws.com/manifesto2015/ConservativeManifesto2015.pdf (дата обращения:
08.05.2017)
15. The Labour Party Manifesto 2015. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
лейбористской партии Великобритании. URL: http://www.labour.org.uk/page/-
/BritainCanBeBetter-TheLabourPartyManifesto2015.pdf (дата обращения: 08.05.2017)
...29