Оглавление 2
Введение 3
1. Дифференциация СМИ: от специализированных — к нишевым сетевым изданиям
1.1. Сетевые СМИ. История появления 8
1.2. Сетевые СМИ сегодня 12
1.3. Нишевые сетевые СМИ и социальные медиа 19
2.. Сегментирование аудитории в Интернете 26
3. Особенности работы редактора сетевого нишевого издания (кейс CTFNEWS.RU)
3.1. Характеристика CTF-движения и предпосылки создания новостной ленты «Всё о CTF в России» 32
3.2. Особенности создания и редактирования контента CTFnews.ru 37
Заключение 45
Список литературы и использованных источников 48
Количество сетевых изданий с каждым годом растёт. Под ними мы понимаем те средства массовой информации, что существуют только в интернете и не имеют бумажных аналогов. Одна из самых интересных тенденций в этой области — появление нишевых сетевых СМИ. Концепция таких изданий предполагает, что они намеренно сохраняют узкую аудиторную направленность, работая с читательскими запросами конкретных сетевых групп и сообществ.
Безусловно, развитие этих двух направлений в сетевом медиапространстве не могло не стать причиной трансформации профессиональных функций журналиста и редактора. Чтобы определить, какие изменения произошли в профессии с развитием двух актуальных тенденций, была проделана данная исследовательская работа.
Таким образом, цель настоящего исследования — определить, в чём именно состоит редакторская работа в нишевом сетевом СМИ, и выявить особенности при работе с контентом и аудиторией, которые проявляются в процессе редактирования в пространстве нишевой интернет-журналистики.
В ходе исследования возник ряд задач, одна их которых заключается в необходимости разделения понятий редактирования в традиционных СМИ и веб-редактирования — то есть работы редактора в интернет-медиа.
Согласно Издательскому словарю-справочнику, в классическом определении под редактированием понимают процесс, главная цель которого — на основе анализа предназначенного к публикации произведения (в конкретном случае — журналистского текста) установить меру его общественной ценности, т.е. меру соответствия содержания и формы его общественному, социально-функциональному назначению и читательскому адресу.
Процесс редактирования подразумевает также руководство подготовкой и выпуском изданий, программ телевидения, радио, интернет- изданий. Также исследователи сходятся во мнении, что редакторы ответственны за коммуникацию и совместно-творческую деятельность с источниками информации, поиск в подсистемах массовой коммуникации социально активных общественных групп и потенциальной аудитории . Под этим понимается, что именно редакторы реализуют коммуникативные функции средств массовой информации.
На сегодняшний момент функциям редакторов в традиционных СМИ посвящено значительное количество трудов и учебных пособий. Так, например, автор учебного пособия «Практическая журналистика» А.В. Колесниченко пишет, что работа редактора отдела в газете или журнале складывается из двух частей. Во-первых, это генерирование идей для материалов и формулировка тем будущих статей, а во-вторых, собственно редактирование текстов, написанных журналистами и внештатными авторами. Иногда редакторы отделов также пишут тексты сами, но это не основная их работа — равно как и поиск авторов, которые могли бы лучше всех раскрыть соответствующую тему материала5.
А. Мильчин в качестве основных функций редактора печатного СМИ называет распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением за определенный срок. Кроме того, задача редактора, по его словам, заключается в популяризации той компании, в которой он работает.
В обязанность редактора также входит контроль достоверности информации, исправление фактологических ошибок или искажений, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства. В газете редактор иногда может также заниматься формированием макета, то есть определять дизайн полосы и элементами вёрстки.
Об обязанностях редактора печатных СМИ в своё время писали А.Э. Мильчин в учебнике «Методика редактирования текста», Н.З. Рябинина в труде «Настольная книга редактора и корректора деловой литературы», авторы учебника «Редакторская подготовка изданий» под ред. Антонова С.Г. и другие исследователи.
Наличие многих источников по этой теме подтверждает, что вопрос профессиональных функций редактора в печатных СМИ хорошо изучен. Однако с выходом журналистики в сетевое пространство функции редакторов претерпели значительную трансформацию. Не потеряв при этом своего первоначального значения, теперь они охватывают гораздо большее поле деятельности. На сегодняшний день функции веб-редактора распространяются от редактирования веб-страниц, кодировки исходного материла для представления на сайте до управления сайтом, социальными сетями и его коммуникационным окружением.
Каким образом все эти процессы сочетаются в ходе работы редактором сетевого нишевого СМИ? Насколько сильно в таком случае изменяются профессиональные функции редактора в отличие от редактора традиционных изданий? Безусловно, во многом редактор нишевого издания выполняет аналогичные функции — или предполагается, что он должен выполнять. Однако практика показывает, что нишевые издания имеют принципиально другой принцип формирования модели содержания, иные подходы формирования и работы с аудиторией. Это не может не повлечь за собой значительные изменения функций редактора. В этой работе мы подробно рассмотрим специфику нишевых изданий, изучим принципы формирования аудитории сетевых СМИ и выясним, как эти особенности накладывают отпечаток на работу редактора.
Основой данного исследования стал реализованный автором на практике опыт работы редактора сетевого нишевого СМИ.
В ходе осуществления журналистской деятельности мне, Щедриной Полине, автору данного исследования, было предложено поучаствовать в разработке и стать редактором одного из таких нишевых сетевых изданий.
Новостная лента «Всё о CTF в России» запустилась весной 2015 года. Сетевое издание CTFnews.ru посвящено запросам российского CTF- движения — сообщества молодых людей, увлекающихся вопросами информационной безопасности. Аббревиатура CTF в переводе с английского расшифровывается как «Захвати флаг» и в данном случае обозначает формат командных соревнований по кибербезопасности. Сайт CTFnews.ru работает в формате информационно-новостного ресурса, аккумулируя на одной сетевой площадке всю актуальную информацию о событиях и людях, известных в области CTF-соревнований и профессиональной защиты информации.
В настоящий момент я продолжаю вести новостную CTF-ленту, выполняя обязанности редактора и единственного сотрудника редакции этого сетевого издания. В связи с этим можно утверждать, что принципы и особенности редактирования нишевого интернет-издания воплощаются в моей повседневной профессиональной деятельности. В ходе исследования был проведён анализ новых функций, стоящих перед редактором нишевого сетевого СМИ. Выбранный метод кейсов основывается на реальном фактическом материале — профессиональном опыте работы редактором нишевого сетевого издания. Технология работы с кейсами предполагает выработку различных способов действия и вариантов решения проблемы в данной ситуации. В данном случае она направлена на решение актуальных задач, стоящих перед редакторами подобных изданий.
Таким образом, предметом исследования стала новостная лента «Всё о CTF в России», которая является частным случаем нишевого сетевого издания. Объектом исследования стал личный профессиональный опыт редактирования новостной ленты CTFnews.ru, рассматриваемой автором исследовательской работы.
Настоящая бакалаврская работа представляет собой трёхчастное исследование, логичное и закономерное по структуре. В I главе предлагается рассмотреть, как появились нишевые сетевые издания и какие особенности характеризуют их среди других видов СМИ. II глава целиком посвящена вопросам формирования аудитории нишевых сетевых изданий. III глава представляет собой практическое исследование функций редактора на основе профессионального опыта. Результатом проделанной работы стало подробное исследование трудовых функций, которые стоят перед редакторами современных нишевых сетевых изданий, и выявление их особенностей в отличие от обязанностей редактора в печатных СМИ.
Новостной интернет-сайт CTFnews.ru — пример довольно часто встречающегося сегодня явления, когда за конкретным сетевым медиаресурсом стоит один человек. Являясь редактором нишевого сетевого издания, я одновременно выполняю функции репортера, фотографа, вебмастера, модератора, контент-менеджера, специалиста по продвижению сайта, корректора, менеджера по социальным сетям и по работе с аудиторией.
Вышеперечисленные функциональные роли редактора сетевого ресурса, закономерно возникшие с выходом журналистики в сетевое пространство, подтверждают появление нового вида редактирования — вебредактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовке веб-страниц к изданию. Закономерное возникновение новых профессиональных редакторских функций в нишевых сетевых изданиях подтверждает, что нишевые издания имеют принципиально другой принцип формирования модели содержания, иные подходы формирования и работы с аудиторией.
Рассмотрев специфику нишевых сетевых изданий и изучив принципы формирования аудитории в сети, мы не только выявили новые подходы к профессиональной деятельности редактора сетевого СМИ, но и определили, что при всей своей новизне формата редактирование электронных изданий в значительной степени наследовало задачи, функции и структуру газетных и журнальных редакционных систем. При этом уместно говорить о трансформации классического понятия редактирования материалов и содержимого издания. Так, например, редактирование содержания в нишевом сетевом издании CTFnews.ru становится более многомерным, чем в печатных СМИ, и включает в себя сразу несколько параллельных процессов. Во-первых, это пользовательское редактирование, которое осуществляется при обработке и модерации предложенных интернет-пользователями новостей. Во-вторых, это саморедактирование — его необходимость объясняется тем, что в качестве редактора я должна контролировать работу не других журналистов, а лично себя, выполняя различные виды творческой журналистской деятельности. И, наконец, профессиональное (литературное) редактирование, которое реализуется по отношению ко всему медиаконтенту сайта.
В ходе исследования новых функций редактора и разбора кейсов новостного сайта CTFnews.ru была выявлена принципиальная разница между работой редактора сетевого нишевого и традиционного СМИ. Здесь следует выделить узкую профилизацию аудиторных групп и контента издания. Это возлагает на редактора необходимость в углублении специализации своих профессиональных навыков, которые бы соответствовали информационным запросам аудитории.
Вторым принципиальным отличием является регулярная работа с пользовательским контентом и сетевыми сообществами. Коммуникация с пользователями происходит, как правило, в виртуальном пространстве — не только на площадке веб-ресурса, но и в социальных сетях, интернет- сообществах и группах интересов аудитории.
Нужно понимать, что новостные поводы из столь нишевой области — сферы российских соревнований по информационной безопасности — возникают далеко не каждый день. Поэтому в перерывах между соревнованиями новостная лента CTFnews.ru обновляется не ежедневно, а еженедельно. Активность в социальных сетях было принято поддерживать поиском и публикацией ссылок и ресурсов, полезных для просвещения и актуализации навыков студентов и школьников по кибербезопасности. В качестве кейса в этом случае был определён отбор новостей из области киберспорта, записей из профессиональных блогов известных экспертов по защите информации или же ссылок на обучающие сайты и видео, воспользовавшись которыми, можно на практике проверить свои профессиональные навыки будущего специалиста по ИБ.
Подведем итог исследованию и скажем, что с выходом журналистики в сеть и с обретением отдельными изданиями «нишевого» статуса профессия редактора неминуемо претерпела значительные трансформации. На примере функционирования сайта CTFnews.ru можно увидеть, что сегодня редактор должен выполнять множество дополнительных, не связанных с классическим определением редактирования функций, которые задаются сетевым и нишевым направлением ресурса.
По сути, редактор сетевого издания в ходе выполнения своей работы должен основываться на принципах транспрофессионализма. Нишевое направление рассматриваемого в исследовании сетевого издания добавляет в специфику работы редактором ещё и необходимость базового ориентирования в теме ИТ и информационной безопасности. Это позволяет лучше понимать запросы читателей и разбираться в интересах сетевого сообщества, из которого и складывается аудитория издания.
I. Издательский словарь-справочник под ред. А.Э. Мильчина. ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 558 с.
3. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
4. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 524 с.
6, 7. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. — 383 с.
8. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 87 с.
10. Давыдов И. Книга вымышленных существ // Независимая газета. - 2001. - № 26.
II. Раскладкина М.К. Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований // Сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - Вып.1.
12. В.Б. Наумов. Право и Интернет: Очерки теории и практики. — М.: Книжный дом «Университет». — 432 с, 2002.
14. Колесникова, М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: Типологический аспект : Автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Колесникова Мария Михайловна. - Ростов н/Д, 2002. - 22 с;
15. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. — 383 с....27