Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения как способ расширения словарного запаса у обучающихся 3 класса (Красноярский педагогический колледж №1)

Работа №181520

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы68
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: учащиеся 3 класса (18 человек).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие и классификация изобразительно-выразительных средств в литературном чтении 7
1.2 Особенности речевого развития обучающихся 3 класса 12
1.3 Методы и приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами в начальной школе 17
ГЛАВА 2. Опытно-практическая часть по расширению словарного запаса обучающихся 3 класса через использование приёмов работы с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения 23
2.1. Анализ исходной ситуации 23
2.2. Разработка методики расширения словарного запаса через изобразительно-выразительные средства 34
2.3. Планирование уроков литературного чтения с использованием приёмов работы с изобразительно-выразительными средствами 43
2.4. Практическая апробация разработанных приёмов и анализ их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Современное начальное образование направлено не только на формирование у обучающихся базовых умений чтения и письма, но и на развитие их речевой культуры, что предполагает обогащение словарного запаса, совершенствование выразительности речи и понимания текстов. Одним из эффективных инструментов достижения этих целей является использование изобразительно-выразительных средств языка, которые помогают детям глубже воспринимать художественные произведения, осмысленно анализировать их и обогащать собственную речь, понимать язык художественных произведений и развивать абстрактное мышление.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения речевой компетентности младших школьников, поскольку словарный запас во многом определяет успешность дальнейшего обучения и социализации, а понимание прочитанного способствует усвоению материала. В третьем классе происходит активное накопление словарного фонда, освоение новых значений слов, а также развитие навыков анализа художественных текстов. Однако традиционные методики не всегда позволяют эффективно усвоить изобразительно-выразительные средства, что требует поиска новых приёмов работы с ними. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, обучающийся должен уметь «воспринимать, передавать и интерпретировать информацию с помощью различных языковых средств в устной и письменной форме» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. от 31.12.2015).
Объект исследования – процесс расширения словарного запаса обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения посредством изучения изобразительно-выразительных средств.
Предмет исследования – приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения, способствующие расширению словарного запаса третьеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить возможность использования приёмов работы с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения как способа расширения словарного запаса обучающихся 3 класса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
̶ рассмотреть теоретические основы использования изобразительно-выразительных средств в начальной школе;
̶ определить особенности речевого развития третьеклассников;
̶ проанализировать существующие методы и приёмы работы с выразительными средствами языка;
̶ изучить уровень сформированности навыков выявления и понимания изобразительно-выразительных средств у младших школьников через проведение диагностик;
̶ описать методические аспекты работы над изобразительно-выразительными средствами, способствующие расширению словарного запаса обучающихся 3 класса;
̶ провести апробацию предложенной методики и оценить её эффективность.
Развитие речи младших школьников является одной из важнейших задач начального образования, поскольку оно лежит в основе успешного освоения всех учебных дисциплин и полноценного речевого взаимодействия. Формирование умения правильно, последовательно и выразительно выражать свои мысли тесно связано с изучением художественной литературы, анализом изобразительно-выразительных средств, а также с расширением словарного запаса. В этом контексте особую значимость приобретает продуманная методика обучения, направленная не только на развитие технических навыков чтения, но и на глубокое понимание художественного текста, эмоционально-ценностное восприятие и развитие выразительной речи учащихся.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и лингвистов, таких как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, Р.Н. Бунеев, В.С. Текучева и др., в которых рассматриваются вопросы развития речи, формирования речевых и коммуникативных умений, методики литературного образования в начальной школе. В исследовании применяются методы теоретического анализа научной и методической литературы, педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики уровня сформированности словарного запаса, а также педагогический эксперимент, направленный на выявление и оценку эффективности используемых методических приёмов..
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов, направленных на активизацию работы с изобразительно-выразительными средствами языка, что позволит повысить уровень речевой компетентности младших школьников.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования изобразительно-выразительных средств в начальной школе, их классификация и особенности восприятия младшими школьниками. Вторая глава посвящена опытно-практической части: анализу исходной ситуации, исследованию учебно-методических комплексов, разработке и апробации методики, а также оценке её эффективности.
В работе мы опирались на следующие определения изучаемых понятий:
Словарный запас — совокупность всех слов, которые человек понимает и употребляет в устной и письменной речи. Словарный запас характеризуется объёмом, разнообразием и степенью усвоенности лексики. По мнению Л.С. Выготского, словарный запас ребёнка формируется в процессе речевого и мыслительного развития и напрямую связан с его познавательной активностью [19].
Изобразительно-выразительные средства — это средства художественной выразительности языка, при помощи которых автор воздействует на читателя, создаёт образ, передаёт эмоциональное и смысловое содержание текста. К таким средствам относятся метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др. [5].
Приём — способ организации учебного материала и деятельности учащихся, направленный на достижение определённой педагогической цели. Приём является элементом метода обучения, конкретным действием, обеспечивающим реализацию методической задачи


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения данной работы была исследована одна из актуальных задач начального литературного образования – развитие словарного запаса учащихся 3 класса посредством работы с изобрази-тельно-выразительными средствами. Развитие речи младших школьни-ков тесно связано с освоением выразительных особенностей художе-ственного текста, что, в свою очередь, формирует более глубокое пони-мание содержания, эмоциональную отзывчивость и языковую чуткость.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретиче-ские аспекты изучаемой темы. Было дано определение изобразительно-выразительным средствам, выделены их основные виды и дана класси-фикация, применимая к начальному обучению. Также проанализирова-ны особенности речевого развития третьеклассников, что позволило вы-явить возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия детьми образного языка художественного текста.
Изучение методов и приёмов работы с изобразительно-выразительными средствами позволило определить наиболее эффектив-ные пути воздействия на речевое развитие младших школьников. Были рассмотрены как традиционные, так и инновационные педагогические технологии, способствующие активизации словарной деятельности и формированию выразительной речи.
Во второй главе дипломной работы представлен практический опыт, направленный на реализацию теоретических положений. В рамках анализа исходной ситуации выяснилось, что словарный запас обучаю-щихся ограничен, дети испытывают трудности в понимании художе-ственного текста, затрудняются в интерпретации образных выражений и не всегда могут использовать их в собственной речи.
С целью восполнения данного дефицита была разработана мето-дика, направленная на расширение словарного запаса учащихся через приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами. Методи-ка включала в себя серию заданий и упражнений, построенных на рабо-те с художественным текстом, выделении образных выражений, их объ-яснении и последующем активном использовании в собственной речи учеников.
Разработанная система уроков литературного чтения была внед-рена в образовательный процесс в рамках практической апробации. Учащимся были предложены задания, направленные на осмысление и употребление таких средств, как сравнение, метафора, эпитет, олицетво-рение. При этом особое внимание уделялось развитию коммуникатив-ных навыков и связной речи детей.
Результаты проведённой работы показали положительные измене-ния: учащиеся стали лучше понимать художественные тексты, научились определять в них выразительные средства, расширился их словарный запас, повысился интерес к предмету. Наблюдалась и качественная ди-намика в устной и письменной речи школьников — она стала более вы-разительной, насыщенной и грамотно оформленной.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами способ-ствуют активному обогащению словаря младших школьников,а следо-вательно, его расширение, получила подтверждение. Представленная методика может быть рекомендована для широкого применения в прак-тике начального образования.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами для планирования уроков литературного чтения, составления индивиду-альных программ речевого развития, а также в процессе подготовки студентов педагогических специальностей. Работа подчёркивает важ-ность интеграции литературного образования и развития речи как осно-вы формирования языковой личности младшего школьника.



1. Фе де ра льны й го су да рстве нны й о бра зо ва те льны й ста нда рт на ча льно го  о бще го  о бра зо ва ни я  (2009) [Э ле ктро нны й ре су рс]. — Ре жи м до сту па : http://kpfu.ru/ (да та  о бра ще ни я : 29.04.2025).
2. Габдуллина Л.Н. Нетрадиционные техники рисования на уроках изо помогают развить креативное мышление у учеников // E-Scio. – 2020. – № 3 (42). – С. 331-335. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-na-urokah-izo-pomogayut-razvit-kreativnoe-myshlenie-u-uchenikov (дата обращения: 17.03.2025).
3. Ивашкина А.И. Развитие творческого воображения у детей младше-го школьного возраста на уроках изобразительного искусства / А. И. Ивашкина, О.А. Овсянникова // Педагогический вестник. – 2020. – № 15. – С. 22-24. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Кибер-ленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 17.03.2025).
4. Истомина К.И. Развитие творческого воображения у второклассни-ков в проекте «Рисование мое хобби» // Вестник науки. – 2024. – № 3 (72). – С. 255-267. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-vtoroklassnikov-v-proekte-risovanie-moe-hobbi (дата об-ращения: 17.03.2025).
5. Кочергина В.А. Введение в языковедение : Основы фонетики-фонологии. Грамматика : [Учеб. пособие для вузов по спец. "Вост. яз. и лит."] / В. А. Кочергина. - 2-е изд., перераб. - Москва : Изд-во МГУ, 1991. - 204,[1] с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-211-01530-4 : 3 р. 10 к.
6. Куватова Р. Б. Использование нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству, как средство творческой активности млад-шего школьника / Р.Б. Куватова, Л.М. Александрова // Символ науки. – 2016. – № 3-2. – С. 86-89. – Электронная копия доступна на сайте элек-трон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.03.2025).
7. Кузьмина А.И. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения младших школьников // Современные научные ис-следования и разработки. – 2018. – № 6 (23). – С. 397-399. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35690360_49042336.pdf (дата обра-щения: 17.03. 2025). – Доступ после регистрации.
8. Ласинская Д.И. Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии личности младшего школьника // Актуальные проблемы соци-ально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2021. – № 1 (25). – С. 19-20. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46426519_10792062.pdf (дата обра-щения: 17.03. 2025). – Доступ после регистрации.
9. Меньшикова Е.А. Использование нетрадиционных техник рисова-ния для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Е.А. Меньшикова, А.А. Макарова // Ped.Rev. – 2024. – №2 (54). – С. 7-16. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya-dlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.03.2025).
10. Охрименко А.Ю. Развитие творческих способностей у младших школьников средствами нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства / А.Ю. Охрименко, О.В. Балдина, А.А. Джу-маналиева // Научное и образовательное пространство в условиях вызо-вов современности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2024. – С. 128-130. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва "Ин-терактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/923/Action923-563313.pdf (дата обращения: 17.03.2025).
11. Пашнина С.А. Методы развития творческих способностей сред-ствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – С. 107-110. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Ки-берленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-sredstvami-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.03.2025).
12. Сидорова Е.Э. Развитие творческого воображения младших школь-ников посредством нетрадиционных техник рисования / Е.Э. Сидорова, Н.М. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образова-ния. – 2018. – № 61-3. – С. 258-262. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov-posredstvom-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya (дата обращения: 17.03.2025).
13. Тарасова Т.А. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей школьников / Т.А. Тарасова, О.А. Овсянникова // E-Scio. – 2020. – № 6 (45). – С. 328-334. – Электронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 17.03.2025).
14. Филиппова А.А. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения первоклассников / А.А. Филиппова, Н.Д. Неустроев // Меридиан : электрон. журн. – 2018. – № 4 (15). – С. 39-41. – URL: https://meridian-journal.ru/site/article42dd/?ysclid=m8csmzq520931151966 (дата обращения: 17.03.2025).
15. Ческидова И.Б. Развитие чувства цвета у младших школьников по-средством нетрадиционных техник рисования // Вестник Марийского гос-ударственного университета. – 2019. – №4 (36). – С. 542-547. – Элек-тронная копия доступна на сайте электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-tsveta-u-mladshih-shkolnikov-posredstvom-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya (дата обращения: 17.03.2025).
16. Шешукова Е.И. Развитие творческого воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования / Е.И. Шешу-кова, А.М. Ершова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 42-46. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://s.science-pedagogy.ru/pdf/2021/2/2368.pdf (дата обращения: 17.03.2025).
17. Арябкина И.В. Основы творческого развития младших школьников в художественно-эстетической деятельности : учеб. пособие / И.В. Аряб-кина, А.А. Спиридонова. – Ульяновск : УлГТУ, 2021. – 117 с.
18. Васильева Р.М. Дидактические аспекты художественно-эстетической среды в начальной школе / Р.М. Васильева, С.Г. Соколова // Вестник ЧГПУ им. И.Я Яковлева. – 2018. – № 2 (98). – С. 163-170. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-aspekty-hudozhestvenno-esteticheskoy-sredy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 22.04.2024).
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2019. – 1136 с.
20. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов : учеб. пособие / И.П. Ильинская. – Белгород : Белгород, 2014. – 231 с. : ил.
21. Кириллова Л.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Л.С. Кириллова, В.В. Лебедин-ская // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – №. 27. – С. 100-105. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 22.04.2024).
22. Неустроева М.И. Развитие художественно-эстетической культуры младших школьников // European science. – 2018. – № 10 (42). – С. 63-65. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-esteticheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.04.2024).
23. Подласый, И.П.Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обуче-ния / И.П. Подласый. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО С, 2014. –574 с.
24. Салютнова В.И. Теория и методика художественно-эстетического образования младших школьников : учеб. пособие / В.И. Салютнова ; ЗабГУ. – Чита : ЗабГУ, 2017. – 123 с. : табл.
25. Симонова П.С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе // Молодой ученый. – 2018. – № 2 (188). – С. 142-146. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://moluch.ru/archive/188/47684/ (дата обращения: 23.04.2024).
26. Тюрина И.А. Формирование основ художественно-эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Гумани-тарное пространство. – 2018. – № 3. – С. 472-479. – Электрон. копия до-ступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-hudozhestvenno-esteticheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (да-та обращения: 22.04.2024).
27. Фомина Т.Н. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Фомина Татьяна Николаевна. – Омск, 2011. – 134 с. – Электрон. копия фрагмента дис. доступна на сайте электрон. б-ки дис-сертаций Dissercat. URL: https://www.dissercat.com/content/aktivizatsiya-tvorcheskoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-na-zanyatiyakh-po-izobrazitelno-0 (дата обращения: 23.04.2024).
28. Формы и методы художественно-эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы / Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петрова, Ф.М. Сулейманова, С.А. Косцова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №3 (82). – С. 317-320. – Элек-трон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 22.04.2024).
29. Щербо А.Б. Формирование у младших школьников способно-стей к художественно-эстетической деятельности : дис ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Щербо Алла Борисовна. – Винница, 1983. – 370 с. : ил + Прил. (114 с.: ил.). – Электрон. версия фрагмента дис. доступна на сайте элек-трон. б-ки диссертаций Dissercat. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-mladshikh-shkolnikov-sposobnostei-k-khudozhestvenno-esteticheskoi-deyatelnost (дата обращения: 23.04.2024).
30. Ясинских Л.В. Нравственно-эстетическое развитие младших школьников в художественной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 12. – С. 70-74. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-esteticheskoe-razvitie-mladshih-shkolnikov-v-hudozhestvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ